Управляющая компания не хочет заключать договор энергоснабжения

Когда РСО не может отказать в заключении договора ресурсоснабжения

РСО не может отказать управляющей организации в заключении договора ресурсоснабжения, если у неё нет на то законных оснований. Сегодня мы расскажем, какие основания считать законными, а какие нет.

В преддверии отопительного сезона эту статью полезно прочитать всем управляющим организациям.

С чего всё началось

Управляющая компания решила заключить договор ресурсоснабжения с РСО на отопление. РСО до этого рассчитывалась напрямую с собственниками помещений.

Чтобы заключить договор теплоснабжения, управляющая компания подала соответствующую заявку. Но РСО приостановила рассмотрение заявки – сказала, что УО предоставила неполный комплект документов и посоветовала внимательно перечитать Правила организации теплоснабжения в РФ.

Управляющая компания поработала над ошибками и предоставила новый пакет документов. Но РСО повторно приостановила рассмотрение заявки. Она сказала, что в актах проверки готовности к отопительному сезону нет информации о готовности, а сведения о тепловой нагрузке не подтверждены технической и проектной документацией.

УО сочла, что повторно приостанавливать рассмотрение заявки нельзя по закону, РСО просто хочет уклониться от заключения договора, и подала в суд. Она попросила понудить РСО направить в свой адрес договор теплоснабжения.

Первый суд управляющая компания выиграла. Суд счёл, что управляющая организация полностью выполнила установленный порядок представления необходимых для заключения договора документов.

РСО подала встречный иск, и дважды суд вставал на её сторону. Доказал, что УО не выполнила требования п. п. 35 и 36 Правил N 808: не предоставила необходимые для заключения договора документы.

Управляющая компания заметила, что сведения о тепловых нагрузках есть у РСО, потому что они содержатся в документации по узлам учёта тепловой энергии. А технические условия на установку узлов учёта и акты их ввода в эксплуатацию выдавала и подписывала сама РСО.

Заявку на заключение договора УО подавала в конце отопительного сезона, когда наличие таких актов за прошедший сезон не имело значения. Кроме того, РСО фактически поставляла тепловую энергию в МКД, а это уже подтверждает готовность домов к отопительному сезону. Точку в деле, как всегда, поставил Верховный суд РФ.

Заключать договор ресурсоснабжения нужно

Управляющая организация управляет многоквартирным домом на основании договора управления (ч. ч. 1–3 ст. 162 ЖК РФ). В течение согласованного с собственниками МКД срока она за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги в дом. Перечень коммунальных услуг указывается в договоре управления.

При этом управляющая организация выступает исполнителем коммунальных услуг. Исполнитель КУ заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям (п. п. 6, 13, пп. «б» п. 31 Правил N 354).

Обязанность РСО – заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем. Она может сделать это, отправив оферту исполнителю, обслуживающему МКД, в который подаётся ресурс без заключения договора (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, ст. ст. 426, 445 ГК РФ, п. 10 Правил N 124).

Особенности заключения договоров ресурсоснабжения описаны в Правилах N 124:

  • исполнитель направляет в РСО заявку о заключении договора ресурсоснабжения,
  • прикладывает к заявке документы из п. п. 6, 7 Правил N 124.

Верховный суд объяснил: действительно, в заявке на заключение договора теплоснабжения должны быть данные о тепловой нагрузке теплопотребляющих установок. К заявке нужно приложить акты готовности теплопотребляющих установок к отопительному периоду.

РСО, если с заявкой всё хорошо, отправляет исполнителю ответ о согласии заключить договор ресурсоснабжения (п. 11 Правил N 124).

Основания для отказа в заключении договора

Ресурсоснабжающая организация может отказаться от заключения договора по двум причинам. Они перечислены в п. 13 Правил N 124:

  • нет технологического присоединения дома или общих сетей инженерно-технического обеспечения к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения,
  • отказ предусматривают нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения.

Тот факт, что исполнитель КУ предоставил документы не в полном объёме или неправильно их оформил, не является основанием для РСО отказать в заключении договора (п. 14 Правил N 124).

Если так происходит, РСО приостанавливает рассмотрение заявки до получения от исполнителя правильно оформленных документов. Если исполнитель в установленные сроки не приносит исправленный пакет документов, РСО прекращает рассматривать заявку.

Читайте также:  Оплата ЖКХ банковской картой через интернет без комиссии

Верховный суд РФ указал, что нормы законодательства не позволяют управляющей или ресурсоснабжающей организации уклоняться от заключения договора только потому, что

  • предоставленные сведения не соответствуют по формальным признакам;
  • сведений недостаточно, но при этом у другой стороны есть эти данные или есть возможность их получить самостоятельно.

Отказ равен уклонению от заключения договора

Верховный суд РФ определил, что управляющая компания передала ресурсоснабжающей все необходимые документы для заключения договора. Поэтому отказ РСО в направлении в адрес УО договора по обозначенным ею основаниям неправомерен и его вполне можно расценить как уклонение от заключения публичного договора.

Ресурсоснабжающая организация поставляла тепловую энергию в спорные многоквартирные дома и получала за это плату. РСО располагала достаточными для тарификации поставляемых ресурсов и для бесперебойного теплоснабжения данными о тепловой нагрузке МКД.

Выходит, что у РСО не было препятствий для включения в проект договора величин тепловых нагрузок, которые она считала достоверными. Да и факт, что она подавала тепловую энергию в отопительный сезон, говорит о формальности претензий по отношению к управляющей компании.

Содержание документов, которые предоставила УО, позволяли ресурсоснабжающей организации подготовить проект договора. У неё не было законных оснований для уклонения от заключения договора.

Куда жаловаться, если электричество к дому подключают слишком долго?

27 июня 2020 года через сайт Ленэнерго подал заявление на подключение электричества на участке ИЖС в Ленинградской области.

Практически сразу выдали абонентский номер, и с тех пор заявка стоит в статусе «Заявка на ТПр в обработке», хотя по закону, насколько я знаю, электричество должны подключить в течение 20 календарных дней.

На все мои жалобы приходит отписка, дескать, к такому-то числу все сделаем, но время идет и ничего не меняется.

Подскажите, пожалуйста, какие есть инструменты влияния на поставщиков электричества? Кому жаловаться? Что говорит о таких задержках закон и могу ли я рассчитывать на компенсацию?

По закону на подключение объекта у энергетиков есть шесть месяцев со дня заключения договора. Этот срок установлен законом, и, если энергосетевая компания его нарушила, вы можете подать на нее жалобу. Но есть нюансы — расскажу обо всем по порядку.

Как подключают электричество

Процесс подключения к электросетям выглядит так.

Заявка на технологическое присоединение. Сначала потребитель подает в электросетевую организацию заявку на технологическое присоединение. С 1 июля 2020 года все взаимодействие, включая обмен документами, происходит через портал электронных услуг Россетей.

В заявке должны быть данные заявителя, адрес участка и дома, если он уже построен. Нужно приложить документы на право собственности и простую схему с указанием, где желательна точка подключения.

Еще прописывают ряд технических параметров, самый важный из которых — лимит мощности. Для частных домов это обычно 15 кВт. Такой резерв электрической мощности позволяет использовать, например, электрокотел, который способен отапливать 150 м² площади.

ТУ для подключения. Затем сетевая организация выдает технические условия — ТУ — для подключения. В них описываются все характеристики будущего подключения, а также обязанности каждой из сторон.

Договор подключения к электросетям. Потребитель и сетевики заключают договор. В нем прописывают сроки и порядок работ. Так, электросеть выполняет работы до границ земельного участка заявителя: ставит опоры, если их не хватает, монтирует кабели, устанавливает на одну из опор счетчик.

Далее начинается зона ответственности потребителя: он ведет кабель от счетчика к будке строителей или дому, монтирует щитки, прокладывает проводку. Часть этих работ, например организация участка сети от счетчика до ввода в дом, будет описана в ТУ.

Проверка подключения и акт о присоединении. На последнем этапе электрики сетевой компании выезжают и проверяют, как сделано подключение, а затем подают напряжение. Стороны составляют акт о технологическом присоединении.

Какие установлены сроки

Сроки и процедура подключения регулируются правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением правительства от 27 декабря 2004 года № 861. Для удобства буду называть этот документ правилами технологического присоединения — это тоже верно.

В самых распространенных ситуациях, когда речь идет о подключении к сетям с напряжением до 20 кВт, предельный срок технологического присоединения — шесть месяцев. Срок может быть больше, если расстояние от участка потребителя до существующей электросети — более 300 метров в городах и более 500 метров в селах.

Читайте также:  Как отключить антенну в квартире в Москве?

При этом срок в шесть месяцев исчисляется с момента заключения договора, а договор считается заключенным с момента оплаты потребителем услуги технологического присоединения. Если расстояния не превышены, плата составляет 550 Р .

Установлены такие сроки:

  1. На то, чтобы выдать техусловия, у сетевой организации есть 30 дней. Россети сейчас выдают ТУ быстрее — за 10 дней.
  2. На оплату счета у потребителя есть 5 дней.

У потребителя после завершения всех работ должно остаться четыре документа:

  1. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
  2. Акт о выполнении технических условий.
  3. Акт о технологическом присоединении.
  4. Договор энергоснабжения.

Подключение электричества можно ускорить, если дом только строится. Помимо постоянной есть временная схема подключения. Энергетики обязаны сделать такое подключение в срок до 15 дней со дня заключения договора.

По временной схеме нельзя запитывать введенные в эксплуатацию объекты капстроя — дом так не подключить. В правилах сказано, что энергопринимающее устройство должно быть передвижным. Обычно временная схема используется для подачи электричества к строительным бытовкам, если хочется возвести дом побыстрее. В таком случае объект так и называют — передвижной строительный вагончик.

Срок работы по временной схеме не может превышать один год, а еще временная схема может оказаться более дорогой. Если надо вкапывать опоры, энергетики, скорее всего, предложат оплатить эти работы или подключиться по постоянной схеме и ждать до шести месяцев, пока опоры вкопают за счет компании. Это законно.

Как заставить управляющую компанию заключить договор с РСО, если управляющая компания уклоняется от заключения договора на теплоснабжение?

С. С. Малаховец
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

В рамках действующего законодательства УК с момента вступления в управление МКД должна заключить договор с РСО (в частности, с теплоснабжающей организацией) на теплоснабжение. В случае если УК уклоняется от заключения договора на теплоснабжение, как заставить УК заключить такой договор?

Ответ

В данном случае ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд с требованием о понуждении УК к заключению соответствующего договора. Кроме того, жилищная инспекция вправе выдать УК предписание об обязанности заключить договор с ресурсоснабжающей организацией.

Обоснование

Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

Читайте также:  Если не заключен договор с управляющей компанией, можно не платить?

Согласно п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

На основании п. 7 Положения о государственном жилищном надзоре жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. ст. 15 – 18 Закона о защите прав проверяемых лиц, а также несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Требование: О признании незаконным предписания жилищной инспекции.

Обстоятельства: Жилищной инспекцией в ходе проверки установлено, что обществом, как управляющей компанией, не заключены обязательные договоры с ресурсоснабжающими организациями, по результатам проверки выдан оспариваемый акт, пунктом которого обществу предписано заключить договоры ресурсоснабжения многоквартирного жилого дома.

Решение: В удовлетворении требования в части признания незаконным пункта предписания отказано, поскольку принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

Требование: О понуждении к заключению договора теплоснабжения.

Обстоятельства: Ответчик (организация, управляющая многоквартирным домом, для которого истец поставляет тепловую энергию и теплоноситель) необоснованно уклоняется от заключения договора теплоснабжения.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку получение ответчиком в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг и обязанностей по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и по расчету за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, что предполагает заключение договоров с организациями коммунального комплекса.

Требование: Об обязании заключить договор энергоснабжения на условиях, содержащихся в оферте.

Обстоятельства: Истец направил ответчику оферту договора энергоснабжения, от подписания которой последний уклонился.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку законом допускается внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям, при этом статус исполнителя коммунальных услуг в управляемых им многоквартирных домах не меняется и обязанность по выставлению потребителям услуг платежных документов возлагается на управляющую компанию.

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.

Обстоятельства: По результатам проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки соблюдения правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлено, что обществом не заключены договоры ресурсоснабжения на поставку энергоресурса в отношении данных многоквартирных домов, о чем составлен акт проверки и выдано соответствующее предписание.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку решение собственников вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям не освобождает общество от заключения соответствующих договоров, в том числе для оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.

Обстоятельства: Оспариваемым предписанием установлено неисполнение управляющей организацией ранее выданного предписания в части заключения договора по приобретению коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку принятие собственниками жилых помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

С. С. Малаховец
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Независимо от записи в реестре лицензий МКД “не уходит” к новой УК до расторжения прежней договора с энергосбытом в определенном договором порядке

duha127 / Depositphotos.com

Прежняя управляющая компания обязана платить за электричество, которое тратит ее “бывший” дом, вписанный в лицензию новой УК, если договор между энергосбытом и прежней УК не прекращен в порядке, предусмотренном этим договором, в частности, еще не оплачена задолженность по договору (в том числе “новая”) и не истекли 20 рабочих дней с момента получения энергосбытом уведомления о прекращении отношений.

Читайте также:  Что делать если горячая вода не соответствует норме

На это указали суды, разбирая иск от энергосбыта к управляющей компании (Определение Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 г. № 305-ЭС19-18408).

Энергосбыт потребовал уплатить за электричество, поставленное в спорный МКД в декабре – январе.

УК платить отказывалась, потому что именно с декабря спорный МКД перешел под управление новой УК:

  • общее собрание собственников помещений в МКД по вопросу о переходе к новой УК было проведено еще осенью, затем решение и договоры с новой УК передали в орган ГЖН, а он внес изменения в реестр лицензий в самом начале декабря;
  • более того, УК уведомила энергосбыт, что в декабре, с определенной даты, у МКД появился новый управдом, которому и следует начислять плату за поставленный коммунальный ресурс.

Суд первой инстанции счел возражения справедливыми, и в иске энергосбыту отказал (в части платы за декабрь-январь).

Однако в следующей инстанции это решение было отменено, потому что:

  • УК является исполнителем коммунальных услуг и потому обязана предоставлять комуслуги всем потребителям в “своем” доме, для чего покупать коммунальные ресурсы у РСО и рассчитываться за них;
  • управлять МКД может лишь одна УК;
  • согласно п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), новая УК, выбранная на общем собрании собственников для управления МКД, приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении ОСС, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному УК с РСО;
  • согласно п. 14 Правил № 354, прежняя УК прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления МКД или с даты расторжения договора с РСО о приобретении коммунального ресурса;
  • новая же УК не может предоставлять коммунальные услуги без заключения соответствующего договора с РСО;
  • согласно п. 51 постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 “О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии”, потребитель, имеющий намерение в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, обязан передать ему письменное уведомление об этом не позднее чем за 20 рабочих дней до даты расторжения договора. Если потребитель нарушает данное требование, либо иные требования, определенные заключенным с гарантирующим поставщиком договором, то обязательства потребителя и гарантирующего поставщика сохраняются в неизменном виде вплоть до момента надлежащего выполнения указанных требований;
  • а согласно п. 30 постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 “О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами”, п. 31 Правил № 124, УК вправе в одностороннем прядке отказаться от договора ресурсоснабжения с РСО в случае “ухода” из МКД, однако обязана, во-первых, оплатить ресурс, поставленный до момента расторжения договора, а также пени и т.п., а во-вторых, обязана сообщить РСО об “уходе” из МКД в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки;
  • по спорному договору между РСО и прежней УК, последняя обязалась сообщать о прекращении своего статуса за 20 рабочих дней,
  • однако на деле она уведомила РСО о смене УК лишь в начале декабря, в свой последний “рабочий” в МКД день. РСО получила письмо лишь в конце декабря;
  • следовательно, с учетом количества нерабочих дней в январе, договор прежней УК и РСО можно считать прекращенным не ранее 1 февраля;
  • при таких обстоятельствах, учитывая, что новая УК могла приступить к предоставлению коммунальных услуг только с момента заключения договора с энергосбытом, а прежняя УК прекратила предоставление коммунальных услуг с даты прекращения договора энергоснабжения, т.е. с 1 февраля, в декабре и январе договор являлся действующим, обязанность оплаты поставленной электроэнергии возложена на ответчика – прежнюю УК.

В итоге с УК были взысканы и стоимость электроэнергии, потребленной МКД в декабре-январе (четверть миллиона рублей), и неустойка (более 30 000 рублей). Суд не усмотрел даже оснований для снижения неустойки по ст. 333 Гражданского кодекса.

УК, обескураженная тем, что ей фактически навязали статус исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению, да еще в “чужом” доме, пыталась обжаловать постановление апелляционного суда, но безуспешно:

  • суд округа отметил, что доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании и понимании норм права, и вообще направлены на переоценку доказательств, а оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет,
  • а Верховный Суд РФ отказал в пересмотре дела в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. При этом отметил, что нет оснований для освобождения ответчика (прежней УК) как исполнителя коммунальных услуг от обязанности по оплате электроэнергии, поставленной РСО в МКД, находящийся в спорный период в управлении ответчика. И кроме того, оспаривая свою обязанность по предоставлению коммунальных услуг жителям спорных МКД, прежняя УК не доказала, что спорным МКД управляло иное лицо либо что жители дома оплачивали коммунальные услуги за спорный период в адрес иного лица.
Читайте также:  Куда жаловаться на управляющую компанию в Московской области?

В каких случаях допускается заключение договора энергоснабжения без представления потребителем акта технологического присоединения к сетевой организации (аренда энергоустановок?)

Боитесь совершить ошибку?

Консультация предоставлена 16.04.2018 года

В каких случаях допускается заключение договора энергоснабжения без представления потребителем акта технологического присоединения к сетевой организации (аренда энергоустановок?)

Прежде всего отметим, что гражданско-правовой договор, каковым признается и договор энергоснабжения (п. 1 ст. 539 ГК РФ), считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту (предложения заключить договор), ее акцепта (ответа лица, которому адресована оферта, о ее принятии) (ст.ст. 433, 435, 438 ГК РФ). При этом стороны должны согласовать все существенные условия договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Договор энергоснабжения, заключенный с гарантирующим поставщиком, является публичным (п.п. 28, 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения)). Это означает, что гарантирующий поставщик обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится (ст. 426 ГК РФ), разумеется, при выполнении условий заключения договора, предусмотренных законодательством. В частности, гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем или с покупателем, действующим в интересах такого потребителя (далее также совместно именуются “потребитель”), при одновременном наличии двух условий:

1) точки поставки потребителя (обычно определяются границей балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйств сетевой организации) находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика;

2) энергопринимающие устройства потребителя в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства (оборудованию, предназначенному для передачи электроэнергии – линиям электропередачи, трансформаторным подстанциям и т.д.) или в отношении таких устройств заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике” (далее – Закон N 35-ФЗ), п.п. 2, 32 Основных положений).

О необходимости присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям энергоснабжающей организации как об условии заключения договора энергоснабжения говорит и п. 2 ст. 539 ГК РФ.

Соответственно, для заключения договора энергоснабжения потребитель направляет гарантирующему поставщику в составе прочих документов, прилагаемых к заявлению о заключении договора, также и документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (п. 34 Основных положений).

В рамках отношений с гарантирующим поставщиком документом, подтверждающим технологическое присоединение, является акт об осуществлении технологического присоединения (п. 36 Основных положений, п. 19 и 19.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила технологического присоединения)). Этот документ гарантирующему поставщику представляет сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты его подписания. Единственными случаями, в которых потребитель не обязан представлять документы о технологическом присоединении, являются заключение им договора энергоснабжения с той же самой энергоснабжающей организацией в течение трех лет после окончания срока действия предыдущего договора, для заключения которого акт присоединения представлялся, а также отказ или уклонение сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, от составления и представления заявителю таких документов (п.п. 34, 37 Основных положений). В последнем случае заявитель представляет для заключения договора те документы, которые у него имеются, а также документы, которые подтверждают факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения документов о технологическом присоединении.

Читайте также:  Как подключить газ к частному дому

Отметим, что по смыслу п. 34 Основных положений право, на основании которого присоединяемые к сетям энергопринимающие устройства принадлежат потребителю, не влияет на необходимость предоставления гарантирующему поставщику акта об осуществлении технологического присоединения, если потребитель намерен получать электроэнергию непосредственно от гарантирующего поставщика и заключает договор энергоснабжения именно с ним.

В заключение подчеркнем, что непредставление потребителем акта об осуществлении технологического присоединения может являться основанием для отказа гарантирующего поставщика в заключении договора энергоснабжения (п. 32 Основных положений). При этом такой отказ признается судами законным (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 N 14АП-11352/17).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Возможно ли отключение коммунальных услуг за неуплату в 2021 году

Рост долгов населения по оплате за услуги ЖКХ вынуждает государство принимать к неплательщикам разные меры воздействия. Поначалу они носят уведомительно-предупредительный характер. Затем следуют санкции экономического характера в виде начисления штрафов и пени. В ряду более серьезных мер, которые применяются в случае, если иные не возымели действия, – ограничение подачи ресурсов и отключение коммунальных услуг за неуплату в 2021 году. Меры могут быть еще более радикальными – вплоть до выселения злостных неплательщиков с занимаемой жилплощади.

Допустимые сроки задержки платежа за квартиру

Обязанность жильцов оплачивать коммунальные услуги и правила их оплаты определены в ст. 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации . Основанием являются квитанции, присланные в адрес потребителя поставщиками услуг.

У плательщика есть время, чтобы произвести расчет по выставленной квитанции. Можно ли задержать внесение средств за потребленные услуги и как надолго, устанавливают законодательные нормы. Они предусматривают предельный срок оплаты за потребленные ресурсы ЖКХ как 31 день месяца, в котором квитанция была доставлена плательщику.

Другие варианты оговариваются в договоре между потребителем услуг и управляющей компанией.

С 31 по 90 день задолженности на сумму долга начисляется пеня в размере 1/1300 ставки рефинансирования, после 90 она составит уже 1/130. По истечении трехмесячного срока люди, которые отказываются от оплаты коммуналки, получают статус должников.

Чем чреваты долги по коммунальным платежам

Неоплата выставленных счетов за услуги ЖКХ грозит должникам различными неприятностями. Многие из них определены Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.11(ред.13.07.19)

Последние изменения в документе ужесточают меры ответственности за уклонение от их погашения. Кроме начисления прогрессирующих штрафов и пени неплательщика ожидает ограничение подачи ресурсов, а затем их полное отключение.

Этим мерам предшествуют письменные уведомления о возможности применения подобных санкций.

Иногда управляющие компании (УК) применяют такие незаконные меры как вывешивание списков должников на дверях подъездов, публикацию их в СМИ или невыдачу должникам справки о составе семьи. Можно столкнуться с невозможностью прописаться/выписаться с жилплощади при наличии долгов за услуги ЖКХ.

Судебные приставы могут применить иные меры воздействия: запрет на выезд за рубеж или ограничение в праве управления автотранспортом.

Законодательная база

Основную роль в регулировании вопроса оплаты потребленных услуг ЖКХ играет Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства № 354, которым утверждены Правила предоставления гражданам ЖКУ. Последними в качестве принудительной меры предусмотрено право поставщика приостановить/ограничить предоставление услуг после направления в адрес должника соответствующего уведомления за 30 суток до применения санкций.

Потребителей часто беспокоит вопрос правомерности подобных действий. Например, они спрашивают, законно ли отключение горячей воды в многоквартирном доме за долги. Те же Правила устанавливают перечень ресурсов, подачу которых запрещено приостанавливать по санитарным нормам:

  • газ, используемый для отопления;
  • холодную воду;
  • отопление.

Помещение, которое лишено перечисленных услуг, автоматически становится непригодным для проживания, что является прямым нарушением ЖК РФ.

Отсутствие горячей воды не лишает помещение пригодности к проживанию. Следовательно, отключение горячей воды за неуплату в отдельной квартире – вполне реальная мера, которая может быть применена к злостному неплательщику.

Читайте также:  Управляющая компания не хочет делать перерасчет

Кроме горячей воды коммунальщики вправе отключить иные услуги, предусмотренные договором.

Что служит основанием для отключения подачи ресурсов

Безусловно, приостановление предоставления услуги не происходит на следующий же день после того, как жилец просрочил оплату за ее потребление. Отключение от услуг за долги перед ЖКХ в 2021 году – это крайняя мера, которой предшествует целый ряд предупредительных мероприятий, направленных на то, чтобы заставить должника расплатиться с поставщиком ресурса.

И только когда все способы воздействия оказались безрезультатными, производится отключение потребителя от услуги. Основанием для этого служат:

  • неоплата в течение трех месяцев;
  • частичная оплата за то же время после того, как было получено уведомление от поставщика;
  • нарушение соглашения по погашению задолженности, заключенного между поставщиком и должником.

Законно ли отключение света без решения суда

В случае, если потребитель не платил за предоставленную электроэнергию в течение двух месяцев, УК имеет право послать должнику предупреждение. Если оплата так и не поступила, компания может без решения суда приостановить подачу электроэнергии. Но делать это следует лишь с соблюдением всех необходимых требований закона, иначе действия УК могут быть оспорены в суде.

Поводом для обращения в судебную инстанцию может послужить только нарушение процедуры отключения электроэнергии, а именно несоблюдение всех этапов, предусмотренных установленными Правилами, но не сам факт отключения.

Так, если с соблюдением процедуры представители компании отключили свет за долги, есть несовершеннолетние в квартире или нет, уже не имеет значения. Действия УК не являются основанием для обращения в суд.

Отключение электричества считается законным, если соблюдены следующие условия:

  • срок задолженность равен или превышает 3 месяца, если платежи соответствуют средним месячным нормам потребления;
  • поставщик коммунальной услуги уведомил нарушителя о наличии долга в письменной форме с вручением лично в руки, а также другими способами, позволяющими подтвердить факт получения уведомления;
  • должнику предоставляется 20 дней, с момента получения уведомления, в течение которых он может погасить долг хотя бы частично;
  • по истечении отведенного срока при отсутствии попыток жильца оплатить счета ему направлено повторное предупреждение, которое содержит информацию о том, что электричество будет отключено через 3 дня.

Это же относится и к вопросу о том, имеет ли право управляющая компания отключать воду за долги. Если вода горячая, то УК может это сделать с соблюдением тех же этапов.

Как происходит отключение коммунальных услуг за неуплату

Ст. 118 вышеупомянутого Постановления №354 определяет право ТСЖ, УК, ЖСК и иных представителей исполнительных органов управления конкретного дома ограничивать или полностью приостанавливать подачу ресурса.

Порядок действий имеет одинаковую последовательность для всех видов предоставляемых услуг. То, как отключают воду за неуплату в одной квартире, практически ничем не отличается от процедуры прекращения подачи газа для приготовления пищи. Алгоритм включает в себя:

  1. Вручение должнику письменного уведомления о намерении ограничить или приостановить предоставление какой-либо услуги/услуг.
  2. Ожидание в течение установленного законом срока погашения долга жильцом – 20 дней.
  3. При не поступлении оплаты – ограничение коммунальной услуги, затем полное ее блокирование.

Порядок отключения должников за дополнительные услуги ЖКХ, перечень и факт необходимости их оказания должны быть утверждены на общем собрании и зафиксированы в договоре между жильцами и УК.

Что такое уведомление об отключении услуг ЖКХ

Предупреждение, направляемое должнику перед ограничением или приостановлением подачи ресурса, является необходимым элементом процедуры отключения услуг ЖКХ. Без этого она не будет иметь законной силы.

Уведомление должно содержать необходимую информацию о сумме задолженности и предполагаемых санкциях. Оно вручается нарушителю лично под роспись или отправляется по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении) либо. путем включения текста уведомления в платежный документ. Возможны и другие способы уведомления. Главное, чтобы они могли подтвердить факт и дату получения уведомления (предупреждения) должником.

Услуги, которые могут отключить

Что могут отключить за неуплату коммунальных услуг в многоквартирном доме и частном домовладении, регламентировано ст. 119 Постановления №354.

В нормативном акте перечисляется, подачу каких услуг нельзя приостановить или совсем отключить потребителям, которые пропустили все сроки оплаты и имеют внушительные суммы долгов по ЖКХ. К таким ресурсам относятся отопление и холодное водоснабжение, а также водоотведение.

Читайте также:  Какая должна быть температура в отопительный сезон в квартире

Поэтому отключение газа за неуплату в многоквартирном доме – реальная неприятность, которая ожидает неплательщика, нарушившего правила расчета за коммунальные услуги. Газ, как и прочие ресурсы, потребляемые жильцами МКД, вполне могут отключить в качестве меры воздействия на должников для оплаты ими долгов по ЖКХ.

УК вправе приостановить подачу электричества и заблокировать оборудование, расположенное за пределами квартиры, например, домофона.

Жильцам, нарушающим законодательные нормы для оплаты потребленных услуг ЖКХ, нужно быть готовыми к тому, что они могут остаться в своих квартирах только с холодной водой и отоплением, которые нельзя отключить по закону. Положительный ответ на вопрос, может ли ТСЖ отключить воду за неуплату, потребитель услышит лишь в том случае, если это горячая вода.

Не стоит легкомысленно относиться к растущей задолженности за квартиру, поскольку отключение услуг – не единственная неприятность, которой она может обернуться. Следующий шаг УК или ТСЖ – обращение в суд.

Выполнение решений суда будут контролировать судебные приставы. Поэтому стоит внимательно относиться к расчетам за услуги ЖКХ и не допускать просрочки платежей.

Почему нельзя самовольно подключиться к ресурсам

Оставшись без удобств, которые повышали качество жизни, должники начинают искать выходы из ситуации, причем не всегда законные. Эти действия предпринимаются даже тогда, когда приостановление подачи услуг произошло абсолютно справедливо и правомочно.

Вместо того, чтобы расплатиться с долгами и легально возобновить подачу ресурса, неплательщики пытаются самовольно подключить газ и свет. Они полагают, что так решатся и проблемы с горячей водой.

Прежде чем предпринять подобные действия, стоит вспомнить, что они повлекут за собой еще более серьезные неприятности. Ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает применение штрафных санкций за самостоятельное подключение к электросетям и газопроводам:

  • для частных лиц – 10-15 тыс. рублей;
  • для учреждений и организаций – 100-200 тыс. рублей;
  • для руководителей предприятий – 30-80 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 2 лет.

Не исключены и более кардинальные меры. Комиссия, выявившая несанкционированное подключение, составит соответствующий акт и направит его в мировой суд. Судебная инстанция откроет дело по ст. 158 Уголовного кодекса РФ , наказание по которой предполагает до 48 месяцев лишения свободы.

Можно ли обжаловать отключение подачу ресурсов за неуплату

Если потребитель считает, что отключение ресурса за неуплату коммунальных платежей произведено незаконно, он может обратиться с жалобой в прокуратуру и Жилинспекцию или подать иск в судебную инстанцию на действия УК.

Жалобе должно предшествовать обращение жильца в управляющую компанию. Копия претензии, направленной в УК, и ответ на нее прилагаются к заявлению в контролирующие органы.

Если подобные действия не дали желаемых результатов, перечисленные документы вместе с исковым заявлением подаются в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости.

Выводы

К гражданам, которые не торопятся оплачивать потребленные услуги ЖКХ, применяются меры воздействия, серьезно осложняющие их повседневную жизнь. При игнорировании предупреждений о возможности отключения ресурса и непогашении имеющихся задолженностей, подачу света, газа, горячей воды и некоторые иные услуги могут прекратить до полного возмещения долга.

Как проверить и оплатить судебные и налоговые задолженности. Как узнать свою кредитную историю и проверить неоплаченные штрафы. За какие долги могут не выпустить за границу и лишить водительских прав. Все это можно узнать с помощью проверенного сервиса Контрольдолгов.рф .

16 thoughts on “Возможно ли отключение коммунальных услуг за неуплату в 2021 году”

Если человек не платит за коммунальные услуги, то к нему нужно применять различные санкции вплоть до полного отключения коммунальных услуг, поскольку очень большой процент людей почему-то считают, что они могут не платить и им всё сойдет с рук. Далеко ходить не нужно – у моих соседей почти миллион рублей долго по коммунальным услугами, учитывая то, что живут они не за чертой бедности.

Случилась у нас однажды казусная ситуация. Отключили горячую воду. Оказывается, у нас была маленькая недоплата за прошлогоднюю осень. Никаких предупреждений не было (почтальон видимо не дошёл к нам), пришлось разбираться в суде, к счастью все закончилось благополучно

Читайте также:  Порядок отключения электроэнергии за неуплату коммунальных услуг 2021

Согласна, к злостным неплательщикам нужно применять суровые меры, отключение услуг – одно из них.

Когда соседям отключили водоснабжение и водоотведение в первую очередь пострадали соседи по площадке, потому что из квартиры доносилась ужасная вонь , так что я против отключения воды.

Сами всегда следили за тем, чтобы вовремя заплатить за все услуги, зато друзья не так давно попали в ситуацию, когда пришлось около месяца жить без воды, отключили и разбирались с этим очень долго.

Знаю, что бывают безвыходные ситуации и положение, когда объективно семья не может заплатить за коммунальные услуги, мы даже пару месяцев всем подъездом скидывались, чтобы помочь гасить оплату одной семье. Считаю, что три месяца это очень мало.

У нас постоянно двойные стандарты, кто-то годами не платит и ничего с ними сделать не могут, а кого-то за 2 месяца неуплаты уже начинают теребить. Мы 2 месяца за электроэнергию не платили, нам тут же письмо прислали, что если не оплатим, отключат через 10 дней.

Думаю, что нужно стараться оплачивать коммунальные платежи своевременно, чтобы не допустить отключения услуг за неуплату. А уж за месяц-два задержки никто вам их не отключит.

Когда у вас нет дачи, машины, жены, детей и у вас зарплата по документам 92000 в год, то государству вы не интересы. Так как вас нечем пугать и шантажировать. А тем более подавать в суд. Зачем! Квартира и так отойдет государству. И таких не мало.

Когда за долги отключают полностью оплаченную услугу, считаю, что это шантаж!

Обращение с ТКО теперь коммунальная услуга по закону, а за неуплату можно ли от нее отключиться?

Здравствуйте. В соответствии с Законом N 458-ФЗ от 29.12.2014 обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором. Законодательство не предусматривает возможность отказа Потребителя от услуги по вывозу ТКО.

Как-то никому не приходит в голову, что дважды за одно и то же не наказывают. За долги, между прочем, начисляют пени, если, кто помнит. При этом отключать услуги за долги (повторное наказание) противоречит Международной конвенции о правах, которую Россия ратифицировала

Если должник уверен, что отключение коммунальных услуг произведено с нарушением законодательства и (или) ущемляет его права он вправе обратиться в суд и там доказать свою правоту.

Есть конечно злостные неплательщики. Но есть и те, кто попал в трудную жизненную и финансовую ситуацию. В конце концов зарплата такая, даже по Москве, (да да не все проживающие в Москве получают огромные зарплаты), очень трудно не нажить долги по ЖКХ. Я не говорю уже о пенсионерах, которым зачастую жить не на что.

Отключение коммунальных услуг – сроки и порядок уведомления потребителей

В ряде случаев исполнитель коммунальных услуг вправе ограничить или приостановить предоставление потребителям или конкретным потребителям предоставление коммунальных услуг. В этом случае он обязан соблюдать не только установленный порядок уведомления потребителя и в установленные сроки.

Согласно раздела ХIПравил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила) исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление потребителю коммунальных услуг.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а)возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение – с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации

б)возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий – с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости

в)выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения – с момента выявления несанкционированного подключения

Читайте также:  Управляющая компания не хочет делать перерасчет

г)использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, – с момента выявления нарушения

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (затехническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, – со дня, указанного вдокументе соответствующего органа (пункт 115 Правил).

В случаях, указанных в подпунктаха и б пункта115 Правил, исполнитель обязан в зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

Пунктом 117 Правил определены два случая, по которым исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг с обязательным уведомлением об этом потребителей:

1) проведение планово-профилактического ремонта и выполнение работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД. При таком ограничении или отключении коммунальных услуг потребителя следует письменно предупредить (уведомить) об этом за 10 рабочих дней

2) наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги.. В этой ситуации ограничение предоставления или отключение коммунальных услуг осуществляется через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, установленном Правилами..

Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг

Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг закреплён положением пункта119 Правил.

Исполнитель в письменной форме должен направить потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги ее предоставление сначала будет ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) сразу приостановлено. Такое предупреждение (уведомление) доводится до потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения (подпункт а пункта 119 Правил).

Обращаем внимание, что пунктом 118 Правил определено понятие неполной оплатой потребителем коммунальной услуги – наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух (а не трех, как было установлено ранее) месячных размеров платы за эту услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Если потребитель после получения уведомления не погасил в установленный срок имеющуюся задолженность, исполнитель вводит ограничение на предоставление указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги, если для этого есть техническая возможность, если нет – приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением услуги по отоплению и по холодному водоснабжению. Причем за трое суток до введения такого ограничения (приостановления) потребителя-должника необходимо уведомить об этом путем вручения ему извещения под расписку (подпункты б и в пункта 119 Правил).

Внимание. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктаха, б и д пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: