на сколько могут отключить электричество по закону

Предупредить и обесточить

Злостному неплательщику за коммуналку отрезали подачу электроэнергии. Он пожаловался, что его об этой неприятности не поставили в известность, и энергетикам велели возобновить подачу света. И все из-за того, что они неправильно уведомили должника. А как правильно это сделать? На этот вопрос и ответил Верховный суд РФ. Проблема долгов по ЖКХ – одна из самых тяжелых, и это признается уже на государственном уровне. По данным министерства строительства и ЖКХ, на начало этого года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составляет 1,238 триллиона рублей. Из них 750 миллиардов – это долги населения. Остальное накопили управляющие компании. И должникам, как и тем, кто поставляет услуги ЖКХ, надо четко знать свои законные не только обязанности, но и права.

Просто так, без предварительного предупреждения отключить гражданину- неплательщику коммунальную услугу не так просто, как это кажется на первый взгляд. Существует в такой ситуации некий законный алгоритм действий для организаций, которые поставляют коммунальные услуги и которым человек задолжал. Несоблюдение всех необходимых пунктов предупреждения чреваты тем, что коммунальную услугу заставят поставлять, несмотря на имеющийся долг.

Обычно должнику по почте отправляется заказным письмом предупреждение, что если он не погасит образовавшийся долг, то останется, как в нашем случае, без света. Предупреждение идет по почте и с обязательным уведомлением о вручении гражданину-должнику.

В нашем случае такое письмо “счастья” адресатом получено не было. И письмо, пролежав на почте положенный срок, было возвращено отправителю. Так вот главное – по мнению Верховного суда РФ, это “не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги”.

Проще говоря, если человек такого предупреждения не получил, то и отключать ему коммунальную услугу нельзя. Подчеркнем – неполученным считается письмо независимо от причин, по которым корреспонденцию получатель не забрал.

Именно к такому выводу пришел Верховный суд РФ, рассматривая жалобу некой ресурсоснабжающей организации. Она ограничила своему должнику неоплаченную коммунальную услугу. А должник нажаловался в местный орган жилнадзора, который предписал возобновить потребителю подачу коммунальной услуги по электроснабжению, потому что свет ему выключили “без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток”.

Поставщики электроэнергии пыталась обжаловать такое, незаконное, на его взгляд, предписание в местном суде.

Там энергетики объясняли, что должнику заказным письмом было отправлено уведомление о задолженности и о возможном “ограничении режима потребления электрической энергии”. Это они подтвердили, предъявив суду реестр почтовых отправлений с отметкой почтового отделения.

Судя по отчету об отслеживании отправления, письмо прибыло в место вручения. И 1 сентября была сделана неудачная попытка вручения, почтовое отправление выслано отправителю.

“Ограничение режима потребления электрической энергии” – проще говоря, отключение света – произошло12 сентября .

Районный суд признал предписание жилнадзора незаконным, так как энергетики “не обеспечили получение потребителем соответствующего предупреждения” о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги. Как подчеркнул местный суд, доказательства, подтверждающие факт получения потребителем предупреждения, в материалах дела отсутствуют.

А отсюда вывод – значит, ограничение потребления электрической энергии проведено без соблюдения прописанного в соответствующем законе 20-дневного срока, который начинает отсчитываться с момента получения потребителем предупреждения.

Следующая же инстанция – апелляционный суд, – напротив, сочла предписание энергетикам незаконным, так как, по данным Почты России, уведомление было доставлено 31 июля, но не было ему вручено. А в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса РФ, уведомления или “иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю”.

Читайте также:  Кому жаловаться, если нет отопления в квартире?

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило гражданину, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Следовательно, сделал вывод Верховный суд, двадцатидневный срок на отключение коммунальной услуги, надо считать именно с даты доставки почтой уведомления потребителю. А отсюда вытекает, что срок соблюден, предписание энергетикам включить свет – незаконное.

Окружной суд посчитал, что применять статью 165.1 Гражданского кодекса РФ в нашем случае нельзя, так как правоотношения по обеспечению коммунальными услугами находятся в сфере регулирования жилищного законодательства и Закона “О защите прав потребителей”. А вот нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.

Еще один важный момент – пункт 119 Правил N 354 содержит специальный порядок уведомления должника и требует факта личного вручения почтового уведомления. Сам по себе факт направления в адрес потребителя предупреждения заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено, причем независимо от причин неполучения, и возвращено отправителю, не свидетельствует, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Значит, 20-дневный срок не соблюден, а предписание включить свет соответствует закону.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей
Читайте также:  Что должна делать управляющая компания по содержанию дома?

Прокуратура разъясняет: «Отключение от коммунальных ресурсов за неуплату коммунальных платежей»

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 05 августа 2019

Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг установлен в разделе XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Под ограничением предоставления коммунальной услуги понимается ситуация при которой исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Правилами четко прописана последовательность действий и обязанности исполнителя по договору поставки коммунальных ресурсов.

В случае наличия задолженности потребителя по оплате коммунальной услуги исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

До ограничения или приостанавливает предоставление коммунальной услуги исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

При непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.

Читайте также:  Что будет, если не платить за квартиру?

При непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения и приостановлению предоставления коммунальной услуги

Таким образом, одним из обязательных условий соблюдения процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги является предоставление потребителю возможности погасить образовавшуюся задолженность в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока.

Плановое отключение электричества: максимальное время по закону, причины, предупреждение жильцов

Бесперебойная подача электричества считается важным условием для создания благополучных условий жизни. Это важно и для жилых домов, и для производственных организаций.

Дело в том, что отключение света может стать причиной серьезных убытков для бизнеса. Именно поэтому стоит задуматься о том, в каких случаях отключение является законным, плановым, а в каких нет.

Нормы отключения

Сегодня существуют определенные нормы, которые регулируют особенности отключения подачи энергии, определяют временные промежутки. В частности это постановление Правительства РФ № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В связи с данным постановлением ограничения вводятся:

  • если потребитель нарушил условия, прописанные в соглашении, это могут быть финансовые обязательства, самовольное подключение к сети;
  • по обоюдному решению;
  • из-за ремонтных работ;
  • по решению Роспотребнадзора;
  • по причине поломки, аварийной ситуации.

Поставщики должны предупреждать, когда включат свет, когда отключат его. Это касается ситуаций, когда работы являются запланированными.

Объявления о таком отключении в связи с ремонтными работами должны распространяться не позднее, чем за 10 дней до того момента, как будет отключен свет. В них должна прописываться информация об отключении, сроки, когда дадут свет, а также основание для отключения.

ВНИМАНИЕ! Все существующие нормы, касающиеся отключения электроэнергии при плановом ремонте, должны быть прописаны в соглашении потребителя и поставщика.

Официальные сроки

Важно учитывать, сколько постоянно включенных потребителей пользуется электроэнергией. В согласии с законом потребители энергии подразделяются на три категории.

В зависимости от этого и определяются сроки, на которые может осуществляться отключение. Так если потребитель относится к 1 или 2 категории, то период отключения будет зависеть от условий, прописанных в договоре, особенностей схемы электроэнергии, наличия дополнительных источников питания, если ее будут отключать по закону.

Нормы говорят о том, что потребители, относящиеся к 3 категории надежности, не могут оставаться без электроснабжения дольше определенного периода. Максимальное время, на которое могут отключать свет, составляет 72 часа в год, при этом за раз нельзя оставлять потребителей без света дольше, чем на 24 часа. Исключение составляют ситуации, когда происходит аварийное отключение, проводятся ремонтные работы.

3 категория — это большая часть потребителей, в частности многоквартирные дома, частный сектор. На какое время могут отключить, причины отсутствия света можно выяснить в управляющей, они должны знать о возможных проблемах, авариях. Обратите внимание на то, что время, на которое могут отключить свет, не различается в зависимости от времени года.

Вне закона

Многих жильцов волнует, как узнать законно отключение или нет, до скольки будет производиться работа, почему отключили свет.

Бывают и такие ситуации, когда даже при осуществлении ремонтных работ отключение является незаконным. Доказать незаконность отключения можно только в судебном порядке.

Читайте также:  Обязательно ли ставить счетчики на воду в квартире в 2015 году

Люди имеют право обратиться в судебные органы, в результате чего поставщик может быть привлечен к уголовной ответственности. Это случается, когда происходит перерыв подачи, при этом потребитель страдает от материального ущерба.

Стоит рассмотреть ситуации, когда электроэнергию отключают незаконно:

  • Отключение затянулось больше, чем на сутки.
  • Нет обоснования отключения.
  • Электроэнергия отключалась более, чем на 72 часа в течение всего года.
  • Отключение произошло по ошибке.
  • Отключение перед праздничными днями, если оно не было аварийным.

Если волнует вопрос о том, что часто отключают, куда жаловаться, что делать, если отключение было незаконным, то оптимальным решением будет отправиться к юристу. Специалисты расскажут вам о правилах, подскажут, как добиться восстановления подачи, помогут подготовить документы для обращения в суд.

ВНИМАНИЕ! Если отключение было произведено из-за задолженности, то после оплаты подачу должны восстановить в течение суток. Если организация, предоставляющая энергию, этого не сделала, то можно обратиться в судебные органы.

Почему могут прекратить подачу?

Между поставщиком и потребителем заключается соглашение, которое регулирует все отношения между ними, в том числе указывается и то, должны ли предупреждать о плановом отключении. Существует несколько способов для подписания данного соглашения:

  • односторонние подписание соглашения;
  • двустороннее подписание соглашения.

Данные соглашения являются законными, если все условия со стороны поставщика энергии и пользователя выполняются. Если рассматривать органы, которые осуществляют контроль над исполнением данных обязательств, то это местная власть.

Законодательство регулирует различные вопросы, например, аварийное кратковременное отключение энергии. Нужно понимать, что если пользователь не выполняет взятые на себя обязательства, то поставщик может отключить энергию.

Ответственность поставщика

Поставщик несет административную ответственность за то, что возникают сбои в подачи, случатся поломки. Многих потребителей интересует, какие права они имеют. В случае неисправностей, ущерба потребители могут требовать моральную, а также материальную компенсацию.

Если условия нарушаются со стороны поставщика, то организация должна возместить ущерб потребителю, а также выплатить штраф. В законодательстве говорится о том, что поставщик должен компенсировать людям технику и приборы, которые вышли из строя.

ВАЖНО! Если свет выключают, приборы из-за этого ломаются, но поставщик отказывается платить, то стоит обратиться в местные органы власти.

Аварийно или планово

Аварийное отключение происходит из-за технических причин, в следствие чрезвычайных ситуаций. В данном случае свет выключат без предупреждения. Понятно, что длительное отключение энергии может привести к значительному ущербу. Именно поэтому каждый потребитель должен принять во внимание следующую информацию:

  1. Причины, по которым произошла аварийная ситуация, а также характер поломки.
  2. Сроки, в течение которых будет Возобновлена подача энергии.
  3. Что делать, если время ремонта превышает норму.

При ремонтных работах аварийного характера отключение происходит из-за чрезвычайных ситуаций. Если существует возможность подключить резервную мощность, то поставщик обычно использует ее. Плановое отключение происходит, если ремонтные работы были запланированы, электрики в таком случае работают по предварительно продуманному сценарию.

Не важно, зимой или летом происходит отключение, организация должна предупредить людей об отключении предварительно. На сегодняшний день могут использоваться для уведомления разнообразные способы:

  • посредством звонка на телефон;
  • письмо на электронную почту;
  • лично;
  • через средства массовой информации.

Норматив устранения аварии

Перед тем, как свет снова включат, не должно пройти более 24 часов. Нужно помнить и о годовом лимите, он не должен превышать 72 часов.

Очень редко отмечаются ситуации, когда возникают более длительные задержки, они зависят от степени повреждений. Но даже в подобных ситуациях ремонтные работы должны выполняться в разумные сроки. В противном случае поставщик будет нести административную или же уголовную ответственность.

Читайте также:  Управляющая компания не хочет возмещать ущерб

Если организация нарушит все сроки, при этом не будет выполнять все свои обязательства, которые прописываются в соглашении, то жильцы имеют полное право защищаться. Чтобы выяснить особенности ситуации, причины поломки, прекращения подачи энергии, можно обратиться в ТСЖ, а также непосредственно к поставщику.

ВНИМАНИЕ! При необходимости можно позвонить диспетчеру и рассказать о нарушении, написать соответствующую претензию. Если даже претензии игнорируются, остаются без внимания, то нужно обращаться в суд.

Обратите внимание на то, что исковое заявление должно содержать в себе все необходимые данные:

  • название организации, которая занимается поставкой энергии;
  • дата приостановки подачи;
  • точная дата наступления аварийной ситуации;
  • акты, проверки, имеющиеся на руках;
  • состояние энергообеспечения;
  • доказательства свидетелей;
  • письменные отказы должностных лиц.

Особенности проведения ремонтных работ

Плановое отключение должно проводиться в следующей последовательности:

  1. Согласование дат и сроков с жителями, оно проводится заранее.
  2. Жители должны получить соответствующие уведомления о плановом отключении.
  3. График отключения электроэнергии, его нужно предоставит потребителям для ознакомления.

Полезное видео

Как предотвратить поломку системы отопления в частном доме при отключении электричества.

Порядок отключения электроэнергии: нормативы, уведомление, перерасчет оплаты

Электроэнергия поставляется жильцам домов и квартир в рамках Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 и заключаемых договоров об оказании услуг жилищно-коммунального характера.

На практике не редки случаи, когда подача электричества может быть временно приостановлена. Такие случаи могут быть обусловлены причинами планового или внезапного характера. Независимо от обстоятельств, законодательство установлен порядок отключения электроэнергии.

  1. От чего зависит время, на которое отключают свет?
  2. От категории надежности электроснабжения
  3. От условий, прописанных в договоре
  4. На сколько имеют право выключать электричество по закону?
  5. Первая и вторая категория
  6. Третья категория
  7. Какие есть нормативы?
  8. Уведомление
  9. Акт, подтверждающий факт приостановки оказания услуги
  10. Время устранения аварий: сроки в часах
  11. Перерасчет оплаты

От чего зависит время, на которое отключают свет?

Временной период перерыва в подаче электричества зависит от двух факторов:

  1. категории надежности снабжения;
  2. условий договора, заключенного между поставщиком услуги и потребителем.

От категории надежности электроснабжения

Данный фактор зависит от вида оборудования, которое используется для обеспечения потребителя электричеством. Такие устройства определяют категорийность подачи тока.

От условий, прописанных в договоре

Условия предоставления услуг всегда указываются в договоре, заключаемом между потребителем и поставщиком. В таком документе должны быть указана не только категорийность снабжения, но также сроки и весь порядок планового или внезапного прерывания подачи тока (узнать больше о плановом отключении электроэнергии можно здесь).

На сколько имеют право выключать электричество по закону?

Категорийность подачи тока напрямую определяет срок приостановления электроснабжения. Критерии отнесения оборудования к той или иной категории указаны в главе 1.2 Приказа Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок».

Сроки определены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Первая и вторая категория

  • К первой категории отнесены устройства, перерыв к работе которых представляет угрозу для жизни, безопасности, может причинить значительный материальный ущерб, нарушить сложный технологический процесс или работу жилищно-коммунального хозяйства.

Для такой категории характерна подача тока от двух независимых источников питания, которые дублируют друг друга при отключении. Срок отключения подачи энергии, при отключении одного устройства не может превышать время автоматического перехода на снабжение от второго источника (пункт 31(6) ПП РФ № 861).

Читайте также:  Ржавая горячая вода из крана что делать
  • Вторая категория очень схожа с первой. В ней также используются два независимых источника питания. Но в отличии от первой, переключение осуществляется не автоматически, а вручную. Срок отключения привязан ко времени переключения оперативным персоналом сетевой организации на альтернативный источник (пункт 31(6) ПП РФ № 861).
  • Третья категория

    К третьей категории отнесены устройства, которые не вошли в первую или вторую. При таком варианте снабжения используется один источник. Срок отключения подачи электричества в таких случаях не должен превышать одних суток (пункт 31(6) ПП РФ № 861).

    Какие есть нормативы?

    Отключение электричества возможно в следующих случаях:

    • соглашение между потребителем и поставщиком;
    • нарушение пользователем условий договора;
    • выявление неисправностей, по распоряжению Ростехнадзора;
    • поломка оборудования;
    • плановый ремонт или замена устройств.

    Процедура приостановки подачи тока состоит из следующих этапов:

    1. информирование потребителя;
    2. непосредственное отключение;
    3. выполнение необходимых работ.

    Завершение процедуры оформляется документально.

    Уведомление

    Об предстоящем отключении тока пользователь должен быть предварительно проинформирован. Образец уведомления законом не утвержден. Оно составляется произвольно. Если отключение вызвано плановыми работами, то объявление размещается в общедоступном месте за десять дней до проведения работ.

    При ограничении за неуплату, уведомление направляется за двадцать дней, до отключения (как происходит отключение электроэнергии за неуплату?). Должник должен быть проинформирован лично или заказным письмом. Если отключение связано с аварией, то объявление размещается в день поломки оборудования.

    Акт, подтверждающий факт приостановки оказания услуги

    Акт об отключении является документальным подтверждением факта приостановки оказания услуги. Он должен быть оформлен в любом случае. Акт подтверждает обоснованность приостановки оказания услуг потребителю. Такой документ потребуется для перерасчета оплаты за электроэнергию, независимо от причин отключения. Документ оформляется в письменном виде.

    В нем указывается следующее:

    1. Дата и место оформления.
    2. Сведения о потребителе и представителях поставщика.
    3. Основания для отключения.
    4. Сроки приостановления.
    5. Характер отключения – полное или частичное.
    6. Показания счетчиков.
    7. Подписи присутствовавших.

    Время устранения аварий: сроки в часах

    Срок устранения поломки зависит от категорийности электроснабжения. Для первой и второй такое время определяется условиями договора. В случае с третьей категорией срок ремонта не должен превышать двадцати четырех часов.

    Сроки для первой и второй категории не должны превышать установленные для третьей (пункт 31(6) ПП РФ № 861). То есть время устранения неполадки в любом случае не должно быть больше одних суток.

    Перерасчет оплаты

    Если поставщиком услуг были нарушены нормы отключения подачи тока, в том числе в жилой дом, то производится перерасчет оплаты. Учитывается весь период превышения допустимого максимума приостановки электроснабжения. То есть размер платежа будет уменьшен на такой срок (пункт 98 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354).

    Действующее законодательство допускает отключение электроэнергии. При поломках такой срок не может превышать 24-х часов. О предстоящем отключении пользователь должен быть проинформирован надлежащим образом.

    Порядок ограничения энергоснабжения (624-ПП)

    Основные положения новых Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии

    (утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 г. № 624)

    С 29 сентября 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24.05.2017 № 624, которым внесены изменения в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Постановление №624).

    Указанные изменения приняты в развитие Федерального закона от 03.11.2015 г. №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» и преследуют цель обеспечения своевременной оплаты за электрическую энергию и услуги по ее передаче.

    Читайте также:  Отключение электроэнергии в связи с ремонтными работами

    Основные изменения, вносимые в порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии следующие:

    Сокращение сроков и этапов процедуры ограничения электроснабжения потребителя.

    Процедура введения ограничения в общем случае сокращается до одного этапа – введения полного ограничения потребления электроэнергии. Частичное ограничение вводится только в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и иных потребителей, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони. Полное ограничение режима потребления вводится сетевой организацией после предварительного однократного уведомления, в котором отражается исчерпывающая информация о предстоящем ограничении (дата, время, уровень ограничения и т.п.).

    Ограничение за любой размер задолженности.

    Гарантирующий поставщик имеет право инициировать ограничение электроснабжения потребителя – должника при образовании задолженности в любом размере, не дожидаясь ее накопления до определенного уровня.

    Установление обязанности самоограничения потребителем.

    Постановление №624 вводит обязанность потребителя, в случае получения соответствующего уведомления инициатора, самостоятельно обеспечить прекращение (сокращение) потребления электроэнергии в указанный в уведомлении срок.

    Для контроля самоограничения потребитель обязан допустить представителей сетевой организации на свои объекты. Контроль самоограничения потребителя производится не позднее 10 дней с даты его введения и далее не реже чем один раз в 30 дней.

    Ограничение «неотключаемых» потребителей.

    В соответствии с Постановлением №624 стало возможным полное ограничение электроснабжения абсолютно всех типов потребителей, в том числе ограничение которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Такие потребители отключаются от электроснабжения после проведения ими мероприятий, обеспечивающих их готовность к введению полного ограничения.

    С даты вступления в силу постановления Правительства № 624 у всех «неотключаемых потребителей» возникает обязанность разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

    Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, – 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони

    Расширение перечня способов уведомления потребителя.

    Постановление №624 предусматривает более широкий перечень способов уведомления потребителей о введении ограничений потребления электрической энергии. По согласованию сторон договора имеется возможность использования смс-сообщений, сообщений на адрес электронной почты, путем включения соответствующего уведомления в счет на оплату услуг, публикацией в СМИ, на официальном сайте гарантирующего поставщика в сети Интернет и рядом иных способов.

    С перечнем адресов электронной почты ПАО «Мосэнергосбыт», предназначенных для направления потребителям-должникам уведомлений о предстоящем введении режима ограничения энергоснабжения, можно ознакомиться здесь.

    Ограничение электроснабжения граждан – потребителей.

    Для граждан – потребителей электроэнергии (за исключением граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению), ограничение потребления электроэнергии осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и ограничение электроснабжения прочих потребителей. Ограничение режима потребления в отношении граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

    Административная ответственность.

    В соответствии со статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность потребителя (на должностных лиц – штраф от 10 до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет, а на юридических лиц – штраф от 100 до 200 тыс. руб.) за следующие нарушения, связанные с ограничением режима потребления электрической энергии:

    • нарушение введенного полного или частичного ограничения режима потребления;
    • невыполнение законного требования сетевой организации о самостоятельном ограничении режима потребления;
    • необеспечение доступа представителю сетевой организации к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам;
    • нарушение требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони;
    • невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.
    Читайте также:  Субсидия на оплату ЖКХ: кто имеет право

    С более подробной информацией о новых Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии можно ознакомиться в Памятке для потребителей, разработанной Ассоциацией гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

    С полным текстом постановления Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 можно ознакомиться на сайте Правительства Российской Федерации.

    Установка, замена и поверка электросчетчиков: что изменилось с 1 июля?

    Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

    специально для ГАРАНТ.РУ

    С 1 июля 2020 года для цели учета электрической энергии подлежат установке счетчики с возможностью дистанционной передачи показаний. В законодательстве такие устройства именуются как интеллектуальная система учета электрической энергии (далее – ИСУЭ). Соответствующие изменения были внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения), а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354),

    Обязанность по установке таких счетчиков лежит на гарантирующих поставщиках электроэнергии, а для потребителей услуг переход будет “бесплатным”.

    Счетчики, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут:

    в автоматическом режиме передавать информацию о показаниях по проводным и (или) беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий;

    ограничивать и (или) приостанавливать подачу электроэнергии без участия в процессе сотрудников сетевой организации;

    оповещать сетевую организацию о фактах срабатывания вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышке прибора учета, воздействия магнитным полем счетчик, неработоспособности прибора учета вследствие аппаратного или программного сбоя, его отключения (после повторного включения), перезагрузки.

    Установленные до 1 июля 2020 года счетчики подлежат замене на ИСУЭ при (п. 136 Основных положений):

    • выходе счетчика из строя;
    • истечении срока эксплуатации счетчика;
    • истечении межповерочного интервала.

    При этом, замене подлежат как индивидуальные приборы учета, так и общедомовые.

    В новостройках – многоквартирных домах, которые будут сданы в эксплуатацию с 1 января 2021 года, застройщик обязан устанавливать ИСУЭ (общедомовые и индивидуальные) и передать их гарантирующему поставщику для эксплуатации (п. 150 Основных положений).

    Сколько будет стоить установка новых счетчиков электроэнергии?

    Переход к современным счетчикам (далее – ИСУ) для потребителей будет формально бесплатным, поскольку расходы сетевых организаций, которые обязаны нести затраты по приобретению, установке и обслуживанию (поверке) ИСУ, будут в последующем в составе тарифов на электроэнергию, сбытовых надбавок и оплате за технологическое присоединение (подп. 12 п. 136 Основных положений).

    Таким образом, напрямую собственники не будут платить за новые счетчики, но будут оплачивать все расходы в составе тарифов на электроэнергию.

    Платной будет замена счетчиков с 1 июля, если потребитель в отсутствии вышеуказанного основания по замене счетчика решит установить счетчик нового поколения.

    Сроки и основания установки новых счетчиков

    Сетевые организации обязаны установить ИСУЭ в течение 6 месяцев с даты:

    • получения обращения от потребителя об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности;
    • выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии, выявленные в ходе проверок УК, ТСЖ или РСО. Такие положения установлены п. 80(2) Правил № 354.
    Читайте также:  Как найти свой дом в ГИС ЖКХ? ⤴️

    Если потребитель сам не подал соответствующее заявление, форма и обязательные реквизиты которого на данный момент еще не утверждены, в адрес гарантирующего поставщика (чаще всего это городская электросеть, в Москве, например, это АО “Мосэнергосбыт”), то ответственности за это не наступит никакой (за исключением сокрытия факта выхода счетчика из строя). При этом, также не установлены точные сроки подачи таких обращений. По сути, это инициатива собственников, которые знают, что межповерочный интервал счетчиков истекает в ближайшее время, и собственник заблаговременно уведомляет об этом гарантирующего поставщика.

    Если потребитель не подал обращение, то всю информацию об установленных счетчиках электроэнергии (в том числе сроки истечения межповерочных интервалов) и, соответственно, основаниях замены счетчиков, гарантирующий поставщик может получить по запросу всю исчерпывающую организацию от УК, ТСЖ и иных организаций, осуществляющих управление МКД (п. 18.2. Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями
    утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124)

    В свою очередь, помните, что при повреждении счетчика следует незамедлительно сообщить об этом в УК или ТСЖ (если в МКД заключены прямые договоры, то в адрес гарантирующего поставщика). В противном случае, если повреждение счетчика будет выявлено в ходе проверки, то будет произведен перерасчет исходя из норматива потребления.

    При ненаправлении соответствующего уведомления в адрес сетевой организации, гарантирующий поставщик обязан уведомить потребителей о сроках замены счетчиков и сообщить об обязанности предоставить доступ в квартиру, если счетчики установлены в квартире, в письменной форме любым способом, позволяющим определить факт получения уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение под расписку и т.д.). Если потребитель уклоняется от предоставления доступа в квартиру, то ИСУЭ установят в ином максимально приближенном к границе балансовой принадлежности месте (например, в коридоре МКД). А собственник будет уведомлен о смене места установки счетчика любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.

    В отношении счетчиков, не присоединенных к интеллектуальной системе, проводятся проверки с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, данные с которых подлежат хранению (п. 170 Основных положений).

    Плановые проверки проводятся сетевой организацией на основании плана-графика, составленного гарантирующим поставщиком самостоятельно. Внеплановые проверки проводятся при наличии оснований:

    выявление факта нарушения контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, при проведении снятия показаний или осмотра состояния счетчика;

    • получение от потребителя заявление о необходимости проведения внеплановой проверки;
    • срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышки прибора учета;
    • отсутствие показаний счетчика два и более расчетных периодов подряд.

    Изменение порядка установки, поверки и замены электросчетчиков

    В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 ответственность за организацию учёта электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах – к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов – к сетевым организациям, которые с 1 июля 2020 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учёта электроэнергии.
    Также законодательством предусмотрена установка интеллектуальных приборов учёта, замена на которые будет происходить поэтапно. Новые приборы учёта установят новым потребителям в рамках технологического присоединения, действующее же оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. На замену прибора учёта отводится 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, а до 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчётчиков. Данные работы для потребителей производятся бесплатно.

    Читайте также:  Жилищный муниципальный контроль

    Что делать, если счётчик сломался?
    Если установленный в отношении потребителя прибор учёта электроэнергии вышел из строя или у прибора учёта истёк срок межповерочного интервала, то необходимо оставить соответствующую заявку:
    жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться непосредственно в компанию,
    жителям многоквартирных домов, не имеющим прямые договорные отношения с АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего управление многоквартирным домом,
    жителям частного сектора – в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
    Направить уведомление в АО «Мосэнергосбыт» можно любым доступным способом:
    – по телефону контактного центра +7 (499) 550-9-550;
    – в личном кабинете на сайте my.mosenergosbyt.ru или через мобильное приложение «Мой Мосэнергосбыт»;
    – направить письмо на почту info@mosenergosbyt.ru;
    – направить обращение через «Виртуальную приёмную» на сайте компании.

    Когда заменят неисправный электросчётчик?
    В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику и сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя. Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с клиентом дату.

    Как будут осуществляться начисления с даты поломки (выхода за МПИ) до даты замены электросчётчика?
    Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.

    Могут ли потребители сами заменить прибор учёта?
    Да, клиенты вправе инициативно произвести замену приборов учёта электроэнергии исключительно в случаях, когда электросчётчик являются работающим и отсутствуют основания для его замены со стороны АО «Мосэнергосбыт» или сетевой организации (истечение поверочного интервала, выход из строя и т.д.). Сделать это можно, заказав соответствующую платную услугу в АО «Мосэнергосбыт» (либо сетевой организации, если клиент проживает в жилом доме (домовладении)). Исходя из положений действующего законодательства, привлечение иных организаций для установки электросчётчиков не допускается. После получения заявки клиента АО «Мосэнергосбыт» известит о порядке и сроках установки электросчётчика. Самостоятельный демонтаж электросчётчика, пломб, установленных на нём, и иного оборудования не допустим.

    Кто несёт ответственность за сохранность приборов учёта?
    Ответственность за сохранность электросчётчиков, установленных в отношении жилых помещений, законодатель разделил таким образом:
    – если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность за его сохранность несёт потребитель,
    – если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность ложится на гарантирующего поставщика,
    – если прибор установлен вне территории частного домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несёт сетевая организация.
    При этом необходимость обеспечивать сохранность распространяется и на иное оборудование, используемое в узле учёта (пломбы, знаки визуального контроля и т.д.).
    Вернуться к списку новостей

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: