Мусорная реформа в России 2021

Минсельхоз поддержал отсрочку реформы утилизации отходов на три года

Минсельхоз поддержал предложение бизнес-ассоциаций по переносу реформы расширенной ответственности производителя (РОП), предусматривающей введение 100-процентного норматива утилизации упаковки, с 2022 на 2025 год.

Об этом говорится в письме замминистра сельского хозяйства Оксаны Лут на имя вице-премьера Виктории Абрамченко (курирует реформу), отправленном 8 сентября. У РБК есть копия письма, представитель Абрамченко Марта Галичева подтвердила его получение.

«Минсельхоз России поддерживает основные предложения отраслевых союзов, а также считает целесообразным рассмотрение данного вопроса на площадке правительства с участием представителей отрасли и заинтересованных ведомств», — сообщил РБК представитель Минсельхоза.

Что такое реформа РОП

Механизм РОП действует в России с 2015 года. Сейчас нормативы на утилизацию разных товаров и видов упаковки колеблются от 10 до 45% от объема их производства. Согласно новой концепции РОП, принятой правительством в конце 2020 года, к началу 2022 года должна быть введена 100-процентная утилизация упаковки, а норматив утилизации товаров будет поэтапно расти на 10% в год. Компании могут сами не утилизировать товары и упаковку, но тогда им придется платить эксобор.

Отчетность об утилизации товаров или упаковки в прошлом году сдали только 20 тыс. примерно из 4 млн компаний, следует из данных Росприроднадзора. И они заплатили экосбор лишь на 4 млрд руб. Минприроды ранее прогнозировало, что после реализации реформы экосбор может вырасти до 136 млрд руб. в год.

Как Минсельхоз объясняет свою позицию

Накануне отправки письма в правительство Лут провела совещание с отраслевыми союзами, на котором обсуждались поправки Минприроды в закон «Об отходах производства и потребления» и ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», необходимые для реализации реформы РОП. В нем приняли участие в том числе главы таких ассоциаций, как Союз производителей соков, воды и напитков, Национальный союз птицеводов и Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров.

На этом совещании представители бизнеса предложили предусмотреть в законопроекте поэтапное повышение норматива утилизации упаковки до 2025 года, чтобы резко не увеличивать нагрузку на пищевые предприятия и импортеров товаров. Они также попросили разрешить самостоятельную утилизацию товаров или упаковки через отраслевые ассоциации. Эти предложения замглавы Минсельхоза и представила Абрамченко, следует из письма.

Лут также поддержала идею отраслевых союзов по введению критериев ключевых показателей эффективности раздельного сбора отходов и стимулы для раздельного сбора отходов населением.

С предложением перенести реформу РОП в середине августа выступило Минэкономразвития, но лишь на два года, до 2024 года. Такая отсрочка, по мнению ведомства, должна позволить создать систему переработки отходов без резкого роста цен на товары. Пресс-секретарь Минприроды Марина Евсеева говорила тогда, что министерство готово к обсуждению разногласий по этому законопроекту по РОП с другими ведомствами. В пятницу, 10 сентября, РБК направил новый запрос Евсеевой по поводу письма Минсельхоза.

Сейчас задача профильных министерств — обсудить вместе с бизнесом детали нового регулирования и найти компромиссы, но не в ущерб экологии, говорит Галичева. «Откладывать реализацию поручений главы государства, а также вводить очередную отсрочку реформы на несколько лет считаем невозможным», — подчеркнула она.

Более чем за четыре года своего действия РОП в текущем виде показала «полную экологическую и экономическую стагнацию», отмечает Галичева. В стране массово не появились мощности по переработке отходов, население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов. Представитель вице-премьера также напомнила, что ранее все ключевые моменты концепции были обсуждены с участием представителей бизнеса и они подержали итоговый документ.

По словам представителя Российского экологического оператора (куратор мусорной реформы) Дмитрия Бойко, в странах Евросоюза, опыт которых перенимает Россия, производители товаров несут полную ответственность за утилизацию своей упаковки. «Они не могут выйти на рынок, не уплатив авансом экологический сбор. Иначе использованная упаковка не вернется в оборот», — отметил он.

Тем пачка: Минпромторг не согласовал законопроект о мусорной реформе

Минпромторг вслед за Минэкономразвития не согласовал законопроект о Расширенной ответственности производителей (РОП). Замглавы Министерства промышленности и торговли Виктор Евтухов в беседе с «Известиями» указал на риск «резкого сокращения товарооборота», если реализовать разработанную Минприроды единую систему учета отходов. Ее предлагают запустить с 2024 года для контроля продукции и упаковки для последующей утилизации. Продукцию, которая не попала в систему, могут запретить продавать. Ранее ритейлеры тоже критиковали эту норму. Однако несколько бизнес-ассоциаций поддержали проект о РОП.

Расширяя ответственность

Минпромторг раскритиковал законопроект Минприроды о РОП. Документ предполагает, что бизнес будет полностью отвечать за утилизацию выпущенных на рынок товаров и упаковки. В нем ведомство предложило создать с 1 января 2024 года государственную информационную систему учета отходов. Товары, сведения о которых не занесены в нее, не должны попасть в продажу, предполагает законопроект. Это позволит регулятору контролировать объем продукции, который компании должны будут утилизировать. Минприроды предложило внести такие поправки в закон «Об отходах производства и потребления», большая часть его норм должна вступить в силу с 1 января 2022 года.

Читайте также:  Жалоба на управляющую компанию в прокуратуру: образец 2021

Минпромторг не согласовал законопроект, предусматривающий актуализацию института РОП, рассказал «Известиям» замглавы министерства Виктор Евтухов. Он подчеркнул, что замечания ведомства направлены в адрес Минприроды, их неоднократно обсуждали на межведомственных совещаниях, но консолидированную позицию выработать пока не удалось.

Основное разногласие касается запрета на продажу в России товаров, сведения о которых не внесены в государственную информационную систему учета отходов, рассказал Виктор Евтухов.

— Принятие этой нормы может повлечь серьезные негативные последствия для экономики государства в виде резкого сокращения товарооборота, нарушения функционирования всей товаропроводящей цепи, — сказал замминистра.

Он отметил, что у министерств есть и другие разногласия по этому документу. Проект предполагает: ответственность производителя за товар возникает с момента его постановки на бухгалтерский учет.

— Товар может быть поставлен на бухгалтерский учет, но не продаваться в течение нескольких лет. Или если он, предположим, поврежден при транспортировании или хранении, фактически производители заплатят экосбор за товар, который так и не будет выпущен в оборот, — сказал замминистра.

Виктор Евтухов считает, что ответственность по РОП должна возникать с момента реализации продукции — этот принцип действует сегодня.

Все за и против

Законопроект Минприроды ранее получил негативную оценку регулирующего воздействия. В Минэкономразвития сочли, что принятие документа следует сдвинуть на два года. В случае реализации проекта есть риск, что из-за требования вносить сведения в государственную информационную систему оборот продукции на рынке может приостановиться, не исключен дефицит социально значимых товаров, указано в оценке ведомства.

Государственная информационная система уже создана, сказали «Известиям» в Минприроды, ее сейчас дорабатывают. В нее включат новые реестры (например, товаров и упаковки на рынке), также ее переведут на цифровую отчетность вместо бумажной.

Что касается ограничительных мер, которые могут быть введены для товаров, не внесенных в реестры, то здесь запланирован переходный период, чтобы в течение нескольких лет бизнес смог перейти на эту работу, — отметили в Минприроды.

Законопроект дает неограниченные полномочия регулятору по реализации прямого запрета на движение любых товаров на российском рынке, уверены 30 ведущих ассоциаций крупнейших производителей. В компаниях отметили: до сих пор неясно, каким образом они должны передавать информацию в систему учета отходов, о каком объеме данных идет речь. Бизнес обратился к вице-премьеру Виктории Абрамченко с просьбой доработать законопроект Минприроды. Письмо от 21 августа есть у «Известий».

Торговые сети также критически оценили предложенное Минприроды правило относительно системы учеты отходов. В ритейле отметили, что законопроект создает риски ухода торговли в серую зону. Система с большой долей вероятности может привести к пустым полкам в магазинах и сокращению ассортимента интернет-магазинов, уверены в торговых сетях. В пресс-службе Минприроды опровергали эту позицию и указывали, что реализация концепции РОП не скажется на выборе товаров в магазинах.

Утилизаторы и некоторые производители в целом согласны с законопроектом. В конце августа ассоциации утилизаторов «Клевер», стеклотарных заводов «СтеклоСоюз» и переработчиков «Лига переработчиков макулатуры» направили премьер-министру Михаилу Мишустину письма с просьбой запустить реализацию концепции РОП с 2022 года. Рост объемов захоронения отходов вместо их полной переработки наносит экономический ущерб интересам государства — стоимость невозвращенного в хозяйственный оборот ценного вторичного сырья составляет не менее 275 млрд рублей.

«Известия» направили запрос в аппарат вице-премьера Виктории Абрамченко.

Счетная палата разделила ее провал между Минприроды и регионами

По данным Счетной палаты, основные виновники провала реформы управления отходами в РФ — федеральные и региональные власти. Аудиторы отмечают неэффективность Минприроды в использовании денег отраслевого федерального проекта и отсутствие даже близких к реальности данных об объемах и составе отходов во многих регионах, что не только искажает тарифы, но и заставляет принимать решения вслепую. В целом же «мусорная» госполитика не соответствует целям сокращения образования отходов. В Белом доме говорят, что «разбираются» с данными об отходах, видя решение в цифровизации. А Минприроды продолжает считать ключевым решением проблем увеличение экологического сбора.

Отчет Счетной палаты о работе отрасли управления отходами (ее реформа не прекращается уже более 10 лет) фиксирует ее плачевное состояние — в основном из-за неэффективности работы Минприроды и регионов. В частности, аудиторы отметили затягивание ведомством сроков принятия нормативных актов (это отложило на два года запуск реформы, а после остановило финансирование проектов). «Невыполнение должным образом» министерством полномочий учредителя ППК «РЭО» (публично-правовая компания «Российский экологический оператор», отвечает за разработку и реализацию «мусорной» госполитики) и ее несвоевременное и неполное финансирование грозит РЭО штрафами кредиторов и судебными расходами, а также вызывает низкую результативность его работы.

Кроме того, аудиторами обнаружены многочисленные проблемы, нарушения и «неэффективное использование средств» при распределении Минприроды денег федерального проекта (ФП) «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» при финансировании разработки информсистем, нормативных актов, исследований и строительства инфраструктуры в регионах. Так, данные ППК «РЭО» о реализации ФП после анализа аудиторами часто не подтверждаются, а цели и показатели проекта недостаточно увязаны между собой и не согласованы с регионами.

Читайте также:  Содержание и ремонт жилого помещения: что туда входит

В то же время меры поддержки инвестиций в инфраструктуру (поручительство и участие РЭО в капитале новых компаний) не востребованы. Это отмечают в СП со ссылкой на мнение самого РЭО о необходимости дополнительного госстимулирования инвестиций в отрасль. «В ряде регионов, где отсутствует минимально необходимая инфраструктура по обращению с ТКО, новые инвестиционные проекты приведут к росту тарифной нагрузки на 50% и более, что отразится на увеличении платы за коммунальные услуги. При этом без повышения тарифов или иных форм компенсации проекты заведомо убыточны»,— поясняют там.

Вице-премьер Виктория Абрамченко уже поручила министерствам до 28 сентября разработать дополнительные инструменты поддержки инвестиций (речь идет о льготном лизинге, субсидировании процентных ставок и компенсации части капзатрат региональным операторам, поясняют в Минприроды). Минприроды же предлагает заметно расширить налоговые льготы для самих региональных операторов (см. “Ъ” от 25 сентября).

При этом вся текущая госполитика поощрения инвестиций в инфраструктуру и построения системы управления отходами, включая федеральную схему, которую готовит ППК «РЭО», базируется на данных региональных схем управления отходами, качество которых крайне низкое и часто не дает даже близкого к реальности представления о составе и объеме образования отходов, отмечают аудиторы. Хотя в ППК «РЭО» на замечания СП отвечают, что «активно работают» с регионами над качеством терсхем, сами аудиторы отмечают, что на 1 февраля 2020 года субъектами РФ учтено в полном объеме 33 замечания, 45 —частично, 207 не учтены вовсе. Анализ решений субъектов об установлении нормативов накопления ТКО и тарифов на услугу регионального оператора «вызывает сомнение в объективности произведенных замеров, а также факте их проведения и может свидетельствовать о некорректности расчета оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО»,— отмечают в Счетной палате.

В 2019 году Госдумой принят закон, который предлагает создание трех параллельных госинформсистем управления отходами — в Минприроды, Росприроднадзоре и «Росатоме» (для опасных отходов), что, в свою очередь, считают нецелесообразным госаудиторы и Минфин.

Минприроды же, отвечая на претензии СП, называет основным решением указанных проблем увеличение поступлений экосбора от компаний для финансирования отрасли — до 134 млрд руб. к 2024 году. Последнее, однако, возможно лишь при отказе крупных компаний от самостоятельной утилизации своих отходов, что противоречит концепции реформы (см. “Ъ” от 1 июня) и вызывает протесты бизнеса.

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Существующая система обращения с отходами угрожает безопасности жизнедеятельности населения, но пока реформа не меняет ее, а лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости

Зачем нужна мусорная реформа?

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами. По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.

Как возникла мусорная проблема?

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

Читайте также:  Отключение коммунальных услуг за неуплату коммунальных услуг

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

В чем суть мусорной реформы?

Реформа стартовала с 1 января 2019 г.

Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.

Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.

Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе?

Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.

Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.

Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.

Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.

Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.

Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.

Как и кем формируется тариф оплаты новой услуги?

Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.

Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.

Можно ли получить льготы?

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Читайте также:  Температура батарей отопления в квартире: норма

Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

Изменилось ли что-то в обращении с мусором?

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Так нужна ли мусорная реформа?

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.

Мусорная куча не мала

Опросы показывают, что 55% жителей страны не задумываются о сортировке мусора. В чем проблема и как ее решить?

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП “ЖКХ-Контроль”, зампредседателя Общественного совета минстроя: Не хватает, во-первых, физической инфраструктуры, контейнеров для раздельного сбора рядом с домом, возможностей сдать вторсырье за деньги. И во-вторых, возможности снизить коммунальные платежи, если ты сортируешь мусор. Для этого регионы должны переходить от оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) по нормативу к оплате по объемам. Регионы ссылаются на то, что это чрезвычайно трудно. На самом деле причина другая. Региональные операторы регулярно объявляют о том, что они на грани банкротства. В прошлом году на их поддержку было выделено из бюджета 8,9 млрд рублей. Но если мы реально начнем считать, сколько мусора люди производят и сколько операторы перевозят, то их деятельность станет невыгодной. Переходу на оплату по фактическим объемам препятствует сильное лобби бизнеса в этой сфере.

Читайте также:  Запах канализации в туалете

Андрей Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ: Регоператоры не включили население в экономический процесс утилизации отходов. По-хорошему, в каждом дворе должно стоять несколько баков разного цвета. Один бак – черный, и только он вывозится за деньги. Остальные – для определенных видов отходов – вывозятся бесплатно. Вы меньше платите, если точно сепарируете мусор.

Пока мы жителей не включим в финансовые расчеты, никаких результатов не достигнем. Хотя если, по данным опроса, 45% жителей разделяют мусор, то процесс-то пошел.

Светлана Разворотнева: Регоператоры – в большей степени перевозчики. И только единицы зарабатывают именно на переработке, организуют эти процессы. Остальные надеются только на тариф граждан, и это очень удобная позиция – ведь люди платят при любых обстоятельствах.

В некоторых регионах есть успешные примеры внедрения раздельного сбора. Как удалось вовлечь жителей?

Содном Будатаров, руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС: Есть хорошие примеры в Самаре, Нижнем Новгороде. В Севастополе после введения раздельного сбора мусора из трех контейнеров около дома остался один. Жители платили примерно 135 тысяч рублей в год за вывоз ТКО, а стали платить на 65 тысяч меньше. Они собрали пластик, макулатуру, стекло, металл и продали их на 8 тысяч руб-лей в 2019 году.

Многоквартирный дом постоянно генерирует один и тот же объем отходов. Если мы этот пример умножим на миллион домов в России, то выходим на 65 млрд рублей, сэкономленных жителями, и 8 млрд рублей, заработанных ЖСК, ТСЖ, управляющими компаниями. Нужна заготовительная инфраструктура и внедрение принципа “больше разделяешь – меньше платишь”.

Основная проблема в том, что регоператоры не хотят переходить на оплату по факту.

Андрей Широков: Надо вернуться к старой финансовой схеме, когда деньги шли через управляющую организацию, которая регулирует оплату вывозящим организациям. Если мусор вывозится на полигоны – одна оплата. Если как вторичный товар – за это мы платить не будем. Сейчас прямые расчеты с регоператором не позволяют вводить схемы, которые давали бы первичный импульс собственникам.

Содном Будатаров: Жители не лишены права собрать общее собрание и потребовать от управляющей компании заключения договора на вывоз ТКО с регоператором. Но более-менее это иногда реализуется лишь на уровне ТСЖ, ЖСК, в сельской местности. Деревня традиционно всегда разделяла отходы, там экономика замкнутого цикла давно работает.

Предположим, что жители начали аккуратно сортировать мусор. Операторы и управляющие компании к этому готовы?

Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества: Успех истории с раздельным сбором отходов в двух вещах: первая – инфраструктура, вторая – доверие. Люди готовы заниматься раздельным сбором. Но нужна инфраструктура: когда мы выходим из подъезда, нам нужен контейнер для полезных фракций. В России насчитывается около 80 тысяч контейнерных площадок, обустроенных для раздельного накопления ТКО, на которых установлено более 90 тысяч баков. Дефицит баков – более 400 тысяч. Чтобы его покрыть, нужно более 5 млрд рублей.

И крайне важный вопрос – доверие. Когда мы уверены, что наш мусор поехал на переработку, мы принимаем это и, может быть, даже не настаиваем на материальной выгоде, осознавая свою социальную роль и экологическую ответственность.

Андрей Широков: Мы должны эту культуру внедрять через мультфильмы, фильмы, через определенные действия. Германия 20 лет шла к раздельному сбору мусора. Сейчас в Берлине во дворе по 6-7 контейнеров разного цвета. Нужны ли в домах мусоропроводы? В Берлине их запаяли, чтобы сразу шла сепарация мусора. Там население включено в эти процессы. Есть обходчики, которые заглядывают в контейнеры, иногда даже что-то перекладывают, если есть ошибки. А если большие ошибки – предъявляют платежи управляющей организации.

Содном Будатаров: Немцы, финны, японцы 20-30 лет приучали жителей сортировать в двухпоточную систему, созданную под нужды мусоросжигательных заводов. А люди не приучались: “Это не наша проблема!” Но как только ввели систему “больше разделяешь – меньше платишь”, они быстро перешли к раздельному сбору. У нас, в регионах, которые я называл, это заработало всего за два месяца!

Регоператоры категорически не хотят переходить на раздельный сбор, потому что снижается объем отходов, вывозимых на полигон и, соответственно, необходимо снижать тариф. Это при том что в Архангельской области в этом году регоператору компенсируют 500 млн выпадающих доходов. В Пермском крае в прошлом году до 1 млрд. Это деньги в песок. За девять миллиардов мы могли бы создать реальную инфраструктуру по раздельному сбору, например, пластика или макулатуры.

Читайте также:  Куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ?

Как идет “мусорная реформа” в регионах вдали от столицы? У нас на связи Хабаровск.

Владимир Сидоров, председатель Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы: У нас есть опыт эксплуатации станций раздельного сбора мусора в Хабаровске, по одной на район. Собираем 15 компонентов и за полтора года работы имеем аудиторию в 15-20 тысяч человек, которые копят дома эти виды вторсырья, везут их через полгорода и сдают. И это во многих городах работает – Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Для нас это стало откровением. То есть общество готово.

Наш опыт показал, что, если человеку создать простые, понятные и удобные условия, он включается и участвует в мусорной реформе. Но очень бросается в глаза разношерстность интерпретаций закона о мусорной реформе. Исполнительная власть не имеет управленческого опыта в плане обращения с отходами.

У наших соседей в Китае, например, залог успешности реформы был в том, что во всей огромной стране были применены одни и те же подходы и технологии. Везде одни и те же контейнеры, одна и та же инструкция. К сожалению, в России – неразбериха. Каждый переработчик ставит свой тип контейнеров.

По всей России, к сожалению, серьезная проблема с несанкционированными свалками. Свалки горят, выделяют свалочный газ, загрязняют почву и воду. Очень важная задача мусорной реформы – добиться, чтобы мусоровозы доезжали хотя бы до каких-то приспособленных полигонов, соответствующих минимальным требованиям.

С другой стороны, мы в эту же реформу заложили идею раздельного сбора. И поручили это одному и тому же субъекту – регоператору. А это задача, связанная с информационно-просветительской работой – нужно “законнектить” очень много участников, для регоператоров задача очень сложная.

Мы насмотрелись на Европу, Азию, но очень высокую для себя планку поставили. В Хабаровском крае уже собрать и довезти мусор – большая проблема в условиях, когда снега выпадает по пояс.

У меня два предложения. Все регионы должны быть в равных условиях. В Хабаровском крае из федеральных денег на реализацию реформу было ноль рублей. Надо в долевом аспекте, через механизм госзакупок реализовать программу по внедрению базовых элементов раздельного сбора, дать возможность всем регионам участвовать.

Второе – вопросы подготовки специалистов в области обращения с отходами, экологического образования жителей должны быть на первом месте. Во всех странах реформа начиналась со школьной скамьи: людям объясняли, зачем это нужно делать, и параллельно появлялись объекты инфраструктуры.

Сейчас в одних регионах платят за мусор по числу собственников, в других по метрам жилплощади, иногда – по объему мусора. Нужно ли ввести единую схему оплаты по всей стране?

Содном Будатаров: Оплата должна быть справедливой и понятной. Расчет по метрам несправедлив для объектов с большими площадями, но с примерно одинаковым количеством людей (это, например, торговые центры, театры, библиотеки). Несправедлив он и для многоквартирных домов, где в одной квартире живут пять человек на площади 40 кв. м., а в другой, площадью 100 кв. м, – один человек.

Расчеты “с человека” также не везде применимы. Они сильно бьют по кошельку многодетных семей, не учитывают постоянное движение людей из города на дачу. Даже если люди будут сообщать об этом, невозможно ежедневно делать перерасчеты.

Самый лучший механизм – оплата по количеству и объему контейнеров. Но многие региональные власти и регоператоры делают все, чтобы сбор шел по нормативу.

При раздельном сборе мусора вывоз на полигоны должен уменьшаться, а полигоны – рекультивироваться. Удается ли это?

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ: Россия, к сожалению, большую часть отходов вывозит на полигоны несортированными. Площадь загрязненных свалками земель очень высока, насчитывается больше тысячи полигонов ТБО. К сожалению, рекультивация полигонов вызывает много вопросов о ее эффективности. Некоторые рекультивируются много лет, а результатов пока нет.

Во всем мире принято говорить об экологической реконструкции полигонов. Это новое направление в инвестиционно-строительной деятельности. После рекультивации полигоны превращаются в места для отдыха. Например, свалка в Лос-Анджелесе, в Шверберне в Германии, парк Ариэля Шарона – это все бывшие полигоны с накопленными миллионами тонн мусора. Сейчас они, во-первых, обеспечивают газом до 100 тысяч жилых домов – созданы специальные системы газоотведения. И одновременно созданы совершенно новые площадки для отдыха населения.

Содном Будатаров: Ключевым элементом реформы должны быть рециклинговые заводы, перерабатывающие мощности. Когда люди видят, что из пакетов можно сделать скамейку, а из макулатуры газету – это сильно влияет на сознание.

В России огромный научный потенциал, а сфера обращения с отходами – высокотехнологичный и наукоемкий сектор экономики. Минпромторг посчитал, что переработка вторсырья может на 30% повысить эффективность экономики. Потому что макулатуру можно перерабатывать до 36 раз, стеклянные бутылки вообще бесконечно. У нас больше 40 стекольных заводов, которые сейчас на 10-15% используют вторичное стекло, а могут – на 60-80%. А мы хотим строить мусоросжигательные заводы, каждый из которых стоит 30 млрд!

Читайте также:  Как подать в суд на управляющую компанию за перелом руки?

Главные участники мусорной реформы, кто действительно создает экономику замкнутого цикла, – не органы власти, а дворники и лица без определенного места жительства, которые собирают и сдают жестяные банки, макулатуру. А можно вовлечь в эту заготовительную историю школьников, дети откликаются массово.

Мы говорим о сборе мусора, переработке. Но можно ведь и уменьшить накопление мусора. От каких “вредных привычек” надо отказаться?

Ирина Ильина: Я отказалась от приобретения пластиковых пакетов, хожу с сумкой. Многие продавцы удивляются и не понимают: вам жалко заплатить 5 рублей? Есть целый ряд таких полезных привычек, и надо обязательно их внедрять, потому что получаются потом масштабные цифры сокращения отходов. Это важно воспитывать с раннего детства.

Содном Будатаров: Я в последнее время цветы дарю без упаковки. Всегда ношу с собой многоразовую бутылку. Авоська у меня тоже есть. Молодежь, хочу отметить, особенно блогеры, эконаправление очень сильно продвигают в соцсетях. Это реально модно. Многие крупные компании это чувствуют и реагируют на экозапросы своих клиентов: принеси батарейку и сдай. И это мировая тенденция. Не хватает разветвленной заготовительной инфраструктуры, которую под силу создать на деньги от расширенной ответственности производителей.

До 2023 года будет создана система автоматизированного сбора вторсырья

88% россиян заявляют о готовности заниматься раздельным сбором мусора. Но темпы создания современной инфраструктуры для сбора отходов пока отстают, отмечают в ППК “Российский экологический оператор”. В то же время работа по устранению этого перекоса ведется.

С 2019 года было сделано около 80 тысяч контейнерных площадок для РСО в 71 регионе, доля сортировки ТКО достигла 30% благодаря вводу в 2020 году 37 предприятий по обращению с отходами. Но чтобы охватить всю страну, нужно около 470 тысяч контейнеров, или 5,5 млрд руб.

Есть второй способ: создать меры поддержки, чтобы региональные рынки могли закупать контейнеры самостоятельно. Они отнесут эти затраты в себестоимость услуг. Но сейчас есть ограничение ФАС: регоператоры не могут тратить на закупку контейнеров более 1% выручки.

Для поддержки регоператоров в сфере оснащения контейнерами разработан пакет мер. К ним относятся займы на 10 лет под льготные 3% годовых, компенсация до 25% лизинга оборудования, субсидирование проектов до 29% от бюджета.

Планируется, что до 2023 года будет создана система по автоматизированному сбору вторсырья: ПЭТ-бутылок, отходов из стекла и металла. Также правительство одобрило “дорожную карту” реализации концепции расширенной ответственности производителей по утилизации продукции и упаковки. Кроме того, будут введены меры по стимулированию использования перерабатываемых материалов и меры по ограничению неперерабатываемых.

Газета “Нижегородская правда”: В дачных домах плата за мусор начисляется по количеству собственников круглый год. Хотя домом люди пользуются по три-четыре месяца. Поднимался ли вопрос изменения порядка начисления платы?

Светлана Разворотнева: В случае, когда расчет производится, исходя из количества собственников, можно получить перерасчет, если вы не живете на даче круглый год. Для этого можно осенью, уезжая в город, обратиться в правление СНТ и написать заявление, что вы будете отсутствовать. Либо, напротив, весной взять справку в городе в управляющей компании о том, что с сентября по май вы находились по адресу основного проживания (при необходимости это можно подтвердить показаниями счетчиков воды или электричества). С этой справкой весной обращаетесь в СНТ и просите сделать перерасчет. Документами, подтверждающими отсутствие на даче, могут стать билеты на транспорт или даже чеки на бензин, если вы передвигаетесь на автомобиле. Важно, что перерасчет можно требовать, если вы отсутствуете более пяти дней. И пересчитать плату можно лишь за последние шесть месяцев, не больше.

Сложности возникают, когда расчет платы за вывоз мусора ведется, исходя из квадратных метров. К сожалению, для этого случая до сих пор нет формулы для перерасчета платы.

От сына Чайки до сестры районного прокурора — кто распилит два триллиона на помойках

Мусорная реформа стала средством наживы для приближенных к власти — от федеральной до муниципальной

Два триллиона рублей — в такую сумму обойдется жителям России вывоз и утилизация бытового мусора в ближайшие 10 лет. По традиции, большие деньги в России не могут оставаться в стороне от «больших» людей, поэтому рынок отходов в результате «мусорной реформы» оказался поделен между несколькими крупными игроками, связанными с провластными бизнесменами, а также десятками небольших кланов, близким к региональным элитам. Побочными эффектами такого раздела стало отсутствие конкуренции и рост тарифов, пренебрежение правилами безопасности и загрязнение природы, а также фактический провал реформы.

Элиты в мусоре

Мусорные протесты в России как значимое социальное явление появились еще в 2017 году, когда «мусорная реформа» начала набирать обороты. Это выразилось в закрытии части опасных полигонов, перераспределении мусорных потоков в регионах, а также появлении и переполнении новых свалок. Кроме того, по стране начали появляться площадки для строительства мусоросжигательных заводов, а вокруг них стали образовываться «горячие точки» протестов. В 2018 году протесты стали более масштабными, значительно увеличилось количество жалоб, вызванных нарушением прав граждан на охрану здоровья, в 2019 году напряжение не спало, а сама «мусорная реформа» оказалась в затяжном кризисе. Отдельные протесты продолжаются до сих пор.

Читайте также:  Что делать и куда звонить если нет газа в квартире

Чаще всего люди протестуют либо против строительства новых мусоросжигательных заводов и мусорных полигонов под окнами их домов, либо против перенаправления в их регионы мусорных потоков из Москвы. Им противостоят те, кто везет мусор и зарабатывает на его перевозке.

Как выяснили в ходе совместного исследования издания «Важные истории«, «Жуковские вести» и «Зебра-ТВ«, больше всего на мусоре зарабатывают компании, косвенно связанные с людьми из окружения президента Владимира Путина. При этом связующие цепочки длинные и запутанные, включающие в себя номинальных директоров, подставных лиц, фирмы-прокладки и офшоры в Гонконге, Гибралтаре или Новой Зеландии.

Как подсчитали «Важные истории», компаниям, связанным с друзьями Путина, достались контракты на общую сумму 423 млрд рублей — почти четверть от всего рынка объемом 2 трлн рублей.

Отходы для Чемезова

Так, компании, связанные с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым, получили крупные подряды на вывоз мусора в Москве, Татарстане, Иркутской и Московской областях. Общая сумма контрактов — более 165 млрд рублей. К «клану Чемезова» журналисты относят компанию «АГК-1», которая строит мусоросжигательный завод (МСЗ) в Подмосковье недалеко от деревни Свистягино. Мусорный оператор не только является дочерней структурой госкорпорации «Ростех», но и через двух основных совладельцев связана с самим Чемезовым, который не раз публично нахваливал «АГК-1».

Стоит отметить, что директор компании Андрей Шипелов встретился с журналистами «Важных историй», рассказал им о своей мечте закрыть все мусорные полигоны в России и опроверг какие-либо корыстные связи с Чемезовым. Также он рассказал, что видит заказной характер у некоторых протестов против МСЗ, называя заказчиками владельцев мусорных полигонов, которые теряют свои доходы из-за сжигания, а не складирования отходов.

От Чаек до Ротенбергов

«Клан Чаек» представлен на мусорном рынке компанией «Хартия». Она принадлежит сыну бывшего генпрокурора России Игорю Чайке и получила контракты на обращение с отходами в нескольких округах Москвы, Тульской, Ярославской, Владимировской и Московской областях. Сумма заключенных на 10 лет контрактов составила более 107 млрд рублей.

«Клан Ротенбергов», как уверяет издание, действует через своего неофициального представителя Марка Омельницкого, который является гражданином Великобритании. Его компании получили госконтракты на вывоз мусора в Москве и Московской области, сумма заключенных контрактов превышает 88 млрд рублей. Омельницкий владеет фирмой «ЭкоЛайн», у которой есть мусоросортировочный комплекс на Сигнальном проезде в Москве и Александровский мусорный полигон, ставший точкой протеста.

Как отмечают «Важные истории», Омельницкий по материалам «Панамского архива» известен как номинальный директор, представлявший интересы офшорных компаний Аркадия Ротенберга и его сына Игоря Ротенберга. Его связь с Ротенбергами изданию подтвердил источник в правительстве РФ.

Еще один клан представлен компанией «Управление отходами», которая получит почти 63 млрд рублей в ближайшие 10 лет за вывоз мусора в Волгоградской, Мурманской, Нижегородской и Саратовской областях. По информации «Важных историй», фирма входит в «крупнейшую пенсионную империю России», а ее бенефициар — «давний друг Владимира Путина, его бывший сосед по дачному кооперативу „Озеро“» Юрий Ковальчук.

Родственные души

Если на федеральном уровне самые выгодные контракты поделены между кланами, то в регионах раздел рынка идет в других пропорциях. Как подсчитали участники расследования, минимум в 30 регионах страны операторами по обращению с мусором стали люди, связанные с местной властью.

Контракты им достаются через специальные аукционы, при этом в одном регионе может быть даже несколько мусорных операторов — одним достаются более выгодные подряды, другим — околоубыточные. Важную роль в распределении контрактов, стоимость которых порой исчисляется десятками миллиардов рублей, играет уровень связей с региональными элитами.

Так, в Новгородской области власти разбили регион на четыре мусорные зоны и для каждой провели отдельные торги. Но на эти торги чиновниками были допущены только четыре компании из девяти — все они связаны между собой и теперь будут делить 5,7 млрд рублей. Их бенефициарами являются Станислав и Юрий Уткины — брат и сын бывшего вице-мэра Великого Новгорода и руководителя регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Новгородской области Александра Уткина.

А в Оренбургской области контракт по обращению с отходами на 24 млрд рублей без конкуренции выиграла компания «Природа», с одним сотрудником в штате, созданная на стадии подготовки региона к реализации «мусорной реформы» и получившая лицензию за месяц до торгов. Один из конечных собственников «Природы» — Анатолий Чернявский. Он — тесть вице-губернатора Оренбургской области, Анатолия Димова.

Читайте также:  Что делать если горячая вода не соответствует норме

В Калининградской области победу на торгах по выбору регионального оператора одержало государственное предприятие «Единая система обращения с отходами», которое отдало в виде субподрядов 630 млн рублей компаниям «Стрела» и «Вывоз ТБО». Обеими владеет Любовь Пиннекер — дочь экс-главы Росреестра по Калининградской области Людмилы Пиннекер и двоюродная сестра прокурора Ленинградского района Калининграда Александра Пиннекера.

В Чечне 10-летний «мусорный» контракт на 29 млрд рублей без всякой конкуренции получила компания «Оникс», которая принадлежит известному в республике девелоперу Мовсади Альвиеву. Альвиев близок к Рамзану Кадырову.

В то же время в Приморском крае через договор субподряда на вывозе мусора заработает 478 млн рублей компания «Даль-Эко». Фирма еще недавно принадлежала матери бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева, известного в городе по криминальной кличке «Винни-Пух». В 1999 году он был судим за угрозу убийством и хулиганство, а в 2007 году его арестовали по обвинению в злоупотреблении полномочиями и признали виновным.

Еще 411 млн рублей на вывоз мусора получили компании, принадлежащие Алану Будаеву — сыну бывшего заместителя Николаева, осужденного в 2009 году за хищение 151 млн рублей из городского бюджета.

Вне конкурса и без опыта

Практически во всех случаях, когда «мусорные» господряды доставались фирмам, связанным с региональными элитами, конкурсы проходили без торгов. В общей сложности 83% конкурсов по выбору региональных прошли фактически по максимальным ценам, а конкурентов либо не допустили до участия, либо завели вместо них подставные организации.

При этом как минимум в 11 регионах России торги на вывоз, переработку и утилизацию мусора выиграли фирмы без явного опыта в сфере обращения с отходами: некоторые из них были созданы прямо накануне аукционов, в их штате числилось минимальное количество сотрудников (иногда и вообще ни одного). Такие компании заключили мусорные контракты на общую сумму почти 122 млрд рублей.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях при заключении госконтрактов — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Раздельный сбор мусора в России – мусорная реформа 2021 года и что изменилось

  • Что из себя представляет раздельный сбор мусора
  • Раздельный сбор мусор в России – мусорная реформа 2021 и что изменилось
  • Контейнеры для раздельного сбора мусора – особенности
  • Заключение договора на вывоз отходов при раздельном сборе
  • Оплата при раздельном сборе мусора

С 1 января в силу вступила мусорная реформа в России 2021 года. Изменения в законодательстве обусловлены заботой о чистоте окружающей среды и здоровье граждан. По новым правилам вводится обязательная сортировка твёрдого бытового мусора с целью его частичной переработки. Теперь вывоз отходов войдёт в список базовых коммунальных услуг для всех жильцов городских массивов, частных владельцев и юридических лиц. Раздельный сбор мусора будет осуществляться по стабильным тарифам и регулироваться единым оператором.

Что из себя представляет раздельный сбор мусора

В последние годы в России остро встала проблема образования стихийных мусорных свалок, которые отравляют экосферу, занимают место и портят городской пейзаж. Неорганизованный сброс коммунальных и крупногабаритных отходов был связан с переполненностью легальных полигонов и нестабильными тарифами на вывоз ТБО. Чтобы решить образовавшуюся проблему, правительство предложило новую реформу, включающую сортировку и утилизацию отходов.

Чтобы не перегружать полигоны, было принято решение перерабатывать мусор во вторсырьё. Для этого его необходимо заранее отсортировывать. Население призывают разбирать свой мусор по материалам и выбрасывать по отдельности. Для этого на коммунальных площадках появятся разноцветные контейнеры для сбора разных типов отходов: пластика, стекла, бумаги, картона и органики. Жителей городов и владельцев бизнеса призывают к сознательности и настоятельно просят соблюдать новые правила.

Важно! Под раздельным сбором мусора понимают разрозненный сброс отходов в специальные ёмкости. Это облегчит и ускорит вторичную сортировку и переработку. Благодаря таким мерам уменьшатся свалки, сократится выброс вредных веществ в атмосферу, а получаемое сырьё удешевит производство ряда промышленных и бытовых изделий.

Раздельный сбор мусор в России – мусорная реформа 2021 и что изменилось

Ещё в 2019 году был запущен законопроект об изменениях порядка обращения с отходами. С января 2021 не только в Москве, но и по регионам вступили в силу новые требования по сортировке мусора. Основные перемены коснулись организации вывоза ТКО:

  • Теперь за вывоз мусора отвечает единый региональный оператор, а процесс утилизации регулируется на законодательном уровне. Обслуживающие компании, закреплённые за разными районами, выбираются на государственном конкурсе и имеют официальный статус.
  • Для всего населения устанавливаются единые локальные тарифы на вывоз и переработку мусора. Их формируют на основании транспортных и технических расходов. Частной ценовой конкуренции больше не будет.
  • Устранение отходов вводится в обязательные коммунальные услуги. Их обязаны оплачивать все жители: частные собственники территорий, предприятия и юрлица, жильцы многоквартирных домов. Оплату за обслуживание необходимо вносить, даже если владельцы не эксплуатируют помещения т участки.
  • Вывоз мусора производится только на легальные полигоны и в пункты переработки отходов. Все расходы включены в общую стоимость услуги.
  • Введена дифференциальная контейнерная система: на площадках для сбора отходов появятся баки под разные материалы: стекло, пластик, бумагу и другие. Для удобства они будут подписаны и помечены разными цветами, поэтому жители быстро адаптируются и будут с комфортом пользоваться ёмкостями.
Читайте также:  Лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ

Порядок обращения с отходами регулируется Федеральным законом № 89-ФЗ ст.24.7, п.5, а требования к обслуживающим операторам определяются Постановлением Правительства №1156 от 12.11.2016 г. В ходе реформаций в действующий проект вносятся поправки. Все актуальные изменения можно наблюдать на официальном сайте министерства.

Контейнеры для раздельного сбора мусора – особенности

Правительство предложило 2 схемы раздельного сбора мусора: детальную и упрощённую. В городах открывают пункты приёма отходов на переработку, организуют площадки с разноцветными баками для приёма утилизируемых и опасных материалов. Многие из таких станций стимулируют жителей оплатой. Каждый сознательный гражданин может самостоятельно сдавать макулатуру, пластик, стекло, текстиль.

Важно! Экологи настойчиво призывают граждан страны относить опасные отходы в места приёма. Среди такого мусора АКБ, ртутные лампы и градусники, покрышки, продукты нефтехимического производства.

Для жильцов многоквартирников и малого бизнеса предлагается упрощённая схема разделения отходов на органические (гниющие) и перерабатываемые (пластик, стекло, бумага, старая одежда и т.п.). Разделяя мусор таким простым способом каждый поможет очисть экосферу.

Также частным владельцам важно знать: в стоимость базовых услуг по устранению мусора входит только ТБО – твёрдые бытовые отходы потребления, то есть вышедшая из строя одежда, мебель, упаковка, офисные принадлежности и сухие пищевые остатки. Строительный мусор каждый обязан утилизировать за свой счёт. Для этого можно вызвать службу по вывозу мусора в частном порядке.

Мусорная реформа 2021 года о разделении отходов главным образам касается ответственных компаний. По закону такие службы не имеют права сбрасывать в одном месте рассортированный мусор. Перерабатываемые отходы отправляются на утилизацию.

Заключение договора на вывоз отходов при раздельном сборе

Каждое юридическое лицо и частные владельцы территорий обязаны заключить договор на сбор и утилизацию мусора с региональным оператором. Мусороуборочная служба поможет рассчитать объём образующихся отходов, разработать график вывоза и установить стоимость услуг. В многоквартирных домах и дачных кооперативах договор заключают через управляющую компанию или ЖЭУ.

В документе прописывают тип отходов – ТБО, крупногабаритный или строительный мусор, их объём, отображают режим вывоза мусора и тарифы с учётом категории граждан: бизнес, производство, жилищный кооператив. Также учитываются льготные условия.

За несоблюдение норм обращения с отходами предусмотрены штрафы. Поэтому частные предприниматели и жильцы будут платить за сжигание ТКО на собственных участках, нарушение санитарных норм и использование неподходящих ёмкостей для хранения мусора. Во избежание наказания стоит официально сотрудничать с государственной службой по ликвидации отходов.

Оплата при раздельном сборе мусора

Тарифы на вывоз мусора не будут едиными по стране. Это связано с различным уровнем развития экономики и жизни граждан. В каждом регионе рассчитают локальную стоимость услуг для больших и периферических городов. Тарифы будут ориентированы не только на расходы транспортно-уборочной службы, но также на возможности населения.

Стоимость вывоза мусора включает:

  • затраты на сбор, хранение и устранение отходов, в том числе, аренду оборудования и переработку мусора;
  • расходы на обслуживание техники, логистику, человеческий труд;
  • меры по защите окружающей среды;
  • НДС.

Жильцы многоквартирных домов будут оплачивать услуги из расчёта на лицо, а не по метражу помещения, как это было раньше.

Поскольку вывоз мусора теперь включён в общую систему коммунальных услуг, оплату можно произвести одновременно с прочими платежами удобным способом:

  • в банковских кассах;
  • через приложение Сбер Онлайн;
  • через сайт управляющей компании с помощью электронных платёжных систем;
  • через приложение “Город”.

Важно учесть сроки перевода денег. Оплата с помощью электронных кошельков производится мгновенно, а банковские процедуры занимают несколько дней, поэтому осуществлять операции стоит заранее, чтобы избежать образование задолженности и начисление пени. Льготные категории граждан могут уточнить условия оплаты коммунальных услуг в управляющих компаниях и ЖЭУ.

Раздельный сбор мусора в России – долгожданный шаг к улучшению экологической ситуации и устранению стихийных свалок. Сегодня правительство на законодательном уровне старается облегчить процесс сортировки и переработки мусора, а также установить оптимальные тарифы. На фоне этого граждан и бизнесменов призывают к сознательности и заботе о родной среде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: