Как рассчитать оплату за отопление в многоквартирном доме?

Как рассчитывается плата за водоснабжение и отопление в домах с ИТП

Расчёт платы за коммунальные услуги по отоплению, ХВС и ГВС в многоквартирных домах с индивидуальными тепловыми пунктами вызывает много вопросов у управляющих домами организаций. Для них 23 марта мы провели онлайн-семинар с экспертом Ириной Маликовой. Узнайте подробности.

При расчёте платы за нецентрализованное ГВС в домах с ИТП применяются тарифы на холодную воду и теплоэнергию

Участники онлайн-семинара «Расчёты за тепловую энергию, холодную воду и горячую воду в МКД с индивидуальными тепловыми пунктами» вместе с экспертом, генеральным директором «Института управления ЖКХ» Ириной Маликовой разобрали сложные вопросы применения формул для расчёта платы за коммунальные услуги в домах с ИТП:

Эксперт подробно остановилась на вопросе расчёта платы в домах, где теплоснабжение централизованное, а ГВС нецентрализованное (НЦС ГВС). Горячая вода при НЦС приготавливается прямо в доме с использованием оборудования, в том числе ИТП (ч. 12 ст. 2 Закона № 416-ФЗ):

ГВС при такой схеме в доме с ИТП осуществляется на основании соглашений, заключаемых с лицами, осуществляющими эксплуатацию индивидуального теплового пункта, согласно ч. 1 ст. 7 № 416-ФЗ. Снабжение потребителей горячей водой происходит путём производства и предоставления коммунальной услуги ГВС с использованием внутридомовых инженерных систем (пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).

При такой системе ГВС регулируемый тариф на эту коммунальную услугу для проживающих в доме потребителей не устанавливается, поскольку отсутствует РСО – поставщик горячей воды. Плата за ресурс рассчитывается с применением двух тарифов:

  • на холодную воду, утверждаемый в руб./куб.м для водоснабжающей организации (ВСО);
  • на тепловую энергию, установленный в руб./Гкал для теплоснабжающей компании (ТСО).

При этом в домах с нецентрализованным горячим водоснабжением заключаются договоры теплоснабжения на поставку тепловой энергии и договоры на поставку холодной воды в целях ГВС. Подробнее о договорах, в том числе прямых, которые заключают потребители услуг, УО и РСО, узнайте из материалов онлайн-семинара, прикреплённых к статье.

При расчётах используются показания только введённых в эксплуатацию ИПУ

Ещё одной темой, которую Ирина Маликова разобрала с управляющими домами, стали ИПУ и дата, с которой прибор учёта признаётся расчётным. Эксперт напомнила, что согласно п. 3.3. разд. 8, п. 5.2 разд. 10 приказа № 74/114/пр, сведения об индивидуальных счётчиках коммунальных ресурсов, установленных в МКД, размещаются в ГИС ЖКХ исполнителем коммунальной услуги не позднее 7 дней со дня получения информации об установке/замене ИПУ.

В ГИС ЖКХ вносится следующая информация об индивидуальных приборах учёта:

  • сроки приёма показаний ИПУ;
  • сведения об установленных в доме счётчиках;
  • вид измеряемого коммунального ресурса и наименование коммунальной услуги;
  • отметки об исправности ИПУ;
  • дата ввода счётчика в эксплуатацию;
  • сведения об отсутствии технической возможности установки ИПУ;
  • информация о показаниях прибора учёта.

Согласно абз.13 п. 81 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальной услуги обязан рассчитывать плату за потреблённый ресурс, исходя из показаний ИПУ, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию.

Следовательно, как отметила Ирина Маликова, если в помещении дома установлен индивидуальный прибор учёта, но он не был введён в эксплуатацию, то такое помещение считается не оборудованным ИПУ и показания прибора к расчётам не принимаются.

Участники семинара подробно обсудили применение формул расчёта платы за коммунальную услугу ГВС в домах с индивидуальными тепловыми пунктами при НЦС. Согласно абз.1 п. 54 ПП РФ № 354, такие расчёты ведутся исполнителем, исходя из объёмов потребления и тарифов на ресурсы, используемые при производстве горячей воды в доме.

Из материалов семинара

Подробнее о том, какие формулы применяются в таком случае, а также об оплате тепловой энергии, которая используется для предоставления услуг по теплоснабжению в домах с ИТП, узнайте из видеозаписи, приложенной к статье.

Узнайте о нюансах расчёта платы за коммунальные услуги в домах с ИТП из материалов онлайн-семинара

Онлайн-семинар с Ириной Маликовой продлился четыре часа. За это время эксперт разобрала множество трудных вопросов, возникающих у УО и ТСЖ при расчёте платы за коммунальные ресурсы в домах, где горячая вода производится непосредственно в доме с использованием ИТП.

Читайте также:  Засор канализации в многоквартирном доме: что делать

Посмотрев видеозапись мероприятия, вы узнаете:

  • на какие нормы законодательства опирается исполнитель при расчёте платы за теплоэнергию в случаях, не урегулированных ПП РФ № 354;
  • обязано ли УО/ТСЖ в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и НЦС ГВС заключать договоры с поставщиками ресурсов на приобретение тепловой энергии для ОДН;
  • как правильно сформулировать предмет договоров ресурсоснабжения для домов с ИТП;
  • какие существенные обстоятельства подлежат применению при использовании расчётных формул, приведённых в ПП РФ № 124;
  • кто размещает в ГИС ЖКХ информацию об общедомовых приборах учёта;
  • по каким правилам происходит корректировка платы при нарушении качества коммунальной услуги.

Все материалы с онлайн-семинара вы найдёте под этой статьёй. Также приглашаем вас участвовать в предстоящих онлайн и очных семинарах РосКвартала и Ассоциации «Р1». Информацию о них вы найдёте в разделе «Мероприятия».

Как рассчитать оплату за отопление в многоквартирном доме?

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
Читайте также:  Температура горячей воды в кране по нормативу СНиП 2021

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Как рассчитать оплату за отопление по своей квартире?

Вопрос о расчете размера платы за отопление является очень важным, так как суммы по данной коммунальной услуге потребители получают зачастую довольно внушительные, в то же время не имея никакого понятия, каким образом производился расчет.

Читайте также:  Оплата ЖКХ через Сбербанк Онлайн без комиссии

С 2012 года, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» порядок расчета размера платы за отопление претерпел ряд изменений.

Несколько раз менялись методики расчета, появлялось отопление, предоставленное на общедомовые нужды, которое рассчитывалось отдельно от отопления, предоставленного в жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях, но затем, в 2013 году отопление вновь стали рассчитывать как единую коммунальную услугу без разделения платы.

Расчет размера платы за отопление менялся с 2017 года, и в 2019 году порядок расчета вновь изменился, появились новые формулы расчета размера платы за отопление, в которых разобраться обычному потребителю не так уж и просто.

Для того чтобы рассчитать размер платы за отопление по своей квартире и выбрать нужную формулу расчета необходимо, в первую очередь знать:

1. Имеется ли на Вашем доме централизованная система теплоснабжения?

Это означает поступает ли тепловая энергия на нужды отопления в Ваш многоквартирный дом уже в готовом виде с использованием централизованных систем или тепловая энергия для Вашего дома производится самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Оборудован ли Ваш многоквартирный дом общедомовым (коллективным) прибором учета, и имеются ли индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях Вашего дома?

Наличие или отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета на доме и индивидуальных приборов учета в помещениях Вашего дома существенно влияет на способ расчета размера платы за отопление.

3. Каким способом Вам производится начисление платы за отопление – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года?

Способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть, в различных регионах нашей страны плата за отопление может начисляться по разному – в течение всего года или только в отопительный период, когда услуга фактически предоставляется.

4. Имеются ли в Вашем доме помещения, в которых отсутствуют приборы отопления (радиаторы, батареи), или которые имеют собственные источники тепловой энергии?

Именно с 2019 года в связи с судебными решениями, процессы по которым проходили в 2018 году, в расчете стали участвовать помещения, в которых отсутствуют приборы отопления (радиаторы, батареи), что предусмотрено технической документацией на дом, или жилые и нежилые помещения, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации. Напомним, что ранее методики расчета размера платы за отопление не предусматривали для таких помещений отдельного расчета, поэтому начисление платы осуществлялось на общих основаниях.

Для того чтобы информация по расчету размера платы за отопление была более понятна, мы рассмотрим каждый способ начисления платы отдельно, с применением той или иной формулы расчета на конкретном примере.

При выборе варианта расчета необходимо обращать внимание на все составляющие, которые определяют методику расчета.

Ниже представлены различные варианты расчета с учетом отдельных факторов, которые и определяют выбор расчета размера платы за отопление:

Расчет №1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №2 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение календарного года (12 месяцев). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №3 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют, плата за отопление производится в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Читайте также:  Счётчики на воду: поверка сроки

Расчет №3-1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют, плата за отопление производится равномерно в течение календарного года. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №4 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, плата за отопление производится в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №4-1Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, плата за отопление производится в течение календарного года. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №5 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены всех жилых/нежилых помещениях многоквартирного дома. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Как правильно считать плату за отопление в квартирах и на машино-местах?

Дайте, пожалуйста, разъяснения по оплате отопления в 2020 году в Москве.

Дом построен после 2012 года, все квартиры оснащены индивидуальными приборами учета — ИПУ, есть общедомовой прибор учета — ОДПУ. Но есть еще машино-места, которые в принципе ИПУ оснащены быть не могут.

  1. Плата за отопление в квартирах должна быть строго по показаниям ИПУ за расчетный месяц? Или все-таки по среднему значению за предыдущий год равномерными частями? Зачем тогда снимать показания ИПУ ежемесячно?
  2. Как должна начисляться плата за отопление на машино-местах в нашем случае? Счетчик на дом — ОДПУ — единый.

Инициативная группа дома района Измайлово

Есть два варианта оплаты отопления, но показания ИПУ снимают в обоих случаях. А плату за отопление машино-мест считают по специальной формуле. В ответе приведу пример расчета, чтобы вы могли подставить свои данные и самостоятельно рассчитать стоимость отопления парковки.

Как оплачивается отопление в квартирах

Отопление жильцы оплачивают одним из двух способов: только во время отопительного сезона либо равномерно в течение календарного года. Способ оплаты выбирают местные власти.

В большинстве московских домов плата за отопление взимается равными частями в течение года. Исключение — дома в Троицком и Новомосковском административных округах. В Измайлове платить за отопление надо равномерно весь год.

При этом для домов с общедомовым счетчиком есть два варианта расчета платежей за отопление. Они зависят от того, стоят ИПУ в каждой квартире и каждом нежилом помещении или нет. Нежилые помещения — это, например, магазины и офисы, которые находятся в многоквартирном доме. Или тот же самый паркинг — он относится к нежилым помещениям и не входит в общее имущество дома. Место на парковке необязательно принадлежит кому-то из жильцов — его могут купить и жители соседних домов.

Если во всех квартирах и нежилых помещениях многоквартирного дома стоят счетчики, плату за отопление считают на основе их показаний по формуле 3 (3) из приложения № 2 к правилам предоставления коммунальных услуг. Для расчета берут среднемесячные показания ИПУ в каждом конкретном помещении за прошлый год. К показаниям индивидуальных счетчиков добавляют показания ОДПУ пропорционально площади помещений, чтобы посчитать в том числе плату за общедомовое отопление — обогрев подъездов, чердаков, подвалов.

Если прибора учета нет хотя бы в одном помещении МКД, расчет делают по другой формуле — 3 (1) из приложения № 2 к правилам предоставления коммунальных услуг. В этом случае также берут среднемесячные показания индивидуальных счетчиков или общедомового счетчика за предыдущий год. То есть если в квартире или нежилом помещении есть ИПУ, то берут его показания. Если нет — показания ОДПУ. В вашем случае считать отопление в квартирах будут именно по этой формуле, так как в вашем доме есть парковочные места без индивидуальных счетчиков.

В обеих формулах учитывают именно среднемесячные показания счетчиков за прошлый год. Для этого складывают ежемесячные показания и делят на 12. Поэтому, чтобы получить данные для расчета платы за отопление в будущем году, нужно снимать показания счетчиков каждый месяц.

Читайте также:  Полномочия председателя совета многоквартирного дома

Какие бывают проблемы с расчетом платы за отопление

Еще в июле 2018 года Конституционный суд РФ принял постановление, которое обязало правительство изменить порядок расчета платы за отопление в домах, где не во всех помещениях стоят приборы учета тепла. До этого если хотя бы один счетчик в одной квартире не работал, то весь дом не мог платить за тепло по ИПУ. Конституционный суд тогда встал на сторону людей — сказал, что это незаконно и нарушает права тех, у кого счетчики есть и работают. И что надо делить индивидуальные траты и общие — на отопление общедомового имущества.

Спустя два года получается, что правительство фактически саботировало решение Конституционного суда. Оно изменило постановление по расчету платы за тепло — предложило взамен одной существующей формулы сразу три, каждая из которых учитывает разные ситуации: когда счетчики есть везде, когда не везде или их нет вообще.

Однако, несмотря на кажущееся исполнение решения КС, фактического эффекта эти дополнительные формулы не принесли: в каждой из них все равно учитывается норматив потребления по ОДПУ — это создает своеобразный поправочный коэффициент. А для помещений, в которых приборов учета нет, формулы получились такими, что вообще ничего не изменилось. У людей не появился стимул устанавливать счетчики: что с ними, что без них итоговые начисления выходят примерно одинаковыми из-за хитрых формул.

Как оплачивается отопление машино-мест

Поскольку машино-места в вашем доме не оборудованы ИПУ, размер платы за тепло на них будет рассчитываться по формуле 3 (1) из приложения № 2 к правилам предоставления коммунальных услуг по показаниям общедомового счетчика.

Формула выглядит так:

Для расчетов нужно определить, какую площадь занимает парковочное место. Например, если ваш паркинг рассчитан на 35 мест, а его общая площадь равна 500 м², одно место будет занимать 1/35 паркинга , то есть 14,29 м². В эту площадь входит само парковочное место, допустим площадью 11,25 м², и общее имущество помещения, например проезды и проходы площадью 3,04 м².

Возьмем такие данные для расчета:

  1. Площадь парковочного места с долей общего имущества — 14,29 м². Это значение Si в формуле.
  2. Общая площадь всех помещений в доме, S об в формуле — 6500 м².
  3. Показания общедомового счетчика за 2019 год — 930 годГкл.
  4. Площадь помещений, оборудованных ИПУ на отопление, — 6000 м².
  5. Показания ИПУ за 2019 год во всех помещениях, где стоят счетчики, — 780 Гкл.
  6. Тариф на тепловую энергию — 1600 Р /Гкл . Это Т т в формуле.

Как рассчитать оплату за отопление в многоквартирном доме?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 февраля 2020 г. N 4361-ОГ/04 О правилах расчёта собственниками помещений размера платы за коммунальную услугу по отоплению по показаниям индивидуальных приборов в многоквартирных домах

Вопрос: Конституционный Суд РФ Постановлением от 10.07.2018 г. N 30-П признал, что невозможность учета показаний ИПУ тепла при определении размера платы за отопление в МКД, в котором есть ОДПУ тепла, но не все помещения в нем оснащены работающим ИПУ тепла, – не соответствует Конституции РФ. При этом КС РФ предписал Правительству РФ предусмотреть порядок определения платы за комуслугу по отоплению в упомянутых МКД с учетом показаний ИПУ тепла.

Согласно позиции Минстроя РФ (в письмах от 22.02.2019 г. N 5956-ОГ/04 и от 20.03.2019 г. № 9703-ОО/06), необходимость учета показания ИПУ тепла в целях расчеты платы за отопление в тех МКД, где не все помещения оборудованы ИПУ тепла, применима исключительно к МКД с централизованной открытой системой теплоснабжения. А в тех МКД, где приготовление услуги по отоплению производится с помощью ИТП и без отбора теплоносителя (закрытая система), плата за отопление должна рассчитываться либо без учета показаний ИПУ, либо с их учетом, но только если такие ИПУ есть во всех помещениях такого МКД (формулы 18 и 18.1 Приложения № 2 к Правилам № 354).

Читайте также:  Проверка газового оборудования в квартире

Однако, согласно ч.ч. 8, 9 ст. 29 Закона № 190-ФЗ о теплоснабжении, с 01.01.2013 в РФ запрещен ввод новостроек с подключением к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд ГВС с отбором теплоносителя, а с 01.01.2022 года такое использование централизованного теплоснабжения тотально запрещено. Итак, с 2013 г. все новостройки в РФ уже оборудованы ИТП, через два года ИТП должны быть в 100% МКД в стране.

Таким образом, без внесения изменений в упомянутые формулы 18 и 18.1 правовая позиция КС РФ будет уничтожена, что является нарушением ФКЗ о Конституционном Суде РФ.

В связи с этим, прошу пояснить, намерено ли Правительство РФ вносить поправки в формулы 18 и 18.1 с тем, чтобы плату за отопления в МКД можно было определять с учетом показаний ИПУ тепла даже в тех МКД, которые оборудованы ИТП, и в которых не 100% помещений оснащены ИПУ тепла.

Ответ: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение от 01 февраля 2020 года N 132207 по вопросу исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П и сообщает.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства от 6 мая 2011 года N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П было разработано и принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708 “О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме”.

Указанным постановлением в Правила внесены изменения, которыми установлена возможность расчёта собственникам помещений размера платы за коммунальную услугу по отоплению по показаниям индивидуальных приборов в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии (далее – индивидуальный прибор учёта). Ранее Правилами предусматривалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учёта в многоквартирном доме выходил из строя, то остальные индивидуальные приборы учёта не использовались для расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению. Это нарушало права собственников помещений, оборудованных работоспособными индивидуальными приборами учёта.

Установлено также, что собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление (демонтировали приборы централизованного отопления), и собственники помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрены приборы отопления, смогут включать в плату за коммунальную услугу по отоплению только оплату отопления мест общего пользования. До принятия указанного постановления собственники таких помещений оплачивали централизованное отопление как квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счёт обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Р.Н. Сорокин

Обзор документа

Минтруд разъяснил изменения, которые были внесены в конце 2018 г. в правила предоставления коммунальных услуг и касались отопления.

Собственники помещений теперь могут рассчитывать плату за отопление по показаниям индивидуальных приборов в многоквартирных домах (МКД), которые оснащены коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами. Ранее предусматривалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в МКД выходил из строя, то остальные индивидуальные приборы учета не использовались для расчета платы за отопление. Это нарушало права собственников помещений, оборудованных работоспособными индивидуальными приборами учета.

Кроме того, собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление (демонтировали приборы централизованного отопления), и собственники помещений, в которых технической документацией на МКД не предусмотрены приборы отопления, могут включать в плату за отопление только оплату отопления мест общего пользования. Ранее собственники таких помещений оплачивали централизованное отопление как квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

Читайте также:  Нужно ли платить налог с наследства от родителей?

Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 45 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 1 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Информация об изменениях:

Статья 45 дополнена частью 2.1 с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

2.1. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, может быть созвано по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, подготовивших указанный проект решения, либо юридического лица, определенного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Информация об изменениях:

Статья 45 дополнена частью 3.1 с 11 января 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ

3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Читайте также:  Как правильно выбрать управляющую компанию?
Информация об изменениях:

Статья 45 дополнена частью 3.2 с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

3.2. В рассмотрении вопроса, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимают участие собственники жилых помещений в многоквартирном доме или их представители. Такое общее собрание правомочно, если в нем приняли участие собственники жилых помещений либо их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме. При этом при рассмотрении данного вопроса в отношении жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, представителями собственников признаются наниматели таких жилых помещений.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ

4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ пункт 2 части 5 статьи 45 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 45 настоящего Кодекса дополнена частью 6

6. Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

Читайте также:  Прорвало стояк отопления: кто виноват
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 45 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Прокуратура разъясняет: Новое в законодательстве об общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 16 июня 2016

Правила проведения общих собраний, их компетенция, порядок принятия решений собственниками помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) регулируются нормами Жилищного кодекса РФ, иные вопросы (например, основания признания решения собрания оспоримым или ничтожным) – Гражданским кодексом РФ (глава 9.1).

Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были существенно изменены правила проведения собраний собственников в МКД.

В частности, расширена компетенция общего собрания. Собственники помещений в МКД вправе наделять совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общедомового имущества (ранее только общее собрание могло принять такое решение, что в силу низкой активности собственников препятствовало оперативному принятию решений о необходимости проведения ремонтных работ).

Наряду с очной и заочной формой проведения общего собрания введена третья форма – очно-заочное голосование (ст. 44.1 ЖК РФ), которое предусматривает возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания.

Читайте также:  Полномочия председателя совета многоквартирного дома

По вопросу созыва любого собрания – очередного и внеочередного – установлено правило, что собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в доме, теперь вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию, ТСЖ, которые, в свою очередь, обязаны созвать собрание и провести все необходимые организационные мероприятия (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).

Право инициировать общее собрание получила управляющая организация.

Регламентируется и содержание так называемого опросного листа, в котором должно быть выражено решение неприсутствующего собственника. Так, в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны сведения: о лице, участвующем в голосовании; о документе, подтверждающем право собственности такого лица на помещение в соответствующем многоквартирном доме; о решении по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Новшеством жилищного законодательства стали требования к оформлению протокола общего собрания. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр установлены обязательные реквизиты протокола, требования к оформлению реквизитов протокола, перечень обязательных приложений к протоколу. В частности, в протоколе обязательно должен быть указан список лиц, принявших участие в общем собрании (если участников более 15 – в виде отдельного списка, являющегося обязательным приложением к протоколу), место (адрес) хранения данного протокола и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

В связи с необходимостью урегулировать весь механизм проведения собрания Жилищным кодексом РФ установлены и обязанности лиц, инициировавших проведение собрания. Инициаторы собрания обязаны не только соблюсти процедуру созыва и проведения собрания, но и надлежащим образом оформить по итогам голосования протокол, передать его копию заинтересованным лицам (в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья) не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

В свою очередь, указанные организации обязаны направить копии решений и протокола, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в орган государственного жилищного надзора (на территории республики) для хранения в течение трех лет.

Изменения в законодательстве касаются и вопроса о конкурирующих группах собственников, которые принимают противоположные решения по аналогичным вопросам. Теперь в силу закона орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение 3 месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

С 28 декабря 2015 года вступили в силу положения Жилищного кодекса РФ о том, что решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей (п. 1 ст. 46 ЖК).

С учетом данной нормы за фальсификацию протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса РФ в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. Использование заведомо подложного протокола влечет штраф в размере до 80 тыс.руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев.

Ответственность за указанные противоправные действия наступает, если они совершены после 28.12.2015.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: