Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 87-93)

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 87-93)

Статья 88. Земли промышленности

  1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.
  3. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
  4. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Статья 89. Земли энергетики

  1. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
    • размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
    • размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.


    Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

  3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 90. Земли транспорта

  1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
    • размещения железнодорожных путей;
    • размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
    • установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.


    Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

  3. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:
    • размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;
    • размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
    • установления полос отвода автомобильных дорог. Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном настоящим Кодексом порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.
      На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются:
    • строительство жилых и общественных зданий, складов;
    • проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;
    • распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;
    • установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.


    Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.
    Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земельных участков.
    Порядок установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

  4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
    • размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
    • размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
    • выделения береговой полосы.


    Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

  5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
  6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
    • размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
    • размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
    • установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.


    Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

  7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

  1. Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  2. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
    • эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
    • кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
    • подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
    • наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
    • наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности

  1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
  3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
    Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 93. Земли обороны и безопасности

  1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)
  2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
    • строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
    • разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
    • создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).


    При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
    Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

  3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.
    Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
  4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
    В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.
    Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
  5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
  6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.
  7. В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Состав групп видов использования земель промышленности и иного специального назначения

Состав групп видов использования земель промышленности

и иного специального назначения

Состав вида разрешенного использования

Земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности;

Земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта;

Земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;

Земельные участки для установления полос отвода железных дорог, переданные в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог

Земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель;

Земельные участки для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики;

Земельные участки для размещения железнодорожных путей;

Земельные участки для установления полос отвода железных дорог, за исключением земельных участков, переданных в аренду гражданам и юридическим лицам для

сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами;

Земельные участки для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

Земельные участки для установления полос отвода автомобильных дорог, за исключением земельных участков под объектами дорожного сервиса;

Земельные участки искусственно созданных внутренних водных путей;

Земельные участки береговой полосы;

Земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

Земельные участки для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков;

Земельные участки для размещения кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации;

Земельные участки для размещения подземных кабельных и воздушных линий связи и радиофикации;

Земельные участки для размещения наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи;

Земельные участки для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи.

Земельные участки для размещения эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

Земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

Земельные участки для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

Земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

Земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

Земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения.

Земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

Земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

Земельные участки для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационных резервах (хранилища, склады и другие);

Земли иного специального назначения.

(Группировка различных видов использования земель промышленности и иного специального назначения установлены Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденный Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49)

Последнее обновление: 17 апреля 2013 г., 14:42

Земли специального назначения – промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного значения

Необходимость установления особого порядка использования земель под объектами промышленности, транспорта и иного назначения, осознанная еще в середине XIX века, продолжает оставаться актуальной и в настоящий момент.

Земельный кодекс РФ подразделяет все земли на категории в зависимости от их назначения. Самостоятельной категорией согласно Земельному Кодесу РФ (глава XVI ЗК РФ) являются земли промышленности и специального назначения, обладающие особым правовым режимом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Понятие и состав

Право на использование промышленных земель возникает на основании Земельного кодекса. Состав земель включенных в категорию определяется в зависимости от целей их использования.

Статья 87 ЗК РФ различает земли:

  • промышленности;
  • энергетики;
  • транспорта;
  • связи, телевидения;
  • обеспечения космической деятельности;
  • обороны и безопасности;
  • земли иного или специального значения.

Законодательная база

Земли из всех категорий и иного специального назначения находятся под действием следующих законов:

Правовой режим

Признаки земель специального назначения:

  • Земельное законодательство оставляет список земель, включенных в данную категорию, открытым в силу разнообразия задач, требующих выделения соответствующих земельных участков и зон.
  • Общим признаком категории является то, что земли не являются сельскохозяйственными.
  • Правовой режим зависит от правового статуса той организации или предприятия, которое будет использовать земли.
  • Основным признаком этого вида земель является расположение за чертой населенных пунктов.
  • Предусмотрено две разновидности земель – ленточная (например, при строительстве трубопровода) и разрозненные участки.
  • Оборот земель ограниченный, т.е. они не могут быть получены в частную собственность, либо это возможно в редких случаях.
  • Имеет значение соседство со смежными землями иного правового режима, например, сельскохозяйственными угодьями. Создаются охранные зоны со специальным режимом в местах такого соседства для обеспечения безопасности (например, запрет на разведение открытого огня рядом с ЛЭП).
  • При определении режима учитывается обстановка, складывающаяся в данной местности, например, введение военного положения.
  • При выделении участков должно быть выполнено требование по рациональному использованию территорий.
  • Природоохранный принцип заключается в стремлении к сохранению экологии местности.

Категории

Для обороны и безопасности

Земли для обороны и безопасности используются в оборонительной деятельности самых разных видов войск. Предоставляются оборонным предприятиям и военным частям для строительства, разработки и ремонта вооружения, а также для хранения запасов и ценностей (с. 93 ЗК РФ).

Государственная граница РФ также причисляется к этой категории и представляет собой линию, определяющую границы государства.

Для транспорта

Участки, которые переданы под автомобильные и железные дороги, гражданскую авиацию, водные виды транспорта, под сооружения для их обслуживания и отводы дорог.

  • Особенности земель для ж/д транспорта заключаются в том, что прилегающие к линиям федеральных ж/д путей земли служат для построения сооружений по обслуживанию ж/д транспорта – полосы отвода железных дорог.
  • Для обеспечения эксплуатации автомобильного транспорат предоставляются участки под строительство дорог, размещение автовокзалов, полос отвода автодорог. Полосы отвода могут сдаваться в аренду гражданам и юридическим лицам.
  • Для гражданской авиации предоставляются территории под строительство аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос и др.объектов. Существует ряд ограничений по размещению аэропортов близко к населенным пунктам (Воздушный кодекс РФ).

Следует отметить, что категория земель для транспорта не включает земли для энергетики.

Для связи, радиовещания, телевидения, информатики

Участки, на которых размещаются предприятия связи, кабели наземные и подземные, усилительные пункты, здания для их обслуживания.

К ним же относятся отделения почтовой связи, которые обязательно вносятся в проекты и планы населенных пунктов согласно ФЗ от 17.07.1999 N176-ФЗ «О почтовой связи».

Для обеспечения космической связи

  • Используются для размещения зданий и сооружений организаций, занимающихся космической деятельностью, в т.ч. разработкой, испытаниями, использованием космической техники, материалов и технологий.
  • В рамках ст. 92 ЗК РФ для обеспечения космической связи предоставляются участки под космодромы,центры управления, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления и т.д.

Районом падения частей ракет может оказаться и территория, находящаяся в частной собственности. Для таких ситуаций предусмотрен порядок возмещения убытков (Постановление Правительства РФ от 31.05.1995 N536).

Для энергетики

В рамках законодательства предоставляются участки под гидроэлектростанции, атомные станции, ядерные установки, хранилища ядерных отходов, подстанций, распределительных станций и т.д.

Правовой режим этих территорий предусматривает создание санитарно-защитных зон вокруг них. Размер зоны устанавливается при расчетах мощности объекта, а также возможных экологически неблагоприятных последствий при аварии на нем.

Полезную информацию о землях для энергетики можно найти в отдельной статье.

Для промышленности

Выделяются под промышленные объекты, а также административные и хозяйственные строения, обеспечивающие эту деятельность. Выделяется два типа земель внутри этой категории:

  • участки, которые используются для размещения производственных предприятий;
  • участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых горнодобывающей промышленности.

Подробнее о землях промышленного назначения читайте тут.

Изменение категории

Процедура перевода земель из одной категории в другую регламентируется ФЗ от 21.12.2004 N172-ФЗ. Перевод земель предусматривает следующий алгоритм действий:

  1. При необходимости проводится государственная экспертиза на предмет возможности перевода земельного участка в другую категорию.
  2. Подается ходатайство гражданином РФ, либо организацией о переводе участка. Ходатайство включает в себя:

  • номер земельного участка в кадастре;
  • право на участок (реквизиты и наименование правоустанавливающих документов);
  • причины и основания для перевода;
  • существующую категорию земель и категорию, в которую их планируется перевести.
  • К ходатайству прилагаются следующие документы:

    • выписка из государственного кадастра со сведениями об участке земли;
    • копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
    • выписка из единого реестра прав на недвижимое имущество о правах на участок;
    • результаты государственной экспертизы;
    • согласие на собственника на перевод.
  • Рассмотрение ходатайства занимает примерно 1-2 месяца.

    Подробно о том, как перевести земли сельхозназначения, ИЖС и лесного фонда в промышленные, рассказано тут, а о том, как осуществить перевод промышленных земель в другую категорию, написано здесь.

    Заключение

    Земельные участки особого назначения представляют собой довольно разнообразную категорию, различающихся по целям и особенностям использования территорий, что отражено в их правовом режиме. Необходимость выделения этих территорий обусловлена потребностями обеспечения функционирования объектов транспорта, связи, обороны и промышленности.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    8 (800) 350-29-87 (Москва)
    8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно !

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Состав земель промышленности и иного назначения

    Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ.

    Государственные территории предназначены не только для удовлетворения потребностей частных граждан, для создания комфортных и безопасных условий проживания населения, ведения подсобных хозяйств.

    Важнейшим элементом земельных ресурсов страны являются территории, которые используются государственными структурами для обеспечения нормального функционирования всех основополагающих отраслей общегосударственного масштаба.

    Такими являются промышленное производство, транспортные и коммуникационные системы, энергетические ресурсы, различные виды связи, информатика и инновационные технологии, космическая деятельность, сфера обороны и обеспечения безопасности, а также прочие области.

    Понятие и группы земель промышленности и земель иного специального назначения

    Земельный кодекс России регулирует правовые и эксплуатационные аспекты использования, а также устанавливает состав земельных территорий специального предназначения. В соответствии с законодательной базой земельной сферы земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения – это территории, которые:

    • целевой специализацией предназначены для поддержания деятельности и использования промышленных, транспортных, космических и других объектов, которые служат для выполнения специальных задач государственной важности;
    • используются для строительства и обслуживания различных объектов в сферах промышленности, транспорта, радио- и телевещания, энергетики, космической деятельности, безопасности и обороны.

    Основным условием использования территорий для выполнения специализированных задач является расположение земельных ресурсов за пределами населенных пунктов и вдали от проживания местного населения. Законные права на владение и собственность таких участков могут возникать в любых муниципальных субъектов государства при условии соблюдения земельного законодательства.

    Перечень территорий специального назначения является открытой структурой, поэтому предусматривает внесение изменений и новых позиций. На данном этапе земли специального предназначения включают в себя следующие зоны:

    • территории, предназначенные для строительства и использования объектов различных промышленных сфер;
    • земли, используемые для удовлетворения потребностей энергетики;
    • участки транспортной сферы;
    • земельные территории коммуникационной сферы (радио- и телевещания, информатики и инновационных технологий);
    • земельные участки, используемые для осуществления заданий в космической сфере;
    • территории ведомств по обороне и обеспечению безопасности;
    • земли специализированного предназначения, которые включают в себя рекреационные зоны, места захоронения ядерных и радиоактивных отходов.

    Земли промышленности и иного специального назначения, их правовой режим

    Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ. Нюансы эксплуатации участков специального предназначения следующие:

    • Территории промышленной сферы могут эксплуатироваться для планирования и возведения производственных зданий, промышленных конструкций, административных центров и объектов по дополнительному обслуживанию. Важным условием для возможности использования земель для промышленных целей любыми лицами является расстановка санитарных зон;
    • Земельные участки предприятий и объектов, на балансе которых числятся линии любых видов связи, а также дополнительные инфраструктурные сооружения;
    • Зоны, которые используются в целях полноценного обеспечения государственной безопасности, могут предназначаться для проектирования и возведения предприятий и объектов, которые осуществляют вооруженную защиту территориальной целостности границ государства;
    • Земельные участки для обеспечения работы энергетической области предоставляются с целью размещения гидроэлектростанций, атомных, тепловых электростанций, пунктов приема и хранения ядерных веществ;
    • Территории для обеспечения деятельности космического направления используются для размещения и обслуживания объектов наземной инфраструктуры (космодромы, взлетные полосы, полигоны, базы хранения техники, пункты приема и обработки информации и др.);
    • Территории транспортной сферы предназначены для максимального обеспечения нормального функционирования объектов различных видов транспорта: автомобильного, морского, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного и др.

    Земли промышленности и иного специального назначения несут риск возникновения техногенных аварий, катастроф и являются объектами повышенной опасности для здоровья и жизни местного населения, а также экологического и биологического состояния окружающей среды. В связи с этим законодательством предусмотрен режим использования территорий, которые предназначаются для удовлетворения потребностей всех специализированных областей.

    Специальные постановления предусматривают создание охранных, санитарно-защитных зон и участков с особыми условиями эксплуатации территорий в целях обеспечения безопасности для местного населения. Важным пунктом правительственного постановления является создание условий, которые позволят оптимально использовать объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также места хранения вредных веществ.

    Режим использования охранных зон, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель

    Особый эксплуатационный порядок, который устанавливается на территории охранных и санитарно-защитных зон, и размеры таких участков земли определяются в нормативно-правовых актах, регулирующих особые виды деятельности.

    Правовой порядок использования санитарно-защитных, охранных зон предусматривает исключительно ограничение прав на территории и недвижимость.

    Целью организации таких специализированных зон является обеспечение оптимальной защиты местного населения, окружающей среды, а также важных недвижимых конструкций от негативного воздействия, которое возможно в процессе деятельности сфер промышленности, транспорта, энергетики и др.

    Охранные и санитарно-защитные зоны представлены в форме определенного пространственного барьера, который устанавливается между территориями, которые нуждаются в охране, и участками, которые несут повышенную опасность.

    Земли промышленности и иного специального назначения как объекты федеральной собственности

    Земли промышленности и земли иного специального назначения, которые находятся в распоряжении федеральных учреждений и организаций транспортной, промышленной, коммуникационной, космической и других сфер, официально признаются федеральной собственностью.

    Данные объекты могут находиться в различных видах собственности – государственной или муниципальной, территории выступают публичной собственностью.

    Порядок эксплуатации земель федеральной собственности устанавливается государственным правительством, государственными и муниципальными исполнительными органами, органами местного самоуправления субъектов государства.

    Предоставление земель промышленности и иного специального назначения в безвозмездное срочное пользование

    Законодательство предусматривает предоставление специализированных территорий промышленной, транспортной, космической, оборонной энергетической и других сфер в безвозмездное пользование на срочной основе.

    Земли, которые предназначены для удовлетворения потребностей специализированных отраслей, могут использоваться частными лицами для сельскохозяйственного производства и организации личных подсобных хозяйств. Предоставление земельных территорий осуществляется при условии заключении договора о возможности безвозмездной эксплуатации территорий в соответствии с законодательством.

    Земли промышленности

    Согласно статье 87 ЗК РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли представляют собой земельные участки, которые используются для несельскохозяйственных целей. Объединение указанных земель в рамках одной категории обусловлено тем, что они используются для специальных нужд.

    Одним из критериев отнесения земельных участков к этой категории земель является общая цель, для которой используются эти земли, – строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, как правило, имеющих производственное назначение. Другим критерием, на основании которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.

    Земли рассматриваемой категории подразделяются на следующие виды:

    • земли промышленности;
    • земли энергетики;
    • земли транспорта;
    • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
    • земли для обеспечения космической деятельности;
    • земли для обеспечения обороны и безопасности;
    • земли иного специального назначения.

    Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п. Для указанных специальных задач прежде всего должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, а при отсутствии таковых – сельскохозяйственные угодья худшего качества (ст. 79 ЗК РФ).

    В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения. В соответствии со статьей 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Более развернуто целевое назначение земель промышленности представлено в «Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения». В соответствии с этой методикой земельные участки промышленности – это земельные участки, которые используются или предназначены для следующих целей:

    • для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
    • предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Таким образом, к землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности.

    Иными словами, земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Для промышленных предприятий характерно наличие больших производственных цехов, высокая численностью персонала, крупногабаритные сборочно-ковейерные линии и т. д. Объекты производственного назначения не могут быть многоэтажными по причине размещения в них тяжелых машин и оборудования. Техника безопасности, нормативы застройки, соображения экологической безопасности не позволяют возводить промышленные здания на ограниченной территории с целью минимизации затрат за счет сокращения площадей.

    Обширная производственная инфраструктура занимает значительные по площади земельные участки, непосредственно связанные с производственной деятельностью предприятия. На одного занятого в сфере материального производства работника приходится 200–300 квадратных метров земли. После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации проблемы, возникшие из-за несоответствия положений вновь принятого земельного законодательства положениям ранее действовавшего земельного законодательства.

    Одна из таких проблем – разграничение земель промышленности и земель поселений. До принятия ЗК РФ статус земель промышленных предприятий в пределах черты поселения оставался не совсем ясным. Статья 75 Земельного кодекса РСФСР от 1991 года относила к землям застройки земельные участки, застроенные и подлежащие застройке промышленными и иными (жилыми, культурно-бытовыми и т. п.) строениями и сооружениями. В то же время наряду с другими землями специального назначения земли промышленности образовывали отдельный вид земель поселений (ст. 79 ЗК РСФСР).

    Следует отметить, что положения Земельного кодекса РСФСР от 1970 года не включали в состав земель специального назначения в пределах черты поселений земли промышленности, не связанной с разработкой недр. Такие земли относились к землям застройки в составе земель городов (ст. 90 ЗК РСФСР от 1970 года). В силу существования социальных и экономических факторов на территории России множество предприятий промышленных отраслей производства или оказались построенными на окраинах городов, либо за период их деятельности городские поселения приблизились вплотную и даже окружили промышленные предприятия. Таким образом, территории ряда предприятий вошли в ранее установленные границы городской черты, и, следовательно, подпадают под предусмотренное статьей 83 ЗК РФ определение категории земель поселений как земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить производственные зоны, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ понимаются земельные участки, предназначенные для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Положения статьи 88 ЗК РФ внесли существенно конкретизировали признаки, по которым предприятие следует оценивать как промышленное и, следовательно, признавать земельный участок, занятый этим предприятием, землями промышленности.

    Однако в статье 87 ЗК РФ все же делается акцент на то, что землями промышленности признаются земли, расположенные за чертой поселений. В то же время указанные в статье 7 ЗК РФ категории земель являются самостоятельными и независящими друг от друга и взаимного расположения. На основании этих положений некоторыми авторами делается вывод о том, что земли промышленности, не входя в городскую черту, могут быть окруженными или примыкающими к землям поселений.

    Далее следует вывод о том, что, если предприятие отвечает признакам промышленного предприятия, то такое предприятие с его земельным участком, где бы оно ни располагалось относительно земель поселений, может быть признано землями промышленности, и территория этого земельного участка должна быть исключена из территории земель поселений.

    В качестве признаков промышленного предприятия называются следующие признаки:

    • предприятие относится к горнодобывающей, нефтяной и газодобывающей химической, металлургической или иной специальной отраслям промышленности;
    • предприятие обладает санитарно-защитной зоной, охраняемой зоной или иной зоной с особыми условиями труда.

    Следовательно, если земельный участок, соответствующий указанным требованиям, вошел в городскую черту и ему присвоена категория земель поселений, то собственник вправе обратиться в соответствующий органы власти, определяемые положениями статьи 8 З ЗК РФ, с требованием изменить категорию земельного участка и привести его категорию в соответствие с существующим законодательством. Отказ в переводе земельного участка можно оспаривать в судебном порядке. Однако с указанной позицией нельзя согласиться.

    Основные различия в правовом режиме характеризуемых земель вытекают из определений земель поселений и земель промышленности и иного специального назначения. В статье 87 ЗК РФ четко указано, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Земельные участки, используемые в специальных целях и расположенные в пределах черты поселения, входят в состав земель поселений в качестве производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, зон военных и иных подобных объектов. При этом согласно положениям пункта 7 статьи 85 ЗК РФ производственные зоны включают в себя земельные участки, предназначенные для размещения следующих объектов: промышленных, коммунальных и складских объектов, а также обеспечивающих их функционирование; объектов инженерной и транспортной инфраструктур; санитарно-защитных зон. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования (п. 8 ст. 85 ЗК РФ).

    Земельные участки в пределах зон военных и иных подобных объектов служат территориальным базисом для размещения военных и иных режимных объектов (п. 8 ст. 85 ЗК РФ). В общем правовой режим земельных участков промышленного и иного специального назначения в составе земель поселений подчиняется правовому режиму земель поселений в целом. Отсюда особые требования земельного и градостроительного законодательства к размерам земельных участков для специальных целей, размещению на них построек, благоустройству территории и т. п. с соблюдением градостроительной документации и правил землепользования и застройки. Таким образом, целевое назначение земельных участков не может являться единственным критерием разграничения земель промышленности и земель поселений. Думается, что в этом случае основным критерием выступает местоположение земельного участка относительно городской черты.

    В тех случаях, когда целевое использование промышленного объекта или объекта специального назначения, попавшего в городскую черту, не соответствует разрешенному использованию земель поселений в соответствии с территориальным зонированием и градостроительным регламентом, указанные объекты должны не выделяться в самостоятельную территорию, окруженную городской чертой, как предлагается некоторыми специалистами, а выводиться за территорию поселения ввиду приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (п. 3 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).

    В случаях когда целевое использование объекта промышленности или иного специального назначения на территории поселения возможно, то его использование должно подчиняться общим правилам, предусмотренным для земель поселений, с учетом территориального зонирования, и, следовательно, такой земельный участок должен быть признан относящимся к землям поселений. Таким образом, в случае если земель участок, на котором расположен промышленный объект, попадает в черту города, то это является основанием для изменения категории земельного участка.

    Перейдя по следующей ссылке Вы можете ознакомиться со стоимостью земли на рублевке.

    Пошаговая инструкция по межеванию земельного участка 2021

    С 2021 года граждане РФ больше не смогут купить, продать и даже подарить собственные земельные участки без утвержденной в Росреестре процедуры межевания. Из этого делаем вывод, что межевание в России теперь обязательно. Ниже я пошагово рассказываю, как сделать межевание земельного участка бесплатно и сколько придется заплатить за услуги кадастровому инженеру, если бесплатное межевание для вас не предусмотрено.

    Если кратко, то вам предстоит:

    1. Подготовить документы;
    2. Найти кадастрового инженера и четко поставить ему задачу;
    3. Проверить обновленные границы земельного участка и получить межевой план.

    Содержание

    Для чего нужно межевание земельного участка

    Чтобы поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости — земельный, дачный, садовый участок, жилой дом, дачу, гараж, квартиру необходима процедура межевания. Межевание земельного участка — это работы по установлению на местности муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определением координат.

    Межеванию подлежат только оформленные в собственность земельные участки. Землю, взятую в аренду — размежевать нельзя.

    Процедура является обязательной для следующих типов земель:

    1. Передающихся на постоянное пользование из государственных резервов;
    2. Подпадающих под распределение ввиду различных обстоятельств;
    3. Требующих разделения, объединения или выделения долевой части.

    Не хочу нагружать технической стороной процесса. Не стану углубляться и в законодательную базу земельных отношений. Если интересно, почитайте: Земельный Кодекс, Федеральный Закон № N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (который как раз и регулирует процедуру межевания земельных участков), а также новый закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» от 23.06.2014 № 171-ФЗ — который упрощает процедуру узаконивания садовых участков, проводимую согласно межевания земельного участка бесплатно по дачной амнистии с 1 июня 2015 года сроком действия до 31 декабря 2020 года.

    Обратите внимание, что согласно действительным поправкам, положение п. 1 ст. 19 (ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ июля 2016 года.) — граждане имеют право не межевать собственные земельные участки для купле-продажи или передачи в наследство до начала 2021 года. После указанной даты процедура станет обязательной.

    Пошаговая инструкция по межеванию

    Шаг 1 — подготовить документы на земельный участок

    Если земельный участок образуется впервые, то для начала межевания вам потребуется схема расположения участка на кадастровом плане территории и постановление главы районной администрации о выделении земельного участка.

    Если вы уже владеете земельным участком, то потребуется только выписка из ЕГРН, в которой вы указаны собственником.

    Обратите внимание, что в Росреестре выписка из ЕГРН стоит 350 рублей (700 рублей для юрлиц). Если хотите получить информаци дешевле, то рекомендую заказать справку через Быстрые Документы — так вы получите документ всего за 250 рублей. Заказ выполняется в течение дня, данные официальные — из ЕГРН Росреестра.

    Справка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через Быстрые Документы

    Шаг 2 — найти грамотного кадастрового инженера

    Найти в своем городе кадастрового инженера, объяснить ему ситуацию и договориться о стоимости услуг, сроках и форме оплаты. После чего подписать и оплатить договор на оказание согласованных услуг.

    Доверяйте выполнение межевания только квалифицированным специалистам с функцией кадастрового инженера. В прочем, к вопросу, как найти лучшего кадастрового инженера в своем городе, мы еще вернемся.

    Шаг 3 — получить документы и подписать акт выполненных работ

    Как правило, кадастровый инженер выполняет все работы, связанные с межевание «под ключ». Вам останется только получить у него кадастровый паспорт, межевой и технический план (если нужен).

    Межевой план нужен для постановки на кадастровый учет одного или нескольких земельных участков, технический план — для постановки здания, сооружения или объекта незавершенного строительства. Межевое дело предоставляют в электронном виде (на CD диске), если нужно в бумажном (например для суда), — вам не откажут.

    В конце, проверьте данные в документах и подпишите акт выполненных работ в 2-х экземплярах. Один из оригиналов акта оставить себе.

    Шаг 4 — убедиться в результатах межевания

    Со дня подписания договора услуг и до выдачи готовых документов проходит 10-14 дней. Спустя еще 5-10 дней, новые границы и данные о земельном участке начнут отображаться на публичной кадастровой карте РосРеестра. Чтобы наглядно убедитесь в результатах межевания — введите в кадастровый номер участка здесь: pkk5.rosreestr.ru.

    На этом межевание, как процесс, можно считать оконченным.

    Как проходит день межевания земельного участка

    Как правило, в день межевания поступает звонок от специалиста геодезической фирмы с уведомлением о выезде на участок. Информируют как заказчика, так и соседей. К вопросу информирования соседей перед межеванием, мы еще вернемся.

    Итак, по прибытию на участок, кадастровый инженер или его помощник:

    1. Произведет общий замер земельного участка;
    2. Определит координаты межевых знаков;
    3. Определит границы, согласует их со смежными землепользователями и документально подтвердит согласие (акт о согласовании межевания). Если претензий нет, — процедура межевания на месте закончена.

    Как правило, межевание земельного участка проходит автономно (без вашего участия). Если захотите поучаствовать, то планируйте потратить в день межевания 1-2 часа.

    Как выглядит межевой план

    Результатом выполненных работ станет межевой план (дело), который состоит из двух частей – текстовой и графической. В нем отображаются результаты выполненных измерений, сведения для внесения в кадастр и акты согласования спорных вопросов. Межевой план земельного участка включает:

    1. Первичные данные;
    2. Данные о полученных измерениях на местности;
    3. Информация об образуемых или измененных земельных участках и их частях;
    4. Схема расположения участков;
    5. Чертёж земельных участков и их частей;
    6. Геодезическая схема построений;
    7. Приложение: копия извещения в СМИ, копия справки об отсутствие возражений.


    Так выглядит образец заполнения межевого плана земельного участка

    Кто проводит межевание и как выбрать исполнителя

    Межевание земельного участка проводит кадастровый инженер, деятельность которого регламентируется Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ, принятым 24 июня 2017 года. Кадастровый инженер обязан иметь действующий квалификационный аттестат, являться членом саморегулируемой организации (СРО) кадастровых инженеров и иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности.

    Выбрать кадастрового инженера поможет электронный сервис официального сайта Росреестра. В разделе Главная → Деятельность → Обеспечение кадастровой деятельности → Реестр кадастровых инженеров. Указав в реестре фамилию кадастрового инженера, можно проверить является ли его квалификационный аттестат действительным, членом какой СРО он является, а также результаты профессиональной деятельности, в том числе количество отрицательных решений (отказов), принятых органом регистрации прав при проверке подготовленных им документов (показатель лучше любых отзывов в интернете).

    Лайфхак: прежде чем подписывать договор на оказание услуг, почитайте отзывы об инженере или организации, которой доверяете работу. Если в интернете отзывов нет и вы обратились не по рекомендации, то я бы сделал выбор в пользу кадастрового инженера с положительными отзывами (например, на картах Google) с рейтингом не ниже 4.5 из 5-ти. В договоре оказания услуг должны быть перечислены права и обязанностями обеих сторон, а также порядок его расторжения.

    Сколько стоит межевание земельного участка

    Деятельность кадастровых инженеров является вневедомственной, поэтому цены на межевание земельных участков государством не регулируются. Существует методика расчета стоимости кадастровых работ, но придерживаются ей лишь муниципальные организации, скорость выполнения работ у которых — не самая высокая.

    Частные фирмы самостоятельно устанавливают цены, ориентируясь на рынок спроса и предложения. На стоимость межевания влияют: регион, категория земель, площадь, местоположение и форма участка (простая, усложненная, геометрически сложная и т.п.).

    Зачастую, для наработки клиентской базы, «молодые» компании стараются держать цены ниже рыночных, однако в качестве услуг ничем не уступают компаниям со стажем. В любом случае, не останавливайтесь на первой межевой организации, чья реклама попалась на глаза.

    Стоимость межевания земельного участка в Московской области варьируется от 10 000 до 30 000 рублей. В Ленинградской области 7-15 тысяч. В регионах межевание стоит около 5-ти тысяч рублей.

    Возможно вам удастся договориться об оплате работ авансом, например: 50% при заключении договора и ещё 50% по факту выполненных работ. Не забудьте сохранить чек и квитанцию об оплате.

    Как провести межевание земельного участка бесплатно

    Для обычных граждан бесплатное межевание земельного участка возможно только при комплексных кадастровых работах по инициативе государства. Информация о предстоящем и действующем комплексном межевании земель публикуется на сайте муниципалитета.

    В этом случае собственник может обратиться к указанной на сайте кадастровой организации (как правило муниципальной) с заявлением о проведении межевания своего участка бесплатно. Заявление пишется в свободной форме, в нем указывается адрес, кадастровый номер, а также данные о собственнике (Ф.И.О., паспортные данные, и тд).

    Причины для обращения за бесплатным межеванием могут быть следующие:

    • Сведения о земле не значатся в ЕГРН, но право собственности уже было оформлено до 1998 года;
    • Имеет место документально подтвержденная кадастровая ошибка;
    • Данные об участке имеются в РосРеестре, но объект не поставлен на кадастровый учет.

    Кроме того, бесплатное межевание реально:

    • В рамках дачной амнистии. Только правильней будет сказать не «бесплатное», а не «обязательное». Обязательное межевание дачных земельных участков было отменено ещё в 2007 году и для оформления в собственность не требуется. Но это не надолго — до 31 декабря 2020 года;
    • Также, с 1 июня 2015 года в Земельный Кодекс РФ внесены изменения (статья 39.19 «Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно»), согласно которым процедура бесплатного межевания применима при выделении новообразованного земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей и нуждающимся в жилье (состоящим на специальном учете).

    Как извещать соседей о проведении межевания

    Важный момент — до начала межевания известить соседей, с которыми граничит земельный участок, о дате и времени приезда специалиста. Захватив с собой гражданский паспорт, соседи должны будут подтвердить свое согласие с новыми границами вашего земельного участка. Если земельный участок находится на территории дачного или садового товарищества, то потребуется согласие Председателя Правления.

    Как правило, информирование соседей ложится на плечи исполнителя и должно быть прописано в договоре. Известить соседей можно по телефону, но надежней будет в письменной форме — отправкой заказного письма с уведомлением о вручении через Почту России.

    Однако, сосед вправе отказаться ставить свою подпись на акте.

    Что делать, если сосед не согласен

    При межевании земельного участка споры с соседями явление обычное, но искать компромисс все равно придется. На мой взгляд, лучше немного уступить несговорчивому соседу во благо окончания процесса (отдать меньшее, чтобы получить большее), так как обращение в суд для решения спора — процесс не быстрый, да и не бесплатный (от 15 тысяч). В общем, мой вам совет — любой отказ фиксируйте документально, пригодится. Если дойдет до суда, будьте готовы поднять историю от кого, кому и в каких границах участок передавался ранее.

    Другие проблемы при межевании земельных участков

    Основная проблема, возникающий при межевании земельного участка — превышение фактической площади. Федеральный Закон ФЗ № 93 от 30 июня 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», гласит, что размер вашего участка может быть уточнен в сторону увеличения не более чем на минимальный размер участка, установленный в соответствии с нормативными правовыми Актами органов самоуправления или субъектов Федерации и только при наличии согласия этих самых органов.

    На житейском языке это означает, что если минимальный размер был 600 кв. м, то и «прирезать» вы можете не более 6-ти соток. Но это в теории, на практике же представители власти подобные акты подписывать не спешат.

    Как оспорить межевание земельного участка

    1. Для начала сделайте запрос с подробным описанием проблемы в администрацию.
    2. Если администрация проблему не решит, то можете использовать письменный отказ, как основание в нарушении ваших материальных прав для досудебного административного разбирательства.
    3. Досудебное административное разбирательство — это прокуратура. Пишите жалобу и ждите ответа. В случае отказа придется оспаривать результаты межевания земельного участка уже в судебном порядке.

    Возможно вашу веру в суды укрепит судебная практика: Постановление Пленума ВАС РФ и ВС РФ № 10/22, постановление Пленума ВАС РФ № 54. Пензенский областной суд как-то разъяснял и давал аналитику по рассмотрению споров связанных с земельным законодательством, попытайтесь найти обзор практики от 2014 года.

    В заключение

    Как видите, межевание — процесс не быстрый, да и не бесплатный. Поэтому, прежде чем подписывать договор оказания услуг, обращайте внимание на отзывы об исполнителе. Работы должен выполнять только лицензированный кадастровый инженер.

    Межевание земельного участка: как провести и сколько это стоит

    Межевание земельных участков сегодня не является обязательной процедурой. Обычно потребность в определении границ у собственника возникает, если владелец решит продать свой участок или объединить с другим. Часто причиной определения границ становятся земельные споры между соседями.

    Вместе с экспертом Федеральной кадастровой палаты Мариной Рыцаревой и представителем Ассоциации юристов России (АЮР) Ольгой Полубковой рассказываем, что такое межевание, зачем оно нужно и сколько это стоит.

    Что такое межевание, когда оно нужно

    Если обратиться к российскому законодательству, то межевание является процедурой добровольной. Каждый собственник решает сам, устанавливать ему границы своего участка или нет, отметила эксперт Федеральной кадастровой палаты Марина Рыцарева.

    Однако межевание позволяет снять почти все вопросы в отношении площади и границ земельного участка и избежать споров с соседями. В результате межевания устанавливаются фактическая площадь участка и его точные границы. Участок без межевания невозможно поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на него и, следовательно, совершать любые сделки с ним.

    Межевание — это процесс определения и восстановления границ земельного участка (или сразу нескольких), закрепление его на местности, определение площади и внесение полученных данных в Росреестр. Он включает проведение геодезических работ, сбор документов, процесс согласования границ, составление межевого плана, постановку на кадастровый учет и получение документов на регистрацию права собственности. Межевание выполняется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации» и ФЗ «О кадастровой деятельности в РФ».

    Чтобы узнать, установлены границы вашего земельного участка или нет, можно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах об объекте недвижимости. Сделать это можно на официальных сайтах ведомства.

    Также узнать границы участка можно, воспользовавшись электронным сервисом Росреестра — Публичной кадастровой картой. Такой официальный сервис один, и его электронный адрес выглядит так: pkk.rosreestr.ru. (чтобы избежать фейковых страниц, которых в интернете много).

    Если границы не установлены, план участка на карте отсутствует, а в таблице с его параметрами стоит запись «Без координат границ». Это значит, что можно проводить процедуру межевания.

    В каких случаях нужно проводить межевание

    Есть целый список случаев, когда межевание становится необходимым. Перечислим основные из них:

    — необходимо оформить земельный участок в собственность;

    — владелец земли собирается разделить земельный участок для продажи или передачи его по наследству;

    — между соседями возникли разногласия по поводу границ их участков (российские суды ежегодно рассматривают тысячи дел по так называемым соседским войнам);

    — планируется разделить земельный участок на два и более самостоятельных участка;

    — планируется объединить два и более земельных участка в один.

    В каких случаях межевание не нужно

    Обойтись без межевания можно, если участок подпадает под дачную амнистию — упрощенный порядок оформления прав собственности, отметила член Ассоциации юристов России Ольга Полубкова. В соответствии дачной амнистией земельный участок (дачный или садовый) при отсутствии споров с соседями можно поставить на кадастровый учет без межевания. Также без межевания можно оформить дом, построенный на таком участке.

    Плюсы и минусы межевания

    По мнению экспертов, плюсов земельного участка без межевания нет, а вот минусов много. Отсутствие границ земельного участка может привести к юридическим проблемам с землей. «Например, это могут быть споры с соседями по границам земельного участка (все хотят больше грядочек). Собственник участка без точных границ может лишиться кусочка своей земли», — предупредила эксперт Кадастровой палаты.

    Грамотно проведенная процедура межевания станет сильным правовым подспорьем в случае возникновения спора между владельцами двух соседних участков.

    Продать такой участок будет сложнее — вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ, а потом заниматься этим самостоятельно. Поэтому уточненные границы делают земельный участок привлекательнее для покупателей как с точки зрения закона, так и ценовых характеристик.

    Также межевание помогает исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. «Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога», — пояснила Марина Рыцарева.

    Процедура позволяет получить разрешительную документацию для строительства или проложить коммуникации на участке, добавила Ольга Полубкова. Только после уточнения границ и внесения их в реестр земельный участок становится индивидуально-определенным объектом на местности и его границы и координаты охраняются законом.

    К минусам межевания можно отнести лишь затраты — временные (на это уйдет 10–14 рабочих дней) и финансовые (услуга платная).

    Сколько стоит межевание земельного участка

    Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ. Стоимость работ определяют стороны договора на основе сметы.

    Цена межевания зависит от множества факторов. Она может варьироваться как из-за расценок самой организации, которая проводит работы, так и от конкретного участка — его особенностей, конфигурации, расположения, размера и вида работ (образование нового участка, разделение, перераспределение земель).

    В среднем цена услуги для граждан составляет до 20–30 тыс. руб. Например, стоимость работ по подготовке межевого плана на уточнение границ земельного участка площадью до 8 соток будет варьироваться в пределах от 12 тыс. руб. до 16 тыс. руб. Уточнение границ участка в 10 соток в регионе обойдется до 10 тыс. руб. Если нужно образовать участок под многоквартирным домом, то выставляется сумма примерно в 70 тыс. руб., привела примеры представитель АЮР.

    Кроме того, законодательством предусмотрен вариант бесплатного межевания. Речь идет о случаях, когда по заказу уполномоченного органа проводится комплекс кадастровых работ на территории одного или нескольких кадастровых кварталов.

    Как провести межевание земельного участка

    1. Первое, с чего нужно начать процесс межевания, — это подготовка документов на земельный участок:

    • заявление, составленное в свободной форме;
    • паспорт собственника;
    • нотариально заверенная доверенность (при обращении представителя собственника);
    • правоустанавливающие документы на земельный участок (договор дарения, купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и другие);
    • правоудостоверяющие документы (свидетельство о праве собственности на участок, выписка из ЕГРН);
    • кадастровая выписка на земельный участок;
    • кадастровый паспорт территории и справка из БТИ об отсутствии строений на участке или кадастровые паспорта (при наличии строений).

    2. После того как пакет документов собран, нужно обращаться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Перед началом работ с кадастровым инженером или землеустроительной организацией, где он работает, необходимо заключить договор.

    3. Далее проводится само межевание земельного участка. Необходимо выбрать определенный день, когда приедет кадастровый инженер на ваш участок и проведет все необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. Все работы выполняются в соответствии с договором подряда.

    4. Следующий этап — ознакомление с проектом межевого плана, подготовленного кадастровым инженером по результатам проведенных замеров. Условия ознакомления прописываются в договоре подряда.

    5. После чего начинается процесс согласования границ с владельцами смежных участков. Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, он публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

    Правообладатели смежных участков должны подтвердить согласие, проставив свои подписи в акте согласования. В случае непреодолимых разногласий кадастровому инженеру нужно подать письменное возражение. При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

    6. После согласования границ с соседями собственник участка либо кадастровый инженер (при наличии нотариальной доверенности) подает заявление и межевой план в орган регистрации прав.

    7. Орган регистрации прав проверяет представленные документы на соответствие требованиям. Если никаких нарушений нет, то по результатам государственного кадастрового учета земельного участка заявителю выдается выписка из ЕГРН и происходит государственная регистрация права собственности на земельный участок.

    Как выбрать кадастрового инженера

    Особое внимание при межевании участка эксперты советуют уделить выбору кадастрового инженера. От его работы будет зависеть, насколько четко и правильно установлены границы участка. Информацию об инженере, его профессиональной деятельности можно найти на официальном сайте саморегулируемой организации (СРО), членом которой является кадастровый инженер.

    С 1 июля 2016 года членство в СРО стало для кадастрового инженера обязательным. СРО контролирует соблюдение кадастровым инженером требований законодательства, качество работ, а также выполнение требований профессиональной этики. Поэтому первый пункт, на который нужно обратить внимание при выборе кадастрового инженера, — он должен быть членом СРО.

    Информацию о кадастровом инженере можно узнать на специальном сервисе «Реестр кадастровых инженеров». Ознакомиться с ним можно по cсылке.

    С помощью сервиса можно не только получить полный список кадастровых инженеров в своем регионе, но и сведения о конкретном специалисте: контактную информацию, номер и дату выдачи квалификационного аттестата, качество работы кадастрового инженера и итоги профессиональной деятельности.

    Для получения сведений о кадастровом инженере нужно в строке поиска «Номер аттестата» набрать номер региона: например, 77 для Москвы. Для детального ознакомления со сведениями о конкретном кадастровом инженере необходимо выделить выбранную фамилию. О профессиональной деятельности кадастрового инженера можно судить по показателям таблицы «Результаты профессиональной деятельности». Они указывают на качество выполнения кадастровых работ, пояснила Марина Рыцарева из Кадастровой палаты.

    «Первое на что следует обращать внимание, — это количество решений по кадастровому учету на основе подготовленных инженером документов, количество решений об отказе в кадастровом учете, а также количество решений о необходимости устранения реестровых ошибок. На основе этих сведений можно сделать вывод о компетенции кадастрового инженера», — добавила Ольга Полубкова из АЮР.

    Читайте также:  Земельные споры по установлению границ земельных участков
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: