Земли лесного фонда

Земли лесного фонда: состав и разрешенное использование

Лесной участок – земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.

  • Права на участки
  • ВРИ у данных земель
  • Амнистия лесных участков
  • Строительство
    • Кто может заявить о переводе земель?

Законодательство о лесном фонде

Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.

К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.

В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:

  • с вырубкой – на которых остались пни;
  • с молодым лесом;
  • со сгоревшими и погибшими деревьями;
  • с прогалинами и свободные от лесного массива;
  • с рединами: обособленными деревьями.

Они обозначаются на картах спецзнаками.

Права на участки

Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.

Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.

При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:

  • аренды;
  • бесплатного пользования;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.

Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Амнистия лесных участков

В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.

Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.

Что понимают законодатели под «спорными территориями»?

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

В чем суть Лесной амнистии?

Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.

У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.

У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.

Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.
Читайте также:  Справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Аренда земель лесного фонда. Стоит ли игра свеч? на сайте Недвио

  • Недвижимость
  • Строительство
  • Ремонт
  • Участок и Сад
  • О загородной жизни
  • Вопросы-Ответы
    • Интерактивная кадастровая карта
    • О проекте Недвио
    • Реклама на Nedvio.com

Перспектива получения участка в аренду в лесном фонде всегда выглядит интересно, особенно если речь идет об организации бизнеса. Эти земли чаще всего используются в целях: туризма и строительства баз отдыха, организации охоты и иного досуга. Можно даже арендовать лесной участок под предприятие лесозаготовки.

Получить такую выгодную территорию не так-то просто: следует одержать победу на государственном аукционе, иметь все бумаги и подписать достаточно строгий договор, или получить постановление на предоставление участка в аренду от муниципальных властей.

Несмотря на кажущуюся привлекательность лесных участков, многие будущие землевладельцы задаются одни и те же вопросами: Каковы риски? И стоит ли игра свеч? Ведь ходит столько слухов, что государство безбожно карает всех и вся, кто что-то посмел сделать не так на землях лесного фонда.

Эти и другие проблемы мы рассмотрим в данной статье.

Что можно делать на землях лесного фонда?

В интернете и соцсетях есть масса мнений на этот счет. Кто-то считает, что владелец такого участка должен на любые задумки спрашивать разрешение у местных властей, кто-то — что можно спокойно рубить лес и строить, и ничего за это не будет.

Несмотря на частые споры и неверные толкования данной проблемы, нам кажется, что лучшим ответом будет действующее законодательство, а конкретно — Лесной кодекс РФ.

Согласно закону, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:
  1. Сбор ягод и грибов, лекарственных растений;
  2. Заготовка древесины;
  3. Охота и рыбалка;
  4. Ведение сельского хозяйства, в том числе: сенокос, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность;
  5. Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства;
  6. Рекреационная деятельность, в том числе: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов;
  7. Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений, а также лесных плантаций (посадка деревьев определенных пород);
  8. Геолого-исследовательские изыскания;
  9. Создание водохранилищ, линейных объектов;
  10. Переработка древесины;
  11. Религиозная деятельность, то есть возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения.

Можно ли строить дома и постройки на таких территориях?

На участках лесного фонда любая частная капитальная застройка запрещена.

Речь идет, конечно, о жилых домах. Другими словами, брать в аренду участок в лесном фонде, чтобы построить на нем дом — это ошибка: арендатор рискует потерять впоследствии и участок, и дом.

Однако на таких землях можно строить другие объекты:

  • временные постройки для проживания людей, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности (без проведения вырубки больших лесных участков);
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря;
  • спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для лесопользования в религиозных целях;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, геолого-изыскательными работами, поиском месторождений.

Несмотря на то, что частная застройка в лесном фонде запрещена, существует возможность строительства дома на территориях, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую.

Законного разрешения на строительство можно добиться следующим образом:

  • Изменить тип целевого назначения участка;
  • Изменить ВРИ (вид разрешенного использования) земельного участка, без изменения его целевого назначения.

Чего на лесных участках делать нельзя?

Согласно Лесному кодексу РФ, на землях лесного фонда запрещено:

  1. Любое строительство жилых домов, коттеджей, и прочих частных владений;
  2. Размещать садоводческие товарищества (СНТ) и дачные кооперативы (ДНТ, ДПК);
  3. Ставить заборы и другие типы ограждений на арендованные участки (за исключением природоохранных территорий);
  4. Ограничивать свободный доступ граждан к лесным ресурсам в случае опасности (например, лесного пожара), а также егерей, инспекторов;
  5. Находиться и вести деятельность на особо охраняемых землях;
  6. Портить лес, допускать пожары и истощение почвы;
  7. Собирать грибы и ягоды, растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам;
  8. Делать заготовку древесины запрещенных пород деревьев и кустарников (согласно Приказу Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»);
  9. Вести сплошную вырубку лесов на территориях, где их естественное воспроизводство затруднено или невозможно.
Читайте также:  Как приватизировать земельный участок?

Какие участки можно брать в аренду, а какие нельзя?

  1. Объектом аренды могут являться лесные территории, оформленные как государственная собственность и состоящие на кадастровом учете;
  2. Нельзя арендовать участки лесного фонда, находящиеся на территории заповедников, а также земли, где произрастает уникальная флора;
  3. Кроме того, лесные территории запрещается арендовать с правом выкупа в частную собственность, либо отдавать в субаренду.

Других ограничений по аренде земельных участков нет.

Аренда лесных участков. Основные положения

Порядок арендных взаимоотношений прописан в вышеупомянутом Лесном кодексе и других законодательных актах. Образцы и формы соглашений можно запросить у местных властей, с которыми планируется заключить сделку.

Требования к арендаторам

Арендовать участок в лесном фонде может:

  1. Любое дееспособное и совершеннолетнее физическое лицо;
  2. Предприятие (юридическое лицо), при условии что оно отсутствует в перечне недобросовестных арендаторов и пользователей лесных территорий;
  3. Текущий арендатор, при продлении договора (при условии отсутствия задержек по оплате арендных платежей и нарушения других договорных условий).

Началом отношений является подписанный договор аренды между сторонами. Он может быть подписан как по итогам проведенного аукциона, так и без него — если участок предоставлен во временное пользование в результате государственного постановления (об этом мы подробнее остановимся ниже).

Помимо вышеуказанных правил (что можно, а что нельзя) к новым владельцам участков предъявляется общие требования:

  1. эксплуатировать земли согласно их назначению;
  2. соблюдать дисциплину по внесению арендных платежей;
  3. не мусорить (не засорять) участок;
  4. следить за состоянием почвы;
  5. выполнять все мероприятия по пожарной безопасности;
  6. придерживаться требований лесорубного и лесного билета (если на территории планируется вырубка и заготовка древесины).

Это базовые вещи. Некоторые дополнительные требования устанавливаются индивидуально. Здесь действует принцип: чем серьезней планируется вторжение арендатора в природную среду, тем больше условий прописывается в договоре.

Сроки аренды

Земли лесного фонда могут быть переданы как на длительное, так и в кратковременное пользование.

Срок аренды по договору зависит от целей, под которые арендуется данный ЗУ.

Самый минимальный срок аренды – 1 год. Его обычно используют в случаях, когда не планируются какие-либо масштабные работы на участке (например, в целях проведения исследований местности).

В интересах заготовки древесины, постройки водохранилищ и благоустройства, земли лесного фонда могут быть переданы в аренду на максимальный срок: вплоть до 49 лет.

Как оформить аренду и получить лесной участок в пользование?

Порядок оформления таких территорий в частное пользование состоит из нескольких этапов:

1. Провести мониторинг государственных аукционов и торгов

Первым делом необходимо выяснить: какие аукционы и торги проводятся местной администрацией. Эти сведения публикуются в местных СМИ, на сайтах местных органов власти, а кроме того сайтах размещения данных о государственных торгах.

После того, как аукцион найден, далее следует выяснить какие требования предъявляются для его участников. Эту информацию можно также найти на сайтах или обратиться с запросом в местную администрацию.

2. Принять участие в аукционе и выиграть его

Разумеется, до начала аукциона вы должны быть уверены в своем решении. Для этого желательно съездить и физически осмотреть участок, и собрать все бумаги и подготовить деньги.

Следом идет участие в аукционе. Для этого подается заявка и оплачивается залог. В случае если ваша ставка наилучшая — вы выигрываете торги.

3. Подписание договора

Организатор аукциона обязан подписать с его победителем договор аренды в течение максимум 10 суток, со дня подписания акта торгов.

Договор аренды при этом оформляется и выглядит довольно стандартно: в нем перечисляются все права и обязанности арендатора и арендодателя, величина арендной платы, условия ее пересмотра, ответственность сторон, условия расторжения, форс-мажорные обстоятельства.

Дабы не нарваться на штраф и потерю залога, важно сделать первый платеж четко до оговоренного срока. Следует также не забывать про проценты за просрочки и пени.

Как получить лесной участок без аукциона?

Если на интересующие территории торгов не проводится, арендатору придется самостоятельно подготовить запрос в местную администрацию и предоставить немного иной пакет документов.

В запросе описывается месторасположение и площадь ЗУ, цель аренды, тип землепользования и сроки. Вместе с ним передается:

  1. Выписка из реестра юр. лиц;
  2. Копия паспорта;
  3. Копия подтверждения о постановке на налоговый учет (свидетельство ИНН);
  4. Доверенность от нотариуса (в случае, если запрос делает доверенное лицо).

Запрос может рассматриваться на протяжении 30 дней. По решению комиссии, предприниматель либо получит на руки Распоряжение о предоставлении земли в аренду, либо письменный отказ.

Сроки рассмотрения и принятия решения

Согласно закону, комиссия должна принять решение в срок до 1 месяца.

На ее решение могут оказать влияние следующие факторы:

  1. Имеет ли претендент опыт пользования земельными ресурсами?;
  2. Насколько надежен и платежеспособен потенциальный арендатор?;
  3. Есть ли проект по использованию территории?

На положительный ответ можно не рассчитывать, если предприниматель уже попадал в списки нарушителей условий аренды или недобросовестно распоряжался выданными участками.

Стоит учесть, что помимо потраченного времени на утверждение Постановления и подписания договора, еще понадобится время на осмотр территории, а также выбор площадей, проведение оценки ЗУ, сборы бумаг. Сроки выполнения всех процедур определяются территориальными органами и печатаются в СМИ, либо на сайте администрации.

Читайте также:  Перевод земли под ИЖС: порядок действий

Что происходит после подписания договора?

После подписания, а затем регистрации договора в Росреестре, арендатор вправе начать пользоваться земельным участком. Можно свободно распоряжаться, рубить лес, возводить постройки. Главное — не делать ничего такого, что запрещено в соглашении.

Со временем, конечно, ставка аренды может подорожать. В этом случае, согласно закону, у арендатора есть право потребовать увеличения площади участка.

По окончании срока действия договора, арендатор имеет преимущественное право на землю, и может пролонгировать договор на новый срок.

Вывод: Лесные земли — это лакомый актив, на котором можно организовать прибыльный бизнес. В данной статье мы детально описали все нюансы по аренде таких участков: что можно на них делать, а что нельзя, как все оформить и взаимодействовать с государством.

Стоит ли игра свеч? Нам кажется, что да. Хотя процедура получения таких участков довольно сложная.

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Права на земли лесного фонда

Права на земли лесного фонда установлены Лесным кодексом Российской Федерации.

Лесные участки могут принадлежать лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования), праве безвозмездного пользования. Также на эти земли можно установить обременения: аренда и сервитут.

Необходимо понимать, что лесные участки могут быть в составе не только земель лесного фонда, но и в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемой природной территории, земель безопасности и обороны.

В этой статье будут подробно рассмотрены все права только на лесные участки, которые находятся в составе земель лесного фонда.

Право собственности на участки лесного фонда

Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности.

Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.

Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.

Это связано с тем, что в реестре неправильно установлены границы. В таком случае есть риск принудительного изъятия такого земельного участка в федеральную собственность. Например, Федеральное агентство лесного хозяйства может обратиться в суд и изъять у собственника лесной участок.

Но с введением в действие Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» данные ситуации упростились. Этот закон вступил в силу 11 августа 2017 года.

Федеральный закон № 280-ФЗ часто называют «Закон о лесной амнистии».

Применение данного Закона направлено на защиту прав как граждан и юридических лиц – собственников земельных участков, так и имущественных прав и законных интересов Российской Федерации – собственника земель лесного фонда.

В частности, Закон:

  • защищает права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами земель лесного фонда,
  • защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.

В настоящее время один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельскохозяйственным землям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду.

В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам.

Для того, чтобы решить данную проблему Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами.

Таким образом, закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.

Закон предусматривает механизмы, которые обязывают региональные и местные органы власти придавать статус полноценных населенных пунктов бывшим военным городкам и лесным поселкам, расположенным в лесном фонде.

Жителям таких территорий предоставлена законная возможность для легализации своей недвижимости. Это будет способствовать развитию инфраструктуры и улучшению условий жизни.

Меры, которые предлагает Закон, призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности на участки лесного фонда. В целом отсутствие противоречий в сведениях государственных реестров повысит доверие граждан к институтам власти и снизит риски ведения бизнеса для предпринимательского сообщества. Государству это позволит эффективнее защищать свое право собственности на лесной фонд.

Росреестр, после вступления Закона в силу, занимается наиболее важными направлениями реализации:

  1. устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда,
  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках.

При выявлении пересечений с лесным фондом заинтересованные лица могут обращаться в Росреестр.

Применение Закона позволяет гражданам сохранить построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали много лет, ведь ранее они могли быть изъяты по формальным основаниям. Граждане самое главное смогут сохранить свое право собственности на участки лесного фонда.

Для того чтобы официально устранить противоречия, собственнику необходимо обратиться в МФЦ или через портал Госуслуги на “Внесение изменений в сведения ГЛР и ЕГРН”. В течении 10 рабочих дней Комитет лесного хозяйства даст письменный ответ с положительным или отрицательным ответом.

Как признать право собственности на земли лесного фонда

Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.

Читайте также:  Предельный минимальный размер земельного участка

Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.

Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?

Если такие сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо обратиться в орган субъекта РФ, который уполномочен вести государственный лесной реестр. В Московской области, например, этот орган называется Комитет лесного хозяйства.

От Вашей конкретной ситуации зависит с каким заявлением нужно обратиться в Росреестр. Заявление может быть:

1. О государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу),

2. О постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее),

3. Об уточнении границ земельного участка (если земельный участок поставлен на кадастровый учет и при наличии оснований, предусмотренных статьей 43 Закона “О Государственной регистрации прав”),

4. С заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона “О Государственной регистрации прав”.

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ.

К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Право пользования землями лесного фонда

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного,

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор. Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.
Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Право аренды земель лесного фонда. Правила оформления.

Право аренды земель лесного фонда возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.

В большинстве случаев оформить право аренды на земли лесного фонда можно без труда. Для оформления лесной участок должен находится в государственной или муниципальной собственности и стоять на государственном кадастровом учете.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Например, можно заключить договор аренды на срок до 12 месяцев для проведения изыскания на территории лесного надела. Для заготовки древесины предусмотрены сроки от 10 до 49 лет. Для строительства водохранилищ от 1 года до 49 лет. Аренда от 20 до 49 лет предусмотрена и если готовится реализация инвестиционного проекта.

Порядок заключения договора аренды земель лесного фонда (с аукционом)

Договор аренды лесного участка заключается составлением договора, подписанного и арендатором, и арендодателем. Такой документ подлежит обязательной регистрации – именно после нее он является заключенным. В договоре должны быть прописаны: границы участка, вид и объем лесопользования, срок и стоимость аренды, права и обязанности арендатора.

Лесные участки могут быть предоставлены в аренду и без проведения аукциона на следующих основаниях:

  1. Инвестиционные проекты по освоению лесов;
  2. Использование участков для строительства водохранилищ и других гидротехнических объектов;
  3. Изучение недр и разработка месторождений;
  4. Заготовка лесов для нужд РФ;
  5. Исполнения изыскательных работ;
  6. Ведение охотничьего хозяйства.

Резюме

Права на земли лесного фонда установлены лесным, земельным, гражданским законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. В этой статье подробно были рассмотрены такие права на лесной фонд как собственность, аренда, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование и сервитут.

Земли лесного фонда

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Больше половины территории Российской Федерации, а именно 59%, занимают леса. Это и обуславливает значение лесного фонда для страны. Общая площадь лесных угодий составляет 839 миллионов гектар. Правовой режим территорий лесного фонда практически полностью зависит от правового режима лесов, расположенных на данной территории.

В соответствии с третьей статьей Земельного кодекса РФ в процессах по охране вод и лесов применяют лесное и водное законодательство, соответственно. В земельных отношениях данный вид законодательства может применяться только в тех ситуациях, когда вопрос не урегулирован ни одним другим правовым актом.

Лесной кодекс РФ – это базовый акт лесного законодательства. Основанный на конституционных нормах, он устанавливает и регулирует правовые нормы охраны, рационального использования, воспроизводства и защиты лесов, стимулирования экологического и ресурсного потенциала.

Исходя из статьи 129 Гражданского кодекса РФ, природные ресурсы можно передавать от одного владельца к другому любым способом из предусмотренных в законодательстве или даже отчуждаться. Объектами лесного пользования является лесной фонд – право пользоваться им, а также леса, не входящие в него, участки, древесно-кустарниковая растительность. То есть, это все леса, кроме тех, что расположены на территории военных баз или на землях населенных пунктов, а также земли фонда без древесной растительности. Земли лесного фонда состоят как из лесных, так и не лесных территорий.

Понятие лесного фонда и его типы

Лесные земли – это такие территории, которые покрыты лесной растительностью или же не покрыты ею, но предназначенные для восстановления лесного хозяйства – гари, вырубки, пустыри. Нелесные земли – территории, отведенные под нужды лесного хозяйства – просеки, сельские угодья, дороги – а также другие земли лесного фонда: неудобья, болота.

Согласно законодательству, выделяют леса первой, второй и третьей категории. На таких участках лесопользования могут быть выделены особые земли – берего- и почвозащитные участки вблизи водоемов, оврагов, склонов, опушек лесов и на границах с безлесными территориями, где обитают редкие и находящиеся под угрозой вымирания животные или растения.

Первую группу лесов составляют территории, главное назначение которых – выполнение защитных функций. В такую группу включены:

  • Береговые линии рек, водохранилищ, озер, запретные зоны нерестилищ ценных промысловых сортов рыб, государственно защищенные лесные полосы, противоэрозионные лесные массивы, ленточные боры.
  • Лесные полосы вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог областного, республиканского и федерального значения, леса, находящиеся в пустынях, полупустынях, степях, лесостепях; лесные массивы на малолесных территория, если они защищают окружающую среду.
  • Памятники природы, земли государственных природных заповедников, природных и национальных парков.
  • Леса 1 и 2 зон санитарной охраны курортов и источников водоснабжения.
  • Наиболее ценные леса, лесоплодовые насаждения.

Во вторую группу включены леса, расположенные в регионах с высокой плотностью населения, с развитой сетью транспортных путей, а также леса, выполняющие защитные и оздоровительные функции, имеющие определенное эксплуатационное значение; леса в регионах, где испытывается нехватка ресурсов.

Третью группу лесов составляют лесные массивы многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение. Такие леса делят на резервные и освоенные.

Границы лесного фонда, согласно Лесному кодексу, определяются по отграничению иных земель от территории лесного фонда. Участки территорий лесного фонда должны быть выделены специальными опознавательными знаками или быть указанными в картографических материалах – лесных картах. Изъятие или включение земель в лесной фонд происходит только согласно действующему законодательству.

Кому принадлежат леса и что с ними можно делать?

Все земли лесного фонда находятся в собственности государства. Только на основании закона федерального уровня допускается передача некоторых территорий в пользование субъектов России. Каждый гражданин имеет право находиться на землях лесного фонда, охотиться (если это не нарушает закона), собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения для собственных нужд.

Земли лесного фонда могут быть переданы физическим или юридическим лицам на следующих правах пользования:

  • Аренды;
  • Безвозмездного пользования;
  • Концессии;
  • Недлительного пользования.

Арендаторы должны всецело соблюдать условия договора, проводить лесовосстановительные мероприятия и соблюдать санитарно-гигиенические требования, им запрещается оставлять недорубы и заготовленную древесину на месте рубок после истечения срока вывозки

На арендованной территории лесного фонда разрешено заниматься следующим видом лесопользования:

  • Заготовка коры, бересты, живицы;
  • Заготовка древесины;
  • Вырубка новогодних елок;
  • Пастьба скота;
  • Сенокошение;
  • Размещение пасек и ульев;
  • Сбор опавших листьев и камыша;
  • Организация культурно-оздоровительных, спортивных и туристических мероприятий;
  • Проведение научно-исследовательских работ.
Обязанности леспользователей

Лесопользователи имеют право получать достоверную информацию об участках, которые передаются ему в аренду, осуществлять полный перечень разрешенных действий, установленный в договоре, возводить на территории лесного фонда сооружения и строения, которые указаны в документах и напрямую связаны с лесопользованием.

Учитывая тот факт, что лес – это земли, совокупность растительности и других компонентов окружающей среды, основные требования по использованию лесного фонда полностью совпадают с правилами лесопользования:

  1. Лесопользователь обязан обеспечивать непрерывное, многоцелевое и рациональное использование лесных продуктов для покрытия потребностей местной экономики и населения в древесине и других ресурсах.
  2. Обязан сохранять и усилять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции лесов с целью охраны здоровья населения, улучшения фона окружающей среды, развития местной экономики.
  3. Обеспечивать соблюдение надлежащего лесопользования на основе технической политики, применения передовых технологий.
  4. Улучшать породный состав и качество лесного покрова, повышать его продуктивность, охранять и защищать лес.
  5. Рационально использовать богатство лесного фонда.
  6. Сохранять биологическое многообразие, объекты историко-культурного наследия.

Возможные изменения статуса лесных территорий

Перевод территории из одной группы в другую осуществляется на основании материалов специальных обследований и лесоустройства. Проводится данная экспертиза по представлению федерального органа управления.

В настоящие время вопрос о переводе лесных территорий в группу нелесные доя использования, не связанного с лесным хозяйством, стоит наиболее остро. Каждый год больше десятка тысяч гектаров леса используется для строительства коммуникаций, дач, градостроительства – в особенности в Ленинградской и Московской областях.

Если перевод лесного хозяйства переводится в интересах граждан или юридического лица, должны быть взята плана, основанная на кадастровой оценке переводимого или изымаемого участка лесного массива. Данная плата направляется в лесное хозяйство для возмещения убытков. 28,07,1999 в Московской области был принят специальный закон «О плате за перевод лесных участков…».

На основании разрешения лесхоза на лесных участках возможно проведение строительных работ, прокладка коммуникаций, добыча полезных ископаемых и выполнение других работ, не переводя земли в другую группу. В таком разрешении должны быть указаны название работы, сроки, условия выполнения, требования к охране окружающей среды. Если для выполнения работ необходимо вырубать лес, лесхоз должен выписать лесорубочный билет. Строительство недвижимости и других не относящихся к недвижимости сооружений на этих участках возможно только при положительном заключении федеральной экологической экспертизы. Территория, на которой будет осуществляться строительство недвижимости, не может быть больше 10% общей площади лесного массива, предоставленного доя туристических, спортивных или культурно-оздоровительных целей.

Согласно Федеральному закону 21,11,2003 «Об изменениях и дополнениях в Лесной кодекс РФ» переход земель лесного фонда в другую категорию осуществляется только в случае невозможного их дальнейшего использования по назначению из-за утраты лесами полезных природных свойств, а также при необходимости обеспечения обороны и безопасности государства, нужд энергетики, сельского хозяйства, размещения объектов здравоохранения, культурного, социально-бытового, жилищно-коммунального назначения и в других установленных законодательством случаях.

Новым правовым институтом, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, предоставляет гражданам широкий спектр полномочий в области земельных отношений, является древесно-кустарниковая растительность. Такой тип растительности не входит в состав лесного фонда, однако является объектом лесных отношений. Древесно-кустарниковую растительность можно встретить на:

  • Землях транспортных путей (на отводах железнодорожных магистралей, автомобильных дорог);
  • Землях сельскохозяйственного назначения, а также землях, предназначенных доя личного подсобного хозяйства и садоводства;
  • Территории населенных пунктов, а также на землях дачных и жилых участках.
  • Землях водного фонда.
  • Землях иных категорий.

Основное последствие исключения древесно-кустарниковой растительности из состава лесного фонда сказывается на правовом режиме владения, распоряжения и пользования древесно-кустарниковой растительности. Если оборот лесного фонда – купля-продажа, залог или другие сделки, ведущие к отчуждению лесного фонда – не допускают, то древесно-кустарниковая растительность можно передавать другому лицу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Земли лесного фонда – общая информация

Вопросы использования земель лесного фонда регулируются ст. 101 ЗК РФ и Лесным кодексом РФ. Расскажем в статье, какие участки относятся к этой категории, как они оформляются в частное пользование и можно ли оформить право собственности на земли лесного фонда.

Какие участки относятся к лесному фонду?

К землям лесного фонда относятся не только участки, покрытые растительными элементами. В эту категорию также входят территории, предназначенные для целей восстановления лесного хозяйства (пустыри, вырубленные территории, гари), а также болотистые местности. Помимо этого, в лесной фонд входят участки, требуемые для нужд хозяйствующего субъекта – дороги, просеки и т.д.

Законодательно выделяют три категории участков лесного фонда. В первую категорию, имеющую защитное предназначение, входят:

  • берега водоемов, защищенные государством лесные полосы, противоэрозийные лесные массивы, ленточные боры;
  • полосы леса вдоль линий ж/д, автомобильных трасс;
  • леса, расположенные в пустынях, степях и других малолесных территориях;
  • природные памятники, национальные парки и заповедники;
  • леса, находящиеся в санитарных курортных и водоохранных зонах;
  • наиболее ценные лесные массивы.

Леса второй категории располагаются в регионах, для которых характерна высокая плотность населения и развитая транспортная сеть. Сюда же относят растительность в зонах, где выявлена нехватка ресурсов, а леса имеют эксплуатационное, оздоровительное или защитное значение.

Третья категория включает в себя лесные массивы в зонах, признанных многолесными регионами. Эти лесные ресурсы подразделяются на те, что уже освоены и те, что находятся в резерве.

Границы земель лесного фонда выделяются специальными знаками. Территории могут быть изъяты или включены в лесной фонд только в порядке, предусмотренном законодательно.

Правовой режим использования земель лесного фонда

Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.

Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:

  • обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
  • обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
  • соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
  • улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
  • обеспечение охраны и защиты леса;
  • рациональное использование лесных богатств;
  • сохранение биологического многообразия;
  • сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.

Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.

Законом разрешаются следующие виды деятельности частных лиц и организаций:

  • заготовка древесины;
  • вырубка ели к Новому году;
  • заготовка коры, бересты, живицы, листьев, камыша;
  • сенокошение;
  • обустройство пасеки;
  • выпас скота;
  • организация мероприятий культурно-оздоровительного, спортивного, научно-исследовательского, туристического или иного характера.

Арендатора вправе возводить на землях лесного фонда вспомогательные сооружения и постройки.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?

Единственно возможный способ оформления лесного участка в собственность с точки зрения закона – изменение категории земли. И стоит сказать, что, когда вопрос касается леса, это очень непростая процедура.

Разрешение на смену категории для последующего переоформления в собственность выдается на трех уровнях – местном, субъекта РФ и федеральном. Обращаться следует в Департамент лесного хозяйства, если территория разграничена, и в Правительство РФ, если границы не обозначены.

Процедура требует сбора внушительного пакета документов. Все они должны быть безупречны с юридической точки зрения. Решения о переводе принимаются не сразу – часто процесс затягивается на несколько лет. Гораздо проще оформить такую землю в аренду.

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Когда принимается решение по заявлению, уполномоченный орган направляет акт. В этом документе указываются данные о земельном участке, а также вынесенный вердикт. В случае, если смена категории разрешена, заявитель может подавать документы в муниципалитет об оформлении интересующего его участка в собственность.

Аренда земель лесного фонда

В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.

Аренда оформляется договором. Следует внимательно изучить документ, так как именно на его основании складываются отношения землепользователя и собственника. Лучше всего привлечь к заключению договора профессионального юриста.

Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне, и получите квалифицированный ответ юриста в короткие сроки.

Теперь вы знаете, каков правовой режим использования земель лесного фонда. Оформить такие участки в собственность практически невозможно, но чаще всего это и ни к чему – для ведения деятельности и извлечения пользы достаточно владеть землей на правах аренды.

Дарение участка и части жилого дома без гостевого дома

Мама имеет в собственности земельный участок (категория земли – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для ИЖС) в единоличной собственности, на котором расположены два объекта капитального строения: 1/2 жилого дома (другая 1/2 у соседа и стоит на его участке) и гостевой дом 100 кв. м. Гостевой дом тоже в единоличной собственности. В выписке ЕГРН написано: собственность. Участок принадлежит маме с 1998 года. Основание – приватизация. Зарегистрировала право только в 2017 году. 1/2 жилого дома принадлежит маме с 1989 года. Основание – дарение в 1989 году (зарегистрировала право в 2018 году). Гостевой дом принадлежит маме с 2017 года. Основание – свидетельство на участок от 1998 года и техплан на диске. Мама оформила фиктивный брак с негражданином РФ в 2016 году, и получается, что гостевой дом является совместной собственностью супругов. Может ли мама подарить мне (дочери) половину земельного участка и половину от свой половины жилого дома? Участок будет по 1/2 доли с мамой, а жилой дом по 1/4 у меня с мамой, а 1/2 у соседа. При дарении гостевого дома должно быть согласие супруга (пусть и фиктивного), а супруг приедет летом. Согласие он даст. Получив согласие “супруга”, мама дарит 1/2 оставшегося участка сыну и гостевой дом мне и сыну (моему брату), а также 1/4 жилого дома также дарит сыну. Нам предложили разделить земельный участок, чтобы гостевой дом оказался на одном участке, а жилой на втором, но участок 6 соток, скорее всего, в разделе участка откажут. Ждать приезда “супруга” мы не хотим. Как быть?

По сути, вопрос сводится к разделу земельного участка площадью 6 соток (600 кв. м) из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования – «индивидуальное жилищное строительство».

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Требования к образуемым и измененным земельным участкам содержаться в Земельном кодексе РФ.

Согласно п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

На участке 1/2 часть жилого дома (площадь не указана, поэтому примем условно 100 кв. м) и гостевой дом 100 кв. м. Итого недвижимостью занята площадь земельного участка в 400 кв. м (600 кв. м – 200 кв. м = 400 кв. м). Поскольку речь идет о зданиях, то необходимо выяснить градостроительные нормы, т.е. какая площадь земельного участка должна соответствовать находящимся на них зданиям.

Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно ч. 1.1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Оба дома – жилой и гостевой (если он на фундаменте) – являются объектами капитального строительства и требуют разрешения на строительство. Для определения предельных (минимальные или максимальных) размеров будущих земельных участков следует руководствоваться признаками «пределов» (предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Согласно ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Поскольку в вопросе отсутствует характеристика объектов недвижимости, то автору вопроса следует самостоятельно соотнести размеры домов и пределов, указанных в вышеприведенной статье.

Согласно п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом; указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.

То есть, если при разделе земельного участка (300 кв. м) будут соблюдены градостроительные и противопожарные нормы (с учетом отступов от стен домов в 1 м, отступа от соседнего участка 1 м, а до жилого дома соседа не менее 8 м), то раздел возможен, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.

Согласно ст. 40 решения Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 № 183 «Об утверждении “Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир”» (http://www.vladimir-city.ru/urban/system/%D0%9F%D0%97%D0%97%20%D0%BE%D1%82%2025-12-2017.pdf) минимальный размер земельного участка 400 кв. м.

Учитывая, что при разделе земельного участка 600 кв. м вновь образуемые участки будут иметь площадь менее 400 кв. м, то такой раздел недопустим.

Письмо ФГБУ “ФКП Росреестра” от 19.07.2016 N 10-3153-КЛ “О предоставлении разъяснений”

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ”

ПИСЬМО
от 19 июля 2016 г. N 10-3153-КЛ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

ФГБУ “ФКП Росреестра” (далее – Учреждение), рассмотрев обращение филиала Учреждения (далее – Обращение), содержащее вопросы о действиях органа кадастрового учета при осуществлении кадастрового учета в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, сообщает.

По первому по вопросу Обращения (о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, формируемого под существующим объектом капитального строительства).

Согласно ситуации, описанной в Обращении, на земельном участке, образуемом из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположен объект капитального строительства, построенный до утверждения правил землепользования и застройки. Вид разрешенного использования образуемого земельного участка подразумевает его использование для эксплуатации указанного объекта капитального строительства, однако не предусмотрен градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны, в которой расположен данный земельный участок. В государственном кадастре недвижимости сведения о границах территориальных зон, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, отсутствуют.

В соответствии с позицией Росреестра, изложенной в письме от 20.05.2015 N 14-05723/15, направленном в филиалы Учреждения письмом Учреждения от 09.10.2015 N 10-3512-КЛ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту, является неправомерным.

Необходимо отметить, что ранее Учреждением в Росреестр было направлено письмо от 18.06.2014 N 10-0564-АГ, содержащее вопрос о необходимости применения градостроительных регламентов в отношении земельных участков, фактическое использование которых сложилось до принятия правил землепользования и застройки (о возможности постановки на государственный кадастровый учет такого земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного градостроительным регламентом для данного вида разрешенного использования).

Согласно письму Росреестра от 21.06.2016 N 14-05035/16 позиция Росреестра по вопросу, поставленному в письме Учреждения от 18.06.2014 N 10-0564-АГ, следующая.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, учитывая положения пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, части 6 статьи 30, части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по мнению Росреестра, в случаях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами (если такие градостроительные регламенты установлены в отношении земельных участков, на которых градостроительные регламенты распространяются).

К земельным участкам, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, применяются предельные минимальные размеры, установленные в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

При этом Росреестр полагает, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного градостроительным регламентом, возможна в случае если в составе необходимых для кадастрового учета документов имеется заключение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающее, что фактическое использование земельного участка сложилось до принятия правил землепользования и застройки, и отсутствует возможность увеличения площади земельного участка до нормативной (см., например, решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11.03.2014 по делу N 2-2476/14, апелляционное определение Самарского областного суда от 17.07.2015 по делу N 33-7560/2015, письмо Минэкономразвития России от 20.02.2013 N Д23и-406).

Кроме того Росреестр отмечает, что в некоторых случаях при утверждении органами местного самоуправления предельных размеров предоставляемых гражданам земельных участков в соответствующих решениях указывается, что действие таких решений не распространяется на случаи, когда в сложившейся застройке земельный участок меньше установленного минимального размера и увеличение его площади не представляется возможным (например, решения Демидовского районного совета депутатов Смоленской области от 29.04.2004 N 39, Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 28.01.2007 N 188/20, Городского совета муниципального образования “город Набережные Челны” Республики Татарстан от 15.12.2011 N 15/11, Совета муниципального образования “Сармановский муниципальный район” Республики Татарстан от 28.05.2012 N 67, постановление администрации городского округа Котельники Московской области от 26.05.2015 N 362-ПА).

Также Учреждением в Росреестр направлялось письмо от 22.07.2015 N 05-0504-ИШ, содержащее вопрос о возможности применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных градостроительным регламентом, в отношении земельных участков, используемых под садоводство, границы которых определены в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, утвержденным до принятия правил землепользования и застройки.

Согласно позиции Росреестра, изложенной в письме от 09.09.2015 N 14-08845/15, подготовленном по результатам рассмотрения письма Учреждения от 22.07.2015 N 05-0504-ИШ, на территории, где установлен градостроительный регламент, органу кадастрового учета следует руководствоваться данным градостроительным регламентом. При этом с целью уточнения информации о действиях конкретных нормативных актов Росреестр считает целесообразным органу кадастрового учета направить запрос в соответствующий уполномоченный орган.

Также можно отметить позицию, изложенную в письме Росреестра от 23.09.2015 N 14-09221/15, направленном в филиалы Учреждения письмом Учреждения от 09.10.2015 N 10-3512-КЛ, согласно которой:

при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту, если действие градостроительного регламента распространяется на такой земельный участок;

если содержащиеся в межевом плане сведения не соответствуют градостроительному регламенту (при наличии сведений о нем в государственном кадастре недвижимости), следует принимать решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, поскольку в данном случае при подготовке межевого плана усматривается нарушение части 10 статьи 38 Закона о кадастре;

при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о градостроительном регламенте, но при наличии в межевом плане сведений о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, целесообразно одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет такого земельного участка направлять запрос в орган местного самоуправления в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей территориальной зоне.

С учетом позиции, изложенной в письме Росреестра от 23.09.2015 N 14-09221/15, Учреждение отмечает, что при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, у органа кадастрового учета отсутствует возможность определить в границах какой территориальной зоны расположен образуемый земельный участок и, следовательно, требования какого градостроительного регламента распространяются на данный земельный участок.

То есть у органа кадастрового учета отсутствуют основания для принятия решения о приостановлении кадастрового учета по причине того, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для определенной территориальной зоны.

Дополнительно Учреждение обращает внимание, что в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, проектной документации лесных участков либо утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – Схема).

При этом следует иметь в виду, что согласно положениям пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении Схемы в отношении каждого образуемого земельного участка в числе прочего указывается территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

То есть при принятии решения об утверждении Схемы в отношении земельного участка, образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если на образуемый земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, в таком решении указывается не конкретный вид разрешенного использования, а территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок.

По второму вопросу Обращения (о приостановлении осуществления кадастрового учета, если в соответствии с разделом межевого плана “Схема расположения земельных участков” одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны).

Как отмечалось выше, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах у органа кадастрового учета отсутствует возможность определить местоположение границ образуемого земельного участка относительно границ таких территориальных зон, соответственно, положения пункта 6 части 2 статьи 26 Закона о кадастре применяются в случае наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, полученных в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона о кадастре.

Вместе с тем Учреждение отмечает, что согласно части 10 статьи 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Таким образом, по мнению Учреждения, если из информации, содержащейся в разделах межевого плана (в том числе разделе “Схема расположения земельных участков”), следует, что образуемый земельный участок пересекает границы территориальной зоны, то можно сделать вывод о том, что межевой план подготовлен с нарушением требований части 10 статьи 38 Закона о кадастре и, соответственно, о наличии оснований для приостановления осуществления кадастрового учета согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре. Одновременно с принятием решения о приостановлении осуществления кадастрового учета целесообразно направить соответствующий запрос в орган местного самоуправления.

Позиция, изложенная в настоящем письме, согласована с Росреестром (письмо от 21.06.2016 N 14-05035/16).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: