Земельный спор за границы земельного участка

Не переходи черту: шесть дел о кадастре

Отсутствие информации об объектах, возведенных на участке, – это не повод отказать в уточнении его границ. На это указал ВС в деле № 18-КА19-51. Уточнить границы своего земельного участка хотела жительница Краснодарского края Светлана Соломина*. С таким заявлением она обратилась в администрацию города. Но там ей отказали и сослались на то, что Соломина не предоставила сведения обо всех строениях, какие есть на ее участке. Такого же мнения оказались и суды различных инстанций, но не ВС. Он посчитал, что перечень документов установлен регламентом, а требовать дополнительные бумаги было нельзя.

Суды не должны идти на поводу у собственников, которые с помощью разных хитростей пытаются увеличить площадь своего участка. Так произошло в деле № А41-18642/2019. История началась в 2006 году, когда Арсений Федоров* купил дом с земельным участком, а спустя 11 лет он обратился в местную администрацию с заявлением о перераспределении земель. Собственнику отказали. Тогда у кадастрового инженера он составил межевой план, заявив, что на момент покупки недвижимости забор был установлен не в официальных границах, а шире. После он зарегистрировал план в ЕГРН. Площадь его участка увеличилась на 10%. Администрация посчитала действия собственника незаконными и обратилась в суд. Все инстанции оказались единогласны: площадь участка следует уменьшить до прежних границ.

Механизм уточнения границ нередко используют для незаконного увеличения площади участка. Например, как в этом споре, после неудачной попытки перераспределения земель.

Юрий Водопьянов, Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Управление частным капиталом 23 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 47 место По выручке Профайл компании ×

Собственник участка уточнил его границы, в результате чего территорию разделили на семь частей. Но при оформлении земли выяснилось, что произошло наложение границ на чужую землю. Ее владелец обратился с иском в суд, чтобы признать межевание незаконным, а сведения о новых участках исключить из ЕГРН. Арбитражный суд Северо-Западного округа направил дело на новое рассмотрение, указав, что ответчику нужно предоставить документы об исходном местоположении участка, которые не затребовали суды нижестоящих инстанций при рассмотрении спора. Не только истец должен доказать, что его права нарушены. Активным должен быть и ответчик – обосновывать корректность межевания. Позже эту позицию поддержал и Верховный суд. В рассматриваемом деле суд вскрыл важную проблему – использование механизма уточнения границ для «самозахвата» земель, говорит Водопьянов. Встречаются случаи, когда участок фактически «переезжает» в более удобное для владельца место: в соседний кадастровый квартал, из леса на облагороженный берег реки. При этом выявить смещение участка без землеустроительной документации очень сложно, заключил эксперт.

Нельзя формально походить к межевым спорам. Суды должны предложить альтернативное решение. К такому заключению пришел ВС, когда рассматривал дело № 9-КГ19-12. После уточнения границ произошло наложение участков. Один из соседей попытался признать результаты межевания недействительными, но суды ему отказали. Коллегия по гражданским спорам ВС указала, что суды нижестоящих инстанций не рассмотрели альтернативные варианты определения границ, чтобы обе стороны остались довольны.

Читайте также:  Земельный участок под дом для постоянного проживания

По словам Водопьянова, суды часто подходят к решению подобных споров формально и занимают позицию одной из сторон только на основании экспертизы. Юрист полагает, что вопрос об альтернативных вариантах разрешения спора можно ставить при проведении судебной экспертизы.

Землю можно увеличить на площадь, которая не превышает предельный минимальный размер участка. На это указал Верховный суд, рассматривая дело № 2А-1106/2019. Иван Матвеев* еще в советское время получил участок, но на кадастровый учет его поставил только в 2014 году. Спустя четыре года он обратился в Росреестр, чтобы уточнить его границы по фактическому пользованию. Как объяснил собственник, в ЕГРН нет сведений о координатах характерных точек, то есть точные границы его не определены. Матвеев хотел увеличить площадь практически в два раза (с 600 кв. м до 1324 кв. м), но в управлении ему отказали.

Тогда владелец пошел в суд. Суд первой инстанции встал на его сторону, а вот апелляция и кассация отказали. ВС разъяснил, что просьба Матвеева законна, ведь при уточнении границ площадь можно увеличить на величину, не превышающую предельные минимальные размеры участка. Для Санкт-Петербурга, где расположен участок Матвеева, это 1200 кв. м. Заявитель в эти рамки уложился, поскольку просил увеличить на 724 кв. м.

Заявителю нужно учитывать, что в каждом регионе минимальные размеры участка могут отличаться, говорит Водопьянов. По словам эксперта, уточнение границ земельного участка с увеличением его площади встречается очень часто, а государственные органы выносят неправомерные решения из-за недостаточной компетентности.

Увеличить площадь земли можно, если собственник больше 15 лет пользовался участком в более широких границах. Об этой норме нижестоящим судам напомнил ВС, рассматривая дело № 2а-272/2018. Жительница Московской области во время межевания решила увеличить площадь участка с 920 кв. м до 1020 кв. м, объясняя это тем, что долгое время использовала землю именно в таких границах. Но на кадастровый учет его не поставили. Собственница попыталась обжаловать этот отказ. Суд первой инстанции встал на ее сторону, но апелляция решение отменила, посчитав, что истица не доказала пользование участком в более широких границах. С этим не согласился ВС. По его мнению, факты в деле подтверждают слова истицы. Например, в межевом плане указано, что на границах участка есть кирпичное ограждение, в другом месте проходит стена здания. А их возвели более 15 лет назад.

По словам Водопьянова, если межевой план подтверждает, что участок долгое время использовался в более широких границах, суд признает незаконным отказ регистрирующего органа в постановке на кадастровый учет. Подтвердить это могут забор, а также ландшафтные особенности участка: рвы, ямы, траншеи, реки и т. д. Это кадастровый инженер должен указать при составлении межевого плана. Если специалист не исследует эти обстоятельства должным образом, то в дальнейшем в иске могут отказать.

Кадастровая палата пояснила проблему выноса границ земельного участка и способа разрешения спора

Ситуации, при которых даже давние соседи вступают в затяжной спор из-за границ земли нередки. Зачастую все начинается с подозрения, что забор с соседними участками установлен по каким-либо причинам неправильно. Установить истину в споре поможет только специалист, который сделает вынос границ земельного участка в натуру.

Читайте также:  Стоимость: кадастровая стоимость земли

Вынос границ земельного участка на местность можно назвать межеванием наоборот. Это установление непосредственно на участке точек, определяющих его форму и границы, в соответствии с данными, указанными в документах. Результатом процедуры является установление точной площади земельного участка, его формы, четких границ, достоверного месторасположения в общем земельном массиве. Вынос определяющих точек в натуру также называют «проверкой границ участка на местности» или «определением границ участка». Главное условие его проведения – границы земельного участка должны быть уточнены, то есть участок должен быть отмежеван.

В результате проведения этой работы координаты границ, которые содержатся в ваших документах, будут на местности закреплены колышками. «К выносу точек на местности желательно прибегнуть при покупке участка, чтобы быть уверенным в том, что приобретается именно тот участок с оговоренной площадью и границами. В противном случае в последствие можно получить не новый участок, а судебные иски от соседей, − рассказывает Наталья Дергачева, начальник юридического отдела Кадастровой палаты по Удмуртской Республике – Однако самой частой причиной вынесения границ в натуру становятся соседские споры , когда есть подозрение о том, что фактические границы смежных участков не соответствуют указанным документах».

К выносу точек прибегают и в том случае, если нет никаких естественных природных контуров или заборов, по которым можно определить местоположение участка. Например, когда продают образованные земельные участки в «чистом поле». Обычно их размечают межевыми знаками. Но иногда они уничтожаются по разным причинам, и восстановить их местоположение можно посредством выноса границ на местность.

Вынос точек на местности также важен перед началом строительства объекта на участке для того, чтобы убедиться, что он не окажется на участке соседа или недопустимо близко к соседним границам.

Используют этот вид работ и для определения части границ участка, которые попадают в различные зоны с особыми условиями использования территорий, в которых могут быть установлены ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Поскольку эта процедура проводится платно, у собственников земельных участков нередко возникает вопрос, можно ли самостоятельно проверить границы своего участка и правильно установить межевые знаки. Теоретически установить пограничные линии участка на местности можно и самостоятельно. Но следует учесть, что участок не всегда имеет правильную геометрическую форму, поэтому без наличия специальных приборов только с рулеткой определить границы его на местности очень сложно. И самая главная трудность − установить самостоятельно опорные точки, от которых должно производиться измерение практически невозможно. Если же есть, за что «зацепиться» и вы уверены в правильности ориентиров, то можно попробовать. Но в этом случае, если вы допустите ошибку и, например, установите капитальный забор по неверно установленной границе, винить можно будет только себя.

Для того чтобы провести вынос участка на местность нужен документ, который включает в себя координаты поворотных точек земельного участка. Таковыми являются выписка из Единого государственного реестра недвижимости . Также координаты есть в межевом плане, на основании которого земельный участок поставлен на кадастровый учет. Встречаются случаи, когда данные межевого плана и информация из реестра отличаются, поэтому предпочтительнее использовать свежую выписку.

Читайте также:  Публичная кадастровая карта 2018: новая версия

По окончании полевых работ, когда заказчик проверил все межевые знаки, установленные на местности, кадастровый инженер составляет акт выноса в натуру, – заключила Наталья Дергачева. Фактически это акт сдачи-приема установленных межевых знаков на сохранность. Здесь описывается на основании чего вынесены границы, адрес и кадастровый номер участка, данные владельца и схема расположения знаков.

Подпись на заборе

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа. В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов. Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что “захватчик” перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик – собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно – на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась. Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное – нарушены нормы законодательства. Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

Есть Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” (N 221 от 24 июля 2007 года). В этом законе сказано, что “местоположение” границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами. Это делается в тех случаях, когда “в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости”.

Верховный суд подчеркивает – предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности. Из этого правила есть исключения – не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

Читайте также:  Публичный сервитут на земельный участок

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон “О государственном кадастре” говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил – обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один – смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали. И еще один важный момент – кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа. Верховный суд подчеркнул – кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод – отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

Юридическая помощь по земельным спорам

Адвокат по земельным спорам +7(926)475-26-16

Услуги бюро Стоимость
Консультация по телефону, он-лайн консультация Бесплатно
Устная консультация на личной встрече 2000 – 7000 руб.
Представление интересов по земельному спору в суде от 50000 руб.

Нарушения в сфере земельного законодательства могут повлечь за собой не только гражданскую и административную, но и уголовную ответственность. Принимая во внимание данные обстоятельства, для эффективного решения любых земельных споров стоит позаботиться о том, чтобы был задействован опытный адвокат по земле.

Земельными спорами принято называть различного рода конфликты, возникающие между физическими и/или юридическими лицами в виду нарушения прав собственности на земельные участки.

Основаниями для возникновения данного вида споров выступают претензии одной из сторон относительно приобретения, владения, распоряжения, аренды либо же прекращения прав собственности на землю.

Читайте также:  Межевание земельного участка бесплатно

Классификация земельных споров

Споры, касающиеся предоставления земельного участка, включающие в себя споры по границам земельных участков, возникшие из-за нарушений при их отводе, и конфликты, возникшие вследствие нарушения в правилах предоставления земли. Такие конфликты можно, пожалуй, назвать наиболее распространенным типом. Возникают такие споры преимущественно между владельцами соседних участков. Земельный спор с соседями может быть успешно разрешен в суде при содействии опытного адвоката.

Конфликты относительно прав собственности на землю. Собственник или арендатор могут оспаривать в суде создание препятствий со стороны третьих лиц, затрудняющих фактическую реализацию прав на владение, пользование и свободное распоряжение земельным участком. Также юрист по дачным вопросам может оспорить в суде различного рода вмешательства в осуществление хозяйственной деятельности, которые ограничивают законные права собственников.

Разногласия, возникающие в процессе изъятия участков земли. К ним относятся:

требования разрыва договора аренды ввиду нарушения установленных договором обязательств; требования разрыва арендного договора в связи с незаконным решением об изъятии земельного участка.

Споры, направленные на возмещение убытков. Опытный земельный адвокат позаботится о том, чтобы обеспечить доверителю максимальную сумму выплаты.

Споры, связанные с земельно-планировочными работами. Особенностью данной группы конфликтов является то, что ответчиком выступают органы государственной власти, обладающие правами на земельный участок.

Споры, возникающие на основании исков владельцев. При нарушении земельных прав собственников, они вправе обратиться в суд с иском о пресечении незаконных действий и взыскании причиненных убытков. Шансы истца на положительное разрешение конфликта возрастут, если представлять интересы дачный адвокат, не один год специализирующийся на земельном законодательстве.

Законодательная база

Основным нормативным актом, регулирующим земельные правоотношения, выступает Земельный кодекс. В соответствии с Кодексом каждая категория земельных участков рассматривается с учетом всех ее спецификаций.

Законодательство устанавливает порядок владения, распоряжения и пользования земельными участками, прописывает правила и ограничения, определяет условия предоставления и изъятия участков.

Деятельность бюро

Опытный адвокат по земельному праву (делам) «Moscow legal» окажет грамотное правовое содействие. В том случае, если земельный вопрос связан с иными отраслями права (семейным, наследственным, корпоративным и т.д.) могут быть привлечены квалифицированные смежные специалисты.

Адвокат по земельным вопросам поможет оспорить в интересах доверителя решения государственных органов, сделки, незаконные нормативные акты, а также, помочь признать недействительной в суде регистрацию прав на землю, исправить ошибки, которые были допущены в официальных документах, удостоверяющих право собственности на землю.

Также, опытный юрист по земельным спорам поможет в решении вопросов, связанных с подтверждением самого факта владения или пользования землей, касающихся раздела или смены назначения земельного участка.

Ваши интересы будет представлять опытный практикующий юрист по земельным вопросам

Москва и область могут рассчитывать на нашу помощь в любое время. Бюро оказывает юридическую помощь частным лицам и организациям.

Доверив представление своих интересов юридическому бюро «Moscow legal» , вы получите комплексную правовую защиту и юридическую защиту в сфере земельного законодательства. При необходимости квалифицированный адвокат по земельным спорам в суде отстоит ваши законные интересы.

Споры о границе земельного участка

Споры с соседями о границах земельного участка возникают часто.

Адвокат по земельным вопросам Центральной коллегии адвокатов окажут квалифицированную помощь в разрешении проблем по всем земельным спорам, добьются приемлемого результата и найдут максимально эффективное решение.

Читайте также:  Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Споры о границах земельного участка могут возникнуть в случае, если:

  • было проведено межевание, границы участка установлены, но какая-либо сторона считает, что сосед занял часть не принадлежащей ему территории.
  • межевание не было проведено, границы земельного участка не установлены, и собственники не сходятся во мнении о месте прохождения границ.

Специалисты Центральной коллегии адвокатов успешно решают вопросы по следующим направлениям споров о границе земельного участка:

  • Восстановление границы земельного участка.
  • Истребование из чужого незаконного владения части принадлежащего истцу земельного участка, отчужденного из владения помимо воли собственника.
  • Признание права собственности на земельный участок в указанных границах.
  • Признание границы земельного участка недействительной.

Услуги адвоката по змельным спорам

  • юридическая консультация;
  • проведение бесед с соседями с целью решения вопроса мирным путем по обоюдному согласию;
  • помощь в оформлении и получении документов;
  • составление искового заявления;
  • помощь в регистрации земельных наделов, постановке на кадастровый учет;
  • межевание, геолого-геодезические изыскания на земельных участках;
  • представительство клиента в суде по актуальным вопросам.

Как определяются границы земельного участка?

Чаще всего для определения прав на землю и других вопросов требуется техническая экспертиза в области землепользования, а также анализ и проверка многих юридических фактов.

Экспертиза проводится судебно-экспертными учреждениями и от ее качества зависят сроки рассмотрения гражданских исков, поскольку в соответствии с законом именно заключение экспертов по различным земельным спорам считается одним из видов доказательства в суде.

В спорах о границах земельных участков защита нарушенного права опирается на закон о кадастре недвижимости и другие положения гражданского права.

Большинство земельных участков сегодня не подвергались процедуре межевания, и уточнение границ земельного участка не проводилось. Следовательно, нет точного соотношения его с участками соседей.

Решение земельных споров о границе участка с соседями: с чего начать?

Для разрешения споров необходимо начать следующие действия:

  • межевание земельного участка. Рекомендуется также измерение площади соседних участков, не только спорных. Сопоставление размеров участков дает возможность сравнения реальных площадей участков и площадей, указанных в документации.
  • геодезическая съемка. При этом изучается расположение зданий на участке, если здание занимает часть земельной площади соседа.
  • передача спора в суд. Судебное разбирательство рассмотрит все факторы, полученные на предыдущих этапах – фактическое землепользование, имеющиеся документы на землю, результаты межевания и геодезической съемки земельных участков и экспертные заключения.

Решение земельных споров в суде

Для разрешения споров в суд следует предоставить документы, свидетельствующие о праве собственности на земельный участок:

  • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления;
  • договоры купли – продажи (мены, дарения) земельного участка;
  • свидетельства о праве на наследство (по закону и завещанию;
  • свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ;

Право собственности на земельный участок должно быть подтверждено документально и занесено в Единый государственный реестр.

Стоимость устных консультаций и советов

Составление договоров и иных документов

Экспертиза договоров, правоустанавливающих и иных документов

Стоимость услуг по представлению интересов в суде общей юрисдикции, арбитражном суде первой инстанции

Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону

Читайте также:  Что такое кадастровый паспорт земельного участка и для чего он нужен?

Земельные споры: услуги адвоката Центральной коллегии адвокатов

  • Межевые споры
  • Споры о границе земельного участка
  • Права собственности на участок
  • Регистрация сделок с земельными участками
  • Приватизация земельного участка
  • Приватизация земельного участка под домом

Услуги адвоката для физических лиц

  • Межевые споры
  • Споры о границе земельного участка
  • Права собственности на участок
  • Регистрация сделок с земельными участками
  • Приватизация земельного участка
  • Приватизация земельного участка под домом
  • Жилищные споры
  • Досудебные споры
  • Уголовные дела
  • Семейные споры
  • Трудовые споры
  • Гражданские дела
  • Помощь при ДТП
  • Наследство
  • Возмещение вреда
  • Земельные споры
  • Страховые дела
  • Административные дела
  • Взыскание долгов
  • Недвижимость
  • Пересмотр судебных решений и приговоров

Статья 6. Порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Статья 6. Порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

1. Правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства, заинтересованный в изменении вида использования земельного участка и объекта капитального строительства с основного или условно разрешенного на основной вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным регламентом, вправе самостоятельно выбирать такой вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований при соблюдении требований технических регламентов, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

2. Вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и предоставленного на праве аренды, изменению не подлежит при отсутствии на земельном участке объекта капитального строительства.

3. При наличии на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и предоставленном на праве аренды, объекта капитального строительства, принадлежащего арендатору земельного участка на праве собственности, изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства.

Если для изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства требуется реконструкция такого объекта или его снос и строительство на его месте иного объекта, право на изменение вида разрешенного использования объекта реализуется исключительно при условии получения разрешения на строительство (реконструкцию) объекта (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации).

Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в таком случае осуществляется на основании градостроительного плана земельного участка, предусматривающего строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства избранного вида использования, без соответствующего кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение разрешенного использования объекта капитального строительства после ввода такого объекта в эксплуатацию.

4. Правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства, заинтересованный в изменении вида использования земельного участка и объекта капитального строительства с основного или условно разрешенного на условно разрешенный вид использования, предусмотренный градостроительным регламентом, вправе выбрать такой вид использования и обратиться в Комиссию за специальным разрешением на такое использование в порядке, установленном статьей 7 настоящих Правил.

Изменение вида использования земельного участка и объекта капитального строительства на условно разрешенный вид возможно исключительно при предоставлении специального разрешения в области землепользования и застройки. При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства.

Если для изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства на условно разрешенный вид требуется реконструкция такого объекта или его снос и строительство на его месте иного объекта, право на изменение вида разрешенного использования объекта реализуется при условии получения разрешения на реконструкцию объекта (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации).

Читайте также:  Земли промназначения: что это такое?

Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в таком случае осуществляется на основании градостроительного плана земельного участка, предусматривающего строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства избранного вида использования, без внесения изменений в договор аренды в части изменений вида разрешенного использования земельного участка.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение разрешенного использования объекта капитального строительства после ввода такого объекта в эксплуатацию.

5. Окончанием процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект капитального строительства, является внесение в договор аренды земельного участка изменений на основании кадастрового паспорта земельного участка, отражающего избранный арендатором вид разрешенного использования земельного участка и соответствующий виду разрешенного использования объекта капитального строительства, подтвержденный техническим планом объекта.

6. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, планируемого для предоставления физическим и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение таким земельным участком, в соответствии с градостроительными регламентами соответствующей территориальной зоны и с учетом зон с особыми условиями использования территории.

При этом, вид разрешенного использования земельного участка из состава условно разрешенных видов может быть установлен только после получения разрешения на условно разрешенный вид использования с учетом публичных слушаний в соответствии со статьей 7 настоящих Правил.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями осуществляется по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

7. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории в целях предоставления физическим и юридическим лицам, до его предоставления возможно исключительно посредством внесения изменений в проект межевания территории в установленном законом порядке.

8. Изменение вида разрешенного использования жилого помещения, являющегося отдельно стоящим зданием, на вид нежилого использования и наоборот, осуществляется в соответствии с настоящей статьей Правил.

Изменение вида разрешенного использования жилого помещения, являющегося частью здания, на вид нежилого использования и наоборот, осуществляется путем перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое администрацией города Благовещенска в порядке, установленном жилищным законодательством. При этом, виды разрешенного использования таких помещений должны соответствовать градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны.

>
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Содержание
Решение Благовещенской городской Думы Амурской области от 27 октября 2016 г. N 26/100 “Об утверждении Правил землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Письмо Росреестра от 26.06.2020 N 13-5600-АБ/20 “О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

Читайте также:  Вспомогательный вид разрешенного использования земельных участков

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 26 июня 2020 г. N 13-5600-АБ/20

В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ СВЕДЕНИЙ

О ВИДЕ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о виде или видах разрешенного использования земельных участков, сообщает.

Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее – Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 36, частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правообладатель земельного участка вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из числа основных или вспомогательных видов, установленных градостроительным регламентом, что не предполагает необходимости издания каких-либо актов со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года). В то же время в соответствии со статьей 39 ГрК РФ заинтересованное лицо вправе получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей, что, в свою очередь, предусматривает необходимость принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения.

Таким образом, законодательством о градостроительной деятельности различаются процедуры выбора вида разрешенного использования правообладателем земельного участка и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заинтересованному лицу.

В этой связи Росреестром не поддерживается позиция о необходимости при принятии решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка одновременного принятия решения об установлении (определении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, поскольку такой подход не следует из законодательства Российской Федерации. Кроме того, ГрК РФ не предусматривается, что при получении заинтересованным лицом разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка такой вид разрешенного использования должен стать основным или дополнительным и заменить собой иные виды разрешенного использования, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Также следует учитывать, что возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании отдельного решения главы местной администрации была предусмотрена в переходный период применения законодательства о градостроительной деятельности (статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”).

На основании вышеизложенного, по мнению Росреестра, при поступлении от уполномоченного органа решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ранее установленный в отношении такого земельного участка основной вид разрешенного использования должен сохраняться и продолжать оставаться актуальным наряду с возможностью использования земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом разрешенного использования.

Читайте также:  Условно разрешенный вид использования земельного участка: что это такое?

Пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), установлено, что в сведениях ЕГРН о земельном участке указываются в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания:

установленного вида разрешенного использования – на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Согласно части 4 статьи 8, статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, сведения о виде разрешенного использования земельных участков, могут быть внесены в ЕГРН на основании соответствующего решения (акта), принятого уполномоченным органом государственной власти (органом местного самоуправления), направленного в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 32 Закона N 218-ФЗ и Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15 статьи 32 Федерального закона “О государственной регистрации недвижимости” в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее – Правила).

Согласно пункту 8 Правил в случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в:

решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования);

решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).

В этой связи представляется, что с учетом пункта 12 Порядка ведения ЕГРН записи об основном виде разрешенного использования земельного участка не должен присваиваться статус “погашенная” в случае поступления от уполномоченного органа решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и при этом сведения о виде разрешенного использования должны быть дополнены новыми сведениями, содержащимися в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: