Статус земельного участка ранее учтенный: что значит

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть

Что такое регистрация права на участок?

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»

Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».

  • Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
  • Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
  • Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.
Читайте также:  Как найти свободный земельный участок саммому?

Как проверить статус участка?

Определить статус земельного участка можно следующим образом:

  • через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
  • через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
  • получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.

Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.

«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.

1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок

Для государства и его граждан земля является особой ценностью, поэтому все операции с ней, особенно продажа и покупка, строго регулируется законодательством.

Читайте также:  Регистрация перехода права собственности

Земельные участки подразделяются по статусу, видам и целевому назначению, и по закону вся информация о них обязательно собрана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Однако случается, что земельный участок не зарегистрирован в реестре, обычно это касается ранее учтенных земельных участков, которые можно отнести к особой категории имущества.

Ранее учтенный земельный участок — что значит этот статус, как происходит его оформление в собственность граждан? Ответы на вопросы ищите в статье.

Что это означает?

Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который регулирует порядок учета и регистрации объектов недвижимой собственности, вступил в силу 24.07/2007 года.

А начиная с 2017 года, все сведения о недвижимом имуществе граждан собираются в едином реестре (ЕГРН) Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН.

До этого единого порядка кадастрового учета не было. Объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земли – органами власти.

Все участки, которые прошли регистрацию с 2007 по 2015 год в двух реестрах — кадастровом и прав на недвижимое имущество – получили статус учтенных. Эти объекты подверглись кадастровому учету, то есть прошли процедуры межевания, установления границ, присвоения кадастрового номера, а также — регистрации права собственности или аренды.

ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Ранее учтенные участки в основном регистрируются по упрощенной схеме, то есть:

  1. Обладатель недвижимости сам подает заявление.
  2. Предоставляет документы, подтверждающие право на участок, которые были получены до 20.10.2001 года.
  3. Не считается обязательной процедура межевания.
  4. Не требуется получать акты органов местной власти о том, что земельный участок предоставлен в собственность. Отделение Росреестра, куда подается заявление о регистрации, должно самостоятельно запрашивать эти документы у органов местной власти.

Доказать свое законное право на землю и свести к минимуму риск мошеннических действий можно только при наличии официальной регистрации в Едином государственном реестре.

Отсутствие точных границ и записей о местоположении земли рано или поздно вызывает проблемы с соседями, а иногда и приводит к судебным разбирательствам.

Особенно много трудностей возникает при желании передать или получить права на эту землю:

  • при дарении,
  • продаже,
  • наследовании.

Ни один официальный документ без регистрации объекта оформить невозможно.

На участках, которые не проходили процедуру межевания, потребуются кадастровые работы, так как такой объект учтен без границ, соответственно его площадь указана неточно (декларированная площадь). Межевой план передается в регистрирующий орган для того, чтобы зафиксировать точные сведения о границах.

Как узнать статус ЗУ?

Владельцу важно точно знать, включен ли ранее учтенный земельный участок в ЕГРН. Ведь органы регистрации могут внести его даже без уведомления владельца.

Для выяснения статуса земельного участка необходимо на официальном портале Росреестра воспользоваться:

  1. Публичной кадастровой картой по ссылке. На этом сайте собрана информация обо всех участках, включенных в ГКН. Если известен кадастровый номер участка, то узнать местоположение, территорию, где он располагается. Здесь же можно найти ближайшее отделение Росреестра. Услуга бесплатная.
  2. Онлайн-сервисом со справочной информацией по объектам недвижимости по ссылке. Ответ будет получен в виде файла.

На практике единственными сведениями о ранее учтенной земле являются только ФИО владельца. Поэтому лучше явиться в МФЦ или местное отделение Росреестра с паспортом и с оригиналами документов на участок.

Специалист проверит кадастровый номер и, при его наличии, примет письменную заявку на получение выписки из Кадастра недвижимости. Это занимает 15 дней.

Когда нужно оформлять?

Любые ранее учтенные объекты, в том числе земельный участок, требуют включения в реестр только при отсутствии информации об этих объектах. Обычно они не имеют паспортов и выписок, так как не занесены в Госреестр, хотя ст. 45 Закона о кадастре прописывает обязательность этой процедуры.

Кадастровый паспорт содержит полную информацию об участке. Для получения этого документа необходимо зарегистрировать участок, то есть внести его в Госреестр.

Это позволит:

  • проводить любые операции с этим участком;
  • исключить возможность проведения любых незаконных действий с этой землей;
  • обеспечить взаимодействие всех органов власти и организаций, предоставляющих услуги, так как вся информация собрана в одном месте;
  • облегчить жизнь владельцев недвижимости, потому что им не нужно долго собирать документы и ходить по учреждениям.

Ранее учтенные земли могут быть сняты с кадастрового учета без ведома его владельца. Обычно это делается по следующим причинам:

  1. После раздела участка право собственности на вновь образованные части земли не оформлено.
  2. Земля имеет особый, «временный», статус. Это означает, что участок прошел регистрацию до 01.01.2017 г, но право собственности на него не зарегистрировано до истечения его временного статуса. Такие объекты должны быть внесены до 01.03.2022 года.
  3. Земля получена в наследство и запись о правообладателе «старого» участка в ЕГРН не сделана или же земля была по каким-то причинам снята с кадастрового учета.

Перед началом процедуры снятия с учета Кадастровая палата направляет обладателю уведомление об этом на его электронную почту или на домашний адрес, где указываются возможные последствия, если владелец не предпримет необходимых шагов. Обычно ему дается срок до 6 месяцев на оформление права собственности.

Если участок уже снят с учета на момент подачи заявления, то дело рассматривается судом. Снятый с регистрации участок получает статус неразграниченного (свободного).

Процедура оформления в собственность граждан

Внесение ранее учтенного земельного участка в реестр производится по обращению любых заинтересованных лиц. Предварительно необходимо удостовериться, что ЕГРН сведений об участке действительно не содержит.

Читайте также:  Где получить кадастровый паспорт на земельный участок

Внесение сведений возможно двумя способами:

  1. Подается заявление с просьбой внести объект в ЕГРН, написанное по форме, утвержденной для кадастрового учета или госрегистрации.
  2. Подается запрос на получение сведений о ранее учтенном объекте.

Заявление или запрос можно передать в ближайшее отделение МФЦ или в электронном виде по Интернету. На сайте Госреестра нужно найти раздел «Электронные услуги», оставить свое заявление, подкрепленное электронной подписью по ссылке.

Для того, чтобы внести данные о ранее учтенном объекте, согласно п. 9 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», потребуются:

  • документы, устанавливающие или подтверждающие право собственности;
  • документы о ранее учтенном участке, которые уже имеются в регистрирующем органе;
  • заявление гражданина, владеющего участком.

Регистрация права собственности на ранее учтенные земли производится по заявлению правообладателя или его доверенного лица при предоставлении правоустанавливающей документации, а также квитанции об оплате пошлины.

Основанием для включения данных в единый реестр может стать один из следующих документов:

  • свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования;
  • акт органа местной власти о праве собственности на землю;
  • решение госоргана о предоставлении участка конкретному лицу;
  • выписка из похозяйственной книги;
  • договор аренды, действующий на момент обращения;
  • документы с подтверждением ранее осуществленного государственного учета или регистрации прав собственности, предоставленные в Кадастровую палату из соответствующих органов по ее запросу.

Информация об объектах недвижимости вносятся в Госреестр бесплатно. После обращения гражданина Кадастровая палата не позднее 5 дней обязана включить все сведения и документы в кадастр. При оформлении через МФЦ этот срок продлевается до 9 дней.

Выписка из ЕГРН будет выдана через 5 дней после внесения. Это прописано ч. 5, 7 ст. 69 Закона о регистрации. Следовательно, вся процедура занимает 10-15 дней с момента подачи заявления или запроса.

Заявитель получает лично или по электронной почте выписку из ЕГРН. Внутри документа указывается новый статус участка – учтенный. Именно он позволяет полноценно распоряжаться участком. Если межевания проведено не было, то земельный участок получает статус «учтенный без границ».

Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?

При изменении каких-либо параметров участка необходимо обновить кадастровый паспорт. Подача дополнительных сведений осуществляется в зависимости от того, какое изменение имеет место. Каждый случай индивидуален, поэтому вначале нужно получить консультацию юриста, специалиста БТИ или Росреестра.

Дополнительные сведения обычно касаются:

  • площади участка;
  • его адреса или местоположения;
  • стоимости;
  • категории или вида разрешенного использования;
  • изменении права собственности или ограничении прав собственника;
  • ландшафта участка: появления, исчезновения природных или иных объектов.

Документы принимает местное отделение МФЦ или Кадастровая палата. Можно явиться лично, отправить документы через Интернет или по почте. Обратиться может только собственник или его доверенное лицо.

Что предоставить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документы на право собственности;
  • документ, содержащий сведения об изменении.

Госпошлина не уплачивается. Срок внесения изменений составляет не более 18 календарных дней, при обращении в МФЦ – 21 день.

Документы заявитель получает лично. Обычно это выписка из Кадастрового паспорта с внесенными изменениями.

На что еще обратить внимание?

При проведении любых операций с ранее учтенными землями необходимо обратить внимание на некоторые моменты, которые затрудняют или делают невозможным обращение с ними. Особенно это важно для тех, кто решил приобрести такой участок.

Ранее учтенные земельные участки можно разделить на два вида:

    Участки, не имеющие установленных границ на местности. То есть по закону они не обладают всеми свойствами земельного участка — точками границ, координатами этих точек.

Такие участки, как имущество, обладают ограниченными свойствами: их нельзя разделить, выделить из состава земель сельхозназначения, провести другие кадастровые работы.

  • Земли, местоположение которых устанавливалось с привязкой к границе населенных пунктов, по условной системе координат, которая не соответствует принятой сейчас системе. По каким-то причинам эти сведения в ГЗК не вносились, координаты в современную систему не были переведены, хотя они внесены в государственный фонд. Это также вызывает проблемы при оформлении и отчуждении участка.
  • При подаче документов необходимо учитывать некоторые нюансы, несоблюдение которых могут привести к отказу. Важно удостовериться, что собранные документы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ и действовали в месте выдачи на момент их выдачи.

    Заявителю будет отказано, если по запросу кадастровой службы не поступит ответ от органа государственной или местной власти, БТИ. Это рассматривается как отсутствие необходимого документа или сведений.

    Кроме того, в поданных документах могут отсутствовать сведения, позволяющие считать участок ранее учтенным, а также информация о площади или основной характеристике участка.

    Читайте также:  Статус земельного участка снят с учета

    Видео по теме статьи

    Как оформить ранее учтенный земельный участок, подскажет видео:

    Заключение

    Все приведенные данные о ранее учтенных участках отражают существующую ситуацию с массовым переоформлением и приватизацией, сложности формирования государственного кадастра недвижимости.

    Это своего рода переходный период, который завершится постановкой на учет последнего ранее учтенного участка. Однако каждый случай имеет свои особенности, поэтому владельцу участка рекомендуется внимательно изучить все нюансы и тонкости законодательства для этой сферы.

    Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2019 N Д23и-30808

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках и снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., сообщает следующее.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” (далее – Закон N 28-ФЗ, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”) Единый государственный реестр земель (далее – ЕГРЗ) представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

    Согласно Порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 “Об утверждении документов государственного земельного кадастра” (далее – Порядок ведения ГРЗ КР, утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 января 2010 г. N 2), государственный реестр земель кадастрового района (далее – ГРЗ КР) являлся составной частью ЕГРЗ и был предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.

    Ведение раздела ГРЗ КР “Земельные участки” (раздела ГРЗ КР, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР осуществлялось путем выполнения следующих кадастровых процедур:

    внесения сведений о ранее учтенных земельных участках;

    выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета);

    отражения сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на земельный участок и (или) их ограничениях.

    Согласно пункту 3 Порядка ведения ГРЗ КР:

    заполнение форм ГРЗ КР при выполнении учетных кадастровых записей осуществлялось на основании и в соответствии с документами, представленными заявителем согласно статье 19 Закона N 28-ФЗ (подпункт 3.1);

    внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществлялось только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (подпункт 3.2).

    Таким образом, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков являлись разными кадастровыми процедурами.

    Необходимо отметить, что согласно положениям статей 1, 16 и 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., далее – Закон N 221-ФЗ) и статей 13 и 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) внесение до 1 января 2017 г. в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а с 1 января 2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости также являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

    Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

    Пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (далее – Порядок ведения ГКН, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733) формы ГРЗ КР, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках (сведения государственного земельного кадастра, далее – ГЗК), и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях были определены в качестве составной части Реестра объектов недвижимости, являвшегося согласно части 1 статьи 13 Закона N 221-ФЗ одним из разделов ГКН.

    Читайте также:  Самовольный захват земли: что это такое и чем грозит

    Согласно пункту 85 Порядка ведения ГКН кадастровые дела учтенных ранее в ГЗК земельных участков являлись составной частью кадастровых дел объектов недвижимости в ГКН.

    В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

    Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и соответственно документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).

    Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее – земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.), отмечаем следующее.

    Порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г., установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН).

    Исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:

    1) в отношении таких земельных участков, в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;

    2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;

    3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участков и соответственно наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):

    в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.;

    в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.

    Полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

    Дополнительно отмечаем, что письма Департамента недвижимости не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативным правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

    Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

    Статья 69 . Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

    ГАРАНТ:

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 69 настоящего Федерального закона

    1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

    2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

    Читайте также:  земельного участка по кадастровому номеру?
    Информация об изменениях:

    Часть 3 изменена с 29 июня 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ

    3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

    4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

    5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

    1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

    2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

    3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

    6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

    7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

    1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

    Читайте также:  Кадастровая стоимость земли в 2018 году

    2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

    3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

    Информация об изменениях:

    Часть 8 изменена с 29 июня 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ

    8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:

    1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

    2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

    3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

    4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;

    5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости.

    9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

    10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, – в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, – в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации – города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

    Что значит ранее учтенный земельный участок?

    Статус земельного участка “ранее учтенный” имеют земельные территории, права на которые были зарегистрированы до марта 2008 года. Также к данной категории относятся площади, поставленные на учет до начала действия закона «О государственном кадастре недвижимости» в июле 2007 года.

    Суть понятия «ранее учтенный участок»

    Обширная территория Российской Федерации поделена на различного размера участки, систематизация сведений о которых является объектом постоянного внимания со стороны государства. Для удобства хранения информации существуют специализированные структуры, куда поступают, а впоследствии учитываются данные о формировании новых наделов, их границ и размеров. В дальнейшем, по желанию пользователя, на территорию оформляется какой-либо вид права – собственность, аренда и прочие.

    Читайте также:  Виды разрешенного использования земли населенных пунктов

    После получения информации об участке земли, в кадастровой базе данных ему присваивается определенный статус, одним из которых и является «ранее учтенный». Подобная формулировка появилась после вступления в действие федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в июле 2007 года – именно с момента возникновения одноименной структуры все наделы, поставленные на учет до указанной даты, приобрели статус ранее учтенных. Это вполне объяснимо, ведь и до появления кадастра, земельные площади проходили процедуру учета, но в тот период таковая не требовала предоставления исчерпывающих сведений о таковых. В частности это касалось информации об официально зафиксированных границах территории.

    Чуть позднее, понятие «ранее учтенный участок» расширилось и под формулировку также попали наделы, на которые были зарегистрированы какие-либо права, например, право собственности, аренды, пользования, но только лишь до 1 марта 2008 года. При этом на учет в кадастре такие участки поставлены не были.

    Оформление ранее учтенного участка

    Основной особенностью, а в некоторых случаях и проблемой ранее учтенных участков считается частое отсутствие полноценного списка сведений о таковых в Едином реестре недвижимости, притом, что владелец имеет на руках все необходимые документы на землю. Подобное возможно по той причине, что во времена СССР территории практически не подвергались межеванию, соответственно не имели четко установленных границ и информация о таковых в систему не заносилась.

    Здесь важно уточнить, что при отсутствии каких-либо сведений об участке в ЕГРН, его владельцу невозможно будет получить выписку из указанной организации. А без данного документа исключены любые юридические сделки с землей – передача в дар, продажа, оформление под залог и прочие. Кроме того, выписку нередко запрашивают при визите в различные государственные и финансовые организации.

    Для того чтобы дополнить уже зафиксированные сведения о земельной площади необходимо обратиться в Росреестр либо ближайшее отделение МФЦ с заявлением о внесении данных по участку в систему. Бланк выдается заявителю непосредственно в момент обращения поэтому, прежде всего, рекомендовано позаботиться о сборе соответствующего пакета бумаг.

    Список документов для проведения процедуры включает:

    • паспорт заинтересованного лица;
    • документы, подтверждающие право на обладание наделом;
    • межевой план земельной площади.

    В случае если на территории не были проведены работы по межеванию, потребуется осуществить процесс самостоятельно, обратившись к лицензированному кадастровому инженеру. В этом случае оплата услуг специалистов ляжет на плечи гражданина. Важно помнить, что без сведений об установленных границах, данные о наделе по-прежнему не будут исчерпывающими, поэтому процедура межевания необходима в обязательном порядке.

    В качестве документов, доказывающих право владения наделом, могут выступить:

    • действующее соглашение об аренде земельной площади;
    • свидетельство о зарегистрированном праве собственности;
    • государственный акт, утверждающий право гражданина на возможность владения территорией либо на бессрочное пользование участком;
    • официальное разрешение муниципалитета, предоставляющее гражданину возможность распоряжаться землей.

    После передачи работнику Росреестра пакета бумаг, на руки заявителю выдается расписка о получении таковых. Повторное оформление земельной площади как учтенной осуществляется на протяжении 10-12 рабочих дней.

    В некоторых случаях уполномоченный сотрудник может отказать в активации процедуры внесения данных по участку в систему. Подобное возможно если заинтересованным лицом предоставлен неполный пакет бумаг либо в бланке запроса имеются помарки и неточности. Здесь рекомендацией будет внимательное отношение к процессу составления заявления и уточнение перечня документов перед визитом в отделение Росреестра.

    Участок земли со статусом «ранее учтенный» по сути, представляет собой надел, информация о котором уже имеется в базе данных Росреестра. Единственным нюансом в данном случае является ее неполный состав. В целях избежания различных трудностей, в частности, при оформлении сделок с землей, рекомендовано пройти процедуру дополнения сведений, срок которой занимает не более 10 дней.

    Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?

    24 февраля, 2019

    Спор с соседями о границах земельного участка — как разрешить?

    Земельные споры являются одной из наиболее сложных для простого гражданина категорией дел, при этом являясь одной из самых злободневных. Соседские конфликты из-за земли иногда длятся годами, выливаясь в несколько судов, колоссальные затраты и массу испорченных нервов, особенно если обе стороны пренебрегают юридической помощью.

    Что же делать, если мирно сосуществовать с соседями не получается, а спор по земельным вопросам превращается в серьезный конфликт? Статья 64 Земельного кодекса прямо устанавливает, что все земельные споры подлежат рассмотрению в судебном порядке. Закон, впрочем, не мешает соседям договориться миром, но подобный исход дела возможен лишь при участии с обеих сторон опытных адвокатов, умеющих донести до спорящих сторон всю разрушительность и обременительность судебного конфликта.

    Если же одна из сторон категорически не идет на уступки, единственным выходом будет судебное разбирательство.

    С чего начинается земельный спор?

    Соседский земельный спор это не всегда претензии из-за посаженного на меже куста помидоров. Условно можно выделить следующие разновидности земельных конфликтов, которые могут возникнуть у проживающих рядом лиц:

    Читайте также:  На что распространяется дачная амнистия?

    • Захват земли соседа. Умышленно или же из-за ошибки в документах, но один из соседей «присваивает» себе часть земельного участка, принадлежащего смежному землевладельцу. Каждая сторона считает себя единственно правой, а искать истину придется лишь в суде, особенно если на захваченном участке уже что-либо построено;

    • Конфликт при согласовании границ. Статья 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года) устанавливает, что местоположение границ земельных участков должно быть согласовано с заинтересованными лицами. Это необходимо в тех случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или, уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Бывает и так, что соседи годами живут без проблем, но они возникают при попытке узаконить владение землей одним из собственников. По документам вполне может оказаться, что кто-то пользуется не своей землей.

    • Нарушение требований санитарного и противопожарного контроля. Для любой постройки, будь то сарай или уличный туалет (для него – в особенности) есть достаточно жесткие требования, прописанные в СНиП’ах. Если один из соседей нарушил их, разместив строение слишком близко к границе другого землепользователя, то разрешать проблему придется только в суде.

    Когда межевание – причина конфликта

    Чаще всего конфликты возникают при межевании, заказанном одним из соседей или же совместно (например, при владении жилым домом и участком в общей долевой собственности).

    Именно в ходе межевания выявляются следующие проблемы, которые неминуемо могут привести к конфликту:

    1. Ошибки в кадастровой документации, включая стоимость. Если в кадастровой документацией содержатся неточности, то это может привести как к изменению границ, так и увеличению земельного налога у одного или обоих собственников. Еще одна особенность: при кадастровом оформлении позицию соседей никто не выясняет, что часто ведет к ошибочному внесению данных.

    2. Противоречие фактических обстоятельств данным в документации. Неверные границы, ошибочное расположение строений, не введенные в эксплуатацию объекты или же возведённые самовольно – все это выявляется в ходе межевания и становится предметом конфликта соседей.

    3. Противодействие соседа замерам или самовольный захват части территории с созданием препятствий кадастровым инженерам при проведении межевания.
    Здесь, как и в перечисленных выше случаях, при не достижении договоренности сторонам придется обращаться в суд.

    Как решить земельный спор между соседями: пошаговая инструкция

    Прежде чем конфликт дойдет до суда, стороны (или хотя бы одна из них) пытаются всеми силами решить его самостоятельно. Иногда это не имеет никакого смысла и лучше сразу начать подготовку иска, но в ряде случаев можно добиться защиты своих прав и без суда.

    1. Определение своей позиции и причин конфликта

    Поймите, в чем заключается ваша или соседская претензия и с чем она связана.
    Если с ошибкой в документации – запросите верный документ, если это возможно. Кадастровую ошибку, например, по простому запросу не исправить – обращаться в суд все же придется.

    В тех же случаях, когда причиной конфликта является личный интерес или же «работа на принцип» — поинтересуйтесь правовой информацией и предварительно проконсультируйтесь у юриста. В идеале – письменное заключение адвоката.
    Если предметом спора являются лишь границы участка – проведите совместное межевание, которое поможет их установить или восстановить.

    2. Сядьте за стол переговоров

    Любой конфликт лучше начинать решать с переговоров. Абстрагируйтесь от эмоций и попробуйте спокойно, без ругани, пообщаться о причинах проблемы и вариантах ее решения.
    Объясните соседу, что обострение конфликта и доведение его до суда чревато не только значительными расходами времени и средств, но и не всегда предсказуемым результатом. В обоснование приведите доводы юриста.

    3. Привлеките муниципалитет к разрешению спора

    При каждом муниципалитете существует целый ряд различных отделов и комиссий, которые могут помочь в разрешении спора.

    Например, административная комиссия следит за исполнением региональных законов, правил благоустройства и иных норм, а потому может привлечь соседа к ответственности за какие-либо нарушения – например, складирование строительных материалов на меже участка перед домом соседа.

    Земельный отдел городской управы (сам отдел и должности его сотрудников могут называться по-разному), ответственный за рассмотрение жалоб от граждан по вопросам землеустройства, может дать письменное заключение на ваше обращение по конфликту.

    Практически всегда специалисты выедут на место, осмотрят проблемные участки и дадут свои рекомендации по решению спора.

    Увы, в отличие от судебного решения даже основанное на законе заключение муниципальных органов не является безусловно обязательным к исполнению конфликтующим соседом. Если ничего не вышло — готовьтесь к суду!

    Судебная защита прав по земельным спорам

    Земельные споры подсудны исключительно районным (городским) судам.
    По правовой классификации, отраженной в Гражданском кодексе, иски по земельным спорам чаще всего будут негаторными – то есть, содержащими требования собственника по устранению препятствий в пользовании и распоряжении своим имуществом.

    Это могут быть требования:
    • Об определении границ или их изменении;
    • Об устранении препятствий в пользовании участком;
    • Об устранении кадастровой ошибки;
    • О сносе самовольной постройки и т.д.

    Читайте также:  Статус земельного участка снят с учета

    Не стоит искать в Интернете образец искового заявления по земельным спорам между соседями – вы едва ли найдете иск, отражающий аналогичный вашему, спор.

    Земельное право столь объемно, а природа земельных споров настолько широка, что лишь опытный адвокат сможет справиться с грамотной подготовкой искового заявления.

    Подготовьте документы по спору и обращайтесь за юридической помощью к грамотным юристам – только с их участием у вас есть шансы на подходящий для вас результат.

    В ходе судебного заседания может потребоваться назначение землеустроительной и (или) строительно-технической экспертизы, если по документам установить важные для дела обстоятельства не удастся.

    Расходы на оплату экспертизы стороны могут понести как совместно, так и единолично. В дальнейшем все расходы будут отнесены на проигравшую спор сторону.

    Адвокат Коченков В.В. оказывает полный спектр юридических услуг по земельным спорам – от первичной консультации до комплексного сопровождения дела «под ключ».

    Share the post “Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?”

    Что делать, если забор соседа стоит не по кадастру. Инструкция

    Зачастую собственники загородных участков выясняют, что сосед установил забор, заняв часть их территории. Возникает такая проблема или по вине владельца земли, или когда живущие рядом граждане встают на кадастровый учет в разное время. Однако независимо от причины отдавать чужому человеку часть своего участка никому не хочется.

    Юристы разъяснили, что делать и куда обращаться, если соседский забор стоит не по кадастру.

    Какой закон регулирует права соседей

    Сложность определения положения забора между соседними участками состоит в том, что на данный момент в России не существует федерального закона о нормах установки заборов. «На сегодняшний день ограничения для межевого забора между двумя участками закреплены в Строительных нормах и правилах РФ (СНиП) № 30-02-97, утвержденных Госстроем, в нем прописаны высота и прозрачность забора, противопожарные нормы, а также санитарно-бытовые требования. Но они носят рекомендательный характер. Единственным законодательно закрепленным правилом в сфере защиты соседских прав и интересов является п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ «О недопустимости злоупотребления правами соседа». К сожалению, это правило зачастую игнорируется, что приводит к разногласиям и конфликтам между гражданами», — рассказала Виктория Данильченко, председатель московской коллегии адвокатов Виктории Данильченко.

    Пригласите кадастрового инженера

    Для начала необходимо выяснить, действительно ли сосед незаконно захватил территорию. Если границы участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру с заявлением о проведении межевания между участками, советует Алексей Гавришев, управляющий партнер AVG Legal. Он подчеркнул, что нередко после этой процедуры спор прекращается ввиду правильности установки забора. Если сосед не согласен, он также может пригласить независимого кадастрового инженера, который эти данные перепроверит и подтвердит, пояснила Татьяна Ананьева, руководитель отдела «Миэль».

    Напишите заявление в Росреестр

    В случае когда идет речь именно о самовольном установлении забора и захвате чужой территории, необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Росреестра или орган муниципального земельного контроля, советует Данильченко. Она отметила, что для этого нужно быть собственником земельного участка, границы которого нарушены, то есть права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости или подтверждаться правоустанавливающими документами. «При этом перед подачей самого заявления нужно убедиться, что межевание между соседскими земельными участками было проведено по правилам, предусмотренным нынешним законодательством. Должны быть определены координаты так называемых характерных точек границ земельных участков», — пояснила эксперт.

    Если сосед против

    Если же документально подтверждено, что местоположение забора не соответствует кадастровому плану, но сосед не желает добровольно устранить это нарушение, необходимо снова получить заключение кадастрового инженера, отметила Данильченко. Она разъяснила, что в этом документе обязательно должны быть указаны фактические границы, наложенные на кадастровые, где и будет видна площадь захвата, и дано заключение о варианте решения. Если и в этом случае полюбовно решить ситуацию не получается и сосед не согласен устранить проблему самостоятельно, то следует обращаться в суд.

    Подайте иск в суд

    После того как все перечисленные выше способы не убедили соседа устранить неполадки, необходимо подать исковое заявление в суд с требованием изъятия части земельного участка из незаконного владения, возложения обязанности перенести незаконно установленное ограждение. В таких ситуациях суд руководствуется пп. 2 п.1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, который гласит, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, уточнила Ананьева. По ее словам, иски по таким делам не имеют срока давности. «При этом надо понимать, что без судебной экспертизы не обойтись. Это растянет судебный процесс, но расходы потом можно будет взыскать с соседа, так же как и расходы на адвоката», — резюмировал Гавришев.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: