Самовольное занятие земельного участка

Прокурор разъясняет – Прокуратура Владимирской области

Прокурор разъясняет

  • 27 августа 2018, 12:38

Самовольное занятие земельного участка – это противоправное, нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа. Самовольный захват земельного участка это серьезное правонарушение, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно законодательству Российской Федерации земельный участок предоставляется гражданину или организации в пользование в следующих вариантах: получение в собственность; взятие в аренду; сервитут; наследуемое владение и т.д.

Вариантов законного приобретения земельного участка много, однако случаи самовольного занятия земельного участка встречаются часто. Вопрос оборота земель это тема, находящаяся в сфере особого внимания органов власти. Причиной этому является стоимость земельного участка, так как, земля, как и любая другая недвижимость, достаточно дорогой объект, и собственнику в результате незаконного пользования может быть причинен немалый ущерб. Кроме того, нужно учитывать и статус земель, например земли сельскохозяйственного назначения, которые являются одной из основ экономики России, или земельные участки, которые относятся к другой охраняемой категории.

Чаще всего в отношении лиц, уличенных в самовольном занятии земельного участка, применяется ответственность, установленная административным законодательством. Она представляет собой штраф, размер которого будет зависеть от того, поставлен ли участок на кадастровый учет и определена ли его кадастровая стоимость. Так, в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, которое не имеет предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа.

Нужно отметить, что индивидуальные предприниматели в случае самовольного захвата земельного участка рассматриваются как организации, соответственно, и размер штрафа к ним применяется аналогичный. Если самовольное занятие земельного участка совершено в отношении части надела, то расчет стоимости, от которой зависит исчисление штрафа, производится исходя из отношения той площади, что была незаконно занята, к общему размеру участка.

Применение административной ответственности за самовольный захват земельного участка строится следующим образом: уполномоченный государственный орган фиксирует факт правонарушения и устанавливает срок нарушителю для устранения правонарушения. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа.

Необходимо помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности.

За самовольное занятие земельного участка нарушитель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Напрямую самовольный захват преступлением в Российской Федерации не является, однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.

Уголовная ответственность за самовольное занятие земельных участков может наступать в тех случаях, когда такие действия были, например, частью мошенничества. В этом случае виновный, в силу ст. 159 УК РФ может лишиться свободы на срок до 2 лет, если он был один, либо до 5 лет, если преступление было совершено преступной группой, либо до 6 лет с использованием служебного положения.

Помимо этого, за самовольное занятие земельного участка ответственность по уголовному законодательству может наступить и в отношении особых видов преступлений, связанных с нарушениями правил оборота недвижимости. В частности, если самовольный захват сопровождался регистрацией незаконной сделки или умышленной подстановкой ложных данных в межевые документы, это будет отдельным составом преступления.

Важно отметить, что это всего лишь часть возможных преступлений, частью которых может быть самовольный захват земли.

Прокуратура Петушинского района

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

27 августа 2018, 12:38

Самовольное занятие земельного участка: понятие и ответственность

Самовольное занятие земельного участка – это противоправное, нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа. Самовольный захват земельного участка это серьезное правонарушение, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно законодательству Российской Федерации земельный участок предоставляется гражданину или организации в пользование в следующих вариантах: получение в собственность; взятие в аренду; сервитут; наследуемое владение и т.д.

Вариантов законного приобретения земельного участка много, однако случаи самовольного занятия земельного участка встречаются часто. Вопрос оборота земель это тема, находящаяся в сфере особого внимания органов власти. Причиной этому является стоимость земельного участка, так как, земля, как и любая другая недвижимость, достаточно дорогой объект, и собственнику в результате незаконного пользования может быть причинен немалый ущерб. Кроме того, нужно учитывать и статус земель, например земли сельскохозяйственного назначения, которые являются одной из основ экономики России, или земельные участки, которые относятся к другой охраняемой категории.

Чаще всего в отношении лиц, уличенных в самовольном занятии земельного участка, применяется ответственность, установленная административным законодательством. Она представляет собой штраф, размер которого будет зависеть от того, поставлен ли участок на кадастровый учет и определена ли его кадастровая стоимость. Так, в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, которое не имеет предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа.

Нужно отметить, что индивидуальные предприниматели в случае самовольного захвата земельного участка рассматриваются как организации, соответственно, и размер штрафа к ним применяется аналогичный. Если самовольное занятие земельного участка совершено в отношении части надела, то расчет стоимости, от которой зависит исчисление штрафа, производится исходя из отношения той площади, что была незаконно занята, к общему размеру участка.

Читайте также:  межевание земельного участка споры с соседями

Применение административной ответственности за самовольный захват земельного участка строится следующим образом: уполномоченный государственный орган фиксирует факт правонарушения и устанавливает срок нарушителю для устранения правонарушения. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа.

Необходимо помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности.

За самовольное занятие земельного участка нарушитель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Напрямую самовольный захват преступлением в Российской Федерации не является, однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.

Уголовная ответственность за самовольное занятие земельных участков может наступать в тех случаях, когда такие действия были, например, частью мошенничества. В этом случае виновный, в силу ст. 159 УК РФ может лишиться свободы на срок до 2 лет, если он был один, либо до 5 лет, если преступление было совершено преступной группой, либо до 6 лет с использованием служебного положения.

Помимо этого, за самовольное занятие земельного участка ответственность по уголовному законодательству может наступить и в отношении особых видов преступлений, связанных с нарушениями правил оборота недвижимости. В частности, если самовольный захват сопровождался регистрацией незаконной сделки или умышленной подстановкой ложных данных в межевые документы, это будет отдельным составом преступления.

Важно отметить, что это всего лишь часть возможных преступлений, частью которых может быть самовольный захват земли.

Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Комментарии к ст. 7.1 КОАП РФ

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи – защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения – общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет – земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка – простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, – формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Читайте также:  Переуступка права аренды земельного участка между физическими лицами

Объективная сторона – деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона – умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Самовольное занятие земельного участка

Что можно считать самовольным занятием земельного участка?
Под самовольным занятием земельных участков понимается определенные действия лиц, указывающие и подтверждающие о фактическом использовании конкретного земельного участка, когда отсутствует решение органа исполнительной власти или местной администрации о том, что данный участок был передан в собственность, в аренду, в пользование, пожизненно наследуемое владение.

Данное правонарушение представляет собой посягательство на установленный законом земельный распорядок. Следовательно, любой самоуправный захват участка земли любым лицом – физическим или юридическим – есть прямое нарушение земельного распорядка, которое приносит урон экономике, вред землепользователям, собственникам, владельцам. В том случае, если участок самовольно захвачен из государственных земель или земель запаса, то вред наносится государству. Самовольно занятый участок подлежит обязательному возврату без каких-либо возмещений лицу, совершившему самозахват, затрат на освоение земельного участка. За совершение данного правонарушения наступает административная и имущественная ответственность (ст. 7.1 Кодекса РФ).
За самовольное занятие или использование участка без наличия на данный земельный участок правоустанавливающих документов, а в случае необходимости при отсутствии документов, позволяющих исполнение хозяйственной деятельности, установлены административные штрафы для гражданских, юридических и должностных лиц.
При самовольном занятии земельного участка лицо (физическое или юридическое) использует определенный участок земли против воли собственника, не имея на это законных оснований. Но если законом не установлено за пользование каким-либо участком земли оформление правоустанавливающих документов, то пользование данным земельным участком в отсутствии документов не будет создавать состав правонарушения.
К самовольному захвату земельного участка относится противоправная застройка данного земельного участка, также сюда причисляется постоянное или временное складирование. Лицам, которые самовольно занимают пустующие участки, надлежит знать, что по ст. 16 ЗК РФ те участки земли, которые не находятся в собственности муниципальных образований, юридических или гражданских лиц, являются собственностью государства. Другими словами, любой земельный участок имеет своего собственника, которым может выступать гражданское или юридическое лицо, муниципальное образование, субъект РФ или государство.
Кроме того, самовольным занятием земельного участка являются действия собственника или арендатора, которые направлены на расширение пределов своего участка путем необоснованного, самоуправного вынесения ограждения собственного участка за его законные границы и размещения различных строений, а также складирования чего-либо за пределами предоставленного участка. Ни физическое, ни юридическое лицо, выполнившее самовольную застройку, не может оформить на нее право собственности, следовательно, данное лицо не вправе делать распоряжения относительно таких построек, то есть нельзя будет продать, подарить, сдать в аренду или совершить иные сделки.
Обязательно наличие зарегистрированных документов при использовании земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 60 Земельного кодекса лицо, осуществившее самозахват земельного участка, обязано восстановить нарушенные им права.
В ст. 76 Земельного Кодекса Российской Федерации говорится, что все самовольно занятые участки земли должны быть возвращены их законным собственникам, арендаторам, землевладельцам, землепользователям без компенсирования затрат, которые были совершены лицами, виноватыми в нарушении земельного законодательства, за период незаконного пользования данными земельными участками. Сюда относится снос возведенных зданий, сооружений, а также привидение в пригодное состояние земельных участков.
Земельный участок в обязательном порядке должен использоваться при наличии оформленных документов в установленном законом порядке. В Гражданском кодексе РФ ст. 131 говорится, что права на недвижимое имущество, а также разного рода сделки и ограничения должны пройти обязательную государственную регистрацию. Следовательно, располагая на руках постановлением о предоставлении в собственность земельного участка, договором аренды или каким-либо иным документом, надо в обязательном порядке посетить органы Росреестра и произвести регистрацию права на предоставленный земельный участок. То есть правоустанавливающие документы, независимо от их вида, должны пройти регистрацию в установленном порядке.2
В том случае, если осуществляется отчуждение земельного участка (продажа, дарение), то должен быть подан надлежащий договор отчуждения на данный земельный участок обеими сторонами договора в Росреестр для проведения регистрации перехода к новому владельцу прав собственности. Если сделка заключена в устной или письменной форме без оформления государственной регистрации, которая закрепит переход права, прежний собственник (даритель, продавец) остается полноправным собственником не прошедшего перерегистрацию земельного участка. Действия одаряемого лица или покупателя, которое будет пользоваться земельным участком без обязательной регистрации права, классифицируются по ст. 7.1 Кодекса о совершенных административных правонарушениях. Исключение составят договоры безвозмездного срочного пользования, договоры аренды и субаренды, которые заключаются на срок до одного года (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
Использование земельного участка без наличия оформленных в установленном законом порядке документов, дозволяющих исполнение хозяйственной деятельности, занимает ряд норм законодательства РФ. Это и строительство без получения надлежащего разрешения от органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы строительства и архитектуры, это и мелкорозничная торговля, а также проведение земельных работ, которое требует согласования с Государственным архитектурно-строительным надзором и др.
Оформление «замозахвата» земельного участка при наличии свидетельства регистрации старого образца1
• Определить границы земельного участка (работу выполняет геодезист).
• Обратиться заявлением в местную администрацию.
• Если вновь определенные размеры не совпадают с размерами, которые указаны в первоначальных документах (по новым измерениям площадь участка больше), то придется обращаться в суд, чтобы узаконить границы.
• Государственная регистрация права на земельный участок

Читайте также:  Как посмотреть границы земельного участка по адресу?

Что такое самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка – это нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа. В этой статье можно узнать, какие последствия повлечет самовольное занятие чужого надела, и какие способы защиты прав предусматривают законодательные акты.

Что это такое

Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:

  • выделение земельных участков во временное арендное пользование;
  • приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
  • получение земли по наследству;
  • выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
  • иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.

В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

  1. противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
  2. вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
  3. размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
  4. эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
  5. использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.

Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.

Способы защиты от самозахвата земли

Правообладатель земли обладает исключительными полномочиями по защите и восстановлению своих нарушенных прав, в том числе от самовольного занятия участка. Среди вариантов защиты, которые предусматривают законодательные акты, можно выделить:

  • самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);
  • направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;
  • обращение с претензией в адрес службы Госземнадзора для проверки легальности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;
  • направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.

Указанные действия может осуществлять любой правообладатель земли – граждане, юрлица, публичные образования. Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы.

Нужно учитывать, что все несформированные земельные наделы принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушение государственных или муниципальных интересов.

Как можно убедиться в нарушении интересов правообладателя? Для этого нужно располагать достоверными данными о границах надела, которые с 2013 года оформляются в виде межевого плана. Механизм кадастрового учета позволяет получить достоверные данные о границах любого участка, сформированного из муниципального или государственного фонда. Если владелец участка получал земли еще до вступления в действие ЗК РФ, для подтверждения границ ему придется оформить межевой план через профессионального кадастрового специалиста – инженера.

Ключевой особенностью межевого плана является не только определение границ конкретного земельного надела, но и согласование их с владельцами соседних территорий. Именно в процессе проведения кадастровых и межевых работ может выявляться факт захвата части чужого земельного надела.

Самовольное занятие земли подразумевает отсутствие устного или письменного согласия законного владельца на такие действия. Если между правообладателями соседних наделов сложился устоявшийся порядок пользования землей, ответственность за самозахват может не наступать даже при обращении в суд. Например, если на протяжении 20 лет сосед, с устного согласия владельца участка, использовал часть чужой земли под огород, он будет обязан освободить территорию после получения такого требования, однако избежит иных мер ответственности.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

  • предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
  • направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
  • предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.

Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.

Читайте также:  Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования 2018

Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.

Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

  • для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
  • для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).

Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме. Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей. Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.

Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.

Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.

Статья 7.1 КОАП РФ. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, –

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Комментарии к ст. 7.1 КОАП РФ

1. Статья 7.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка.

Объект правонарушения – общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности (Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 18-АД16-6).

Предмет правонарушения – земельные участки.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” ст. 7.1 изложена в новой редакции, согласно которой состав правонарушения в том числе образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка “использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности” была заменена на более общую “лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок”.

Следовательно, с 20 марта 2015 г. диспозиция комментируемой статьи не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Читайте также:  Споры об установлении границ земельного участка

“Привлекая общество к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, суд первой инстанции применил редакцию указанной статьи, действовавшую до 20.03.2015, тогда как с 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ более не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 “О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” отмечено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

То есть административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка при отсутствии воли собственника этого земельного участка” (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 15АП-18072/2016 по делу N А32-27377/2016).

Согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться, в частности:

договор или иная сделка;

акт государственного органа или органа местного самоуправления;

судебное решение, установившее право на земельный участок.

Действующим земельным законодательством предусмотрены следующие виды прав на земельные участки:

собственность (ст. 15 Земельного кодекса РФ);

аренда земельных участков (ст. 22 Земельного кодекса РФ);

право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (ст. 23 Земельного кодекса РФ);

безвозмездное пользование земельными участками (ст. 24 Земельного кодекса РФ).

Статьей 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ) и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ).

При этом не допускается возникновение вещных или обязательственных прав на земельный участок в одностороннем порядке. Право на использование земельного участка возникает только при наличии документов о праве у лица, его использующего, а административная ответственность установлена в отношении лица, использующего земельный участок без документов, предоставляющих такое право в соответствии с действующим законодательством.

В этом отношении интерес представляет следующий пример из судебной практики.

“При должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей Матвеева В.В. должна была своевременно предпринять все необходимые, исчерпывающие меры и зависящие от нее действия по оформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок либо отказаться от его использования. В материалы дела не представлены какие-либо доказательства того, что заявителем предпринимались исчерпывающие меры по оформлению документов о праве на земельный участок либо возникли непреодолимые препятствия при оформлении документов.

В рассматриваемом случае при проведении проверки и производстве по делу об административном правонарушении Матвеевой В.В. не представлены документы, в соответствии со ст. ст. 25 и 26 Земельного кодекса РФ подтверждающие выраженную в установленном порядке волю собственника или лица, им уполномоченного, на решение о предоставлении ей определенного действующим законодательством вещного или обязательственного права на использование территории площадью 617 кв. м.

Из содержания ст. 7.1 КоАП РФ следует, что при отсутствии оформленных в установленном порядке прав (подтвержденных соответствующими документами) лицо не вправе использовать земельный участок. Ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает за совершение противоправного деяния и не зависит от наступления каких-либо конкретных противоправных последствий или причинения вреда (формальный состав правонарушения)” (решение N 12-34/2017 от 27 июня 2017 г. по делу N 12-34/2017).

Пунктом 2 ст. 552 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 273 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, гражданским и земельным законодательством предусмотрено право собственника здания, строения, сооружения на использование земельного участка, занятого таким зданием, сооружением, в силу закона, и действия такого лица по использованию земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ (Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 N 308-АД16-5136 и от 29.08.2016 N 308-АД15-19368).

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка или части земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, в том числе использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Читайте также:  Выкопировка земельного участка: что это такое и как получить

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 “О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ” указано, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лицам, имеющим законное право на владение, пользование или распоряжение им, а использование – в засевании сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений и т.п.

“Должностным лицом и судом установлено, что Д., находясь у дома N *** по ул. К. в г. Екатеринбурге, организовал торговое место для реализации бывших в употреблении DVD-дисков, разложив их на земле.

Указанные действия не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, поскольку не ограничивают право собственника земельного участка владеть, пользоваться и распоряжаться им.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в отношении Д. отменены, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения” (решение судьи Свердловского областного суда от 29 марта 2017 года, дело N 72-377/2017).

По смыслу ст. 7.1 КоАП РФ состав административного правонарушения состоит не только в факте использования земельного участка без установленных прав, но и в отсутствии воли собственника участка (иного управомоченного им лица) на это.

“В жалобе заявитель указал, что при передаче используемой земли в 2014 году ФГКУ “Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование указанным учреждением никаких требований об освобождении земельного участка не предъявлялось, ввиду чего, по его (заявителя) мнению, факт использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Данное суждение основано на ошибочном толковании норм закона.

Приведенные выше обстоятельства и собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что земельные участки с кадастровыми номерами и использовались ДНП “Глория” при отсутствии к тому законных оснований.

Сведения о зарегистрированных правах названного лица на указанные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

При этом из материалов дела следует, что Министерство обороны Российской Федерации не давало согласие на использование ДНП “Глория” указанных земельных участков, заявлений на предмет выделения земельных участков от партнерства в ФГКУ “Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации не поступало.

Более того, по факту незаконного использования названных земельных участков учреждение обращалось в адрес военной прокуратуры” (Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2017 N 33-АД17-1).

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ, является длящимся, и срок давности по нему в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.5 указанного Кодекса начинает течь со дня его обнаружения (см., например, решение N 12-173/2017 от 10 июля 2017 г. по делу N 12-173/2017).

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ” разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В связи с этим судебная практика исходит из того, что правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть признано малозначительным.

Так, например, в решении N 12-27/2017 от 14 июля 2017 г. по делу N 12-27/2017 указывается: “Поскольку правонарушение, совершенное Мясниковым М.С., не принесло ущерба государственным, общественным интересам, на сегодняшний день разрешенным использованием земельного участка является – под жилую застройку, учитывая характер правонарушения, роль правонарушителя, с учетом данных о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд считает возможным освободить Мясникова М.С. от административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием” (решение N 12-27/2017 от 14 июля 2017 г. по делу N 12-27/2017).

3. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, юридические лица, должностные лица, самовольно занявшие земельный участок или части земельного участка, в том числе использующие земельный участок без предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок.

За административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, что подтверждается следующим примером из судебной практики.

“Как следует из материалов дела, общество в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как согласно материалам дела у него имелась такая возможность.

Доводы общества о том, что забор, огораживающий земельный участок, установлен прежним собственником земельного участка, который не довел до сведения информацию о том, что земельный участок огорожен в большем размере, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку указанное не снимает ответственности с общества за использование земельного участка при отсутствии прав на указанную часть земельного участка.

Читайте также:  Кадастровая стоимость земли в Московской области в 2016 году

Более того, общество как добросовестный участник гражданских правоотношений при приобретении земельного участка могло проверить площадь приобретаемого земельного участка на соответствие правоустанавливающим документам.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества как вины, так и состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ” (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 N 04АП-3596/2017 по делу N А19-7059/2017).

5. КоАП предусматривает специальную ответственность за самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ).

Как получить земельный участок инвалиду в 2021 году

  • Законодательная база
  • Кто из инвалидов имеет право претендовать
  • Правила предоставления земельных участков инвалидам
  • Какой пакет документов потребуется для бесплатного получения
  • Процедура оформления участка земли в собственность
  • Как получить землю инвалидам 1 группы
  • Порядок оформления участка для инвалидов 2 группы
  • Инструкция по оформлению земли при 3 группе
  • Выделение земельного участка для детей-инвалидов

На государственном уроне регулярно создаются программы, призванные упростить жизнь инвалидов, сделать её более качественной и полноценной. Например, граждане с ограниченными возможностями могут получить участок земли под строительство дома, причём совершенно бесплатно. Об особенностях данной преференции, нюансах оформления и не только расскажем далее.

Законодательная база

Нормативно-правовым актом, регулирующим процесс оформления земельного надела в собственность, является ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года. Этот закон позволяет инвалиду получить участок вне очереди по уменьшенной цене или бесплатно вне очереди, а не в рамках аукциона. То есть для них доступна автоматическая выдача участка, но при отсутствии иных претендентов с ОВЗ на тот же надел.

Плюс, условия оформления земли могут зависеть от региональных законов. Этот момент прописан в Постановлении Правительства РФ № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и комуслуг».

Важно! Оформить владение участком земли имеют право граждане с ОВЗ независимо от группы, а также семьи с детьми-инвалидами.

Кто из инвалидов имеет право претендовать

Рассматриваемый вид госпомощи, как уже говорилось выше, доступен для инвалидов с любой группой и причиной, по которой установлен особый статус. Не исключаются из числа льготников и граждане, представляющие интересы детей с ограничениями по здоровью.

Отметим, что выделяют участок один раз в жизни, если не зафиксированы факты уничтожения надела или невозможности его эксплуатации по причине землетрясения, оползня или другого форс-мажора. При влиянии непредсказуемых обстоятельств льготник с доказательствами случившегося на руках имеет право обратиться за выдачей земли второй раз.

Правила предоставления земельных участков инвалидам

Лица с ОВЗ, претендующие на участок земли (частично или полностью бесплатный), должны принять в внимание определённые правила, а именно:

1) иметь группу инвалидности (любую) или воспитывать ребёнка с особенностями;

2) состоять на учёте в местной администрации как граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

3) реальная необходимость человека в земельном наделе, например, для возведения на нём дома, ввиду неприемлемости текущих условий проживания;

4) инвалид обязан в течение трёх лет после выдачи земли построить на ней недвижимость, так как это позволит ему стать собственником.

Важно! Постановление о предоставлении земли принимают местные органы власти, сначала отдавая участок в аренду. Если за три года на данном наделе появится постройка, можно оформлять право собственности.

К слову, о целях, для реализации которых выделяют земельный участок. Как отмечают специалисты, рассматриваются случаи, когда инвалид желает:

– построить дом, дачу, гараж;

– заняться подсобным хозяйством;

– использовать землю под огород, сад.

Какой пакет документов потребуется для бесплатного получения

Безвозмездно участок может быть выделен при наличии в основном пакете документов:

– заявления с указанием надела, его названия и оснований для выдачи;

– паспорта заявителя и ИНН;

– справки с места регистрации;

– заключения МСЭ об инвалидности.

Процедура оформления участка земли в собственность

Рассматриваемый процесс в целом состоит из следующих действий:

– подготовку полного пакета документов для обеспечения участком земли;

– предоставление собранных бумаг для анализа в канцелярию администрации;

– последующее рассмотрение документации в специальной комиссии;

– подтверждение предоставленных сведений путём отправки запросов в различные госорганы;

– принятие постановления о выделении инвалиду земельного надела.

– получение гражданином с ОВЗ бумаг, дающих право на запуск строительства.

Примечательно, что в некоторых регионах есть удобная для инвалидов возможность не посещать администрацию лично, а совершить подачу документов в электронном формате. Но если отсутствует дистанционное взаимодействие и нуждающийся человек не в состоянии приехать на место оформления, можно обратиться в центр соцобеспечения и оставить запрос на выезд специалиста на дом. Сотрудник учреждения поможет написать заявление, заберёт бумаги и отдаст их в комиссию.

Важно! Граждане из льготной категории (инвалиды), как правило, не платят госпошлину. Но по причине того, что выделяемой землёй изначально владеют региональные власти, в силу вступают местные правила, законы. Они вносят в земельное право свою специфику.

Поэтому бесплатность процесса оформления участка земли не гарантирована.

Как получить землю инвалидам 1 группы

Граждане с ОВЗ 1 категории, претендуя на бесплатный надел земли, должны подтвердить свой статус и принадлежность к числу льготников. Как бы там ни было, в заявлении для получения земли следует указать:

Читайте также:  ЛПХ и ИЖС: в чем разница

– желаемое расположение земельного участка;

– причину для выделения надела;

– дальнейшее целевое предназначение земли;

– прошение о том, чтобы недвижимость оформили бесплатно и вне аукциона;

– законное основание использования участка в виду личной необходимости.

Кстати, к документам не помешает приложить свидетельства сложного финансового положения заявителя как дополнительный фактор для принятия решения в его пользу. В целом бумаги могут находиться на рассмотрении до 30 дней, но ответ приходит примерно через две недели.

Порядок оформления участка для инвалидов 2 группы

В данном случае обладатели 1 группы не имеют преимуществ перед инвалидами с 2 группой. Очерёдность и последовательность действий здесь такая же и означает, что лицо, относящееся ко 2 категории, при оформлении надела земли обязано:

– предоставить медицинские документы, подтверждающие инвалидность:

– подать обращение в орган местного самоуправления, доказав свою нуждаемость;

– получить ответ и документы для регистрации своего права на землю в Росреестре.

Инструкция по оформлению земли при 3 группе

Здесь тоже нет каких-то особенностей от других групп, поэтому инвалиду достаточно:

– написать заявление в муниципалитет госвласти;

– передать требуемые сведения в уполномоченную организацию;

– приложить заключение комиссии о присвоении 3 группы инвалидности;

– предоставить максимум запрашиваемых бумаг и ждать решения.

Выделение земельного участка для детей-инвалидов

Семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, имеют право на землю, если:

– ребёнок утратил определённые функции из-за травмы, врождённой болезни или дефекта;

– несовершеннолетний не в состоянии нормально обслуживать себя, ходить, общаться, нуждается в реабилитации и соцзашите.

Кроме того, семья с особенным ребёнком рассматривается только многодетная. Если данное требование не соблюдено, на бесплатный надел земли рассчитывать не стоит. В этом случае можно осуществить внеочередной выкуп без проведения аукциона. Что касается порядка получения недвижимого имущества, он аналогичен вышеописанной последовательности шагов.

Правда ли, что инвалидам полагается бесплатный земельный участок? Разбираем подробно

Инвалиды в России имеют определенный набор льгот и выплат – что-то они получают без лишних проблем (например, доплаты к пенсии), за что-то приходится буквально сражаться – например, за бесплатное санаторно-курортное лечение. Есть у инвалидов в России еще одно право – на земельный участок под строительство дома. Мы подробно разобрались, как работает эта льгота и как инвалиду добиться справедливости и получить свой законный участок.

Льготное обеспечение инвалидов землей

Россия – самая большая страна в мире, и не самая густонаселенная, но большинство россиян почему-то предпочитают жить в многоэтажных «муравейниках» в спальном районе. Получить же землю и самостоятельно построить там свой собственный дом оказывается по силам не всем – это не столько дорого, сколько сложно. Особенно сложно – получить землю в таком месте, чтобы та можно было построиться.

Особенно важно это для людей с инвалидностью – как правило, городская среда для них вообще не приспособлена, а в своем доме они могут оборудовать все для собственного комфорта. А еще свой дом – это и приусадебный участок, который поможет сэкономить на продуктах (и даже даст небольшой доход), что еще важнее для людей с невысокими доходами.

И государство, на первый взгляд, позаботилось о том, чтобы обеспечить землей людей с инвалидностью. Такой пункт есть в Федеральном законе от 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который в статье 17 содержит, кроме прочего, прямые отсылки к обеспечению инвалидов собственными земельными участками. Также это право подтверждают Земельный кодекс.

Итак, основные положения законов таковы:

  • инвалидам и семьям с инвалидами дается право на первоочередное получение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • земля этим льготникам предоставляется в аренду без проведения торгов;
  • если это предусмотрено законодательством региона , инвалиды могут получить землю в собственность и полностью бесплатно.

Другими словами, инвалиды получают первоочередное право на получение земельного участка в аренду, причем получают они его без торгов (как этого требует закон для всех остальных льготников).

Но есть два важных пункта: на федеральном уровне речь идет только об аренде земли (давать ее в собственность могут только регионы по своим законам), то есть это будет платно; и закон прямо не требует, чтобы получатель участка нуждался в улучшении жилищных условий. Почему это важно – будет дальше.

Кто может получить землю

Законодательство достаточно конкретно описывает тех, кто может получить земельный участок в первоочередном порядке и без торгов на основании инвалидности, это:

  • инвалиды I, II, III групп;
  • дети-инвалиды;
  • семьи с инвалидами и детьми-инвалидами.

На каких основаниях и как именно устанавливается инвалидность – это уже тема другой статьи. Важно лишь то, что в России около 11,6 миллионов инвалидов – и закон формально дает каждому из них право в первоочередном порядке получить земельный участок.

Однако, хоть Земельный кодекс РФ и ФЗ «О социальной защите инвалидов» этого не оговаривают, фактически заявитель может претендовать на земельный участок только если признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Этот вопрос считается спорным, однако такое условие подтвердил даже Верховный суд – то есть, его обжаловали на самом высоком уровне, и что-то изменить уже не получится. Нижестоящие суды также принимают такую позицию и считают, что право на первоочередное получение земельного участка для инвалидов неразрывно связано с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий.

Верховный суд решил, что первоочередное право на участок для ИЖС – это одна из дополнительных гарантий реализации жилищных прав, а такие права в принципе привязываются к факту нуждаемости. И в итоге право на землю относится не к любому инвалиду, а только к тому, для кого установлена эта сама нуждаемость.

Читайте также:  Как получить участок земли от государства бесплатно в 2021 году

Семью признают нуждающейся в улучшении жилищных условий в одной из следующих ситуаций:

  • у семьи вообще нет жилья – ни в собственности, ни по договору социального найма;
  • у семьи есть жилье в собственности или в найме, но его площадь меньше учетной нормы . Эта норма своя в каждом регионе – как правило, 18 квадратных метров на человека, но может быть меньше (например, в Москве это 10 квадратных метров);
  • у семьи есть жилье, но оно не соответствует требованиям (и проживать в нем невозможно);
  • у семьи есть жилье, но она проживает в нем вместе с кем-то , кто страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание.

Признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий могут местные органы власти, для этого нужно подать им соответствующее заявление, после чего его рассмотрят, по возможности проведут проверку условий проживания, и в итоге поставят в очередь. И в данном случае не так важно, что в очереди могут быть десятки тысяч других нуждающихся, главное здесь – получить статус нуждающегося.

Как мы писали выше, на федеральном уровне инвалидам гарантируется выделение земельного участка в аренду на платной основе. Но при этом регионы могут принимать свои законы и за свой счет выдавать инвалидам и их семьям участки уже в собственность и бесплатно. В каждом конкретном регионе нужно отдельно уточнять, действует ли такой закон.

Мы для примера собрали данные о нескольких субъектах РФ, в которых такие законы есть:

  • Самарская область – согласно областному закону «О земле» от 2005 года, семьи с детьми-инвалидами могут получить земельный участок под ИЖС бесплатно в собственность, но только в городском округе с населением до 100 тысяч человек или в муниципальном районе с населением до 200 тысяч человек;
  • Костромская область – согласно закону от 2016 года, инвалиды и дети-инвалиды могут бесплатно получить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, который находится за пределами населенного пункта. И это обязательно должен быть единственный для получателя участок;
  • Волгоградская область – земельный участок по ИЖС или ЛПХ в пределах населенного пункта бесплатно получают родители ребенка-инвалида, которые проживают совместно с ним;
  • Свердловская область – дополнительных требований нет, участок под ИЖС бесплатно получают инвалиды и семьи с инвалидами.

Повторимся – это не исчерпывающий список, подобные законы есть и в других субъектах РФ, но перечень льготных категорий везде будет свой.

Как получить землю – процедура

Поскольку обязательных условий для получения участка 2 – это инвалидность у заявителя или члена его семьи, и его нуждаемость в улучшении жилищных условий, нужно заранее иметь подтверждающие документы. С инвалидностью все понятно (сейчас информация об этом вообще находится в едином электронном реестре), то встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий нужно в соответствующем органе власти своего города или района.

Следующий этап – выбор самого земельного участка. К нему есть несколько требований – он должен находиться в государственной или муниципальной собственности (то есть, не принадлежать кому-то еще), эта территория должна быть отведена под строительство, а местные органы власти могут еще и ограничить максимальную площадь участка. Кроме того, если выбранная земля не выделена в участок, придется привлечь кадастрового инженера за свой счет.

Важно: получить любой участок по желанию вряд ли получится, особенно в более-менее крупном населенном пункте. Заявитель может высказать свои пожелания, а местная администрация подберет и предложит ему подходящие участки. В некоторых регионах можно указать кадастровый номер участка, и если его можно выдать, администрация это и сделает (пример – Пермь).

Процедура будет примерно такой:

  1. выбор участка . Проще всего найти свободный участок через публичную кадастровую карту на сайте Росреестра, можно выбрать и другой вариант. Главное – чтобы участок не принадлежал третьим лицам, чтобы там можно было строить дом, и чтобы он был выделен в участок (или за это придется доплачивать);
  2. подача документов . Каждое муниципальное образование устанавливает свой перечень, но в целом он такой:
    • удостоверяющие личность документы (паспорт заявителя и членов семьи);
    • документы, подтверждающие установление инвалидности. Сейчас это может быть выписка из Федерального реестра инвалидов, при необходимости чиновники сами запросят данные из него;
    • документы, подтверждающие, что заявитель нуждается в улучшении жилищных условий;
    • заявление о предоставлении земельного участка. В нем нужно будет указать все данные о земле – адрес, кадастровый номер, площадь, разрешенное использование, категория и т.д.
    • если земля еще не оформлена в участок – заявление о предварительном согласовании предоставления участка.
  3. если участок уже сформирован , все данные указаны верно, а заявитель имеет право на эту льготу – администрация готовит проект постановления о выделении участка, а также договор аренды. Если участок еще не сформирован – заявитель оплачивает услуги кадастрового инженера, после чего готовится договор аренды;
  4. между администрацией и заявителем заключается договор аренды, заявитель оплачивает все расходы (если они были);
  5. право собственности на землю регистрируется в Росреестре, участок исключается из перечня доступных к аренде, а инвалида снимают с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Читайте также:  Заказать кадастровый паспорт в МФЦ

По срокам – заявление рассматривается в течение 14 дней (на примере Московской области), после принятия постановления договор заключается в течение 7 дней, а все расходы (на формирование участка и его оценку) заявитель оплачивает в течение 10 дней после этого.

Как именно выбирать участки – зависит от региона. Где-то можно выбрать его самостоятельно по кадастровой карте, где-то все доступные участки заранее внесены в реестр, и выбирать можно только из него. Это нужно уточнить в местной администрации – как и то, насколько большая в городе очередь на участки. Так, свободной земли в городах осталось немного (если участок пустует – это не значит, что он никому не принадлежит), а число заявителей обычно намного больше, чем число свободных участков.

Земля предоставляется в аренду, но плата за нее не очень большая – например, в Перми выдают участки площадью до 20 соток, но годовая плата за землю составит не больше 5 тысяч рублей. Аренда оформляется на 20 лет, но есть одна хитрость – если построить на участке дом и оформить его в собственность, землю можно будет выкупить в собственность со скидкой. Например, в Москве скидка составит 60% (то есть, выкупить землю можно за 40% кадастровой стоимости), в Московской области выкупить участок можно всего за 3-15% кадастровой стоимости, а в некоторых населенных пунктах – всего за 0,1-1,3% от стоимости.

Какие проблемы могут возникнуть

Первая и главная проблема в этой процедуре – отсутствие свободных земельных участков в крупных населенных пунктах. В этом случае даже при наличии всех оснований получить землю будет невозможно – потому что ее попросту нет. Хотя, если заявитель найдет подходящий для него участок и попросит выделить именно его, то местная администрация может это и согласовать (если участок не принадлежит кому-то еще и не находится в «запрещенной» зоне).

Здесь же возникает вторая проблема – что делать, если местные власти обязаны выполнять закон, а земли нет? Обычно они находят свободные территории ближе к окраинам города и «нарезают» их на участки. Там, скорее всего, не будет ни электричества, ни воды, ни даже подъездной дороги. Брать или не брать там землю – дело каждого, но если согласится на такой участок – инвалид автоматически теряет право получить землю еще раз.

Кроме того, возможны проблемы с принятием решения чиновниками:

  • неправомерный отказ признать нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • затягивание сроков рассмотрения;
  • отказ в праве инвалида получить землю без торгов и т.д.

Все это придется обжаловать в судебном порядке, и чаще всего суд примет сторону заявителя, но бывают разные ситуации. Иногда суд даже может обязать администрацию оплатить услуги кадастрового инженера для выделения участка – все дело в том, что федеральные законы не оговаривают все это, поэтому каждый судья принимает решение, исходя их аргументов сторон.

Последние нововведения и законопроекты

Ситуация, когда инвалидам не предоставляют первоочередное право на земельный участок, если те не нуждаются в улучшении жилищных условий, не прошла мимо депутатов Госдумы. Соответствующее решение Верховного суда датируется 2014 годом, а в 2017-м на рассмотрение Госдумы внесли законопроект, который решил бы эту проблему.

Авторы предлагали выдавать земельные участки инвалидам – даже тем, которые не нуждаются в улучшении жилищных условий, причем с выбором варианта передачи земли:

  • первоочередное право получить участок за плату;
  • право получить землю бесплатно без права продажи на ближайшие 5 лет;
  • право получить участок в аренду без торгов.

Правда, комитет Госдумы не рекомендовал принимать этот законопроект, и в итоге спустя более 2 лет Госдума проголосовала «против». И инвалиды до сих пор сохранили первоочередное право на участок, только если нуждаются в улучшении жилищных условий.

Другая идея более свежая, и относится только к одному региону – но проблема актуальна для многих субъектов РФ. Депутаты местного парламента в Башкирии решили заменить выделение земельного участка для ряда льготников денежной выплатой. Среди льготников, в том числе, семьи с детьми-инвалидами.

Проблема у региона в том, что льготников слишком много, а участков – слишком мало. Так, в регионе право на бесплатную землю имели 15 тысяч семей, но за год выдано только 5 тысяч участков, а за последние 4 года их получили 38 тысяч семей. Но из этого количества только к 22 тысячам участков было проведено электричество, вода была на 5 тысячах, газ – на 5,7 тысячах, а дороги – к 21,6 тысячам участков. Строить жилье начали менее трети новых владельцев, а несколько тысяч льготников предпочли отказаться от бесплатной земли.

Взамен регион предложил льготникам выбирать между участком и выплатой в размере 250 000 рублей. Оппозиционные депутаты не поддержали идею – они считают, что люди попросту потратят все деньги на текущие расходы и не улучшат свои жилищные условия.

Но это очень даже выгодно для властей региона – на коммуникации для каждого участка бюджет тратит около 1 миллиона рублей. И если заменить эти расходы выплатой в 4 раза меньше, бюджет немало сэкономит – по самым примерным подсчетам, если половина льготников откажется от участков, бюджет сохранит 6 миллиардов рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: