Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд – это одна из функций по управлению земельными ресурсами. Оно является способом обеспечения запланированного в будущем использования земель, предпосылкой к изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд [1] .

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен ст. 70.1 ЗК РФ.

Резервирование земель, как правило, является предварительным этапом изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст. 49 ЗК РФ и может осуществляться по тем же основаниям, что и изъятие, в случаях:

  • 1) выполнения международных обязательств РФ;
  • 2) размещения следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
    • – объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    • – объекты использования атомной энергии;
    • – объекты обороны и безопасности;
    • – объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
    • – объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
    • – объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;
    • – линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    • – объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
    • – автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

    Перечень не является закрытым. Так, в соответствии с п. 5 ст. 95 ЗК РФ в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

    Пунктом 3 ст. 102 ЗК РФ предусмотрено резервирование земель для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

    Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий [2] .

    Земельный кодекс РФ допускает иные обстоятельства, установленные федеральными законами, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, основания, установленные законами субъектов РФ [3] .

    Таким образом, под резервированием земель для государственных или муниципальных нужд, находящихся в собственности у физических и (или) юридических лиц или предоставленных им в пользование, могут попадать только те земли, на которых предполагается размещать объекты или осуществлять деятельность, перечисленные в ст. 49 ЗК РФ, а также в ст. 95 и 102 ЗК РФ. Кроме того, резервирование таких земель может быть обусловлено и иными обстоятельствами, но только в случае прямого указания об этом в федеральном законе или законе субъекта РФ. В субъектах РФ могут устанавливаться случаи резервирования земель для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, что соответствует ст. 10–11 и подп. 3 п. 1 ст. 49 ЗК РФ [4] .

    Так, по ст. 25 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 “О землепользовании в городе Москве” резервирование земель для государственных нужд г. Москвы осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также иных объектов, в соответствии с федеральным законодательством. Резервирование осуществляется в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд г. Москвы, а также в пределах иных территорий в соответствии с федеральным законодательством.

    Перечисленные основания резервирования связаны с планируемым использованием земельных участков. При этом субъективные права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

    В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд является основанием отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

    Резервирование осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий.

    Пунктом 3 ст. 70.1 ЗК РФ установлены предельные (максимальные) сроки резервирования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны, на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет.

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд может осуществляться на основании документов территориального планирования. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Например, Законом об Олимпийских играх установлены особенности осуществления градостроительных и земельных отношений в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития г. Сочи как горноклиматического курорта. В частности, Российская Федерация с 1 января 2008 г. до 1 января 2014 г. передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, а также указано, что резервирование земель и изъятие земельных участков в целях размещения олимпийских объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования.

    Порядок принятия решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утвержден постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 “О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд”.

    Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости [5] .

    Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

    Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Оно вступает в силу не ранее его опубликования.

    Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в Росреестр в порядке, установленном ст. 15 Закона о кадастре недвижимости.

    Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

    В случае прекращения действия ограничений нрав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в п. 10 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, обратиться в Росреестр с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

    Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования

    Что такое резервирование земель?

    Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее. Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность. Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.

    На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

    Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

    Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.

    Уполномоченные органы

    Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.

    Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:

    • федеральный транспорт;
    • оборона страны и безопасность государства;
    • энергетика;
    • высшее образование;
    • здравоохранение,

    решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.

    При размещении объектов регионального значения, таких как:

    • транспорт;
    • предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
    • образование;
    • здравоохранение;
    • энергетика;
    • физическая культура и спорт,

    решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.

    При размещении объектов муниципального значения, таких как:

    • электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
    • автомобильные дороги местного значения;
    • образование;
    • здравоохранение;
    • физическая культура и массовый спорт;
    • обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,

    решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.

    Порядок резервирования

    Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».

    Основания

    Основаниями для резервирования земельных участков является:

    1. Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
    2. Документация по планировке территории (проекты планировки территории).

    Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

    Решения о резервировании и его содержание

    Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.

    В решении содержатся следующие сведения:

    1. Цели и сроки резервирования земель;
    2. Реквизиты документов-оснований для резервирования;
    3. Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
    4. Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.

    К решению в обязательном порядке прилагается:

    – Схема резервируемых земель:

    – Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:

    Вступление в силу

    Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

    Сроки резервирования

    Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:

    • Резервирование частных земельных участков – не более чем 3 года.

    Информация: на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до 01.04.2015 не распространяется 3-летний срок, установленный п. 3 ст. 70.1. (ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ).

    То есть, если решение принято, до 01.04.2015 г., то срок резервирования установлен – не более чем 7 лет.

    • Резервирование государственных и муниципальных земель на создание особой экономической зоны – не более 2 лет.
    • Резервирование государственных и муниципальных земель на строительство и реконструкцию объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного транспорта, иных линейных объектов, метрополитена – не более 20 лет.

    Ограничение прав собственников

    Статьей 40 Земельного Кодекса РФ предусмотрены права собственников земельных участках. В соответствии со ст. 56.1, указанного кодекса, права собственников могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

    Ограничения прав собственников устанавливаются в Решении о резервировании. Обычно устанавливаются следующие виды ограничения:

    • оформление в частную собственность земельных участков;
    • строительство новых зданий, сооружений;
    • реконструкция существующих объектов.

    Данные ограничения создаются в целях ограничения повышения выкупной стоимости объектов недвижимости, в случае их изъятия.

    Данные ограничения подлежат государственной регистрации в Управлении Росреестра РФ. В дальнейшем, после регистрации, в выписке из ЕГРН в графе «Ограничения» будут указаны реквизиты решения о резервировании.

    Важно: В том случае, если собственник самостоятельно построит новый объект недвижимости или произведет реконструкцию существующего в период резервирования, то в случае изъятия земельного участка, собственнику будет возмещена стоимость лишь за те объекты, которые были созданы и зарегистрированы до резервирования.

    Прекращение резервирования

    Прекращение резервирование а соответственно и действие ограничений возможно в одном из следующих случаях:

    • Окончание срока резервирования, указанного в решении о резервировании;
    • Предоставление ЗУ для целей установленных решением о резервировании земель;
    • Отмена решения о резервированием, органом, принявшим решение о резервировании;
    • Изъятие земельного участка, путем выкупа;
    • По решению суда.

    Орган, принявший решение о резервировании, в течение 30 дней с момента прекращения резервирования обязан направить заявление о снятии ограничений на резервированные земельные участки в Управление Росреестра РФ.

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

    Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

    Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов

    Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

    Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

    • необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
    • необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
    • необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
    • необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
    • необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
    • необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.

    Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

    На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

    • имеющих федеральное значение;
    • имеющих региональное значение;
    • имеющих муниципальное значение.

    При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

    Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

    • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
    • развитие высокотехнических отраслей экономики;
    • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
    • развитие транспортной инфраструктуры.

    Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

    Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд

    В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.

    Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.

    Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.

    Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.

    Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.

    Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:

    • документ о планировании территорий;
    • документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
    • программы по проведению геологического изучения недр.

    К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.

    Порядок принятия решения о резервировании, его содержание

    Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.

    Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:

    • цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
    • реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
    • полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
    • сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
    • полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.

    В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.

    Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель

    На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:

    • два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
    • семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
    • двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.

    В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:

    • истечение срока, предусмотренного решением;
    • предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
    • государственный орган принял решение об отмене резервирования;
    • участок был изъят в установленном законом порядке;
    • резервирование было отменено на основании решения суда.

    Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.

    Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

    1. Понятие о резервировании земли для государственных и муниципальных нужд. Основания для резервирования.

    2. Права землевладельцев (собственников) при резервировании земель.

    3. Процедура и сроки резервирования земель.

    1. Понятие о резервировании земли для государственных и муниципальных нужд. Основания для резервирования

    Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой процедуру, при которой происходит выделение земель для расположения объектов государственного значения.

    Резервирование земель осуществляется в публичных интересах, для достижения каких-либо общественных целей, но при этом влечет ограничение на эксплуатацию гражданами или юридическими лицами конкретных земельных участков использовании.

    Основания для резервирования земельных участков включают в себя как основания изъятия земли для государственных и муниципальных нужд, так и специфические, присущие только резервированию, основания (ст. 70.1 Земельного кодекса РФ).

    Так ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков путем резервирования земли происходит, в случаях если:

    • проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
    • только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
    • рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых или преобразование существующих объектов энергосистемы, атомных электростанций, объектов оборонного или военного значения, автомагистрали, объектов, связанных с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоснабжения и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
    • могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.

    По специальным основаниям процедура резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, необходима в случаях:

    • если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе – возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций, возведение объектов обороны и безопасности;
    • создания особо охраняемых природных территорий;
    • строительства водохранилищ и других объектов водного хозяйства;
    • строительства объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
    • необходимых для целей недропользования.

    Данный перечень является исчерпывающим списком оснований для резервирования земель.

    2. Права землевладельцев (собственников) при резервировании земель

    При резервировании земель ограничиваются следующие права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на их использование:

    • право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием;
    • право проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты;
    • невозможна приватизация зарезервированных земельных участков. То есть, если лицо владеет и пользуется данным земельным участком не на праве собственности, то после резервирования земельного участка приобрести право собственности на данную землю оно не сможет.

    Срок договора аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности и расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, и срок установления публичного сервитута в отношении них, не должен превышать период резервирования.

    Зачастую, но не всегда, резервирование земель предшествует последующему изъятию земель для государственных нужд. Решение органов власти о резервировании земли может быть обжаловано в суд.

    3. Процедура и сроки резервирования земель

    ◊ Сначала, уполномоченный орган РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления должен принять решение о резервировании земель. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти; для государственных нужд субъекта РФ – исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд – уполномоченным органом местного самоуправления.

    Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

    • документами территориального планирования;
    • решением об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
    • государственной программой геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.

    Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

    ◊ Должны быть составлена схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Схема и кадастровые номера в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании.

    Вынесенное решение о резервировании земельного участка должно содержать:

    • цели и сроки резервирования земель;
    • реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
    • ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
    • сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

    ◊ Решение о резервировании земель обязательно должно быть опубликовано в СМИ для того, чтобы с ним можно было ознакомиться широкому кругу лиц. Вступает такое решение в силу не ранее его опубликования.

    ◊ Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны быть направлены в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении прав в отношении зарезервированных земельных участков (их частей).

    Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд имеет определенные сроки, которые отличаются, в зависимости от ряда причин.

    По общему правилу, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 3 года.

    А вот резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов, допускается на срок до 20 лет.

    Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

    • истечение указанного в решении срока резервирования земель;
    • предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
    • государственный орган или орган местного самоуправления принял решение об отмене резервирования;
    • участок был изъят в установленном порядке;
    • резервирование было отменено на основании решения суда.
    Рекомендации землевладельцам!

    Не советуем на зарезервированном участке начинать вести строительство объектов недвижимости или улучшать его каким-либо иным образом уже после того, как Вас проинформируют о факте резервирования, так как Вы будете нести риск затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. А это значит, что при определении выкупной цены такого участка с целью его изъятия эти улучшения учитываться не будут.

    Что такое резервирование земель?

    Право собственности на землю подтверждается специальными правоустанавливающими документами и не может быть без веских оснований ограничено.

    Однако государство или муниципальные органы могут ограничить права по пользованию и распоряжению землёй в случае, если ресурсы представляют особую ценность для страны.

    Резервирование земель не является изъятием участков из пользования, это лишь процедура, предшествующая изъятию. Факт изъятия может и не состояться, если необходимость в земельных ресурсах отпадёт со временем.

    В процессе резервирования накладываются ограничения на оформление земли в собственность, реконструирование уже существующих объектов или возведение новых в целях решения местных или федеральных государственных задач.

    Понятие резервирования

    Что такое резервирование земель, описывает Земельный Кодекс страны, а именно его ст. 70.1.

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд представляет собой наложение ограничений на пользование земельным участком в связи с тем, что существует высокая вероятность использования данного надела на благо развития страны.

    Этот участок земли не может быть полноценно использован собственником в течение определённого периода времени.

    Резервирование должно иметь веские основания, к примеру:

  • размещение на территории объектов государственного или муниципального значения при условии, что в другом месте их разместить не представляется возможным;
  • земли нужны для защиты границ страны или организации оборонных мероприятий;
  • на землях проходят важные коммуникации или линии связи;
  • земля понадобится в космической отрасли;
  • на земле расположены дороги федерального или муниципального значения.

Территория земли является зарезервированной только после регистрации факта закрепления ее за государством в Росреестре.

Если необходимость в участке земли отпадёт, он может быть использован по обычному назначению. Отказ в предоставлении земельного участка в связи с резервированием земель возможен. Кроме того, в отношении участка нельзя будет заключить напрямую договор приобретения или организовать по нему торги.

Какие земли можно зарезервировать?

Резервирование земель для нужд сельсовета, города или государства предполагает полное изъятие земельных участков в будущем, когда на них начнут осуществляться работы по возведению важнейших стратегических объектов.

Фактически ни один Федеральный Закон или иной нормативно-правовой акт не содержит ограничений на резервирование земли. Получается, что в резерв государства может уйти абсолютно любой участок земли, который потребуется для государственных нужд.

Нужно лишь, чтобы размещение объектов было запланировано на заранее оговорённой в заявке исполнительного органа территории. Также земли могут быть зарезервированы, если на них планируется организация особых зон, к примеру, промышленных или туристических.

Например, государство может изъять землю на строительство горнолыжного склона и спортивной базы. Купить такую землю и построить на ней частный дом уже не получится.

Как ограничиваются резервом права собственников?

Ст. 40 Земельного Кодекса защищает права собственников земли на пользование и распоряжение ею. Однако резервированием государство может ограничить право собственности.

Ограничения прав собственности прописываются в решении о резервировании территории и обычно бывают трёх видов:

  1. Оформление в частную собственность земли.
  2. Строительство новых объектов.
  3. Реконструкция уже построенных объектов.

Ограничения обязательно фиксируются в Росреестре. В выписке они отражены в графе Ограничения в виде реквизитов принятого решения о резервировании.

Если собственник в период резервирования земли самостоятельно построит на ней объект недвижимости или реконструирует уже существующий объект, то собственнику будет возмещена только стоимость тех объектов, которые были построены до регистрации резервирования.

На какой срок можно зарезервировать землю?

Срок резервирования земли регламентирован ст. 70.1 ЗК РФ. В Кодексе указаны различные сроки резерва для различных оснований, в частности:

  • Земля для государственных и муниципальных нужд по общему правилу бронируется сроком не более 7 лет.
  • Земля, которая находится в собственности федеральных или местных властей, и земля, на которой планируется создать особую экономическую зону, резервируется сроком до 2 лет.
  • Если планируется создание особой зоны, это должно быть указано в заявке на бронирование.

    Сроком до 20 лет можно зарезервировать землю для строительства автомагистралей, пересадочных узлов метрополитена, объектов воздушного, водного или железнодорожного транспорта.

    Как проводится резервирование?

    Порядок резервирования земли строго регламентирован. Информацию о порядке содержит в себе Постановление Правительства № 561 от 2008 года. Право принимать решение о резервировании закреплено за органом исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

    Невозможно зарезервировать землю, которая не поставлена на кадастровый учёт, не имеет номера и паспорта.

    Решение об использовании порядка должно содержать цель, сроки, ссылки на документацию, на основании которой происходит резерв, перечень прав, которые ограничиваются таким решением, а также сведения об ознакомлении с решением заинтересованных лиц.

    Обязательно решение о резервировании земли в 2021 году должно публиковаться в местных или региональных СМИ, где располагается земельный надел. Только после публикации оно будет считаться вступившим в силу. Обязательное требование о государственной регистрации такого решения прописано в п. 8 Постановления Правительства № 561.

    Документы, необходимые для процедуры

    Для резервирования земли для государственных нужд нужно не только оформленное решение. Кроме него требуются и другие документы, в частности:

    • документ, который бы подтверждал план развития данной территории;
    • документ о планировании разработки земельных недр на этой территории;
    • документ о создании ОЭЗ или оборонных сооружений.

    Вместе с письменно оформленными документами и разрешениями прикладываются к пакету документов графики и схемы земельных участков с планируемыми на них изменениями в будущем. Также прикладывается к документам таблица с перечнем кадастровых номеров тех земельных участков, которые подлежат резерву.

    Прекращение резерва

    Не все зарезервированные территории в будущем действительно изымаются из оборота. Такая необходимость может со временем просто перестать быть актуальной.

    На смену выбранной территории может подобраться другой земельный участок, более подходящий по характеристикам. Кроме того весь резерв имеет срок своего действия. Когда срок подходит к концу, бронь земли аннулируется.

    Резервирование может быть прекращено:

  • При окончании срока резерва, указанного в решении.
  • Надел уже предоставлен для государственных или муниципальных нужд.
  • Орган, принявший решение о резервировании, отменил его из-за нахождения более подходящего участка или из-за прекращения планируемой деятельности.
  • Участок был изъят на законных основаниях.
  • Резервирование было отменено судебным решением.
  • Орган, занимающийся резервированием земель, при прекращении резерва должен обязательно передать соответствующие сведения в Росреестр для изменения имеющейся там записи о резерве.

    Отмена резерва

    Решение о резервировании земельного участка можно отменять через суд, если на то есть веские основания. Обычно с иском в суд обращается заинтересованная сторона, которая имела планы на данный земельный надел или которая считает принятое о резерве решение незаконным.

    Подаваемый в суд иск обязательно должен содержать в себе информацию следующего характера:

    • сведения об участке земли, его характеристики;
    • основания, по которым участок был зарезервирован;
    • основания, по которым участок не может быть использован по резерву.

    Получить положительное решение по отмене резерва можно, если доказать, что существуют другие территории, подходящие для осуществления целей резерва, или доказать несоблюдение порядка резервирования земли. В остальных случаях с большой долей вероятности суд примет позицию государственных или муниципальных органов власти.

    Резервирование земель используется для того, чтобы защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению. Зарезервированные земли представляют особый интерес для государственных или муниципальных органов власти, потому изымаются из владения и пользования на законных основаниях, но только в случае, если не могут быть заменены иными земельными территориями.

    Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки

    Статья 53 . Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки

    ГАРАНТ:

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 53 настоящего Федерального закона

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 1 февраля 2018 г. – Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

    1. Государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя, залогодателя и управляющего залогом либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости.

    2. Государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании закона, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости на основании договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, и заявления залогодателя или залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий возникновение ипотеки на основании закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    3. При государственной регистрации ипотеки объекта недвижимости, которая в соответствии с федеральным законом распространяется на иные объекты недвижимости, находящиеся в собственности залогодателя, или права залогодателя на объекты недвижимости одновременно без заявления правообладателя вносится запись о государственной регистрации ипотеки таких иных объектов недвижимости и прав, если право собственности залогодателя на такие иные объекты недвижимости или права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если право собственности залогодателя на такие иные объекты недвижимости или права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, запись о государственной регистрации ипотеки таких иных объектов недвижимости и прав вносится без заявления правообладателя одновременно с государственной регистрацией права собственности залогодателя на такие иные объекты недвижимости или права.

    Информация об изменениях:

    Часть 4 изменена с 28 октября 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

    4. Если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация ипотеки, перехода права собственности на такой объект недвижимости или данного права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений такого объекта недвижимого имущества или ограничений данного права, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или договором об ипотеке. При государственной регистрации перехода права собственности на такой объект недвижимости или такого права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений на такой объект недвижимого имущества запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о государственной регистрации ипотеки такого объекта недвижимости или такого права сохраняется.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ статья 53 дополнена частью 4.1

    4.1. Государственная регистрация ипотеки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации” в отношении равнозначного жилого помещения или равноценного жилого помещения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией права собственности на соответствующее жилое помещение на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение и заключенного в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации”, или вступившего в силу решения суда о понуждении к заключению этого договора, об освобождении жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации жилищного фонда субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, и о передаче его в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, о государственной регистрации перехода права собственности на равнозначное жилое помещение или равноценное жилое помещение. Орган регистрации прав не позднее трех дней со дня государственной регистрации ипотеки в отношении равнозначного жилого помещения или равноценного жилого помещения уведомляет об этом залогодержателя в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ статья 53 дополнена частью 4.2

    4.2. При представлении заявления о внесении изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости владельцем закладной, удостоверяющей права залогодержателя, в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации жилищного фонда в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации”, орган регистрации прав вносит изменения в содержание закладной в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”.

    Информация об изменениях:

    Часть 4.3 изменена с 21 июня 2021 г. – Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 447-ФЗ

    4.3. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае уступки прав по договору ипотеки осуществляется на основании договора, в соответствии с которым осуществляется уступка прав, а также заявлений бывшего и нового залогодержателей либо заявления нотариуса, удостоверившего соответствующий договор уступки прав.

    Информация об изменениях:

    Статья 53 дополнена частью 4.4 с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

    4.4. Государственная регистрация ипотеки в отношении жилого помещения, предоставленного собственнику жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, включенном на условиях и в порядке, которые предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации, в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией права собственности на такое жилое помещение на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение и заключенного в соответствии со статьей 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, или вступившего в силу решения суда о понуждении к заключению этого договора, об освобождении жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в границы территории, подлежащей комплексному развитию, и о передаче его в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность либо в собственность лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, о государственной регистрации перехода права собственности на равнозначное жилое помещение или другое жилое помещение. Орган регистрации прав не позднее трех дней со дня государственной регистрации ипотеки в отношении равнозначного жилого помещения или другого жилого помещения уведомляет об этом залогодержателя в электронном виде в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. Внесение изменений в содержание закладной осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”.

    Информация об изменениях:

    Часть 5 изменена с 1 июля 2018 г. – Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

    5. При предоставлении в орган регистрации прав заявления электронная закладная выдается органом регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. Орган регистрации прав не позднее одного рабочего дня с даты выдачи электронной закладной уведомляет об этом лиц, обратившихся с заявлением о выдаче электронной закладной, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

    Информация об изменениях:

    Часть 6 изменена с 21 июня 2021 г. – Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 447-ФЗ

    6. При государственной регистрации ипотеки в Единый государственный реестр недвижимости наряду со сведениями, предусмотренными федеральным законом, также вносятся сведения о залогодержателе (в том числе о первоначальном залогодержателе), предмете ипотеки, существе, сроке и стоимости обеспеченного ипотекой обязательства, а если стоимость обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, – сведения о порядке и других необходимых условиях ее определения, сведения о возможности внесудебного обращения взыскания на предмет ипотеки, сведения о том, что права залогодержателя удостоверяются закладной (если это предусматривает договор об ипотеке), наименование и место нахождения депозитария, осуществляющего хранение документарной закладной или электронной закладной. Изменения в такие сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, вносятся на основании предусмотренных федеральным законом документов и заявления залогодателя и залогодержателя, если иное не установлено федеральным законом для случаев, когда права залогодержателя удостоверяются закладной на бумажном носителе или электронной закладной. Если залогодержатель (залогодержатели) заключил договор управления залогом, при государственной регистрации ипотеки в Единый государственный реестр недвижимости сведения о залогодержателе (залогодержателях) не вносятся, при этом наряду с иными сведениями, предусмотренными настоящей частью, вносятся сведения об управляющем залогом.

    7. Государственная регистрация ипотеки удостоверяется путем проставления регистрационной отметки на договоре об ипотеке, документе, являющемся основанием возникновения права собственности или иного права залогодателя на объект недвижимого имущества, ипотека на который возникает в силу закона.

    8. Информация о внесении сведений или изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, направляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом правообладателям объектов недвижимости, в отношении которых или прав на которые произведена государственная регистрация ипотеки, направляется также залогодержателю, право ипотеки которого в отношении таких объектов недвижимости или таких прав зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ часть 9 статьи 53 изложена в новой редакции, вступающей в силу со 2 января 2017 г.

    9. Государственная регистрация ипотеки земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места, возникающей на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально удостоверенного договора, влекущего за собой возникновение ипотеки на основании закона, осуществляется в сроки, указанные в пунктах 9 и 10 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ статья 53 дополнена частью 9.1, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

    9.1. Государственная регистрация ипотеки земельного участка осуществляется в сроки, предусмотренные для государственной регистрации ипотеки находящихся на данном земельном участке здания, сооружения.

    10. Утратила силу с 1 июля 2018 г. – Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

    Информация об изменениях:
    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ в часть 11 статьи 53 внесены изменения

    11. Регистрационная запись об ипотеке погашается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, а также по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ статья 53 дополнена частью 11.1

    11.1. Государственная регистрация прекращения ипотеки в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации жилищного фонда в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации”, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на равнозначное жилое помещение или равноценное жилое помещение.

    12. Погашение регистрационной записи об ипотеке и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении ипотеки не являются действиями, признаваемыми государственной регистрацией прав.

    13. Особенности государственной регистрации ипотеки могут устанавливаться Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”.

    14. В случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в указанный реестр записи о ликвидации данного юридического лица. В случае, если такая выписка не представлена заявителем, орган регистрации прав запрашивает выписку (сведения, содержащиеся в ней) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

    Информация об изменениях:

    Статья 53 дополнена пунктом 15 с 28 октября 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

    Закладная на квартиру: что банк может сделать без согласия заемщика

    Закладная — гарантия для банка на случай неплатежеспособности заемщика: в случае, если тот перестанет вносить платежи, банк заберет квартиру себе. Разбираемся, как оформляется этот документ, какие права на недвижимость заемщика он дает кредитной организации, всегда ли он нужен, и как убедиться после выплаты кредита, что залог аннулирован.

    Закладная на квартиру — что это

    Закладная на квартиру — документ, в сжатой форме подтверждающий, что купленное в ипотеку жилье выступает гарантом исполнения платежных обязательств заемщика. В случае просрочки банк может продать квартиру как объект залога, чтобы вернуть свои деньги. Кроме того, банк может воспользоваться закладной как ценной бумагой — продать полностью или частично ипотечные обязательства заемщика другой организации.

    «Закладная — это разновидность ценных бумаг и упрощенная форма подтверждения наличия обязательств и факт ипотеки (залог недвижимости), — рассказывает старший юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков. — При наличии закладной, для взыскания задолженности с заемщика в случае просрочки займодавцу не требуется собирать пакет документов, подтверждающих все свои требования — его полностью заменяет закладная. Для добросовестного заемщика нет разницы, удостоверяется ли ипотека закладной или нет».

    Кстати, если закладная оформлялась, а заемщик не справился с долговой нагрузкой и дело дошло до суда, решение будут принимать именно на основе закладной, а не ипотечного договора (согласно федеральному закону « Об ипотеке (залоге недвижимости)»). Поэтому особенно важно проследить, чтобы все пункты обоих документов совпадали — в закладной не должно быть никаких дополнительных обязательств сверх ипотечного договора.

    «Закон не требует обязательного оформления закладной при заключении договора ипотеки, однако банки активно используют эту возможность, поскольку этот инструмент выгоден прежде всего им. Как и многие другие ценные бумаги, закладные легко обращаются на рынке, они помогают банку привлекать клиентов для ипотеки, — говорит юрист Илья Бахилин. — Закладная — это именная ценная бумага, удостоверяющая право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой».

    «При ипотеке без закладной обязательства заемщика также обеспечиваются залогом недвижимого имущества (ипотекой). Поскольку все сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации, ипотека (как в силу закона, так и из договора) также регистрируется, о чем вносится соответствующая запись в ЕГРН. Соответственно, получающий выписку из реестра видит, что объект недвижимости является предметом залога», — говорит Артем Комсюков.

    Илья Бахилин подчеркивает, что выдавать ипотечные кредиты без закладной могут себе позволить лишь крупные банки. «В Сбербанке, например, не так давно была упразднена необходимость оформления закладной при покупке или строительстве недвижимости в ипотеку за исключением некоторых случаев. В большинстве же случаев в других банках выдача закладной обязательна и получить ипотеку без нее не получится», — заключает Бахилин.

    Если же закладная не выдается, залог на квартиру все равно обязательно оформляется, отмечают юристы. Это может быть дополнительное соглашение к договору или акт приема-передачи — документ, который удостоверяет передачу недвижимости в залог и обеспечивает гарантию выплаты долга.

    Как выглядит закладная на квартиру по ипотеке

    В закладную в сжатом виде вносится вся информация об условиях ипотечного договора. В разных банках закладные могут немного отличаться, но в них непременно будут эти сведения:

    • паспортные данные;
    • информация о банке (полное название, адрес, номер лицензии и реквизиты);
    • подробные данные о квартире, в том числе, оценочная стоимость жилья и реквизиты оценщика, подтверждение права собственности;
    • данные о дополнительных обременениях в пользу третьих лиц (если есть);
    • условия, на которых выдается ипотека.

    Скачать форму заявления можно здесь.

    Как оформить закладную на квартиру

    Закладную оформляет банк вместе с остальным пакетом документов по ипотеке. Заемщику остается лишь прийти и подписать документ. Сейчас это можно сделать и дистанционно, в электронном виде. Единственный минус такого варианта — заемщику придется дополнительно получить электронную подпись. Она выдается в специальных центрах, аккредитованных Минкомсвязи, на ограниченный срок (обычно не более года) и стоит порядка тысячи рублей.

    Документы для оформления закладной

    • Паспорта всех, кто берет ипотеку.
    • Справка 2-НДФЛ или иной документ, который подтверждает платежеспособность заемщика.
    • Подтверждение права собственности на квартиру.
    • Акт независимой оценки недвижимости.
    • Техпаспорт и поэтажный план дома.

    Список может быть шире в силу требований конкретного банка. Перечень необходимых документов можно запросить у менеджера или найти на сайте финансовой организации.

    Как проходит регистрация закладной на квартиру

    Банк отправляет закладную в Росреестр, где документу присваивают номер. После регистрации выдается свидетельство о праве собственности на квартиру с отметкой о наложенных обременениях. Физлицо заплатит за регистрацию закладной 1 тыс. руб. Для юридического лица услуга обойдется в 4 тыс. руб.

    Как банк использует закладную

    Закладную оформляют в единственном экземпляре, который будет храниться в банке. Поэтому заемщику стоит сделать себе копию на случай, если документ потеряют или испортят, да и просто чтобы иметь его под рукой. Плюс электронной закладной в том, что она не потеряется — документ хранится на защищенных серверах, и все действия с ним отслеживает Росреестр.

    Банкам выгодно получать залоговые обязательства от клиентов. Дело не только в безопасности их «инвестиций». С помощью этого документа финансовая организация может перепродать ипотечные обязательства — например, если срочно потребуются деньги.

    Без согласования банк может:

    1. Продать залог другому банку. Тогда ежемесячные платежи придется переводить на другой счет.
    2. Продать часть долга другому банку. Реквизиты не меняются. Банк будет сам переводить выплаты на новый счет.
    3. Обменяться закладными с организацией или физическим лицом. Реквизиты для выплат останутся теми же.

    В отсутствие закладной банк тоже может перепродать ипотечный долг, просто это будет не так удобно для кредитной организации. «Займодавец (банк) может уступить право требования (продать долг) вне зависимости от того, имеется закладная или нет. Возможность такой уступки долга напрямую предусмотрена нормами Гражданского кодекса и Законом об ипотеке», — говорит Артем Комсюков.

    «Оформление или не оформление закладной никак не влияет на возможность банка перепродать ипотечный долг. Просто в каждом из этих двух случаев это будет выглядеть по-разному, — разъясняет Илья Бахилин. — Если закладной нет, то банк вправе уступить права по договору об ипотеке, заключив сделку цессии. При этом для заключения цессии в пользу лица, не являющегося банком, это должно быть оговорено в договоре ипотеки. Если же есть закладная, то, как уже говорилось, на ней делается передаточная надпись (индоссамент). Ни в том, ни в другом случае согласие заемщика не требуется».

    Илья Бахилин, юрист:

    — Для заемщика разницы между ипотекой с закладной или без нее нет, за исключением следующих моментов.

    Во-первых, закладные часто используются для рефинансирования, то есть заемщик может оказаться должен выплачивать кредит не в том банке, в котором он взял средства. Банк может путем так называемого индоссамента (передаточной надписи) в любой момент совершить передачу прав требования на ипотеку другой кредитной организации. Считается, что в так гораздо удобнее выдавать закладную, которая свободно обращается на фондовом рынке.

    Во-вторых, выдача закладной важна для банков, так как позволяет им решить проблему нехватки средств. Банк заинтересован в том, чтобы заемщики не отказывались от ипотеки. Многие банки, которые предоставляют возможность выбора, устанавливают льготные условия при ипотеке с использованием закладной.

    В-третьих, отсутствие закладной в целом упрощает процесс оформления ипотеки, убирая лишние бюрократические процедуры, необходимые для регистрации закладной. Раньше была проблема с тем, что закладные часто терялись, но сейчас вопрос частично решен в связи с введением электронных закладных.

    Это упрощает и процесс регистрации права собственности и снятия обременения при погашении ипотеки. Если при оформлении ипотеки была выдана закладная, то после возврата займа банк делает на этом документе отметку о погашении ипотеки и отдает ее залогодателю. А заемщик уже сам снимает обременение через МФЦ. Если же кредит был выдан без оформления закладной, то банк должен сам подать заявление в регистрирующий орган о погашении регистрационной записи об ипотеке без участия заемщика.

    Что делать с закладной после погашения ипотеки

    Есть два пути развития событий.

    • Во-первых, банк может сам отправить запрос в Росреестр и в МФЦ.
    • Во-вторых, можно забрать из банка свою закладную с отметкой, что вы погасили ипотеку, и самостоятельно обратиться в МФЦ. Документ останется на память с пометкой «аннулировано».

    Как проверить, что залог аннулирован

    На сайте Росреестра по кадастровому, условному номеру или адресу. Или на сайте Госуслуг. Выбирайте в разделе «Мои объекты» заложенную квартиру и ищите заветный прочерк в строке «Сведения об ограничениях/обременениях прав». Электронную закладную Росреестр погасит сам.

    Читайте также:  Пожизненное наследуемое владение земельным участком
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: