Приватизация земельного участка под частным домом

Особенности приватизации земли под частным домом и МКД. Порядок, сроки и стоимость

Наличие права собственности на домовладение не означает такого же статуса участка, на котором расположена постройка. Земельная территория не всегда принадлежит владельцу строения. Такая ситуация может создать определенные трудности, например, при продаже или передаче по наследству. Лучшим решением такой проблемы будет приватизация земли под домом.

  1. До какого года продлили?
  2. Когда возможно бесплатное проведение?
  3. Можно ли приватизировать ЗУ, если частное жилье в собственности?
  4. Если владельцев несколько
  5. Под МКД
  6. С чего начать?
  7. Когда идти в местный муниципалитет?
  8. Когда посетить отделение Росимущества?
  9. Как приватизировать земельный участок?
  10. Составление и подача заявления
  11. Какие нужны документы?
  12. На жилье
  13. На ЗУ
  14. Заключение договора с администрацией
  15. Обращение в Росреестр
  16. Сколько стоит?
  17. Сроки рассмотрения
  18. Особенности единовременной процедуры
  19. Надо ли проводить процедуру: плюсы и минусы

До какого года продлили?

Ранее срок приватизации частного недвижимого имущества, в том числе и земельных участков продлевался неоднократно, поэтому актуальным остается вопрос, до какого года продлены сроки сейчас. В настоящее время,по правилам пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ определено, что срок оформления земельных участков – неограничен.

Указанное правило касается территорий, предоставленных в постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Когда возможно бесплатное проведение?

Статья 39.5 ЗК РФ позволяет приватизировать земельный участок на безвозмездной основе в следующих случаях:

  1. Участок предоставлен семье, в которой воспитывается трое и больше несовершеннолетних детей.
  2. Территория предоставлена в аренду для строительства и или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад.
  3. Участок был получен в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад.
  4. Пользователями земли являются лица, имеющие льготы. К ним отнесены — малоимущие, ветераны боевых действий, инвалиды; герои России и СССР.

Отказ в приватизации будет иметь место в случаях, определенных в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178.

Это правило распространяется на участки, входящие в состав земель:

  • особо охраняемых объектов и территорий природы;
  • водного и лесного фонда;
  • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • общего пользования – площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты;
  • зарезервированные для государственных нужд;
  • предназначенных для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Подробнее о том, какие категории земель не подлежат приватизации, можно узнать тут.

Можно ли приватизировать ЗУ, если частное жилье в собственности?

Если владелец дома оформил на него право собственности, он может приватизировать участок под ним. Ограничения, касающиеся количества участий в приватизации в отношении объекта. Если человек не приватизировал участок ранее, он может это сделать и после оформления дома в собственность (как узнать приватизирована ли земля?).

Больше информации о том, как выполнить передачу прав на землю в частную собственность., если дом приватизирован, а земля под ним нет, узнайте в отдельной статье.

Если владельцев несколько

Если дом принадлежит нескольким лицам на правах долевой собственности, то для приватизации потребуется определить границы участка каждого из них. Необходимо изготовить кадастровый паспорт на каждую часть. Участок должен быть разделен поровну между всеми владельцами. Свою долю приватизировать будет каждый в отдельности.

Под МКД

Жильцы многоквартирного дома вправе приватизировать участок, на котором располагается объект недвижимости. Для этого необходимо провести общее собрание и решение оформить протоколом. Приватизация участка под МКД позволяет осуществлять:

  • строительство спортивных и детских площадок, зон отдыха, гаражей для инвалидов и ветеранов;
  • озеленение;
  • создание парковок;
  • сдачу имеющейся автостоянки в аренду.

Подробнее о приватизации земельного участка под многоквартирным домом мы рассказали здесь.

С чего начать?

Для того, чтобы осуществить процедуру приватизации земли, необходимо обратиться в уполномоченные официальные инстанции. Таковыми являются местная администрация и орган Росимущества.

Когда идти в местный муниципалитет?

Обращаться в местную администрацию следует в случаях, когда земельный участок находится в муниципальной собственности. Информацию о принадлежности территории можно получить, обратившись в указанный орган.

Когда посетить отделение Росимущества?

В случае с участком, находящемся в федеральном ведении, обращаться необходимо в территориальное отделение Росимущества. Такие органы расположены в каждом регионе и субъекте РФ.

Как приватизировать земельный участок?

Процесс оформления ЗУ в собственность состоит из нескольких этапов.

  1. Первым из них является подготовка документов заинтересованного лица, на дом и земельный участок.
  2. После этого необходимо оформить заявление и обратиться в уполномоченный государственный орган.
  3. В завершении заключается договор и право собственности регистрируется в Росреестре.

Составление и подача заявления

Основанием для рассмотрения обращения заинтересованного лица является его заявление. Оно составляется в простой письменной форме.

Читайте также:  Как объединить земельный участок по закону РФ?

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес государственного органа.
  2. Сведения об инициаторе – фамилия, имя, отчество, место жительства, номер контактного телефона.
  3. Информация об участке – место расположения, общая площадь.
  4. Просьба о приватизации.
  5. Наличие льгот у заявителя.
  6. Перечень прилагаемых документов.
  7. Дата и подпись заявителя.
  • Скачать бланк заявления на приватизацию земли
  • Скачать образец заявления на приватизацию земли

Обращение передается лично, пересылается по почте, через законного представителя или портал Госуслуги.

Какие нужны документы?

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт заявителя;
  • доверенность законного представителя, если он участвует в процедуре;
  • нотариально заверенное согласие второго супруга на оформление земли в собственность;
  • документ, подтверждающий наличие у инициатора льгот, например, справка о многодетности семьи заявителя.

Допускается представление заверенных копий документов.

На жилье

В отношении домовладения нужно будет предоставить правоустанавливающие документы – договор купли-продажи, мены, дарения, которые ранее заключал собственник. К такому перечню можно отнести – выписку из ЕГРН, свидетельство о наследовании или праве собственности.

На ЗУ

В отношении земельного участка потребуется представить:

  • договор аренды (как приватизировать ЗУ, взятый в аренду?);
  • права постоянного пользования или пожизненного наследуемое владения;
  • также потребуется кадастровый паспорт;
  • план или выписка.

Подробнее о перечне документов на ЗУ под различные нужны мы писали в этом материале.

Заключение договора с администрацией

После рассмотрения обращения и принятия положительного решения с собственником земли, то есть с государственным органом, заключается договор о приватизации. Он оформляется в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон и Росреестра.

В договоре должно быть указано:

  1. Дата и место подписания.
  2. Сведения о сторонах.
  3. Описание предмета сделки. В данном случае это будет земельный участок.
  4. Стоимость договора и порядок расчетов, если заинтересованное лицо не обладает льготами.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок разрешения споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Документ должен быть заверен печатью государственного органа.

Обращение в Росреестр

После подписания договора с администрацией нужно обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. Для этого потребуется подготовить письменное заявление в произвольной форме.

К нему нужно приложить:

  • договор о приватизации;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины;
  • паспорт инициатора.

После поступления указанных документов право собственности будет зарегистрировано.

Сколько стоит?

Приблизительная стоимость оформления необходимых документов на ЗУ под частным жильем:

Сумма пошлины за регистрацию права собственности указана в пункте 22 статьи 333.33 НК РФ и составляет 2 000 рублей.

Больше нюансов о том, сколько возможно придется заплатить за приватизацию наделов разного назначения, можно ли не тратиться на процедуру, рассказано отдельно.

Сроки рассмотрения

Обращение заинтересованного лица о приватизации в местной администрации рассматривается в течение одного месяца. Регистрация в Росреестре займет не более семи дней. Если обращение в регистрирующий орган поступает через интернет, то процедура не займет более одного дня.

Особенности единовременной процедуры

Одновременная приватизация указанных объектов невозможна. Тем, кому интересно, можно ли получить право собственности на ЗУ, если частная недвижимость не приватизирована, ответим, что если человек намерен приватизировать земельный участок, он должен сначала оформить на себя дом, например, снять с него статус служебного. После этого можно совершать действия с участком.

Надо ли проводить процедуру: плюсы и минусы

Приватизация земельного участка под домом имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести:

  1. Возможность совершать любые операции с участком, например, продать или осуществлять коммерческую деятельность.
  2. Землю можно будет завещать или дарить.
  3. Собственник вправе сдавать участок в аренду.

К недостаткам приватизации можно отнести тот факт, что:

  1. Возникает обязанность платить налог на землю.
  2. Также собственник должен будет поддерживать участок в надлежащем состоянии.

Приватизировать участок под собственным домом, может практически каждый владелец, в том числе и жители МКД. Для этого необходимо подготовить ряд обязательных документов и обратиться в уполномоченный орган власти. Процедура повлечет за собой определенные расходы, связанные с оформлением документов и оплатой госпошлины.

Приватизация земли под частным домом

Содержание

Частный дом строится на земельном участке, который может принадлежать либо владельцу строения, либо государству в лице муниципалитета. Получается, что хозяин оказывается в своем доме на чужой земле: он пользуется участком с властями на основании определенного договора, то есть может владеть землею и распоряжаться ею. Выход в этой ситуации один – вывести землю из муниципального владения во владение физического лица (приватизация).

Можно ли обойтись без процедуры приватизации земельного участка?

Без процедуры приватизации земельного участка обойтись нельзя: Вы пользуетесь наделом бессрочно на основе договора с государством или арендуете его. На этом основании будьте готовы к тому, что местный муниципалитет в любую минуту изымет свою собственность под государственные нужды.

Читайте также:  Обременение на земельный участок – это…

Окажется, что именно через Ваши домовладения будет проходить газопровод, федеральная трасса или железная дорога. Бывали прецеденты, когда государство объявляло неприватизированную землю природоохранной зоной (заповедником).

Помните, что выбор за Вами, но отказ от приватизации повлечет за собой множество проблем правового и имущественного характера: Вы захотите продать землю, подарить ее или поделить ее между наследниками и столкнетесь с бюрократическими препятствиями.

Механизмов перехода земли в частную собственность не так уж много. Помимо приватизации это:

  • Получение в дар.
  • Получение в наследство.
  • Покупка у лица, своевременно оформившего приватизацию.

Основания для передачи земли от государства в собственность владельцу дома

Государство лояльно относится к желанию своих граждан приватизировать землю. Дачная амнистия, действие которой закончилось 1 марта 2018 года, предполагала бесплатную землю под частный дом изначально. Бывают ситуация, когда бесплатный переход участка домовладельцу невозможен по определенным причинам – надел приходится выкупать по кадастровой стоимости. Это достаточно редкое явление, и перед оформлением сделки рекомендуется посоветоваться с адвокатом.

Что касается бесплатных оснований перехода земли физическому лицу – их несколько, и они строго регламентированы государством:

  1. Хозяин оформил договор аренды или бессрочного пользования с государством.
  2. Надел изначально выдался под ИЖС и ЛПХ.
  3. На земельный надел распространяется «дачная амнистия».
  4. Льготы собственника дома как ветерана ВОВ, сироты, малоимущего, «чернобыльца», члена многодетной семьи и т.д.
  5. Земля является частью садоводческого товарищества, огородничества, дачного кооператива.
  6. Дом является собственностью с 1991 года и ранее. Если документы оформлены позже – земля выкупается согласно кадастровой стоимости.

Вот список документов, на которые можно ссылаться, оформляя бесплатную регистрацию земли:

  1. Земельный Кодекс РФ.
  2. ФЗ 178, который регулирует все приватизационные процессы.
  3. ФЗ-93, получивший название «Дачная амнистия». Процедура в этом случае упрощена.
  4. Законодательный акт, посвященный государственной регистрации жилой недвижимости – ФЗ-218.

Данный перечень может варьироваться и дополняться. Рекомендуем воспользоваться бесплатной юридической консультацией online без регистрации дабы оставаться в курсе всех изменений действующего законодательства.

Кому и в каких ситуациях отказывают в приватизации земли?

Если чиновники муниципалитета отказали Вам в приватизации земли – убедитесь, что Вы не попали в одну из этих ситуаций:

  • Земля не является собственностью муниципалитета. Надел мог быть выведен из оборота и отдан ФСБ, военным для решения их внутренних задач, в приграничную зону или для резервирования. Сюда же относятся места хранения ядерных отходов.
  • Владелец занялся приватизацией участка повторно. В этой ситуации достаточно просто переоформить собственность: найти свой надел в кадастровом учете, в специальном реестре, восстановить кадастровый номер и получить на руки соответствующий документ.
  • Отсутствие важных документов, устанавливающих право.
  • Земли являются частью природоохранной зоны (заповедником), парковой зоной, местом общественного пользования (часть пляжа), лесным фондом, водным фондом, санитарной зоной, культурным наследием.

Алгоритм приватизации земли под частным домом

Если Ваш случай не попадает под «дачную амнистию» – приватизировать землю в административном порядке будет достаточно долго. Необходимо сразу определиться с последовательностью действий, а именно:

  1. Сбор пакета документов. Они подтверждают законность действий владельца дома и принадлежность жилого фонда заявителю.
  2. Написание заявления по букве закона. Иск относится в местную администрацию, поскольку именно она – законный владелец земли. В составлении иска должны принимать участие все участники приватизации, интересы малолетних детей до 14 лет в этом случае защищают родители (опекуны). Подростки 14 лет и старше пишут заявление под присмотром взрослых.
  3. Подготовка кадастровых данных, документов на межевание. Кадастровый паспорт должен иметь каждый участок земли, его оформление невозможно без подписи геодезистов и открытия межевого дела. Геодезическая компания должна иметь лицензию на проведение данного рода деятельности, квалифицированных специалистов, техническую базу для проведения межи.
  4. Землеустроительные работы, геодезическая съемка. Помните, что самостоятельно сделать замеры Вы не сможете, к тому же у Вас нет на это законных прав.
  5. Заключение договора с государственными чиновниками. Соглашение подписывает администрация с одной стороны и собственник (и) – с другой. В договоре прописывается не только реальный размер надела, но и доля каждого владельца, назначение земельного участка, некоторые его характеристики, расположение.
  6. Регистрация собственности на землю в Росреестре. Представители этого компетентного органа тщательно изучают документы и после этого, если проблем не возникает, закрепляют землю за частным лицом. Росреестр обязан выдать собственнику на руки выписку из ЕГРП и свидетельство.

Список документации, прилагаемой к заявлению

Когда речь идет о пакете документов, прилагаемых к заявлению, подразумеваются:

  1. Паспортные и анкетные данные соискателя приватизации и его совладельцев. Может потребоваться оригинал и ксерокопии некоторых разворотов.
  2. ИНН.
  3. Адрес частного дома, расположенного на участке.
  4. Документы, устанавливающие право собственности – договор на бессрочное пользование или предоставление земли под ИЖС, арендное соглашение, Справка о наследовании, дарственная.
  5. Кадастровый план земельного участка. У данного документа есть срок давности – год и менее.
  6. Технический паспорт на дом.
  7. Выписка из ЕГРН.
  8. Корешок о неучастии в приватизации до этого.
  9. Справка из земельного комитета о нормативной стоимости участка.
  10. Документ из ФСН о размере надела и земельном налоге.
Читайте также:  Сосед залез на мой участок: что делать

Перечень может варьироваться.

Как быть если у дома и участка несколько владельцев?

Строительство дуплексов (домов на две семьи с входами с разных сторон) – распространенное явление. Несколькими семьями нередко заселены старые частные дома. Основное условие для приватизации в этом случае – согласие всех владельцев, а их может быть два и более.

Без участия суда приватизация занимает 3-4 месяца, если кто-то из совладельцев обратился в суд – процесс может затянуться на полгода. Как закрепить за собой право собственности на землю, чтобы завещать или подарить ее детям – решать Вам, но не лишним будет заручиться платной юридической консультацией по земельным вопросам.

Иногда выгоднее оставить участок на балансе государства и жить в собственном доме, но это подходит далеко не всем. У профессиональных адвокатов есть высшее юридическое образование, доскональное знание земельного Кодекса, опыт общения с чиновниками администраций, Росреестра, совладельцами земельных участков. Проконсультируйтесь перед принятием важного решения!

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

Читайте также:  Как узнать, наложен ли а

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

Читайте также:  Как найти собственника земельного участка

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Как приватизировать земельный участок под частным домом и с чего начать?

Последние изменения: Февраль 2021

Как оформляется приватизация земельного участка можно понять из приведенной ниже пошаговой инструкции. Для владения земельным участком на правах собственности фактическому владельцу достаточно обратиться в соответствующие органы для бесплатной приватизации. В случае невозможности данной процедуры (статус участка не позволяет приватизировать или иные обстоятельства), ЗУ можно приобрести по кадастровой стоимости.

Бесплатная приватизация

Вступить в права на землю под частным домом можно лишь имея на руках подтверждающие документы о праве собственности на сам дом (выписку из ЕГРН, соглашение о купле-продаже, дарственная и т.п.).
Процедура приватизации земельного надела под домом может осуществляться несколькими методами:

    после выкупа земли; безвозмездная приватизация по упрощенной системе; по решению судебного органа.

Сколько стоит приватизация земли? Бесплатной (безвозмездной) процедура может быть в следующих ситуациях:

    участок подпадает под дачную амнистию; земля выделена под индивидуальное жилое строительство, либо для ведения ЛПХ (до вступления в силу нового Земельного кодекса (2001г.)); если на ЗУ уже есть дом, который используется владельцем.

Помимо этого, льготной приватизацией могут воспользоваться следующие категории граждан:

    многодетные; ветераны и участники ВОВ; дети, оставшиеся без попечения; и иные категории граждан, относящиеся к социально-незащищенным.

Собираясь оформить участок в собственность, используя приватизацию, необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:

    Воспользоваться правом бесплатной приватизации земли под домом, находящимся в долевой собственности, могут все дольщики. Для этого необходимо всеобщее их согласие или отказ одного из них в пользу другого. Бесплатная приватизация земель предоставляет гражданам возможность оформления всего ЗУ или его части. Для приватизации необходимо документальное подтверждение права пользования (не собственности), например, передаточный акт муниципалитета, соглашение об аренде и т.п. При оформлении постройки в собственность до 1991 года способ приватизации будет бесплатным, в противном случае – ЗУ необходимо будет приобретать по рыночной стоимости.

Приватизировать земли, расположенные на территории нашей страны, могут только граждане РФ.

Есть ли платная приватизация

Сам термин «платная» приватизация земельного участка законодательством не регламентируется. Понятие приватизация говорит само за себя – это смена формы «собственности», именно собственности. И как было сказано выше, граждане владеющие, пользующиеся и т.п. землей до вступления в законную силу новой редакции ЗК (до 2001г.), имеют право оформить участки в собственность, воспользовавшись безвозмездной приватизацией.

Начиная с 2001 года приобретение земельного надела в собственность осуществляется согласно новому ЗК при проведении публичных торгов с размещением об этом информации в СМИ.

Какие участки нельзя приватизировать

Согласно пункту 8 статьи 28 ФЗ-178 «О приватизации…» отчуждение земельных наделов запрещено в случае если земля:

    изъята из пользования (заражена опасными химикатами или подверглась техногенному (биогенному) заражению; имеет стратегическое значение, относится к заповедникам (паркам); зарезервирована для государственной необходимости; относится к лесным или водным фондам; является площадью, улицей, проездом, автомобильной дорогой, набережной и т.п.

ФЗ №1541-1 О приватизации (59,3 KiB, 422 hits)

Однако не допустим отказ в использовании некоторых категорий земель, чье отчуждение недопустимо законодательством. Такой заперт на пользование земель лишь носит ограничительный характер (например, запрещается заниматься на таких землях каким-то конкретным видом деятельности).

Как приватизировать земельный участок? Сама процедура, помимо сбора объемного пакета, не является чем-то не осуществимым. Достаточно лишь соблюдать некий порядок оформления.

Как приватизировать землю и перечень требуемых документов

Процедура осуществления приватизации земли по общему порядку проводится на основании земельного законодательства. Однако некоторые категории земель (дачные участки) могут быть оформлены в собственность на основании других нормативных актов.

Читайте также:  Земли под личное подсобное хозяйство

Как только выбран вид земельного участка и определена его принадлежность, необходимо обратиться в орган, регистрирующий недвижимые объекты – Россреестр.
Вся процедура проводится в несколько этапов:

    В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет (территориальный земельный комитет) о вопросе приватизации (в нем должна быть указана следующая информация – будущее назначение использования ЗУ, его квадратура, расположение и т.п.). См. образец заявления ниже. После подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий орган для проведения кадастровых работ (межевание, установления границ, закрепление за участком идентификационного номера, оформление кадастрового паспорта и т.д.). Далее, после получения одобрения процедуры приватизации от муниципального органа (постановление главы Администрации), заявитель может собрать все дополнительные документы и обратиться в Россреестр для регистрации права на ЗУ.

Заявление на приватизацию земельного участка. Образец (24,0 KiB, 570 hits)

Документы

Для оформления прав собственности на землю нужно собрать целый ряд требуемых Россреестром документов:

    заполненный формуляр заявления о получении в собственность приватизируемого участка; документ, удостоверяющий личность заявителя; в случае подачи документов представителем, необходима нотариально заверенная доверенность; выписка из ЕГРН (предоставляется вместе с кадастровым паспортом); если заявителями является многодетная семья, нужно представить подтверждающие документы; в случае приобретения земельного надела иной категорией граждан (льготной), прописанной в земельном кодексе, необходимо также подтвердить принадлежность к этой категории (инвалиды, дети-сироты, малоимущие и т.п.).

Количество документов может разниться в зависимости от назначения земель, оснований для обращения в госорган, категории земли и мн.др. Для более подробной информации о необходимых документах стоит предварительно обратиться в регистрационный орган. Документы можно подать и в любое отделение МФЦ, а также непосредственно через офсайт Госуслуг.

По истечении определенного промежутка времени (в среднем от 10 до 20 календарных дней) можно получить готовые документы о зарегистрированном праве на ЗУ.

Дополнительно вы можете посмотреть короткое видео, в котором рассказывается про приватизацию ЗУ.

Приватизация земельного участка

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Далее подробнее.

Стать владельцем участка земли можно либо путем его покупки, либо путем приватизации. Приватизировать можно землю муниципалитета или государственную, как указано в Земельном кодексе РФ, ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.

Закон позволяет приватизировать участок земли на безвозмездной основе:

  • Тем, кто оформил в свое время договор о бесплатном пользовании на 6 лет или больше, через 5 лет могут приватизировать эту землю (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Тем, кто получил землю бесплатно для строительства дома или подсобного хозяйства на 6 лет, спустя 5 лет могут приватизировать этот участок (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Многодетным семьям (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ);
  • Собственникам объектов, находящихся на данном участке и полученных путем покупки, наследования, дарения или иной сделки до 25.10.2001 г.;
  • Арендаторам земли по договору, заключенному ранее 25.10.2001 г.;
  • Тем, кто получил землю бессрочно (либо зарегистрировал пожизненное наследуемое владение), и на нем построил жилье, уже оформленное в собственность.

Бесплатно приватизировать землю вправе все граждане РФ, но только 1 раз в жизни. Во всех остальных случаях земля может быть только выкуплена у муниципалитета по ее кадастровой стоимости, вычисляемой по ставке земельного налога для данной категории землепользования.

Отказ в приватизации можно получить только тогда, когда:

  • Участок зарезервирован для госнужд или изъят из обращения (парк, заповедник, заказник и т.д.) – ст. 27 ФЗ №178 от 21.12.2001 г.;
  • Участок запрещен к приватизации по ст. 28 ФЗ №178;
  • Земля расположена на берегу водоема, пруда или береговой полосы общего использования;
  • Земля относится к территории общего пользования (автотрасса, улица, площадь и т.д.).

Отказ выдается заявителю в письменной форме, причем мотивировать его муниципалитет вправе только соответствующими положениями федерального законодательства, но не нормативными актами местного значения.

Приватизация земли: пошаговая инструкция

В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов:

Этап 1: укомплектовать пакет документов

Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:

  1. Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) – ст. 39.15 ЗК РФ;
  2. Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.
  3. Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
  4. Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
  5. Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
  6. Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
  7. Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
  8. Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
  9. Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).
Читайте также:  ГКН онлайн: Росреестр

Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.

Этап 2: подача документов

Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:

  1. Администрацию муниципалитета.
  2. Территориальное управление Росимущества.

В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.

Этап 3. Постановка на кадастровый учет

Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

Этап 4. Решение уполномоченного органа

Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст. 39.15 ФЗ №178).

Этап 5. Регистрация права собственности

В Росреестр по адресу приватизируемого участка подаются документы:

  1. Заявление.
  2. Паспорт заявителя.
  3. Решение муниципалитета о предоставлении земли для приватизации.
  4. Квитанция об оплате госпошлины (350 руб.).

Если у регистрирующего органа нет претензий к предоставленной документации, то через 10 дней заявителю будет предоставлена выписка из ЕГРП, подтверждающая завершение регистрации. С этого момента владелец будет регулярно получать уведомления о необходимости оплатить земельный налог (0,3% от цены земли, определенной кадастром).

Категория земли: как определить и что можно построить

Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.

Содержание

Что такое «категория земли»

Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

  1. Земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Земли населенных пунктов;
  3. Земли промышленности;
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса.

Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.

При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.

Читайте также:  Как заказать и получить выписку из ЕГРН на земельный участок через интернет?

Читайте также

Виды категорий земель

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Земли населенных пунктов

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Промышленные земли

Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

Земли лесного фонда

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Земли водного фонда

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Земли государственного запаса

К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.

Читайте также

Как определить категорию земли

Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.

Читайте также:  Градостроительный план земельного участка 2021

Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.

Перевод земли из одной категории в другую

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

В состав земель населенных пунктов входят земли, которые отнесены к жилым территориям.

Владельцам собственности в виде земельного участка перед тем, как использовать свой участок обязательно необходимо узнать о том, что такое правила землепользования и застройки, что в них прописано, что такое градостроительная документация, для чего она нужна. Без этого корректное и законное использование территорий может быть невозможно.

Понятия состава земель населенных пунктов и зонирования территорий

Земли населенных пунктов, в сравнении с остальными землями, занимают сравнительно небольшую площадь, но при этом именно на этих землях проживает большая часть населения. Кроме того, в состав земель населенных пунктов входят:

  • земли, на которых расположены военные объекты;
  • земли, которые отнесены к жилым территориям;
  • земли, на которых расположены производственные объекты;
  • земли, на которых расположены инженерные объекты;
  • земли, использующиеся для сельскохозяйственных нужд;
  • земли особого назначения;
  • земли, на которых расположены общественно-деловые объекты.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) представляет собой объемный свод правил и документации, которые разрабатываются на уровне муниципалитета. Именно за счет вышеназванных правил разрабатываются, определяются и разграничиваются территории конкретного муниципального района.

Под сельскохозяйственные нужды обычно отводится не менее 30% всех земель при условии, что земля является пригодной для окультуривания и использования по прямому назначению. Для жилого фонда обычно выделяется около 30 – 40% всех земель муниципалитета, а остальное в равной степени распределяется между остальными объектами.

Градостроительная документация подразумевает создание индивидуального градостроительного регламента для каждой зоны в муниципальном районе. К примеру, если создается абсолютно новый поселок, то в градостроительной документации будет указано не только наименование и принадлежность земель, их размер, расположение и кадастровые номера, но и будет прилагаться технический план всего поселка, где четко прописано, как именно будут соседствовать земли.

При этом стоит учитывать, что градостроительная документация разрабатывается для каждого участка отдельно, но для находящихся на одной территории она будет единой.

К примеру, на несколько стоящих рядом жилых объектов будет приходиться один-два общественно-деловых или промышленных. При этом при грамотном и рациональном зонировании территорий муниципалитет обычно выступает за то, чтобы рядом с промышленными объектами, которые могут причинить вред жителям, находились жилые территории на значительном расстоянии.

Однако не всегда такой подход дает результаты, поскольку инфраструктура быстро развивается, а пустующие участки земли неопределенного характера не прибавляют новому населенному пункту веса. Да и градостроительный регламент не подразумевает наличия неопределенных участков при зонировании территории.

Читайте также:  Спор с соседями по постройкам

Особенности границы территориальных зон

Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент подразумевает, что у каждой территории должны быть четкие границы после зонирования. Так, к примеру, при определении участка как жилого, устанавливаются четкие границы данного участка, которые не должны пересекать границы объекта другой принадлежности.

Например, жилые участки не могут пересекать промышленные и наоборот, поскольку это будет противоречить действующему законодательству, нарушать границы, установленные в порядке действующих нормативно-правовых актов.

При этом не стоит путать два понятия: границы территории жилого участка земли и частные границы участка.

Правила землепользования и застройки подразумевают, что первое понятие – это большой, не разделенный на частные участок земли, который отведен для застройки жилыми домами. Второе же понятие – это частная собственность лица, который выкупил часть этого большого земельного участка для себя.

Градостроительный регламент утверждает:

  • виды участков, разделенных по территориальным зонам.
  • требования и рекомендации для сохранения объектов культуры, природных зон, находящихся под охраной, а также остальных объектов, которые подлежат защите государства по действующему законодательству;
  • документацию, согласно которой будут развиваться муниципальные образования в дальнейшем;
  • цели, с которыми используются участки, насколько это соответствует их изначальному и законному назначению.

А также данный регламент допускает возможность сочетания различных объектов (по их принадлежности после зонирования) между собой.

Градостроительный регламент не может быть установлен в отношении участков земли, отведенных под лесной фонд, а также для водных объектов, стратегических, военных, секретных, охраняемых государством согласно различным нормативно-правовым актам.

Правила землепользования и застройки подразумевают, что участки земли, на которые не могут быть составлены градостроительные регламенты, четко устанавливаются органами федеральной исполнительной власти и ее представителей, органами местного самоуправления и их представителями, органами исполнительной власти конкретного субъекта. Разработка градостроительной документации осуществляется строго в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Порядок зонирования территорий

Правила землепользования и застройки – это не разновидность градостроительной документации. Это разработанный на уровне муниципалитета план и правила, согласно которым определяется принадлежность земельных участков после их создания, изменения или купли-продажи.

К примеру, организация, выкупив жилой земельный участок, может ходатайствовать о том, чтобы перевести его в разряд общественно-деловых или промышленных. Вынесение решения возложено на муниципалитет, который вправе как удовлетворить такое ходатайство, так и отказать.

Зонирование территорий муниципалитета подразумевает следующие действия:

  • разработка правил землепользования и застройки;
  • разделение участков земли в соответствии с нуждами муниципального района (при наличии слишком большого объема промышленных земель и земель сельскохозяйственного назначения введение в муниципалитет жилого фонда обосновано, например);
  • присвоение каждому участку своего целевого назначения.

Согласно действующему земельному законодательству для участков, которые находятся на одной территории и имеют один статус (например, жилого фонда), разрабатывается единый градостроительный регламент. Именно поэтому чаще всего при зонировании территорий учитывают и этот аспект. В результате чего жилые участки находятся рядом с жилыми, промышленные с промышленными и т.д.

Несоответствующее использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости с градостроительным регламентом территориальных зон

Градостроительный регламент, как часть градостроительной документации, подразумевает четкое описание того, к какой именно целевой принадлежности относится земельный участок. Если он обозначен, как жилой, то использовать его можно только в целях постройки жилых домой (как частных, так и многоквартирных).

Нередко на практике встречаются ситуации, когда земельный участок, отведенный под жилые нужды, используется собственниками с другими целями. Например, для постройки и открытия магазина, конторы и любого другого нежилого объекта.

В этом случае есть два пути:

  • Обратиться в муниципалитет для ходатайства о смене целевой принадлежности участка. Решение выносится исключительно на усмотрение муниципалитета и существующих нормативно-правовых актов, которые или подтверждают возможность смены фонда (из жилого в промышленный), или запрещают такой шаг.
  • Снести построенный объект, оплатить штраф, который будет обязательно возложен в ходе административной проверки, или же понести другое наказание, которое предусмотрено действующим законодательство.

При несоответствующем использовании земельного участка и при согласии муниципалитета на перевод его под ту целевую принадлежность, с которой он сейчас эксплуатируется, градостроительный регламент составляется заново.

При этом изменения могут коснуться нескольких объектов сразу, если из жилого массива участок переходит в разряд промышленных или общественно-деловых. В этом случае разрабатываются новые регламенты градостроительной документации: для нового целевого участка и для старого жилого фонда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: