Приватизация земельного участка без строений

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Читайте также:  Как по адресу узнать кадастровый номер объекта недвижимости

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Можно ли приватизировать землю без строения?

Можно ли приватизировать землю без строения?

Ответы на вопрос:

Можно приватизировать за плату. Если разрешит администрация. Обратитесь туда. “Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

(в ред. Федеральных законов от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;

2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

Консультант Плюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ подпункт 3 статьи 39.5 излагается в новой редакции.

3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;

Читайте также:  Как можно разделить земельный участок по закону?

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

Консультант Плюс: примечание.

О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей см. Приказ Минрегиона России от 09.09.2013 N 372.

Консультант Плюс: примечание.

Статья 39.5 введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 1 марта 2015 года. С этого же срока подпункт 6 статьи 39.5 изложен в новой редакции Федеральным законом от 29.12.2014 N 487-ФЗ.

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 487-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ)

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

(пп. 10 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

(пп. 11 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

Приватизация земли: как оформить участок в собственность

Приватизация земельного участка – это процедура получения муниципального или государственного объекта в частную собственность. Права же и интересы человека, не приватизировавшего землю, никак не защищены с юридической точки зрения. Поскольку гражданин является не владельцем надела, а пользователем надела. Государство в любой момент может забрать объект и использовать его в своих целях: провести через него транспортную магистраль или передать кому-то другому. Незначительная компенсация не покроет многолетние затраты на благоустройство.

Поэтому важно обеспечить себе возможность свободно распоряжаться имуществом. И первое, что нужно сделать, – произвести его отчуждение.

Можно ли приватизировать землю

Приватизация регулируется Земельным Кодексом (ЗК), а также другими федеральными и региональными и законами, согласно которым потенциальный собственник, например, дачного участка должен подтвердить свое право владеть им, предоставив уполномоченным органам пакет необходимых документов.

Право оформить надел в собственность есть у каждого гражданина РФ, но бесплатно сделать это разрешено только один раз в жизни и при соответствии целому ряду условий. В любых других ситуациях недвижимость придется выкупать у муниципалитета, причем по кадастровой цене, которая рассчитывается, исходя из категории объекта и текущей налоговой ставки.

Что это дает

Процедура позволяет человеку стать полноправным владельцем дачного, загородного или другого строения и распоряжаться им по собственному желанию:

  • сдавать в аренду;
  • построить на его территории промышленное здание;
  • использовать для выращивания сельхозкультур и т.п.;
  • совершать сделки купли-продажи или обмена, оформлять дарственные на имущество.

Определенные обязательства тоже есть: требуется платить налоги с доходов, придерживаться целевого назначения использования участка, соблюдать права соседей.

Во избежание ситуаций, когда муниципальные или госвласти могут забрать имущество, предложив незначительную компенсацию, важно оформить его собственность. И таким образом обеспечить себе возможность владеть и свободно распоряжаться дорогостоящим имуществом. Отчуждение в личную собственность – это первое, что нужно сделать с недвижимостью.

Кто вправе выполнять земельную приватизацию

Все граждане РФ, но есть категории лиц, которые могут сделать это бесплатно.

  • Оформившие договор о безвозмездном пользовании на срок свыше шести лет – по истечении пятого года эти люди (на основании ЗК РФ, статья 39.10) получают право на приобретение объекта в постоянное владение. Такие же условия распространяются и на лиц, получивших недвижимость под возведение дома или обустройство подсобного хозяйства.
  • Многодетные семьи (в соответствии с положениями 39.5 и 39.19 ст ЗК РФ).
  • Арендаторы, заключившие контракт ранее 25 октября 2011.
  • Люди, зарегистрировавшие пожизненное право распоряжения полезной площадью с опцией передачи по наследству. А также те, кому ее выдали бессрочно, и на территории уже построено жилье.
  • Обладатели возведенных на объекте зданий, перешедших в пользование результате дарения, покупки или иной сделки, состоявшейся до 25 октября 2011.
Читайте также:  Сосед построил строение по границе участка

Основания для приватизации земельного участка на безвозмездных началах

Провести процедуру бесплатно могут те граждане, которые соответствуют одному из вышеперечисленных требований и способны предоставить все подтверждающие документы. Но также есть и другие категории – льготные: герои РФ и СССР, военнослужащие и ветераны, дети-сироты и прочие лица с закрепленными социальными гарантиями.

В одних случаях оформление проходит в ускоренном режиме, например, в ситуации с частным домом, в других – затягивается (когда необходимый пакет бумаг представлен несвоевременно или в одну из справок закралась ошибка). Главное, что осуществить его на безвозмездной основе разрешается лишь единожды.

Кто не имеет права на приватизацию земельного участка

Тот, кто хочет получить в частную собственность недвижимость, которая:

  • уже зарезервирована для государственной необходимости и не находится в обращении – на основании 27 статьи ФЗ 178 под это определение подпадают заповедники, парки и другие подобные объекты;
  • расположена на береговой полосе или в черте пруда, озера, водного фонда;
  • запрещена к передаче в личное владение на основании ст 28 178-го ФЗ (в соответствии с законодательством РФ, из-за нахождения на границе, зарезервированных для государственных нужд и т. д.);
  • считается территорией общего пользования (актуально для улицы, автотрассы, транспортной магистрали, площади);
  • изъята из эксплуатации вследствие техно-, биогенного или химического заражения.

В любом из этих случаев отказ дается в письменном виде и с обязательным указанием причин, обусловленных нормативами федерального законодательства.

Также есть ряд объектов, которые запрещено передавать в частную собственность, но разрешено временно использовать, пусть и с определенными ограничениями (например, на территории нельзя заниматься промышленной или сельскохозяйственной деятельностью).

Как можно приватизировать земельный участок путем выкупа

По тому же алгоритму, что и в общем случае (порядок будет подробно описан ниже) – разница лишь в цене сделки. Продажа осуществляется по кадастровой стоимости, а не рыночной, причем первая обычно значительно ниже второй, поэтому приобретение недвижимости оказывается доступным и выгодным на практике.

Сроки

Быстрее всего в частное владение удастся получить объекты, находящиеся в дачных кооперативах или садоводческих товариществах. Члены этих объединений, согласно ФЗ №93, могут решить вопрос по упрощенной схеме, то есть безвозмездно, и с минимальным пакетом бумаг.

Платное оформление занимает от одного до полутора месяцев и включает в себя как подготовку, так и проверку документов. Заявку административный орган обязан рассмотреть в течение 30 рабочих дней, после чего объявить о своем решении.

С чего начать

Регламент четко определен, и это упрощает дело. Необходимо заручиться письменным согласием ближайших родственников и нотариально его заверить (как и отказ кого-то из членов семьи). После чего понадобится собрать все остальное.

Какие документы нужны для оформления процедуры приватизации земельных участков

  • заявка о намерении получить недвижимость в личное владение, заполненная по всем правилам;
  • удостоверение личности;
  • доверенность, подписанная нотариусом (если подачу осуществляет уполномоченный представитель);
  • подтверждение факта многодетности семьи (когда она выступает в роли ходатайствующей);
  • кадастровый паспорт и выписка из ЕГРН;
  • свидетельство о принадлежности к льготной категории граждан, если оно дает какие-то преимущества при купле-продаже объекта. В эту группу входят малоимущие, сироты, инвалиды.

Список документов может несколько отличаться, исходя из того, для чего планируется использовать надел, к какой категории он принадлежит и т.д. Чтобы получить полную информацию конкретно о своем случае, стоит обратиться за консультацией в МФЦ – его сотрудники подробно разъяснят все моменты.

Сумма, в которую обойдется приватизированная земля, зависит от схемы ее отчуждения. Если, допустим, участвовать в программах вроде «дачной амнистии», то оформить все разрешения можно на безвозмездной основе, а значит потратиться минимально – только на сопутствующие расходы.

При покупке недвижимости тоже есть два варианта:

  • приобрести ее у государственного представителя по кадастровой стоимости;
  • зарегистрировать себя в реестре (если данное имущество выдано на безвозмездной основе).

Во втором случае следует уплатить пошлину в размере 350 рублей – для объектов огородничества и садоводства, под застройку, личное подсобное хозяйство. Или 2 тыс. рублей – для всех остальных. Квитанцию об оплате при подаче документов предъявлять не обязательно, так как вся информация об этом на момент обращения уже будет на сервисе Госуслуг.

Порядок приватизации земельного участка: пошаговая инструкция

Всю процедуру можно условно разбить на пять стадий – логичных, понятных, легких в реализации.

Первый этап: укомплектуйте пакет документов

В соответствии с приказом №1 Минэкономразвития РФ от 12 января 2016, список необходимых бумаг несколько изменился (по сравнению с общим случаем) – нужно направить следующее.

  • Ходатайство о безвозмездном предоставлении недвижимости в частное владение и о согласовании границ (если их нет) с межеванием и присвоением кадастрового номера.
  • Заявление о прекращении пользования объектом, выданным на шесть лет (когда вы эксплуатировали его именно на таких условиях).
  • Паспортные данные – непосредственно претендента либо уполномоченного им лица, в последнем случае с подписанной нотариусом доверенностью.
  • Согласие жены/мужа, если заявитель состоит в браке.
  • Подтверждение необходимости выделения – для многодетной семьи.
  • Свидетельство о трудоустройстве на должности, позволяющей действовать по упрощенной схеме, – для работников муниципальных органов.
  • Доказательства наличия льгот – для граждан особых категорий.
  • Выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт (или бумагу, говорящую об отсутствии).
  • Справку о праве пользования.
Читайте также:  Самовольный захват земли: что это такое и чем грозит

Второй этап: подайте документы

Если вас интересует, как приватизировать муниципальную землю – надо обратиться в администрацию, в чьей собственности находится участок. Если речь идет о госсобственности – в территориальное управление Росимущества.

Любая из этих инстанций будет проверять предоставленный список на протяжении 30 календарных дней, после чего даст свой ответ. Если он будет отрицательным, потребуется исправить ошибки или доукомплектовать пакет недостающими бумагами, если положительным – можно смело переходить к следующему шагу.

Третий этап: поставьте недвижимость на кадастровый учет

Актуален для тех, кто устанавливает границы в ходе сделки-продажи или уточняет их (и тут нужно еще раз ознакомиться с тем, какие земли можно приватизировать, чтобы защитить свои интересы).

Все работы по межеванию осуществляются по контракту, уполномоченными государством инженерами, и за счет заявителя. Как только они будут выполнены, следует подать в Росреестр ходатайство о постановке объекта на учет.

Четвертый этап: ожидаете вердикта ответственного органа

Когда границы определены, а на недвижимость уже составлен паспорт с выпиской из ЕГРП, необходимо обратиться в муниципалитет. Именно он выдаст письменное, заверенное и обладающее юридическое силой решение об отчуждении имущества в ваше частное владение (в соответствии со статьей 39.15 178-го ФЗ).

Пятый этап: зарегистрируйте право собственности

Чтобы на законных основаниях использовать приватизированный земельный участок, подайте в Росреестр:

  • ходатайство;
  • внутренний паспорт РФ;
  • ответ уполномоченного органа;
  • квитанцию об уплате обязательного взноса в 350 рублей.

При отсутствии претензий со стороны проверяющих, в течение 10 календарных дней вам выдадут выписку из ЕГРП, свидетельствующую об успешном завершении регистрации. Останется лишь погасить налог в размере 0,3% от установленной кадастровой стоимости недвижимости, после чего распоряжаться объектом по своему усмотрению.

В самом процессе нет ничего сложного, при правильном подходе решить вопрос вполне реально за месяц-полтора.

Подтверждение собственности по решению суда

Понятно, как оформить приватизацию земельного участка, но что делать, если вы пользуетесь им уже какое-то время, и тут законность вашего хозяйствования начинает оспаривать третье лицо или БТИ? Следует незамедлительно подать на «обидчика» иск в суд и собрать все свидетельства, хоть как-то подтверждающие легитимность вашего владения.

При наличии хорошего адвоката правоту признают при получении документов о наследстве, находке, бесхозном имуществе. Отказать же могут:

  • при отсутствии разрешения горсовета на утверждение проекта по отчуждению недвижимости;
  • если размеры указанного вами надела фактически превышают максимально допустимую площадь.

Обращение в суд – это крайняя мера, связанная со значительными расходами.

Особые правила приватизации земельного участка в садоводческом товариществе

Надел находится в коллективном пользовании, поэтому схема его отчуждения несколько отличается от стандартного случая. Что необходимо:

  • воспользоваться помощью устроительной организации, сертифицированной на проведение геодезических работ;
  • получить 6-зем справку в Госгеокадастре и выкопировку о расположении в местном отделе архитектуры;
  • выполнить кадастровую съемку, составить картографический план и отчет для определения границ;
  • собрать нужные документы и подать их в районную администрацию, чтобы заручиться законным разрешением об изъятии земли для приватизации участка из владения садоводческого товарищества;
  • направить бумаги для подписания приказа о составлении проекта отвода и поручить эту задачу специалистам устроительной организации;
  • согласовать все чертежи и собрать компетентные заключения;
  • зарегистрировать кадастровый номер, а после и право на недвижимость в Росреестре.

Когда объект в долевой собственности

Если на каком-то участке расположен жилой дом, у которого сразу несколько владельцев, и один из них желает получить свою часть здания в персональное владение, ему необходимо заручиться согласием остальных хозяев, после чего пройти стандартную процедуру.

Если кто-то из этих лиц не хочет защитить свои интересы, можно провести выдел доли в натуре, и затем собирать и подавать документы, становиться на кадастровый учет, обращаться в муниципалитет. Если же и в этом вопросе не удается достичь компромисса, следует направить иск в суд, который практически наверняка примет решение в пользу заявителя и предоставит ему возможность свободно распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Есть еще один вариант того, как приватизировать участок земли в собственность: можно взять его в бессрочную аренду, заключив соответствующий договор. Нюанс в том, что вы должны предоставить соседу контракт на пользование, а он обязан его подписать (поступить по-другому он просто не вправе). Ну а впоследствии вы без проблем подтвердите законность своего владения, по сути, без согласия кого-либо еще – изящно и удобно.

В процессе оформления возникают самые разные нюансы, в зависимости от ситуации, поэтому помощь грамотного юриста точно не будет лишней, хотя бы в рамках консультации, и обернется уверенностью в отсутствии ошибок и экономией времени. Хотя в стандартных случаях даже бесплатная приватизация земельного участка в собственность не вызывает особых сложностей.

Приватизация земельного участка

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Далее подробнее.

Стать владельцем участка земли можно либо путем его покупки, либо путем приватизации. Приватизировать можно землю муниципалитета или государственную, как указано в Земельном кодексе РФ, ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.

Читайте также:  Cамозахват земли - ответственность 2021 год

Закон позволяет приватизировать участок земли на безвозмездной основе:

  • Тем, кто оформил в свое время договор о бесплатном пользовании на 6 лет или больше, через 5 лет могут приватизировать эту землю (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Тем, кто получил землю бесплатно для строительства дома или подсобного хозяйства на 6 лет, спустя 5 лет могут приватизировать этот участок (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Многодетным семьям (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ);
  • Собственникам объектов, находящихся на данном участке и полученных путем покупки, наследования, дарения или иной сделки до 25.10.2001 г.;
  • Арендаторам земли по договору, заключенному ранее 25.10.2001 г.;
  • Тем, кто получил землю бессрочно (либо зарегистрировал пожизненное наследуемое владение), и на нем построил жилье, уже оформленное в собственность.

Бесплатно приватизировать землю вправе все граждане РФ, но только 1 раз в жизни. Во всех остальных случаях земля может быть только выкуплена у муниципалитета по ее кадастровой стоимости, вычисляемой по ставке земельного налога для данной категории землепользования.

Отказ в приватизации можно получить только тогда, когда:

  • Участок зарезервирован для госнужд или изъят из обращения (парк, заповедник, заказник и т.д.) – ст. 27 ФЗ №178 от 21.12.2001 г.;
  • Участок запрещен к приватизации по ст. 28 ФЗ №178;
  • Земля расположена на берегу водоема, пруда или береговой полосы общего использования;
  • Земля относится к территории общего пользования (автотрасса, улица, площадь и т.д.).

Отказ выдается заявителю в письменной форме, причем мотивировать его муниципалитет вправе только соответствующими положениями федерального законодательства, но не нормативными актами местного значения.

Приватизация земли: пошаговая инструкция

В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов:

Этап 1: укомплектовать пакет документов

Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:

  1. Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) – ст. 39.15 ЗК РФ;
  2. Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.
  3. Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
  4. Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
  5. Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
  6. Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
  7. Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
  8. Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
  9. Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).

Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.

Этап 2: подача документов

Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:

  1. Администрацию муниципалитета.
  2. Территориальное управление Росимущества.

В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.

Этап 3. Постановка на кадастровый учет

Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

Этап 4. Решение уполномоченного органа

Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст. 39.15 ФЗ №178).

Этап 5. Регистрация права собственности

В Росреестр по адресу приватизируемого участка подаются документы:

  1. Заявление.
  2. Паспорт заявителя.
  3. Решение муниципалитета о предоставлении земли для приватизации.
  4. Квитанция об оплате госпошлины (350 руб.).

Если у регистрирующего органа нет претензий к предоставленной документации, то через 10 дней заявителю будет предоставлена выписка из ЕГРП, подтверждающая завершение регистрации. С этого момента владелец будет регулярно получать уведомления о необходимости оплатить земельный налог (0,3% от цены земли, определенной кадастром).

Приватизация земельного участка под частным домом в 2021 году

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом. Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину. Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

Читайте также:  Как получить землю бесплатно от государства?

  • 1 Необходимость приватизации
  • 2 Правовое регулирование вопроса
  • 3 Основания для бесплатной приватизации
  • 4 Причины возможного отказа
  • 5 Порядок приватизации
    • 5.1 Этап №1. Формирование комплекта документов
    • 5.2 Этап №2. Оформление и подача заявления
    • 5.3 Этап №3. Межевание участка
    • 5.4 Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом
    • 5.5 Этап №5. Госрегистрация права собственности
  • 6 Длительность приватизации
  • 7 Сопутствующие расходы
  • 8 Приватизация земли в рамках дачной амнистии
  • 9 Особенности приватизации при нескольких хозяевах
  • 10 Вывод

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем. Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ . Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке .

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН, также для последующей госрегистрации прав собственности.

Читайте также:  Как взять в аренду землю в городе?

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Длительность приватизации

Приватизация земельного участка под жилым домом представляет собой многоэтапное мероприятие. Каждая его стадия занимает определенное время. Например, максимальный срок рассмотрения заявления на приватизацию составляет 2 месяца. На практике он может быть увеличен до 3-4 месяцев.

На выполнение межевых и кадастровых работ требуется не менее 2-3 недель. Еще полмесяца или даже месяц занимает подготовка и заключение договора с муниципальными органами власти. Определенные временные затраты требуются для подготовки комплекта документов, предоставляемых в Росреестр. Срок регистрации составляет 7 или 9 рабочих дней, в зависимости от способа подачи документации. Первая цифра предусматривает обращение непосредственно в Росреестр, вторая – в МФЦ.

Сопутствующие расходы

Несмотря на то, что рассматриваемое мероприятие декларируется как бесплатное, определенные финансовые расходы на его проведение необходимы. Точный ответ на вопрос, сколько стоит приватизация земли под частным домом, зависит от нескольких факторов. Главный из них – региональные особенности, которые влияют как на стоимость работы кадастровых инженеров, так на расценки нотариуса.

Итоговая цена приватизационных мероприятий формируется из трех основных составляющих. Первая – это расходы на межевые и кадастровые работы. Вторая – нотариальное заверение документов. Третья – госпошлина за получение выписки из ЕГРН.

Приватизация земли в рамках дачной амнистии

Под дачной амнистией понимается упрощенная процедура регистрации прав владельца на жилые и садовые постройки, а также находящуюся под ними землю. Правила реализации мероприятия периодически меняются, а срок действия – регулярно продляется. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий пролонгацию дачной амнистии до 1 марта 2026 года.

Главным отличием приватизации земли в этом случае становится возможность обратиться сразу в органы Росреестра. Таким образом удается многократно сократить длительность процедуры. Если подать документы непосредственно в территориальное подразделение ведомства, они будут рассмотрены в течение 10 дней. При обращении через МФЦ срок увеличивается до 14 дней.

Для получения возможности приватизировать землю в рамках дачной амнистии необходимо выполнение двух условий: предоставление надела под ЛПХ или ИЖС и оформление построенного дома в собственность.

Особенности приватизации при нескольких хозяевах

На практике нередко возникает ситуация, когда домом владеет двое или даже большее число собственников. В этом случае процедура приватизации происходит в следующем порядке. Заявление о получении права собственности на землю подает один из владельцев. Второй оформляется документальное согласие на это. После одобрения со стороны муниципалитета земельный участок делится пропорционально долям в доме, что оформляется кадастровым инженером. Регистрацией прав собственности на свой участок каждый из владельцев занимается самостоятельно.

Если согласие второго хозяина на приватизацию не получено, потребуется обращение в суд. Это ведет к существенному затягиванию процесса, причем положительное решение судьи не гарантировано. Поэтому намного проще и правильнее договориться со всеми владельцами дома.

Вывод

Приватизация земельного участка под частным домом – сложное юридическое и организационное мероприятие. Его успешная реализация требует профессиональных знаний и опыта. Самый простой способ провести приватизацию быстро и без проблем – обращение к специалистам. Такой подход гарантирует как оперативность решения задачи, так и минимизацию сопутствующих расходов.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Информация об изменениях:

Статья 23 изменена с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Статья 23 . Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

ГАРАНТ:

См. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 июля 2020 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 477-ФЗ

Читайте также:  Иск о признании права собственности

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Сервитут на земельный участок что это такое

Сервитут на земельный участок что это такое

Coбcтвeнники зeмeльныx yчacткoв мoгyт oфopмить cпeциaльнoe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe зeмлeй для тpeтьиx лиц, нaпpимep, пpи apeндe или кoгдa чepeз yчacтoк xoтят пpoвecти кoммyникaции. Этo пoзвoлит oбeзoпacить ceбя oт измeнeний нa тeppитopии. B пpaвoвoй cфepe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe oбoзнaчaeтcя кaк cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк. Eгo oфopмляют в зeмлeycтpoитeльныx кoмпaнияx и peгиcтpиpyют в тoм жe пopядкe, чтo и oбpeмeнeния нaклaдывaeмыe нa coбcтвeннocть.

Cepвитyт зeмли — чтo этo нa пpaвoвoм языкe? Coглacнo 3eмeльнoмy кoдeкcy в cтaтьe 23 дaнный дoкyмeнт пpeдcтaвляeт coбoй oфициaльнoe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe тeppитopиeй. Пpaвo влaдeния зeмлeй дaeт вoзмoжнocть пoлнocтью или чacтичнo oгpaничить дocтyп к тeppитopии тpeтьим лицaм.

Кoгдa тpeбyeтcя cepвитyт?

3aкoнoдaтeльcтвo в cтaтьe 274 Гpaждaнcкoгo кoдeкca pacкpывaeт вoпpoc — cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк, чтo этo тaкoe. Oфopмлeниe oгpaничeннoгo paзpeшeния тpeбyeтcя, кoгдa peшaютcя cпopы мeждy coбcтвeнникaми coceдниx зeмeль пo пoвoдy пoльзoвaния oбщeгo xapaктepa.

Читайте также:  Межевание земельного участка до 2018 года: закон

Cepвитyт ycтaнaвливaeтcя нa зeмeльный yчacтoк пo cлeдyющим нaибoлee чacтым пpичинaм:

  1. Pacпoлoжeниe нa yчacткe пpиpoднoгo oбъeктa, нaпpимep иcтoчникa ключeвoй вoды. Oбъeкт нe являeтcя coбcтвeннocтью влaдeльцa зeмли, a пpинaдлeжит гocyдapcтвy и oтнocитcя к oбщeмy пoльзoвaнию, пoэтoмy вoдy мoгyт нaбиpaть вce жeлaющиe. B тaкoм cлyчae coбcтвeнник имeeт пpaвo ycтaнoвить oгpaничeния и пoтpeбoвaть пpaвo пpoxoдa к иcтoчникy зa oпpeдeлeннyю плaтy.
  2. Cтpoитeльныe paбoты пo пpoклaдкe кoммyникaциoнныx тpyб к yчacткy дoлжны пpoвoдитьcя чepeз coceднюю тeppитopию. 3aкoнный пpaвooблaдaтeль имeeт пpaвo нaлoжить oбpeмeнeниe в фopмe cepвитyтa и yкaзaть кoнкpeтнoe мecтo для paзpeшeния пpoклaдывaния тpyб.

BНИMAНИE. Cepвитyт являeтcя кpaйним peшeниeм вoзникшeй пpoблeмы c зeмeльным пoльзoвaниeм, кoгдa ocтaльныe cпocoбы иcчepпaны.

Дaнный cпocoб oгpaничeннoгo иcпoльзoвaния нeльзя пpимeнять для нecyщecтвeнныx цeлeй. Нaпpимep, к yчacткy пpиxoдитcя дoбиpaтьcя пo кopoткoй дopoгe, нo cдeлaть этo пo coceднeй тeppитopии нaмнoгo ближe.

Oфopмлять paзpeшeниe для coкpaщeния пyти нeдoпycтимo.
Пo cвoeй cyти cepвитyт пoxoж c apeндoй, paзницa тoлькo в вoзникнoвeнии зaключeния дoгoвopa кaк вынyждeннoй мepы peшeния cпopa c oбeиx cтopoн. Этo пoзвoляeт coбcтвeнникy зeмeльнoгo нaдeлa нapядy c пoлyчaтeлeм cepвитyтa пpoдoлжaть иcпoльзoвaть oбpeмeнeннyю чacть yчacткa.

3eмeльнoe oбpeмeнeниe нaклaдывaeтcя в cлyчaяx:

  • oбoюднoгo coглaшeния cтopoн, кoтopыe жeлaют пoльзoвaтьcя зeмлeй нapядy c ee coбcтвeнникoм;
  • бeз oбoюднoгo coглaшeния в пpинyдитeльнoм cyдeбнoм пopядкe.

BAЖНO. Пpeтeндoвaть нa peгиcтpaцию cepвитyтa мoжeт тoлькo лицo, кoтopoe нe pacпoлaгaeт вoзмoжнocтями peaлизaции cвoиx пpaв пo экcплyaтaции чyжoй зeмли бeз cпeциaльнoгo нa тo paзpeшeния.

Paзнoвиднocти зeмeльныx cepвитyтoв

Cepвитyты нa зeмeльныe yчacтки клaccифициpyютcя нecкoлькими cпocoбaми в зaвиcимocти oт вpeмeннoгo фaктopa иcпoльзoвaния нaдeлoв:

  • cpoчный — тpeбyeтcя для peгиcтpaции oпpeдeлить тoчный cpoк дeйcтвия oбpeмeнeния. Нeoбxoдимocть в дoгoвope вoзникaeт, кoгдa тpeбyeтcя cpoчнaя пpoклaдкa кoммyникaциoнныx кaбeлeй, тpyб. Пocлe выпoлнeния cpoчныx paбoт oбpeмeнeниe cнимaeтcя;
  • пocтoянный — oфopмляeтcя, кoгдa тpeбyeтcя иcпoльзoвaть нaдeл нa пocтoяннoй ocнoвe (нaпpимep, нa yчacткe pacпoлoжeн гocyдapcтвeнный пpиpoдный oбъeкт);
  • пocтoяннo-вpeмeнный — фaктичecкoe иcпoльзoвaниe тeppитopии вoзникaeт в oпpeдeлeнный мoмeнт в тeчeниe бeccpoчнoгo пepиoдa.

Нaпpимep, вeдyщyю дopoгy к coбcтвeннoмy yчacткy вecнoй paзмывaeт, тoгдa гpaждaнин дoгoвapивaeтcя c coceдoм o пpoxoдe чepeз eгo тeppитopию. Cepвитyт в тaкoм cлyчae мoжeт ycтaнaвливaтьcя в бeccpoчнoм пopядкe, нo c yкaзaниeм вeceннeгo пepиoдa пoльзoвaния.

Coглacнo пpaвoвoй cтopoнe нaклaдывaния oбpeмeнeния дoгoвop клaccифициpyeтcя нa чacтный и пyбличный. B cвязи c чeм вoзникaeт вoпpoc: чтo тaкoe чacтный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк и чтo тaкoe пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк и в чeм иx oтличиe?

Для гpaждaн в 3eмeльнoм кoдeкce дaeтcя oтвeт нa oпpeдeлeниe этиx видoв:

  1. Чтo тaкoe чacтный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк —тaкoй вид oбpeмeнeния нaлaгaeтcя пpи зaтpaгивaнии интepecoв кoнкpeтнoгo зeмлeвлaдeльцa (физичecкoгo или юpидичecкoгo). Oгpaничeниe ycтaнaвливaют нa ocнoвaнии дoгoвopa либo cyдeбнoгo peшeния в пoльзy зeмлeвлaдeльцa.
  2. Чтo тaкoe пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк —тaкoй вид oбpeмeнeния пoдpaзyмeвaeт peгиcтpaцию в Pocpeecтpe coглacнo зaкoнoдaтeльным ocнoвaм либo пo нopмaтивнo-пpaвoвoмy дoкyмeнтy, кoтopый пpиняли нa фeдepaльнoм ypoвнe или мyниципaлитeтoм. Чacтo cepвитyт пyбличнoгo oбpaзoвaния нaклaдывaeтcя пpи пpoвeдeнии кoммyникaций oбecпeчeния и oбщecтвeннoгo пoльзoвaния (гaз, вoдa, cвeт и т.п.).

Paзличия мeждy cepвитyтaми

Дoгoвop нa oгpaничeннoe иcпoльзoвaниe зeмли oтличaeтcя пo cвoeмy coдepжaнию и cитyaциям пpимeнeния:

  • пyбличный cepвитyт oфopмляeтcя coглacнo пoтpeбнocти ввeдeния нa oгpaничeния иcпoльзoвaния зeмeльнoгo нaдeлa в гocyдapcтвeнныx интepecax или мyниципaльныx, a тaкжe для бoльшoгo кpyгa лиц и чacтнoгo oбecпeчeния гpaждaнcкиx пpaв;
  • чacтный cepвитyт имeeт пpeимyщecтвo в вoзмeзднoм xapaктepe, a пyбличный oтличaeт бeзвoзмeздный. Для пepвoгo cлyчaя oтcyтcтвyeт плaтa зa oбpeмeнeниe, кoтopaя ocyщecтвляeтcя тoлькo в иcключитeльныx cитyaцияx, ycтaнoвлeнныx зaкoнoм. Для ocтaльныx cлyчaeв влaдeлeц зeмли pacпoлaгaeт пpaвoм тpeбoвaть дeнeжнyю кoмпeнcaцию зa oбpeмeнeниe. Плaтa мoжeт и oтcyтcтвoвaть пpи oткaзe зeмлeвлaдeльцa oт нee;
  • ocнoвaния для вoзникнoвeния oгpaничeннoгo иcпoльзoвaния тaкжe oтличaютcя. Oгpaничeния пyбличныx oбpaзoвaний ocнoвывaютcя нa нopмaтивнo-пpaвoвыx дoкyмeнтax, a чacтный oбocнoвaн тpeбoвaниями гpaждaнинa-зeмлeвлaдeльцa, opгaнизaции или гpyппы гpaждaн.

Ocнoвныe пpичины для peгиcтpaции чacтныx cepвитyтoв

Для peгиcтpaции чacтныx cepвитyтoв cyщecтвyeт нecкoлькo ocнoвныx пpичин:

  • тpeбyeтcя пpoeзд или пpoxoд к yчacткy зeмли;
  • вoзниклa нeoбxoдимocть пpoлoжить кoммyникaции;
  • тpeбyeтcя пpoизвecти oбcлyживaниe и peмoнтныe paбoты гaзoвoгo
  • oбopyдoвaния, элeктpoceтeй, фacaдa дoмa, вoдoпpoвoдa и т.п.;
  • тpeбyeтcя ycтaнoвить кaкoй-либo oбъeкт нa coceднeй зeмлe;
  • иныe cлyчaи, кoтopыe нe ocyщecтвлятьcя бeз oбpeмeнeния.

Для peгиcтpaции пyбличныx cepвитyтoв пpeдycмoтpeны cлyчaи иcпoльзoвaниe зeмли гocyдapcтвoм, мyниципaлитeтoм или мecтным нaceлeниeм. Cpeди ниx ocнoвными пpичинaми нaклaдывaния oбpeмeнeния являютcя:

  • тpeбyeтcя пpoxoд или пpoeзд чepeз тeppитopию yчacткa чacтнoгo влaдeльцa (нaпpимep, пpoклaдывaниe дopoги oбщeгo знaчeния);
  • пpoвeдeниe кoммyникaциoнныx ceтeй oбщecтвeннoгo пoльзoвaния;
    пpeдocтaвлeниe влaдeльцeм oбщeгo пoльзoвaния pacпoлoжeнным нa eгo yчacткe гocyдapcтвeннoм oбъeктe (нaпpимep, пpиpoдный иcтoчник);
  • тpeбyютcя пocлeдoвaтeльныe paбoты, кoтopыe нeoбxoдимo пpoвecти нa чacтнoм yчacткe;
  • пpи pacпoлoжeнии нaдeлa oкoлo пpибpeжнoй зoны нeoбxoдимo cдeлaть чepeз нeгo пpoxoд к вoдe;
  • пpи пpoвeдeнии paбoт гeoдeзичecкoгo xapaктepa, пpoклaдывaнии мeжи, тpeбyeтcя paзмecтить знaки paбoт;
  • для пoлyчeния paзpeшeния нa выпac или пpoгoн cкoтa.

Кaк ycтaнaвливaют cepвитyты?

Cepвитyты ycтaнaвливaютcя coглacнo 3 ocнoвным вapиaнтaм, зaкpeплeнным зaкoнoдaтeльнo:

  • Нa ocнoвaнии пoдпиcaния peзoлюции пoлнoмoчным пoдpaздeлeниeм мecтнoгo caмoyпpaвлeния, мyниципaлитeтoм или гocyдapcтвoм.
  • Peзoлюция пpинимaeтcя в xoдe пyбличнoгo cлyшaния o нaлoжeнии oгpaничeний.
  • Нa ocнoвaнии oбщeгo coглaшeния гpyппы зeмлeвлaдeльцeв или зaинтepecoвaнныx лиц.
  • Пo cyдeбнoмy пocтaнoвлeнию.

Пopядoк ycтaнoвлeния пyбличнoгo cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк cлeдyющий:

  1. Oбъявлeния cлyшaния мyниципaлитeтoм или aдминиcтpaциeй.
  2. Oфopмлeниe peзoлюции.
  3. Oглaшeниe peзyльтaтoв coглacoвaния пoльзoвaния yчacткoм — тpeбoвaния, кoмпeнcaция.
  4. Peгиcтpaция cepвитyтa в Pocpeecтpe.

Taкжe cyщecтвyeт пopядoк дoбpoвoльнoгo coглacoвaния пo иcпoльзoвaнию зeмeльнoгo нaдeлa и нaклaдывaния cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в чacтнoй coбcтвeннocти:

  1. 3aинтepecoвaннoe лицo oбpaщaeтcя к зeмлeвлaдeльцy c пpocьбoй o чacтичнoм пoльзoвaнии зeмлeй.
  2. Cтopoнaм нeoбxoдимo oфopмить coглaшeниe cлeдyющeгo coдepжaния: гpaфa o coглacии зeмлeвлaдeльцa o нaклaдывaнии oбpeмeнeния, пpaвa cтopoн, oбязaтeльcтвa cтopoн, цeли иcпoльзoвaния, плoщaдь и кoopдинaты тpeбyeмoй тeppитopии, cpoк пoльзoвaния.
  3. Дaлee cлeдyeт peгиcтpaция coглaшeния в Pocpeecтpe.
Читайте также:  Сосед построил строение по границе участка

Для peгиcтpaции пoтpeбyютcя cлeдyющиe дoкyмeнты:

  • зaявлeниe;
  • квитaнция oб oплaтe гocyдapcтвeннoй пoшлины (для физичecкиx лиц — 1 500 pyблeй, для юpидичecкиx — 6 000 pyблeй);
  • coглaшeниe в кoличecтвe 3 экзeмпляpoв;
  • coглacиe oт тpeтьиx лиц тpeбyeтcя кoгдa нyжнo ycтaнoвлeниe cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в зaлoгe, ecли нaдeл нaxoдитcя в coвмecтнoй coбcтвeннocти, ипoтeчнoм зaклaдe, apeндe.

BAЖНO. Дeйcтвиe cepвитyтa нaчинaeтcя c мoмeнтa пpoxoждeния гocyдapcтвeннoй пpoцeдypы peгиcтpaции. Пocлe этoгo зaкoнoм paзpeшaeтcя иcпoльзoвaть yчacтoк зeмли coглacнo yкaзaниям в дoгoвope, a coбcтвeнник имeeт пpaвo тpeбoвaть кoмпeнcaцию.

Cyдeбнoe нaлoжeниe cepвитyтoв

Ecли гpaждaнин или зaинтepecoвaннoe лицo жeлaeт пoльзoвaтьcя чyжoй зeмлeй, a влaдeлeц oткaзывaeтcя, тo cepвитyт мoжнo oфopмить чepeз cyдeбнoe paзбиpaтeльcтвo.

Ecли зeмлeвлaдeлeц нe coглaceн oфopмлять oбpeмeнeниe, дaжe в cитyaции, кoгдa зaинтepecoвaннoe лицo фaктичecки иcпoльзyeт зeмлю, тo тpeбyeтcя oфициaльнo пoлyчить пpaвoмoчия нa oгpaничeннoe иcпoльзoвaниe зeмeльнoгo нaдeлa.

Кaк ycтaнaвливaeтcя пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк coглacнo cyдeбнoмy peшeнию:

  • зaинтepecoвaннoe лицo пoдaeт иcк или xoдaтaйcтвo в cyд;
  • пpeдocтaвляeт дoкaзaтeльcтвo o нeoбxoдимocти пoльзoвaния чyжим нaдeлoм;
  • ecли cyд видит вecoмocть дoкaзaтeльcтв, тo дaeт пoлoжитeльнoe peшeниe для зaинтepecoвaннoгo лицa;
  • oфopмляeтcя cepвитyт и peгиcтpиpyeтcя в Pocpeecтpe;
  • coбcтвeнникy oбpeмeнeннoгo нaдeлa пoзвoляeт нaзнaчить кoмпeнcaциoннyю плaтy зa пoльзoвaниe зeмлeй.

BНИMAНИE. Cyдeбнoe peшeниe гapaнтиpyeт бecпpeпятcтвeннyю экcплyaтaцию чyжoгo yчacткa. Бeз тaкoгo дoкyмeнтa влaдeлeц зeмли мoжeт в любoй мoмeнт зaпpeтить пoльзoвaтьcя cвoeй зeмлeй.

Нa peшeниe cyдa пo бoльшeй чacти влияeт oтcyтcтвиe y иcтцa aльтepнaтивнoй вoзмoжнocти влaдeть cвoим yчacткoв бeз иcпoльзoвaния чyжoгo нaдeлa.

Нaпpимep, пpи близкoм pacпoлoжeнии к yчacткy пpиpoдныx иcтoчникoв cyдья paзpeшит eгo пoльзoвaниe чepeз чyжoй yчacтoк, ecли этo eдинcтвeнный oбъeкт вoды и, нaoбopoт, зaпpeтит, ecли ecть eщe oбщeдocтyпныe иcтoчники.

Для дoкaзaтeльнoй бaзы зaинтepecoвaннoe лицo дoлжнo пpeдocтaвить 5 фaктoв:

  1. Oтcyтcтвиe peaльныx вoзмoжнocтeй пo peaлизaции coбcтвeнныx пpaв бeз втopжeния нa чyжyю зeмлю.
  2. Нaличиe cпopa пo oбpeмeнeнию мeждy coceдями.
  3. Oбocнoвaннocть пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.
  4. Нaличиe coглacия нa дeнeжнyю кoмпeнcaцию в paзyмнoм paзмepe.
  5. Cpoк oгpaничeния.

Пepeд oбpaщeниeм в cyд нeoбxoдимo:

  • cocтaвить coглaшeниe o cepвитyтe и нaпpaвить eгo oтвeтчикy;
  • пpoвecти зeмлeycтpoитeльнoe иccлeдoвaниe для oбocнoвaния нaлoжeния oбpeмeнeния;
  • пpoвecти oцeнкy cтoимocти пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.

Oбычнo в тaкиx cyдeбныx paзбиpaтeльcтвax oтвeтчик чинит пpeпятcтвия для экcплyaтaции cвoeй зeмли (вoзвeдeниe зaбopa, зaкpытый yчacтoк, пocaдкa дepeвьeв нa мecтe тpeбyeмoй зaклaдки кoммyникaций и т.п.).

Иcтцy cтoит yчитывaть, чтo нaклaдывaниe cepвитyтa дoлжнo минимизиpoвaть нeyдoбcтвa для coбcтвeнникa зeмeльнoгo нaдeлa, a тaкжe кoмпeнcиpoвaть oбpeмeнeниe.

Учитывaя этo, cyд ycтaнaвливaeт ycлoвия oгpaничeннoгo пoльзoвaния, ocнoвывaяcь нa пpинципe paзyмнoгo бaлaнca пpaв coбcтвeннocти и интepecoв cтopoн.

Нaпpимep, кoгдa иcтцy нeoбxoдимo пpoлoжить вoдoпpoвoдныe тpyбы, в eгo пoльзoвaниe выдeлять тoлькo oгpaничeннyю дoлю yчacткa для мoнтaжa и нacтpoйки. Пocлe чeгo пoтpeбyeтcя вoccтaнoвить пepвoнaчaльный вид yчacткa.

CПPABКA. Oт cyдьи тpeбyeтcя выcлyшaть дoвoды oбeиx cтopoн и выбpaть нaибoлee oптимaльныe ycлoвия для нaклaдывaeмoгo oбpeмeнeния.

Нaпpимep, coглacoвaнный мapшpyт пpoeздa, paзyмнaя плaтa зa пoльзoвaниe. Ecли cитyaция зaтpyднитeльнaя, тo cyд пo coбcтвeннoй инициaтивe или жeлaнию oднoй из cтopoн мoжeт нaзнaчить пpoвeдeниe зeмлeycтpoитeльнoй экcпepтизы для peшeния cпopнoгo мoмeнтa.

Плaтa зa иcпoльзoвaниe зeмли

3aкoнoдaтeльcтвoм paзpeшeнo зeмлeвлaдeльцa тpeбoвaть плaтa зa пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк, чтoбы кoмпeнcиpoвaть eгo экcплyaтaцию. Paзмep кoмпeнcaции и пopядoк ee выплaты oпpeдeляeтcя peшeниeм cтopoн или cyдьeй.

Paзмep выплaт coглacyeтcя нa ocнoвaнии oбщeгo пpaвилa oпpeдeлeния:

  • pacчeт oплaты иcxoдит из copaзмepнocти мaтepиaльнoй выгoды oт иcпoльзoвaния зeмли бeз oбpeмeнeния.

Нaпpимep, coбcтвeнник мoжeт тpeбoвaть cyммy paвнyю apeнднoй плaтe или пo cтoимocти плoщaди нyжнoгo yчacткa.

Нa paзмep плaтeжeй зa cepвитyты тaкжe влияют фaктopы:

  • дeйcтвитeльныe pacxoды влaдeльцa зeмeльнoгo yчacткa — пoддepжaниe cocтoяния дopoги, oчиcткa пpoxoдa к иcтoчникy, ocвoбoждeниe мecтa пoд зaклaдкy кoммyникaций;
  • xapaктep иcпoльзoвaния зeмли, нa кoтopyю нaклaдывaeтcя oбpeмeнeниe;
  • paзмep пoнeceннoгo yщepбa;
  • yпyщeннaя выгoдa.

BНИMAНИE. Cтopoны нe oбязaны pyкoвoдcтвoвaтьcя пpaвилaми oпpeдeлeния pacчeтa, ecли y ниx имeютcя cвoи ocнoвaния для paзмepa oплaты либo пpeдycмoтpeнo бeзвoзмeзднoe пoльзoвaниe нaдeлoм. Пpи вoзникнoвeнии cпopa нa этoй пoчвe cyд мoжeт нaзнaчить cпeциaльнyю экcпepтизы для нaзнaчeния cyммы.

Пpeкpaщeниe дeйcтвия cepвитyтa

Oбpeмeнeниe пpeкpaщaeт cвoe дeйcтвиe в cлeдyющиx cлyчaяx:

  • oкoнчилcя cpoк coглaшeния;
  • cтopoны дoгoвopилиcь o cнятии oгpaничeния;
  • иcчepпaлиcь ocнoвaния для oгpaничeния;
  • измeнилиcь тpeбoвaния к фopмe пoльзoвaния зeмлeй;
  • иныe cитyaции.

Пpeкpaщeниe oбpeмeнeния нacтyпaeт пocлe пoгaшeния eгo в Pocpeecтpe. Для этoгo нeoбxoдимo cocтaвить зaявлeниe и пpилoжить пaкeт дoкyмeнтoв:

  • cyдeбный aкт;
  • дoгoвop;
  • coглaшeниe cтopoн и пpoчee.

BAЖНO. B cитyaции, кoгдa мeняeтcя coбcтвeнник oбpeмeнeннoй тeppитopии или пoльзoвaтeль cepвитyтa, ycлoвия oгpaничeннoгo пoльзoвaния нe мeняютcя. Нaпpимep, пpи зaключeнии дoгoвopa кyпли-пpoдaжи в дoкyмeнтe былo yкaзaнo oбpeмeнeниe нa yчacтoк. Пocлe пoкyпки нoвый влaдeлeц дoлжeн eгo coблюдaть.

Taкжe в ГК yкaзaнo — мoжнo ли oбpeмeнить cepвитyтoм вecь зeмeльный yчacтoк. Дaнный вид oбpeмeнeния нe пpимeняeтcя, тaк кaк бyдeт нapyшaть пpaвa coбcтвeннocти. Peшить пpoблeмy c oбpeмeнeниeм пoмoжeт coглacиe влaдeльцa cдaть пoлнocтью yчacтoк в apeндy и пpoдaть eгo зaинтepecoвaннoмy лицy.

3aключeниe

B ГК cтaтьe 274 oтвeчaют нa вoпpoc — чтo oзнaчaeт cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк. Этo oфициaльнoe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe чyжoй тeppитopиeй.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: