Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Письмо ФГБУ “ФКП Росреестра” от 19.07.2016 N 10-3153-КЛ “О предоставлении разъяснений”

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ”

ПИСЬМО
от 19 июля 2016 г. N 10-3153-КЛ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

ФГБУ “ФКП Росреестра” (далее – Учреждение), рассмотрев обращение филиала Учреждения (далее – Обращение), содержащее вопросы о действиях органа кадастрового учета при осуществлении кадастрового учета в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, сообщает.

По первому по вопросу Обращения (о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, формируемого под существующим объектом капитального строительства).

Согласно ситуации, описанной в Обращении, на земельном участке, образуемом из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположен объект капитального строительства, построенный до утверждения правил землепользования и застройки. Вид разрешенного использования образуемого земельного участка подразумевает его использование для эксплуатации указанного объекта капитального строительства, однако не предусмотрен градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны, в которой расположен данный земельный участок. В государственном кадастре недвижимости сведения о границах территориальных зон, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, отсутствуют.

В соответствии с позицией Росреестра, изложенной в письме от 20.05.2015 N 14-05723/15, направленном в филиалы Учреждения письмом Учреждения от 09.10.2015 N 10-3512-КЛ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту, является неправомерным.

Необходимо отметить, что ранее Учреждением в Росреестр было направлено письмо от 18.06.2014 N 10-0564-АГ, содержащее вопрос о необходимости применения градостроительных регламентов в отношении земельных участков, фактическое использование которых сложилось до принятия правил землепользования и застройки (о возможности постановки на государственный кадастровый учет такого земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного градостроительным регламентом для данного вида разрешенного использования).

Согласно письму Росреестра от 21.06.2016 N 14-05035/16 позиция Росреестра по вопросу, поставленному в письме Учреждения от 18.06.2014 N 10-0564-АГ, следующая.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, учитывая положения пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, части 6 статьи 30, части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по мнению Росреестра, в случаях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами (если такие градостроительные регламенты установлены в отношении земельных участков, на которых градостроительные регламенты распространяются).

К земельным участкам, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, применяются предельные минимальные размеры, установленные в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

При этом Росреестр полагает, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного градостроительным регламентом, возможна в случае если в составе необходимых для кадастрового учета документов имеется заключение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающее, что фактическое использование земельного участка сложилось до принятия правил землепользования и застройки, и отсутствует возможность увеличения площади земельного участка до нормативной (см., например, решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11.03.2014 по делу N 2-2476/14, апелляционное определение Самарского областного суда от 17.07.2015 по делу N 33-7560/2015, письмо Минэкономразвития России от 20.02.2013 N Д23и-406).

Кроме того Росреестр отмечает, что в некоторых случаях при утверждении органами местного самоуправления предельных размеров предоставляемых гражданам земельных участков в соответствующих решениях указывается, что действие таких решений не распространяется на случаи, когда в сложившейся застройке земельный участок меньше установленного минимального размера и увеличение его площади не представляется возможным (например, решения Демидовского районного совета депутатов Смоленской области от 29.04.2004 N 39, Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 28.01.2007 N 188/20, Городского совета муниципального образования “город Набережные Челны” Республики Татарстан от 15.12.2011 N 15/11, Совета муниципального образования “Сармановский муниципальный район” Республики Татарстан от 28.05.2012 N 67, постановление администрации городского округа Котельники Московской области от 26.05.2015 N 362-ПА).

Читайте также:  Стоимость земли в Подмосковье по районам: таблица 2018

Также Учреждением в Росреестр направлялось письмо от 22.07.2015 N 05-0504-ИШ, содержащее вопрос о возможности применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных градостроительным регламентом, в отношении земельных участков, используемых под садоводство, границы которых определены в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, утвержденным до принятия правил землепользования и застройки.

Согласно позиции Росреестра, изложенной в письме от 09.09.2015 N 14-08845/15, подготовленном по результатам рассмотрения письма Учреждения от 22.07.2015 N 05-0504-ИШ, на территории, где установлен градостроительный регламент, органу кадастрового учета следует руководствоваться данным градостроительным регламентом. При этом с целью уточнения информации о действиях конкретных нормативных актов Росреестр считает целесообразным органу кадастрового учета направить запрос в соответствующий уполномоченный орган.

Также можно отметить позицию, изложенную в письме Росреестра от 23.09.2015 N 14-09221/15, направленном в филиалы Учреждения письмом Учреждения от 09.10.2015 N 10-3512-КЛ, согласно которой:

при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту, если действие градостроительного регламента распространяется на такой земельный участок;

если содержащиеся в межевом плане сведения не соответствуют градостроительному регламенту (при наличии сведений о нем в государственном кадастре недвижимости), следует принимать решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, поскольку в данном случае при подготовке межевого плана усматривается нарушение части 10 статьи 38 Закона о кадастре;

при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о градостроительном регламенте, но при наличии в межевом плане сведений о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, целесообразно одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет такого земельного участка направлять запрос в орган местного самоуправления в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей территориальной зоне.

С учетом позиции, изложенной в письме Росреестра от 23.09.2015 N 14-09221/15, Учреждение отмечает, что при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, у органа кадастрового учета отсутствует возможность определить в границах какой территориальной зоны расположен образуемый земельный участок и, следовательно, требования какого градостроительного регламента распространяются на данный земельный участок.

То есть у органа кадастрового учета отсутствуют основания для принятия решения о приостановлении кадастрового учета по причине того, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для определенной территориальной зоны.

Дополнительно Учреждение обращает внимание, что в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, проектной документации лесных участков либо утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – Схема).

При этом следует иметь в виду, что согласно положениям пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении Схемы в отношении каждого образуемого земельного участка в числе прочего указывается территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

То есть при принятии решения об утверждении Схемы в отношении земельного участка, образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если на образуемый земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, в таком решении указывается не конкретный вид разрешенного использования, а территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок.

По второму вопросу Обращения (о приостановлении осуществления кадастрового учета, если в соответствии с разделом межевого плана “Схема расположения земельных участков” одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны).

Как отмечалось выше, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах у органа кадастрового учета отсутствует возможность определить местоположение границ образуемого земельного участка относительно границ таких территориальных зон, соответственно, положения пункта 6 части 2 статьи 26 Закона о кадастре применяются в случае наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, полученных в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона о кадастре.

Вместе с тем Учреждение отмечает, что согласно части 10 статьи 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Читайте также:  Сервитут на земельный участок: что это такое

Таким образом, по мнению Учреждения, если из информации, содержащейся в разделах межевого плана (в том числе разделе “Схема расположения земельных участков”), следует, что образуемый земельный участок пересекает границы территориальной зоны, то можно сделать вывод о том, что межевой план подготовлен с нарушением требований части 10 статьи 38 Закона о кадастре и, соответственно, о наличии оснований для приостановления осуществления кадастрового учета согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре. Одновременно с принятием решения о приостановлении осуществления кадастрового учета целесообразно направить соответствующий запрос в орган местного самоуправления.

Позиция, изложенная в настоящем письме, согласована с Росреестром (письмо от 21.06.2016 N 14-05035/16).

Минимальные и максимальные размеры наделов в РФ

Российское законодательство дает возможность каждому гражданину стать владельцем земли. При этом Федеральный закон от 23.06.14 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» упразднил норму, согласно которой местные власти устанавливали минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее, что изменилось после принятия этого закона и как теперь устанавливаются пределы угодий.

Что такое предельный размер участка

Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

  • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
  • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
  • процент застройки относительно остальной площади участка;
  • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения Градостроительного кодекса РФ , правила землепользования и другие нормативные акты.

После вступления в 2015-м году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.

Разберем особенности предоставления земельных участков.

Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ

Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:

  • выделении участков из государственных или муниципальных земель;
  • предоставлении угодий в аренду;
  • принятии решения о разделении территории;
  • определении возможности выполнения прирезок к наделам;
  • образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
  • выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
  • выделе невостребованной территории;
  • выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.

Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.

Максимальный и минимальный размер участка при отсутствии регламентов

Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.

Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.

Ограничение площади наделов под ИЖС

Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:

  • ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
  • посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
  • изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
  • обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.

Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:

  1. Уровня спроса на землю в данной местности.
  2. Плотности населения.
  3. Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
  4. Уровня экономического развития региона.

Ограничения для угодий под ЛПХ

При получении земли для ЛПХ учитывают следующие условия:

  • индивидуальные жилые строения должны иметь не более трех этажей и площадь до 1500 м2;
  • на 12 сотках разрешается возводить только один жилой дом;
  • удаленность объекта от соседних строений должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек – от 1 м;
  • расстояние между объектами определяется с учетом строительного материала.

Для того чтобы понять особенности выбора целевого назначения надела, ознакомьтесь со статьей “Земли ЛПХ и ИЖС: в чем разница”.

Допустимая площадь садоводческих участков

В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:

  • в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
  • в Ленинградской – 5;
  • в Свердловской – 11 соток.
Читайте также:  Земельные споры о границах земельного участка. Судебная практика

На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.

Ограничения площади земельных участков в Московской области

Согласно актуальным требованиям, действуют следующие предельные размеры земельных участков в Московской области в 2021 году:

  • для садоводства – от 0,06 до 0,15 га;
  • для огородничества – от 0,04 до 0,10 га;
  • для дачного хозяйства – о т 0,06 до 0,25 га.

Точные цифры можно найти в законодательных актах конкретно взятого региона.

Ограничения площади наделов в Ленинградской области

В ЛО установлены такие максимальные размеры земельных угодий:

  • для садоводства – 0,12 га;
  • для дачного строительства – 0,20 га;
  • для огородничества – 0,10 га;
  • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 50 га.

Минимальный размер земельного участка в Ленинградской области составляет:

  • для садоводства – 0,05 га;
  • для дачного строительства – 0,05 га;
  • для огородничества – 0,01 га;
  • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 1 га.

Ограничения для жилого строительства также зависят от того, будет оно вестись в сельской или городской местности.

Отклонение от установленных норм

Следует помнить о том, какие последствия влечет за собой превышение максимальных размеров земельного участка. На практике такое несоответствие нормам становится основанием для отказа в государственной регистрации объекта.

Единственный возможный выход из сложившейся ситуации – выкуп дополнительной площади у муниципалитета.

Наделы, на которые не распространяются предельные нормы

Существует территории, которые установленные ограничения не затрагивают. К ним относятся:

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
  • объекты транспорта, путей сообщения и связи;
  • линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
  • автомобильные дороги.

Выводы

Земельный максимум – это установленное законодательством ограничение площади участка, выдаваемого для определенных нужд. В зависимости от целевого назначения, а также региона, в котором расположен надел, этот показатель меняется. В законе предусмотрены не только максимальные, но и минимальные размеры надела.

Поскольку из каждого правила есть исключения, в законодательстве перечислен ряд объектов, на которые эти ограничения не распространяются.

4 thoughts on “Минимальные и максимальные размеры наделов в РФ”

Выделяю участки с разным целевым назначением, один под строительство индивидуального жилого дома, второй под садоводческое хозяйство. Скажите могу я их оба выделить на себя, без ФЛП?

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

СТ 38 ГрК РФ.

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

Читайте также:  Приватизация земельного участка под домом: порядок оформления и документы

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

Читайте также:  Вынос границ земельного участка в натуру: стоимость, процедура, документы

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).

Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

В том числе градостроительный регламент поселения

  • устанавливает, где это необходимо, предельные минимальные и максимальные размеры участков под застройку,
  • указывает, на каких территориях нет предельных минимальных и максимальных размеров участков.

Учитывая объем и разнообразие градостроительных регламентов, сделать сводный анализ по интересующим субъектам федерации вряд ли возможно. Поэтому рассмотрим вопрос на примерах.

В г. Москва вопрос с предельными размерами участков под застройку решен на региональном уровне: п. 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП указывает, что ни в одной из территориальных зон города минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются.

Иная ситуация в Московской области. Так, принятые в городе Рошаль Правила землепользования и застройки (утв. Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.2017 № 1/28) вводят минимальные размеры участков для

  • среднеэтажной застройки – многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 5000 кв.м, максимальный – 500 000 кв. м);
  • малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2500 кв. м, максимальный – 100000 кв.м);
  • индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв. м, максимальный – 3000 кв.м).

На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.

Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении

Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно

  1. найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст. 32 ГсК РФ);
  2. На карте зонирования территории поселения найти, хотя бы приблизительно, интересующий участок и выяснить, к какой зоне он относится;
  3. в правилах землепользования выявить требования к застройке интересующей территориальной зоны – в том числе, допустимо ли в ней возведение желаемого объекта и установлен ли для такого объекта предельный минимальный и максимальный размер земельного участка.

Обращаем внимание, что необходимо также проверить соответствие будущего здания по проекту таким требованиям градостроительных регламентов как

  • расстояние до других объектов недвижимости, красных линий и границ соседних участков,
  • предельная этажность для данного объекта в конкретной зоне,
  • максимальный процент застройки выбранной территории

Предельные минимальные и максимальные размеры предоставляемых гражданам участков

Здесь мы рассмотрим исключительно предельные минимальные и максимальные размеры государственных или муниципальных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду.

В Московской области действует закон от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», предусматривающий следующее

Читайте также:  ФЗ-217 о садоводческих товариществах в последней редакции 2021 года

Достоверные максимальные и минимальные размеры земельного участка под ИЖС

Планируя в будущем заняться созданием частного домовладения, в первую очередь стоит задуматься о земельном участке.

В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.

Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.

То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство.

Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:

  • Градостроительного кодекса РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил землепользования и застройки;
  • СниПов.

На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:

  • общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
  • спрос населения;
  • количество свободных земельных наделов.

Нормы и правила регулирования

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).

Площадь надела

Несмотря на то, что в каждом регионе и муниципалитете имеются собственные предельные значения выделяемых земельных участков под жилую застройку, существуют значения ниже или выше которых нельзя «подниматься» или «опускаться».

Так минимальный размер участка со статусом ИЖС под строительство жилого дома не может быть меньше, чем 3 сотки.

Даже если застройщик готов «ютиться» на меньшей территории, то органы государственной власти в лице Росреестра не зарегистрируют подобный надел.

Также возникнут проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Поэтому, присматривая небольшие и недорогие куски земли под строительство, обращайте внимание на их минимальный размер.

Максимальный размер участка ИЖС существенно отличается в субъекте Федерации и даже конкретном населенном пункте. В среднем по стране он составляет 30 соток, но все же более конкретную информацию необходимо получать для каждого населенного пункта или региона индивидуально.

Превышение допустимого размера надела также приведет к тому, что государственная регистрация такого участка будет невозможна.

Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор участка, необходимо предварительно ознакомиться с нормативами, действующими в вашем регионе. Проще всего обратиться в местную администрацию и получить нужную информацию из первых рук.

Кроме того, можно поискать необходимые законодательные акты, касающиеся вашего региона, области или населенного пункта в сети Интернет:

  1. В поисковой строке вашего браузера необходимо ввести запрос «Правила землепользования и застройки» и наименование населенного пункта или региона, области
  2. В открывшемся документе ищите статью, в названии которой фигурирует фраза «параметры разрешенного строительства». Необходимые вам сведения о предельных размерах участков ИЖС вы найдете именно там

Обратите внимание, что вас должны заинтересовать цифры, указанные для зоны ж1 (Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами).

Минимальная

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Минимальный размер надела учитывается не только при определении возможности строительства жилого дома, но и при желании владельца разделить свой один большой кусок земли на несколько участков.

Например, если в вашем регионе установлен минимальный показатель для ИЖС в 4 сотки, то разделить участок в 6 соток на две равные доли не получится.

Общий минимальный показатель размера участка ИЖС практически не используется в реальном строительстве, так как каждый регион или муниципалитет принимает свои собственные нормативные акты.

Рассмотрим минимальные площади земельных наделов на примере самых популярных регионов России.

Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 4
Санкт-Петербург 3
Ленинградская область 6 в городах, 10 в селах
Новосибирск 6
Екатеринбург 4
Краснодарский край 4

Предельная

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе. Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.
Читайте также:  Межевание земельного участка: инструкция 2017 год, стоимость, сроки
Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 30
Санкт-Петербург 15
Ленинградская область 25
Новосибирск 10
Екатеринбург 25
Краснодарский край 10

Строительные нормы

Для того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.

Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.

Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:

  1. Жилая застройка не должна занимать больше 30% от общей площади участка – при минимальном размере земельного участка ваш дом должен быть не более 90 кв. м., чем больше участок земли предоставлен, тем более просторный дом может позволить себе застройщик.
  2. На участке размером не более 12 соток разрешено строить только одно жилое здание (это требование не относится к количеству хозяйственных построек).
  3. Жилой дом не может быть расположен ближе, чем на расстоянии 5 м от улицы («красная линия») и 3 м от бокового проезда.
  4. Важно соблюдать требования СНиПа 30-02-97 в отношении соседских границ, жилых и хозяйственных построек:
  • между жилыми домами – расстояние от 6 до 15 м в зависимости от сочетания материалов несущих конструкций построек;
  • от дома до межи между соседними участками – не менее 3 м;
  • от хозяйственных построек до границы участка – не менее 1 м.

Если вы сможете с учетом всех этих требований возвести дом на земельном участке минимального размера, то никаких проблем с регистрацией права собственности на недвижимость у вас не возникнет.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как правильно распланировать постройки на участке и каких ошибок следует избежать.

Заключение

От того, какой градостроительный регламент принят в том или ином субъекте Федерации, зависит размер земельного участка, который может получить гражданин на безвозмездной основе.

Предельные размеры наделов соответствуют нормам застройки, и при правильном подходе позволяют возвести на участке жилое строение, соответствующее всем требованиям безопасности, а также санитарно-техническим нормам.

Получить информацию о предельных размерах земельных участков ИЖС можно в органах местного самоуправления (администрация, муниципалитет, департамент строительства и т.д.).

Пожизненное наследуемое владение в собственность

Необходимо ли гражданам переоформление земельного участка в собственность, полученное в пожизненное наследуемое владение?

Большое количество граждан нашей страны, в свое время получили земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Теперь их волнует вопрос: обязательно ли переоформлять земельные участки?

Обладание земельным участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, все иные права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществлении этих прав. Земельные участки, предоставленные в пожизненное наследуемое владение, находятся в чьей-либо собственности – государства или муниципального образования. В соответствии со ст. 265 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором.

До вступления в силу нового Земельного кодекса в Российской Федерации, существовало такое понятие, как «пожизненное наследуемое владение участком земли». Сохранились эти земельные правоотношения ещё с советских времен. Гражданам была предоставлена возможность использовать участки земли бессрочно, не оформляя право собственности. На участке земли законодательно разрешалось возводить и строить различные здания, хозяйственные постройки и иные сооружения, а права на этот участок могли передаваться только по наследству.

Тем не менее, само право собственности на такие участки земли, отданные в пожизненное наследуемое владение, принадлежало муниципальному образованию или государству. Владельцы земли, обладающие правом пожизненно наследуемого владения на свои участки, не могли совершать любые юридические действия и операции с такой землей. Им было запрещено продавать, обменивать, дарить или совершать другие правовые сделки с землей, находящейся в их наследуемом владении.

По сегодняшнему земельному законодательству гражданам уже не предоставляются участки земли на правах пожизненно наследуемого землевладения. Между тем, у лиц, получивших землю в пожизненно наследуемое владение еще до введения новых норм земельного права, то есть до вступления в действие российского Земельного кодекса, это право сохранилось до сих пор. Так же сохранилась и возможность граждан передавать полученные участки земли по наследству. Современное земельное законодательство Российской Федерации нацелено на постепенную ликвидацию из земельных правоотношений права пожизненного наследуемого владения.

В чем особенность пожизненного наследуемого владения землей?

Пожизненное наследуемое владение участком земли – это своеобразное право собственности на землю, имеющее определенные ограничения. Наличие у гражданина свидетельства, подтверждающего его право пожизненного наследуемого землевладения на участок земли, значительно облегчает возможность дальнейшего оформления право собственности на такие участки.

Читайте также:  Межевание земельного участка: инструкция 2017 год, стоимость, сроки

Если же, право собственности не оформлено надлежащим образом, допускается только владение и пользование участком земли. Распоряжаться землей, правообладатель пожизненного наследуемого владения земельного участка не имеет права, за исключением передачи такого права на соответствующий участок по наследству. В последнем случае осуществляется государственная регистрация переходящих прав по наследству на основании регистрационного свидетельства о праве гражданина-наследника на наследство.

Землевладелец подобных участков земли вправе также возводить на них здания, сооружения либо создавать на участке иное недвижимое имущество с последующей регистрацией возникших прав собственности на эти возведенные объекты. В целом, порядок использования участков земли правообладателем аналогичен правовому порядку пользования участками, предоставленными в постоянное пользование. Следует отметить, что обладателями права пожизненно наследуемого владения могут выступать, согласно закону, только физические лица.

Оформление в собственность

Всего двух основных правоустанавливающих документов достаточно, чтобы оформить в собственность земельный участок, полученный гражданином на праве пожизненно наследуемого владения.

Во-первых, нужно предоставить свидетельство на право пожизненного наследуемого владения участком земли. Выдается свидетельство администрацией того муниципалитета, где расположен участок земли. Либо свидетельство, удостоверяющее названное право на землю, выданное гражданину Департаментом по земельным и имущественным отношениям, по месту территориального расположения данного участка земли.

Во-вторых, нужен в обязательном порядке Кадастровый паспорт на соответствующий земельный участок.

Является ли предметом наследования сама земля?

Согласно 1181 статье Гражданского кодекса, принадлежащие наследодателю права пожизненного наследуемого владения участками земли входят в состав наследства и, соответственно, наследуется на общих основаниях, определенных гражданским законодательством. На принятие наследства, составной частью которого является вышеназванное право, какого-то специального разрешения не нужно.

Чтобы зарегистрировать переходящее право землевладения, нужно иметь соответствующее свидетельство, официально зарегистрировавшее право на наследство. Такое регистрационное свидетельство наследник вправе получить, подав заявление нотариусу или другому компетентному лицу, имеющему по закону право совершать нотариальные действия, по месту открытия наследства.

Названное регистрационное свидетельство может быть получено спустя шесть месяцев после открытия наследства, в состав которого входило право пожизненно наследуемого владения землей. В гражданском кодексе предусмотрены случаи, когда такое свидетельство выдается заявителям ранее истечения указанного шестимесячного срока. Например, если отсутствуют иные наследники, помимо тех, кто обратился к нотариусу за свидетельством (при наличии у заявителя необходимого документального подтверждения).

В каких случаях прекращается право пожизненного наследуемого владения землей?

Возможны три основания для прекращения пожизненного наследуемого владения землей:

– оформление участка в собственность;

– отказ владельца земли от соответствующего права на участок, то есть по добровольному волеизъявлению обладателя прав;

– принудительные административные меры, принятые в соответствии с 54 статьей Земельного Кодекса РФ полномочным органом вследствие ненадлежащего использования владельцем участка земли (к примеру, нецелевое использование или существенное ухудшение экологии при владении землей сельскохозяйственного назначения, или систематическая неуплата землевладельцем земельного налога, или другие нарушения). Для прекращения у землевладельца прав в названном случае требуется соответствующие судебное решение.

Граждане, обладающие участками земли в пожизненном наследуемом владении, могут приобрести их в собственность, оформив необходимую документацию. Каждый такой землевладелец вправе однократно бесплатно оформить собственность на названный участок. При этом взимание с него каких-то дополнительных денежных сумм кроме сборов, установленных российским федеральным законодательством, не допускается.

Оформление в собственность граждан участков земли, ранее выделенных им в бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение, не ограничивается каким-либо временным сроком. Отсюда следует, что гражданин, выступающий владельцем участка земли на основании указанного права, может в любой момент оформить собственность и зарегистрировать свои права на землю в регистрирующем органе, находящемся в том районе, где территориально расположен участок земли. Если же правообладатель не желает заниматься оформлением своей собственности на землю, то он может продолжать бессрочно использовать участок и передавать его в наследство. Регистрационные свидетельства, удостоверяющие права на участок, которые были выданы землевладельцу до 2001 года, то есть еще до вступления в силу российского Земельного кодекса, являются действительными.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва

Право пожизненного наследуемого владения землей: правила оформления и возможности эксплуатации земли

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком в настоящее время считается одной из самых распространённых наряду с правом собственности на землю.

Именно по этой причине достаточно популярным вопросом является получение и закрепления с юридической точки зрения права пожизненного наследуемого пользования землей. Как именно должна осуществляться регистрация этого права? И как с законодательных позиций должен регулироваться весь процесс?

  • Буква закона
  • Что такое право пожизненного наследуемого владения землей?
  • Кто может получить и на каком основании?
  • Особенности права пожизненного наследуемого владения земельным участком
  • Как оформить право?
  • Прекращение права наследственного владения землей
Читайте также:  ФЗ-217 о садоводческих товариществах в последней редакции 2021 года

Буква закона

Регулирование вопросов оформление права наследуемого пожизненного владения землей происходит с помощью двух крупных нормативных актов, одним из которых является Земельный Кодекс Российской Федерации, а другим — Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Земельный кодекс регулирует вопрос пожизненного наследуемого владения землей в своей статье 31. В рамках этой статьи рассматриваются вопросы оформления такого права, а также возможных вариантов приобретения участка в собственность.

Гражданский Кодекс регулирует все вопросы, которые связаны с этим особенным правом в рамках статьи 265, в которой происходит не только полноценное определение понятия права пожизненного наследуемого владения с юридической точки зрения, но и рассматриваются варианты распоряжения участком, приобретенным на основе такого права.

Что такое право пожизненного наследуемого владения землей?

Как уже говорилось выше, подробная характеристика права пожизненного наследуемого владения землей дана в статье 265 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно положениям этой статьи, под таким правом понимается особый вид владения земельным участком, который исключает любые возможности его реализации, кроме передачи по наследству.

Еще одной важной особенностью права пожизненного наследуемого владения землей является тот факт, что участок, на который распространяется это право, может находиться только в государственной и муниципальной собственности. Если участок был оформлен когда-то ранее в собственность, на него право пожизненного наследуемого владения распространяться уже не будет.

Говоря об особенностях такого правового положения земельных участков, следует отметить еще и тот факт, что субъектами права в таких правоотношениях будут выступать только физические лица. Даже в том случае, если оформлено завещание, по которому земельный участок в порядке наследования должен перейти юридическому лицу, в этой части завещание будет признано недействительным, так как юридическое лицо не имеет права наследовать такой участок.

Если весь порядок регистрации в качестве недвижимого имущества в отношении возведенного строения соблюден, то можно произвести передачу участка другим способом, кроме наследования. В этом случае будет работать правило действующего законодательства, согласно которому вместе с капитальным строением, прошедшим процедуру регистрации в качестве недвижимого имущества, может быть передан и земельный участок, на котором такое строение расположено.

При этом варианты передачи могут быть различными: как единственно разрешенным для такой категории участков в виде наследования, так и путем совершения дарственной или купли-продажи.

Кто может получить и на каком основании?

Говоря о получении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, следует отметить, что получить землю на таких основаниях можно только одним способом — через вступление в наследство на конкретный участок. Других оснований приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком больше нет, так как государственная выдача земли с использованием такого права была прекращена в 1992 году с момента внесения соответствующих изменений в земельное законодательство, действовавшее на тот момент.

Так как возникновение пожизненного наследуемого права владения землей является юридически значимым действием, его возникновение подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость. После внесения соответствующих сведений в этот реестр, наследник получает свидетельство о таком праве, на основании которого может в дальнейшем оформить право собственности на земельный участок.

Основание приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком определяется в соответствии с действующим законодательством в сфере наследственных правоотношений. Так как эта сфера гражданского законодательства подразумевает два варианта оформления наследства — по завещанию и по закону, то и для возникновения такого права владения возможны два основания:

  1. Если физическое лицо вступило в права наследования по закону;
  2. Или наследство было открыто в соответствии с волеизъявлением наследодателя путем составления завещания.

Особенности права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком имеет свои особенности относительно реализации существующих планов распоряжения и эксплуатации конкретного земельного надела. К таким особенностям будут относиться:

  • Возможность использовать землю только таким способом, который разрешён ее целевым предназначением (так, если участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, возведение на нем многоквартирного дома будет запрещено даже после оформления права собственности на участок);
  • Если участок используется таким образом, что уровень его плодородия существенно снижается, право пользования на него может быть отменено;
  • Участок, который приобретается путем реализации права пожизненного наследуемого владения земельным участком, не может участвовать ни в одной сделке, независимо от того, выступает ли он объектом дарения или залогом;
  • Как уже говорилось выше, единственным юридически значимым действием, которое может быть осуществлено с таким наделом, может быть только передача его по наследству.

Перечень этих особенностей установлен в рамках действующего законодательства и может быть изменен только в том случае, если внесены изменения в соответствующие нормы права.

Как оформить право?

Если участок с правом пожизненного наследуемого владения был получен по наследству, его необходимо официально оформить путем получения соответствующего свидетельства. Регистрация этого права вместе с выдачей соответствующего правоустанавливающего документа будет осуществляться территориальными подразделениями органов Росреестра, расположенными в том же районе, что и унаследованный участок.

Читайте также:  Земельные споры по установлению границ земельных участков

Для получения соответствующего свидетельства владелец участка должен обратиться в органы Росреестра с заявлением о регистрации такого права. Кроме заявления, необходимо будет предоставить еще и такие документы:

  • Свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей (независимо от того, по закону или завещанию было осуществлено вступление в эти права);
  • Свидетельство о таком праве, выданное наследодателю;
  • Документы, подтверждающие личность наследника;
  • Справки об отсутствии каких-либо обременений на участок;
  • Документы, которые подтверждают права представителя на подачу заявления (доверенность с указанием пределов полномочий представителя).

После подачи всех необходимых документов и выдачи расписки заявителю, в которой будет указана дата принятия всего пакета органами Росреестра или территориальным подразделением МФЦ, в срок, не превышающий десять дней с момента регистрации заявления, все документы проверяются и, в том случае, если они оформлены верно, выдается свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения землей на конкретный участок.

Некоторые категории граждан имеют право на бесплатное получение земельного участка. Но чтобы его получить, необходимо встать в очередь. Как это сделать, вы можете узнать здесь.

В случае согласия выделить земельный участок администрация должна оформить соответствующее решение. Подробно об этом читайте в нашей статье.

Прекращение права наследственного владения землей

Как и любое другое право, позволяющее эксплуатировать имеющиеся ресурсы, право пожизненного наследуемого владения землей может быть прекращено. Однако, в действующем законодательстве наложено ограничение, что прекратиться такое право может только по трем основаниям:

  1. Добровольный отказ от обладания этим правом;
  2. Принудительное изъятие участка с одновременным прекращением прав на него;
  3. Если владелец этого участка оформил право собственности на какой-либо другой земельный надел.

В том случае, если право прекращается путем добровольного отказа, владелец должен обратиться в соответствующие муниципальные или региональные органы с заявлением о прекращении права. К такому заявлению необходимо приложить кадастровые и межевые документы на участок.

Основной причиной оформления добровольного отказа в этом случае является оформление права собственности на этот участок, например, с использованием права преимущественного приобретения (если на капитальное строение, расположенное на этом участке, оформлено право собственности). Другой, не менее распространенной причиной отказа от права пожизненного наследуемого владения землей может служить невозможность содержания участка в его должном состоянии.

Однако, если владелец не соблюдает требования законодательства (например, по содержанию участка в должном состоянии) по эксплуатации надела и поддержанию его в должном состоянии, надел может быть изъят вместе с прекращением права владения на него. Это основание не является единственным.

Всего причин для принудительного изъятия в действующем законодательстве содержится два:

  • Изъятие участка, если такое действие отвечает интересам государства в лице его субъектов или муниципальных образований;
  • Лишение права пожизненного наследуемого владения землей по причине ненадлежащего содержания участка.

Лишение по причине ненадлежащей эксплуатации может быть осуществлено, если присутствуют такие факты:

Использование земель осуществляется нерационально или с нарушением их целевого назначения;

  • В результате эксплуатации ресурса сложилась неблагоприятная экологическая обстановка для окружающей среды и населения, проживающего вблизи изымаемого участка;
  • В процессе использования земли были испорчены, то есть их плодородные и иные физические характеристики были существенным образом нарушены;
  • Владелец участка не соблюдает свои обязанности по осуществлению рекультивации имеющихся у него земель, а также не занимается их охраной и сохранением плодородия.

В том случае, если владелец после вынесения решения судом (а принудительное изъятие возможно только по решению суда) отказался его исполнять, участок окончательно изымается. Кроме того, уполномоченные органы, выявив факт повторного нарушения (например, отказ в исполнении судебного решения), вправе снова обратиться в суд. При этом наказание будет носить уже более жесткий характер (за уклонение от исполнения решения суда может быть назначено уголовное наказание, а за ненадлежащее продолжение использования участка — административное в виде штрафа и принудительного изъятия, которое будут осуществлять приставы).

Право пожизненного наследуемого владения землей постепенно теряет свою популярность, так как многие владельцы уже оформили собственность на полученные ранее участки. Если такого не произошло, полученное право должно быть официально зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

После осуществления такой процедуры регистрации владелец участка получает соответствующее свидетельство, которое потом можно использовать в качестве основного правоустанавливающего документа при оформлении права собственности. Однако, право пожизненного наследуемого владения землей может прекращаться добровольно или в форме принудительного изъятия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: