Предельные максимальные размеры земельных участков

Письмо ФГБУ “ФКП Росреестра” от 19.07.2016 N 10-3153-КЛ “О предоставлении разъяснений”

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ”

ПИСЬМО
от 19 июля 2016 г. N 10-3153-КЛ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

ФГБУ “ФКП Росреестра” (далее – Учреждение), рассмотрев обращение филиала Учреждения (далее – Обращение), содержащее вопросы о действиях органа кадастрового учета при осуществлении кадастрового учета в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, сообщает.

По первому по вопросу Обращения (о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, формируемого под существующим объектом капитального строительства).

Согласно ситуации, описанной в Обращении, на земельном участке, образуемом из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположен объект капитального строительства, построенный до утверждения правил землепользования и застройки. Вид разрешенного использования образуемого земельного участка подразумевает его использование для эксплуатации указанного объекта капитального строительства, однако не предусмотрен градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны, в которой расположен данный земельный участок. В государственном кадастре недвижимости сведения о границах территориальных зон, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, отсутствуют.

В соответствии с позицией Росреестра, изложенной в письме от 20.05.2015 N 14-05723/15, направленном в филиалы Учреждения письмом Учреждения от 09.10.2015 N 10-3512-КЛ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту, является неправомерным.

Необходимо отметить, что ранее Учреждением в Росреестр было направлено письмо от 18.06.2014 N 10-0564-АГ, содержащее вопрос о необходимости применения градостроительных регламентов в отношении земельных участков, фактическое использование которых сложилось до принятия правил землепользования и застройки (о возможности постановки на государственный кадастровый учет такого земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного градостроительным регламентом для данного вида разрешенного использования).

Согласно письму Росреестра от 21.06.2016 N 14-05035/16 позиция Росреестра по вопросу, поставленному в письме Учреждения от 18.06.2014 N 10-0564-АГ, следующая.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, учитывая положения пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, части 6 статьи 30, части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по мнению Росреестра, в случаях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами (если такие градостроительные регламенты установлены в отношении земельных участков, на которых градостроительные регламенты распространяются).

К земельным участкам, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, применяются предельные минимальные размеры, установленные в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

При этом Росреестр полагает, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного градостроительным регламентом, возможна в случае если в составе необходимых для кадастрового учета документов имеется заключение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающее, что фактическое использование земельного участка сложилось до принятия правил землепользования и застройки, и отсутствует возможность увеличения площади земельного участка до нормативной (см., например, решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11.03.2014 по делу N 2-2476/14, апелляционное определение Самарского областного суда от 17.07.2015 по делу N 33-7560/2015, письмо Минэкономразвития России от 20.02.2013 N Д23и-406).

Кроме того Росреестр отмечает, что в некоторых случаях при утверждении органами местного самоуправления предельных размеров предоставляемых гражданам земельных участков в соответствующих решениях указывается, что действие таких решений не распространяется на случаи, когда в сложившейся застройке земельный участок меньше установленного минимального размера и увеличение его площади не представляется возможным (например, решения Демидовского районного совета депутатов Смоленской области от 29.04.2004 N 39, Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 28.01.2007 N 188/20, Городского совета муниципального образования “город Набережные Челны” Республики Татарстан от 15.12.2011 N 15/11, Совета муниципального образования “Сармановский муниципальный район” Республики Татарстан от 28.05.2012 N 67, постановление администрации городского округа Котельники Московской области от 26.05.2015 N 362-ПА).

Также Учреждением в Росреестр направлялось письмо от 22.07.2015 N 05-0504-ИШ, содержащее вопрос о возможности применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных градостроительным регламентом, в отношении земельных участков, используемых под садоводство, границы которых определены в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, утвержденным до принятия правил землепользования и застройки.

Согласно позиции Росреестра, изложенной в письме от 09.09.2015 N 14-08845/15, подготовленном по результатам рассмотрения письма Учреждения от 22.07.2015 N 05-0504-ИШ, на территории, где установлен градостроительный регламент, органу кадастрового учета следует руководствоваться данным градостроительным регламентом. При этом с целью уточнения информации о действиях конкретных нормативных актов Росреестр считает целесообразным органу кадастрового учета направить запрос в соответствующий уполномоченный орган.

Читайте также:  Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Также можно отметить позицию, изложенную в письме Росреестра от 23.09.2015 N 14-09221/15, направленном в филиалы Учреждения письмом Учреждения от 09.10.2015 N 10-3512-КЛ, согласно которой:

при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту, если действие градостроительного регламента распространяется на такой земельный участок;

если содержащиеся в межевом плане сведения не соответствуют градостроительному регламенту (при наличии сведений о нем в государственном кадастре недвижимости), следует принимать решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, поскольку в данном случае при подготовке межевого плана усматривается нарушение части 10 статьи 38 Закона о кадастре;

при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о градостроительном регламенте, но при наличии в межевом плане сведений о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, целесообразно одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет такого земельного участка направлять запрос в орган местного самоуправления в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей территориальной зоне.

С учетом позиции, изложенной в письме Росреестра от 23.09.2015 N 14-09221/15, Учреждение отмечает, что при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки, у органа кадастрового учета отсутствует возможность определить в границах какой территориальной зоны расположен образуемый земельный участок и, следовательно, требования какого градостроительного регламента распространяются на данный земельный участок.

То есть у органа кадастрового учета отсутствуют основания для принятия решения о приостановлении кадастрового учета по причине того, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для определенной территориальной зоны.

Дополнительно Учреждение обращает внимание, что в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, проектной документации лесных участков либо утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – Схема).

При этом следует иметь в виду, что согласно положениям пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении Схемы в отношении каждого образуемого земельного участка в числе прочего указывается территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

То есть при принятии решения об утверждении Схемы в отношении земельного участка, образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если на образуемый земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, в таком решении указывается не конкретный вид разрешенного использования, а территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок.

По второму вопросу Обращения (о приостановлении осуществления кадастрового учета, если в соответствии с разделом межевого плана “Схема расположения земельных участков” одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны).

Как отмечалось выше, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах у органа кадастрового учета отсутствует возможность определить местоположение границ образуемого земельного участка относительно границ таких территориальных зон, соответственно, положения пункта 6 части 2 статьи 26 Закона о кадастре применяются в случае наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, полученных в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона о кадастре.

Вместе с тем Учреждение отмечает, что согласно части 10 статьи 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Таким образом, по мнению Учреждения, если из информации, содержащейся в разделах межевого плана (в том числе разделе “Схема расположения земельных участков”), следует, что образуемый земельный участок пересекает границы территориальной зоны, то можно сделать вывод о том, что межевой план подготовлен с нарушением требований части 10 статьи 38 Закона о кадастре и, соответственно, о наличии оснований для приостановления осуществления кадастрового учета согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре. Одновременно с принятием решения о приостановлении осуществления кадастрового учета целесообразно направить соответствующий запрос в орган местного самоуправления.

Позиция, изложенная в настоящем письме, согласована с Росреестром (письмо от 21.06.2016 N 14-05035/16).

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

СТ 38 ГрК РФ.

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

Читайте также:  Кадастровая стоимость земли в Московской области в 2016 году

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Читайте также:  Как оформить земли лесного фонда в собственность?

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Судебная практика и законодательство — Градостроительный кодекс РФ. Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 6 статьи 11.2, статьи 11.9, пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 7, частей 5, 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды правомерно указали, что истец – собственник объекта недвижимости, заявляя требования об установлении границ земельного участка под объектом недвижимости, должен обосновать размеры площади земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Читайте также:  Как получить землю от государства бесплатно на дальнем востоке

В обоснование своих требований административный истец указала на то, что статьи 32, 33, 34 Правил землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты в отношении территориальных зон “Ж0” – зона многоквартирной жилой застройки повышенной этажности; “Ж1″ – зона многоквартирной многоэтажной жилой застройки”; “Ж2″ – зона многоквартирной среднеэтажной жилой застройки” противоречат статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Кроме того, в нарушение статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки в части содержания разрешенного использования земельных участков противоречат приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 “Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков”.

В соответствии с частью 1 статьи 38 ГрК РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели. Следовательно, указанный перечень не являлся исчерпывающим.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 9, 23, 26, 30, 31, 33, 34, 36, 38, 44, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 “Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка”, действовавшего до 01.08.2016, пришли к выводу об обоснованности заявленных Обществом требований.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статей 71, 75 АПК РФ представленные доказательства, в том числе заключение государственного унитарного предприятия Камчатского края “Качатскгражданпроект”, технический паспорт от 07.06.2013, выданный Елизовским отделением Камчатского филиала федерального государственного унитарного предприятия “Ростехинвентаризация – Федеральное бюро технической инвентаризации”, приняв во внимание наличие вступивших в законную силу судебных актов по делам N А24-2065/2015 и А24-3069/2015, руководствуясь статьями 65, 69 АПК РФ, статьями 222, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации”, разъяснениями, приведенными в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 “Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации”, пришли к выводу о том, что возведенное предпринимателем нежилое здание является самовольной постройкой и подлежит сносу.

Разрешая заявленные требования, суды руководствовались положениями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1, 36, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207, Правилами землепользования и застройки городского округа – муниципального образования “город Екатеринбург”, утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 и исходили из того, что градостроительный план прежде всего фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам, в связи с чем, пришли к выводу, что требования пожарной безопасности, должны учитываться проектными организациями при подготовке проектной документации.

Кроме того, судами установлено отсутствие нарушения комитетом требований Земельного кодекса в связи с указанием в аукционной документации максимальной этажности и неуказанием предельной высоты объекта капитального строительства, поскольку положения статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускают указание предельных параметров разрешенного строительства, как в предельном количестве этажей, так и предельной высоте зданий.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в силу пунктов 2 – 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могут включать в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Часть 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 2), которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).

Читайте также:  Самовольное занятие земельного участка

Статья 38 ГрК РФ. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (действующая редакция)

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 38 ГрК РФ

1. В комментируемой статье определены такие важные экономико-юридические характеристики объектов недвижимости (земельных участков и объектов капитального строительства), как предельные размеры и предельные параметры строительства (реконструкции). Как отмечают исследователи, задача установления этих параметров состоит “в таком регулировании землепользования и застройки на территории муниципального образования, при котором при сохранении публичных начал решение вопросов строительства и реконструкции оставалось за застройщиком, который мог бы самостоятельно, а не с разрешения или согласования регулирующих органов государственной власти или органа местного самоуправления выбрать подходящий вариант строительства или реконструкции из вариантов, предусмотренных градостроительным регламентом. Кроме того, установление подобных параметров и размеров сможет стать эффективным инструментом градостроительной и земельной политики муниципальных образований, позволит эффективнее использовать земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные на них, снизит административные издержки при ведении предпринимательской деятельности в сфере строительства” .

Комментарий к Градостроительному кодексу РФ (постатейный) / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Н.А. Игнатюк и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

Как следует из ч. ч. 1 – 2 комментируемой статьи, в документах территориального зонирования устанавливаются следующие предельные параметры:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Эти параметры устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Так, например, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга для зоны коллективных садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (кодовое обозначение зоны – Т1Ж1) устанавливают следующие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

Читайте также:  Незаконный захват земли общего пользования

1) минимальная площадь земельных участков:

– ведение садоводства и дачного хозяйства – 600 кв. м;

– ведение огородничества – 200 кв. м;

– для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м;

2) минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков – 3 м;

3) максимальные выступы за красную линию частей зданий, строений, сооружений – в отношении балконов, эркеров, козырьков – не более 3 м и выше 3,5 м от уровня земли. При этом суммарная ширина всех эркеров в каждом этаже не должна превышать 30% ширины фасада здания, выходящего на красную линию, в этом этаже;

4) максимальное количество этажей надземной части зданий, строений, сооружений на земельных участках – 3 этажа;

5) максимальный класс опасности (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами) объектов капитального строительства, размещаемых на земельных участках, – V и т.д.

Уже из этого перечня видно, что градостроительные регламенты могут содержать и иные предельные параметры, не поименованные в настоящем Кодексе. Ранее эта возможность просто логически вытекала из содержания комментируемой статьи, а в силу требований Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ она установлена явным образом (ч. 1.2 настоящей статьи) с 1 января 2017 г.

С этого же дня комментируемая статья пополняется новым правилом, согласно которому в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

2. Как следует из ч. 2.1 комментируемой статьи, предельные требования и параметры могут быть расширены не только по решению составителей правил землепользования и застройки, но и в силу обстоятельств императивного характера. Законодатель указывает одно такое обстоятельство – расположение территориальной зоны в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В этом случае регламенты должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, среди которых:

– требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства;

– требования к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства;

– требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

Конечно, степень детализации этих требований всецело зависит от количества и плотности размещения соответствующих объектов капитального строительства. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 июня 2016 г. N 361 “О включении города Дзержинска в Перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Нижегородской области, утверждении предмета охраны, границы территории данного исторического поселения, требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах” градостроительными регламентами в границе территории исторического поселения г. Дзержинск необходимо предусмотреть обеспечение сохранности предмета охраны исторического поселения, в том числе:

– сохранение местоположения, объемно-пространственной структуры, общего архитектурного облика, подлинных ценных архитектурных деталей фасадов, формы крыши, исторической системы покраски и цветового решения исторически ценных градоформирующих объектов;

– сохранение радиально-кольцевой системы застройки с делением ее на кварталы с включением линейной квартальной застройки в северо-западной части;

– сохранение местоположения, габаритов и объемно-пространственной композиции главных площадей города;

– сохранение исторических въездных направлений, исторических линий застройки улиц; принцип замыкания перспектив улиц на градостроительных (исторических) доминантах;

– сохранение ценного исторического ландшафта города;

– ограничение нового строительства на охраняемых линиях застройки:

а) высота объектов нового строительства не должна превышать высоту прилегающих к ним объектов более чем на 30%;

б) протяженность фасадов объектов нового строительства не должна превышать протяженность фасадов прилегающих к ним объектов более чем на 50%;

в) фасады объектов нового строительства должны выполняться в классическом стиле, традиционном для большинства объектов культурного наследия, расположенных в г. Дзержинске; возможность выполнения фасадов в других стилях допускается на основании ландшафтно-визуального анализа влияния объекта нового строительства на восприятие объектов культурного наследия;

г) сохранение традиционного для данного исторического поселения стиля отделки фасадов объектов нового строительства: оштукатуренные фасады, окраска в приглушенных тонах с более светлой окраской декоративных элементов;

– ограничение размещения рекламных конструкций, прокладки инженерных коммуникаций надземным способом, размещения автостоянок в целях сохранения исторического облика города, охраняемых композиционно-видовых связей (панорам).

3. Как следует из ч. 3 комментируемой статьи, в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров. Систематическое толкование этой нормы и положений данной статьи в целом позволяет считать, что законодатель не вводит обязанность устанавливать единое сочетание предельных размеров и параметров для всей территории той или иной зоны. К такому же выводу приходят и судебные органы.

Пример: суд отказал в удовлетворении требований истцов о признании недействующими приложений к Закону о правилах землепользования и застройки города в части отображения границ территориальной подзоны. По мнению истцов, оспариваемыми нормами неправомерно установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Суд указал, что в силу ч. 3 ст. 38 ГрК РФ в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства и сочетаниями таких размеров и параметров. В указанной норме отсутствует требование об отображении границ территориальных зон в схеме границ действия предельных параметров разрешенного строительства, равно как не содержится норм, определяющих то, что в одной территориальной зоне должны быть установлены единые предельные параметры разрешенного строительства. Таким образом, отсутствует нормативно установленная обязанность проведения межзонной границы, и ее отсутствие не нарушает прав и законных интересов истцов (см. Определение ВС РФ от 1 апреля 2015 г. N 78-АПГ15-2).

Читайте также:  Как правильно оформить дарственную на землю

Достоверные максимальные и минимальные размеры земельного участка под ИЖС

Планируя в будущем заняться созданием частного домовладения, в первую очередь стоит задуматься о земельном участке.

В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.

Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.

То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство.

Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:

  • Градостроительного кодекса РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил землепользования и застройки;
  • СниПов.

На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:

  • общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
  • спрос населения;
  • количество свободных земельных наделов.

Нормы и правила регулирования

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).

Площадь надела

Несмотря на то, что в каждом регионе и муниципалитете имеются собственные предельные значения выделяемых земельных участков под жилую застройку, существуют значения ниже или выше которых нельзя «подниматься» или «опускаться».

Так минимальный размер участка со статусом ИЖС под строительство жилого дома не может быть меньше, чем 3 сотки.

Даже если застройщик готов «ютиться» на меньшей территории, то органы государственной власти в лице Росреестра не зарегистрируют подобный надел.

Также возникнут проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Поэтому, присматривая небольшие и недорогие куски земли под строительство, обращайте внимание на их минимальный размер.

Максимальный размер участка ИЖС существенно отличается в субъекте Федерации и даже конкретном населенном пункте. В среднем по стране он составляет 30 соток, но все же более конкретную информацию необходимо получать для каждого населенного пункта или региона индивидуально.

Превышение допустимого размера надела также приведет к тому, что государственная регистрация такого участка будет невозможна.

Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор участка, необходимо предварительно ознакомиться с нормативами, действующими в вашем регионе. Проще всего обратиться в местную администрацию и получить нужную информацию из первых рук.

Кроме того, можно поискать необходимые законодательные акты, касающиеся вашего региона, области или населенного пункта в сети Интернет:

  1. В поисковой строке вашего браузера необходимо ввести запрос «Правила землепользования и застройки» и наименование населенного пункта или региона, области
  2. В открывшемся документе ищите статью, в названии которой фигурирует фраза «параметры разрешенного строительства». Необходимые вам сведения о предельных размерах участков ИЖС вы найдете именно там

Обратите внимание, что вас должны заинтересовать цифры, указанные для зоны ж1 (Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами).

Минимальная

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Минимальный размер надела учитывается не только при определении возможности строительства жилого дома, но и при желании владельца разделить свой один большой кусок земли на несколько участков.

Например, если в вашем регионе установлен минимальный показатель для ИЖС в 4 сотки, то разделить участок в 6 соток на две равные доли не получится.

Общий минимальный показатель размера участка ИЖС практически не используется в реальном строительстве, так как каждый регион или муниципалитет принимает свои собственные нормативные акты.

Рассмотрим минимальные площади земельных наделов на примере самых популярных регионов России.

Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 4
Санкт-Петербург 3
Ленинградская область 6 в городах, 10 в селах
Новосибирск 6
Екатеринбург 4
Краснодарский край 4

Предельная

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе. Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.
Читайте также:  Как сделать межевание земельного участка?
Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 30
Санкт-Петербург 15
Ленинградская область 25
Новосибирск 10
Екатеринбург 25
Краснодарский край 10

Строительные нормы

Для того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.

Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.

Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:

  1. Жилая застройка не должна занимать больше 30% от общей площади участка – при минимальном размере земельного участка ваш дом должен быть не более 90 кв. м., чем больше участок земли предоставлен, тем более просторный дом может позволить себе застройщик.
  2. На участке размером не более 12 соток разрешено строить только одно жилое здание (это требование не относится к количеству хозяйственных построек).
  3. Жилой дом не может быть расположен ближе, чем на расстоянии 5 м от улицы («красная линия») и 3 м от бокового проезда.
  4. Важно соблюдать требования СНиПа 30-02-97 в отношении соседских границ, жилых и хозяйственных построек:
  • между жилыми домами – расстояние от 6 до 15 м в зависимости от сочетания материалов несущих конструкций построек;
  • от дома до межи между соседними участками – не менее 3 м;
  • от хозяйственных построек до границы участка – не менее 1 м.

Если вы сможете с учетом всех этих требований возвести дом на земельном участке минимального размера, то никаких проблем с регистрацией права собственности на недвижимость у вас не возникнет.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как правильно распланировать постройки на участке и каких ошибок следует избежать.

Заключение

От того, какой градостроительный регламент принят в том или ином субъекте Федерации, зависит размер земельного участка, который может получить гражданин на безвозмездной основе.

Предельные размеры наделов соответствуют нормам застройки, и при правильном подходе позволяют возвести на участке жилое строение, соответствующее всем требованиям безопасности, а также санитарно-техническим нормам.

Получить информацию о предельных размерах земельных участков ИЖС можно в органах местного самоуправления (администрация, муниципалитет, департамент строительства и т.д.).

Сервитут на земельный участок

Что такое сервитут?


Сервитут – это право на ограниченное использование чужого недвижимого имущества в частных или общественных целях (проход, проезд, проведение коммуникаций и пр.) без нарушения имущественных прав собственника. Об этом гласит статья 23 Земельного кодекса РФ.

Сервитут может быть вещным, воздушным, водным, гражданским (когда сервитут устанавливается в отношении зданий, помещений) и земельным. Именно земля является основным предметом сервитута.

Обычно граждане редко встречаются с ситуациями, когда устанавливается сервитут, поэтому слово может показаться незнакомым. Этот термин пришел в юридическую практику из римского права и в переводе с латыни означает «подчиненное положение». В Гражданском Кодексе РФ это понятие закрепилось не так давно, в 1995 году.

С какой целью устанавливается сервитут?

Сервитут устанавливается в интересах государства или общества, а также в интересах ограниченного круга частных лиц. Основная цель, которой служит сервитут – обеспечить доступ к чужому (обычно соседнему) участку для прохода, проезда по нему или для проведения коммуникаций.

Также это могут быть следующие причины: размещение на участке межевых знаков, государственных геодезических, гравиметрических пунктов, забор водных ресурсов из водоемов, рыбная ловля, прогон сельскохозяйственных животных, охота. Строительство, эксплуатация и реконструкция линейных объектов ЖКХ, временная установка строительной техники для расширения или строительства магистральных сетей также требуют установления сервитута.

Чаще всего право сервитута используется в садоводческих товариществах и дачных поселках. Это ситуации, когда дом огорожен таким образом, что к нему не могут подъехать социальные службы, когда владельцы дачных участков сплошными заборами перекрыли путь к озеру, реке или лесу. А также воспользоваться правом сервитута можно, если при проведении коммуникаций требуется доступ к соседскому земельному участку.

Использование сервитутного права подразумевает наименее обременительные условия для владельца собственности, в отношении которой оно устанавливается. Если сервитут применяется к землям сельскохозяйственного назначения, то законодательством рекомендовано учитывать требования об обеспечении рационального использования таких земель.

Виды земельных сервитутов

В зависимости от цели сервитут может быть частным – установленным в интересах ограниченного круга лиц, или публичным – установленным в интересах государства, муниципалитета или местного населения (публичный сервитут).

Также в зависимости от срока действия сервитут может быть срочным и постоянным. Временные рамки действия срочного сервитута оговариваются сторонами при составлении договора. Постоянный (или бессрочный) – действует до тех пор, пока не исчерпывается его необходимость или пока он не создает препятствий для владельца земли в ее использовании.

Важно! Законом предусматривается не только разделение сервитута на частный и публичный, но и предусматриваются различные способы внесения сведений о них в ЕГРН. Подробности об этом читайте ниже в инструкции.

Порядок установления сервитута

Сервитут может быть установлен, только если нет другой возможности для удовлетворения нужд лица, в пользу которого устанавливается это ограничение на чужую собственность.

Например, если дорога к вашему земельному участку идет исключительно через землю соседей. При этом, если собственник земли, обремененной сервитутом, теряет возможность использовать свой участок по назначению, сервитут не может быть установлен.

Читайте также:  Виды разрешенного использования земель сельхозназначения 2018

Важно! Установление сервитута любого типа подлежит регистрации в ЕГРН, после чего он считается установленным.

Как устанавливается частный сервитут?

Частный сервитут устанавливается по соглашению между сторонами или через суд, если стороны не смогли прийти к соглашению. За услугу установления сервитута заявителю нужно будет оплатить госпошлину – 1 500 рублей для физлиц, 6 000 рублей для юридических лиц.

Документы, которые необходимо собрать для того, чтобы зарегистрировать частный сервитут:

соглашение между сторонами о сервитуте;

выписка из ЕГРН;

межевой план участка;

чек об уплате госпошлины.

В соглашении указываются кадастровые номера обоих земельных участков, учетный номер части земельного участка, к которой устанавливается сервитут, сведения о сторонах, цели, основания и срок действия сервитута, размер, порядок и срок выплат, права и обязанности сторон.

Как устанавливается публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается на основании решения исполнительного органа власти или местного самоуправления. Заключается соглашение с собственником, земельный участок которого обременяется публичным сервитутом.

Стоит учесть, что публичный сервитут в большинстве случаев безвозмездный. Однако если установление обременения существенно затрудняет использование участка, собственник вправе запросить соразмерной компенсации.

Далее копия решения отправляется в регистрирующий орган в течение 5 дней. Сведения о публичном сервитуте вносятся в реестр границ ЕГРН (и это важное отличие от частного сервитута).

Существует ли плата за сервитут на земельный участок?

Да, право пользования чужим имуществом в большинстве случаев не бесплатно. В случае частного сервитута между участниками соглашения устанавливается договоренность о размере компенсационных отчислений, которые могут быть как разовые, так и ежемесячные, за весь период вмешательства на чужую территорию.

Публичный сервитут устанавливается в большинстве случаев на безвозмездной основе.

Основания для прекращения действия сервитута

Обычно сервитут прекращает свое действие вследствие устранения причин, вызвавших наложение обременения на чужую собственность. Например, инженерные работы по монтажу электросетей были закончены вовремя или раньше оговоренного в соглашении срока. Сервитут прекращает свое действие по истечению срока, на который он был установлен.

Важно! Как и установление права возможности использования территории чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте также подлежит государственной регистрации.

Но существуют иные основания для прекращения действия сервитута. Ими могут быть следующие факторы:

Стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соглашение об этом;

Прекратили действовать основания, на которых он был установлен. В этом случае собственник обремененного участка вправе требовать прекращения сервитута;

Обремененный участок земли не может использоваться по целевому назначению из-за сервитута. В таком случае собственнику обремененного участка необходимо обратиться в суд;

Уполномоченный орган принял акт об отмене публичного сервитута.

Какие способы прекращения действия сервитута существуют?

Законодательство предусматривает два механизма для отмены действия договора о сервитуте.

Первый – это досудебный способ, когда стороны в добровольном порядке подписывают расторжение соглашения для предоставления права пользования земельным участком третьими лицами.

Второй – в рамках судебного разбирательства. В этом случае собственник земельного участка, на который наложен сервитут, подает исковое заявление о невозможности полноценного использования земли по причине действия условий сервитута.

О понятии сервитут простым языком

Земельный участки есть в собственности у многих граждан. Кому то они достались в наследство, кто-то их покупал. Но, некоторые не знают, что такое сервитут, и почему он имеет отношение к их участку земли. Это приводит к тому, что владельцы начинают чинить препятствия в пользовании такой землёй.

Что такое сервитут?

Необходимо понять, что включает в себя понятие сервитута. Это официальное разрешение на пользование определённым участком земли в ограниченном количестве. Это разрешение выдается третьему лицу, и собственник не может препятствовать этому.

Если говорить простыми словами, то некий человек получает ограниченное право пользования частью чужого участка земли для удовлетворения собственных нужд. Например, это может быть единственная дорога к колодцу с водой, которая проходит через участок гражданина Н. Другая дорога идёт в обход посёлку, путь примерно 2 км. На общем собрании собственников СНТ было принято решение использовать сервитут через участок Н. к колодцу. То есть, именно такая дорога стала сервитутом, хотя она является собственностью Н. Но он не может запретить людям ходить по ней за водой, так как они получили право ограниченного пользования. Но и ходить через участок Н. просто так жители СНТ не могут, только за водой к колодцу.

Получить право ограниченного пользования частью чужого участка можно 2 способами:

  • добровольно, заключив соглашение с собственником всего земельного надела;
  • принудительно, добившись решения суда.

При первом варианте развития событий, достаточно устно договорится с собственником участка земли. Ему необходимо растолковать, для чего необходимо временно (или постоянно) пользоваться частью его участка. Но, чтобы перестраховаться, нужно заключить письменное соглашение или получить письменное разрешение. Заверять его у нотариуса не нужно, но это можно сделать. Закон не запрещает. Тогда будет проще отстоять своё право в суде.

Если же собственник не даёт своё согласие, но необходимость в таком пользовании есть, необходимо подавать в суд по месту нахождения участка. Суду необходимо обосновать, почему возникла такая острая необходимость в пользовании именно этим участком, почему нет путей обхода частной собственности.

Когда суд вынесет решение, собственник не может больше препятствовать. Другие люди будут пользоваться его собственностью на законных основаниях. Теперь такая часть его земли будет сервитутом. Запрет будет считаться нарушением прав других лиц.

Читайте также:  Как получить землю от государства бесплатно на дальнем востоке

Но, та часть участка, которая стала сервитутом, теперь находится под обременением. Собственник всего надела имеет право требовать плату за неудобства. О размерах и периодичности внесения платы необходимо договориться с пользователями, либо подать исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Какой бывает сервитут

Так как сервитут относится к земле, то назначение его, а также правила пользования регулируются Земельным кодексом. Этот законодательный акт выделяет 2 вида сервитута:

  • частный сервитут;
  • публичный сервитут.

Это общепринятая классификация. Но можно выделить и другие виды сервитутов. Например, такие как:

  • платный / бесплатный;
  • срочный / бессрочный.

Частный

Он оформляется между физическими лицами – собственником и пользователями. Частный сервитут возникает как следствие переговоров, результат фиксируется в госорганах. Если же согласия нет, то разрешения можно добиться через суд. Но для этого необходимо иметь веские доказательства того, что без частного сервитута не обойтись.

Публичный

Здесь несколько иной порядок установления, в отличии от частного. Публичный сервитут устанавливается на основании нормативного акта органа власти. Он необходим для того чтобы решить задачи муниципальный или государственных органов власти.

Например, для строительства новой дороги необходимо постоянно подвозить материал, и сделать это можно только через этот участок земли. Но, если собственник докажет, что его права нарушены, и для удовлетворения госнужд есть и другие пути, то суд отменит публичный сервитут.

Другие виды

Выделение других видов происходит по следующей классификации:

  • платный – то есть, собственник получает плату за пользование своими владениями;
  • бесплатный – пользование происходит на безвозмездной основе;
  • срочный – разрешение выдано на определённый срок;
  • бессрочный – срока у сервитута нет.

Процедура оформления

Любое пользование чужой собственностью должно быть оформлено в соответствии с законодательством. Поэтому процедура оформление сервитута регламентирована. Происходит это так:

  • стороны должны прийти к соглашению о необходимости сервитута;
  • составляют соответствующий договор, в котором нужно указать границы, на которые будет распространяться действии сервитута, условия платности или бесплатности, сроки использования чужой собственности, другие условия;
  • после того как будет достигнута договорённость, договор нужно зарегистрировать в Росреестре;
  • после того, как Росреестр зарегистрирует обременение, обеим сторонам будет выдана выписка из ЕГРН. Только после этого можно пользоваться землёй на законных основаниях.

Так как предметом соглашения выступает земля, которая относится к объектам недвижимости, то сделка подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Но есть и исключения:

  • часть земли, находящаяся являющая сервитутом, переходит к другому человеку в порядке наследования. Обременение от земли неотделимы, поэтому отдельно регистрировать его не нужно, только наследство;
  • необходимость в регистрации отпала до того, как стороны пришли к соглашению.

Пакет необходимых документов для оформления

Обеим сторонам необходимо подготовить набор документов, в который входит:

  • бумага, на основании которой часть земли переходит в пользование. Это может быть договор между сторонами или нормативный акт;
  • заявление;
  • паспорт лица, которое его подаёт;
  • кадастровые документы на тот участок земли, на которое оформляется обременение;
  • если одной из сторон выступает организация, то выписка из ЕГРЮЛ, а также устав;
  • квитанция, подтверждающая, что пошлина уплачена в полном размере.

Если одна из сторон не может, по каким-либо причинам, самостоятельно подать документы на регистрацию, это может сделать представитель, но только при наличии нотариальной доверенности.

Срок регистрации обременения – 10 рабочих дней. Через этот период времени, стороны получат выписку из ЕГРН о регистрации обременения. Если сервитут будет оформлен на определённый срок, то в выписке он будет указан. По его истечению никуда больше идти не нужно, обременение снимается автоматически. Собственнику нужно будет только снова получить выписку, в которой будет указано, что сервитута больше нет.

Платность

Есть небольшое отличие частного сервитута, от публичного сервитута. Собственник участка земли, которым будут пользоваться другие граждане, имеет право потребовать плату. Своего рода, это арендные отношения. То есть, предоставляя в частное пользование соседям часть своего надела в добровольном порядке, собственник может требовать соразмерную плату за полученные неудобства в связи с сервитутом.

Если же сервитут публичный, то плата должна быть истребована с государственного или муниципального органа, ради нужд которого произошло временное изъятие. Но, если собственник решит продать свой надел, он должен предупредить покупателя и представить ему документы об обременении. Отчуждение права не является основанием для прекращения действия сервитута.

Важно! Установление сервитута не является чей-то прихотью. Это вынужденная необходимость, которую нужно доказать! Как только эта необходимость будет ликвидирована, то и действие сервитута также необходимо прекратить.

Заключение

Сервитут частного вида встречается довольно редко. А вот публичный – явление распространённое. При строительстве новых дорог, многоквартирных домов, систем коммуникаций (газопроводы, строительство ЛЭП) власти нередко пользуются владениями других граждан. При этом иногда «забывают» их предупредить, что это можно оформить на законных основаниях (сервитут) и получать за это деньги.

Если после прочтения данного материал у вас возникли вопросы, или у вас есть практические задачи по оформлению сервитута, то вы всегда можете получить бесплатную консультацию по данному вопросу у нашего юриста по недвижимости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: