Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года.

Правила образования земельных участков в 2021 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2021 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2021 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Основные два варианта перераспределения земельных участков

  • Собственниками участков являются физические или юридические лица.

В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.

  • Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой – муниципальное образование.

Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2019 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ (от 17.06.2019), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто – возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.

Заявление о перераспределении земельных участков

Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Читайте также:  Как оформить землю под лпх в собственность

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе из каталога кадастровых организаций. По ссылке вы найдете бесплатный и удобный онлайн сервис – калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.

Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.

Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.

Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Перераспределение земельных участков – о прирезке к участку по закону с 2018 года

Содержание

О законном способе увеличения площади участка

Новая Земельная реформа, начавшаяся в 2015 году, документально запечатлённая в масштабном федеральном законе «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 171), затрагивает многие направления земельных и сопутствующих им отношений.

Не обойдена вниманием в этом законе тема о возможности добавления земли к земельным участкам, предоставленным для:

  • ИЖС
  • ЛПХ
  • садоводства
  • огородничества
  1. участки должны находиться в собственности граждан и юридических лиц
  2. стоять на учёте в государственном кадастре недвижимости (ГКН)

Увеличение площади земельных наделов выполняется только по добровольному согласию собственников смежных наделов. Эта процедура называеется перераспределением участков. При ней происходит следующая трансформация:

  • изменение границ и площади исходных участков
  • образование новые земельных наделов, общая площадь которых остаётся неизменной
  • прекращение существования исходных участков:
    • исключение – тот случай, когда уменьшаемым участком был муниципальный или государственный (он продолжит своё существование в изменённых границах)
  • возникновение права собственности на новые земельные наделы, образованные в результате перераспределения, у владельцев участков с увеличенной площадью

Частные наделы могут граничить с участками и землями муниципалитета или государства. Можно ли использовать последние для увеличения площади наделов? Земельная реформа отвечает – да. «Добавку» из состава этих земель можно сделать к частным участкам (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ):

  • ИЖС
  • ЛПХ
  • для огородничества
  • для садоводства

ЗК РФ установлен порядок увеличения площадей частных земельных участков (статья 39.29).

Основным требованием к образуемым при этом наделам стало их соответствие:

  • градостроительным регламентам:
    • ВРИ
    • установленным предельным максимальным размерам земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ)
  • материалам территориального планирования:
    • проекту межевания территории (ПМТ)
    • схеме расположения земельного участка на кадастровом плане
    • территории при отсутствии ПМТ
    • земелеустроительной документации

Подробно об этом порядке рассказывается в разделе II и разделе III статьи.

Установленный порядок перераспределения не касается «интересов захватчиков» чужих земель. Более того, он сохраняет все законные требования об ответственности за такие правонарушения. «Зелёный свет» включён только для собственников, которые планируют увеличить площади своих участков, действуя исключительно в правовом поле.

Любому претенденту на добавление земли на законных основаниях нужно ознакомиться с несколькими прописными земельными истинами.

«Ничья земля» – ошибочное в корне представление

Досужие домыслы некоторых садоводов, дачников или сельчан о том, что пустующая возле их участков территория «вроде ничья, а значит не грех воспользоваться ею», можно отнести, разве что к дилетантским умозрениям, но сделать это придётся с очень большой натяжкой.

Увеличив по собственной прихоти площадь уже имеющегося земельного надела и полагаясь при этом лишь на собственные представления, что, «может пронесёт и никто не заметит», каждый «земельный захватчик» собственноручно расставляет для себя капканы и с необъяснимым упорством готовит весьма неприятный финал.

Читайте также:  Регистрация перехода права собственности

Иной случай – наложение участков друга, которое произошло после межевания и установления границ одного из них и могло стать результатом возможных ошибок измерений или, наоборот, результатом уточнения границ.

Для выяснения случившейся ситуации можно обратиться:

  • в отдел по архитектуре и градостроительству муниципалитета
  • в кадастровую службу, действующую в муниципальном образовании

Не исключено, что придётся провести контрольное межевание или судебное разбирательство. Вполне возможно, земелевладелец согласится с печальным для него итогом по таким причинам:

  • он своевременно не выполнил межевание по уточнению границ своего участка
  • границы надела не были поставлены на учёт в ГКН и числились как неучтённые

«Пальму первенства» в этом случае горемыка уступил более расторопному соседу.

Злостный самозахват земли, а тем более участка с постройками, можно отнести к циничному грабежу, если не охарактеризовать это действо более жёстко, назвав его одним из видов бытового рейдерства. Такой самозахват является незаконным посягательством на чужое имущество, а за это придётся отвечать по закону.

Но, похоже, что некоторым захватчикам это как бы не известно, и они продолжают изощрённо «совершенствовать своё мастерство и изобретать» весьма нестандартные способы, ставящие в ступор не только законных владельцев. Тому есть конкретное видеосвидетельство:

Незнание закона не может служить оправданием и не освобождает от ответственности. Государство, создавая своим гражданам и юридическим лицам условия для землепользования, рассчитывает на адекватное восприятие ими тех условий, что излагаются в законах.

Для большинства людей незнание закона служит стимулом к расширению кругозора, к пониманию ответственности за возможные неправомерные действия, а при принятии решений, основанных на знаниях, – к уверенности в их юридической состоятельности.

Залог правильных выводов и действий – осведомлённость и знание законного порядка увеличения площади участка за счёт муниципальных и государственных земель. Следование порядку – путь к спокойствию и благополучию.

У любой земли есть собственник. Все пустующие участки, на взгляд, не имеющие хозяев, не огороженные, не занятые постройками большие и малые территории вдали, вблизи или внутри любого населённого пункта, коттеджного посёлка, садоводства или огородничества, ничьими быть не могут.

Все они находятся в чьей-то собственности:

  • в собственности физических или юридических лиц
  • в собственности муниципалитета или государства
  • могут относиться к землям водного фонда или к лесным угодьям
  • быть землями в ведении Министерства обороны

Если земля не является собственностью муниципалитетов, физических или юридических лиц, то эта земля государственная (статья 16 ЗК РФ).

Планируя прирезку к участку (перераспределение), не стоит изначально создавать ситуации для грядущих ошибок. А ддя этого предстоит:

  • выяснить юридические и технические тонкости процедуры
  • узнать, кто является собственником смежного надела
  • уточнить, будет ли возможным использование смежной земли для увеличения размера своего участка

Выяснение принадлежности земли

Размышление об увеличении площади уже имеющегося и находящегося в собственности ЗУ должно начинаться с конкретных действий по выяснению вопроса о принадлежности смежной земли, то есть с уточнения её собственника.

Игнорирование этого обстоятельства может привести к незаконному посягательству на права собственников и их имущество и, соответственно, к дальнейшей ответственности за незаконно совершённые действия.

Что конкретно нужно сделать?

На 1 этапе необходимо провести предварительный анализ ситуации:

проверить, в чьей собственности находится приглянувшийся кусок земли:

  • в частной
  • в муниципальной
  • в государственной собственности

Потребуется выяснить обстоятельства, полностью исключающие возможность «земельной добавки»:

  • попадает она или нет в прибрежно-защитную полосу (ПЗП) водного объекта
  • относится или нет она к лесному фонду
  • относится ли она к землям:
    • исключённым из оборота
    • ограниченным в обороте

Ответы на часть из перечисленных вопросов можно получить с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра (ПКК), отражающей сведения обо всех земельных участках России, прошедших государственный кадастровый учёт.

Отсутствие сведений об участке на Публичной кадастровой карте –свидетельство возможных проблем. Они могут воспрепятствовать:

  • использованию надела для увеличения площади участка
  • проведению купли/продажи, дарения, передаче в наследство, залогу, обмену и.д

О том, как пользоваться Публичной кадастровой картой, может помочь этот материал.

Другой вариант получения сведений о собственнике смежной земли

Иной, но уже платный вариант получения сведений о правообладателе смежного участка, из площади которого, возможно, будет сделана «добавка», – обращение к официальному порталу Росреестра с использованием вкладок:

Получение выписки из ЕГРН – это законное право любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего госпошлину.

Свободная муниципальная или государственная земля – источник законного увеличения площади участков

Законодательством запрещено использование некоторых видов земель для их перераспределения с частными наделами:

  • участки и земли:
    • специального назначения
    • лесного фонда
    • выведенные из оборота
    • ограниченные в обороте
    • резервного фонда муниципалитета и государства, используемого под муниципальные и государственные нужды
  • территории прибрежно-защитных полос (ПЗП) водных объектов
Читайте также:  Договор купли-продажи садового участка между физическими лицами 2021 года

Присоединить к частному участку можно лишь ту муниципальную или государственную землю, что, действительно, свободна, но при условии обязательного согласия властей, чему есть немало обоснованных законом причин.

Ситуация, когда в текущий период времени земля не используется и внешне выглядит бесхозной, не может быть подтверждением её «свободности» – её предстоящее использование может быть уже запланировано властями:

  • под решение задач по прокладке коммуникаций, строительству дороги, газопровода или другие цели
  • участок:
    • включен в другой участок, который ещё только формируется для дальнейшего представления к продаже на аукционе
    • попадает в территорию комплексного развития территории ипланируется для реализация важных для населения задач

Если муниципальный или государственный участок действительно свободен и его использование властями не планируется в перспективе, он может рассматриваться для увеличения площади смежного с ним частного надела, но при условии, что этот частный участок поставлен на кадастровый учёт.

Самовольный захват земли – ответственность по закону

Самовольный захват земли является правонарушением. Им будет считаться даже высаживание овощей на долго пустующем соседском участке, возведение построек, перенос забора, если всё это делается без согласия собственника надела.

На чужие наделы покушаться нельзя. За столь неприглядные деяния придётся не только вернуть землю владельцу, но и возместить причинённый им вред. Рассчитаться за это придётся не из чужого, а из собственного кармана и без возмещения понесённых затрат на несанкционированные «улучшения», что захватчик успел произвести (статья 60 и статья 76 ЗК РФ).

Самовольный захват земли, тем более, её застройка, чреваты ещё и неотвратимыми административными штрафами (статья 7.1 Кодекса РФ об административных нарушениях). Примером тому могут послужить проведённые в Ленинградской области в начале 2018 года проверки Росреестра, результатом которых стала уплата нарушителями требований земельного законодательства неминуемого штрафа.

Будут тщетными попытки легализовать прихваченную муниципальную землю путём подачи заявления о ней в Росррестр с целью получения кадастрового номера и дальнейшей регистрации собственности на участок с площадью, увеличенной за счёт самозахвата. Не стоит ожидать, что администрация спустит всё это с рук. Нет. Эта земля вернётся в муниципалитет, «со всем причитающимся», ведь это его собственность и какого-либо согласия он не давал. Именно об этом Росреестр уведомит захватчика. А бороться за землю придётся только по тем правилам, что установлены законом.

Легализовать самозахват можно лишь по суду, доказав:

  • факт приобретательской давности (статья 234 ГК РФ)
  • добросовестное, непрерывное и открытое пользование захваченным участком в течение 15 лет в соответствии с его назначением

Собственником участка (субъектом права) при этом могут быть местные, федеральные, региональные органы власти и Российская Федерация.

Консультационные услуги

Стоимость консультации, проводимой специалистами компании «Земельный вопрос» по вопросу по вопросу перераспределения земельных участков (пункт 8 раздела «Тарифы»):

3 000 руб. – для физических лиц

Внимание!

Вы ознакомились с разделом №1 статьи.

Проведение перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года

Автор: Александра Рожкова

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года – это сложнейший юридический процесс, для осуществления которого требуется соблюдать все правила, установленные законодательством и подготовить большой пакет документов. Подробнее далее.

О чём идёт речь, что это такое

Перераспределение участков земли производится между двумя и более собственниками наделов и характеризуется следующими аспектами:

    сохраняется общая площадь участков; изменяются границы частных владений; производится повторное межевание и постановка на кадастровый учет.

Перераспределение необходимо:

    при наличии каких-либо споров между владельцами соседних участков; при необходимости объединения нескольких наделов; при разделении земли между несколькими собственниками; при присоединении земель, принадлежащих государственной или муниципальной власти и так далее.

Перераспределение допустимо производить по достигнутому в результате переговоров соглашению или по судебному решению (например, в результате раздела совместно нажитого имущества между супругами).

В настоящее время выделяют три основных типа перераспределений:

    изменение собственника муниципального имущества, то есть переход прав владения от одного учреждения к другому в пределах границ одной территориальной единицы; изменение собственника или границ между наделами, принадлежащими физическим и/или юридическим лицам; перераспределение, происходящее между государственными (муниципальными) и частными объектами недвижимости.

В каком законе описано

Изменение границ земельных участков по предварительному соглашению производится на основании Земельного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом №136.

Статьей 11.7 документа установлено, что:

    перераспределение соседствующих участков позволяет образовать так же соседние участки, но с новыми границами; собственники перераспределяемых участков становятся владельцами новых наделов; участки в прежних границах перестают существовать, как отдельные объекты недвижимости.

Если перераспределение земли производится с муниципальной или государственной собственностью, то дополнительно требуется пользоваться правилами, установленными главой 4 Земельного кодекса, которой устанавливаются:

    правила аренды земельных наделов (статья 22); наложение ограничений на использование земли (статья 23); возможность передачи участков в безвозмездное пользование (статья 24).
Читайте также:  Кадастровая стоимость квартиры (Росреестр) по адресу

Последние изменения в кодекс приняты Федеральным законом № 334, которым устанавливаются органы, способные принимать решения о проведении процедуры перераспределения земли и причины получения отказа.

Обращаться следует:

    если земли, подлежащие перераспределению, входят в границы сельского поселения или располагаются между деревнями (селами и так далее), то решение принимается органами самоуправления муниципального района; если земли являются территорией городского поселения, то решение принимается органами управления региона.

Получить отказ в проведении операции можно, если обнаруживается одна из следующих проблем:

    ранее не было произведено межевание одного или нескольких участков, которые требуется перераспределить. Для устранения проблемы требуется предварительно определить границы наделов каждому собственнику; участки, по которым необходимо внести изменения не являются смежными; один из наделов является государственной (муниципальной) собственностью и выставлен на аукцион; земельные наделы входят в границы разных муниципальных образований; земли, подлежащие перераспределению, имеют разную категорию (земли сельскохозяйственного назначения, поселений, лесных угодий и так далее) или различное разрешенное использование (сельское хозяйство, индивидуальное жилищное строительство и так далее).

Условия и набор необходимых документов, образец заявления

Основными условиями, при соблюдении которых возможно провести перераспределение земельных наделов, являются:

    соседство участков (соприкосновение минимум в одной точке и/или наличие общей границы) отсутствие обременений, ограничений, арестов на наделы достижение соглашения между собственниками сбор полного пакета документов для регистрации новых границ земельных участок в Росреестре

Чтобы провести перераспределение в соответствии с достигнутым соглашением необходимо обратиться в региональное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ), с письменным заявлением, в котором указываются:

    наименование органа, в который подается документ данные заявителя. Если заявителем является частное лицо, то указываются ФИО, адрес прописки и реквизиты паспорта. Если заявителем является юридическое лицо, то требуется указать название организации, адрес ее нахождения, ОГРН, ИНН данные участков, которые требуется перераспределить (адреса нахождения, кадастровые номера, площадь, реквизиты правоустанавливающих документов) реквизиты документа – основания для изменения границ наделов перечень прилагаемых к заявлению документов дата подачи и подпись заявителя

К заявлению необходимо приложить:

  • паспорт заявителя
  • правоустанавливающие документы (свидетельство о собственности, выписка из ЕГРН)
  • межевой или кадастровый план участка
  • письменное соглашение
  • доверенность (если заявление подается представителем собственника)

Порядок действий при перераспределении земельных участков

Чтобы правильно оформить перераспределение наделов земли необходимо действовать в соответствии со следующей схемой:

    достижение устного соглашения с собственником соседнего земельного участка получение разрешения на изменение границ оформление межевого плана с новыми границами участков. Для выполнения данного шага требуется содействие кадастрового инженера, работающего в частной или государственной компании подписание и утверждение соглашения на перераспределение государственная регистрация изменений в Росреестре и получение новых документов о собственности

Какие документы выдаются после окончания процедуры

Заявление и прилагаемый пакет документов должны быть рассмотрены в течение 30 дней с момента поступления (статья 39 ЗК РФ).

В отдельных ситуациях, например, при необходимости дополнения набора документов, срок рассмотрения может быть увеличен до 45 дней.

После проведения процедуры госрегистрации новых участков собственники получат новые правоустанавливающие документы с внесенными изменениями границ наделов.

С 2014 года таким документом является выписка из ЕГРП, в которой указываются:

    дата проведения регистрации и номер регистрационной записи кадастровый номер адрес площадь кадастровая стоимость категория земель и вид разрешенного использования данные владельца надела ограничения и обременения (при их наличии) план участка

Стоимость работ

За выполнение процедуры перераспределения придется заплатить:

Пресс-центр

Что такое перераспределение земельных участков?

Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей до 1 марта 2015 года, не было предусмотрено такого способа оформления земельного участка, как перераспределение земель и земельных участков, позволяющего увеличить площадь находящего в собственности земельного участка за счет прилегающих к нему неразграниченных земель. Процедура перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности (далее – перераспределение земель) стала осуществляться с 2015 года в случаях и порядке, которые предусмотрены нормами главы V.4 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года (далее – ЗК РФ).

Процедура перераспределения подразумевает преобразование земельного участка, принадлежащего на праве собственности гражданину, путем увеличения его площади за счет тех земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Случаи и основания перераспределения земель, регламентированы статьей 39.28 Кодекса. К ним относятся:

• перераспределение в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

• перераспределение в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

Читайте также:  Стоимость: кадастровая стоимость земли

• перераспределение земельных участков для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, ИЖС.

Согласно данной статье заключается соглашение между уполномоченным органом и собственником земельного участка. Таким уполномоченным органом в городе Туле является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Согласно статьям 39.28, 39.29 ЗК РФ, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, оформленным в соответствии с частью 2 статьи 39.29 Кодекса.

К заявлению о перераспределении прилагаются:

– копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на ЗУ, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;

– схема расположения ЗУ в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

– копия паспорта заявителя, или документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

– Результат рассмотрения заявления о перераспределении

– принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка;

– направление заявителю согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

– принятие решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков представлен в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Наиболее частые основания для отказа:

– на территории, испрашиваемой к перераспределению, возможно сформировать самостоятельный земельный участок с учетом испрашиваемой территории;

– на территории, испрашиваемой к перераспределению, расположены объекты недвижимости, например, это может быть самовольная постройка, столбы ЛЭП, другие линейные сооружения;

– площадь образуемого земельного участка превышает установленные правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839 (для ЛПХ и ИЖС минимальная площадь составляет 300 кв.м, максимальная площадь – 1500 кв.м);

– схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, наличия зон с особыми условиями использования территории;

– не представлено в письменной форме согласие лиц, в отношении которых установлены обременения на перераспределяемые земельные участки, например: если земельный участок находится в залоге у банка необходимо представить согласие банка на перераспределение данного земельного участка.

Для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Следует отметить, что схема расположения земельного участка подготавливается в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» с привлечением кадастрового инженера. Реестр кадастровых инженеров размещен на официальном сайте Управления Росреестра по Тульской области: http://to71.rosreestr.ru.

В случае принятия уполномоченным органом решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заявителем обеспечивается постановка земельного участка на государственный кадастровый учет. После этого заявитель обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обращаем Ваше внимание, что размер платы за увеличение площади земельных участков установлен постановлением правительства Тульской области от 03.04.2015 №156 «Об установлении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» и определяется как 50 процентов кадастровой стоимости земельного участка, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей в результате перераспределения передаче в частную собственность.

Росреестра России от 19.09.2018 N 14-09458-ГЕ/18 (вместе с Росреестра от 16.07.2018 N 14-07286-ГЕ/18, Минэкономразвития России от 24.08.2018 N Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 19 сентября 2018 г. N 14-09458-ГЕ/18

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в дополнение к письму Росреестра от 31.10.2017 N 14-12831-ГЕ/18 для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 16.07.2018 N 14-07286-ГЕ/18 и Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.08.2018 N Д23и-4640 по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

Читайте также:  Статус земельного участка ранее учтенный: что значит

от 16 июля 2018 г. N 14-07286-ГЕ/18

В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии продолжают поступать обращения территориальных органов Росреестра по вопросу возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Ранее мнение Департамент недвижимости Минэкономразвития России по данному вопросу было доведено до Росреестра письмом от 10.10.2017 N Д23и-5855 (далее – письмо), копия которого в том числе направлена в территориальные органы Росреестра для сведения и возможного учета в работе.

Как отмечено в письме, в силу статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК) не допускается перераспределение земель и нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности).

Вместе с тем территориальные органы Росреестра информируют о наличии судебных актов, свидетельствующих о том, что такое перераспределение не противоречит нормам ЗК, в частности:

в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2017 N Ф03-3437/2017 в числе прочего отмечено, что доводы о невозможности перераспределения нескольких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, неразграниченных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, с образованием в результате одного земельного участка, отклоняются судом как основанные на неверном толковании положений действующего земельного законодательства;

в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2017 N Ф07-13923/2017 отмечено, что суда первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что формирование земельного участка путем перераспределения двух земельных участков, занятых многоквартирными домами, и земель, находящихся в государственной собственности, возможно при наличии предусмотренного пунктом 1 статьи 39.28 ЗК основания.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации, отказывая в передаче кассационных жалоб (в том числе на указанные постановления Арбитражного руда Дальневосточного округа и Арбитражного суда Северо-Западного округа) для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верхового Суда Российской Федерации, в определениях от 26.01.2018 N 303-КГ17-2496, от 03.04.2018 N 307-ЭС18-2026 отметил, что судами нормы материального права при рассмотрении комментируемого вопроса нарушены не были.

На основании изложенного просим вернуться к рассмотрению вопроса о возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и высказать позицию Минэкономразвития России по нему для доведения ее до сведения территориальных органов Росреестра.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 августа 2018 г. N Д23и-4640

О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬ И НЕСКОЛЬКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки “перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности”, из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  Порядок перевода земель из одной категории в другую

С учетом изложенного перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. N 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. N Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Нарушение прав соседей по участку: обзор судебной практики

Человек по своей природе существо эгоистичное. Эта тенденция четко просматривается по огромному количеству судебных дел между соседями. А часто посягательство на чужую собственность и не несло за собой злого умысла. Например, жил некий Вася уже 10 лет на своем участке, а по соседству участок пустовал. И решил Вася поставить баню на собственном участке, где ему было удобно, но границ не нарушая. И вдруг, негадано-нежданно, появляется у Васи сосед. И строит от недалеко от бани гараж. А крыша бани, оказывается, сделана так, что снег с нее сходит прямо туда, где машина заезжает. И начинается тут судебная тяжба вместо соседской дружбы.

К сожалению, сказать заранее, чью сторону в таких ситуациях займет суд, нельзя. Несмотря на то, что многие аспекты четко прописаны в законах. В этой статье мы приведем примеры некоторых судебных решений в ситуациях с соседскими «войнами».

Содержание:

  • Не нарушаем права соседей или о правилах планировки в цифрах
  • Когда в соседях согласия нет: участники FORUMHOUSE тоже нарушают соседские права
  • А судьи что? Или гуманность по отношению к нарушителям соседских прав
  • Бане быть: суд отказал в сносе бани, построенной с нарушениями
  • Баню снести: суд постановил демонтировать самовольное строение
  • Снегоуловителям на крыше быть: суд за безопасность соседей по участку
  • Забору быть: суд не согласился с доводами о сносе забора
  • Березы, елки, яблоню и туалет снести: суд согласился с массовыми нарушениями соседских прав
  • Давайте жить дружно!

Не нарушаем права соседей или о правилах планировки в цифрах

Напомним, о расстояниях, минимальные значения которых до соседнего участка должны соблюдаться при планировке дачных участков в соответствии со СП 53.13330.2011:

– не менее 3 метров до дома и не менее 6 метров от окон жилых комнат вашего дома до строений на соседнем участке;

Читайте также:  Как оформить право собственности на землю в 2018 году?

– не менее 1 метра до бани, гаража, сарая и других строений;

– не менее 4 метров до сооружений, в которых содержат скот или птиц;

– не менее 1 метра для кустарников, 2 метров для среднерослых деревьев и 4 метров для высокорослых деревьев.

Расстояния до границ соседнего участка измеряются от цоколя или от стены постройки, если элементы строения (крыльцо, свес крыши и т.д.) выступают не более 50 см от плоскости стены. Если больше 50 см, то расстояния считаются от выступающих частей или их проекции на землю.

NB! Нормы упомянутого СП 53.13330.2011 не распространяются в случаях с ИЖС. Уточнять их нужно на уровне местных органов власти.

Важными моментами также являются противопожарные разрывы, то есть расстояние не менее 3 метров от соседнего забора и не менее 5 метров от красных линии (участков, где расположены линии электропередач, дороги, коммуникационные сети и др.).

Нормы инсоляции или затенения составляют 3 непрерывных часа в период весна-лето или 3,5 часа суммарной продолжительности.

Когда в соседях согласия нет: участники FORUMHOUSE тоже нарушают соседские права

К сожалению, многим участникам FORUMHOUSE приходилось сталкиваться с ситуациями, когда разногласия с соседями переходят за рамки словесных разногласий и косых взглядов из-за забора в область судебных разбирательств.
Часто такие ситуации возникают без злого умысла, а по банальному незнанию или непредусмотрительности. Но последнее не освобождает нас от ответственности.

Павел и Кира не рассказали на форуме, чем закончились их истории, будем надеяться, что они смогли договориться с соседями.

В неприятную ситуацию попала и участница FORUMHOUSE Nafania.

В ее случае суд города Хабаровск, к сожалению, оказался на стороне второго участника.

Фрагмент из решения суда:

Отдельное внимание хотим обратить на то, что всегда, прежде чем идти с исковым заявлением в суд, попробуйте сначала решить проблему мирным путем и переговорами. Не все окружающие нас люди неадекватные личности или индивидуумы, которые умышленно хотят доставить нам проблемы, не считаясь с чужими правами.

Пользователь Kate в комментариях к ситуации Павла пишет:

Если вы еще только планируете какое-то строительство на вашем участке, уже понимая, что оно будет в нарушение существующих норм, но у вас хорошие отношения с соседями и они согласны с вашими планами, то советуем вам оформить это согласие нотариально. В дальнейшем, если у соседа появятся претензии, документ сможет стать вашим контраргументом. Однако не будет гарантией, что суд не удовлетворит требование соседа-истца.

Если же у вас просят согласие соседи на какие-то действия, то не забудьте указать все принципиальные параметры, чтобы потом не стать жертвой собственных доброты и недальновидности. Как, например, случилось у пользователя Koomaa:

А судьи что? Или гуманность по отношению к нарушителям соседских прав

Как показывает обзор судебной практики, чаще судьи занимают весьма лояльную по отношению к нарушителям позицию. Заявления с требованиями снести постройки из-за несоблюдения метрового отступа остаются, как правило, не удовлетворенными. Решения о крайних мерах (сносе) принимаются только в случаях грубого нарушения пожарной безопасности и явной угрозе жизни и здоровью. В остальных случаях суд выносит решения, которые позволят уменьшить негативное влияние чужого имущества на ваш участок. Например, судья может постановить установить дополнительные ливневые стоки, если иск касался заливания участка с чужой крыши. В случаях, если устранить нарушение прав можно только сносом или частичным демонтажом строений, то суд отказывает истцам в требованиях по причине их малозначительности. Данная позиция объясняется тем, что снос сооружений понесет за собой больше потерь, чем созданные при их строительства неудобства. Но однозначной и единой тенденции в судебных решениях нет.

Отметим , что установленные градостроительные и санитарные носят рекомендательный, а не обязательный характер. Кроме того, в СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» есть пункт, указывающий, что собственники смежных участков могут не соблюдать установленные нормы, в случае договоренности о других размерах отступов и границ. Поэтому оптимальный вариант – наличие мирового соглашения без доведения дела до суда.

Бане быть: суд отказал в сносе бани, построенной с нарушениями

Каменский городской суд Пензенской области, 2015 год.

Гражданин N подает иск в суд на соседа о сносе бани. Так как последний снес часть забора между участками и поставил там строение. N считает, что баня построена с нарушениями, нарушено расстояния от его участка, постройка создает угрозу пожара, а соответственно угрозу жизни и здоровью. Кроме того, скат крыши направлен в сторону участка N и соответственно осадки с соседней крыши скапливаются на его участке и разрушают фундамент построек, расположенных неподалеку.

Доводы истца. Нарушены СНиП 2.07.01-89 в части расстояния 1 метра от границы его участка, на что соответствующего согласия дано не было. Ссылается на СНиП 30-02-97, в котором сказано, что между участками должен быть сетчатый или решетчатый забор, а не глухая стена бани. Нарушены требования пожарной безопасности.

Читайте также:  Как выкупить у государства землю?

Контаргументы ответчика. Выполнены мероприятия по отводу осадков и воды с бани на собственный участок. Требования пожарной безопасности соблюдены (печь из огнеупорного кирпича, вокруг огнестойкие материалы), баня топится 1-2 раза в квартал.

По мнению выезжавшего на место специалиста отдела надзорной деятельности, там блокированная застройка всех хозяйственных построек. Баня примыкает вплотную к хозяйственным постройкам ответчика, которые находятся под одной крышей. Перенос бани на 1 метр не изменит ситуацию в плане пожарной безопасности.

Согласно выводам экспертного заключения местоположение бани ответчика относительно границы с соседним земельным участком не соответствует требованиям градостроительства СП 42.13330.2011 и СП 30-102-99 (не менее 1 м).

Но обстоятельство, что баня возведена с нарушением норм, не может самостоятельно быть основанием для сносу, так как не свидетельствует о нарушении прав других лиц.

Решение суда: отказать истцу в требовании о сносе бани.

Баню снести: суд постановил демонтировать самовольное строение

Аналогичная ситуация случилась в Тукаевском районном суде республики Татарстан в 2017 году.

Истец обратился с суд с просьбой снести самовольную постройку (баню) своего соседа, которая построена с нарушением допустимых расстояний.

Из материалов дела следует, что имеются нарушения СП 53.13330.2011 при строительстве садового дом и бани на участке. Сооружения для сбора стоков бани располагаются меньше чем в метре от границы соседнего участка. По противопожарному разрыву также имеются нарушения СП 4.13130.2013. Таким образом, данные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровью в случае пожара, а также к негативному воздействию на почву на обоих участках. Также подтверждено, что баня является самовольной постройкой.

Суд посчитал требования истца обоснованными и постановил ответчика снести баню.

Снегоуловителям на крыше быть: суд за безопасность соседей по участку

В 2016 году в Башкортостане гражданин N подал иск против своего соседа с требованием изменить конфигурацию крыши на его гараже, установить снегозадерживающие устройства и компенсировать моральный вред.

Крыша соседского строения была расположена таким образом, что снег сходил с нее на участок истца и создавал дискомфорт (сложно ходить и невозможно припарковать машину), а в случае гололеда и опасность для здоровья членов его семьи.

Суд удовлетворил требования истца (за исключением компенсации морального ущерба) и обязал ответчика установить снегозадерживающие устройства.

Забору быть: суд не согласился с доводами о сносе забора

Верховный суд Республики Удмуртия, 2016 год.

Истец обратился в суд с требованием, чтобы его сосед снес самовольно возведенный забор. Забор был построен на меже участков с фундаментом и классифицирован истцом как капитальное строение. Расстояние от построек истца составляло менее метра, а от границы участка отступа не было. Высота забора превышала 1,5 метра.

По мнению истца у соседа не было получено разрешение на строительство капитального строения (забора), а также нарушены его права в части затенения забором участка и посадок.

Контаргументы ответчика. Забор установлен на участке собственника и является ограждением, для строительства которого разрешение не нужно.

Суд первой инстанции, а затем апелляционный суд постановили отказать в требовании истцу. Суд не согласился с доводами, что данный забор является объектом недвижимости. СНиП 30-02-97, где указано, что ограждения должны быть сетчатые или решетчатые высотой до 1,5 метров, не распространяются на садоводческие территории. По мнению судей, потери при сносе забора для ответчика были бы не сопоставимыми с оказываемыми истцу неудобствами от забора.

Березы, елки, яблоню и туалет снести: суд согласился с массовыми нарушениями соседских прав

Калтанский районный суд Кемеровской области, 2015 год.

Истец обратилась в суд с требованием обязать ответчика снести высокорослые березы, расположенные на расстоянии 0,98 метра от границы участка, елки (0,3 метра от границы), яблоню, пересекающую межу, и туалет в 0,4 метра от ее участка.

Аргументы истца. Деревья высокорослые, старые, находятся в аварийном состоянии, ветки свисают на участок с риском упасть на него, часть участка затенена. Изначально женщина пыталась договориться с соседкой и попросить ее привести деревья в порядок. Просьбы были проигнорированы. Кроме того, она обращалась к председателю СНТ и на руках имелась выписка правления СНТ, разрешающая спилить выступающие на участок ветки. Расположение туалета противоречило СП 42.13330.2011 и СНиП 30-02.97. Еще до обращения в суд была проведена техническая экспертиза, результаты которой подтверждали аргументы истца.

Контраргументы ответчика. Деревья (кроме яблони) являются растениями защитной лесополосы, не были посажены ответчиком, и вырубать их она не имеет права согласно выписке из общего собрания СНТ. Туалет не нарушает границы участка истца, так как у нее неправильно поставлен забор и незаконно увеличена личная территория. Тень от деревьев отсутствует на участке истца с 10 до 17 часов.

Читайте также:  Как оформить право собственности на землю в 2018 году?

Изучив все материалы, суд постановил ответчику спилить деревья и демонтировать туалет.

Давайте жить дружно!

Итак, как мы видим судебные споры между соседями, не имеют одинаковых решений. Правой оказывается сторона с более сильными аргументами и правильной юридической позицией. Кроме того, влияет практика по аналогичным вопросам в конкретном регионе. Поэтому старайтесь не нарушать права ваших соседей и не доводить дело до суда. А если ущемляются ваши права, пробуйте их отстоять. Только сначала изучите все юридические аспекты, это увеличит ваши шансы на грамотное отстаивание своих интересов.

Что делать, если забор соседа стоит не по кадастру. Инструкция

Зачастую собственники загородных участков выясняют, что сосед установил забор, заняв часть их территории. Возникает такая проблема или по вине владельца земли, или когда живущие рядом граждане встают на кадастровый учет в разное время. Однако независимо от причины отдавать чужому человеку часть своего участка никому не хочется.

Юристы разъяснили, что делать и куда обращаться, если соседский забор стоит не по кадастру.

Какой закон регулирует права соседей

Сложность определения положения забора между соседними участками состоит в том, что на данный момент в России не существует федерального закона о нормах установки заборов. «На сегодняшний день ограничения для межевого забора между двумя участками закреплены в Строительных нормах и правилах РФ (СНиП) № 30-02-97, утвержденных Госстроем, в нем прописаны высота и прозрачность забора, противопожарные нормы, а также санитарно-бытовые требования. Но они носят рекомендательный характер. Единственным законодательно закрепленным правилом в сфере защиты соседских прав и интересов является п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ «О недопустимости злоупотребления правами соседа». К сожалению, это правило зачастую игнорируется, что приводит к разногласиям и конфликтам между гражданами», — рассказала Виктория Данильченко, председатель московской коллегии адвокатов Виктории Данильченко.

Пригласите кадастрового инженера

Для начала необходимо выяснить, действительно ли сосед незаконно захватил территорию. Если границы участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру с заявлением о проведении межевания между участками, советует Алексей Гавришев, управляющий партнер AVG Legal. Он подчеркнул, что нередко после этой процедуры спор прекращается ввиду правильности установки забора. Если сосед не согласен, он также может пригласить независимого кадастрового инженера, который эти данные перепроверит и подтвердит, пояснила Татьяна Ананьева, руководитель отдела «Миэль».

Напишите заявление в Росреестр

В случае когда идет речь именно о самовольном установлении забора и захвате чужой территории, необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Росреестра или орган муниципального земельного контроля, советует Данильченко. Она отметила, что для этого нужно быть собственником земельного участка, границы которого нарушены, то есть права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости или подтверждаться правоустанавливающими документами. «При этом перед подачей самого заявления нужно убедиться, что межевание между соседскими земельными участками было проведено по правилам, предусмотренным нынешним законодательством. Должны быть определены координаты так называемых характерных точек границ земельных участков», — пояснила эксперт.

Если сосед против

Если же документально подтверждено, что местоположение забора не соответствует кадастровому плану, но сосед не желает добровольно устранить это нарушение, необходимо снова получить заключение кадастрового инженера, отметила Данильченко. Она разъяснила, что в этом документе обязательно должны быть указаны фактические границы, наложенные на кадастровые, где и будет видна площадь захвата, и дано заключение о варианте решения. Если и в этом случае полюбовно решить ситуацию не получается и сосед не согласен устранить проблему самостоятельно, то следует обращаться в суд.

Подайте иск в суд

После того как все перечисленные выше способы не убедили соседа устранить неполадки, необходимо подать исковое заявление в суд с требованием изъятия части земельного участка из незаконного владения, возложения обязанности перенести незаконно установленное ограждение. В таких ситуациях суд руководствуется пп. 2 п.1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, который гласит, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, уточнила Ананьева. По ее словам, иски по таким делам не имеют срока давности. «При этом надо понимать, что без судебной экспертизы не обойтись. Это растянет судебный процесс, но расходы потом можно будет взыскать с соседа, так же как и расходы на адвоката», — резюмировал Гавришев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: