Ответственность за нарушение земельного законодательства

За нарушение земельного законодательства физическими и юридическими лицами предусмотрена административная ответственность

В рамках деятельности осуществлению муниципального земельного контроля администрацией района проводятся проверки по соблюдению земельного законодательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

Проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Администрации Алтайского края от 02.09.2015 №349 «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Алтайского края», решением Барнаульской городской Думы от 09.06.2006 №365 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля» постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от 28.03.2016 №187 «Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля».

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми

План проверок ежегодно публикуется на сайте города Барнаула в соответствующем разделе сайта.

Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является поступление в администрацию района обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

1) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

О проведении проверки физические или юридические лица и индивидуальные предприниматели уведомляются районной администрацией не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В рамках муниципального земельного контроля проверяется:

1) обеспечение соблюдения порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

2) обеспечение использования земельных участков по целевому назначению;

3) выполнение иных требований земельного законодательства.

Информация по границам отведенного земельного участка, а так же его целевому назначению можно получить в Управлении Росреестра по Алтайскому краю либо в сети интернет на информационном ресурсе «Публичная кадастровая карта» URL: http://pkk5.rosreestr.ru/

Ответственность за нарушение земельного законодательства.

При выявлении факта самовольного занятия земельных участков, использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов или использования земельных участков не по их целевому назначению материалы проверки направляются в Управление Росреестра по Алтайскому краю для привлечения лиц совершивших правонарушение к административной ответственности. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства регламентируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях:

1) ст. 7.1. КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, – влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2) ст. 8.8. КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Так, в случае размещения ограждения, хозяйственных построек или сооружений за границами отведенного земельного участка, с занятием территорий общего пользования, государственных не разграниченных территорий или использования земельного участка без прав на него это будет являться нарушением ст. 7.1. КоАП РФ. В случае, если земельный участок, например, предназначен для эксплуатации жилого дома, но по факту на данном земельном участке размещено здание магазина, то это будет нарушением ст. 8.8. КоАП РФ.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок соблюдения земельного законодательства, а также порядок их защиты предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в ст. 21 данного закона установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Читайте также:  Как проводится межевание земельного участка - порядок и документы

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

В ст. 74 ЗК предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная или административная ответственность, а в ст.76 предусматривается ответственность за причинение убытков и вреда, связанная с нарушением земельного законодательства. Кроме того, ст. 75 ЗК предусматривает и дисциплинарную ответственность, которая не значилась в старом Земельном кодексе. Таким образом, в Земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) ряд мер ответственности за земельные правонарушения предусматривается прямо в земельном законодательстве. Это специальная ответственность, предусмотренная именно земельным законодательством. В отличие от традиционных видов она называется земельно-правовой.

Дисциплинарная ответственность.Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией того предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Административная ответственность.Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Должностным и юридическим лицам устанавливается более повышенная ответственность. Административная ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях — не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком.

Гражданско-правовая ответственность.Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

В природоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный. Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях, специально предусмотренных законом. Он возмещается при:

— изъятии (выкупе) или временном занятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

— ограничении прав собственников земли, землепользователей, арендаторов (в предусмотренных законом случаях);

— ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций, учреждений, граждан;

— при размещении отходов и других видов загрязнения земель, вызванных объективными обстоятельствами.

За правомерный вред наступает экономическая ответственность.

Противоправный вред наступает по факту совершения следующих правонарушений:

— загрязнение, захламление земель;

— порча и уничтожение плодородного слоя почвы;

— невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

— проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.

Вред несет в себе экологическую и экономическую нагрузку. Структура вреда состоит из двух элементов:

— вреда экологического (нарушает экологические интересы общества, обменные процессы в биосфере);

— вреда экономического (посягает на интересы конкретного собственника и выражается в причинении ему вреда).

Экологический вред, как правило, длителен в своем проявлении во времени и пространстве. Поэтому методика его подсчета исходит из факта его причинения, а не из последствия его проявления, которые могут быть растянуты на значительное географическое пространство и отдалены во времени его проявления на значительные годы (Чернобыль). Экологический вред органически связан с экономическим, оба они имеют один источник нанесения такого вреда, одни и те же способы его причинения: загрязнение, разрушение, истощение земель. И тот и другой вред рассматриваются в денежном выражении.

Экономический вред включает в себя:

— ущерб— реальные потери (снижение плодородия почв, уничтожение посевов, насаждений, строений);

— убытки — предполагаемые потери (расходы на восстановление земель, посевов, неполученные доходы).

Гражданское законодательство предусматривает два варианта компенсации вреда — денежный и натуральный (в натуре). Однако не всегда имеется возможность возместить вред в натуре. Возможен также смешанный вариант. Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности:

— всеобщая обязанность возмещения причиненного вреда;

— полное возмещение причиненного вреда;

— ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками;

— солидарная ответственность при совместном причинении вреда;

— вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда.

Читайте также:  Документы для отчуждения земельного участка

Что касается механизма возмещения вреда, то гражданская ответственность предусматривает три способа возмещения вреда:

— признание совершенной сделки недействительной;

— взыскание убытков в связи с неисполнением договора;

— возмещение вреда, вытекающего из внедоговорных отношений (в силу факта правонарушения, в силу ограничения прав пользования землей, изъятие участка для государственных нужд).

Может быть также использован негаторный иск, но практики пока такой нет.

Уголовная ответственностьприменяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Лица совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго­ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо.

Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого обычно предшествуют:

— возбуждение уголовного дела по факту преступления;

— сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств.

Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

По старому Уголовному кодексу основным общественно опасным действием был самовольный захват земли (ст. 199 УК). Ныне это действие относится к административным правонарушением. В новом УК выделена отдельная глава 26 («Экологические преступления»), которая включает в себя 17 статей. Основная из них — ст. 254 («Порча земли»), которая предусматривает за данное деяние:

— штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда;

— наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

— исправительные работы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации,— ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Также УК предусмотрены санкции за:

— нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

— незаконная порубка деревьев (ст. 260);

— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Земельно-правовая ответственностьза нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст.ст. 44—48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ.

Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

В случае неустранения правонарушения в указанный в предупреждении срок, орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В то же время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Требования земельного законодательства РФ являются довольно сложной юридической системой. Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства, кто занимается рассмотрением спорных дел в сфере охраны природных ресурсов? Об этом мы расскажем в нашей статье.

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.
Читайте также:  Оформление земельного участка под многоквартирным жилым домом в собственность

Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

  • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
  • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
  • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
  • смешанные формы собственности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение – есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).
Читайте также:  Виды разрешенного использования земель сельхозназначения 2018

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Понятие и основания юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.12.2019 2019-12-09

Статья просмотрена: 915 раз

Библиографическое описание:

Пиров, К. Р. Понятие и основания юридической ответственности за нарушение земельного законодательства / К. Р. Пиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64070/ (дата обращения: 13.09.2021).

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы применения юридической ответственности в виде уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства. Анализируются основные условия привлечения к ответственности за земельные правонарушения.

Ключевые слова: земельное законодательство, нарушение земельного законодательства, юридическая ответственность, земельные правонарушения.

This article discusses current issues of the application of legal liability in the form of criminal, administrative and civil liability for violation of land legislation. The main conditions for bringing to responsibility for land violations are analyzed.

Keywords: land legislation, violation of land legislation, legal liability, land offenses.

Институт юридической ответственности в сфере земельного законодательства является совокупностью однородных правовых норм, регулирующих меры государственного принуждения.

Актуальность проблем юридической ответственности в земельных отношениях связана с современным состоянием развития рыночных отношений в РФ, тенденциями развития науки и техники, а так же всевозрастающего количества деградированных, загрязненных и подвергшихся другим негативным процессам земель в результате их использования с нарушением установленных требований законодательства.

Основой нормативной базы в сфере юридической ответственности в области земельных отношений остаётся Конституция РФ, придающая в важное значение земле как особо значимому объекту конституционно-правового регулирования [1]. Институт юридической ответственности является достаточно развитым в земельном праве, он формализован и урегулирован главой XIII Земельного Кодекса РФ [2] и иными нормами, содержащиеся в данном кодифицированном нормативно-правовом акте, являющимся основным специальным законом, регулирующим земельные отношения в нашем государстве.

Земельный кодекс Российской Федерации в указанной главе устанавливает возможность применения к нарушителям норм об охране земель мер гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Как указывает Е. А. Галиновская, выделение различных видов ответственности проводится в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, а так же от размера причиненного вреда землям, их правообладателям и других обстоятельств [9]. Указанные виды юридической ответственности за нарушение норм земельного законодательства имеют свои особенности и различаются по определенным критериям друг от друга.

Уголовная ответственность является наиболее суровым видом ответственности, применяемой за нарушение земельного законодательства. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение преступления, которые поименованы в Уголовном кодексе РФ: порча земли, незаконные сделки с недвижимым имуществом.

Анализируя норму статьи 254 Уголовного кодекса РФ «Порча земли» прослеживаем, что объективная потребность в ее применении многоаспектна. Перечень примерных ситуаций может быть весьма широким. Земля подвергается загрязнению тяжелыми металлами, нефтью, отравляется свалками, сточными водами. Все эти явления обязывают выявлять факты поведения, которыми они создаются, и подвергать их уголовно-правовой оценке. Г. Хлупина и Н. Качина отмечают, что уголовно-правовая норма за порчу земли является одной из самых сложных по конструкции [11].

Возможность привлечения к уголовной ответственности за порчу земли преследует цель-охрана земли как самого ценного и важного достояния всех жителей России, как средства производства, необходимого для функционального обеспечения всех отраслей хозяйства путем защиты ее от значительного ухудшения состояния земель вследствие нарушения правил осуществления хозяйственной или иной деятельности. Необходимо заметить, что за порчу земли предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность. В целом можно сказать о важности уголовной ответственности за нарушения земельного законодательства, так как охрана земель является одной из главных функций любого государства. Сохранение земли и почвы необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности и обеспечения продуктами населения государства. Негативное воздействие на земли может привести к серьёзным последствиям в будущем. Бесспорно, применение мер уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства необходимо ввиду противоправного характера нарушений относительно большого числа граждан, вплоть до угрозы жизни и здоровью жителям РФ.

Как нами уже указано в настоящее время за правонарушения в области земельного законодательства кроме уголовного вида ответственности установлены следующие виды ответственности: административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая. Рассмотрим далее условия наступление гражданскоправовой ответственности за земельные правонарушения. Гражданско-правовая ответственность представляет собой совокупность принудительных мер, применяемых к лицу, совершившему противоправное деяние. Данный вид ответственности носит имущественный характер, следовательно, предусматривает возмещение убытков пострадавшей стороне за причинённый вред.

Ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами гражданского и земельного законодательства. Меры гражданско-правовой ответственности применяются к физическим и юридическим лицам в случае нарушения ими положений Земельного кодекса РФ, в частности, причинения вреда земле как природному объекту, природному ресурсу, элементу окружающей среды, а также правам и законным интересам граждан, являющихся собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и пользователями сервитута. Основания возникновения ответственности регулируются:

Читайте также:  Собственность публично-правовых образований: что это значит

1) договором или соглашением о временном предоставлении земельного участка:

а) между собственником и лицом, временно занимающим земельный участок по условию договора;

б) между землепользователем и лицом, временно занимающим земельный участок по условию договора;

2) актом органа государственной власти или органа местного самоуправления;

3) соглашением о сервитуте;

4) решением суда.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие нормы ответственности за нарушения земельного законодательства:

1) изъятие земельного участка ввиду использования его не по целевому назначению;

2) изъятие земельного участка из-за использования его с нарушением законодательства;

3) прекращение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка [3].

Административная ответственность является самым распространенным видом ответственности по привлечению субъектов земельных отношений за нарушение норм земельного законодательства. Так за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность в виде штрафа. По общему правилу его размер зависит от кадастровой стоимости и устанавливается в процентах от нее. При этом, если земли сельхозназначения либо земли, предоставленные для строительства (а также садоводства и огородничества), не используются в этих целях, штрафы взимаются в повышенных размерах.

Кроме ответственности, нецелевое использование участка может повлечь и другие неблагоприятные последствия, например прекращение прав на него, отказ в выдаче разрешения на строительство. Обратим внимание на следующие случаи, в которых возможно привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ [4], которые подтверждены актуальной судебной практикой:

1) нецелевая деятельность ведется в здании, расположенном на земельном участке, и не соответствует разрешенному использованию земельного участка. Например, если земельный участок предоставлен:

– для производственных целей, а по факту на нем расположено здание с вывеской «Хозтовары Муравей», где продают хозяйственные товары (Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 14-АД17–6 [5]);

– для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий и сооружений производственной площадки, а используется для размещения и обслуживания торгового центра (Постановление Верховного Суда РФ от 18.07.2016 N 43-АД16–6 [6]);

2) нецелевая деятельность ведется только на части земельного участка. Использование части земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием влечет нарушение режима использования земельного участка. Такой вывод подтверждается в Постановлении Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 31-АД16–3 [7];

3) к ответственности привлекается то лицо, которое использует земельный участок не по целевому назначению, например арендатор (и в том случае, если договор аренды не заключен) (Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18–3 [8]).

Таким образом, анализируя нормы ответственности за нарушение земельного законодательства и рассматривая основания привлечения к ответственности можно сделать вывод, что юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства — сложнейшая правовая категория, под которой можно понимать меры государственного принуждения, выраженные в виде отрицательных последствий для субъекта земельных правоотношений, который нарушает земельное законодательство, наступающих в виде ограничений личного или имущественного порядка.

При этом стоит отметить, что общепринятого понятия юридической ответственности в сфере земельных правоотношений не имеется. Мнения правоведов различны и разделены на несколько групп, в одних придерживаются позиции, что юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства — это применение уполномоченным органом или должностным лицом к правонарушителю установленных законодательством мер правового воздействия за противоправное поведение, запрещённое правовыми нормами, в других — обязанность правонарушителя претерпеть определенные отрицательные правовые последствия за совершённое противоправное деяние, в связи с этим, определяя сущность юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, следует учитывать различные подходы к рассмотрению её содержания, которые приводят к различному пониманию этой разноплановой и неоднозначной правовой категории [10].

Таким образом, законодательство РФ о юридической ответственности в сфере земельных отношений нуждается в дальнейшем эволюционном развитии и изучении, что и является гарантией преодоления актуальных проблем юридической ответственности в сфере земельных отношений, преодоления и устранения пробелов в национальном праве и законодательстве.

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2014. № 31. Ст. 4398.

2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001 г. N 44. Ст. 4147.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

5 Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 14-АД17–6 // СПС КонсультантПлюс.

6 Постановление Верховного Суда РФ от 18.07.2016 N 43-АД16–6 // СПС КонсультантПлюс

7 Постановление Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 31-АД16–3// СПС КонсультантПлюс.

8 Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18–3// СПС КонсультантПлюс.

9 Галиновская Е. А. Проблемы эффективности юридической ответственности за земельные правонарушения // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: материалы VII Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся. М., 2013. С. 218.

10 Коряковцев Ю. Н., Николаева Л. Д. Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства. Экологическое право. Общая часть: курс лекций / под науч. ред. И. А. Соболя. СПб.: Знание, 2009. С. 171–175.

11 Хлупина Г., Качина Н. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли // Уголовное право. 2010. № 1. С. 51–52.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашенцев Дмитрий Алексеевич, Романова Галина Владимировна

В статье раскрываются особенности юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Российской Федерации. Авторы подчеркивают комплексный характер такой ответственности, возможность применения различных мер, предусмотренных законодательством

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пашенцев Дмитрий Алексеевич, Романова Галина Владимировна

LEGAL LIABILITY FOR VIOLATION OF LAND LEGISLATION

The article reveals the peculiarities of legal liability for violation of land legislation of the Russian Federation. The authors emphasize the complex nature of this responsibility, possibility of application of various measures under the legislation

Читайте также:  Как получить кадастровый номер земельного участка?

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК – 346 ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич,

ББК – 67 ведущий научный сотрудник отдела теории законодательства

Института законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве РФ, профессор ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доктор юридических наук, профессор РОМАНОВА Галина Владимировна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», кандидат юридических наук, доцент

12.00.06 – земельное право; природоресурсное право; экологическое право;

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье раскрываются особенности юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Российской Федерации. Авторы подчеркивают комплексный характер такой ответственности, возможность применения различных мер, предусмотренных законодательством.

Ключевые слова: юридическая ответственность, законодательство, земля, уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность

PASHENTSEV Dmitry Alekseevich,

Leading researcher Department of theory of law, Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation, Professor of GAOU IN «Moscow city pedagogical University», doctor of legal Sciences, Professor ROMANOVA Galina Vladimirovna, associate Professor of the Department of state and legal disciplines Law Institute of GAOU IN «Moscow city pedagogical University», candidate of legal Sciences, associate Professor

LEGAL LIABILITY FOR VIOLATION OF LAND LEGISLATION

Abstract. The article reveals the peculiarities of legal liability for violation of land legislation of the Russian Federation. The authors emphasize the complex nature of this responsibility, possibility of application of various measures under the legislation.

Keywords: legal responsibility, law, land, criminal liability, disciplinary liability

Современные тенденции развития земельного законодательства и фактическая нерешенность земельного вопроса в России актуализируют тему юридической ответственности в земельных правоотношениях, ее природы и степени эффективности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства имеет комплексный характер и не относится к числу самостоятельных видов юридической ответственности.

Научный анализ природы ответственности за нарушение земельного законода-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

тельства должен опираться на общие док-тринальные подходы к пониманию юридической ответственности.

Несмотря на то внимание, которое проявляют ученые к вопросам, связанным с юридической ответственностью, в доктрине до сих пор не сложилось единой позиции. Продолжаются научные споры о сущности и об определении юридической ответственности, ее новых видах, о соотношении негативной и позитивной ответственности [9, с. 5].

При исследовании юридической ответственности за нарушение земельного законодательства авторы исходят из того, что юридическая ответственность представляет собой меру государственного принуждения, которая предусмотрена санкцией правовой нормы и применяется к лицу, совершившему правонарушение. Юридическая ответственность есть разновидность социальной ответственности [11, с. 11].

Значение юридической ответственности за нарушение земельного законодательства определяется той важной ролью, которую играет земля в жизни общества и каждого человека. В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля, как важный компонент окружающей среды, охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на той или иной территории. Однако состояние земли в Российской Федерации представляет реальную угрозу национальной безопасности, вызванную техногенным загрязнением, истощением и деградацией сельскохозяйственными землепользователями и товаропроизводителями, водной и ветровой эрозией и другими процессами.

Современное земельное законодательство предусматривает особые правовые способы охраны земель. Например, использование земель следует осуществлять только такими способами, которые обеспечивают сохранение экологических систем, гарантируют устойчивую способность земли выступать средством производства в сельском и лесном хозяйстве, иных видах деятельности.

Требование охраны земель относится ко всем ее собственникам и пользователям,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

включая государственные органы и должностные лица, которые принимают решения по вопросам землепользования.

Правовая охрана земель представляет собой один из видов охраны земель и может рассматриваться как совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств [10, с. 81]. Достигается решение этой задачи с помощью установления запретов и дозволений, а также поощрения за примерные действия собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и наказание правонарушителей [10, с. 82, 83].

Применяемые меры в форме правовых санкций к правонарушителям должны быть зафиксированы в законе, который указывает на содержание правонарушений как действий (бездействий), противоречащих требованиям правовой нормы, а также на содержание санкции как меры государственного воздействия на правонарушителя.

Содержание земельных правонарушений и санкций за их совершение зафиксировано в различных нормативно-правовых актах, например: в гл. 22 «Преступления в сфере экономической детельности» и 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ, в гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса РФ, в гл. 13 ЗК РФ «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель», в гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», в гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в гл. 10 «Административная правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» Кодекса об административных правонарушениях РФ, в гл. 30 «Дисциплина труда» Трудового кодекса РФ и др.

Базовой нормой ст. 170 УК РФ является положение ст. 9 Конституции РФ о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и иных формах собственности. Данная статья является основой и предусматривает

меры уголовной ответственности за совершение специального должностного преступления. Она обеспечивает необходимую уголовно-правовую охрану отношений по законному и рациональному использованию и обороту земли (земельных участков) [5, с. 393].

Диспозиция статьи фактически подразделяет состав преступлений на регистрацию незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Единого государственного земельного реестра, занижение размеров платежа за землю.

Отметим, что к числу экологических преступлений отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и экологическую безопасность общества. Ряд уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение экологических преступлений, имеет довольно сложную диспозицию, которая существенно затрудняет реализацию принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. К таким нормам, например, относится ст. 254 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за порчу земли, которая наступает при отравлении, загрязнении или порче земли. Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 254 УК РФ, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Читайте также:  Кадастровая стоимость земельного участка по кадастровому номеру 2017

Эта статья относительно новая. Она восполняет существовавший ранее пробел в российском уголовном законодательстве, выполняя функцию защиты земли как важного элемента окружающей среды, как национального достояния, а также важнейшего средства производства, необходимого для успешного функционирования всех отраслей народного хозяйства.

Часть 2 ст. 254 УК РФ предусматривает ответственность за совершение данного преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Подобные действия могут затронуть интересы широкого круга участников земельных и иных отношений, таких, как собственник земельного участка,

землепользователь, арендатора земельного участка [4, с. 622].

Статья 254 УК РФ определяет состав преступления с альтернативными признаками объективной стороны по характеру деяния и причиняемого вреда (ч. 1), устанавливает квалифицированные составы преступления, которые различаются по содержанию и степени общественной опасности (ч. 2 и 3) [2, с. 239].

Перечисленные в ст. 254 УК РФ разновидности преступления объединяет то, что все они связаны именно с земельными правонарушениями и совершаются с прямым умыслом должностными лицами.

Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъясняется, что причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам [8, с. 3].

В качестве меры уголовной ответственности возможна конфискация земельного участка (как имущества, недвижимости) по приговору суда (ст. 50 ЗК РФ) [3, с. 184].

Таким образом, УК РФ усилил ответственность за преступления, связанные с землей, и за некоторые экологические преступления за счет гл. 26 «Экологические преступления». В итоге соответствующих норм стало больше, увеличился и максимальный размер наказаний. Такая ситуация наглядно свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности деяний в земельной и экологической сферах, а также о критической оценке современного состояния правопорядка в сферах землепользования и охраны окружающей среды [1, с. 265].

Большое значение в системе юридической ответственности за нарушение земельного законодательства имеет дисциплинарная ответственность, о которой говорится в ст. 75 Земельного кодекса Российской Федерации. Статья устанавливает, что должностные лица и работники организации, виновные в совершении земель-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

ных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Д.Л. Комягин подчеркивает, что меры ответственности за нарушение земельного законодательства применяются, как правило, к виновным лицам, но в отдельных случаях возможно применение этих мер и при отсутствии вины. Это предусмотрено не Земельным кодексом, который предполагает обязательное наличие вины, а применяемым в отдельных случаях Градостроительным кодексом (ст. 60) и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» [7, с. 58].

Таким образом, действующее законодательство устанавливает меры ответственности за нарушения в сфере земельных отношений. Юридическая ответственность в этом случае имеет комплексный характер. В зависимости от характера правонарушения могут применяться различные виды юридической ответственности, что обеспечивает реализацию правового режима охраны земли в Российской Федерации.

[1] Боголюбов С.А., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2002.

[2] Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: Спарк, 1998. -352 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

[3] Земельное право: Учебник для вузов / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: НОРМА-ИНФ-РА-М, 1999. – 400 с.

[4] Крассов О.И. Земельное право современной России: Учебное пособие. М.: Дело, 2003. -624 с.

[5] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. 3-е изд. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

[6] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М.: Издательство «Экзамен XXI», 2002. – 864 с.

[7] Комягин Д.Л. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 10.

[8] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. № 1.

[9] Радько Т.Н. Юридическая ответственность. Основные подходы к ее понятию в современной юридической науке // Юридическая ответственность. Основные подходы в современной науке: материалы круглого стола / Под ред. проф. А.Г. Чернявского. М.: Русайнс, 2015.

[10] Романова Г.В. Земельное право. Краткий курс лекций: Учебное пособие. М.: ЮСТИЦИЯ, 2018. – 188 с.

[11] Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007.

[1] Bogolyubov S.A., Minina E.L. Kommen-tarij k Zemel’nomu kodeksu Rossijskoj Federacii. M.: Norma, 2002.

[2] Dubovik O.L. E’kologicheskie prestup-leniya. Kommentarij k glave 26 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii. M.: Spark, 1998. -352 c.

[3] Zemel’noe pravo: Uchebnik dlya vuzov / Otv. red. S.A. Bogolyubov. M.: NORMA-INFRA-M, 1999. – 400 s.

[4] Krassov O.I. Zemel’noe pravo sovremennoj Rossii: Uchebnoe posobie. M.: Delo, 2003. – 624 c.

[5] Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod red. prof. Yu.I.

Читайте также:  Статус земельного участка: как узнать

Skuratova, V.M. Lebedeva. 3-e izd. M.: INFRA-M-NORMA, 2000.

[6] Kommentarij k Ugolovno-processual’-nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod obshh. red. V.V. Mozyakova. M.: Izdatel’stvo «E’kzamen XXI», 2002. – 864 s.

[7] Komyagin D.L. Otvetstvennost’ za pravo-narusheniya v oblasti oxrany’ i ispol’zovaniya zemel’ // Zakony’ Rossii: opy’t, analiz, praktika. 2014. № 10.

[8] Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 05.11.1998 № 14 «O praktike primeneniya sudami zakonodatel’stva ob otvetstvennosti za e’kologicheskie pravonarusheniya» // Byulleten’ Verxovnogo Suda Rossijskoj Federacii. 1999. № 1.

[9] Rad’ko T.N. Yuridicheskaya otvetstvennost’. Osnovny’e podxody’ k ee ponyatiyu v sovremennoj yuridicheskoj nauke // Yuridiche-skaya otvetstvennost’. Osnovny’e podxody’ v sovremennoj nauke: materialy’ kruglogo stola / Pod red. prof. A.G. Chernyavskogo. M.: Rusajns, 2015.

[10] Romanova G.V. Zemel’noe pravo. Kratkij kurs lekcij: Uchebnoe posobie. M.: YuSTICIYa, 2018. – 188 s.

[11] Xachaturov R.L., Lipinskij D.A. Obshhaya teoriya yuridicheskoj otvetstvennosti. SPb.: Yuridicheskij centr Press, 2007.

Объединенная электронная редакция

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели).

Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

Что такое комплексные кадастровые работы, и как они могут помочь сэкономить при регистрации прав на недвижимость?

Ведущий юрисконсульт IPT Group

специально для ГАРАНТ.РУ

В декабре 2017 года Счетная палата РФ выдвинула инициативу, направленную на пополнение бюджета. Увеличить поступление средств предполагается, в частности, за счет учета объектов, облагаемых налогом на имущество и земельным налогом – соответствующая информация опубликована на официальном сайте палаты. Однако на деле правообладатели земельных участков получили возможность сэкономить на проведении комплексных кадастровых работ. Таким образом, можно сказать, что инициатива ведомства в части ускорения проведения кадастровых работ воплощается в жизнь.

Согласно плану Счетной палаты РФ, уполномоченные органы государственной власти должны подготовить предложения:

  • о проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, права на которые возникли до 31 января 1998 года;
  • о нормативном закреплении определений терминов “индивидуальный жилой дом”, “гараж”, “сарай”, “единый недвижимый комплекс”, “объект незавершенного строительства”, “иные здания”;
  • об ускорении проведения во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ.

Какими документами регулируются кадастровые работы?

Проведение комплексных кадастровых работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон № 221-ФЗ), введенной в действие с 1 января 2015 года.

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. При этом сведения о таких участках не должны соответствовать требованиям, установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон № 218-ФЗ). В частности, речь идет о требованиях к описанию местоположения границ земельных участков, земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Законом № 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ).

Для чего проводятся комплексные кадастровые работы?

Комплексные кадастровые работы проводятся для уточнения местоположения границ земельных участков, для установления или уточнения местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ. Также они необходимы для корректного выделения земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома (за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами). Наконец, комплексные кадастровые работы следует проводить для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Кто проводит комплексные кадастровые работы?

Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации. Финансирование комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ.

Сколько стоит проведение комплексных кадастровых работ

В целях реализации указанных комплексных кадастровых работ Минэкономразвития России подготовило проект постановления Правительства РФ “О внесении изменений в федеральную целевую программу “Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)” 1 . Документ предусматривает в 2019 году увеличение финансирования мероприятия “Проведение комплексных кадастровых работ”.

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов” объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ составит в 2018 году 100 млн руб., в 2019 году – 205 млн руб., в 2020 году– 200 млн. руб.

В 2018 году Росреестр уже заключил соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях софинансирования проведения комплексных кадастровых работ с высшими исполнительными органами государственной власти. Это следующие субъекты РФ: Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Хабаровский край, Амурская область, Вологодская область, Псковская область и Севастополь. Заявку на проведение субсидии планирует направить в Росреестр еще 21 субъект РФ.

Читайте также:  Кадастровый паспорт земельного участка онлайн

Сколько объектов недвижимости “подпали” под комплексные кадастровые работы

Фактическое количество объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году были проведены комплексные кадастровые работы, составило 33 980 единиц. За период 2017-2020 годов планируется проведение комплексных кадастровых работ в отношении 163 446 объектов недвижимости.

Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые работы в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Заказчик кадастровых работ должен разместить извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ (направить его в Росреестр) в течение 10 дней с момента заключения контракта. О проведении комплексных кадастровых работ в отношении земельного участка правообладателя известит кадастровый инженер, который будет проводить указанные работы, по почте или электронной почте, если такие сведения имеются в ЕГРН (п. 2, п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 42.7 Закона № 221-ФЗ).

Увеличить бюджет с пользой для правообладателей

Одна из целей проведения комплексных кадастровых работ – увеличение поступлений в бюджет органов местного самоуправления, в том числе и за счет земельного налога. В то же время правообладатели земельных участков, где существует потребность в интенсивном гражданском обороте недвижимости и где в приоритетном порядке будут проводиться данные работы, могут не торопиться проводить их за свой счет и дождаться возможности провести их за счет государства. Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые рабты в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Таким образом, несмотря на стремление государства пересчитать, в том числе в целях налогообложения, все земельные участки, гаражи, сараи, бытовки, теплицы и т.д., у правообладателей есть шанс сэкономить хотя бы на выполнении одного из наиболее дорогостоящих видов работ, связанных с государственной регистрацией прав на указанные объекты.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ “О внесении изменений в федеральную целевую программу “Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)” можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/04-18/00080283).

ПРАЙС-ЛИСТ

№ п/п Наименование вида работ Единица измерения Стоимость, руб.* Сроки** Примечания
1 Межевой план на уточнение границ земельного участка (межевание) 1 участок площадью до 800 кв.м 16 000 10 раб.дней При необходимости согласования границ с ДГИ г. Москвы стоимость увеличивается на 5000 руб.
1 участок площадью от 801 кв.м до 1000 кв.м 17 000
1 участок площадью от 1001 кв.м до 2000 кв.м 22 000
2 Межевой план по образованию земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности 1 участок площадью до 1000 кв.м 15 000 10 раб.дней
1 участок площадью более 1000 кв.м индивидуально Стоимость зависит от площади и конфигурации участка.
3 Образование земельного участка под многоквартирным домом земельный участок площадью до 0,5 га 70 000 от 1 месяца
земельный участок площадью до 0,5 га (АКЦИЯ) 56 000
единовременное межевание 3-ех земельных участков площадью каждого участка до 0,5 га 156 000
земельный участок площадью более 0,5 га индивидуально Стоимость зависит от площади и конфигурации участка.
4 Межевой план по разделу земельного участка раздел участка площадью до 1000 кв.м на 2 новых участка 10 000 10 раб.дней Без выполнения геодезических обмеров.
15 000 С геодезическими обмерами.
раздел участка площадью более 1000 кв.м индивидуально индивидуально Стоимость зависит от площади исходного участка, от количества образуемых участков и от необходимости выполнения геодезических обмеров.
5 Межевой план по перераспределению земельных участков перераспределение 2-х земельных участков общей площади до 2000 кв.м 10 000 10 раб.дней Без выполнения геодезических обмеров.
15 000 С геодезическими обмерами.
перераспределение общей площади более 2000 кв.м индивидуально индивидуально Стоимость зависит от площади исходного участка, от количества образуемых участков и от необходимости выполнения геодезических обмеров.
6 Межевой план по объединению земельных участков площадь образуемого участка до 2000 кв.м 10 000 10 раб.дней
площадь образуемого участка более 2000 кв.м индивидуально индивидуально Стоимость зависит от площади и количества объединяемых участков.
7 Образование части земельного участка (сервитута) 1 участок от 15 000 10 раб.дней Стоимость зависит от площади и конфигурации сервитута.
8 Исправление реестровой (кадастровой) ошибки 1 участок площадью до 800 кв.м 15 000 10 раб.дней При необходимости согласования границ участка с ДГИ г. Москвы или с Администрацией района стоимость увеличивается на 5000 руб.
1 участок площадью от 801 кв.м до 1000 кв.м 18 000
1 участок площадью от 1001 кв.м до 2000 кв.м 20 000
9 Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадь участка до 1500 кв.м 10 000 5 раб.дней Без выполнения геодезических обмеров.
площадь участка до 1500 кв.м 15 000 5 раб.дней С выполнением геодезических обмеров.
площадь участка более 1500 кв.м индивидуально индивидуально Стоимость зависит от площади и конфигурации участка.
10 Межевание земель общего пользования в СНТ/ДНТ 70 000 руб. + (кол-во участков в СНТ * 1 000 руб.) индивидуально Стоимость зависит от площади и конфигурации земель общего пользования.
11 Карта (план) санитарно-защитной зоны 1 шт. от 20 000 от 10 раб.дней Стоимость и сроки работ зависят от площади санитарно-защитной зоны.
12 Кадастровая съемка земельного участка 1 участок от 10 000 от 1 раб.дня Стоимость зависит от площади и местоположения участка.
свыше 1 га индивидуально от 1 раб.дня Не менее 10000 руб. за выезд. Стоимость зависит от площади и местоположения участка.
* Окончательная стоимость работ определяется после анализа исходных документов на Ваш участок, а также от степени сложности выполнения работ
** Окончательный срок производства работ устанавливается после оценки объемов и сложности выполнения работ
Читайте также:  Оформление земельного участка под многоквартирным жилым домом в собственность

ПРАЙС-ЛИСТ на кадастровые работы (объекты капитального строительства)

№ п/п Наименование вида работ Единица измерения Стоимость, руб.* Сроки** Примечания
1 Технический план на дачный, садовый или индивидуальный жилой дом площадь дома до 20 кв.м 10 000 10 раб.дней
площадь дома от 21 до 50 кв.м 12 000
площадь дома от 51 до 100 кв.м 16 000
площадь дома от 101 до 150 кв.м 18 000
площадь дома от 151 до 200 кв.м 20 000
площадь дома от 201 до 250 кв.м 24 000
площадь дома от 251 до 300 кв.м 26 000
площадь дома от 301 кв.м индивидуально
2 Технический план на нежилое здание (для юр. лиц) здание площадью до 100 кв.м 20 000 10 раб.дней
здание площадью более 100 кв.м индивидуально Стоимость зависит от площади здания.
3 Технический план сооружения скважина 20 000 10 раб.дней
линейный объект (коммуникация) от 20 000 индивидуально Стоимость зависит от сложности коммуникации.
4 Технический план объекта незавершенного строительства 1 объект от 20 000 10 раб.дней Стоимость зависит от площади объекта.
5 Технический план квартиры 1 квартира от 10 000 10 раб.дней Стоимость зависит от площади квартиры и необходимости производства обмеров.
6 Технический план нежилого помещения 1 объект площадью до 20 кв.м 10 000 10 раб.дней Без учета стоимости обмеров (если они необходимы). Стоимость обмеров – от 30 руб. за 1 кв.м.
1 объект площадью от 21 до 100 кв.м 15 000
1 объект площадью от 101 до 200 кв.м 20 000
1 объект площадью от 201 до 300 кв.м 30 000
1 объект площадью от 301 до 600 кв.м 40 000
1 объект площадью от 601 до 1000 кв.м 50 000
1 объект площадью более 1001 кв.м индивидуально индивидуально
7 Перепланировка помещения 1 объект от 10 000 10 раб.дней Стоимость зависит от площади помещения и необходимости производства обмеров.
8 Реконструкция здания площадь здания до 20 кв.м 8 000 10 раб.дней
площадь здания от 21 до 50 кв.м 10 000
площадь здания от 51 до 100 кв.м 14 000
площадь здания от 101 до 150 кв.м 16 000
площадь здания от 151 до 200 кв.м 18 000
площадь здания от 201 до 250 кв.м 22 000
площадь здания от 251 до 300 кв.м 24 000
площадь здания от 301 кв.м индивидуально
9 Технический план части помещения (для заключения договора аренды) Образование части помещения под аренду площадью до 100 кв.м от 10 000 до 15 000 10 раб.дней
Образование части помещения под аренду площадью от 101 до 300 кв.м 25 000
Образование части помещения под аренду площадью от 301 до 1000 кв.м 40 000
Образование части помещения под аренду площадью более 1000 кв.м индивидуально
10 Технический план машино-места 1 объект 10 000 10 раб.дней
11 Акт обследования (снятие с кадастрового учета объекта капитального строительства) 1 объект от 8 000 10 раб.дней Стоимость зависит от площади и сложности объекта.
12 Заключение о некапитальности объекта 1 объект от 10 000 10 раб.дней
13 Заключение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым 1 объект от 20 000 10 раб.дней
14 Обмер квартиры 1 квартира площадью до 50 кв.м 7 000 3 раб.дня
1 квартира площадью от 50 кв.м до 100 кв.м 10 000 3 раб.дня
1 квартира площадью от 100 кв.м до 150 кв.м 12 000 3 раб.дня
1 квартира площадью более 150 кв.м индивидуально 3 раб.дня
15 Обмер нежилого помещения 1 объект площадью до 50 кв.м 10 000 3 раб.дня
1 объект площадью от 50 кв.м до 100 кв.м 15 000 3 раб.дня
1 объект площадью от 100 кв.м до 150 кв.м 18 000 3 раб.дня
1 объект площадью более 150 кв.м индивидуально индивидуально Стоимость зависит от площади помещения.
1 объект площадью более 1000 кв.м от 30 руб. за кв.м индивидуально Стоимость зависит от площади помещения.
* Окончательная стоимость работ определяется после анализа исходных документов на Ваш объект, а также от степени сложности выполнения работ
** Окончательный срок производства работ устанавливается после оценки объемов и сложности выполнения работ

ПРАЙС-ЛИСТ на дополнительные услуги

№ п/п Наименование вида работ Единица измерения Стоимость, руб.* Сроки** Примечания
1 Получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН):
в электронном виде 1 объект 1 000 от 5 раб.дней
на бумажном носителе 1 объект 3 000 от 5 раб.дней
2 Получение кадастрового плана территории (КПТ) 1 шт. в электронном виде 3 000 от 1 раб.дня
3 Землеустроительная экспертиза 1 шт. от 70 000 10 раб.дней
4 Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома 1 шт. от 10 000 10 раб.дней Стоимость и сроки работ зависят от количества согласований, необходимых для получения уведомления
5 Уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства 1 шт. от 10 000 10 раб.дней Стоимость и сроки работ зависят от количества согласований, необходимых для получения уведомления
6 Исключение объекта из перечня налогообложения 1 объект от 50 000 Стандартный срок рассмотрения дела – 3 месяца
7 Заключение кадастрового инженера 1 объект от 10 000 от 2-х раб.дней
8 Сопровождение возникновения или перехода права на недвижимость 1 объект от 10 000
9 Регистрация прав (представление интересов в Росреестре) 1 объект 5 000
10 Выезд кадастрового инженера для консультации 5 000
* Окончательная стоимость работ определяется после анализа исходных документов на Ваш объект, а также от степени сложности выполнения работ
** Окончательный срок производства работ устанавливается после оценки объемов и сложности выполнения работ

ПРАЙС-ЛИСТ на топографо-геодезические работы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: