Объединение земельных участков в один

Объединение земельных участков

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Это особая процедура урегулирования права на земельную собственность.

Она проводится в соответствии с требованиями, изложенными в ЗК РФ.

Объединению подлежат смежные наделы, обретающие в итоге единое назначение и получающие статус личной либо общей собственности. Процесс состоит из нескольких этапов и может производиться только при соблюдении ряда условий, указанных в законодательстве. Подробнее о процедуре расскажем в этом материале.

Объединение земельных участков

Согласно ЗК РФ объединить можно наделы, находящиеся в бессрочном или безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, при условии, что правами на них обладает одно лицо.

Допускается объединение наделов в тех случаях, когда один или несколько из них обременены залогом

При этом закон устанавливает ряд требований:

  • участки должны быть смежными;
  • границы устанавливаются согласно требованиям действующего законодательства;
  • границы должны определяться с надлежащей точностью;
  • участки должны составлять одну категорию земель;
  • наделы должны находиться в одном муниципальном образовании;
  • правом на бессрочное или безвозмездное срочное пользование должно обладать одно лицо;
  • необходимо сохранять право на пользование недвижимыми объектами, расположенными на объединяемых территориях.

Законодательство требует, чтобы объединение угодий происходило без вклинивания, изломанности границ, создания препятствий для размещения объектов недвижимости и прочих недостатков, препятствующих рациональному и правомерному использованию земель.

Способы и порядок образования нового участка описаны в ст. 11 ЗК РФ. При этом объединение разрешается лишь в тех случаях, когда в процессе проведения процедуры не превышаются градостроительные нормы по площади, устанавливаемые региональным законодательством. Также не должны нарушаться личные права собственников или дольщиков на землю.

Объединение наделов с разным разрешенным использованием

Если необходимо объединить территории с разным разрешенным использованием (к примеру, на одном ведется строительство, а другой предназначен для сельского хозяйства), законодательство требует привести их к одному и тому же виду.

Нужно обратиться в местную администрацию и внести соответствующие изменения в реестр прав на недвижимость и документы на собственность.

После приведения участков к единой категории и виду пользования собственники должны подать в местную администрацию оригиналы или заверенные копии правоустанавливающих документов, личных паспортов, кадастрового паспорта и межевого плана, а также предоставить заявление на проведение соответствующей процедуры. После согласования с администрацией проводится межевание. Затем собственнику или собственникам следует подать в кадастровую палату заявление с просьбой поставить новый надел на учет.

В итоге гражданину выдадут новый кадастровый паспорт и свидетельство на право собственности. Важно помнить, что целевое использование наделов находится под строгим контролем государственных органов. Нарушителей могут обязать выплатить штраф или даже лишить права собственности на угодье.

Постановление об объединении

Оно представляет собой разрешительный документ, выдаваемый местной администрацией перед проведением процедуры. Для его получения необходимо выполнить несколько шагов. Собственник земли должен предоставить свое решение об объединении участков в письменном виде (нотариальное удостоверение не обязательно). Если территориями владеет группа лиц на равных условиях, они должны сформировать коллективное решение с четко выраженным согласием на объединение и поставить под ним личные подписи.

Дополнительно к решению составляется заявление с учетом требований, изложенных в ЗК РФ. Документы подаются в местную администрацию. После изучения бумаг сотрудники администрации приступают к подготовке проекта постановления, который проходит согласование с собственниками.

В результате выпускается постановление об объединении земельных наделов с последующим присвоением образованному объекту недвижимости нового почтового адреса

Процедура объединения земель на этом не завершается. Владельцы должны собрать и подготовить список необходимых документов для регистрации. После обращения граждан соответствующий территориальный орган должен направить на объект кадастрового инженера, который проведет обследование земельного объекта и зафиксирует необходимые технические данные. Далее собственники должны предоставить в кадастровую палату постановление об объединении участков, правоустанавливающие документы, справку из кадастрового учета и разрешение от муниципалитета, если объединяемые участки находятся в аренде.

Сотрудники кадастровой палаты составят унифицированное заявление и передадут на подпись обратившимся гражданам. По прошествии 30 дней им выдадут на руки правоустанавливающий документ в виде свидетельства на землю с присвоением кадастрового идентификатора.

Резюме

Соблюдая нормы законодательства и предусмотренный порядок оформления прав на угодье, граждане имеют возможность объединить смежные участки в один в течение месяца.

Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к юристу, который поможет на каждом этапе процедуры объединения наделов.

Объединение нескольких земельных участков в один в 2021 году

Необходимость объединения двух или большего количества земельных участков возникает нередко. Она может быть вызвана желанием увеличить рыночную стоимость объекта недвижимости или планами строительства большого по площади жилого дома.

Ответ на вопрос, как объединить земельные участки, содержится в двух статьях Земельного кодекса — ст. 11.2 и ст. 11 .6. Некоторые принципиально важные моменты процедуры регламентируются положениями №218-ФЗ (датирован 13 июля 2015 года), определяющем порядок госрегистрации объектов недвижимого имущества. В статье рассматривают основные правовые аспекты объединения участков земли, включая обязательные условия, требования к наделам и последовательность предпринимаемых действий.

  • 1 Понятие и особенности мероприятия
  • 2 Обязательные требования для начала объединения
  • 3 Порядок объединения
    • 3.1 Шаг №1. Оформление решения/соглашения об объединении
    • 3.2 Шаг №2. Межевание участков
    • 3.3 Шаг №3. Постановка объединенного участка на учет в кадастре и регистрация права собственности
    • 3.4 Шаг №4, дополнительный. Присвоение почтового адреса
  • 4 Возможные проблемы и правовые нюансы процедуры
Читайте также:  Сервитут на земельный участок: что это такое?

Понятие и особенности мероприятия

Под объединением земельных участков понимается слияние двух или большего количества наделов в один, имеющий большую площадь. Мероприятие сопровождается регистрацией нового объекта недвижимости.

При объединении земельных участков необходимо учитывать три важных правовых нюанса:

  1. Исходные объекты теряют самостоятельный статус, который получает объединенный надел земли.
  2. Решение об объединении принимают исключительно собственник участков или собственники, если их несколько. В качестве владельцев могут выступать как юридические, так и физические лица.
  3. Объединение наделов не изменяет категорию и разрешенный вид землепользования.

Обязательные требования для начала объединения

Далеко не все участки могут быть объединены. Возможность осуществления мероприятия предусматривает обязательное выполнение нескольких условий. Каждый из объединяемых участков должен соответствовать следующим требованиям:

  • состоять на кадастровом учете. Если объект недвижимого имущества не включен в ЕГРН, он не может принимать участие в объединении. Сначала потребуется внести его в кадастр;
  • иметь определенные границы. Подобные участки выделяются на публичной карте, ведением которой занимается Росреестр, желтой подсветкой;
  • относиться к одному виду и категории разрешенного землепользования. Не допускается объединение участков в том случае, если один из них предназначен для ИЖС, а второй – для ЛПХ;
  • быть смежными. Наличие общей границы объединяемых участков – еще одно обязательное требование.

Важно отметить еще один юридический нюанс. Разрешается объединение участков, находящихся не в собственности, но в праве пожизненного владения или бессрочного пользования. Дополнительное условие – наделы должны быть предоставлены одному физлицу.

Порядок объединения

Юридически грамотный ответ на вопрос, как объединить земельные участки, предусматривает последовательное выполнение четырех этапов. Три из них относятся к обязательным, а последний осуществляется по желанию владельца. Каждый из этапов необходимо рассмотреть отдельно.

Шаг №1. Оформление решения/соглашения об объединении

Первая стадия процедуры объединения. Включает составление исходного документа, в качестве которого выступает либо решение единственного владельца объединяемых участков, либо соглашение собственников, если их несколько. Во втором случае распределение долей происходит по договоренности заинтересованных сторон. Оно в обязательном порядке указывается в оформляемом соглашении.

Шаг №2. Межевание участков

Второй обязательный этап рассматриваемой процедуры. Необходимость оформления нового межевого плана на объединенный участок не вызывает сомнений, так как документ требуется для постановки объекта на кадастровый учет.

Оформлением межевого плана занимается кадастровый инженер. Выбранный для выполнения работ специалист должен соответствовать трем требованиям:

  • состоять в соответствующей СРО;
  • получить профильное высшее образование;
  • иметь действующее свидетельство о подтверждении квалификации.

Взаимоотношения с кадастровым инженером оформляются в виде договора со специализированной организацией, в штате которой он состоит. Для составления контракта от владельцев объединяемых земельных участков требуется предоставить комплект документов, включающий:

  • паспорта для удостоверения личности владельцев;
  • соглашение или решение об объединении (если земля принадлежит разным владельцам/одному собственнику);
  • правоустанавливающую документацию на землю;
  • межевые планы и другую кадастровую документацию на исходные участки земли.

Шаг №3. Постановка объединенного участка на учет в кадастре и регистрация права собственности

В сегодняшних условиях два мероприятия, вынесенные в подзаголовок, реализуются одновременно. От владельца или владельцев объединенного участка требуется подача одного общего заявления. Документ подается либо в местное подразделение Росреестра, либо в МФЦ. В последнее время аналогичную возможность предоставляет портал Госуслуги.

Законом о госрегистрации недвижимости предусмотрена следующая процедура:

  • подача заявления вместе с комплектом сопутствующих документов;
  • выдача одному из заявителей расписки о приеме документов с указанием даты выдачи после регистрации;
  • предоставление заявителю выписки из ЕГРН, подтверждающей право собственности на новый земельный участок и его постановку на кадастровый учет.

Срок реализации мероприятия – 12 рабочих дней или 2 календарные недели. Перечень документов, которые прилагаются к заявлению, включает:

  • паспорта, удостоверяющие личность владельцев или их доверенных лиц;
  • межевой план на вновь созданный объект недвижимости (предоставляется в электронном формате);
  • решение собственника или соглашение владельцев на объединение;
  • правоустанавливающая документация на исходные надели земли.

Для получения готовых регистрационных документов необходимо предъявить паспорт, подтверждающий личность заявителя, и расписку о подаче документов. Важно отметить, что со второй половины 2016 года не используются свидетельства о регистрации прав собственности. Вместо них применяется выписка из ЕГРН.

Шаг №4, дополнительный. Присвоение почтового адреса

Необходимость в присвоении почтового адреса возникает в том случае, если на объединенном участке планируется построить жилой дом. В данной ситуации заблаговременная реализация мероприятия сэкономит время в будущем.

Порядок получения почтового адреса земельным участком достаточно прост. Владелец направляет соответствующее заявление либо непосредственно в муниципальные органы власти, либо через МФЦ. Для оформления документа используется бланк установленной формы. На рассмотрение заявления отводится 18 рабочих дней, по истечении которых муниципалитет присваивает земельному участку почтовый адрес.

Возможные проблемы и правовые нюансы процедуры

Предусмотренную законодательством процедуру объединения земельных участков сложно назвать простой и легко реализуемой на практике. Более того, необходимо учитывать такую немаловажную особенность российской правовой базы, как частое внесение изменений.

Именно поэтому для получения ответа на вопрос, можно ли объединить земельные участки, целесообразно обращаться к профессионалам. Тем более – если речь идет о нестандартной ситуации, например, когда земля находится в аренде или бессрочном пользовании.

Грамотный специалист даст четкие рекомендации, которые будут заключаться в следующем. В первом случае решение об объединении имеет право принимать исключительно владелец, то есть арендодатель. А во втором объединение участков возможно, если оба они предоставлены одному физическому лицу.

Читайте также:  План земельного участка по кадастровому номеру

На практике нередко встречаются ситуации, подобные описанным выше. Разобраться в хитросплетениях российского земельного законодательства самостоятельно далеко не просто. Учитывая важность и ценность такого актива как земля, не имеет смысла экономить на приглашении грамотных специалистов.

Относительно небольшие средства, вложенные в сотрудничество с профессионалами, окупятся за счет грамотного и оперативного оформления прав собственности на объединенный участок земли. Важным бонусом становится отсутствие проблем в будущем, например, при продаже, обмене, наследовании или оформлении залога на объект недвижимости.

Объединение земельных участков: все, что нужно знать о процедуре

Объединение земельных участков (далее – ЗУ) – процедура, которая заключается в соединении двух и более смежных участков в один. Такая процедура проводится для расширения площади участка, увеличения его кадастровой стоимости и др. Право на объединение земельных участков предусмотрено Земельным кодексом РФ (ст. 11.6).

Не все земельные участки можно объединять. Законодательно установлена возможность объединения только смежных земельных участков, т. е. таких, которые имеют одну границу. Необходимым условием объединения участков является проведение межевания. Кадастровый инженер обязан составить межевой план и направить его в Росреестр.

В том случае, если не проводилось межевание присоединяемых участков, его необходимо осуществить. Межевание заключается в проведении геодезических работ на земельном участке, с помощью которых определяются его границы.

По общему правилу, допускается присоединение земель, принадлежащих гражданам на праве законного владения. Существуют исключения. Допускается слияние ЗУ, которые принадлежат на праве:

  • постоянного бессрочного пользования на основании договора аренды;
  • пожизненного наследуемого имущества;
  • безвозмездного пользования.

Вышеперечисленное допускается исключительно, когда всеми правами обладает одна персона.

В случаях, когда гражданин – владелец всех присоединяемых земель – один, он будет являться собственником созданного участка. В том случае, когда у земель несколько собственников, образуется общее долевое владение согласно ГК РФ.

Земельный участок можно передавать в залог. Залоговые земли допускается объединять. При этом образуемый земельный участок становится залоговым имуществом.

Допускается слияние земель одной категории, но разного разрешенного использования. Например, земли сельхозназначения нельзя объединять с землями водного фонда и т. д.

Виды разрешенного использования могут быть различными. Главное, они не должны нарушать генерального плана по застройке. Дачные участки и иные СНТ могут находиться на землях сельхозназначения. ИЖС – на землях населенных пунктов и др.

Этапы объединения земель

Перед гражданами встает вопрос о том, как объединить два участка в один. Объединение земель – это не такая сложная процедура, как может показаться на первый взгляд. Однако необходимо соблюдение всех условий, которые требуются законодательством.

Подача заявления

Если собственник земли – одно лицо, то он подает заявление изначально в местную администрацию, а после согласования – в кадастровую палату.

В том случае, если земля находится в общей собственности, необходимо получение согласия всех собственников. Составляется коллективное соглашение, которое подписывается всеми ими. После составления соглашения необходимо обратиться в кадастровую палату для последующего проведения межевых работ (узнайте, что такое межевание земельных участков).

Заявление должно содержать следующие данные:

  • ФИО заявителя;
  • его место жительства;
  • наименование органа, в который подается заявление;
  • кадастровые номера объединяемых участков;
  • категории земель, их целевое назначение и имеющиеся обременения;
  • приложения со списком приложенных документов.

Обращение к кадастровому инженеру

После подачи заявления необходимо осуществить межевание. Оно проводится кадастровым инженером, имеющим соответствующую аттестацию. Вместе с межевым планом прилагается также пояснительная записка. После составления плана участок ставится на регистрацию.

Кадастровый учет права

После того как все необходимые действия выполнены, заполняется заявка в Росреестр. Она может подаваться также и через Многофункциональный центр. К заявлению прилагаются:

  • правоустанавливающие бумаги;
  • согласие на межевание от других собственников (если таковые имеются);
  • межевой план объекта;
  • другие справки в соответствии с категорией надела

Росреестр рассматривает заявление и, если отсутствуют нарушения, регистрирует право законного владения, пользования и распоряжения.

Сегодня Росреестр не выдает бумажных свидетельств о праве собственности, сведения регистрируются в едином государственном реестре недвижимости по предварительному запросу, который подается совместно со всеми документами, после регистрации будет выдана выписка из ЕГРН.

Созданному ЗУ нужно присвоить адрес. Для этого гражданину необходимо обратиться в администрацию соответствующего муниципального образования. К заявлению прилагаются:

  • правоустанавливающие документы;
  • документы о проведенных землеустроительных действиях;
  • межевой план;
  • в некоторых случаях могут потребоваться и иные документы.

Присвоение адреса оформляется постановлением

Адрес земельному участку лучше присвоить сразу после регистрации на него прав, так как земля становится непосредственной частью того или иного субъекта РФ, а также легче будет при необходимости защищать свои права в суде. Еще одним преимуществом является возможность прописки в зданиях, предназначенных для проживания, на новом земельном участке.

После объединения земель вновь созданный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учет, а старые ЗУ прекращают свое существование. В среднем стоимость проведения объединения земель складывается из таких составляющих как:

  1. Затраты на работу кадастрового инженера. Цены варьируются в зависимости от региона. В целом стоимость составляет около 15 т. р.
  2. Государственная пошлина (за кадастровый паспорт или выписки). Около 1 т. р.
Читайте также:  Межевание земельного участка 2015 - 2016: что это, инструкция, стоимость

Проведение объединения земли может быть поручено и профессиональному агентству. В среднем их услуги стоят около 30000 т. р.

Правовые споры, возникающие при объединении земель

Наиболее распространенной проблемой при объединении ЗУ является отрицательный ответ в государственной регистрации права на созданный участок. В этом случае необходимо затребовать у регионального отделения Росреестра письменный отказ. Далее необходимо изучить его причины. Если они действительно обоснованы и ошибка в проведении объединения есть, необходимо устранить недостатки и вновь подать заявление. Однако случается так, что Росреестр необоснованно отказывает в регистрации. В данном случае имеется два пути решения:

  • обжаловать действие в вышестоящий орган (на решение управления Росреестра по регионам жалоба подается в федеральный орган государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • обжаловать решение в судебном порядке путем подачи иска в рамках административного производства.

Зачастую проблемы возникают при заключении соглашения с собственниками земли об объединении. Законодательно не установлено нотариальное удостоверение такого соглашения. Однако многие государственные органы, в которые приходится обращаться, требуют именно удостоверенного соглашения. В данном случае их отказы придется обжаловать, потратив при этом денежные средства и время. Поэтому многие юристы рекомендуют нотариально удостоверять соглашение.

Судебная практика по решению споров

Обратимся к судебной практике по решению споров, возникающих при объединении земельных участков.

Фрунзенским районным судом Ярославля в первой инстанции было принято решение по иску трех граждан. Они обжаловали решение местной администрации. У данных граждан в общей долевой собственности находился дом. По факту дом располагался сразу на трех земельных участках. Здание было огорожено забором, и поэтому установились естественные границы участка. Администрация отклонила просьбу об объединении земель, ссылаясь на то, что невозможно определить всех их собственников.

Судейская коллегия, изучив доводы сторон, пришла к выводу, что согласия собственника дома, который снялся с регистрационного учета и долгое время не проживает там, не требуется. Поэтому своим решением суд отменил отказ местной администрации и обязал объединить земли.

В качестве еще одного примера приведем решение Нуримановского районного суда. Сложилась следующая правовая ситуация: истцу безвозмездно в собственность местной администрацией был передан земельный участок. В последующем оказалось, что эта земля разделена на два независимых участка. Истец обратился в администрацию для объединения ЗУ бесплатно, так как разделены они были без его ведома и согласия. Администрация МО согласилась с доводами гражданина и поручила кадастровому центру провести работы по объединению. Данный орган отказал истцу в проведении работ бесплатно, после чего последний обратился в суд.

Суд, выслушав доводы сторон, пришел к выводу, что объединение земельных участков должно произвестись за счет истца, однако, разъяснив ему право обратиться с иском к местной администрации для взыскания уплаченных сумм, так как данная ситуация произошла именно вследствие их ошибки.

Солнечногорский городской суд Московской области в первой инстанции рассмотрел дело об установлении площади объединенного земельного участка. Из-за ошибки кадастровой палаты участок невозможно поставить на кадастровый учет и присвоить ему адрес, а также определить его границы. Суд, рассмотрев доводы сторон, решил, что кадастровая палата обязана устранить допущенные ею нарушения и определить площадь земли. Решение суда является основанием для постановки на кадастровый учет участка и возмещения истцу понесенных им расходов и издержек.

Подводя итог, следует отметить, что при объединении земельных участков необходимо четко следовать всем требованиям закона и защищать свои права в случае их нарушения. Суды в большинстве случаев становятся на сторону истцов только в том случае, когда органами государственной власти и местного самоуправления допущены явные ошибки и нарушения.

Как объединить земельные участки в один: с двумя кадастровыми номерами, находящиеся в собственности, находящиеся в аренде

Объединить земельные участки в один объект недвижимости могут только их законные владельцы. Для этого потребуется выполнить комплекс кадастровых работ, а также пройти процедуру постановки на учет новой земельной единицы и зарегистрировать участок в госреестре ЕГРН.

Что такое объединение участков

Сформированный земельный надел обладает рядом количественных и качественных характеристик – установленные границы, площадь, категория и вид разрешенного пользования земли. Данные параметры есть у каждого участка, что позволяет их надлежащим образом идентифицировать среди аналогичных объектов недвижимости.

Объединение участков земли является законной процедурой, которая характеризуется следующими нюансами:

  • при объединении исходные объекты недвижимости утрачивают самостоятельное существование, а для вновь образованного участка определяются единые границы;
  • объединить участки может как один собственник двух объектов недвижимости, так и разные владельцы (во втором случае на единый участок будет зарегистрирована долевая форма собственности);
  • при объединении наделов сохранится их категория и разрешенный вид пользования.

Объединить два смежных земельных участка могут только их собственники. Если гражданин владеет соседними участками на праве аренды, для объединения ему нужно обратиться к арендодателю (собственнику земли) для получения разрешения и оформления всех необходимых документов.

Наиболее распространенным вариантом является объединение смежных участков, принадлежащих одному гражданину. В этом случае нет необходимости распределять доли на вновь образованный надел, он будет передан в индивидуальную собственность одного лица.

Читайте также:  Как проводится межевание земельного участка - порядок и документы

Как объединить участки

Чтобы объединить земельные наделы нужно установить их характерные точки границ. Эта

процедура проводится в рамках кадастровых работ и закрепляется в виде межевого плана на вновь образованный участок. Выполнение всех необходимых действий для объединения участков можно представить в виде пошаговой инструкции:

  1. принятие решения собственниками смежных наделов или единственным владельцем указанных объектов;
  2. обращение к кадастровому инженеру для проведения межевых работ и определения границ вновь образованного надела;
  3. согласование инженером границ нового участка с владельцами смежных наделов и оформление соответствующего акта;
  4. изготовление межевого плана;
  5. обращение в кадастровые органы службы Росреестра для постановки нового участка на учет и регистрации прав.

Ключевое значение имеет проведение инженером межевых работ, поскольку от правильности определения границ объединенного участка будет зависеть возможность поставить его на кадастровый учет.

Для межевания используются данные об исходных земельных наделах, внесенные в ЕГРН. Если земля не была поставлена на кадастровый учет (такие случаи возможны, если участки находятся в муниципальном фонде или были приобретены до 2013 года), после их объединения эта процедура будет выполнена службой Росреестра.

После определения инженером границ нового надела, они должны быть согласованы с владельцами смежных объектов недвижимости. Если на этом этапе возникают проблемы (кто-либо из соседей отказывается согласовать границы), спор может быть передан в судебные учреждения. Если разногласий не возникло, все правообладатели смежных участков подписывают единый акт согласования, который будет являться приложением к межевому плану.

Межевой план будет являться основанием для постановки объекта на учет в кадастровых органах и регистрации прав, это указано в статье 14 Федерального закона № 218-ФЗ. В его содержание входит описание всех характеристик нового объекта – площадь, границы, отношение к ориентирам на местности и т.д. Сведения из указанного документа должны соответствовать данным из госреестра ЕГРН, в противном случае в постановке на кадастровый учет будет отказано.

Чтобы надлежащим образом зафиксировать все данные о вновь образованной единице недвижимости, нужно учитывать следующие нюансы:

  • при образовании нового участка ему будет присвоен уникальный кадастровый номер, тогда как кадастровые номера ранее существовавших наделов аннулируются службой Росреестра;
  • данные о первоначальных участках исключаются в госреестра ЕГРН, а информация о новом объекте недвижимости заносится в указанную федеральную базу данных;
  • в подтверждение проведенных действий собственник или несколько владельцев получат выписку из госреестра ЕГРН.

После получения выписки из госреестра процедура объединения земельных участков считается завершенной.

Куда обратиться

Проведение кадастрового учета и регистрации прав на вновь образованный надел земли может осуществляться следующими способами:

  1. путем обращения в территориальный отдел Росреестра;
  2. путем подачи документов в учреждение Многофункционального центра;
  3. путем заполнения электронной формы заявления через портал госуслуг.

В каждом из перечисленных случаев заявитель должен представить стандартный пакет документации, перечень которой определен Федеральным законом № 218-ФЗ.

В состав документов для проведения процедуры объединения земельных объектов входят:

  • правоустанавливающие документы на землю (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН);
  • договоры аренды, а также разрешение арендодателя на объединение земли;
  • межевой план, изготовленный кадастровым инженером;
  • общегражданские паспорта правообладателей смежных участков;
  • заполненный бланк заявления для постановки объекта на учет и проведения регистрационных действий;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Все указанные документы, необходимые для объединения смежных участков земли, представляются в службу Росреестра в виде оригиналов.

Инструкция по объединению двух земельных участков в один

Вопрос объединения земельных участков стоит крайне остро для многих современных людей. Некоторые из них и вовсе не знакомы с сутью указанного понятия, поэтому вопрос требует более детального изучения.

Актуальные законодательные нормы позволяют землевладельцу распоряжаться принадлежащей ему территорией по личному усмотрению. Он имеет полномочия как для деления местности на несколько обособленных землевладений, так и для объединения имеющих общие границы территорий в один большой участок с новым индивидуальным кадастровым номером. Именно мероприятие по объединению смежных земельных наделов считают объединением. Данную процедуру можно рассматривать в качестве разновидности кадастровых работ, когда несколько территорий объединяются в одну, более крупную, а прежние земли прекращают свое существование в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Прекращение существования прежних земельных участков влечет за собой снятие таковых с учета в Госкадастре Недвижимости.

Процедура объединения земель регламентирована положениями п.1 Ст.11.2 ЗК РФ. Законодательные нормы допускают объединение лишь тех участков, которые обладают смежным расположением относительно друг друга. Если участвующие в процедуре земли принадлежат единственному владельцу, то он будет наделен исключительным правом на распоряжение вновь созданным объектом недвижимого имущества. Допускается и объединение территорий, принадлежащих разным собственникам. В данном случае, они получают новый объект в совместную собственность со всеми вытекающими последствиями.

Некоторые лица владеют землями на праве бессрочного пользования, пожизненно наследуемого владения или безвозмездного срочного пользования. Принадлежащее им имущество также можно подвергать объединению, но при выполнении главного условия: все территории, участвующие в процедуре, должны иметь одного и того же владельца. Законодательные нормы не исключают и возможности объединения залоговых земель. Особенность мероприятия заключается в том, что новый объект недвижимости также получит обременение в виде залога. Исключение могут составлять случаи, когда стороны пришли к иной договоренности и зафиксировали ее должным образом в письменной форме.

Читайте также:  Земельный участок под дом для постоянного проживания

Особого внимания заслуживает проблема объединения землевладений с двумя уникальными кадастровыми номерами, находящимися в аренде или личной собственности. Законодательство допускает проведение подобных мероприятий лишь по инициативе собственников земельных наделов. Операции предшествует организация комплекса кадастровых процедур с последующей постановкой новой земельной единицы на учет в ГКН и регистрации территории в базе ЕГРН.

Об объединении земель

У каждого сформированного землевладения существуют определенные характеристики качественного и количественного типов. Речь идет об установленных границах, категории и виде разрешенного использования, величине площади. Указанными параметрами обладает каждый участок, поэтому он может быть однозначно идентифицирован среди всех прочих объектов недвижимого имущества с аналогичными данными.

Слияние территорий считается вполне легальным мероприятием, предполагающим соблюдение нескольких требований:

  • в процессе объединения, первоначальные землевладения теряют статус суверенных недвижимых объектов, новый участок получает единые для объединяемых земель границы;
  • инициировать объединение территорий может как их единоличный собственник, так и правообладатели двух смежных земель (с образованием у них права совместной собственности на новое недвижимое имущество);
  • объединение участков не влечет за собой смены их категории и принадлежности к виду разрешенного использования.

Лишь собственники обладают полномочиями на объединение территорий со смежными границами. Если инициатор мероприятия является арендатором участков, то с соответствующей просьбой ему придется обратиться к непосредственному землевладельцу. Он должен получить у собственника разрешение и сформировать комплект документации для последующего представления в контролирующие инстанции.

Наиболее часто происходит объединение земель, находящихся во владении одного лица. Это лишает его необходимости вести распределение долей в имущественных правах на создаваемый объект и использовать новую недвижимость в качестве объекта индивидуальной собственности.

Требования к землевладениям

Очевидно, что объединение территорий доступно не во всех ситуациях. Для прохождения процедуры, необходимо соблюсти ряд требований, зафиксированных на законодательном уровне. Требования предъявляются к субъектам предстоящего объединения. Несоответствие землевладений хотя бы одному из требований грозит однозначным отказом уполномоченной инстанции в проведении процедуры объединения.

  • Подлежащие объединению земли обязательно должны обладать смежными границами, т. е. располагаться в непосредственной близости друг от друга.
  • Границы землевладений должны быть определены должным образом, т. е. в рамках проведения соответствующих кадастровых мероприятий — межевания.
  • Информация о проведенном межевании должна найти отражение в базе ГКН. Если необходимые данные отсутствуют, то процедуре объединения предшествует межевание территорий.
  • Объединяемые земли должны принадлежать к единой категории;
  • Допустима принадлежность земель к различным видам разрешенного использования, т. к. землевладелец наделен полномочиями по самостоятельному выбору вида использования для создаваемого объекта недвижимости.
  • Объединяемые территории должны относиться к единому населенному пункту и не выходить за его пределы.
  • Объединение территорий с правом бессрочного пользования, безвозмездного срочного пользования и пожизненного владения возможно лишь при соблюдении условия принадлежности одному и тому же лицу.
  • На территориях, где ранее было разрешено эксплуатировать объекты недвижимого имущества, данное право сохраняется и по окончании мероприятия.
  • Новый участок не должен создавать препятствий к размещению построек с различным назначением и обладать прочими недостатками, создающими сложности или делающими невозможным рациональное использование и охрану местности.
  • Новое землевладение должно быть лишено изломанных границ, участков вкрапливания и вклинивания.
  • Проводимые мероприятия не должны приводить к нарушению законодательных норм, принятых в РФ.

Если рассматривать заключительный пункт более тщательно, то наибольшее значение имеет соблюдение норм минимальных и максимальных размеров землевладений. Они должны быть соблюдены инициатором процедуры объединения территорий.

Алгоритм объединения землевладений

Первым шагом на пути к реализации намеченной цели станет проведение межевых работ на территории или территориях, если ранее подобные операции не были осуществлены. Межевание может выполнить лишь лицензированный специалист компании, имеющей членство в профильной СРО. Межевание невозможно выполнить без организации ряда геодезических изысканий на местности, поэтому выезд исполнителя на объект неизбежен. Самостоятельно проводить подобные измерения недопустимо, поскольку специалист оперирует современным спутниковым оборудованием. Кроме того, данные, представленные не лицензированным специалистом, не будут иметь и минимальной юридической силы.

Проведенные геодезические изыскания позволяют инженеру собрать информацию для установки характерных точек землевладения и определения точных границ территории. Результатом его профессиональной деятельности станет изготовление межевого плана по объединению земель. Данный документ подготавливают с учетом зафиксированных законодателями требований, актуальных на момент организации мероприятий.

Объединение смежных землевладений подразумевает:

Формирование межевого плана для нового объекта недвижимого имущества;

Проведение необходимых кадастровых мероприятий на местности;

Постановку объединенной территории на учет в ГКН.

Законодательными актами предусмотрены определенные особенности, применимые по отношению к объединяемым участкам:

Вносимые в базу ГКН данные относительно нового участка обладают временным характером.

Обременения, существовавшие для участвующих в объединении участков, сохраняют свою силу в отношении нового объекта.

Образуемой территории должен быть присвоен адрес. Если его еще не существует, в базе ГКН находят отражение сведения о точном местоположении земли.

Для заявителей сохраняет актуальность вопрос присвоения новому участку почтового адреса. Удобнее всего заниматься решением проблемы по окончании всех кадастровых мероприятий, но до постановки территории на учет в ГКН. Это позволит существенно сократить временные издержки на процедуру оформления бумаг. Если в указанный временной промежуток землевладелец не занимался решением вопроса о присвоении адреса, то он может приступить к данным мероприятиям позже, в удобный для себя момент.

Читайте также:  Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Процедуру объединения считают завершенной, когда землевладелец или землевладельцы оформят свои имущественные права в отношении нового объекта недвижимого имущества. Это невозможно без прохождения процедуры госрегистрации имущественных прав, в ходе которой заявитель получает документы, подтверждающие его права на местность. Как только госрегистрация будет завершена, сведения относительно прежних участков, содержащиеся в базе ГКН, обретут статус архивных.

Объединение доступно лишь для территорий с однозначно определенными границами и характерными точками. Проведение процедуры находится в компетенции лицензированного кадастрового инженера. Результатом его профессиональной деятельности станет подготовка актуальной версии межевого плана на создаваемый недвижимый объект.

Операции по слиянию земель представляют в качестве небольшого алгоритма:

Принятие землевладельцами решения о необходимости организации процедуры;

Вызов лицензированного кадастрового инженера с целью выполнения межевых операций и выявления характерных точек объединенной территории;

Согласование специалистом полученных границ с собственниками соседствующих земель, с последующем заполнением акта;

Формирование актуальной версии межевого плана;

Направление документации в представительство Росреестра с целью постановки на учет в ГКН и легализации имущественных прав в отношении него.

Особого внимания заслуживает стадия выполнения межевых операций кадастровым инженером, поскольку корректность выявления границ территории определяет возможность постановки недвижимости на учет в ГКН в дальнейшем. Межевание осуществляется на основании информации в отношении объединяемых участков, нашедших ранее отражение в базе ЕГРН.

Если территория не стояла на учете в ГКН (наиболее актуально для земель, приобретенных ранее 2013г. И объектов, принадлежащих к муниципальному фонду), данную процедуру выполнит представительство Росреестра в рамках дела об объединении территорий.

Определив границы создаваемого объекта, кадастровый инженер в обязательном порядке согласует их с собственниками смежных земельных наделов. На данной стадии велика вероятность возникновения проблем, поскольку сосед может высказать несогласие с установленными характерными точками. Это влечет за собой передачу спора на рассмотрение судьей. При отсутствии каких-либо разногласий, собственники смежных земель ставят подписи в подготовленном едином акте согласования. Указанный документ выступает в качестве приложения к экземпляру межевого плана.

Стоимость объединения земельных участков зависит от количества участков и их размеров.

Именно экземпляр межевого плана будет выступать в качестве основного бланка для постановки территории на учет в ГКН и дальнейшей легализации имущественных прав на него.

В межевом плане находят отражение все базовые характеристики нового объекта недвижимого имущества. Содержащиеся в бумаге сведения должны соответствовать представленным в ЕГРН. При нарушении указанного требования, постановка местности на учет в ГКН станет невозможна.

Создание увеличенного участка неизбежно связано с присвоением ему нового уникального кадастрового номера. Ранее существовавшие земельные наделы прекращают существование в качестве самостоятельных единиц недвижимости, в связи с чем их кадастровые номера будут аннулированы. Мероприятие по объединению землевладений будет признано завершенным в момент получения заявителей выписки из ЕГРН с обновленными данными.

Статья 10. Предоставление гражданину земельного участка в собственность или в аренду

Статья 10. Предоставление гражданину земельного участка в собственность или в аренду

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 19 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 413-ФЗ

ГАРАНТ:

Часть 1 статьи 10 действует до 1 января 2040 г.

1. Гражданин, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, а в отношении предоставленного в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду на срок до сорока девяти лет. Указанное в настоящей части заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не может быть подано ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. В заявлении, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства гражданина;

2) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования;

3) кадастровый номер земельного участка;

4) вид права, на котором гражданин желает приобрести земельный участок, при аренде земельного участка также испрашиваемый срок пользования в пределах максимального срока аренды земельного участка в соответствии с частью 1 настоящей статьи;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с гражданином;

6) способ направления гражданину решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, проекта договора аренды земельного участка или проекта договора купли-продажи земельного участка (лично, по почтовому адресу, адресу электронной почты или с использованием информационной системы).

3. К заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются:

1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина, подавшего данное заявление;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду обращается представитель гражданина;

Читайте также:  На что распространяется дачная амнистия?
Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 3 с 28 марта 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 503-ФЗ

3) документы, подтверждающие соответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Статья 10 дополнена частью 3.1 с 28 марта 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 503-ФЗ

3.1. В случае, если гражданином подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с частью 6.1 статьи 2 настоящего Федерального закона ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивается выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, содержащая сведения о зарегистрированном праве собственности этого гражданина на жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке. Заявитель вправе предоставить документ, указанный в настоящей части, самостоятельно.

Информация об изменениях:

Статья 10 дополнена частью 3.2 с 19 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 413-ФЗ

3.2. В случае, если гражданином подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с частью 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, к заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагается копия кредитного договора, соответствующего требованиям, установленным частью 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

4. Заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду подается или направляется в уполномоченный орган гражданином по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы. Указанное заявление также может быть подано гражданином через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или орган регистрации прав.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 502-ФЗ в часть 5 статьи 10 внесены изменения

5. В случае, если договор безвозмездного пользования земельным участком был заключен с двумя и более гражданами, эти граждане имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Для приобретения такого земельного участка в собственность или в аренду граждане, с которыми заключен договор безвозмездного пользования земельным участком (за исключением граждан, право безвозмездного пользования земельным участком которых прекращено по основанию, предусмотренному пунктами 1 и 3 части 1 или частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона), совместно обращаются в уполномоченный орган.

6. В течение пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду уполномоченный орган возвращает заявление подавшему его гражданину с указанием причин возврата в случае, если:

1) заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не соответствует требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи;

2) к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не приложены документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Часть 6 дополнена пунктом 2.1 с 19 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 413-ФЗ

2.1) к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность, поданному в соответствии с частью 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона, не приложены документы, предусмотренные частью 3.2 настоящей статьи;

3) заявление о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка, в отношении которого с гражданином заключен договор безвозмездного пользования, подано иным лицом;

4) подано заявление о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка, договор безвозмездного пользования которым прекращен или признан судом недействительным;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 28 марта 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 503-ФЗ

5) заявление о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка, договор безвозмездного пользования которым заключен с несколькими гражданами, подано совместно с гражданином, право безвозмездного пользования земельным участком которого прекращено по основанию, предусмотренному пунктами 1, 3 – 6 части 1 или частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона;

6) заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду подано в иной уполномоченный орган;

7) заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду подано с нарушением требований, предусмотренных частью 1, 5 или 13 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 28 марта 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 503-ФЗ

7. Уполномоченный орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, осуществляет проверку соответствия использования этого земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом и совершает одно из следующих действий:

Читайте также:  Покупка земельного участка у собственника: порядок действий 2021

1) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение гражданину;

2) осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и направляет их для подписания гражданину;

3) осуществляет в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 настоящей статьи, подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и направляет их для подписания гражданину;

4) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, и направляет принятое решение гражданину. В данном решении должны быть указаны все основания для отказа.

8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду при наличии одного из следующих оснований:

1) поступление в уполномоченный орган от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный земельный надзор, или органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, информации и документов, подтверждающих, что допущенные правообладателем испрашиваемого земельного участка нарушения, указанные в предписании, выданном указанными федеральным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления по результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства, не были устранены таким правообладателем в установленный этим предписанием срок;

2) поступление в уполномоченный орган от органов государственной власти или государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, информации и документов, подтверждающих, что допущенные правообладателем испрашиваемого земельного участка нарушения, указанные в предписании, выданном соответствующим органом, государственным учреждением по результатам проверки соблюдения требований лесного законодательства, не были устранены таким правообладателем в установленный этим предписанием срок;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 28 марта 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 503-ФЗ

3) правообладатель испрашиваемого земельного участка не является гражданином Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Часть 8 дополнена пунктом 4 с 28 марта 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 503-ФЗ

4) несоответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 19 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 413-ФЗ

5) гражданином подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с частью 6.1 или 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком и не подтверждено соблюдение условий, предусмотренных частью 6.1 или 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 502-ФЗ в часть 9 статьи 10 внесены изменения

9. В случае, если договор безвозмездного пользования земельным участком был заключен с двумя и более гражданами и право безвозмездного пользования земельным участком одного или нескольких граждан было прекращено по основанию, указанному в пунктах 1 и 3 части 1 или части 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, иные граждане, с которыми заключен указанный договор, вправе приобрести такой земельный участок в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом предоставление такого земельного участка в собственность осуществляется на следующих условиях:

1) бесплатно на основании решения уполномоченного органа, если площадь испрашиваемого земельного участка не превышает площадь, рассчитанную исходя из одного гектара на каждого гражданина, с которым заключен договор безвозмездного пользования земельным участком и право безвозмездного пользования которого не прекращено;

2) на основании договора купли-продажи земельного участка в случае, если площадь такого земельного участка превышает площадь, рассчитанную исходя из одного гектара на каждого гражданина, с которым заключен договор безвозмездного пользования земельным участком и право безвозмездного пользования которого не прекращено. В этом случае цена по договору купли-продажи земельного участка рассчитывается как произведение указанного превышения площади земельного участка и пятнадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, определенной исходя из указанного превышения площади земельного участка.

10. В случае, если гражданин вступил в соответствии с частью 25 статьи 8 настоящего Федерального закона в договор безвозмездного пользования земельным участком и ранее с этим гражданином был заключен в соответствии с настоящим Федеральным законом договор безвозмездного пользования другим земельным участком, этот гражданин вправе приобрести земельный участок, в договор безвозмездного пользования которым он вступил, в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом предоставление такого земельного участка в собственность осуществляется на следующих условиях:

1) бесплатно на основании решения уполномоченного органа, если общая площадь указанных земельных участков не превышает одного гектара;

2) на основании договора купли-продажи такого земельного участка в случае, если общая площадь указанных земельных участков превышает один гектар. В этом случае цена по договору купли-продажи земельного участка рассчитывается как произведение указанного превышения общей площади указанных земельных участков и пятнадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, определенной исходя из указанного превышения площади земельных участков.

11. Выдача, направление гражданину решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, проекта договора аренды земельного участка, проекта договора купли-продажи земельного участка, подписание указанных проектов договоров гражданином и направление их в уполномоченный орган, их подписание уполномоченным органом осуществляются в порядке, предусмотренном частями 9 – 13 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Как поменять статус земельного участка

12. В случае, если по выбору гражданина с ним заключен договор аренды земельного участка, размер арендной платы за земельный участок определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Размер арендной платы по договору аренды земельного участка из состава земель лесного фонда определяется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 10 дополнена частью 12.1 с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

12.1. В случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка из состава земель лесного фонда, а также в случае отказа гражданина от реализации права, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, за таким гражданином сохраняется предусмотренная статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению лесовосстановления.

13. Гражданин, которому в соответствии с настоящей статьей земельный участок предоставлен в аренду, в любое время действия договора аренды такого земельного участка вправе приобрести земельный участок в собственность. В случае, если договор аренды заключен в отношении ранее предоставленного в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда, гражданин, с которым заключен данный договор аренды земельного участка, вправе приобрести земельный участок в собственность после истечения десяти лет со дня заключения данного договора аренды при условии предварительного перевода такого земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий. Заявление о предоставлении земельного участка в собственность может быть подано до дня окончания срока действия договора аренды такого земельного участка. Предоставление земельного участка в собственность осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

Информация об изменениях:

Часть 14 изменена с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

14. В целях перевода земельного участка из категории земель лесного фонда в земли иных категорий уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность при отсутствии оснований для возврата данного заявления и оснований для отказа, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, направляет в орган регистрации прав заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в части принадлежности земельного участка к иной категории земель. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня поступления указанного заявления от уполномоченного органа вносит изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в части принадлежности земельного участка к землям лесного фонда путем указания на принадлежность такого земельного участка к иной категории земель в зависимости от выбранного вида разрешенного использования земельного участка и направляет уведомление об этом в уполномоченный орган. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не требуется.

15. Использование земельных участков, предоставленных в собственность или в аренду в соответствии с настоящим Федеральным законом, и образованных из них земельных участков, а также лесов, расположенных на таких земельных участках, осуществляется в соответствии с частями 1 – 21 статьи 8 настоящего Федерального закона. Данное требование сохраняется при переходе прав на такие земельные участки.

Как получить земельный участок почти бесплатно. Четыре реальных способа

Бесплатно получить земельный участок можно, если человек имеет льготы или по региональным программам развития (например, по программе «дальневосточный гектар»). Есть способы получить землю не совсем даром, но по цене ниже рыночной, — например, на аукционе. Вместе с экспертами рассказываем об этих способах.

Эксперты в этой статье

  • Марина Толстик, председатель совета директоров сети «Миэль»
  • Софья Волкова, юрист адвокатского бюро Asterisk
  • Мария Спиридонова, управляющий партнер «Легес Бюро», член Ассоциации юристов России (АЮР)

1. Наличие льгот

Одна из основных возможностей получить земельный участок — иметь льготы. На федеральном уровне претендовать на это могут граждане, имеющие государственные награды. Они имеют право на бесплатные земельные участки от 8 соток в городских поселениях и от 25 соток — в сельских.

В регионах свои правила предоставления бесплатных земельных участков льготникам. «В большинстве случаев претендовать на это могут многодетные семьи, ветераны войн и участники боевых действий, ликвидаторы аварии в Чернобыле. По местным законам, это также могут быть молодые специалисты, работающие в сельской местности», — отметила председатель совета директоров сети «Миэль» Марина Толстик.

Давать или не давать бесплатную землю многодетным семьям — каждый регион решает этот вопрос по-разному в зависимости от наличия ресурса. «К примеру, в Москве это выплата на покупку или строительство жилья. Не каждая многодетная семья может получить компенсацию — помощь положена только семьям, которые стоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Московская область дает многодетным земелю бесплатно в собственность», — пояснила юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова.

Узнать о наличии льгот можно в многофункциональном центре (МФЦ) или в местной администрации. Там же можно подать заявление на получение бесплатного земельного участка и предоставить необходимые документы. «Если все основания признаются действительными, гражданина ставят в очередь. Когда она подойдет, заявителя пригласят осмотреть выделенный участок. Если все устроит, он заключает договор с местными властями и приступает к оформлению права собственности на землю», — добавила Марина Толстик.

Читайте также:  Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

2. Региональные гектары

Получить землю бесплатно для строительства дома и ведения сельского хозяйства можно по региональной программе развития территорий. Одна из самых известных — «дальневосточный гектар», действующая с 2016 года. Землю можно взять в Чукотском автономном округе, Амурской, Магаданской, Сахалинской области и Еврейской автономных областях, Забайкальском, Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Республике Бурятия и Республике Саха (Якутия).

Сначала участок предоставляется на пять лет. В течение первого года нужно определиться с видом использования участка — строительство дома или сельское хозяйство, через три года — задекларировать его освоение. После пяти лет безвозмездного пользования участок можно получить в собственность или оформить длительную аренду — на 49 лет. Для лесных участков есть ограничения — их нельзя оформить в собственность. Но если в течение пяти лет пользователь не начинает осваивать землю, он автоматически теряет на нее право.

Недавно россиянам предложили бесплатно выдавать по гектару в Арктике. Участок предоставляется на пять лет, затем его можно оформить в собственность или долгосрочную аренду. Использовать землю можно для строительства жилого дома или ведения любой экономической деятельности. Программа «арктический гектар» должна заработать летом 2021 года.

«Во многих регионах можно получить земельный участок бесплатно. Например, в Краснодарском крае и Ставропольском крае действует программа по предоставлению земельных участков под развитие территорий и ведение сельского хозяйства. В Московской области есть похожая программа. Условия и порядок приобретения земельных участков регулируется правилами региона», — отметила управляющий партнер «Легес Бюро», член Ассоциации юристов России (АЮР) Мария Спиридонова.

Узнать о такой программе и ее требованиях можно на сайте правительства региона или в МФЦ. «Важный момент: в законах не прописано качество предоставляемой земли, поэтому нужно очень внимательно осматривать и изучать предлагаемый участок. Это может оказаться неудобье или болото, такие случаи бывают», — предупредила Марина Толстик из «Миэль».

3. Бесхозные земли и дома

В России много заброшенных земельных участков, нередко — с домами. Нередко такие объекты можно встретить в дачных товариществах и деревнях. Закон позволяет россиянам стать владельцем такой земли и даже дома почти бесплатно. Есть несколько способов, как это сделать. Для начала, нужно убедиться, что у участка нет владельца. О своем намерении необходимо также уведомить местные власти.

Если собственник не найдется, участок перейдет местным властям, которые назначат торги на розыгрыш земли. Владельцем «бесхозяйки» становится победитель аукциона. Если в торгах принимает участие только один участник, соглашение заключается с ним. Как правило, стоимость участка оказывается ниже рыночной.

Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дома или участка земли связан с понятием «приобретательная давность». Гражданин может занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если за 15 лет не объявляются законные собственники, новый жилец может оформить юридические права на дом. Но для этого придется выполнить три условия. Во-первых, жилец должен ухаживать за земельным участком и оплачивать коммунальные услуги. Во-вторых, он не должен скрывать факт нахождения заброшенного имущества в его владении. В-третьих, жить на участке нужно непрерывно.

4. Аукционы

Еще один способ приобретения земельного участка — выкуп на аукционе. Региональные власти, земельные комитеты и муниципалитеты проводят торги участками. Информация о них размещается в местных СМИ или на сайтах администраций, рассказала Мария Спиридонова из АЮР.

Желающие участвовать подают заявки, назначается дата торгов и разыгрываются участок. Получает его предложивший самую высокую цену, которая, как правило, ниже рыночной стоимости. В торгах может участвовать только один человек — и цена остается на первоначальном уровне, уточнила Софья Волкова. Впоследствии земельный участок передается в аренду — краткосрочную на 3-5 лет или долгосрочную на 49 лет — либо в собственность. Это зависит от региона и муниципалитета.

«Главный минус этой схемы — земельный участок может иметь невыгодную локацию, например, в отдалении от инфраструктуры. Такие участки бывают с обременениями — на это нужно заранее обратить внимание », — добавила представитель АЮР.

Подобные аукционы регулярно проводит Москва. Город выставляет на торги участки под индивидуальное жилищное строительство. Недавно власти выставили на аукцион землю по 44 тыс. руб. за сотку. Первоначально жители получают участок в аренду — ее стоимость определяется на аукционе. Затем у победителя есть полтора года на то, чтобы построить на участке дом и оформить его в собственность. После этого арендатор может выкупить участок всего за 40% кадастровой стоимости. В 2020 году на таких торгах продано 60 земельных участков общей площадью 7,89 Га на сумму 135,1 млн руб. годовых арендных платежей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: