Новые правила изъятия земельных участков у собственников

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РАСПОЛОЖЕННОГО НА НИХ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Решение об изъятии земельного участка, а также расположенного на нем недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. При этом за счет казны правообладателю предоставляется возмещение за изымаемый земельный участок.

Процедурой предусмотрено заключение соглашения об изъятии. В случае же когда правообладатель не согласен с решением и отказался от заключения соглашения, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании решения суда.

Таким образом, выделяются три вида споров, связанных с изъятием земельного участка: принудительное изъятие земельного участка, оспаривание решения об изъятии земли и возмещение убытков правообладателя, понесенных в связи с предоставлением неравноценного возмещения.

Основываясь на сложившейся судебной практике, сразу оговоримся, что оспаривание решения об изъятии земельного участка, как правило, перспективы для правообладателя лишено (пример судебной практики: Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.09.2016 N 4-АПГ16-13).

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

В случае если правообладатель не согласен с решением и отказался от заключения соглашения, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании решения суда.

Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии, то есть в течение трех лет (основание: п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ), но не ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об изъятии. Истечение трехгодичного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Процедура изъятия земельного участка установлена нормами Земельного кодекса Российской Федерации (гл. VII.1). Отказ в удовлетворении такого иска может быть обусловлен также и несоблюдением процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г., далее по тексту – Обзор судебной практики ВС РФ от 10.12.2015).

Пример судебной практики: решением городского суда отказано в удовлетворении иска департамента имущественных и земельных отношений администрации области и государственного бюджетного учреждения “Управление автомобильных дорог администрации области” к Ш. о выкупе земельного участка.

Судом установлено, что постановлением губернатора области от 15 февраля 2012 г. принято решение об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях строительства мостового перехода. В перечень подлежащих изъятию вошел и земельный участок, принадлежащий Ш. При этом уведомление о принятом решении и о проведении его регистрации, проект договора купли-продажи земельного участка были направлены прежнему собственнику земельного участка Б.

Поскольку доказательств направления такого уведомления Ш. представлено не было, суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию земельного участка у собственника (п. 3 ст. 279 ГК РФ), влечет за собой отказ в иске органу государственной власти о выкупе земельного участка (по материалам судебной практики Владимирского областного суда).

ОСПАРИВАНИЕ СУММЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗА ИЗЫМАЕМЫЙ УЧАСТОК

И РАСПОЛОЖЕННОЕ НА НЕМ ИМУЩЕСТВО

Признание, соблюдение и защита права частной собственности составляют обязанность государства в силу Конституции Российской Федерации. Гарантии охраны частной собственности законом закреплены в ст. 35 Конституции Российской Федерации и распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1997 г. N 8-П).

Принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд допускается только при предоставлении предварительного и равноценного возмещения (п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”).

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п. 2 ст. 281 ГК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (п. 2 ч. 1 ст. 49 ЗК РФ). При этом возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (подп. 1 п. 1 ст. 57 ЗК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации обращено внимание на необходимость определения выкупной стоимости изымаемого участка исходя из его рыночной стоимости, максимально приближенной к дате принятия решения (п. 7 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014); выкупная цена земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, определяется исходя из вида разрешенного использования, который установлен в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия (п. 8 Обзора судебной практики ВС РФ от 10.12.2015).

Читайте также:  Документы подтверждающие право собственности на земельный участок

Таким образом, равноценное возмещение изымаемого имущества складывается:

– из рыночной стоимости участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества на дату принятия решения об изъятии исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении участка до начала процедуры его изъятия;

– убытков, причиненных правообладателю изъятием недвижимости, а равно убытков, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды.

При этом расходы, связанные с проведением оценки рыночной стоимости недвижимого имущества, возлагаются на госорган.

Как правило, подготовленный отчет о рыночной стоимости изымаемого имущества по инициативе госоргана существенно занижает стоимость имущества, что порождает очередные судебные споры и, как следствие, выплату из государственной казны дополнительного возмещения убытков правообладателю, вызванных судебным спором, поскольку для разрешения спора, определения рыночной стоимости изымаемых земельных участков и для определения размера убытков правообладателя, причиненных изъятием, суд назначает судебную экспертизу.

Несмотря на то что заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе”), на практике суды (в большинстве случаев) соглашаются с оценкой эксперта, если отчет об оценке не допускает неоднозначного толкования и не вводит в заблуждение.

Примеры судебной практики: Постановление АС Поволжского округа от 10.11.2017 по делу N А65-10487/2016; Определение ВС от 14.02.2017 по делу N А55-5004/2014:

“З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в части установления выкупной цены, в данной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив обоснованность доводов заявителя, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации сочла обжалуемые акты подлежащими отмене в части определения размера возмещения собственнику изымаемых объектов недвижимости, поскольку арбитражный суд первой инстанции, верно определив размер возмещения по состоянию на момент рассмотрения спора, между тем ошибочно признал правильной оценку всех перечисленных объектов как единого комплекса автоуслуг. Из материалов дела следует, что только часть объектов недвижимости использовалась предпринимателем как салон автоуслуг и магазин автозапчастей, остальные имели иное самостоятельное назначение и использовались под размещение гаражей.

Разъяснение при ответе на вопрос N 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, означает, что рыночная стоимость не подлежит определению на основании вида разрешенного использования, установленного (измененного) непосредственно для того, чтобы использовать земельный участок в тех целях, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

Таким образом, при определении размера возмещения необходимо руководствоваться тем видом разрешенного использования, который был установлен в отношении земельного участка до принятия решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд, а также из фактического правомерного использования земельного участка и расположенного на нем недвижимого объекта.

Поскольку суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что объектом автосервиса являются 13 объектов недвижимости, а апелляционный суд и суд округа необоснованно не учли доводы предпринимателя о том, что часть гаражей представляют собой автосалон и магазин, это привело к неправильному определению равноценного возмещения и нарушению прав предпринимателя”.

Таким образом, при определении равноценного возмещения стоимости недвижимого имущества, находящегося на изымаемом земельном участке, учитывается не только вид разрешенного использования земельного участка, но и фактическое использование расположенных на нем объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281 ГК РФ) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе. В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

В силу п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Сторона вправе представлять суду любые доказательства, не запрещенные действующим законодательством, в обоснование своих доводов и возражений.

Несмотря на то что исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” убытки не являются объектом оценки, представление оценки в качестве доказательства возможно в том числе и при определении упущенной выгоды.

Читайте также:  Стоимость: кадастровая стоимость земли

Пункт 6 Обзора судебной практики ВС РФ от 10.12.2015:

“При рассмотрении дела по иску администрации муниципального образования к К. и Ш. об определении выкупной цены, о прекращении права долевой собственности и признании права собственности в состав выкупной цены земельного участка и расположенного на нем жилого дома с надворными постройками была включена рыночная стоимость земельного участка и расположенного на нем дома, трех сараев, гаража, погреба, скважины, забора, плодово-ягодных насаждений, а также убытки, связанные с переездом и сменой места жительства (реальный ущерб)”.

Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” устанавливает, что упущенная выгода представляет собой неполученный доход, ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Однако судами при разрешении споров, связанных с возмещением упущенной выгоды, обоснованно учитывалось, что это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.

Так, при установлении размера упущенной выгоды судом должны учитываться доход, который с разумной степенью вероятности был бы получен правообладателем участка, если бы он продолжил его использование, деятельность правообладателя, в ходе которой использовался участок.

Примеры судебной практики: при рассмотрении дела арбитражный суд установил совокупность условий для взыскания убытков в виде упущенной выгоды с учетом того, что сельскохозяйственное предприятие в результате изъятия земельного участка лишилось возможности использовать его в предпринимательской деятельности.

В подтверждение размера упущенной выгоды предприятие представило отчет об определении рыночной стоимости упущенной выгоды от изъятия права на земельный участок, в основу расчета положены данные упущенной выгоды предприятия на 1 га посевной площади.

Факт несения истцом затрат на возделывание сельскохозяйственных культур и доказательства получения предприятием дохода от выращивания сельскохозяйственных культур были подтверждены документами бухгалтерского учета и отчетности.

По материалам судебной практики Нижегородского областного суда, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, Курского областного суда: на основании решения изъята для государственных нужд области часть земельного участка из состава принадлежащего З. и М. земельного участка сельскохозяйственного назначения. При этом участок собственниками фактически не использовался, в аренду не передавался, производство сельскохозяйственной продукции не осуществлялось.

Размер причиненных изъятием данного участка убытков определен судом первой инстанции неверно, поскольку не учтен вид разрешенного использования как земли сельскохозяйственного использования. При таких обстоятельствах исчисление убытков как для целей дальнейшего индивидуального жилищного строительства (при котором размер убытков объективно увеличивается) является неправомерным. Доказательств изменения в установленном законом порядке вида разрешенного использования и ведения на нем индивидуального жилищного строительства либо иного фактического использования не представлено. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции с учетом положений ст. 15, 281 ГК РФ признал необоснованным расчет убытков исходя из использования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и изменил размер подлежащей выплате ответчикам выкупной цены.

Примеры судебной практики исчисления убытков, в том числе упущенной выгоды, в составе равноценного возмещения: Определение ВС от 14.02.2017 по делу N А55-5004/2014, Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2017 N 308-ЭС17-6035, А18-572/2012, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2016 N Ф08-9319/2016 по делу N А32-6881/2016, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23.12.2016 по делу N А32-6881/2016.

Самым разумным способом защиты нарушенных прав при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является оспаривание суммы возмещения за изымаемый участок и расположенное на нем имущество.

При несогласии с рыночной стоимостью земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества надлежит осуществлять защиту законных прав и интересов в судебном порядке с проведением судебной экспертизы.

Рыночная стоимость земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества должна определяться исходя из их фактического использования.

Для определения размера упущенной выгоды надлежит представить доказательства недополученного дохода от использования участка, если бы не было принято решение об изъятии, при этом важно помнить, что любые сделки, совершенные после принятия решения об изъятии, могут быть расценены судом как злоупотребление правом и не будут приниматься во внимание.

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Изъятие земельного участка у собственника является крайне, исключительной процедурой, которая может осуществляться только по основаниям, указанным в законодательных актах. В ряде случаев правообладатель сможет получить денежную компенсацию за изъятый объект земельной недвижимости.

Условия для изъятия

По общему правилу, собственник имущественных активов может быть их лишен только на основании прямых законодательных норм. В отношении земельной недвижимости такие основания регламентированы в ЗК РФ и ГК РФ:

  • изъятие земли для нужд публичных образований – РФ, региональных властей или муниципальных образований;
  • при необходимости комплексного развития определенных территорий, если соответствующее решение утверждено распорядительным актом властей;
  • при выявлении фактов использования земельного надела с нарушением целевого назначения;
  • в случаях конфискации или реквизиции земельного надела.

В каждом из перечисленных случаев отказ правообладателя от исполнения законных требований повлечет принудительное изъятие земельного участка у собственника. В ряде случаев владелец земли сможет рассчитывать на возмещение стоимости изымаемого объекта, а при несогласии с государственным расчетом компенсации можно оспорить его в судебном порядке.

Читайте также:  Кадастровый учет земельных участков

Как происходит изъятие

Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

  1. властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
  2. принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
  3. если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
  4. если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.

Обратите внимание! Если на территории участка располагаются какие-либо строения, их стоимость также учитываться при расчете суммы компенсации. Размер возмещения может оговариваться в обоюдном соглашении, или в результате судебного урегулирования спора.

При изъятии надела для комплексного освоения территорий также используется указанный выше алгоритм действий, а правообладатель сможет получить компенсации за свою недвижимость.

Иные правовые последствия наступают при выявлении фактов нарушений со стороны владельца земли. Для каждого земельного надела устанавливается ряд характеристик, существенно ограничивающих его целевое использование. В частности, каждый владелец земли должен соблюдать вид разрешенного пользования и категорию участка. Например, на землях сельхозназначения не допускается возведение промышленных объектов или многоквартирных зданий (исключения из этого правила могут устанавливаться законом).

Выявление фактов нарушений происходит в результате проверок уполномоченных служб и ведомств, либо по обращению заинтересованных лиц. Каждое нарушение фиксируется в результате административного обследования, данная процедура определена Постановлением Правительства № 251. Полномочия для выполнения указанных действий принадлежат должностным лицам Госземнадзора. Выявленные нарушения повлекут и меры административного воздействия в виде штрафов, которые применяются одновременно с изъятием земли.

Аналогичная мера ответственности будет применяться, если собственник участка, предназначенного для ведения сельхоздеятельности или возведения объектов недвижимости, не использовал его по назначению в течение трехлетнего периода (законом может устанавливаться и более длительный срок, например для ИЖС земля может предоставляться на срок до 10 лет).

При изъятии земли таким способов учитываются следующие нюансы:

  • в ряде случаев правообладатель не сможет получить какой-либо компенсации;
  • если в результате допущенных нарушений земле или окружающей среде был причинен ущерб, его возмещение будет производиться за счет владельца участка (для этого будет подано соответствующее исковое заявление);
  • период, в течение которого земля не использовалась по прямому назначению, может быть продлен при наличии уважительных причин (например, если собственник потратил много времени на освоение участка).

Изъятие земли таким способом осуществляется в судебном порядке, владельцу участка предоставлено право обжаловать вердикт суда в вышестоящих инстанциях.

При наличии чрезвычайных обстоятельств земля может быть реквизирована по решению властных органов. Эта процедура может носить временный характер, после чего участок подлежит возврату законному владельцу. Если вернуть надел невозможно, собственник получит рыночное возмещение из бюджета, либо аналогичный по стоимости участок в ином месте. При реквизиции собственник также вправе оспорить расчет компенсации в судебном порядке.

Конфискация может выступать в качестве дополнительной меры наказания при совершении преступлений. В этом случае владелец не сможет получить какого-либо возмещения, изъятие происходит в безвозмездном порядке. После отбытия назначенного наказания и погашения судимости, конфискованный участок не возвращается собственнику, так как переходит в государственный или муниципальный фонд.

Можно ли понудить органы государственной и муниципальной власти изъять земельный участок для государственных и муниципальных нужд?

Перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (далее также – изъятие для гос нужд) поименован в ст. 49 ЗК РФ и носит исчерпывающий характер.

Но можно ли понудить органы государственной и муниципальной власти принять решение об изъятии и осуществить его? Или же это является правом соответствующих органов? Но если это право, то как это соотносится с привычной всем позицией, которой нас учат еще в университетах, о том, что любое право публичного образования есть его обязанность?

В случае с изъятием земельного участка для гос нужд нам необходимо различать принципиально две разные ситуации: (1) когда существуют основания для такого будущего изъятия, но объект, для возведения которого необходимо изъятие, еще не создан (не берем в расчет специфическое основание для изъятия, предусмотренное п. 1 ст. 49 ЗК РФ – для выполнения международных договоров РФ); (2) когда земельный участок уже занят соответствующим объектом, но орган не изымает его у правообладателя и не предоставляет за него возмещение (так называемое нынче модным выражением «фактическое изъятие земельного участка», что бы это не значило).

Давайте рассмотрим две указанные выше ситуации подробнее.

Читайте также:  Изменения вида разрешенного использования земельного участка 2021

1) Объект, для размещения которого необходимо изъятие земельного участка для гос нужд, еще не создан.

В данном случае важно учитывать, что орган гос власти не может принимать решения об изъятии в произвольном анархичном порядке, просто потому, что какой-то чиновник где-то захотел разместить объект, предусмотренный ст. 49 ЗК РФ.

Благо, учитывая тот факт, что изъятие участка для гос нужд носит экстраординарный характер и по сути является исключением из п. 1 ст. 35 Конституции РФ, возможности государства в этом сильно ограничены законом.

Так, если изъятие необходимо для размещения объектов федерального, регионального и местного значения, то его можно осуществить исключительно в случаях, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.[1]

Учитывая, что указанные документы утверждаются нормативными правовыми актами, сама по себе строгая сложная процедура их принятия уже исключает абсолютный произвол чиновников «на местах». В случае же, если такая процедура принятия была нарушена, у заинтересованного лица всегда есть возможность оспорить такой НПА, в связи с чем отпадет и самое основание для изъятия земельного участка.

Если же изъятие предполагается не для размещения объектов федерального, регионального и местного значения, то органы в таком случае также не свободны (хотя гораздо свободнее, чем с такими объектами). В таком случае необходимы условия, предусмотренные п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.

Конечно, самым распространенным случаем будет изъятие для размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Именно эта категория споров носит наиболее встречающейся в судебной практике характер.

В случае с такими объектами мы обращаемся к положениям п. 3 ст. 56.3 ЗК РФ, который гласит, что решение об изъятии может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Спрашивается, а что делать, если данный срок истек и орган так и не принял решение об изъятии? Ведь документация по планировке территории, предусматривающая размещение объекта федерального, регионального и местного значения, никуда не делась. А само по себе ее существование даже без реализации соответствующего «проекта» уже налагает на правообладателей существенные ограничения (например, твой участок сразу становится менее привлекательным с рыночной точки зрения – ведь мало, кто из обывателей захочет его приобрести, зная, что его в скором времени могут изъять; являясь собственником объекта недвижимости на таком участке, ты не сможешь требовать его предоставления у государства, реализуя свое исключительное право (п. 17 ст. 39.16)[2] и т.д.).

Так вот законодатель позаботился о такой ситуации и предусмотрел, что проект планировки территории, предусматривающий размещение таких объектов, не действует в части определения границ зон планируемого размещения данных объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п. 12.6 ст. 45 ГрК РФ).

Таким образом, процедура изъятия земельных участков для гос нужд строго регламентирована и в пределах действия указанного шестилетнего срока заинтересованное лицо не может требовать государство изъять земельный участок, так как это является именно правом соответствующих органов, а не обязанностью (см., например, определение ВС РФ от 10.06.2019 № 309-ЭС19-7854 по делу № А76-17180/2018) Да и обязанности здесь возникнуть не может, так как есть законодательно установленная процедура (включая предельный срок принятия решения). После же истечения соответствующего срока проект планировки уже не действует в указанной части, в связи с чем решение об изъятии принято быть не может, а, значит, и оснований для понуждения не существует.

2) Когда земельный участок уже фактически занят соответствующими органами, но решение об изъятии ими не принималось, возмещение не предоставлялось (например, на нем размещена дорога регионального значения).

Такая ситуация, как правило, называется в судебной практике «фактическое изъятие земельного участка».[3]

В таком случае у лица существуют следующие способы защиты своего нарушенного права:

1. Иск к органам власти о взыскании убытков в связи с «фактическим изъятием земельного участка».

Такой способ защиты допустил ВС РФ в п. 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом ВС РФ 10.12.2015, и п. 25 Обзора судебной практики N 1 (2021), утвержденного Президиумом ВС РФ 07.04.2021.

В данном случае такое требование будет квалифицироваться как требование о взыскании убытков, основанное на ГК РФ. Это означает, что на него будет распространяться общий трёхгодичный срок исковой давности. Соответственно, если на вашем земельном участке появилось что-то и это что-то обеспечивает реализацию исполнения государственных и муниципальных полномочий, то не стоит медлить, следует обращаться в суд за взысканием убытков, которые будут рассчитываться как рыночная стоимость земельного участка.

2. Иск о сносе самовольной постройки – в случае, если на участке появился объект недвижимости.

Читайте также:  Как оформить право собственности на землю в 2018 году?

На мой взгляд, именно такой способ защиты является наиболее юридически верным и правильным. Ведь для чего государству нужно изъятие земельных участков в случае необходимости их застройки? Для того, чтобы у правообладателя можно было бы в принудительном порядке забрать такой участок и тем самым получить право собственности, которое предполагает возможность такой застройки. Без изъятия земельного участка и, соответственно, без получения прав застройки земельного участка возводить на нем объекты капитального строительства (в данном случае = объекты недвижимости) нельзя. В противном случае постройка будет самовольной (ст. 222 ГК РФ).

И именно в рамках такого требования государство (ответчик) должно было бы быть инициатором заключения мирового соглашения с истцом (правообладателем занятого участка), в котором бы и предусматривалась соответствующая компенсация рыночной стоимости участка в связи с незаконным «фактическим изъятием». А если истец не согласен на такую компенсацию, то суд должен удовлетворять требование о сносе такого незаконно возведенного объекта. Пострадает ли в таком случае публичный интерес неограниченного круга лиц в связи, например, со сносом региональной дороги? На мой взгляд, нет. Пару таких решений судов о сносе и нам не понадобится никаких введений новых судебных понятий «фактического изъятия», потому что государство начнет соблюдать строго регламентированную процедуру, предусмотренную ЗК РФ, и тогда это будет уже обычное законное изъятие. Если же органам тяжело соблюдать такую процедуру, так как она может быть, по их мнению, является чрезмерно обременительной, то тогда это проблема закона, который может быть стоит изменить. Но нельзя какие-либо несовершенства правовой системы перекладывать на плечи частных лиц – правообладателей земельных участков. Именно строгое соблюдение закона в части порядка изъятия земельных участков действительно будет способствовать публичному интересу, а не сохранение какой-то конкретной дороги в конкретном субъекте.

При предъявлении требования о сносе следует учитывать, что исковая давность не распространяется на требование о сносе самовольной постройки, возведенной без согласия собственника на земельном участке, которым он владеет (Определение ВС РФ от 28.06.2016 по делу № 305-ЭС15-6246, А41-17069/2014, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143).

Это означает, что, если срок исковой давности о взыскании убытков уже истек, предъявление иска о сносе самовольной постройки может послужить неплохой альтернативой защиты своего права.

Правда при этом все-равно сохраняется риск того, что в случае возникновения у ответчика права собственности на спорный объект, суд может посчитать, что владение участком под таким объектом утрачено, а значит к иску о сносе также подлежит применению общий срок исковой давности (см., например, определение ВС РФ от 14.07.2015 № А40-161453/2012, правда вопрос о том, как вообще на самовольную постройку, учитывая п. 2 ст. 222 ГК РФ, могло возникнуть право собственности, остается открытым).

3. Иск об освобождении участка (негаторное требование, вытекающее из ст. 304 ГК РФ) – в случае, если на участке размещен не объект недвижимости.

Правда, наверно, не всегда такой способ будет доступен. Например, в случае, если на вашем участке появилось городское кладбище. Трудно представить, что в такой ситуации суд удовлетворит ваши требования об освобождении участка, а, скорее всего, предложит альтернативу в виде возможности предъявления требования о взыскании убытков в связи с «фактическим изъятием земельного участка» (см., например, определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 15.06.2021 № 4-КГ21-25-К1).

4. Иск к продавцу земельного участка в связи с тем, что он продал вам его ненадлежащего качества.

Тут, наверно, нет смысла отдельно что-то говорить, так как это обычное гражданско-правовое требование из ГК РФ.

Лишь следует заметить, что суд не может вам отказать во взыскании убытков с государства в связи с «фактическим изъятием участка» (способ защиты № 1) ввиду выбора вами ненадлежащего способа защиты, так как есть возможность обратиться с требованием к продавцу участка (см. также определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 15.06.2021 № 4-КГ21-25-К1 и выпуск Петербургской цивилистики (https://www.youtube.com/watch?v=ydRF_rcH9Ww)).

Однако саму по себе возможность обращения с таким требованием к продавцу, наверно, исключать не стоит.

Учитывая изложенное, наиболее оптимальным экономически выгодным вариантом защиты будет иск о взыскании убытков в связи с «фактическим изъятием земельного участка». Такие требования чаще всего удовлетворяются судами. В случае с иском о сносе самовольной постройки и освобождении земельного участка есть существенный риск того, что суд откажет, руководствуясь публичным интересом и возможностью предъявления вами требования о взыскании убытков.

[2] но, правда, иногда можно – см. определение ВС РФ от 08.12.2020 по делу № А41-63226/2018 (но об этом не в рамках этой заметки).

[3] анализ указанного понятия и правовая природа данного явления не входит в предмет настоящего анализа.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

Читайте также:  План земельного участка по кадастровому номеру

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Изъятие земельного участка: ходатайство

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо электронного документа по интернету.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Читайте также:  Земли промназначения: что это такое?

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельные наделы: выкуп для государственных и муниципальных потребностей

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Конфискация земельного надела: вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Резюме

Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. В случае, если на земельном участке, находящемся в частной собственности, наряду с самовольной постройкой, в отношении которой не были выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, на которого были возложены такие обязанности, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, орган местного самоуправления обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам. В случае, если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, отчуждение этого земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.

3. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием его по целевому назначению или использованием его с нарушением законодательства Российской Федерации и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельного участка обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.

Читайте также:  Приватизация земельного участка многоквартирного дома

4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. В этом случае расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями также определяются в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

5. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, и расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена земельного участка устанавливается равной одному рублю.

6. В случае, если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов начальной цены земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.

8. Лицо, которое приобрело по результатам публичных торгов земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в отношении которой принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, обязано в срок, установленный условиями публичных торгов, но не превышающий срока, установленного пунктом 9 настоящей статьи, исполнить обязательства по сносу самовольной постройки или по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае нахождения такой постройки на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки и по приведению ее в соответствие с установленными требованиями за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. При переходе прав на этот земельный участок такая обязанность переходит к новому собственнику земельного участка.

9. Срок, устанавливаемый для исполнения обязательств по сносу самовольной постройки или представлению в орган местного самоуправления, указанный в пункте 8 настоящей статьи, утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями, не может составлять более чем двенадцать месяцев, а для исполнения обязательства по приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – более чем три года.

10. Земельный участок, на котором расположена самовольная постройка и в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда об изъятии земельного участка в связи с его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит передаче в собственность муниципального образования, орган местного самоуправления которого обеспечивал проведение публичных торгов по продаже такого земельного участка, в следующих случаях:

1) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на условиях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, признаны несостоявшимися;

2) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, неоднократно признаны несостоявшимися, и сумма затрат на подготовку и проведение публичных торгов превысила начальную цену земельного участка.

11. В случае выявления фактов эксплуатации самовольной постройки, расположенной на земельном участке, который был изъят у собственника путем продажи с публичных торгов, по решению суда договор купли-продажи подлежит расторжению, а земельный участок – передаче в муниципальную собственность по правилам статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.

12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи, какое-либо возмещение правообладателю земельного участка в связи с изъятием земельного участка или расторжением договора купли-продажи не осуществляется.

13. Особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Как узнать кадастровую стоимость недвижимости

1. Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости онлайн?

Чтобы узнать кадастровую стоимость недвижимости онлайн, воспользуйтесь сервисом Росреестра — «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Для этого достаточно ввести в специальное поле адрес объекта. Кадастровая стоимость будет указана на день последнего обновления базы.

Если же вас интересует кадастровая стоимость на какую-то определенную дату (например, на 1 января года — начало налогового периода) или вам нужен официальный документ, подтверждающий кадастровую стоимость, вам лучше взять выписку из Единого государственного реестра недвижимости ( ЕГРН ).

2. Как получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости?

Заказать выписку из ЕГРН можно онлайн, лично или по почте. Готовится она в течение 3 рабочих дней* со дня регистрации заявления. Получить готовый документ можно на e-mail в виде файла, содержащего электронную подпись , или на бумажном носителе — в этом случае выписку направят почтой. Забрать документ на бумажном носителе лично можно только в том случае, если заявление вы подали лично. Способ получения указывается в заявлении.

Читайте также:  Основные виды разрешенного использования земельных участков

Онлайн

Чтобы заказать выписку из ЕГРН онлайн, воспользуйтесь сервисом «Получение выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости» на сайте Росреестра. Вам понадобится кадастровый номер объекта недвижимости.

Лично

Обратитесь в любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.

Обратите внимание, в Москве в офисах Росреестра подать заявление на получение выписки из ЕГРН лично нельзя.

По почте

Отправьте запрос почтовым отправлением на адрес любого офиса Росреестра.

Доставка документов почтой в этот срок не входит.

3. На что влияет кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость — это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Российским законодательством. Физическим лицам важно знать ее, так как она используется в качестве налоговой базы для:

  • земельного налога;
  • налога на имущество физических лиц (в большинстве регионов ).

4. Как определяют кадастровую стоимость?

Кадастровую стоимость недвижимости определяют:

  • в процессе кадастрового учета — когда объект недвижимости только появляется (например, сдается в эксплуатацию дом) или когда меняются его характеристики, влияющие на стоимость (например, после продажи части участка земли);
  • в результате Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» — старый, и Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» — новый, он вступил в силу в январе 2017 года.

С 1 января 2017 года до 1 января 2020 года действует переходный период. То есть в этот период пересмотр кадастровой стоимости и установление кадастровой стоимости в отношении ранее не учтенных объектов недвижимости производятся по старым правилам, а вот провести новую государственную оценку можно только по новым.

В общих чертах процедура проведения государственной кадастровой оценки по обоим законам одинаковая. Росреестр по заказу исполнительного органа государственной власти субъекта России (в Москве — Департамента городского имущества) формирует перечень объектов недвижимости, которым необходима оценка. Списки получают оценщики., которые проводят оценку объектов. Как только готов отчет об оценке этих объектов, Росреестр включает его в фонд данных государственной кадастровой оценки и размещает у себя на сайте на 20 дней. В течение этого времени любой желающий может внести свои замечания к проекту. С учетом этих замечаний оценщиками составляется итоговый отчет.

Разница заключается в основном в следующем:

  • по новому закону при снижении индекса цен на рынке недвижимости на территории региона на 30% и более может быть проведена внеплановая государственная кадастровая оценка;
  • по старым правилам оценку проводили частные оценщики, которых на конкурсной основе отбирал заказчик. Их деятельность также контролировала саморегулируемая организация оценщиков. По новым — специально созданные постоянно функционирующие бюджетные учреждения субъектов России;
  • по новым правилам период общественного обсуждения проекта отчета об определении кадастровой стоимости, в рамках которого каждое заинтересованное лицо может подать замечания оценщику, увеличивается с 20 до 60 дней.

“>государственной кадастровой оценки — когда по заказу государственных органов объекты недвижимости на определенном участке оценивают методами массовой оценки (объект может быть оценен индивидуально только если для массовой оценки недостаточно данных).

5. Как часто проводится государственная кадастровая оценка?

Очередная государственная кадастровая оценка проводится через 4 года с года проведения последней государственной кадастровой оценки, в городах федерального значения, в том числе в Москве, в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения — через 2 года.

При этом, например, если кадастровая стоимость вашей московской недвижимости была установлена в результате государственной кадастровой оценки в 2018 году, а в 2019-м вы ее оспорили, срок до момента проведения следующей оценки будет отсчитываться с 2018 года, а не с 2019 года.

6. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?

Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Получить их можно онлайн на сайте Росреестра, на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru или на сайте государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».

Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости.

С запросом о предоставлении сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, вы также можете обратиться лично:

  • если кадастровая стоимость была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки — к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (в отношении московской недвижимости в роли заказчика обычно выступает Департамент городского имущества, но уточнить эту информацию вы можете в Управлении Росреестра по Москве);
  • если кадастровая стоимость была определена при постановке объекта на кадастровый учет (или в результате внесения изменений в него) — в отделение Росреестра по месту расположения объекта недвижимости.

7. Можно ли оспорить кадастровую стоимость?

Если вы считаете, что кадастровую стоимость установили, опираясь на недостоверные сведения, либо считаете, что в результате кадастровой оценки стоимость вашей недвижимости была завышена по сравнению с рыночной, вы можете потребовать ее пересмотра в сторону уменьшения.

Кадастровая стоимость онлайн

Информационно-сервисный портал проверки недвижимости

Проблемы с поиском?

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Найдено объектов

Кадастровый номер Адрес объекта Тип объекта Площадь
Выбрать

Сервис работает круглосуточно

Среднее время обработки 5-7 часов

При покупке пакета выписок цена от 40 руб.

Работаем по всей России

Официальная
печать Росреестра

Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости в 2021 году, подписанная квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), признается равнозначной документу на бумажном носителе с синей печатью сотрудника Росреестра, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».

Проверить электронно-цифровую подпись вы можете на странице «Проверка электронной подписи электронного документа»

Согласно п. 5 ст. 7, п. 1 ст. 62 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), являются общедоступными и предоставляются по запросу любых лиц. Публичные данные таких сведений гарантируется п. 1 ст. 8 ГК РФ Гражданского Кодекса РФ.

Гарантия
возврата денег

В случае технического сбоя или если не будет данных об объекте недвижимости, мы гарантируем 100% возврат денежных средств, согласно Федеральному Закону России № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Вы можете удостовериться о наличии записи о нужном объекте в режиме реального времени, введите адрес или кадастровый номер, и наш сервис покажет все доступные объекты в базе Росреестра бесплатно.

Официальная
печать Росреестра

Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости в 2021 году, подписанная квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), признается равнозначной документу на бумажном носителе с синей печатью сотрудника Росреестра, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».

Проверить электронно-цифровую подпись вы можете на странице «Проверка электронной подписи электронного документа»

Согласно п. 5 ст. 7, п. 1 ст. 62 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), являются общедоступными и предоставляются по запросу любых лиц. Публичные данные таких сведений гарантируется п. 1 ст. 8 ГК РФ Гражданского Кодекса РФ.

Гарантия
возврата денег

В случае технического сбоя или если не будет данных об объекте недвижимости, мы гарантируем 100% возврат денежных средств, согласно Федеральному Закону России № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Вы можете удостовериться о наличии записи о нужном объекте в режиме реального времени, введите адрес или кадастровый номер, и наш сервис покажет все доступные объекты в базе Росреестра бесплатно.

Как узнать кадастровую стоимость?

Точно укажите адрес объекта недвижимости или кадастровый номер, сервис в режиме реального времени покажет данные в базе Росреестра, проверьте корректно ли найден ваш объект, укажите ваши контактные данные и переходите к оплате.

Стоимость справки из ЕГРН о кадастровой стоимости составляет 350 руб. Оплатите удобным вам способом с помощью безопасного сервиса платежей ЮКасса.

После покупки в автоматическом режиме формируется запрос в Росреестр. Время ответа официально сервиса в среднем занимает от 10 минут до 3-х часов (максимальное время ожидания 24 часа зависит от загруженности базы Росреестра). Все данные предоставляются с официального сайта.

После получения ответа от Росреестра на вашу электронную почту придет выписка с печатью, подписанный ЭЦП Росреестра (электронно-цифровой подписью) и смс-оповещение на указанный вами номер телефона, действительность подписи можно проверить на сайте Госуслуг

Кадастровая стоимость это?

Кадастровая стоимость – это цена объекта недвижимости (квартиры, земли, жилого дома с земельным участком, здания т.д), определенная уполномоченным государственным сотрудником Росреестра.

Сведения о кадастровой стоимости онлайн, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, можно узнать, получив выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (форма выписки утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975). Образец справки вы можете посмотреть тут.

Так же, вы можете заказать справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости у нас на официальном сайте “Росреестра онлайн”.

Введите адрес или кадастровый номер, после нахождения объекта недвижимости, оплатите и получите документ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: