Нарушение земельного законодательства

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области

25.07.2017 18:28 Разъяснения действующего земельного законодательства с целью недопущения нарушений Часть 2.

Управление Росреестра по Смоленской области осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением гражданами, юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти требований земельного законодательства на территории Смоленской области. За нарушение требований земельного законодательства предусмотрена административная ответственность (ст. 7.1, ст. 7.34, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 8.8 КоАП РФ). В перовой части мы рассмотрели нарушения требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

В данной статье мы рассмотрим нарушение требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Административное наказание по данной статье предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно пунктам 2 – 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Кроме того, необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Читайте также:  Перевод из жилого фонда в нежилой фонд

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 “Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов” (далее – Приказ № 39) установлены виды разрешенного использования.

Согласно п. 2.7.1 Приказ № 39 в случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Вместе с тем, изменение функционального назначения зданий, расположенных на земельном участке, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов влечет изменение функционального назначения земельного участка и, как следствие, вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате налоговых платежей, а также налоговая база, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, согласно налоговому законодательству и является налоговой базой для исчисления земельного налога. Таким образом, использование земельного участка не в соответствии с разрешенным видом использования влечет за собой искажения при начислении земельного налога.

Например. Если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данном земельном участке у Вас должен стоять жилой дом и использовать земельный участок Вы можете только под ИЖС, то есть: под строительство жилого дома и обслуживание этого дома. А если Вы на данном земельном участке построили автомойку или магазин или используете свой жилой дом под автомойку или магазин, то используете Вы свой земельный участок не по целевому назначению и нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Что нужно сделать, чтобы не допустить данное нарушение:

– Используйте участок в соответствии с целевым назначением.

– Сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.

– Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в ЕГРН. Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением.

Данные действия позволят избежать нарушения земельного законодательства и вы не будет привлечены к административной ответственности в виде весьма значительных штрафных санкций.

Заранее и заблаговременно примите все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства.

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Надежда Тихонова Последние изменения: май, 2021 362

Земельное законодательство регулирует правоотношения не только относительно использования земель и охраны природных ресурсов, но также осуществления надзор за выполнением всех прописанных законов. Ответственность за нарушение земельного законодательства лежит на официальном землепользователе (арендаторе) или владельце земельного участка.

    • Земельные правонарушения: основное содержание
    • Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

    Земельные правонарушения: основное содержание

    Земельное правонарушение – противоправные действия юридических или физических лиц, влекущие за собой причинение материального ущерба или нанесение урона природе. К их числу можно отнести огромное количество нарушений действующего Земельного кодекса, в том числе:

    • Самовольное занятие чужих земель.
    • Несоблюдение основных требований при заключении сделок.
    • Проведение неправильных процедур определения границ.
    • Несвоевременный возврат земель их официальному владельцу.
    • Причинение ущерба экологии.
    • Сокрытие или подлог кадастровых данных об участке.
    • Прочие противоправные деяния.

    Разбирательство относительно земельного правонарушения должно осуществляться при условии наличия четырех элементов: объекта, субъекта, объективных и субъективных причин. То есть, должен быть определен круг лиц, осуществивших противоправные действия по отношению к конкретному земельному участку, а также их вероятные причины.
    В качестве субъекта разбирательства может выступать должностное лицо, совершившее преступления в рамках выполнения служебных обязанностей (подлог документов, выдача ложных справок и пр.).
    Величина наказания за нарушение земельного законодательства напрямую зависит от индивидуальных обстоятельств дела и размера причиненного урона.

    Действующим законодательством предусмотрено две степени виновности:

    1. Умышленная.
    2. По неосторожности.

    Умышленная свидетельствует о том, что правонарушение осуществлялось по злому умыслу. К подобному можно отнести самовольный захват земель. Преступления по неосторожности возникают вследствие случайного стечения обстоятельств.

    Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

    Разновидности ответственности за нарушение правил использования и охраны земель прописаны в 13 главе Земельного кодекса РФ. Они определяют порядок определения величины причиненного вреда и мер наказания.

    Виды ответственности за нарушение ЗК:

    • Административная. Подвергнуться данному виду наказания могут физические, юридические и должностные лица. Причинение урона должно быть минимальным. Административная ответственность подразумевает наложение штрафа, не позднее двух месяцев с момента выявления факта наступления нарушения. Подобная мера наказания актуальна для лиц, осуществивших самозахват земли или использовавших ее без разрешительной документации.
    • Дисциплинарная. Применяется только по отношению к должностным лицам. Подразумевает возникновение ошибки в отношении соблюдения норм действующего Земельного законодательства. К ним можно отнести: неправильные расчеты, выдача справок или документов с ошибками, превышение служебных полномочий. Наказание возможно в виде наложения штрафа, отстранения от должности, вынесения выговора, увольнения. Право на его определение лежит только на руководстве. Судебное разбирательство в данном случае исключено. Поводом для вынесения наказания могут стать жалобы недовольных граждан.
    • Гражданско-правовая. Наступает в случае причинения материального вреда. То есть, владелец земельного участка несет явные убытки, денежные потери вследствие необходимости восстановления плодородия почвы, упускает личную выгоду. Подобные ситуации разрешаются в судебном порядке. Недовольная сторона вправе подать исковое заявление, приложив к нему веские доказательства, свидетельствующие о необходимости возмещения причиненного материального вреда.
    • Уголовная. Подразумевает нанесение вреда тяжелой степени. Это может быть угроза экологическому состоянию земель, экономическое правонарушение, незаконное посягательство на земельную собственность физического лица. Уголовная ответственность не распространяется на юридических лиц. В том случае, если правонарушение было осуществлено владельцем ИП, он привлекается к делу как физическое лицо, т.е. выступает в роли субъекта разбирательства. Уголовная ответственность предусматривает вынесения целого ряда решений относительно оплаты материального и морального вреда, наложения штрафа, лишения свободы. Каждое правонарушение должно рассматриваться с учетом индивидуальных факторов, причин и величины нанесенного вреда.
    • Земельно-правовая. Данный вид ответственности предусматривает принудительное изъятие земли у владельца по решению суда. Его применение возможно в случае нарушения официального собственника основных правил владения землей. Стандартно, владельцу приходит уведомление о необходимости оплаты штрафа за совершенное действие и требование устранить его последствия. В случае игнорирования, дело передается в суд. Собственник может подать обжалование судебного решения в вышестоящую инстанцию, не позднее 10 дня с момента его вынесения.

    Применение земельно-правовых – явление достаточно редкое, поскольку лишение собственника прав на землю может быть воспринято как посягательство на личные владения. Однако, существуют ситуации, при которых земля предоставляется гражданам на бесплатной основе, при условии использования на определенные цели. В случае несоблюдения данных условий, возможно проведение их изъятия.

    Гражданско-правовая ответственность, как правило, касается решения спора между физическими лицами. Возмещение ущерба возможно на основе личной подачи иска в суд, либо при помощи сотрудников уполномоченных служб (полиции, прокуратуры).

    В заключении отметим, что само понятие «ответственность за нарушение земельного законодательства» достаточно обширно. К нему относятся как мелкие, так и крупные правонарушения. Их рассмотрение и вынесение меры наказания осуществляется в зависимости от величины нанесенного ущерба и причин его создания.

    © 2018 — 2021, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

    Памятка правообладателю земельного участка для самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства (самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка в отсутствие прав, предусмотренных законодательством)

    Приобретая земельный участок, собственник, арендатор, землепользователь становится обладателем широкого круга обязанностей в отношении такого земельного участка. Не лишним будет отметить, что за нарушение требований земельного законодательства предусмотрена административная ответственность. К компетенции Управления Росреестра по Калининградской области относится возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3, 4 статьи 8.8 КоАП РФ. Штрафы за нарушение требований земельного законодательства на сегодняшний день достаточно серьезные – минимально пять тысяч рублей для граждан за самовольное занятие земельного участка и двадцать тысяч – за неиспользование земельного участка.

    В данной памятке мы предложим перечень основных вопросов, ответив на которые правообладатель земельного участка с легкостью сможет определить для себя, есть ли у него причины для беспокойства и принятия оперативных мер по устранению нарушений во избежание применения к нему мер административного воздействия.

    Итак, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка в отсутствие прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – самое распространенное нарушение, выявляемое государственными инспекторами по использованию охране земель (приблизительно 60% от общего количества нарушений земельного законодательства).

    Административная ответственность за данный вид нарушений предусмотрен статьей 7.1 КоАП РФ. Административные штрафы по данной статье внушительные: для граждане минимальный размер штрафа составляет пять тысяч рублей, для юридических лиц – сто тысяч рублей. Индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

    Полезно знать, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законодательством прав на землю – это недвижимая вещь. Законодательство дает следующее определение земельного участка: это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. К таким характеристикам относятся границы земельного участка, координаты поворотных точек земельного участка и т.п.

    Собственник, арендатор, землепользователь обязаны использовать земельные участки строго в отведенных в установленном порядке границах.

    Зачастую нарушения в виде самовольного занятия земельного участка допускаются в результате строительства или проведения таких работ, как облагораживание и огораживание территории. Также земельный участок может быть приобретен с уже имеющимися постройками и ограждением, которые находятся за границами участка.

    Каждому землепользователю нужно знать, что права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». При отсутствии документов на земельный участок или часть земельного участка, используемого Вами, можно говорить о признаках использования указанной территории без прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение и др.), что также является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

    При этом ответственность по статье 7.1 КоАП РФ наступает как за активные действия, направленные на незаконное завладение или, иными словами, «занятие», «захват» земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных законодательством прав.

    Чтобы не допустить данное нарушение каждому лицу, так или иначе использующему земельный участок, нужно ответить для себя на несколько несложных вопросов:

    1. Имеются ли у Вас документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком?

    2. Зарегистрированы ли права на земельный участок в установленном порядке?

    3. Используете ли Вы земельный участок в установленных границах? Соответствует ли используемая Вами фактически площадь территории площади земельного участка, указанной в правоустаналивающем документе? Расположены ли все, используемые Вами постройки и ограждение, а также строительные материалы, дрова и другое движимое имущество в границах земельного участка?

    ЗАПОМНИТЕ, ЗЕМЛЯ «НИЧЬЕЙ» НЕ БЫВАЕТ! Все земли, не предоставленные в установленном порядке на каком-либо праве, являются государственными. Земельный участок следует использовать в границах, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости. Складировать привезенные Вами строительные материалы, песок, дрова нужно в границах отведенного Вам земельного участка, а не на свободной территории, и тем более не на территории соседнего земельного участка. Выявить несоответствие в части использования земельного участка вне границ, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, возможно путем изучения находящихся на руках землеустроительных дел и межевых планов, а также выноса границ земельного участка с привлечением кадастрового инженера.

    Положительный ответ на перечисленные вопросы позволит избежать спорных ситуаций с правообладателями смежных земельных участков и серьезных штрафных санкций за нарушение земельного законодательства.

    Управление Росреестра по Калининградской области призывает всех собственников, арендаторов, землепользователей земельных участков заблаговременно принять меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства, не дожидаясь визита государственного инспектора.

    Черняховский отдел Управления Росреестра по Калининградской области

    За нарушение земельного законодательства физическими и юридическими лицами предусмотрена административная ответственность

    В рамках деятельности осуществлению муниципального земельного контроля администрацией района проводятся проверки по соблюдению земельного законодательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

    Проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Администрации Алтайского края от 02.09.2015 №349 «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Алтайского края», решением Барнаульской городской Думы от 09.06.2006 №365 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля» постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от 28.03.2016 №187 «Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля».

    Проверки могут быть плановыми и внеплановыми

    План проверок ежегодно публикуется на сайте города Барнаула в соответствующем разделе сайта.

    Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является поступление в администрацию района обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    1) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    2) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    О проведении проверки физические или юридические лица и индивидуальные предприниматели уведомляются районной администрацией не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

    В рамках муниципального земельного контроля проверяется:

    1) обеспечение соблюдения порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

    2) обеспечение использования земельных участков по целевому назначению;

    3) выполнение иных требований земельного законодательства.

    Информация по границам отведенного земельного участка, а так же его целевому назначению можно получить в Управлении Росреестра по Алтайскому краю либо в сети интернет на информационном ресурсе «Публичная кадастровая карта» URL: http://pkk5.rosreestr.ru/

    Ответственность за нарушение земельного законодательства.

    При выявлении факта самовольного занятия земельных участков, использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов или использования земельных участков не по их целевому назначению материалы проверки направляются в Управление Росреестра по Алтайскому краю для привлечения лиц совершивших правонарушение к административной ответственности. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства регламентируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях:

    1) ст. 7.1. КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка.

    Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, – влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    2) ст. 8.8. КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

    Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Так, в случае размещения ограждения, хозяйственных построек или сооружений за границами отведенного земельного участка, с занятием территорий общего пользования, государственных не разграниченных территорий или использования земельного участка без прав на него это будет являться нарушением ст. 7.1. КоАП РФ. В случае, если земельный участок, например, предназначен для эксплуатации жилого дома, но по факту на данном земельном участке размещено здание магазина, то это будет нарушением ст. 8.8. КоАП РФ.

    Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок соблюдения земельного законодательства, а также порядок их защиты предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в ст. 21 данного закона установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

    1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

    4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

    Ответственность за нарушение земельного законодательства

    Требования земельного законодательства РФ являются довольно сложной юридической системой. Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства, кто занимается рассмотрением спорных дел в сфере охраны природных ресурсов? Об этом мы расскажем в нашей статье.

    С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

    • земля, как непосредственно, земельный участок;
    • земля, как природный ресурс или объект.

    Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

    За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

    Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

    • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
    • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
    • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
    • смешанные формы собственности.

    Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

    Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

    • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
    • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

    Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

    • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
    • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

    Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

    Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

    Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение – есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

    1. Объект правонарушения – земля.
    2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
    3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
    4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

    В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

    Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

    • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
    • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
    • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

    Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

    Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

    • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
    • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
    • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

    Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

    Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

    Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

    Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду

    Физические и юридические лица могут приобрести или арендовать земельный участок, находящийся в собственности Московской области, через торги. Соответствующую услугу предоставляет Министерство имущественных отношений Подмосковья. О том, какие документы понадобятся для обращения за госуслугой и сроках ее оказания, читайте в материале портала mosreg.ru.

    Ограничение на участие в торгах по продаже земельных участков

    Источник: ©, сайт администрации Сергиево-Посадского района

    Земли сельскохозяйственного назначения не могут иметь в собственности:
    – лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные граждане;
    – юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства составляет более 50%.
    Перечисленные категории участников торгов могут только арендовать земли сельскохозяйственного назначения.
    Одному физическому или юридическому лицу предоставляется в собственность не более 25% от общей площади сельхозугодий, которые находятся на территории одного подмосковного муниципалитета.

    Как получить услугу

    Чтобы подать заявление и необходимые для получения услуги документы в министерство имущественных отношений региона, можно обратиться лично в территориальное подразделение или многофункциональный центр.
    Кроме того, у заявителя есть возможность воспользоваться электронной формой на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

    Необходимые документы

    Источник: РИАМО, Александр Кожохин

    В качестве обязательных документов заявитель должен представить заявление на участие в торгах, свидетельство о госрегистрации юридического лица и учредительные документы юридического лица.
    К дополнительным документам относятся:
    – подтверждающий личность заявителя документ;
    – заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юридического лица, если в роли заявителя выступает иностранное юридическое лицо;
    – платежный документ, подтверждающий перечисление установленного задатка в счет оплаты по договору (размер задатка указывается в документации и информационном сообщении по проведению аукциона).

    Результат и сроки предоставления услуги
    В качестве результата оказания услуги заявитель получает:
    – акт приема-передачи в случае продажи земельного участка;
    – договор аренды или купли-продажи участка или отказ в заключении договора;
    – протокол о результатах торгов или отказ в допуске к участию в торгах;
    – уведомление о признании торгов несостоявшимися;
    – возврат внесенного задатка и документов.
    Для юрлиц срок регистрации документов составляет один рабочий день, максимальный срок оказания услуги – 60 рабочих дней.

    Отказ в предоставлении услуги
    Основаниями для отказа в предоставлении услуги или ее приостановлении может быть отказ министерства от проведения торгов, отсутствие задатка на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе, отсутствие необходимых для участия в аукционе документов или содержащиеся в них недостоверные сведения.
    Кроме того, в услуге могут отказать лицу, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона. Если заявитель числится в реестре недобросовестных участников аукциона, это также может стать основанием для отказа в предоставлении услуги.

    Порядок обжалования отказа
    Обжаловать порядок предоставления услуги заявитель может в Министерстве имущественных отношений или Министерстве государственного управления Московской области при личном письменном обращении, через региональный портал госуслуг, портал правительства Подмосковья или сайт Минмособлимущества, а также через многофункциональный центр.
    Срок рассмотрения жалобы в региональном Мингосуправления не превысит 30 дней и будет равен периоду проверки фактов о нарушении порядка предоставления услуги. В Министерстве имущественных отношений жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней.
    С более подробной информацией о составлении жалобы можно ознакомиться на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

    Заполнение извещения процедуры «Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка»

    Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка – аукцион на повышение на право заключения договора аренды земельного участка. Аукцион проводится путем повышения начальной ставки «Начальная цена +шаг аукциона» или «шаг аукциона». Размер «шага аукциона» не может превышать 5% начальной цены договора. Торги длятся 1 час, в случае подачи ценового предложения время продлевается на 10 или 30 мин (в зависимости от установленного Организатором значения при публикации извещения).

    Разделы, которые необходимо заполнить в форме извещения «Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка»:

    Основные сведения:

    Укажите наименование процедуры.

    В поле «Время ожидания нового ценового предложения (минут)» из выпадающего списка выберите нужное значение: 10 или 30 минут.

    В поле «Арендодатель» из выпадающего списка выберите нужного Арендодателя (список формируется из « Реестра собственников имущества»).

    Заполните поле «Форма собственности».

    Сведения об организаторе:

    Укажите организатора процедуры: сам продавец или отдельный орган, выполняющий организационно-технические функции.

    Контактное лицо:

    Можно заполнить самостоятельно сведениями о пользователе, который не зарегистрирован на ЭП (включить чек-бокс «Контактное лицо не зарегистрировано как пользователь площадки»).

    Документы и сведения :

    В поле «Информационное сообщение» прикрепите документацию по процедуре (поле обязательно для заполнения).

    В поле «Проект договора» Вы можете прикрепить файл договора (поле не обязательно для заполнения).

    Если включен чек-бокс «По данному имуществу проводились торги», то откроется дополнительное поле для прикрепления документов.

    В поле «Участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства» укажите значение «Да»/«Нет».

    В поле «Форма заявки» укажите вид формы заявки на участие, которую потребуется заполнить Участнику:

    • Системная форма заявки – в случае выбора данного вида Участнику потребуется заполнить стандартную форму заявки на участие, предлагаемую площадкой. Образец формы заявки можно просмотреть в файле «Заявка на участие в аукционе».

    • Своя форма заявки – в случае выбора данного вида Участнику потребуется заполнить форму заявки на участие, составленную по Вашему усмотрению. Для прикрепления своего образца заявки на участие в открывшемся поле «Форма заявки» нажмите кнопку «Добавить».

    Порядок оформления заявок на участие:

    Вы можете указать «Требования, предъявляемые участнику» и «Требования к содержанию и форме заявок» (поля не обязательны для заполнения).

    Сроки и пояснения:

    • Дата и время начала подачи заявок;

    • Дата и время окончания подачи заявок;

    • Место приема заявок и документации;

    • Дата и время рассмотрения заявок;

    • Дата и время начала торгов;

    Чек-бокс «Блокирование задатка второго участника» – если параметр включен, то денежные средства второго участника будут разблокированы после заключения договора с победителем.

    Лоты:

    Указывается список добавленных лотов.

    Новый лот:

    • Регион (по умолчанию отображается регион Организатора);

    • Тип шага аукциона;

    • Тип первой ставки аукциона:

    По начальной цене​ – у Претендента будет возможность подать первое ценовое предложение в размере начальной цены;​

    По начальной цене + шаг аукциона​ – у Претендента будет возможность подать первое ценовое предложение в размере начальной цены + шаг аукциона.​

    • Шаг аукциона (шаг может быть только фиксированной суммой; указанной в % или числом):

    • Если выбран тип шага – фиксированная сумма, то появится возможность указания параметров: Возможность делать ставки кратные шагу, Возможность делать ставки после себя.

    • Если процент от НЦ, то только Возможность делать ставки после себя;

    • Тип задатка (фиксированная сумма или процент от НЦ) и его размер;

    • Реквизиты решения о проведения аукциона;

    • Кадастровый номер ЗУ;

    • Файл с описанием/характеристиками – при необходимости прикрепите документ;

    • Вид разрешенного использования ЗУ;

    • Параметры разрешенного строительства объекта;

    • Технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;

    • Условия и сроки заключения договора аренды ЗУ.

    После заполнения разделов «Новый лот» нажмите кнопку «Сохранить лот». После сохранения отобразятся дополнительные кнопки для добавления и удаления новых лотов:

    • Для добавления новых лотов нажмите на кнопку «Добавить новый лот»;

    • Для удаления лота нажмите на кнопку «Удалить лот»;

    • Для того, чтобы скопировать лот, нажмите на кнопку «Копировать лот».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: