Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2018 N 307-КГ18-19923 по делу N А56-43571/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 декабря 2018 г. N 307-КГ18-19923

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Атриос” на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.08.2018 по делу N А56-43571/2017,

общество с ограниченной ответственностью “Атриос” (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет), выразившегося в невнесении сведений в государственный лесной реестр и несовершении необходимых действий, связанных с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Рощинского лесничества; обязании Комитета внести изменения в единый государственный реестр прав, исключив 63 принадлежащих Обществу земельных участка, совершив таким образом действия, связанные с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Рощинского лесничества, и внести сведения в государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении 63 земельных участков Общества к землям лесного фонда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2017 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018, требования удовлетворены.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 06.08.2018 отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на существенное нарушение судом округа норм права, просит отменить постановление от 06.08.2018 и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что Управлением Росреестра по Ленинградской области осуществлена государственная регистрация права собственности на спорные земельные участки, которые последовательно образованы путем раздела и последующего перераспределения земельного участка 47:01:00-00-000:0012, площадью 20968701 кв. м, ранее принадлежавшего СПК “Колхоз Нива”, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2004 по делу N А56-316732004. Судом в рамках указанного дела установлено, что данные земли не являются землями лесного фонда, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N А56-101752013, N А56-379252013, N А56-379672013 установлено отсутствие у Комитета права распоряжаться указанными земельными участками, так как они относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

С учетом того, что границы принадлежащих Обществу указанных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из категории земель лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации, Общество обратилось в Комитет с заявлением об исключении из государственного лесного реестра указанных выше земельных участков.

Письмом от 16.06.2017 N крг-01-765117-0-1 подтвердил ООО “Атриус” факт пересечения границ земельных участков, указанных в обращении, с Лесным участком Рощинского лесничества из категории земель лесного фонда.

Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел N А56-316732004, N А56-101752013, А56-359302017, а именно, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0012 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, границы участков, принадлежащих заявителю, установлены в соответствии с действующим законодательством, на данные участки зарегистрированы права, которые никем не оспорены, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:01:00000006501, напротив, кадастровые работы не проводились, границы на местности не установлены до настоящего времени, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 1, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое бездействие Комитета является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.

Как следует из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1022 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Поскольку границы земельного участка установлены в 2006, необоснованным является вывод суда округа о том, что данный иск об установлении границ и не относится к иску о праве.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Читайте также:  Условно-разрешенный вид использования земельного участка

Изучив судебный акт, состоявшийся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как установлено судами, на основании соглашения от 21.04.2016 о перераспределении земельных участков за Обществом 16-19.05.2016 зарегистрировано право собственности на 63 земельных участка, находящихся в Выборгском районе Ленинградской области, с указанием категории земель – земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования – для дачного строительства.

Перераспределенные земельные участки последовательно образованы из земельного участка площадью 20 968 701 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0012, расположенного в пос. Ленинское Выборгского района Ленинградской области. Таким образом, названный земельный участок является исходным для 63 земельных участков, право собственности на которые в настоящее время зарегистрировано за Обществом.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2004 по делу N А56-31673/2004 признан незаконным отказ администрации муниципального образования “Выборгский район Ленинградской области” в удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива “Коопхоз “Нива” (далее – Кооператив) о приобретении в собственность названного земельного участка, находившегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования; на администрацию возложена обязанность предоставить Кооперативу указанный земельный участок. Этим же решением арбитражного суда установлено, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не землям лесного фонда.

В то же время в отношении лесного участка общей площадью 2 592 360 795 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:501, относящегося к землям лесного фонда, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-10175/2013 установлено наложение границ лесных участков, являющихся частями земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, на границы участков земель сельскохозяйственного назначения, образованных в результате последовательного переформирования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:0012.

Факт двойного учета земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не оспаривается сторонами. При этом в ЕГРП были внесены сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:501, а также сведения о государственной регистрации права собственности Общества на 63 земельных участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Общество обратилось в Комитет с заявлением от 23.05.2017 об исключении из государственного лесного реестра недостоверных сведений о нахождении в нем земель лесного фонда, имеющих наложение на принадлежащие Обществу участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В ответ Комитет направил письмо от 16.06.2017, в котором, подтвердив факт пересечения границ указанных в заявлении участков с лесным участком Рощинского лесничества, сообщил о невозможности внесения изменений в сведения государственного лесного реестра без внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на лесной участок, и в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка из земель лесного фонда, полагая, что имеется спор о праве на земельные участки, который может быть разрешен только в судебном порядке.

Общество, считая, что со стороны Комитета допущено незаконное бездействие по внесению изменений в сведения государственного лесного реестра и обеспечению внесения соответствующих изменений в сведения единого государственного реестра прав в части права Российской Федерации на лесной участок, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что границы участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации, не установлены; отнесение земельных участков Общества, образованных из земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:0012, к землям сельскохозяйственного назначения подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А56-31673/2004; границы принадлежащих Обществу земельных участков установлены в надлежащем порядке и на участки зарегистрированы права, никем не оспоренные; Общество представило Комитету первичные документы (свидетельства о государственной регистрации прав, кадастровые паспорта), необходимые для внесения соответствующих изменений в сведения государственного лесного реестра; в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель с 11.08.2017 законодательно (Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.

Отменяя судебные акты и отказывая в удовлетворении требований, суд округа обоснованно исходил из следующего.

В данном случае в ЕГРН были внесены сведения о государственной регистрации как права собственности Общества на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, так и права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:501, относящийся к землям лесного фонда. Отсутствие в ЕГРН на момент рассмотрения настоящего спора сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок судами не установлено.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона “О государственной регистрации недвижимости” ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 этой статьи).

Читайте также:  Что такое участки без подряда и с подрядом?

В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в частности, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Кодекса.

Пунктом 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, на Комитет возложены полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области.

Исключение из состава участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 территорий, на которые налагаются земельные участки Общества, связано с установлением границ таких территорий. Однако, как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 (далее – постановление от 29.04.2010 N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Таким образом, спор, связанный с установлением границ земельных участков, в том числе по причине их наложения, подлежит рассмотрению в исковом порядке, избранный Обществом способ защиты права следует признать ненадлежащим, не соответствующим характеру спорного правоотношения.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью “Атриос” для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Изъятие или списание: что грозит дачнику за долги по взносам

Сейчас дачники должны оплачивать два вида взносов: членские и целевые. К первым относятся регулярные расходы, связанные с оплатой коммунальных счетов, вывозом мусора, уборкой снега зимой, охраной территории, зарплатами сотрудникам и т. д. Целевые взносы собираются на определенные нужды (например, строительство дороги, проведение газа и т. д.).

И членские, и целевые взносы обязаны выплачивать все собственники земельных участков на территории СНТ, а не только члены товарищества. Но есть дачники, которые не платят взносы. Нередко их долги ложатся на плечи других дачников или из-за неплательщиков дольше ремонтируется инфраструктура в поселке.

Вместе с экспертами разбираемся, какие санкции могут быть применены к неплательщикам.

Уведомлен — значит вооружен

Обычно перед тем как переходить к судебным разбирательствам, председатель или правление СНТ уведомляют неплательщика об имеющейся задолженности. Для этого садоводу направляется досудебная претензия. В ней содержатся размер долга, сроки его погашения, реквизиты для оплаты и санкции, которые будут применены к садоводу в случае неуплаты долга.

Само уведомление передается лично в руки неплательщику или отправляется заказным письмом. После получения документа дачник должен погасить долг в течение 30 дней.

Если дачник не предпринимает никаких действий и не реагирует на претензию, то председатель обращается к мировому судье для получения судебного приказа. В этом случае уведомлять должника не обязательно, взыскатель может сразу обратиться в суд.

Судебный приказ

С 2019 года взыскать задолженность дачников перед их садоводческими товариществами стало проще. Раньше СНТ для этого нужно было обращаться с иском в суд. Теперь после выдачи соответствующего приказа заявитель (представитель СНТ) отправляет его в банк, тот в свою очередь списывает сумму долга с карты или банковского счета должника. Данные изменения касаются всех членов товариществ собственников недвижимости, а не только членов СНТ.

Судебный приказ может быть отменен, если должник напишет возражение, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Дмитрий Уваров. В нем достаточно указать, что ответчик не согласен с документом, например с заявленной суммой долга. Само возражение нужно направить в суд в установленные сроки. «У должника есть десять дней с даты получения копии приказа, чтобы выразить свое несогласие, а именно — направить в суд письменное заявление с возражениями по факту вынесения судебного приказа. Этот срок отсчитывается со дня получения приказа, то есть с момента подписания почтового уведомления или личного получения приказа в суде», — пояснил он.

Судебный приказ — это постановление судьи о взыскании денежных средств или об истребовании движимого имущества от должника, вынесенное по заявлению взыскателя. Судебный приказ выносится без вызова сторон и разбирательства. Судья проверяет документы (о наличии задолженности) и выносит решение. Судебные приказы должны были разгрузить суды и ускорить процесс взыскания долгов.

Судебное разбирательство

Если судебный приказ был отменен, то начинается судебное разбирательство в судах общей юрисдикции. Если сумма долга со стороны дачника не превышает 50 тыс. руб., то взыскатель (СНТ) подает иск в мировой суд. Если задолженность выше, то иск направляется в районный или городской суд в зависимости от места прописки должника.

Читайте также:  Как узнать кадастровую стоимость земельного участка

Далее начинаются судебные разбирательства с посещением заседаний, которые могут длиться месяцами. По итогу судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, выписывается исполнительный лист — и приставы начинают работу.

«Здесь процедура стандартная, как и с другими должниками (по коммунальным платежам, алиментам и т. д.). Приставы устанавливают имущество должника, включая транспортные средства, и выставляют требования в банке. Если сумма на банковской карте должника достаточная для погашения долга, то могут списать сразу всю сумму. Также приставы могут наложить арест на имущество дачника-должника или закрыть выезд из страны», — пояснил член АЮР Дмитрий Уваров.

Запрет на продажу участка

Одна из действенных мер взыскания с дачников — наложение запрета на совершение сделок с земельными участками, считает первый заместитель председателя Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. «Это стимулирует хитрых дачников, которые не следят за своими участками и не платят взносы, заниматься своей землей и выплачивать долги», — пояснил он.

По данным Союза дачников Подмосковья, около 10–15% дачников имеют долги по взносам (5–7% — злостные неплательщики, остальные просто не платят в срок). «Они считают, что взносы можно заплатить и позже, зато приехать на дачу, пожарить шашлык, привезти алкоголь, который в сумме может превысить размер годового взноса, — для них первоочередная необходимость», — добавил он.

Само наложение запрета на совершение сделок с земельным участком — общая мера в рамках исполнительно производства. О ней может просить взыскатель, пояснил Дмитрий Уваров. При этом наличие запрета не мешает собственнику пользоваться земельным участком, он только не может реализовать его — продать, подарить.

Земельный участок с молотка

Есть случаи, когда люди не платят взносы годами. При наличии большой задолженности участок дачника может быть реализован на торгах. Эта процедура происходит в рамках исполнительного производства. Судебный пристав проводит оценку объекта, далее назначаются торги, где реализуется участок. Затем задолженность гасится, а оставшаяся сумма (если есть) возвращается должнику.

«Но здесь есть важный момент — стоимость участка должна быть пропорциональна долгу. К примеру, в некоторых подмосковных СНТ только земля может стоить 10 млн руб. В таком случае объект вряд ли будет выставлен на торги, поскольку его стоимость превышает задолженность. Приставы могут найти у неплательщика другой объект, который будет соразмерен долгу, и реализовать его на торгах», — пояснил Дмитрий Уваров.

Еще один важный нюанс — срок исковой давности. Он составляет три года. Дачник может не платить взносы годами, но если судебных претензий ему не предъявлено, может сослаться на то, что пропущен срок исковой давности. В итоге с него взыщут долги только за последние три года. Но заявить об истечении срока исковой давности должен сам дачник.

Если с должника нечего взыскивать, то пристав может завершить судебное производство «в связи с невозможностью исполнения решения». Такие случаи тоже бывают, добавил юрист.

Отключение электричества

СНТ имеет право ограничить электроэнергию дачникам, которые имеют задолженность. Сейчас каждый владелец земельного участка в СНТ обязан платить по трем тарифам по электрике. Первый — это тариф, который утвержден государством. Второй — тариф за потери в сетях (технические в проводах и экономические из-за нарушений учета, проще говоря — за воровство). Третий — часть расходов на электроснабжение объектов имущества общего пользования (уличное освещение, сторожка, водонапорная башня).

«Если владелец дачного участка в течение трех месяцев не платит за электричество, то правление СНТ вправе ограничить ему потребление ресурса (поставив автомат малой мощности) или полностью отключить (ввести режим ограничения электропотребления). Перед этим должника письменно известят об обязанности погасить задолженность за электроэнергию», — отметил Никита Чаплин.

Судебная практика на этот счет неоднозначна, общая рекомендация — ограничить должнику мощность, отмечает Чаплин. Неплательщик приезжает к себе дачу — лампочка у него горит, а чайник уже не включается, и если без воды дачник обойдется, сделав колодец на участке, то без электричества — нет, добавил он. Поэтому это абсолютно законная мера, причем действенная, резюмировал Чаплин.

Энергоснабжающая компания требует также ежемесячной оплаты от СНТ как юридического лица. При наличии задолженности само СНТ могут отключить уже на второй месяц (в отличие от потребителей — физических лиц).

Ограничение на въезд

Еще одна санкция, которая может быть применена к дачнику-должнику, — это ограничение въезда на территорию поселка. Вся инфраструктура в СНТ делается за счет дачников. Но на практике получается, что должники не платят взносы и, следовательно, не участвуют в создании инфраструктуры, но пользуются ею, отметил Никита Чаплин.

«Правление СНТ вправе ограничить въезд автотранспорта должника и его гостей на территорию поселка. Ограничить проход пешком к земельному участку должнику не могут. Но никто не гарантирует, что он может проехать туда на машине. Например, в начале освоения во многие СНТ вообще невозможно было проехать на автомобиле, пока дачники не построили за свой счет дороги», — пояснил он.

Читайте также:  Как оформить право собственности на землю в 2018 году?

Должников могут не пропускать на КПП. Обычно у охраны есть список автомобилей-неплательщиков и указание не впускать их на территорию. Такой способ применяется, но часто приводит к конфликтам.

Если в СНТ установлены ворота или шлагбаум, которые работают от GSM-модуля, то из системы исключаются номера телефонов должников и они также не могут проехать на машине. Однако неплательщик может попросить соседа открыть ему ворота. Таким образом, и въезд полностью не ограничивается, зато сосед ему очень доходчиво и эмоционально напомнит о наличии долга, особенно если все происходит ночью, сказал Чаплин.

Долг в рассрочку

У всех дачников разное материальное положение, кто-то может попасть в сложную жизненную ситуацию и не в состоянии платить взносы вовремя. В таких случаях правление СНТ может пойти навстречу. На общем собрании принимается решение о возможности предоставить рассрочку или освободить от взносов дачника по его письменному заявлению.

«Обычно рассрочка предоставляется 50/50 (половину взносов владелец участка платит сразу, половину — в течение полугода) или ежемесячно задолжник выплачивает фиксированную сумму в размере 1/12 от годового взноса», — рассказал первый заместитель председателя Мособлдумы.

Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования

Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный Кодекс Российской Федерации был дополнен главой VII.1, устанавливающей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2016 № 210 в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, внесены изменения, в соответствии с которыми Роснедра наделены полномочиями по осуществлению принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» осуществление данных и непосредственно связанных с ними полномочий возложено на территориальные органы Роснедр по месту нахождения изымаемого земельного участка. При этом информационно-аналитическое обеспечение исполнения ими данных полномочий осуществляется территориальными фондами геологической информации.

Отмечаем, что с начала действия процедуры изъятия земельных участков для целей недропользования было подано свыше 600 ходатайств пользователей недр об изъятии земельных участков (по состоянию на май 2020 года).

Основные нормативно-правовые акты, а также акты государственных органов, регулирующие процедуру изъятия земельных участков:

1. Земельный Кодекс Российской Федерации (Глава VII.1);

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»;

3. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и требований к их формату»;

4. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)».

Согласно вышеуказанным правовым актам, в целях получения земельного участка для осуществления недропользования владелец лицензии обращается в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. После получения такого ходатайства территориальным органом Роснедр направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с целью выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию. По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.

Решение об изъятии земельного участка размещается на официальном сайте Роснедр (его территориального органа) в сети «Интернет», публикуется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Кроме того, копии решения об изъятии направляются правообладателям изымаемой недвижимости, организации, подавшей ходатайство об изъятии, а также в Росреестр.

Читайте также:  Ответственность за нарушение земельного законодательства

При этом отмечаем, что рассматривая дела №№ А43-28541/2017, А43-34915/2017, А43-34922/2017, А43-34923/2017, суды отметили, что направление копии решения об изъятии правообладателю изымаемой недвижимости имеет обязательный характер только в случае наличия у уполномоченного органа исполнительной власти сведений о почтовом адресе, указанном в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в ЕГРН, а также в случае сообщения самим правообладателем адреса для связи в виде электронной почты.

После получения решения об изъятии пользователь недр осуществляет совместно с Роснедрами подготовку соглашения об изъятии недвижимости, которое заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и Роснедрами (его территориальным органом), а также организацией, подавшей ходатайство. При этом на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости Роснедра по согласованию пользователем недр вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

В случае отказа правообладателя изымаемой недвижимости в подписании соглашения об изъятии недвижимости Роснедра либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При этом следует отметить, что суды, рассматривая споры по делам №№ А12-70274/2016, А12-54447/2016 о признании незаконными приказов об изъятии земельных участков, отмечают, что непредставление пользователями недр документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, не может быть принято в качестве аргумента, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.

Более того, в рамках дел №№ А57-19811/2018, А57-19812/2018, А57-19897/2018, А57-20569/2018, А57-20568/2018, А57-20564/2018, А57-20572/2018, А57-20570/2018, А57-20566/2018, А57-19895/2018, А57-19892/2018, А57-19813/2018, А57-19814/2018, А57-19810/2018, А57-19892/2018 судами отмечено, что действующее земельное и гражданское законодательство не предусматривает необходимость наличия у уполномоченного органа исполнительной власти каких-либо других обоснований принятия решения об изъятии земельных участков (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами), кроме наличия лицензии на пользование недрами у ходатайствующего.

Также отмечаем, в зависимости от вида правообладания земельным участком заключенное соглашение об изъятии земельного участка либо вступившее в законную силу решение суда о его принудительном изъятии является основанием как для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, пользователю недр, так и для прекращения договора аренды земельного участка или иных договоров пользования земельным участком без перехода такого участка в собственность пользователя недр, обратившегося с ходатайством об изъятии.

Как узаконить участок земли в лесу?

Участок в собственности и отмежеван в 2008 году. С одной стороны участок граничит с лесом, в который собственник отодвинул забор менее сотки. Каким способом можно узаконить данную землю?

Содержание

Что такое лесная амнистия

Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).

Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.

Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.

Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.

Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.

Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.

Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду

Принадлежность соседнего земельного участка к определенной категории земель может быть определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Читайте также:  Земельные споры по установлению границ земельных участков

Один из самых популярных способов получения информации о земельном участке – это электронный сервис «Публичная кадастровая карта», размещенный на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).

Заведя в поисковой строке кадастровый номер своего участка, автор вопроса может убедиться в том, что его участок отмежеван, а границы уточнены и зафиксированы на публичной кадастровой карте (далее – ПКК).

Как утверждает автор, межевание его участка проводилось в 2008 году, но это совсем не значит, что данные межевого плана его участка зафиксированы на ПКК. Если границы участка уточнены, то на ПКК вы увидите, с кем и где граничит ваш участок.

Для получения дополнительной информации автор вопроса также может сделать запрос в Московский областной комитет лесного хозяйства через сервис Госуслуги (https://uslugi.mosreg.ru/services/21142), заказав сведения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.

Данная справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда изготавливается бесплатно и несет информационный характер для определения необходимости применения норм Закона о лесной амнистии в конкретной ситуации.

Подача заявления о прирезке участка

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»

В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).

В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).

Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства

При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).

Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.

Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).

Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.

В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.

В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).

В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.

Лесная амнистия. Особенности. Проблемы. Основные понятия.

14 марта 2020 года, 18:23 просмотров: 5786

Данная тема очень обширная и затрагивает много аспектов.

О том, что такое лесная амнистия, и о порядке ее применения говорится в Федеральном законе от 29.07.2017 № 280-ФЗ.

  1. Что такое «Лесная амнистия» и для кого она?
Читайте также:  Аренда земельного участка у администрации по закону

Начнем с того, что касается она тех, чьи земельные участки находятся на границах с лесами.

По Закону сведения об участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, и содержатся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Смысл “лесной амнистии” – вывести некоторые земельные участки из состава земель лесного фонда и присвоить категорию, которая будет более пригодной для хозяйственного использования (это могут быть «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозназначения»).

Ранее недвижимость подобная не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда или находилась под угрозой – ее могли отнять. Многие потеряли права на землю и строения, которыми пользовались много лет.

На сегодняшний день, собственник участка может воспользоваться лесной амнистией, если: в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, этот участок относится к категории земель лесного фонда, и при этом в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами он отнесен к иной категории земель.

Важно сказать, чтона землях лесного фонда почти ничего строить нельзя. То есть дом, возведенный на таком участке, может получить статус самовольной постройки. Однако, это не всегда умышленное нарушение.

Часто возникают ситуации, когда люди, начиная строительство, даже не знали, что их земля по данным ГЛР находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

  1. Участки, попадающие под «Лесную амнистию».

Итак, расскажем какие именно участки могут попасть под применение «лесной амнистии».

  1. Земельные участки, которые были предоставлены гражданам до 08.08.2008 для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства.

Такой участок, по данным ГЛР или лесного плана субъекта, может находиться в границах земель лесного фонда и даже может иметь категорию «земли лесного фонда». Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

  1. Участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, и право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка таких участков теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (при наличии пересечения действует статья 60.2 Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ)).

Исключение составляют земельные участки, которые попадают в границы населенных пунктов, подлежащих созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.

  1. Земли, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, но, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов, имеют нелесную категорию.

В этом случае сведения ЕГРН получают приоритет перед данными ГЛР и лесного плана (согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), пункту 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ).

Это актуально для земельных участков, которые были поставлены на государственный учет декларативно и требуют уточнения границ. Ранее было невозможно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию.

ВАЖНО! В каждом правиле есть исключения. В данном случае это земельные участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особо охраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, которые используются не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

В письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями ГЛР.

Общее правило «лесной амнистии» о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности участка к определенной категории земель не распространяется на земли:

  • относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, который подтверждает факты неиспользования таких земель по целевому назначению или их использования с нарушением законов РФ (ч.6 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
  • относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

  1. Основные проблемы.

Думаем, что стоит сказать о том, что на сегодняшний момент, основными проблемами, с которыми предстоит «лесной амнистии» столкнуться это:

  • низкое качество землеустроительных документов, «задвоенность» государственного кадастрового учета, соответственно сведений ЕГРН;
  • границы и площади земель лесного фонда определены декларативно (отсутствуют финансовые средства для проведения работ по постановке на учет объектов лесоустройства);
  • органы, уполномоченные на управление лесным фондом, не согласовывают генеральные планы, так как считает, что муниципалитеты включают лесной фонд в границы населенных пунктов;
  • утрата государством права собственности на земли лесного фонда, которые ранее были незаконно предоставлены гражданам и юридическим лицам.
Читайте также:  Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком: как оформить землю в собственность

Порядок устранения пересечения земель и земельных участков с лесами.

Необходимо сказать, что за последнее время произошли большие изменения. Если раньше с заявлением о применении «лесной амнистии» можно было обратиться только в территориальные органы лесного хозяйства Российской Федерации, при этом процедура занимала 4-6 месяцев (процесс рассмотрения заявления, сбор информации, специальные комиссии) занимал в среднем от 4 до 6 месяцев, то в 2019 году за применением «лесной амнистии» обращаются как за госуслугой.

Итак, расскажем на примере.

Вы получаете выписку из ЕГРН о Вашем участке (при условии, что он поставлен на государственный кадастровый учет и сведения о его границах имеются в ЕГРН) вы обнаружили сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, то устранение такого пересечения может быть произведено в порядке, который предусмотрен статьей 60.2 Закона № 218-ФЗ, и компетентным органом в данной ситуации будет являться Росреестр (орган регистрации прав).

Если же возникла ситуация, когда сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков в ЕГРН отсутствуют, то с целью устранения противоречия между сведениями ЕГРН и ГЛР, то обращаться необходимо в орган субъекта Российской Федерации, который уполномочен на ведение ГЛР.

Следовательно, в зависимости от ситуации в орган регистрации прав возможно обратиться с заявлением:

  • о государственной регистрации права;
  • о постановке на государственный кадастровый учет земельного;
  • об уточнении местоположения границ земельного участка;
  • об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона № 218-ФЗ.

До 1 января 2023 года орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений должен привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

При этом положения статьи 14 Закона № 172-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в ГЛР не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (к примеру, включение в градостроительный план участка сведений о пересечении земельного участка с землями лесного фонда или отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка), могут быть оспорены в судебном порядке.

Из этого следует, что правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2023 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, которые внесены в ГЛР, исключаются из такого реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (и на основании заявления заинтересованного лица, в том числе) если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения о таких лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы таких лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Исходя из вышеуказанного, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Закона № 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению необходимо приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (в которой должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Обращаем внимание, что Закон № 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (Напомним, что это 01.01.2023).

В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, определяют порядок ведения соответствующей работы самостоятельно, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суде. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.

4. Особенности «лесной амнистии»

  1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот участок отнесен к другой категории земель, то отдается предпочтение сведениям, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Читайте также:  Условно-разрешенный вид использования земельного участка

В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.

Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.

  1. Отметим также, что в силу части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ (11.08.2017), вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Закона № 172-ФЗ. Правилами статьи 14 Закона установлена приоритетность сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах, перед сведениями ГЛР. Указанный иск может быть подан гражданином в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ.

Таким образом, Законом № 280-ФЗ положениям статьи 14 Закона о переводе земель придана обратная сила с целью обеспечения принципа справедливости и восстановления прав тех граждан, земельные участки которых не были бы были истребованы, если бы суды рассматривали соответствующее дело после вступления Закона № 280-ФЗ в силу. При этом законность и обоснованность ранее вынесенного судебного акта не затрагивается.

Следует также иметь в виду, что требование, основанное на части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, может быть предъявлено только в том случае, если «права на земельный участок прекращены в соответствии со вступившим в силу судебным актом». Если данное условие (гипотеза нормы) не выполняется рассматриваемое положение Закона № 280-ФЗ неприменимо.

Отчет о земельном участке

Информационный портал проверки объектов недвижимости перед покупкой

Сервис работает круглосуточно

Официальная
цифровая печать ( ЭЦП )

Работаем
по всей России

Гарантия возврата
средств в случае
сбоя системы

Среднее время обработки 10 минут

Преимущество сервиса заключается в коротком сроке ожидания отчета об объекте недвижимости с момента подтверждения заказа до получения готового результата на электронную почту.

Информация из официальных баз данных

Согласно п. 5 ст. 7, п. 1 ст. 62 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), являются общедоступными и предоставляются по запросу любых лиц. Публичные данные таких сведений гарантируется п. 1 ст. 8 ГК РФ Гражданского Кодекса РФ.

Экономия при покупке пакета выписок

Часто заказываете отчеты об объекте недвижимости?

Сервис дает возможность приобретения пакетного предложения и получения выгодной скидки до 85%.

Как получить отчет о недвижимости?

01. Поиск объекта

Укажите точный адрес объекта недвижимости или его кадастровый номер, сервис отобразит данные из официальной базы, проверьте корректность информации по найденному объекту, заполните Ваши контактные данные.

02. оплата заявки

Стоимость отчета о недвижимости 300 руб. (при покупке пакета отчетов стоимость составит от 70 руб. за один). Произведите оплату удобным для Вас способом с помощью безопасного сервиса платежей WalletOne.

03. ожидание ответа

Формирование запроса к базе ЕГРН, среднее время ожидания ответа от 10 минут до 3-х часов (максимальное время ожидания 24 часа зависит от загруженности базы данных).

04. Получение заказа

После получения официального ответа, на указанную Вами электронную почту придет файл с отчетом об объекте недвижимости, подтвержденным ЭЦП (электронно цифровой подписью) и смс-оповещение на указанный номер телефона. Подлинность подписи можно проверить на сайте Госуслуг.

Образцы отчетов о недвижимости

О переходе прав

О переходе прав

Пакетные предложения

5 отчетов 1250 руб.

250 руб. за 1 отчет

10 отчетов 2000 руб.

200 руб. за 1 отчет

30 отчетов 5100 руб.

170 руб. за 1 отчет

50 отчетов 7500 руб.

150 руб. за 1 отчет

Читайте также:  Ответственность за нарушение земельного законодательства

100 отчетов 10000 руб.

100 руб. за 1 отчет

200 отчетов 14000 руб.

70 руб. за 1 отчет

5 отчетов 1250 руб.

250 руб. за 1 отчет

10 отчетов 2000 руб.

200 руб. за 1 отчет

30 отчетов 5100 руб.

170 руб. за 1 отчет

50 отчетов 7500 руб.

150 руб. за 1 отчет

100 отчетов 10000 руб.

100 руб. за 1 отчет

200 отчетов 14000 руб.

70 руб. за 1 отчет

Реестр онлайн. Проверка земельного участка

Приобретая в собственность земельный участок, важно понимать, что его проверка так же обязательна и необходима, как проверка квартиры или дома. В проведении подобного рода сделок существует множество подводных камней, для обеспечения их успешного проведения необходим отчет об объекте недвижимости.

Риски, часто встречающиеся при покупке земельного участка:

  1. Ограничения при застройке (участок находится в природоохранной зоне, ограничения в этажности или площади дома);
  2. Ошибки или несоответствия в кадастровых, правоустанавливающих и иных документах;
  3. Нахождение на участке инженерных коммуникаций, которые помешают строительству, или наоборот не возможность к их подключению;
  4. Наличие арестов, обременений или других ограничений;
  5. Мошенничество со стороны продавца.

Статус земельного участка: как узнать

Актуально

Акция “Вода — безопасная территория”

23 августа 2021

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СТАТУС ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И ДЛЯ ЧЕГО ВАЖНО ЗНАТЬ О НЁМ

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СТАТУС ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И ДЛЯ ЧЕГО ВАЖНО ЗНАТЬ О НЁМ

Как известно, Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) – это достоверный источник информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации. Земельные участки содержатся в ЕГРН со следующими статусами: «ранее учтённый», «временный», «учтённый», «аннулированный», «архивный».

«Ранее учтёнными» являются земельные участки, учёт которых был осуществлен до 1 марта 2008 года в соответствии с ранее действующим законодательством.

1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который наделил полномочиями по учёту земельных участков кадастровую палату. С этой даты учёт осуществляется на основании межевых планов, подготовленных кадастровыми инженерами. В соответствии с данным законом при постановке на учёт всем земельным участкам присваивался статус «временный».

Сведения утрачивали временный характер со дня государственной регистрации права на земельный участок, так после чего их изменялся на «учтённый». А в случае, если государственная регистрация прав на «временный» участок не была осуществлена в течении 5 лет, такие сведения исключались из реестра недвижимости и им присваивался статус «аннулированный».

Важно отметить, что пока земельный участок имеет статус «временный» им невозможно распорядиться, поскольку процедура государственной регистрации права не пройдена до конца.

С 1 января 2017 года после вступления в силу Федерального закона №218 «О государственной регистрации недвижимости» статус «временный» земельным участкам не присваивается – все новые участки встают на учёт со статусом «учтённый», независимо от наличия зарегистрированных прав.

Что же будет с «временными» земельными участками, которые до 1 января 2017 года не были аннулированы и сейчас содержатся в ЕГРН?

Законом о регистрации предусмотрено, что если до 1 марта 2022 года на «временные» земельные участки не будут зарегистрированы права, то такие участки будут сняты с кадастрового учёта по инициативе органа регистрации прав с присвоением статуса «архивный». Важно, что указанная норма распространяется только на временные земельные участки и не относится к ранее учтённым и учтённым участкам.

Что касается статуса «архивный», то такой статус также может быть присвоен ранее учтённым и учтённым земельным участкам при прекращении их существования в связи с преобразованием (например, при разделе или объединении).

Законом о регистрации также предусмотрены иные случаи, при которых земельные участки снимаются с учёта. Так, если земельный участок образован из земель госсобственности, и в течении 5 лет на него не осуществлена государственная регистрация права или аренды, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учёта. Или если участок образован в результате перераспределения земельного участка частной собственности и земель госсобственности, и права на него не зарегистрированы, то через 3 года орган регистрации прав снимает такой участок с учёта. А до истечения 3 лет такой участок может быть снят по заявлению лица, которое ранее поставило участок на учёт.

Таким образом, после 1 марта 2022 года из ЕГРН массово будут исключены только временные земельные участки. Это не коснётся ранее учтённых и учтённых участков, даже при отсутствии регистрации права на них.

Чтобы узнать статус земельного участка необходимо подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН в виде выписки об основных характеристиках объекта недвижимости. Сделать это можно через МФЦ или на сайте Росреестра (для подачи такого запроса наличие электронной подписи не требуется). Также на сайте Росреестра можно воспользоваться сервисом «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме on-line», который позволяет на безвозмездной основе узнать о статусе земельного участка.

Вниманию ИП-работодателей: изменён порядок регистрации в ФСС!

Мобильное приложение «Проверка чеков ФНС России»

Остерегайтесь мошенников “Финико” и перезванивайте родным, если сообщают, что они якобы попали в беду

Все новости в категории

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: