Градостроительный план земельного участка 2021

Градостроительный план земельного участка 2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 февраля 2021 г. № 72/пр “О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. N 741/пр” (документ не вступил в силу)

В соответствии с частью 9 статьи 57 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 31, ст. 4442) и подпунктом 5.2.3 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 7, ст. 831), приказываю:

утвердить изменения, которые вносятся в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. N 741/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 мая 2017 г., регистрационный N 46880), с изменениями, внесенными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 94/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2020 г., регистрационный N 58136), в соответствии с приложением к настоящему приказу.

Министр И.Э. Файзуллин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2021 г.

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 18 февраля 2021 г. N 72/пр

Изменения, которые вносятся в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения

1. В наименовании раздела 4 “Информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории:” формы градостроительного плана земельного участка слова “комплексному и устойчивому развитию территории” заменить словами “комплексному развитию территории”.

2. Внести следующие изменения в порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка:

2.1. В подпункте 2 пункта 26 слова “с координатами характерных точек” исключить.

2.2. В наименовании главы VI слова “комплексному и устойчивому развитию территории” заменить словами “комплексному развитию территории”.

2.3. В пункте 67 слова “комплексному и устойчивому развитию территории” заменить словами “комплексному развитию территории”.

2.4. В пункте 69 слова “комплексному и устойчивому развитию территории” заменить словами “комплексному развитию территории”.

Обзор документа

В связи с введением единого механизма комплексного развития территорий скорректирована форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения.

Как быстро получить ГПЗУ и почему не нужно торопиться его получать

Градостроительные планы (ГПЗУ) содержат данные о параметрах участка, которые будут использоваться на стадии проектных работ, при получении разрешений на возведение ОКС или их реконструкцию. Заказать этот документ может правообладатель земли через муниципальные службы. Каждый ГПЗУ регистрируется с присвоением идентификационного номера, должен соответствовать форме по Приказу Минстроя РФ № 741/пр.

Что такое ГПЗУ, как его получать и что в себя включает, а также почему не стоит торопиться заказывать ГПЗУ – подробнее в статье.

  1. Что такое Градостроительный план земельного участка?
  2. Юридические о ГПЗУ
  3. Простым языком
  4. Основные разделы
  5. Номер и основание выдачи ГПЗУ
  6. Общие данные
  7. Чертежи
  8. Градостроительные регламенты и виды разрешенного пользования
  9. Размеры участка и параметры строительства
  10. Сведения об объектах
  11. Расчетные показатели
  12. Сведения об ограничениях
  13. Дополнительная информация
  14. Почему не стоит торопиться заказывать ГПЗУ
  15. Образец ГПЗУ в Москве и в Санкт-Петербурге
  16. Что такое градостроительный потенциал и почему его нужно заказывать перед ГПЗУ?
  17. Ограничения в ГПЗУ – как убрать или поменять?
  18. Стоимость и сроки получения ГПЗУ
  19. Калькулятор стоимости проектирования
  20. Выводы

Что такое Градостроительный план земельного участка?

Официальные данные о параметрах участка можно получить разными способами – из межевого плана и акта согласования границ, выписки ЕГРН, актов планирования и зонирования территорий, иных баз данных и документации. Для предстоящих проектных и строительных работ такие сведения обобщаются в бланке ГПЗУ.

Читайте также:  Как поставить на учет кадастровый земельный участок?

Градостроительный план указан в обязательном списке документации для выдачи разрешений на строительство. Получить бланк можно через муниципалитет, либо через учреждение (ведомство), которому переданы такие полномочия. Обратиться с заявлением могут правообладатели участков, частные лица или предприятия.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров – звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Для земельных наделов в столице ГПЗУ можно получить только на основании заявления, поданного в электронном формате через сайт Мэра Москвы https://www.mos.ru/ . Чтобы получить бланк в стандартном письменном виде нужно отдельно обращаться в Москомархитектуру. В Санкт-Петербурге ГПЗУ оформляется через Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА), а подать заявление можно в письменном или электронном формате, в том числе через МФЦ.

Юридические о ГПЗУ

Требование об оформлении ГПЗУ содержится в Градостроительном кодексе РФ. Согласно ст. 75.3 ГрК РФ, градостроительный план – это официальный информационный документ, отражающий следующие параметры:

  • планировку ЗУ, на котором будут вестись строительные работы или реконструкция существующего здания;
  • данные о границах земли;
  • информация об объектах, находящихся на территории участка;
  • сведения о техусловиях, выданных для подключения инженерных и технических коммуникаций, систем;
  • иные данные о параметрах ЗУ.

Правила заполнения ГПЗУ регламентированы Приказом Минстроя РФ № 741 (скачать Приказ Минстроя РФ от 25.04.2017 N 741_ПР Об утверждении формы градостроительного плана земельного). Для оформления документа на местах применяются регламенты субъектов РФ и местных органов. В Москве такой регламент утвержден Постановлением Правительства № 396-ПП (скачать 396 ПП). Аналогичный нормативный акт в СПб утвержден Распоряжением КГА от 15.09.2017 № 16-н.

Комментарий эксперта. Если вам предстоит проектирование, реконструкция или строительство здания или сооружения, без получения ГПЗУ не обойтись. Документ нужно получать на начальном этапе подготовки документов и согласований, так как по его сведениям будет оформляться проект. Помощь в оформлении ГПЗУ, прохождении иных стадий согласования, окажут специалисты нашей компании.

Простым языком

Главной целью выдачи ГПЗУ является обобщение наиболее важных сведений об участке в одном документе. В противном случае, проектировщику, застройщику и надзорным органам пришлось бы проверять информацию по отдельным документам и базам данных, сверять их содержание. По сути, ГПЗУ является официальной выпиской из правил землепользования и застройки, документации о планировке территорий. При подготовке плана муниципальные органы учтут:

  • действующие ограничения участка (например, предельно допустимое количество этажей, минимально возможные отступы для возведения ОКС);
  • требования о категории и видах разрешенного использования участка, что может повлиять на выдачу разрешений на строительство;
  • расчетные показатели для подключения инженерных, технических коммуникаций, элементов транспортной и социальной инфраструктуры;
  • данные о действующих сервитутах, т.е. обременениях в пользу третьих лиц;
  • красные линии.

По сведениям ГПЗУ проектировщик сможет учесть особенности планировки участка, ландшафта, мест подключения коммуникаций, чтобы указать точное место размещение будущего объекта. При реконструкции ГПЗУ позволяет сделать вывод о возможности расширения здания или сооружения, выхода его за исходные размеры.

Комментарий специалиста. Градостроительный план оформляется на каждый конкретный участок. Получить его может не только собственник, но и арендатор. Например, если земля выделяется под строительство на основании договора аренды, на этот факт нужно ссылаться в заявлении.

Основные разделы

Единая форма ГПЗУ утверждена Приказом Минстроя РФ № 741/пр. Она должна применяться на территории всех субъектов РФ и муниципальных образований. Точный перечень сведений, которые будут указаны в бланке плана, зависит от содержания местных градостроительных и землеустроительных документов, кадастровых сведений ЕГРН.

Номер и основание выдачи ГПЗУ

Каждый выданный план учитывается в регистрационных книгах. Поэтому в ГПЗУ указывает присвоенный номер, по которому можно проверить законность выдачи и срок действия документа. Также на титульном листе бланке указывается основание для оформления плана, т.е. реквизиты заявления, сведения о гражданине или предприятии.

Общие данные

В ГПЗУ обязательно обобщаются кадастровые сведения на участок, учтенные в ЕГРН:

  • местонахождение с детализацией по региону, муниципальному району и поселению;
  • границы (характерные точки, реестр их координат);
  • кадастровый номер, если ЗУ поставлен на учет в Росреестре;
  • площадь;
  • сведения о строениях, фактически расположенных на земле;
  • зоны, где планируется возведение объектов капстроительства (эти данные должны соответствовать документации о планировке территории);
  • реквизиты актов межевания и планирования;
  • дата выдачи бланка;
  • сведения об уполномоченном лице.
Читайте также:  Регистрация права собственности на земельный участок

Если надел, на который выдается ГПЗУ, расположен вне территорий, на которые утверждены проекты планирования, соответствующие строки не заполняются.

Чертежи

В ГПЗУ обязательно включается чертеж земли, на котором будет возведен или реконструирован объект. Чертеж изготавливается на топографической основе, т.е. с отражением ландшафтных меток и высот. В плане будет указано, какая организация готовила схему, дата изготовления чертежа.

Чертеж ГПЗУ

Градостроительные регламенты и виды разрешенного пользования

Если для места размещения и назначения ОКС утвержден градостроительный регламент, сведения о нем будут отражены в разделе 2 ГПЗУ. Также в отношении ЗУ указываются основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования. Эти данные должны соответствовать кадастровым сведениям, землеустроительным планам муниципальных образований.

Размеры участка и параметры строительства

В этом разделе указываются сведения, которые повлияют на содержание проекта, возможность возведения и реконструкции объекта капстроительства. В части параметров ЗУ приводятся следующие данные:

  • минимальные и максимальные размеры, площадь;
  • минимальные отступы от границ, которые учитываются при размещении ОКС;
  • предельное количество этажей и максимально возможная высота здания или сооружения;
  • максимальный процент застройки в границах надела;
  • требования к архитектурным решениям, действующим в поселении.

Информация о назначении, параметрах и месторасположении указывается, если в отношении ОКС не действует регламент. В этом случае ГПЗУ будет содержать предписания к использованию участка, разрешенная этажность и высота, отступы от границ, иные показатели. Данные об объекте должны соответствовать разрешенным размерам и параметрам ЗУ.

Сведения об объектах

В ГПЗУ должны быть перечислены все объекты, фактически размещенные на участке, с указанием их инвентаризационных или кадастровых номеров. Также приводятся реестровые данные в отношении строений культурного наследия (при их наличии). Для каждого объекта приводятся данные о площади и высоте.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров – звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Расчетные показатели

Чтобы соблюсти нормативы обеспеченности объектами транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, в ГПЗУ указываются расчетные показатели. Их будет обязан соблюсти проектировщик, застройщик и подрядчик. Для каждого вида планируемого объекта будут указаны собственные расчетные показатели.

Сведения об ограничениях

Если в ЕГРН или иных базах данных есть сведения о существующих ограничениях для участка, их укажут в ГПЗУ. В частности, указываются зоны действия сервитутов, ограничения по границам использования зон с особыми условиями. Для каждой зоны ограничений приводятся координаты точек границ по кадастровым сведениям.

Дополнительная информация

В заключительных разделах плана будут отражены следующие данные:

  • сведения об элементах планировочной структуры, если ЗУ расположен на его территории;
  • сведения о техусловиях подключения к техническим, инженерным сетям;
  • сведения о красных линиях (обозначают границы территорий общего пользования);
  • реквизиты нормативных актов, которые использованы при оформлении ГПЗУ.

Готовый план составляется в трех экземплярах. Два экземпляра выдаются заказчику, а третий остается на хранении в уполномоченном органе.

Как получить гпзу:

Почему не стоит торопиться заказывать ГПЗУ

Выданный ГПЗУ действует три года. В связи с этим, в выданный ГПЗУ почти невозможно внести какие-либо правки – только в судебном порядке, а это может затянуться на те же три года.

Важно сделать разведку и понять до заказа ГПЗУ о ситуации на земельном участке, в том числе о возможных ограничениях. Для это вам пригодится информация о ПЗЗ (правила землепользования и застройки), которая есть в открытом доступе. Либо можно заказать град потенциал, либо сходить в архитектуру и так далее.

Образец ГПЗУ в Москве и в Санкт-Петербурге

Хотя в Москве и Санкт-Петербурге действуют разные регламенты по выдаче ГПЗУ, форма документа будет одинакова. Сказать образец типового бланка можно по ссылке: Образец ГПЗУ . С примерами заполненных бланков ГПЗУ вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Что такое градостроительный потенциал и почему его нужно заказывать перед ГПЗУ?

Еще до получения ГПЗУ можно заказать разработку градостроительного потенциала участка. Этот документ позволит заранее оценить:

  • существующие ограничения в отношении участка и будущего объекта, которые можно устранить на стадии инженерных изысканий и предпроектной подготовки;
  • оптимальное использование участка и места размещения ОКС, с учетом ландшафтно-визуального анализа;
  • требования к перечню и местам размещения объектов инженерной инфраструктуры;
  • максимально возможный выход площади и этажности застройки;
  • иные показатели, влияющие на эффективность строительного и инвестиционного проекта.
Читайте также:  Незаконный захват земли общего пользования

Заказать градостроительный потенциал может правообладатель участка. Для этого проводится визуальное обследование территории, изучения правоустанавливающих документов, кадастровых и иных сведений. По итогам анализа будут подготовлены отчеты, заключения, иные документы. Градостроительный потенциал позволит определить перечень мероприятий по снятию или изменению ограничений, стоимость необходимых работ. Также может приниматься решение о нецелесообразности дальнейших изысканий и подготовки проекта, если размещение объекта с нужными параметрами будет невозможно.

Комментарий специалиста. Устранить ограничения участка для проектирования, строительства и реконструкции можно уже после получения ГПЗУ. Однако в этом случае придется проходить обязательные административные или судебные процедуры, а срок изменения или снятия ограничений может затянуться на месяцы. Определив градостроительный потенциал участка можно упростить и ускорить этот процесс, чтобы получить ГПЗУ без ограничений или с их минимальным количеством. Заказать градостроительный потенциал вы можете в нашей компании.

Ограничения в ГПЗУ – как убрать или поменять?

Ограничения в ГПЗУ могут сделать невозможным дальнейшие согласования документации. В форме градостроительного плана могут указываться следующие виды ограничений участка:

  • сервитуты, зарегистрированные в ЕГРН;
  • зоны с санитарно-защитными условиями;
  • водоохранные зоны.

Также в документе указывается содержание указанных ограничений со ссылками на нормативные или иные акты.

ГПЗУ по своей сути является информационным документом, т.е. не устанавливает и не вводит какие-либо ограничения и запреты, не меняет их содержание. Поэтому обжаловать ГПЗУ бессмысленно, а для снятия или изменения ограничений придется использовать иные способы.

Сервитуты могут регистрироваться в силу закона или соглашения, либо по судебному акту. Зоны с особыми условиями утверждаются актами государственных или муниципальных органов. Следовательно, изменить их границы или вовсе снять санитарно-защитные или водоохранные ограничения можно только через эти же ведомства. Для этого могут потребоваться предусмотреть природоохранные и защитные объекты, очистка и рекультивация участка. Если ограничения связаны с зоной вдоль линейных объектов (газопроводы, иные сети), согласовывать изменения нужно с эксплуатирующей организацией.

В ряде случаев, когда изменить или снять ограничения изначально невозможно, придется менять ранее выбранное место размещения объекта. Для этого могут потребоваться новые инженерные изыскания, проектные работы, экспертизы, публичные слушания в муниципальных образованиях.

Комментарий специалиста. Изменить или отменить ограничения в ГПЗУ сложно, но возможно. В нашей компании можно заказать такие услуги, если у вас возникли проблемы на стадии подготовки документов и получения разрешений на строительство. Рекомендуем заказать услуги “под ключ”, так как нарушение ограничений ГПЗУ повлечет отмену разрешения на строительство, снос возведенного объекта, крупные штрафы.

Стоимость и сроки получения ГПЗУ

Градостроительный план выдается в течение 20 дней с момента получения заявления от правообладателя. Плата за выдачу ГПЗУ не взимается. Использовать информацию, указанную в плане, можно в течение 3-х лет после его выдачи.

Калькулятор стоимости проектирования

(Если калькулятор стоимости не видно и для мобильных пользователей можно посмотреть здесь https://smway.ru/price/)

Выводы

Градостроительный план участка (ГПЗУ) нужен для получения разрешения на строительство. В этом документе содержатся основные сведения об участке, разрешенных (допустимых) параметрах будущего или реконструируемого объекта. Выдается ГПЗУ бесплатно в течение 20 дней. В Москве документ можно получить через Москомархитектуру, а в Санкт-Петербурге – через КГА.

Если у вас возникли вопросы, связанные с получением и использованием ГПЗУ, либо необходимо снять (изменить) ограничения участка, обращайтесь в нашу компанию. Мы окажем любые услуги, связанные с предпроектной подготовкой и инженерными изысканиями, проектированием, согласованием документов в уполномоченных органах. Звоните, наши консультации бесплатны!

Опыт работ более 15 лет.
Опубликовано более 500 статей, включая издания – Комсомольская правда, Юрист компании, Коммерсант.
Руководитель технического отдела компании Смарт Вэй с 2013 года.

Как оформить градостроительный план земельного участка: ограничения, документы и причины отказа

Схема-чертеж строительного объекта

Читайте также:  Статус земельного участка: как узнать

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) отражает условия возможной застройки земельного участка, в том числе ограничения для размещения зданий, строений, сооружений. Он необходим для начала проектирования крупных объектов капитального строительства. О том, как оформить ГПЗУ, какие документы для этого понадобятся и сколько придется ждать результатов, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое градостроительный план

Каска и схема строительства в Главгосстройнадзоре

Градостроительный план — документ, который необходимо получить до начала проектирования, строительства или реконструкции капитальных объектов на земельном участке. ГПЗУ содержит сведения о месте допустимого размещения будущего объекта капитального строительства, информацию об ограничениях использования земельного участка, в том числе:

  • если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (охранные зоны инженерных сетей, приаэродромные территории, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, объект культурного наследия и др.),
  • иные сведения в соответствии с требованиями ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом для строительства линейных объектов (линий электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие аналогичные сооружения) ГПЗУ не требуется. Требования к ним устанавливаются в документации по планировке территории.

Госуслуга по выдаче ГПЗУ в Московской области с 2017 года переведена в электронный вид.

Кто может получить услугу

Подать заявление на получение ГПЗУ могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельных участков на территории Московской области: собственники, владеющие и пользующиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения, по договору аренды, договору субаренды.

Как получить ГПЗУ

Для получения ГПЗУ можно подать электронное заявление на портале государственных и муниципальных услуг Московской области. Услуга предоставляется бесплатно.

Оформить заявление на портале госуслуг могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому для начала необходимо пройти процедуру авторизации. После успешной регистрации среди доступных услуг нужно выбрать «Подготовку градостроительных планов земельных участков в Московской области». С 1 января 2019 года Мособлархитектура выдает градостроительные планы земельных участков, в том числе с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение садоводства», «ведение дачного хозяйства», «для индивидуального жилищного строительства».

Далее необходимо заполнить заявление и указать личные сведения:

  • ФИО, СНИЛС, адрес проживания,
  • контактную информацию,
  • статус (юридическое или физическое лицо),
  • способ получения результата услуги.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • паспорт;
  • доверенность, если заявитель представляет интересы правообладателя земельного участка.

По желанию заявитель может представить:

  • выписку (сведения) из Единого государственного реестра юридических лиц (при обращении юридических лиц) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (при обращении индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);

На адрес электронной почты придет уведомление о регистрации заявления, как правило, на это требуется один рабочий день.

Статус рассмотрения заявления можно отслеживать в личном кабинете на портале госуслуг Московской области.

Максимальный срок оформления градостроительного плана составляет 20 рабочих дней.

Причины для отказа

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Отказать в предоставлении услуги могут в следующих случаях:

  • в ЕГРН отсутствуют основные сведения о земельном участке;
  • отсутствует предусмотренная законодательством Российской Федерации и Московской области утвержденная документации по планировке территории;
  • заявитель не является правообладателем земельного участка.

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый порядок получения технических условий для целей проектирования и строительства

Изменения, вносимые законом 276-ФЗ, вступят в силу с 01.09.2021[2].

В настоящее время Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает право органов власти, правообладателей земельных участков и ряда иных лиц получить так называемые предварительные ТУ, и, соответственно, обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, такие ТУ предоставить[3]. Согласно ГрК данные «предварительные» ТУ должны включать в себя:

  • максимальную нагрузку;
  • сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; а также
  • срок действия ТУ.

Иную информацию данные ТУ могут не включать[4]. С момента выдачи таких ТУ организация, предоставившая ТУ, связана в течение года (при комплексном развитии территории – в течение трех лет) условиями ТУ о максимальной нагрузке, сроках подключения и сроке действия ТУ[5].

В настоящий момент полученные («предварительные») ТУ являются обязательными для организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, лишь в части сведений о максимальной нагрузке, сроках подключения и сроке действия ТУ. Это лишь часть информации, необходимой для подготовки проектной документации. При этом иные включенные в такие ТУ сведения (например, о возможной точке подключения), по сути, носят лишь справочный характер и, как правило, являются неточными. При дальнейшем заключении договоров о подключении такие иные сведения могут быть изменены организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Читайте также:  Как узнать кадастровый номер земельного участка

В отличие от текущего порядка новый порядок получения ТУ, который вступает в силу 01.09.2021, предусматривает, в том числе, следующее:

  • упразднение выдачи двух видов ТУ: (i) «предварительных»; и (ii) последующих («полноценных») при заключении договора на подключение. Теперь ТУ будут выдаваться один раз (в установленный ранее срок для выдачи «предварительных» ТУ)[6]. При заключении после выдачи ТУ договора о подключении выданные ТУ будут автоматически становиться неотъемлемой частью такого договора. Все условия, которые будут указаны в выданных ТУ, будут являться обязательными: организация, выдавшая ТУ, будет (в случае заключения с ней договора о подключении) связана всеми такими условиями[7];
  • пока не ясно, каким именно будет содержание выдаваемых в соответствии с новым порядком ТУ, но оно будет определяться уже не нормами ГрК РФ[8], а правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством РФ[9]. Следует отметить, что в настоящее время правила подключения (технологического присоединения) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения устанавливают, что ТУ должны содержать лишь три параметра: информацию о максимальной нагрузке; сроках подключения; и сроке действия ТУ[10]. Скорее всего, требования к содержанию выдаваемых ТУ будут изменены Правительством РФ в пользу включения в ТУ большего количества параметров, иначе порядок выдачи ТУ на подключение к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения, по сути, останется прежним (то есть выдаваемые ТУ не будут включать в себя всю необходимую для проектирования информацию);
  • в настоящее время при неподаче заинтересованным лицом заявки на подключение в течение года (при комплексном развитии территории – в течение трех лет) с момента выдачи ТУ, выданные («предварительные») ТУ теряют силу. С 01.09.2021 данная норма ГрК РФ будет упразднена. Возможно, за этим последует упразднение аналогичных норм, содержащихся в правилах подключения (технологического присоединения), утвержденных Правительством РФ. В этом случае заявку на подключение можно будет подать до окончания срока действия ТУ. При этом срок действия ТУ с 01.09.2021 не изменится и будет составлять, как и ранее, не менее трех лет с момента выдачи ТУ (при комплексном развитии территории – не менее пяти лет с момента выдачи ТУ);
  • ТУ будут выдаваться, в том числе, по запросу лиц, с которыми заключен договор подряда на подготовку проектной документации (то есть, в том числе, по запросу проектировщиков)[11].
Необходимо отметить, что, к примеру, в Москве на практике несколько лет назад сложился следующий подход к получению ТУ: лица, желающие получить ТУ, не получают «предварительные» ТУ на основании п. 7 ст. 48 ГрК РФ, а сразу обращаются в сетевые организации с заявкой о заключении договоров о подключении. В рамках процедуры заключения таких договоров сетевые организации (например, МОЭК) готовят в качестве составной части таких договоров полноценные (финальные) ТУ.

Также законом 276-ФЗ для исключения смешения понятий из положений ГрК РФ о градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) исключается термин «технические условия». С 01.09.2021 сведения, касающиеся подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и включаемые в ГПЗУ, будут именоваться «информация о возможности подключения (технологического присоединения)». В состав этой информации будут входить сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию[12]. При этом данная информация исключается из объема информации, указанной в ГПЗУ, которая может быть использована для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство[13]. То есть такая информация, по сути, будет являться справочной (ориентировочной).

Необходимо отметить, что:

  • новые нормы ГрК о предоставлении ТУ не будут распространяться на сети электроснабжения[14]. Таким образом, новый порядок получения ТУ, вступающий в силу с 01.09.2021, будет распространяться на получение ТУ для целей подключения к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газовым сетям[15];
  • ТУ, выданные до дня вступления в силу нового порядка выдачи ТУ, сохраняют силу, а отношения, связанные с подключением объектов к сетям инженерно-технического обеспечения на основании таких ТУ, будут регулироваться положениями ГрК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2021[16].
Читайте также:  Сведения о кадастровой стоимости земельного участка онлайн

Градостроительный план земельного участка как ребус, информация и риск

Признаться, среди специалистов по загородной недвижимости возникло напряжение, когда некоторые риэлторы стали публиковать наше “сокровенное знание”, заключающееся в том, что градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) содержит много информации по ограничениям его использования. Советы от риэлторов по ГПЗУ были даже более категоричны: закажите градплан, и в нем будет все написано, что можно делать на участке, а что нельзя.

Тем не менее, более внимательно рассмотрев ситуацию, можно прийти к выводу, что “опасности разглашения” нет.

Сразу согласимся: действительно, ГПЗУ – это самый полный, официальный и во многом – достоверный источник информации об ограничениях в использовании земельного участка. Однако есть и множество “но”.

Во-первых, сделать ГПЗУ можно только для участка с межеванием, т.е. оперативно – в 50 % случаев. Принуждать собственников к межеванию не всегда оправданно, а в некоторых случаях еще и вредно для покупателя.

Во-вторых, что делать, если собственник отказывается получить градплан? Предпложим, он боится: закажешь градплан, а окажется, что продал единственную квартиру через электронную регистрацию. Или не умеет пользоваться интернетом, и попросить некого.

В-третьих, у сторон может не быть времени ожидать ГПЗУ, надо быстро выйти на сделку.

В четвертых, покупатель не заинтересован демонстрировать интерес к участку в явном виде. Просьба к собственнику заказать ГПЗУ – это фактическое согласие на покупку. Уменьшаются возможности по торгу и отказу от сделки.

В-пятых, огромный риск для собственника участка заключается в том, что если он закажет ГПЗУ, а по нему окажется, что строить на участке нельзя. Собственник уже не сможет утверждать, в частности, в суде, по прошедшей сделке с иным покупателем, не потребовавшим ГПЗУ, что он не знал о существенном ограничении. Такая сделка по иску нового собственника, почти наверняка, будет расторгнута. Заказывать ГПЗУ собственникам можно только в случаях, когда в ходе “расследования”, как шутят прокуроры, не выйдешь на самого себя. Как такие случаи отличить от иных – большой вопрос.

Традиционно градпланы готовят в такой стилистике, что не совсем ясно, можно ли строить и насколько серьезны затруднения. Читаем – и не понимаем. В подтверждение приведем некоторые выдержки из актуального градплана (курсив).

При проектировании объектов капитального строительства необходимо учитывать охранные зоны инженерных коммуникаций, в том числе подземных (при наличии). (Вы рассчитывали, что вам расскажут про подземные коммуникации на участке, а оказывается: “необходимо учитывать”).

Объекты капитального строительства разместить с учетом возможного негативного воздействия планируемого объекта на прилегающие территории . (Учесть всё).

Подготовку проектной документации осуществлять в соответствии с требованиями законодательства на основании результатов инженерных изысканий.(Для индивидуальных жилых и садовых домов проектная документация не требуется).

Проектирование выполняется в соответствии с законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 “О недрах”. (Поиск полезных ископаемых на участке, кроме деревень, никто не отменял).

Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ. должны проводиться в соответствии со статьей 30 . № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия . “. (Если потребуется историко-культурная экспертиза, то ее стоимость может быть больше, чем стоимость участка).

Архитектурно-градостроительный облик объекта(ов) капитального строительства подлежит согласованию в случаях, установленных положением, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016 г. № 1022/47. (Для самостоятельного изучения, конкретики нет).

Расположение земельного участка в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения подлежит уточнению с учетом нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Ограничения использования земельного участка в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения определены нормативными правовыми актами по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.(Если окажется, что участок расположен в первом или части второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, то строить здесь нельзя).

Земельный участок полностью расположен в границах водоохранной зоны реки . (сведения подлежат уточнению).Строительство, реконструкция объектов капитального строительства допускается при наличии письменного согласования с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. ( А если не согласуют, значит, не возможно).

Читайте также:  Виды целевого назначения земельного участка по закону

Самое неприятное в том, что градпланы с полным запретом и вероятным разрешением на строительство будут выглядеть практически одинаково. Как-то к нам обращалась юридическая фирма, специализирующаяся на получении разрешений на строительство, которая не верно прочитала градостроительный план, и в результате их клиент купил участок и получил отказ в строительстве дома на нем. И на старуху бывает проруха.

В некоторых случаях ГПЗУ и полученные на его основании документы содержат необоснованные отказы на строительство. Например, в СНТ Солнечногорского района, вблизи устья реки Истра, отказ в строительстве был вынесен на основании неверно определенного администрацией расстояния от уреза воды до места размещения дома. Перспективы административного или судебного обжалования – очень хорошие. В другом случае в одной из деревень Истринского округа для земельного участка в районе предстоящей в ближайшие десятилетия реконструкции автомобильной дороги по нашему представлению градостроительный план земельного участка по решению Межведомственной комиссии будет изменен, и строительство (уже построенного) дома будет разрешено.

Таким образом, не во всех случаях можно и нужно заказывать граплан. “Правильное” прочтение ГПЗУ требует определенных навыков. Какое-то время будут востребованы работы по выявлению рисков приобретения земельных участков без получения градостроительного плана. В небольшом проценте случаев “запретительные” градостроительные планы разработаны на основе неполной или недостоверной информации и могут быть оспорены.

(2) Выдача градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)¶

Что такое АРМ «Градостроительный план ЗУ »¶

Подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

АРМ «Выдача градостроительного плана земельного участка» представлен каталогом «Градостроительный план ЗУ» в панели навигации:

Процесс выдачи ГПЗУ состоит из следующих этапов:

Начать оказание услуги¶

Для построения чертежа ГПЗУ в каталоге «Градостроительный план ЗУ» загрузите карту «Карта ГПЗУ» нажатием кнопки «Сменить карту».

Для услуги создается своя карточка, в которой собирается информация по ней. Карточка создается после того, как в Системе было зарегистрировано заявление на услугу.

Если заявление было получено с портала государственных или муниципальных услуг, то карточка услуги создается автоматически. В карточке появится вся полученная от заявителя информация. (Подробнее: Работа с заявлениями на предоставление услуг )

В карточке услуги выставите промежуточный статус услуги «Подготовка документа». Статус автоматически направится на портал услуг и будет виден заявителю в личном кабинете.

Если заявитель подал заявление лично, то карточку услуги нужно создать самостоятельно. (См. Как создать карточку услуги )

Принять решение о подготовке ГПЗУ.

Принять решение о подготовке ГПЗУ¶

Отказ в подготовке ГПЗУ может быть выдан в следующих случаях:

отсутствие утвержденной документации по планировке территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом размещение ОКС не допускается при отсутствии такой документации

заявитель не является правообладателем земельного участка

другие причины, предусмотренные административным регламентом об оказании услуги

Если пакет документации соответствует нормам законодательства и административным регламентам об оказании услуги, а оснований для отказа не возникло, переходите к подготовке ГПЗУ.

Направить запрос о предоставлении технических условий и/или подготовить ГПЗУ.

Направить запрос о предоставлении технических условий¶

При подготовке ГПЗУ необходимо направить запрос в ресурсоснабжающие организации о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения.

Подготовить ГПЗУ¶

ГПЗУ включает в себя текстовую часть и чертеж . Подготовка составных частей осуществляется отдельно.

Построение чертежа¶

При построении чертежа ГПЗУ можно отменить или восстановить последнее выполненное действие с помощью кнопок

Место допустимого размещения¶

Для формирования места допустимого размещения ОКС , на чертеже необходимо указать:

Проставьте величину отступов и флажок в соответствующих чек-боксах. Нажмите кнопку Показать отступы чтобы отобразить их на чертеже.

Чтобы изменить местоположение размерной линии, щелкните по точке на чертеже.

Отступы от границ ЗУ

Чтобы установить отступы для группы границ или для всех сразу, нажмите кнопку Размер в секции «Отступы от границ земельного участка», укажите номера граней и размер отступа в открывшемся окне. Для добавления группы нажмите «+ Добавить диапазон». После того, как заданы все отступы, нажмите кнопку Задать .

Чтобы настроить видимость указанных отступов, нажмите кнопку Видимость , укажите диапазон и установите флажок. Нажмите кнопку Задать .

Если отступы от всех границ различны, то укажите размер отступа для каждой грани в таблице. А для отображения отступов на карте проставьте флажок в таблице в столбце «Видимость».

Читайте также:  Как узнать собственника земельного участка бесплатно по кадастровому номеру

После того, как заданы отступы, нажмите кнопку Показать отступы для их отображения на чертеже.

При нажатии на грань в таблице отступов, карта спозиционируется на выбранном элементе и грань выделится красным цветом.

Экспликационные номера¶

Экспликационные номера можно построить вручную и автоматически.

Для автоматического построения нажмите кнопку Автоматически в блоке «Экспликиционные номера». Чтобы переместить номер на чертеже, зажмите левую кнопку мыши и перетяните в нужное место.

Ручное построение выполняется кнопкой из панели инструментов чертежа.

Для удаления уже построенных экспликаций нажмите кнопку , наведите курсор и щелкните по номеру на чертеже.

Поворотные точки и их координаты¶

Чтобы построить поворотные точки, нажмите кнопку «Автоматическое построение поворотных точек».

На чертеже пронумеруются поворотные точки. Чтобы переместить номер точки, зажмите левую кнопку мыши и перетяните в нужное место на чертеже.

А для простановки координат точек поворотных углов, нажмите кнопку «Автоматическое построение выносок». Изменить положение выноски на чертеже можно зажав на ней курсор мыши.

Когда построение чертежа ГПЗУ завершено, нажмите кнопку Сохранить

Если при формировании чертежа нужно создать отступ от ОКС , например, для противопожарного расстояния, то это можно сделать с помощью построения буферной зоны. Как это сделать смотрите здесь Как построить буферную зону . После этого вернитесь в чертеж ГПЗУ. Размер буферной зоны будет учтен при автоматическом построении границ, в пределах которых разрешается строительство ОКС.

Подготовка текстовой части¶

В текстовой части ГПЗУ указываются общие данные: информация о документе, технические условия, информация о чертеже.

Заполните секцию карточки ГПЗУ Общие сведения

[Номер] – укажите номер ГПЗУ в формате: XX-XX-X-XX-X-XX-XXXX-XXXX (см. приказ Министерства строительства Порядок присвоения номеров ГПЗУ);

Между ячейками номера необходимо ставить тире. В противном случае номер может отображаться в ячейках неправильно

[Цель выдачи ГПЗУ] – укажите цель выдачи ГПЗУ, указанную в заявлении;

[Дата подготовки ГПЗУ] – укажите дату, на которую будет подготовлен ГПЗУ;

[Кто подготовил (Должностное лицо)] – укажите специалиста, который подготовил текстовую часть ГПЗУ;

[Кто подготовил (Организация)] – укажите организацию, в которой была подготовлена текстовая часть ГПЗУ;

[Дата разработки чертежа] – укажите дату, на которую был разработан чертеж ГПЗУ;

Заполните секцию карточки ГПЗУ Чертеж

[Кто разработал чертеж (Должностное лицо)] – укажите специалиста, который разработал чертеж ГПЗУ;

[Кто разработал чертеж (Организация)] – укажите организацию, в которой был разработан чертеж ГПЗУ;

[Дата выполнения топоосновы] – укажите дату разработки топоосновы, которая используется для построения чертежа ГПЗУ;

[Масштаб топоосновы] – укажите масштаб топоосновы, которая используется для построения чертежа ГПЗУ.

Заполните поле [Технические условия] информацией о технических условиях подключения (технологического присоединения)

Нажмите + «Добавить новый объект» и заполните открывшуюся карточку. Прикрепите к карточке сканированную копию документа. В карточке технических условий нажмите ОК .

Сохраните карточку «Градостроительный план ЗУ».

Сформировать документ¶

ГПЗУ можно сформировать как единый документ, который будет содержать и чертеж, и текстовую часть в одном документе. Либо оформить разные документы для чертежа ГПЗУ и текстовой части.

Чтобы сформировать единый документ, в карточке ГПЗУ нажмите кнопку и выберите «Градостроительный план земельного участка». Выберите шаблон «Единый документ с чертежом А4/А3».

Чтобы сформировать раздельные документы, в карточке ГПЗУ нажмите кнопку и выберите «Градостроительный план земельного участка». Выберите шаблон «Раздельный документ с чертежом А1/А2/А0».

После выбора шаблона, нажмите кнопку Далее > . Выберите масштаб основной карты и ситуационного плана. Область печати можно скорректировать изменением масштаба карты кнопками + и – в правом верхнем углу окна. Карту можно перемещать зажав левую кнопку мыши.

После выбора масштаба и позиционирования нажмите кнопку Далее > .

Выбрать условные обозначения для отображения в отчете¶

Откроется окно выбора условных обозначений. По умолчанию все условные обозначения будут выделены .

Набор условных обозначений для чертежа ГПЗУ можно изменить.

Чтобы включить / отключить отображение всех условных обозначений, в строке «Наименование» установите / снимите флажок. Проставьте рядом с обозначениями, которые будут отображаться в чертеже ГПЗУ.

Можно менять наименование условных обозначений. Для этого в строке с наименованием введите новое значение.

Нажмите кнопку Сформировать .

Единый документ сформируется в формате .docx. Раздельный документ сформируется в виде чертежа в формате .odg и текстовой части в формате .docx.

Читайте также:  Выдел земельного участка из общей долевой собственности

Выбранные условные обозначения отобразятся на чертеже ГПЗУ:

Чтобы включить отображение условных обозначений для ситуационного плана, обратитесь к администратору.

По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».

И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.

Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.

В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.

Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Читайте также:  Сведения о кадастровой стоимости земельного участка онлайн

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

И хотя содержание ст. 56 Земельного кодекса тоже далеко от совершенства, поскольку норма содержит не исчерпывающий перечень ограничений, а включает туманную отсылочную формулировку об «иных ограничениях использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами», которая может толковаться сколь угодно широко, данная норма оперирует более конкретным, чем в ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса, понятием – ограничение прав. Представляется, что после выдачи ГПЗУ на застройщика может быть возложен только риск, связанный с возникновением тех ограничений, которые обусловлены установлением режима зон с особыми условиями использования. Исчерпывающий перечень таких зон определен в ст. 105 Земельного кодекса. Необходимость их установления определяется не усмотрением органов власти и их представлением о должном градостроительном облике подведомственной им территории, а необходимостью защиты публично значимых интересов таких, как жизнь и здоровье граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия и др. И вот риск возникновения таких ограничений прав может быть возложен на застройщика. Можно предположить, что застройщик, выбирая площадку для будущего строительства, должен проявить достаточную степень осмотрительности, чтобы предвидеть возникновение подобных ситуаций. Кроме того, для тех случаев, когда зоны с особыми условиями исключают и ограничивают возможность застройки, Земельный кодекс предусматривает механизм компенсации убытков, причиненных установлением таких зон (ст. 57.1 Земельного кодекса). Таким образом, возложение на Застройщика риска невозможности получения разрешения на строительство по причине возникновения на участке застройки режима зон с особыми условиями использования будет компенсироваться правом на возмещение понесенных в результате возникновения такой невозможности убытков.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: