ФЗ-217 о садоводческих товариществах в последней редакции 2021 года

Что нужно знать дачникам об их главном законе № 217-ФЗ

  • Для чего предназначен дачный участок по закону?
  • Что относится к имуществу общего пользования?
  • Может ли правление разрабатывать собственные нормативные документы?
  • Итоги

Для чего предназначен дачный участок по закону?

По закону № 217-ФЗ участок в СНТ предназначен только для некоммерческой деятельности граждан. Это значит, что они могут выращивать на нем сельхозкультуры для собственных нужд или для отдыха. Если же выращенный урожай предназначается для продажи, то владельцу участка может грозить штраф.

Также на участке можно возводить жилые и нежилые (хозяйственные) постройки. При этом в жилых постройках в СНТ можно зарегистрироваться (если это СНТ, а не ОНТ).

Обратите внимание! На территории ОНТ (огороднических товариществ) возводить капитальные дома нельзя.

Об особенностях строительства жилых домов на садовых земельных участках, рассказывают эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям. А по этой ссылке вы можете узнать, как оформить регистрацию по месту жительства на даче.

К хозяйственным постройкам относятся:

  • сараи;
  • бани;
  • теплицы;
  • навесы;
  • колодцы;
  • погреба.

Если постройка некапитальная (не имеет фундамента и не присоединена к инженерным сетям), то ее можно не оформлять в Росреестре. Капитальные постройки нужно оформить.

Что относится к имуществу общего пользования?

К имуществу общего пользования относятся объекты и инвентарь, расположенные на территории СНТ или ОНТ, не относящиеся к конкретному участку и которыми пользуются все члены товарищества.

Распоряжаться общим имуществом имеет право только общее собрание членов СНТ (ОНТ).

Помимо общих объектов и инвентаря существуют и земельные участки общего назначения. Как их использовать, также решает общее собрание.

Все члены СНТ вправе пользоваться таким имуществом на равных условиях. Но и платить за его содержание тоже все должны одинаково, независимо от того, пользовался ли фактически данным объектом конкретный владелец участка.

Может ли правление разрабатывать собственные нормативные документы?

Руководство СНТ обязано разработать устав товарищества, составленный с учетом норм закона № 217-ФЗ. Этих двух документов (устава и закона) достаточно для регулирования всех аспектов деятельности любого СНТ. Локальные документы не требуются, поскольку для того, чтобы быть законными, они в любом случае должны дублировать нормы закона № 217-ФЗ.

Порядок уплаты и размер членских взносов также определяется законом № 217-ФЗ и уставом. Уплата их производится только на расчетный счет.

Для того чтобы определить границы СНТ, существует землеустроительная документация. Отметим, что на территории одного садоводства или огородничества можно создать только одно СНТ (ОНТ).

При этом владельцам участков следует иметь в виду, что вступление в СНТ — добровольная процедура. Зачастую это выгоднее самому дачнику, но если у него нет такого желания, то принуждать к вступлению в товарищество никто не вправе (ч. 6 закона № 217-ФЗ).

Чтобы узнать, каков порядок принятия в члены садоводческого товарищества, переходите по ссылке, получив бесплатно пробный доступ к К+. А если вы хотите выйти из членов СНТ, то предварительно узнайте последствия такого выхода. Для этого получите бесплатный пробный доступ к системе.

Итоги

При возникновении любых спорных ситуаций касательно участия или неучастия в СНТ необходимо обращаться к нормам закона № 217-ФЗ и к уставу СНТ. Члены СНТ имеют право на пользование и распоряжение общим имуществом и несут равные обязанности по его содержанию. Владелец участка может не вступать в СНТ, если не имеет такого желания.

Узнать о том, как производятся начисление и уплата земельного налога, вы можете в нашей рубрике «Земельный налог».

Новые законы с 1 марта 2021 для дачников

Весной открываем дачный сезон. Несмотря на то, что прогноз погоды на март 2021 неутешительный, к дачному сезону идет подготовка полным ходом.

Что нового придумали законотворцы на этот раз, и какими запретами и изменениями нас встречает дачный сезон 2021?

Практически все нововведения в законы связаны с повсеместной реформой под названием регуляторная гильотина. Так законотворцы решили расшевелить недействующие нормы законодательства, отменить тысячи нормативных актов, ГОСТов, СНИПов и прочих правил и попробовать что-то новенькое. Причем это происходит во всех сферах законодательства начиная от культуры и заканчивая обороной.

Не миновали нововведения и собственников дачных участков в СНТ.

Так, изменения коснулись закона о садоводстве, кадастрового учета, налоговой базы, и даже противопожарного режима.

Дачная амнистия с 1 марта 2021 года до 1 марта 2026 года

Дачная амнистия, которая позволяла в упрощенном порядке регистрировать дома, находящиеся на землях садоводства теперь официально продлена до 2026 года (ранее этот срок был установлен до 1 марта 2021 года).

Федеральный закон от 08.12.2020 N 404-ФЗ о продлении дачной амнистии также расширяет сферу ее действия. Подробности о продлении дачной амнистии и о сферах ее применения в статье: «Дачная амнистия до 1 марта 2026 года».

Дачникам дали шанс получить налоговый вычет до 260 тыс. руб.

Вопросы по возврату налогового вычета давно беспокоят дачников. Ранее налоговая отказывала в возврате 13%, так как на землях садоводства жилые дома не строились, теперь за налоговый период, начиная с 2019 года налоговый вычет можно вернуть за покупку дачного участка если на земле построен жилой дом.

Жилой дом, построенный на садовом участке в СНТ должен стоять на кадастровом учете в Росреестре, только в этом случае оформляется налоговый вычет 13%.

Дословно, Заместитель директора Департамента налоговой политики Минфина России Прокаев В. А. в своем письме от 07.09.2020 № 03-04-07/78389 разъяснил налоговой службе: «Начиная с 1 января 2019 года, в случае строительства жилого дома на садовом земельном участке налогоплательщик вправе учесть расходы по его приобретению в составе имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, после государственной регистрации права собственности на построенный жилой дом.»

Читайте также:  Как проводится межевание земельного участка - порядок и документы

Вернуть можно сумму, не превышающую 13% от 2 млн руб. – то есть до 260 000 руб.

Собрание в СНТ по новым правилам

В прошлом году все столкнулись с проблемами собрания СНТ в условиях самоизоляции. В этом году приняты поправки, которые разрешают собирать собрание без предварительного уведомления собственников.

217-ФЗ о садоводстве, после внесенных изменений, теперь разрешает прописывать в Уставе СНТ конкретный день и время проведения собрания (например, последнее воскресенье марта, или первая суббота апреля). При этом, председатель не обязан уведомлять о ежегодном собрании членов СНТ, если на повестке дня будут стоять вопросы, указанные в Уставе СНТ.

Разводим костер на участке аккуратно – новые правила противопожарного режима, штрафы 2021

Правила противопожарного режима тоже претерпели некоторые изменения. Если вкратце, то теперь можно жарить шашлыки только при установке мангала на расстоянии не более 5 метров от построек, а сжигать мусор можно только в бочках (без видимых повреждений) и при наличии металлического листа, который позволит накрыть бочку в случае необходимости.

Впрочем, есть и другие варианты разведения костров на дачном участке.

Подробности о правилах разведения открытого окна в 2021 году и о предусмотренной ответственности (предупреждений, штрафов и пр.) вы найдете в статьях:

Часть нововведений регуляторной гильотины носят временный пятилетний характер. Это своего рода проверка законных норм в действии. Если пробный период пройдет успешно, то новые правила и порядки укоренят, если возникнут трудности или проблемы – то пересмотрят или вовсе отменят.

Что изменилось в законах для дачников

Вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

А ведь жизнь дачников не стоит на месте. Все чаще загородные участки используют не только для летнего отдыха, но и для круглогодичного проживания, желая зарегистрироваться в своем жилище.

Кроме того, усложняются отношения как внутри садоводческих товариществ, так и с собственниками участков, которые членами товариществ не являются.

Насколько удачным будет принятый закон, покажет время. А мы рассмотрим наиболее интересные новшества.

О членах и формах товариществ собственников

Как и ранее, участие юрлиц и ИП в садоводческих и огороднических товариществах Законом N217-ФЗ не предусмотрено.

Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.

Если Закон N66-ФЗ предполагал существование таких форм садоводческих товариществ, как СНТ, ОНТ, ДНТ и ДНП, то теперь остаются только две: садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).

Срок и обязанность реорганизации ранее созданных товариществ не установлены. Учредительные документы и наименования подлежат приведению в соответствие Законом N217-ФЗ при первом изменении учредительных документов. До приведения документов в соответствие Законом N217-ФЗ они действуют в части, которая не противоречит Закону N217-ФЗ.

О взносах

Взносы определяются, как денежные средства, которые вносятся гражданами — членами товарищества на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом N217-ФЗ и уставом товарищества. Ранее допускалось внесение как денег, так и имущественных паевых взносов.Внесение вступительных взносов не предусмотрено. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. Периодичность и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества. Причем периодичность внесения членских взносов не может быть чаще одного раза в месяц.

Законом определены цели, на которые могут быть использованы членские взносы. К ним относятся:

  1. содержание имущества общего пользования товарищества, в том числе уплата арендных платежей за имущество;
  2. расчеты с организациями, снабжающими тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение;
  3. расчеты с оператором по обращению с ТКО;
  4. благоустройство земельных участков общего назначения;
  5. охрана территории и обеспечение пожарной безопасности;
  6. проведение аудиторских проверок товарищества;
  7. выплата зарплаты лицам по трудовым договорам;
  8. организация и проведение общих собраний членов товарищества, выполнение решений этих собраний;
  9. уплата налогов и сборов.
Читайте также:  Что такое межевание земельного участка и для чего оно нужно

Перечень целей, на которые могут быть направлены членские взносы, является закрытым.

В свою очередь, целевые взносы могут быть направлены на расходы, связанные:

  1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
  2. с подготовкой документов по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;
  3. с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;
  4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
  5. с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

Таким образом, перечень целей, на которые могут быть направлены целевые взносы, закрытым не является и позволяет товариществу принять решение о направлении таких взносов на любые мероприятия на основании решения общего собрания товарищества.

В случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.

Поскольку членские и целевые взносы вносятся на расчетный счет товарищества, то наличный расчет, как ранее, исключается. Кроме того, предусмотрено, что уплаченные до 1 января 2019 года вступительные взносы гражданам не возвращаются.

Об исключении из членов товарищества и сроках полномочий управления товариществом

Установлено, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Кроме того, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).

Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.

Следует заметить, что до 1 января 2019 года органами управления были общее собрание, правление и председатель правления.

О ведения садоводства и огородничества в индивидуальном порядке (садоводы-индивидуалы)

Это право предоставляется на платной основе. Так, садоводы-индивидуалы обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.

Причем суммарный ежегодный размер платы устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества.

Таким образом, расходы будут одинаковыми для членов товарищества (целевые и членские взносы) и для индивидуалов-садоводов (плата за пользование общим имуществом товарищества). Кроме обязанности вносить плату, Закон N217-ФЗ наделяет садоводов-индивидуалов правом на участие в общем собрании членов товарищества и голосовании при принятии решений, в частности, по вопросам о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования.

О лицензировании и садовых домах

Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать следующим параметрам объекта индивидуального жилищного строительства:

  • отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более 3;
  • высотой не более 20 м;
  • состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Понятия «объект ИЖС», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Следует заметить, что строительство объектов капитального строительства на садовых участках допускается только в том случае, если такие участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

В свою очередь, на огородных земельных участках можно будет только возводить хозяйственные постройки, предназначенные для хранения инвентаря и урожая, а вот строить дома — нет.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января 2019 года с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи ЕГРН в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию.

Порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Определено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом — садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен дом.

Читайте также:  Кадастровый номер земельного участка. Росреестр 2015

Для признания садового дома жилым и жилого дома садовым собственник дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления следующие документы:

  • заявление;
  • выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, либо правоустанавливающий документ на дом в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН, или нотариально заверенную копию такого документа;
  • заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статей 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное ИП или юрлицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
  • в случае, если садовый или жилой дом обременен правами третьих лиц, — нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Решение принимается в срок не более 45 календарных дней со дня подачи заявления. Решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, с 1 января 2019 года жизнь садоводов и огородников должна измениться к лучшему, поскольку устраняется правовая неопределенность, пробелы в законодательстве, отменяются морально устаревшие нормы.

  • отсутствие возрастного ценза для участия в товариществе;
  • две формы товариществ: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества;
  • два вида вносов: членские и целевые;
  • закрытый перечень целей, на которые могут быть использованы членские взносы;
  • открытый перечень мероприятий, на которые могут быть использованы целевые взносы;
  • четкий порядок исключения из товарищества в связи с неуплатой взносов;
  • изменен срок избрания в орган товарищества — 5 лет;
  • пользование скважинами до 1 января 2020 года без получения лицензии;
  • скорректировано правовое положение садоводов-индивидуалов;
  • введено понятие садового дома, садового земельного участка, а понятия дачных земельных участков и дач упразднены;
  • определен порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот.

Закон N217-ФЗ регулирует широкий спектр отношений: от создания товариществ до индивидуального садоводства и огородничества.

Время покажет, насколько удачным и будет новое правовое регулирование. Однако, вряд ли внесение изменений в законодательство станет причиной скорого изменения исторически сложившихся привычек. Как и прежде, все мы будем отдыхать именно на даче, а не на садовом участке или в садовом доме.

Взносы и платежи в садоводческом объединении. Изменения по 217-ФЗ – Садоводческие, огороднические объединения – Отдел общественных отношений

Законы и иные НПА

Федеральный закон “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 29.07.2017 N 217-ФЗ (вступает в силу с 01.01.2019)
Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителя

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан

некоммерческие организации, создаваемые гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Одна из форм товариществ собственников недвижимости.
Данные некоммерческие организации – юридические лица. Основным видом деятельности, которых является управление эксплуатацией нежилого фонда (содержание дорог, электричеких сетей и иного имущества общего пользования).

Деятельность СНТ регулируется федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и Уставом СНТ. Данные документы определяют компетенции, обязанности и права граждан входящих в объединения такого типа.

Высший орган управления СНТ- общее собрание членов объединения.

Исполнительные органы – правление и председатель.

Контролирующий орган – ревизионная комиссия.

На территории Новокузнецкого городского округа зарегистрировано 69 садоводческих объединений.

Новости и события

Основным источником поступления денежных средств в бюджет садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ являются взносы, они же являются предметом споров практически во всех садоводческих объединениях.

Федеральным законом “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено пять видов взносов:

Согласно статье 14 Федерального закона “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 29.07.2017 N 217-ФЗ с 1 января 2019 г. (далее ФЗ-217) в товариществах будет только два вида взносов от членов товарищества:

Обратите внимание : вступительные взносы, внесенные до 1 января 2019 г., не подлежат возврату. Правообладатели, имеющие земельные участки в границах территории товарищества, но не участвующие в товариществе, в соответствии с положениями статьи 5 ФЗ-217 будут вносить плату наравне с членами товарищества в размере, равном суммарному ежегодному размеру членских и целевых взносов члена товарищества. С 1 января 2019 г. внесение любых взносов возможно только по безналичному расчету.

Таким образом , с 1 января 2019 г. все правообладатели земельных участков будут обязаны уплачивать на расчетный счет товарищества:

– членские и целевые взносы – члены товарищества;

Читайте также:  Приобретательная давность на земельный участок по ст. 234 ГК РФ

– плату, равную суммарному ежегодному размеру членских и целевых взносов члена товарищества, – правообладатели земельных участков, не являющиеся членами товарищества.

Решение об открытии и закрытии банковских (расчетных) счетов относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества и принимается простым большинством голосов от участвующих в общем собрании членов товарищества. Требование законодателя о полном переводе расчетов внутри товарищества на безналичный расчет обусловлено прежде всего повышением прозрачности деятельности товариществ.

В статье 14 ФЗ-217 установлен закрытый перечень возможных статей расходования взносов.

Членские взносы могут расходоваться на следующие мероприятия:

– содержание имущества общего пользования товарищества, в том числе уплата арендных платежей за данное имущество;

– осуществление расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;

– осуществление расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;

– благоустройство земельных участков общего назначения;

– охрана территории садоводства или огородничества и обеспечение в границах такой территории пожарной безопасности;

– проведение аудиторских проверок товарищества;

– выплата заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

– организация и проведение общих собраний членов товарищества, выполнение решений этих собраний;

– уплата налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Целевые взносы могут быть направлены на расходы, связанные:

– с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;

– подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;

– проведением кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;

– созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;

– реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

По общему правилу, разделение законодателем взносов на членские и целевые установлено по принципу текущих расходов (членские взносы) и разовых мероприятий (целевые взносы).

При этом, несмотря на закрытый перечень, взносы также могут расходоваться на иные цели:

– членские взносы – на выполнение решений общих собраний;

-целевые взносы – на реализацию мероприятий, предусмотренных решением общих собраний.

Таким образом , новый Закон не ограничивает перечень решений и мероприятий, утвержденных общим собранием, на реализацию которых могут быть израсходованы взносы.

При подготовке финансово-экономического обоснования и приходно-расходной сметы для утверждения на общем собрании правлению следует сопоставлять мероприятия с целями деятельности товарищества и периодичностью уплаты взносов:

– членские взносы, периодичность уплаты которых не может быть установлена чаще одного раза в месяц (по аналогии с ежемесячными коммунальными платежами);

– целевые взносы, периодичность уплаты которых не регламентирована.

При подготовке финансово-экономического обоснования размера и порядка уплаты взносов, а также приходно-расходной сметы правление вправе предложить общему собранию предусмотреть возможность предоставления льгот по уплате взносов отдельными членами товарищества и владельцами участков при выполнении определенных условий.

Например, срок уплаты членских и целевых взносов – 1 августа 2019 г. в размере 14 тыс. руб. с каждого земельного участка. При уплате членских взносов до 1 июля 2019 г. члену товарищества предоставляется единовременная льгота в размере 2 тыс. руб. при одновременном выполнении следующих условий:

– взносы уплачены до 1 июля 2019 г. в полном объеме;

– отсутствует задолженность по уплате взносов на последние пять лет;

-отсутствуют предписания правления на устранение нарушений на землях общего пользования (самовольное занятие земельного участка, складирование стройматериалов, ограничение доступа, перекрытие проездов и др.).

Утверждение общим собранием предоставления льгот при своевременной уплате взносов и добровольном выполнении решений общих собраний и требований законодательства является наиболее эффективным способом установления персональной финансовой ответственности каждого владельца земельного участка на территории товарищества.

Приведенный пример успешно реализован на практике более чем в 50 СНТ Московской, Тверской и Ярославской областей в период с 2012 по 2017 год. Как показала практика, собираемость взносов в сроки, утвержденные общим собранием, повышается до 80 – 85%. Также применение данной системы расчетов позволяет на законном основании не предоставлять льготы правообладателям земельных участков, имеющим долги перед товариществом за пределами сроков исковой давности, что является дополнительным стимулом для добросовестного выполнения своих обязанностей каждым владельцем участка.

Дифференцированная система уплаты может применяться и в случае расчета взносов исходя из площади земельных участков.

Например, срок уплаты членских и целевых взносов – 1 августа 2019 г. в размере 14 руб. с 1 кв. м площади земельного участка (1 400 руб. за 1 сотку). При уплате членских взносов до 1 июля 2019 г. члену товарищества предоставляется единовременная льгота в размере 2 руб. с 1 кв. м (200 руб. за 1 сотку) при одновременном выполнении следующих условий:

Читайте также:  Как оформить земельный пай в собственность?

– взносы уплачены до 1 июля 2019 г. в полном объеме;

– отсутствует задолженность по уплате взносов за последние пять лет;

– земельный участок члена товарищества поставлен на кадастровый учет с установлением границ.

Обратите внимание : возможность предоставления льгот по уплате взносов (система дифференцированной уплаты взносов) должна быть предусмотрена уставом товарищества. Конкретные условия, при выполнении которых предоставляется льгота по уплате взносов, могут быть приняты общим собранием. При принятии решений важно, чтобы все владельцы земельных участков имели равные возможности воспользоваться льготами.

Размер и порядок внесения платы для владельцев участков, не являющихся членами товарищества, устанавливается общим собранием членов товарищества аналогично утвержденному порядку уплаты членских и целевых взносов.

Следует отметить, что обязанность внесения платы всеми владельцами участков на территории товарищества на равных условиях, независимо от членства в данном товариществе, подтверждена Обзором судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 – 2013 год, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.

В данном документе указано следующее:

1) отсутствие договора между собственником земельного участка и садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением о порядке пользования объектами инфраструктуры, равно как и неиспользование земельного участка, не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования некоммерческого объединения;

2) установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов товарищества и не связывается с членством в товариществе. Расходы на содержание имущества общего пользования, бремя которых несет товарищество, являются обязательными платежами (поскольку по смыслу п. 1 ст. 209 , ст. 210 ГК РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества);

3) расходы, понесенные некоммерческим объединением на содержание инфраструктуры и другого общего имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при отсутствии договора с гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и пользующимися указанным имуществом, являются неосновательным обогащением этих граждан, так как граждане, ведущие хозяйство в индивидуальном порядке, без установленных законом оснований сберегли имущество, представляющее собой плату за пользование объектами инфраструктуры, за счет товарищества;

4) на основании ст. 1102 ГК РФ неосновательно сбереженное имущество подлежит возврату лицу, за счет которого оно сбережено. Поэтому граждане, не являющиеся членами товарищества, должны вносить плату за пользование объектами его инфраструктуры.

Данные выводы полностью соотносятся с нормами Закона о ведении гражданами садоводства, не предусматривающего заключения договоров на пользование инфраструктурой и имуществом общего пользования с правообладателями земельных участков, не являющимися членами товарищества.

Источник : “Дачная реформа: какие изменения ждут садоводов и огородников. Сборник подготовлен специалистами Союза дачников Подмосковья” (выпуск 1) (Арефьева Е.А., Липатникова А.Ю., Мезенцев Ф.Н., Смирнова Н.С., Степнов С.Н., Чаплин Н.Ю.) (под ред. Н.Ю. Чаплина) (“Редакция “Российской газеты”, 2018)

Новые законы с 1 марта 2021 для дачников

Весной открываем дачный сезон. Несмотря на то, что прогноз погоды на март 2021 неутешительный, к дачному сезону идет подготовка полным ходом.

Что нового придумали законотворцы на этот раз, и какими запретами и изменениями нас встречает дачный сезон 2021?

Практически все нововведения в законы связаны с повсеместной реформой под названием регуляторная гильотина. Так законотворцы решили расшевелить недействующие нормы законодательства, отменить тысячи нормативных актов, ГОСТов, СНИПов и прочих правил и попробовать что-то новенькое. Причем это происходит во всех сферах законодательства начиная от культуры и заканчивая обороной.

Не миновали нововведения и собственников дачных участков в СНТ.

Так, изменения коснулись закона о садоводстве, кадастрового учета, налоговой базы, и даже противопожарного режима.

Дачная амнистия с 1 марта 2021 года до 1 марта 2026 года

Дачная амнистия, которая позволяла в упрощенном порядке регистрировать дома, находящиеся на землях садоводства теперь официально продлена до 2026 года (ранее этот срок был установлен до 1 марта 2021 года).

Федеральный закон от 08.12.2020 N 404-ФЗ о продлении дачной амнистии также расширяет сферу ее действия. Подробности о продлении дачной амнистии и о сферах ее применения в статье: «Дачная амнистия до 1 марта 2026 года».

Дачникам дали шанс получить налоговый вычет до 260 тыс. руб.

Вопросы по возврату налогового вычета давно беспокоят дачников. Ранее налоговая отказывала в возврате 13%, так как на землях садоводства жилые дома не строились, теперь за налоговый период, начиная с 2019 года налоговый вычет можно вернуть за покупку дачного участка если на земле построен жилой дом.

Жилой дом, построенный на садовом участке в СНТ должен стоять на кадастровом учете в Росреестре, только в этом случае оформляется налоговый вычет 13%.

Дословно, Заместитель директора Департамента налоговой политики Минфина России Прокаев В. А. в своем письме от 07.09.2020 № 03-04-07/78389 разъяснил налоговой службе: «Начиная с 1 января 2019 года, в случае строительства жилого дома на садовом земельном участке налогоплательщик вправе учесть расходы по его приобретению в составе имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, после государственной регистрации права собственности на построенный жилой дом.»

Читайте также:  Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Вернуть можно сумму, не превышающую 13% от 2 млн руб. – то есть до 260 000 руб.

Собрание в СНТ по новым правилам

В прошлом году все столкнулись с проблемами собрания СНТ в условиях самоизоляции. В этом году приняты поправки, которые разрешают собирать собрание без предварительного уведомления собственников.

217-ФЗ о садоводстве, после внесенных изменений, теперь разрешает прописывать в Уставе СНТ конкретный день и время проведения собрания (например, последнее воскресенье марта, или первая суббота апреля). При этом, председатель не обязан уведомлять о ежегодном собрании членов СНТ, если на повестке дня будут стоять вопросы, указанные в Уставе СНТ.

Разводим костер на участке аккуратно – новые правила противопожарного режима, штрафы 2021

Правила противопожарного режима тоже претерпели некоторые изменения. Если вкратце, то теперь можно жарить шашлыки только при установке мангала на расстоянии не более 5 метров от построек, а сжигать мусор можно только в бочках (без видимых повреждений) и при наличии металлического листа, который позволит накрыть бочку в случае необходимости.

Впрочем, есть и другие варианты разведения костров на дачном участке.

Подробности о правилах разведения открытого окна в 2021 году и о предусмотренной ответственности (предупреждений, штрафов и пр.) вы найдете в статьях:

Часть нововведений регуляторной гильотины носят временный пятилетний характер. Это своего рода проверка законных норм в действии. Если пробный период пройдет успешно, то новые правила и порядки укоренят, если возникнут трудности или проблемы – то пересмотрят или вовсе отменят.

Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

(В редакции федеральных законов от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 25.05.2020 № 162-ФЗ, от 31.07.2020 № 307-ФЗ, от 09.11.2020 № 369-ФЗ, от 22.12.2020 № 445-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

2. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) садовый земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

2) садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;

3) хозяйственные постройки – сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;

4) огородный земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

5) имущество общего пользования – расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также – товарищество);

6) земельные участки общего назначения – земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

7) взносы – денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее – члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;

Читайте также:  Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее – территория садоводства или огородничества) – территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

3. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе

1. Ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.

3. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.

4. Суммарный ежегодный размер платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.

5. В случае невнесения платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, данная плата взыскивается товариществом в судебном порядке.

6. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 – 61, 21, 22 и 24 части 1 и части 29 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают. (В редакции федеральных законов от 25.05.2020 № 162-ФЗ, от 22.12.2020 № 445-ФЗ)

7. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обладают правом, предусмотренным частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.

8. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обладают правом обжаловать решения органов товарищества, влекущие для этих лиц гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества

1. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.

2. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

3. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание товарищества

Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

Читайте также:  Как приватизировать землю под гаражом?

Статья 8. Устав товарищества

В уставе товарищества в обязательном порядке указываются:

1) наименование товарищества;

2) организационно-правовая форма товарищества;

3) место нахождения товарищества;

4) предмет и цели деятельности товарищества;

5) порядок управления деятельностью товарищества, в том числе полномочия органов товарищества, порядок принятия ими решений;

6) порядок приема в члены товарищества, выхода и исключения из числа членов товарищества;

7) порядок ведения реестра членов товарищества;

8) права, обязанности и ответственность членов товарищества;

9) порядок внесения взносов, ответственность членов товарищества за нарушение обязательств по внесению взносов;

10) состав, порядок образования и полномочия ревизионной комиссии (ревизора);

11) порядок приобретения и создания имущества общего пользования товарищества;

12) порядок изменения устава товарищества;

13) порядок реорганизации и ликвидации товарищества;

14) порядок предоставления членам товарищества информации о деятельности товарищества и ознакомления с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества;

15) порядок взаимодействия с гражданами, ведущими садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе;

16) порядок принятия решений общего собрания членов товарищества путем заочного голосования.

Статья 9. Порядок создания товарищества

Товарищество может быть создано для целей, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона:

1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.

Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества

1. Решение об учреждении товарищества принимается гражданами (учредителями) единогласно на их общем собрании посредством очного голосования.

2. Перед голосованием по вопросу учреждения товарищества лица, участвующие в собрании, обязаны простым большинством голосов избрать председательствующего на собрании и секретаря собрания.

3. Решение об учреждении товарищества оформляется в виде протокола собрания, который подписывается председательствующим на собрании, секретарем собрания и учредителями товарищества.

4. В решении об учреждении товарищества указываются сведения об учреждении товарищества, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества товарищества, об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа товарищества (председателя товарищества), постоянно действующего коллегиального исполнительного органа товарищества (правления) и ревизионной комиссии (ревизора), открытии банковского счета (банковских счетов) товарищества. (В редакции Федерального закона от 25.05.2020 № 162-ФЗ)

5. Решение об учреждении товарищества должно содержать сведения о результатах голосования учредителей товарищества по вопросам учреждения товарищества, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию товарищества, о наделении одного из учредителей полномочием заявителя для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

6. Количество учредителей товарищества не может быть менее семи.

7. Со дня государственной регистрации товарищества граждане, принявшие решение об учреждении товарищества (учредители), являются его членами.

8. В течение месяца со дня государственной регистрации товарищества его члены, которые приобрели членство в товариществе в соответствии с частью 7 настоящей статьи, должны в письменной форме представить председателю товарищества или иному уполномоченному члену правления товарищества сведения, указанные в части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Глава 3. Членство в товариществе

Статья 11. Права и обязанности члена товарищества

1. Член товарищества имеет право:

1) в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества, получать от органов товарищества информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества;

2) участвовать в управлении делами товарищества;

3) добровольно прекратить членство в товариществе;

4) обжаловать решения органов товарищества, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

5) подавать в органы товарищества заявления (обращения, жалобы) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.

2. Члены товарищества обладают иными правами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона, копии:

1) устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц;

2) бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

3) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

5) протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

6) финансово-экономического обоснования размера взносов;

7) иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.

4. Плата, взимаемая товариществом за предоставление копий документов, указанных в части 3 настоящей статьи, не может превышать затраты на их изготовление. Предоставление копий указанных документов ревизионной комиссии (ревизору), органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения территории садоводства или огородничества, судам и правоохранительным органам осуществляется бесплатно в соответствии с их запросами в письменной форме.

Читайте также:  Самовольный захват земли: что это такое и чем грозит

5. Члены товарищества имеют право в течение тридцати дней с момента подачи заявления о предоставлении выписки из реестра членов товарищества в правление товарищества получать указанные выписки, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.

6. Наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, член товарищества обязан:

1) не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе;

2) своевременно уплачивать взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) исполнять решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества, в рамках полномочий, установленных настоящим Федеральным законом или возложенных на них общим собранием членов товарищества;

4) соблюдать иные обязанности, связанные с осуществлением деятельности в границах территории садоводства или огородничества, установленные законодательством Российской Федерации и уставом товарищества.

Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества

1. Членами товарищества могут являться исключительно физические лица.

2. Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.

3. В члены товарищества могут быть приняты собственники или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладатели садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

4. Правообладатель садового или огородного земельного участка до подачи заявления о вступлении в члены товарищества вправе ознакомиться с его уставом.

5. В заявлении, указанном в части 2 настоящей статьи, указываются:

1) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя;

2) адрес места жительства заявителя;

3) почтовый адрес, по которому заявителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;

4) адрес электронной почты, по которому заявителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии);

5) согласие заявителя на соблюдение требований устава товарищества.

6. К заявлению прилагаются копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества.

7. Рассмотрение общим собранием членов товарищества заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном уставом товарищества.

Всем законам закон

# закон и #заочноесобрание

31 июля 2020 вышел 307-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 17 И 54 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Мы дождались изменений в 217-ФЗ. Теперь можно проводить общие собрания в заочной форме. Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.

Начнем с истории вопроса. Начало дачного сезона 2020 года совпало с периодом расцвета карантинных мер. Массовые мероприятия проводить стало нельзя, при этом необходимость их проведения (имеются ввиду ОСС, конечно) нарастала с каждой неделей. Бесконечно переносить сроки ОСС невозможно, а текущие вопросы надо как-то решать. У многих Председателей СНТ закончились полномочия, и начались проблемы с Банками. Не приняты были финансовые документы. Проблема быстро приобрела всеобщий характер, и в результате в Госдуму поступило аж 3 законопроекта, так или иначе сводящиеся к тому, что в такой тяжелый период надо бы сделать послабления в очень строгой 17-й статье 217-ФЗ. Напомним, статья 17 «Компетенция общего собрания членов товарищества» довольно жестко описывает какие собрания и по каким вопросам можно проводить, в частности, ограничивала очной формой собрания принятие решений по самым важным вопросам, например – выбор органов управления СНТ.

Депутатский корпус один из законопроектов (Самарской думы) не рассматривал, второй отклонил, третий «оперативно» принял.

А поиграем теперь в «Что? Где? Когда?»?

Текст 307-ФЗ невелик, и, по сути, вносит изменения в 2 статьи 217-ФЗ. В части 22 статьи 17 появляется вариация для ранее ультимативной формулировки «По вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 — 6, 10, 17, 21 — 23 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования не допускается.», то есть добавляется, «если иное не установлено настоящим Федеральным законом». А дальше следует это самое иное – «При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.»

В переводе на русский – если у нас карантин или ЧС, то можно голосовать заочно. При этом если в Уставе такой формы нет, то это не страшно. Можно, «в силу закона». Если еще чуть-чуть копнуть глубже, то получится, что не только проводить, но и объявлять такое ОСС можно сразу заочным. О чем недвусмысленно намекает вторая часть 307-го – «2) статью 54 дополнить частью 34 следующего содержания: «34. Решение общего собрания членов товарищества в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.».»

Читайте также:  Как оформить земельный пай в собственность?

Спасает ли нас такая формулировка? Отчасти. И тому несколько причин. Первая – и ранее можно было уйти в заочное голосование, не набрав кворум на очной части. В тех СНТ, где не было острой необходимости именно в очном собрании (то есть можно было обойтись без живого общения) так и сделали. Не нарушая ни режима изоляции, ни 217-ФЗ собрали небольшую очную часть, и плавно перешли в заочную. Вторая причина – следствие первой. Предположим, у нас выборы Председателя СНТ. И нам не повезло, так как существует несколько кандидатур. И, допустим, повезло в том, что это не враги, а просто два-три человека с разными программами и подходами (в варианте с врагами все становится только хуже). То есть задача послушать каждого и выбрать лучшего. В описываемом случае принятие 307-ФЗ не помогает. Не мешает, да. То есть: что есть этот плод законотворчества, что его нет – все равно.

Промежуточный итог – в целом закон полезен. Но не всем.

А и правда, где можно применить такой полезный закон? Из всех СНТ закон бесполезен для:

— тех, кто уже провел собрания (очно на свой страх и риск, или очно-заочно, или просто нарушил весь 217-й, зато не нарушил условия самоизоляции). Навскидку – процентов 30-35 провели.

— тех, кто вынужден по сути вопросов повестки ждать именно очной формы. Обсудить, донести позицию, рассказать в подробностях… Еще процентов 10.

— тех, кто испытывает не иллюзорный кризис управления в СНТ. Что это? В первую очередь это повышение требований к качеству управления. Это действительно серьёзный вызов. Еще, это может быть наличие желающих поменять власть в СНТ. Они просто не согласны тайно что-то делать. Туда же — наличие страждущих вообще СНТ развалить. А еще бывают просто желающие покричать, опротестовать, подать в суд, или тихой сапой выкрасть документацию СНТ и сдать её в ОБЭП. И совсем плохо, когда есть всё сразу. И такое бывает, примеры, к несчастью, имеются. И это еще процентов 25.

Еще один промежуточный итог. Закон БЕСполезен для практически 65 процентов СНТ.

Этот вопрос наиболее интересен. В ответе на вопрос «Где?», мы прикинули, что 35-40 процентов СНТ могут реально, с пользой, использовать новеллы 307-го. И тут нас ждут последние грабли. Последние по счету, но не последние по «качеству». Закон подписан 31 июля. Вступает в силу через 10 дней. Не менее, чем за две недели уведомить о проведении. И? Привет, сентябрь. Учебный год, конец дачного сезона. Красота. А ведь мы помним, что был такой Федеральный закон от 25.05.2020 N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

То есть, 25 мая (. ) принимается закон об изменении компетенции при открытии банковского счета и назначении представителя СНТ для кадастровых дел… А 31 августа (. ) – закон о заочном голосовании. Логично. Главное – вовремя.

И еще один промежуточный итог – закон принят очень вовремя. Практически целая неделя остается на проведение ОСС. Ну, неделя – это до начала учебного года. Если до конца сезона – так времени вообще масса.

И вот теперь можно попробовать промежуточные итоги сложить в одну кучу, и… расстроиться. В целом мы имеем средненький по «революционности» документ, принятый поздно, да еще и ценный далеко не для всех. И это я еще не беру откровенно конспирологические идеи, по поводу того, что кто-то под шумок «режима готовности» задумал прокрутить свои темные дела. Так что – грусть и печаль.

Тем не менее, на совсем уж похоронных нотах заканчивать статью не хочется. Немного позитива. Сервис «Электронный председатель» выручил не одно СНТ в этот сложный период! Используя возможность перевода ОСС в заочную форму голосования (старый 217-й), функции уведомления, телефонное и он-лайн голосование (Электронный председатель) эти СНТ с честью вышли из затруднительной ситуации. Они – молодцы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: