Можно ли снять бывшего мужа с регистрационного учета?

Как выписать из квартиры бывшего члена семьи?

Адвокат Антонов А.П.

Бывший член семьи (например, бывший супруг) не имеет права пользоваться квартирой собственника, если семейные отношения прекратились (ст. ст. 31, 35 ЖК РФ).
В некоторых случаях эта норма не действует, в частности (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ; ст. 19 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ):
если право пользования квартирой сохранено за бывшим членом семьи на основании соглашения между собственником и бывшим членом его семьи;
если право пользования квартирой сохранено за бывшим членом семьи на основании решения суда;
если в момент приватизации квартиры бывший член семьи имел равные права пользования квартирой с лицом, ее приватизировавшим.
Если подобных обстоятельств нет, то, чтобы выписать бывшего члена семьи из квартиры, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Вручите бывшему члену семьи уведомление о необходимости освободить квартиру и добровольно сняться с регистрационного учета
Уведомление составляется в произвольной форме. Его направление не предусмотрено законодательством, но тем не менее весьма желательно.
Обязательно укажите в нем дату освобождения помещения и выписки. Уведомление можно передать бывшему члену семьи как непосредственно (на втором экземпляре уведомления бывший член семьи должен проставить дату его получения, свои фамилию, имя, отчество, подпись), так и по почте заказным или ценным письмом (с описью вложения) с уведомлением о вручении.
Сохраните второй экземпляр уведомления с отметкой о получении бывшим членом семьи (если уведомление вручено лично) либо почтовое уведомление о вручении. Указанные документы потребуются вам в случае разрешения спора в судебном порядке.
Если бывший член семьи добровольно не освободил жилое помещение в указанный срок, то принудительное выселение возможно только по решению суда. Оно даст возможность снять бывшего члена семьи с регистрационного учета без его согласия (ст. 7 Закона от 25.06.1993 N 5242-1).

Шаг 2. Обратитесь с иском в суд по месту нахождения квартиры
Для этого необходимо представить следующие документы (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ):
исковое заявление;
уведомление об освобождении помещения с отметкой о вручении или почтовое уведомление о вручении бывшему члену семьи;
иные документы, подтверждающие требования истца (например, свидетельство о праве собственности на квартиру, свидетельство о расторжении брака, справку о лицах, состоящих на регистрационном учете, и др.);
документ об уплате госпошлины в установленных порядке и размере или документ, подтверждающий право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи искового заявления в электронной форме;
документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

В исковом заявлении необходимо указать следующие требования:
признать гражданина (указать Ф.И.О.) утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу (указать адрес);
выселить гражданина (указать Ф.И.О.) из жилого помещения, расположенного по адресу (указать адрес), — если этот гражданин продолжает проживать в квартире.
Иск о признании гражданина утратившим право пользования квартирой и о его выселении рассматривают районные суды (ст. 24 ГПК РФ).

Шаг 3. Получите решение суда и исполнительный лист
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия в окончательной форме, если оно не было обжаловано. После вступления решения в законную силу суд выдает исполнительный лист.
Судебные приставы обязаны выселить бывшего члена семьи после истечения срока на добровольное исполнение им судебного решения. Выселение включает освобождение квартиры от должника, его имущества, домашних животных и запрещение должнику пользоваться освобожденным помещением (ст. ст. 209 — 210, 428 ГПК РФ; ст. ст. 30, 107 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

Шаг 4. Обратитесь в орган регистрационного учета
На основании вступившего в законную силу решения суда орган регистрационного учета (МВД России) снимет бывшего члена семьи с регистрационного учета (пп. «е» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Как получить жилье детям-сиротам

1. Кто имеет право на получение жилья?

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на воспитание, обеспечение им условий для проживания, образования, всестороннего развития. Им положены пособия и другие социальные выплаты. При отсутствии жилого помещения они имеют право на получение жилья.

Для того чтобы получить жилье, необходимо попасть в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Москве.

Читайте также:  Демонтаж коробов в комнате при перепланировке квартиры

Заявление о включении в список подается законным представителем в течение 3 месяцев со дня четырнадцатилетия ребенка. Органы опеки следят за тем, чтобы имеющего право на жилье включили в такой список. Если по каким-то причинам этого не происходит, после достижения возраста 18 лет ребенок, претендующий на жилье, может включить себя в список самостоятельно. Право на обеспечение жильем сохраняется и после достижения возраста 23 лет до тех пор, пока оно не будет фактически реализовано.

В данный список включаются несовершеннолетние, Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются жителями Москвы, если Москва является:

  • местом регистрации их рождения;
  • местом их выявления и первичного устройства на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • местом нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой они завершили свое пребывание;
  • местом жительства лиц, у которых они находились на воспитании в семье (опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание) — при условии, что у детей нет жилого помещения в другом населенном пункте России.

“>являющиеся жителями города Москвы , не являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если:

  • в этом жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав, бывшие усыновители, лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;
  • площадь жилого помещения не соответствует социальной норме предоставления жилого помещения;
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • проживают граждане, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
  • проживают граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящие на учете в наркологическом диспансере;
  • проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченными в дееспособности;
  • у ребенка тяжелая форма хронического заболевания, при которой совместное проживание в одном жилом помещении невозможно.

2. Какие документы понадобятся для ребенка, не являющегося нанимателем или собственником жилого помещения?

Для включения в список понадобятся следующие документы:

  • заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Москве;
  • свидетельство о рождении ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением о включении в список законного представителя ребенка-сироты);
  • документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет);
  • документ, подтверждающий утрату ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот родительского попечения;
  • акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения о праве ребенка-сироты на предоставление жилого помещения (в случае обращения ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, не являющегося собственником жилья, нанимателем или членом семьи нанимателя жилья по договору соцнайма).

3. Какие документы понадобятся для ребенка, являющегося нанимателем или собственником жилого помещения?

Для включения в список понадобятся следующие документы:

  • заявление об установлении факта невозможности проживания в нынешнем жилом помещении;
  • документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания законного представителя ребенка-сироты);
  • документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет);
  • акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения об установлении контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния ранее занимаемого жилого помещения;
  • документ, подтверждающий право пользования ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот ранее занимаемым жилым помещением (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве собственности на жилое помещение);
  • жилищный документ, содержащий сведения о лицах, проживающих на законных основаниях совместно с ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, включая лиц, временно отсутствующих в жилом помещении, но имеющих право пользования (владения) жилым помещением.

Кроме того, вам понадобится один из документов , подтверждающих факт невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

4. Куда подавать документы?

Документы, необходимые для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Москве, нужно подавать в центр госуслуг «Мои документы».

Читайте также:  Согласование разграничения границ земельного участка

Для получения консультации по вопросу формирования комплекта документов вы можете обратиться в органы опеки, попечительства и патронажа по месту жительства. Также по этому вопросу можно обратиться по многоканальному телефону горячей линии по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: +7 (495) 633-93-81 (с понедельника по четверг с 9.00 до 17.00, в пятницу с 9.00 до 15.45, без перерыва на обед).

Самостоятельная жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты

С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов. Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы. Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества. Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант. Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр. Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом. Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправности сантехники, огрехи ремонта и так далее. Мы обращаемся в разные организации и оперативно решаем эти проблемы» , — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет. В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру. После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.

Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической. Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли. Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика. Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем. Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

Читайте также:  Объединение комнаты с балконом при перепланировке квартиры

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности. Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте. Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга». После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру. Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе. К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее. Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Счетная палата померила сиротские метры

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Читайте также:  Объединение кухни и комнаты при перепланировке квартиры

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Что предлагает Счетная палата

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

Читайте также:  Перепланировка трехкомнатной квартиры в четырехкомнатную

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Что за инициатива о льготной ипотеке для детей-сирот?

«Общероссийский народный фронт» предложил ввести в России льготную ипотеку для детей-сирот под 2-6% годовых. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на текст документа, который ОНФ направил вице-премьеру Татьяне Голиковой.

Какая в России ситуация с обеспечением жильем детей-сирот?

В соответствии с ч. 1 ст. 8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», все дети-сироты, у которых нет пригодного для проживания жилья, имеют право на получение жилого помещения по достижении 18 лет. Региональные власти обязаны выделять его из специального жилищного фонда. Но многие не могут получить квартиры годами. Согласно данным Счетной палаты, опубликованным в марте 2020 года, за последние пять лет очередь на жилье увеличилась на 50 тыс. человек. Ее рост продолжается и в 2020 году: в январе очередь (в нее попадают дети с 14 лет) составляла около 278 тыс. человек, а сейчас она превышает 284 тыс. Причем более половины (68%, 192 тыс.) человек из состоящих в очереди уже ушли из детдомов, но так и не получили жилье.

Как заявляют в ведомстве, главная проблема заключается в недостатке финансирования. Ежегодно на эти цели выделяется более 32 млрд рублей. Например, в 2019 году на приобретение жилья для сирот за счет всех источников было направлено 39,2 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд рублей (18,8%), за счет региональных бюджетов — 31,8 млрд рублей (81,2%).

При этом, по оценке Счетной палаты, чтобы обеспечить жильем всех детей-сирот, которые имеют на него право, единовременно нужно примерно 264,5 млрд рублей. В том же случае, если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, для полного погашения задолженности потребуется не менее 6-7 лет. В палате также указывают, что многие выделяемые средства не расходуются в полном объеме. Так, по итогам 2018 года не были исполнены бюджетные назначения в сумме 3,2 млрд рублей. При этом за счет этих средств можно было бы обеспечить квартирами порядка 2,3 тыс. человек.

Многие дети-сироты добиваются жилья только через суд. По данным Счетной палаты, по итогам 2018 года из 25 тыс. человек, обеспеченных жильем, 12,4 тыс. (49%) получили его на основании решений судов. В 12 регионах жилье предоставляется детям-сиротам исключительно на основании судебных решений. С каждым годом число неисполненных судебных решений растет: на 1 января 2018 года их было 23 тыс., а на 1 октября 2019 года — уже 26,1 тыс.

Какие меры поддержки предложили для детей-сирот?

ОНФ предлагает включить в национальный проект «Жилье и городская среда» целевой показатель по обеспечению жильем всех детей-сирот. Это, как заявила руководитель департамента приоритетных проектов и стратегических инициатив ОНФ, член Общественной палаты Юлия Зимова, должно позволить ускорить исполнение обязательств перед сиротами, а также предусмотреть федеральное софинансирование большего размера.

Также среди предлагаемых мер — предусмотреть льготную ипотеку под 2-6% годовых для детей-сирот, которые воспользуются жилищными сертификатами. В феврале 2020 года соответствующий законопроект внесло в Госдуму правительство России. Сиротам предложили выплачивать 1 млн 487 тыс. руб., на эти средства они смогут самостоятельно приобрести жилье.

В ОНФ предлагают распространить действие таких сертификатов не только на регион проживания гражданина, но и по всей стране.

В пресс-службе вице-премьера Татьяны Голиковой подтвердили, что инициатива ОНФ находится на рассмотрении. Заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Сергей Пахомов заявил, что льготная ипотека станет актуальной мерой поддержки. В Счетной палате, в свою очередь, сообщили, что палата поддержит все предложения, которые направлены на уменьшение и ликвидацию долга государства перед сиротами.

Эксперты прокомментировали правовые позиции из Обзора судебной практики по делам об обеспечении жильем детей-сирот

23 декабря 2020 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей, жилыми помещениями. Обзор содержит 15 правовых позиций по делам, рассмотренным в 2018–2020 гг.

Судами рассматривались дела по спорам о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, а также граждан, ранее относившихся к указанной категории и достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями; о признании незаконным исключения из указанного списка и восстановлении в списке; о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в установлении факта невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях; о предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения и расторжении такого договора, а также о выселении из жилого помещения.

Читайте также:  Какие изменения допустимы в квартире со свободной перепланировкой?

В большинстве случаев, указал ВС, суды правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, учитывая при этом правовые позиции Верховного и Конституционного судов РФ.

Как отмечается в п. 1 обзора, при определении права детей-сирот и лиц из их числа на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеют (Определение ВС от 2 октября 2018 г. № 41-КГ18-36).

В п. 2 обзора со ссылкой на материалы судебной практики Ярославского областного суда указано, что дети-сироты и лица из их числа имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с которым законодательство РФ или субъекта Федерации связывает этот факт.

В п. 3 ВС указал, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, достигших 23 лет, имевших право на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма, однако не поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения указанного возраста, необходимо установить причины, по которым их не поставили на учет (Определение ВС от 15 сентября 2020 г. № 16-КГ20-9-К4).

По мнению управляющего партнера «LLC-Право» Дмитрия Лизунова, это очень насущный вопрос, так как подавляющее большинство детей-сирот своевременно не были внесены в список как нуждающиеся, так как попросту не знали об этом либо не имели возможности до 23 лет подать соответствующее заявление по независящим от них обстоятельствам, в результате чего впоследствии получали отказ от уполномоченных органов только лишь потому, что пропустили срок и уже не проходят возрастной ценз. «Позиция ВС расширяет возможности выявить причины невключения таких лиц в список, доказать, что эти причины объективно препятствовали своевременной реализации права и признать за такими лицами право на получение жилья», – считает эксперт.

Как отмечается в п. 4 обзора со ссылкой на материалы практики Иркутского областного суда, дети-сироты и лица из их числа, обеспеченные жильем менее учетной нормы жилплощади, не могут быть исключены из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда.

В п. 5 обзора указано, что по общему правилу специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении 18 лет. Предоставление жилья указанным лицам ранее данного возраста допустимо в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Федерации (Определение от 4 июня 2019 г. № 3-КГ19-3).

Как отмечается в п. 6 со ссылкой на материалы ВС Республики Карелия, установленное федеральным законом предписание о предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа по их письменному заявлению жилых помещений по завершении ими профессионального обучения и получении профобразования не препятствует в реализации права на обеспечение жильем по достижении 18 лет.

Как отметил адвокат АП г. Москвы Кирилл Иванов, зачастую органы власти отказывают в предоставлении жилья, ссылаясь на то, что заявителю уже больше 18 лет, и считая, что обязанность государства по обеспечению жильем таким образом отпала, однако это не так, и в п. 6 обзора это подробно разъяснено.

В. п. 7 со ссылкой на материалы Ивановского областного суда подчеркивается, что право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений гарантировано федеральным законом детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

В п. 8 обзора указано, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа не зависит от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории (Определение ВС от 8 декабря 2020 г. № 16-КГ20-25-К4).

Как отметил Дмитрий Лизунов, очевидно, что токование норм права может быть различным в каждом субъекте РФ – этому во многом способствует тот факт, что предоставление гарантий детям-сиротам в части предоставления жилья установлен на федеральном уровне, – однако ряд вопросов (например, распределение обязанностей уполномоченных органов по формированию списка, очередность предоставления жилья, расходные обязательства, учет нормы жилплощади, соответствие жилого помещения нормам и т.д.) отнесены к компетенции непосредственно субъекта Федерации, и регулирование может различаться в зависимости от региона.

Читайте также:  Как выгодно продать квартиру в короткие сроки?

Так, пояснил эксперт, в деле, правовая позиция по которому вошла в данный пункт обзора, житель Волгоградской области не был обеспечен надлежащим образом жилым помещением на основании того, что право обеспечения реализуется в порядке очередности. Вместе с тем Судебной коллегией ВС было выявлено, что как федеральное законодательство, так и нормативно-правовые акты региона очередность как таковую не предусматривают, в связи с чем формулировка «в порядке очередности» не отвечает требованиям законодательства и не является законным основанием необеспечения заинтересованного лица жилым помещением своевременно. В итоге дело было направлено на новое рассмотрение. «Указанная правовая позиция ВС впредь будет поводом и основанием как для судов, так и для юристов более детально изучить действующие нормы права и более скрупулезно – ситуацию заявителя», – подчеркнул он.

Кирилл Иванов добавил, что на практике власти нередко отказывают в предоставлении жилья, ссылаясь на нехватку жилищного фонда и большую очередь. Эти отказы также являются незаконными, что подробно проанализировал ВС в п. 8 обзора.

В следующем пункте приведена позиция ВС о том, что обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства этих лиц (Определение от 11 августа 2020 г. № 4-КГ20-25-К1).

По мнению Дмитрия Лизунова, данная позиция также заслуживает особого внимания и касается правильного определения места жительства, когда при смене места проживания истца ему было незаконно отказано в предоставлении права быть включенным в список, однако при более детальном изучении законодательства право истца было установлено и реализовано.

Как отмечается в п. 10 о бзора со ссылкой на практику ВС Республики Бурятия, предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жильем по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом, если жилые помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к ним законодательством.

«Очень хорошо, что Верховый Суд обратил внимание на то, что такая обязанность не может быть признана надлежаще исполненной в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством, – считает Кирилл Иванов. – Органы власти нередко предоставляют помещения, которые фактически непригодны для проживания, а в некоторых случаях и опасны для жизни, так как являются аварийными. В п.10 рассмотрена как раз такая ситуация, когда по иску прокурора ситуация в Бурятии была исправлена судом, и детям из числа сирот были предоставлены новые квартиры»

По мнению адвоката АП г. Санкт-Петербурга Руслана Осипова, данная позиция наиболее интересна как исключающая иное толкование судами норм материального права. ВС, в частности, разъяснил о возможности установления судом факта, что специализированное жилое помещение не отвечало требованиям, предъявляемым к нему санитарными и техническими нормами, и не было пригодно для проживания уже на момент предоставления, в отсутствие соответствующего заключения межведомственной комиссии иными доказательствами – в частности, приговором суда и заключением строительно-технической экспертизы, проведенной в ходе расследования уголовного дела.

В п. 11 со ссылкой на практику Алтайского краевого суда указано, что приобретение нанимателем специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из их числа либо членами его семьи жилья в собственность не является основанием для расторжения (прекращения) договора найма специализированного жилого помещения.

В п. 12 обзора также со ссылкой на материалы Алтайского краевого суда отмечается, что основаниями для принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения об исключении жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, из специализированного жилищного фонда и о передаче их данным лицам по договору социального найма являются окончание срока действия договора найма специализированного жилого помещения и отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Как указано в п. 13 со ссылкой на материалы практики Кемеровского областного суда, вывод уполномоченного органа о наличии оснований, препятствующих заключению с детьми-сиротами и лицами из их числа договора социального найма в отношении занимаемого ими жилого помещения, должен основываться на всестороннем исследовании и оценке жилищно-бытовых условий этих лиц, исполнения ими обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния здоровья, социального окружения и иных обстоятельств, касающихся данных лиц (в частности, наличие работы, привлечение к административной или уголовной ответственности, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств).

В п. 14 обзора вошла позиция, основанная на материалах практики ВС Чувашской Республики. Так, члены семьи (супруг (супруга) и несовершеннолетние дети) нанимателя специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из их числа, которые были включены в договор найма специализированного жилого помещения и вселены в жилое помещение, в случае смерти нанимателя вправе требовать от уполномоченного органа исключения данного помещения из специализированного жилищного фонда и заключения с этими лицами договора социального найма в отношении этого жилья.

В заключительном пункте указано, что изменение детьми-сиротами и лицами из их числа места жительства после вступления в силу решения суда о предоставлении им жилого помещения специализированного жилищного фонда не может служить основанием для удовлетворения их заявления об изменении порядка и способа исполнения указанного решения путем предоставления жилого помещения по новому месту жительства. Позиция основана на материалах практики Свердловского областного суда.

Читайте также:  Можно ли вернуть квартиру после продажи?

«Нельзя сказать, что данный обзор содержит принципиально новые тенденции правоприменительной практики по спорам, связанным с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, – считает Руслан Осипов. – ВС фактически подтвердил ряд правовых позиций, уже изложенных им в Обзоре практики по аналогичным вопросам от 20 ноября 2013 г. (см., в частности, п. 3–6, 7 и 9)».

В то же время, добавил он, обзор содержит ряд правовых позиций, которые не вошли в обзор 2013 г. Эти позиции (п. 1, 8, 10, 11, 13–15), пояснил эксперт, также не являются новыми, поскольку уже встречались в правоприменительной практике.

«Хотя комментируемый обзор, по сути, является обобщением судебной практики и не несет принципиально новых направлений в правоприменительной сфере, его значение для практикующих адвокатов и юристов безусловно важно, поскольку при отправлении правосудия суды чаще руководствуются правовыми позициями, включенными в обзоры практики ВС. Таким образом, любой обзор судебной практики направлен на поддержание принципа ее единства, что является одной из гарантий стабильности правоотношений. Толкование правовых норм должно быть предсказуемым для их участников, законы должны действовать равно и одинаково для всех», – заключил Руслан Осипов.

По мнению Дмитрия Лизунова, важность данного обзора заключается как в том, что защита и гарантии прав детей-сирот имеют большую социальную значимость, так и в том, что органами, на которые возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями, нередко допускают грубые ошибки, в результате которых права таких лиц ущемляются. «В связи с этим радует, что обзором – как результатом анализа и обобщения практики судов – отмечается, что судами в большинстве случаев правильно применяется законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот жильем», – считает он.

Много вопросов, добавил эксперт, возникает на практике в части незаконного отказа в обеспечении жильем на основании несоответствия норм жилплощади (различается в каждом регионе) либо по причине невозможности проживания совместно с другими лицами, когда такая невозможность игнорируется исполнительным органом, что противоречит действующему законодательству. «Все эти нюансы индивидуальны при решении каждой конкретной проблемы, и такие обзоры судебной практики позволяют обобщить разрозненную информацию и помочь адвокатам и юристам в защите законных прав граждан», – заключил Дмитрий Лизунов.

Кирилл Иванов добавил, что обзоры судебной практики ВС – это всегда хорошее подспорье для юриста. «Когда готовлю тот или иной иск, обязательно смотрю, был ли обзор практики ВС по моему вопросу. Хотя у нас нет прецедентного права, но, безусловно, суды руководствуются обзорами, и не один раз приходилось приобщать такие выдержки для судов», – пояснил он.

Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?

Адвокат Антонов А.П.

Дети-сироты при определенных условиях имеют право на предоставление им жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством.

Предоставление жилья детям-сиротам
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем (п. п. 1, 4, 5, 7, 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством, в частности законодательством г. Москвы (п. п. 1, 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Приложение N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

1. Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
Если ребенок-сирота не является собственником жилого помещения либо нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. При этом возможность проживания ребенка-сироты в жилом помещении, собственником которого он не является, правового значения не имеет (п. п. 1, 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).
Заявление о включении ребенка в список подается его законным представителем в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства ребенка в течение трех месяцев со дня достижения ребенком возраста 14 лет или с момента возникновения оснований для предоставления жилого помещения. Региональным законодательством полномочиями по приему заявлений может быть наделен орган местного самоуправления, а также подведомственные указанным органам организации (абз. 3 п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397).
В частности, в г. Москве, если ребенок-сирота воспитывается в семье, заявление о включении его в список подается в любой МФЦ г. Москвы (п. п. 2.1, 2.4.1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы N 430-ПП; п. 32.1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП).
В заявлении о включении в список указываются, в частности, Ф.И.О. (последнее — при наличии) ребенка, дата рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность, утрате (отсутствии) попечения родителей (единственного родителя), регистрации по месту жительства (пребывания) на территории соответствующего субъекта РФ, наличии или отсутствии права собственности (пользования по договору социального найма) на жилое помещение, факте признания невозможности проживания в ранее занимаемом помещении (при наличии), месте проживания, приобретении полной дееспособности до 18 лет, СНИЛС, а также контактные данные (п. 6 Правил; п. 2.5 Приложения N 1 к Постановлению N 430-ПП).
К заявлению о включении в список прилагаются (п. 7 Правил; п. 2.8 Приложения N 1 к Постановлению N 430-ПП):
1)копии свидетельства о рождении (если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС г. Москвы до 01.01.1990 либо органами ЗАГС иных субъектов РФ до 01.10.2018) и паспорта гражданина РФ;
2)копия договора социального найма или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
3)копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
4)копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);
5)копия доверенности представителя заявителя (если документы подаются представителем);
6)документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в установленном порядке;
7)иные документы, установленные региональным законодательством.
Копии документов должны быть заверены в установленном порядке, если не заверены, то представляются вместе с подлинниками (п. 2.9 Приложения N 1 к Постановлению N 430-ПП).
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями указанных заявлений и в случае неподачи такого заявления сами подают заявление о включении детей в список (абз. 4 п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 5 Правил; п. 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 430-ПП).
Самостоятельно обратиться с заявлением о включении в список вправе (абз. 5 п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; пп. «б», «в», «г» п. 4 Правил):
дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения возраста 18 лет, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности;
лица из числа детей-сирот, если они не были включены в список в установленном порядке и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями;
лица, достигшие возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Решение о включении детей-сирот в список принимается не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления в уполномоченный орган (п. 13 Правил; п. п. 2.30, 2.31 Приложения N 1 к Постановлению N 430-ПП).
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке (п. 14 Правил; п. 2.33 Приложения N 1 к Постановлению N 430-ПП).

Читайте также:  Нужно ли приватизировать ли квартиру в аварийном доме

2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и принятие решения по нему
В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — Комиссия) (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления N 430-ПП; п. 1.2 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения.
Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет (п. 2.1 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения (п. п. 2.3, 2.4 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Вместе с заявлением представляются:
документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-сироты);
документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
справка, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на льготы по предоставлению жилого помещения по состоянию здоровья.
Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.
В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. п. 3.1, 3.2, 3.5 — 3.10 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Если Комиссией в порядке межведомственного взаимодействия не будет получено решение Городской межведомственной комиссии о возможности самостоятельного проживания лица из числа детей-сирот (в случаях, когда такое решение необходимо), Комиссией выносится заключение о временном проживании такого лица в жилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за организацией социального обслуживания г. Москвы либо организацией г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для его адаптации к самостоятельному проживанию (п. п. 2.6.10, 3.13 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
При этом вселенное в указанное жилое помещение лицо вправе обратиться с новым заявлением о предоставлении жилого помещения в установленном порядке (п. 3.16 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

Читайте также:  Является ли внешняя стена из пеногазобетонных блоков несущей?

3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения
Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.
Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 — 4.7, 4.9 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).
При этом обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления им жилых помещений, не соответствующих требованиям законодательства (например, в доме, признанном аварийным) (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Органы государственной власти субъекта РФ осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (пп. 14.3 п. 2 ст. 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; п. п. 4.11 — 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

Обратите внимание! Приобретение нанимателем специализированного жилого помещения для детей-сирот либо членами его семьи иного жилого помещения в собственность не является основанием для расторжения договора найма специализированного жилого помещения (п. 11 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

4. Переоформление договора найма специализированного жилого помещения
По окончании срока действия договор найма специализированного жилого помещения может быть продлен на новый срок неоднократно, если пользователь жилого помещения находится в трудной жизненной ситуации, или же подлежит расторжению с заключением в отношении данного жилого помещения договора социального найма (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
При этом действующее законодательство не содержит требований об установлении нуждаемости нанимателя в жилых помещениях на момент истечения срока действия договора найма специализированного жилого помещения (п. 12 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: