Дети-сироты: получение жилья

Могут ли получить квартиру дети под опекой?

Дети, имеющие статус «оставшийся без попечения родителей» и находящиеся под опекой пользуются всеми льготами и мерами социальной поддержки, предусмотренными для данной категории. Однако квартира детям под опекой предоставляется при наличии определенных условий. В данной статье мы расскажем кто имеет право на получение жилого помещения, каков порядок включения детей в список очередников, какие для этого необходимы документы и когда они могут получить положенное им жилье.

Положена ли квартира детям под опекой?

Наличия у ребенка статуса сироты или оставшегося без попечения родителей и факта его нахождения под опекой или в приемной семье не достаточно для возникновения у него права на получение жилплощади.

Если у несовершеннолетнего есть право пользования муниципальным жильем (он является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма) или у него в собственности есть квартира, то право на такую жилплощадь сохраняется за ним на ведь период пребывания под опекой.

Исключение составляют случаи, когда проживание в имеющейся у ребенка в собственности или в пользовании жилплощади признано невозможным. Принять такое решение может только специально созданная межведомственная комиссия органа местного самоуправления после рассмотрения документов, подтверждающих причины, по которым ребенок не сможет жить в ранее занимаемом жилье.

Опекун, являющийся законным представителей несовершеннолетнего, должен своевременно побеспокоиться о реализации его жилищных прав и по достижении опекаемым ребенком возраста 14 лет обратиться в орган опеки и попечительства для включения его в список на обеспечение жильем.

Кто имеет право на квартиру

Условия, при которых дети, оставшиеся без родительского попечения, вправе претендовать на получение квартиры за счет бюджетных средств установлены статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Так, включить несовершеннолетнего в список для его дальнейшего обеспечения жилплощадью можно если:

  • нет жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности;
  • за ребенком не сохранено право пользования жильем;
  • ребенок не может вернуться в жилое помещение, которое он занимал до определения его под опеку.

Проживание детей-сирот на прежней жилплощади исключается:

  • при проживании там родителей ребенка, которые лишены родительских прав, а также граждан, имеющих определенные хронические заболевания (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 987н);
  • жилье признано непригодным для проживания комиссией органа местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47;
  • при вселении несовершеннолетнего не будет соблюдена учетная норма жилья на каждого проживающего, установленная в конкретном регионе;
  • при иных обстоятельствах, которые предусмотрены нормативными актами субъекта РФ.

Порядок постановки на очередь

Правила и порядок включения детей в очередь установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, в соответствии с которым формирование списка происходит следующим образом:

  1. Законный представитель несовершеннолетнего. достигшего 14-летнего возраста, обращается в уполномоченный орган (как правило орган опеки и попечительства) с заявлением по установленной форме, которое должно быть рассмотрено в течение 60 рабочих дней. Если в течение 3 месяцев опекун не инициировал подачу заявления, то такая обязанность возлагается на органы опеки.
  2. К заявлению законный представитель должен приложить перечень документов, утвержденный нормативным-правовым актом региона, где проживает ребенок с опекуном. Отказать в приеме документов законному представителю не вправе. Если в документах имеются неточности в адрес опекуна должен быть направлен запрос об уточнении сведений.
  3. После принятия и регистрации уполномоченным органом заявления, формируется учетное дело несовершеннолетнего, в котором содержаться все представленные документы и ответы на запросы госоргана.
  4. По результатам рассмотрения заявления госорган выносит распорядительный документ о включении ребенка в список либо мотивированное решение об отказе (при отсутствии законных оснований для обеспечения опекаемого жильем). Отрицательное решение может быть обжаловано опекуном в суде.

Очередность детей в списке формируется на основании вынесенных уполномоченным органом распорядительных актов (приказ, постановление, распоряжение). Дети, включенные в указанный список, имеют право состоять в нем до момента фактической реализации их права.

Основания исключена из очереди четко определены законодательством:

  • ребенку предоставлено жилое помещение по договору специализированного найма;
  • после включения в список несовершеннолетний утратил основания для получения жилья (приобрел жилое помещение на любых основаниях);
  • был включен в список на территории иного региона;
  • утратил гражданство РФ;
  • в случае смерти или объявления умершим в судебном порядке (ст. 45 ГК РФ).

Перечень документов

Федеральное законодательство определяет лишь основной перечень документов, которые необходимо представить при решении вопроса о включении в очередь.

Так, заявитель должен приложить к своему обращению следующие копии документов:

  • свидетельство о рождении и паспорт ребенка;
  • документы о праве пользования жилым помещением;
  • акт органа опеки о назначении опекуна;
  • документы об отсутствии попечения родителей;
  • решение о невозможности проживания в имеющемся жилом помещении.
Читайте также:  Часто задаваемые вопросы о недвижимом имуществе

Когда можно получить квартиру?

По закону жилье детям, состоящим в очереди, предоставляется по их личному заявлению, когда они достигли совершеннолетия или обрели полную дееспособность до 18 лет. Возможность предоставления жилья до 18 лет также предусмотрена законодательством.

Однако стоит отметить, что гражданин, включенный в список, обеспечивается жильем после:

  • выпуска из организации для детей-сирот любого вида;
  • окончания организации профессионального образования;
  • окончания службы в армии;
  • освобождения из мест лишения свободы.

На практике ожидание положенных квадратных метров может затянуться на годы. Зачастую лица, ожидающие реализации права, обращаются за защитой своих интересов в суд. Во многих регионах уже сформировалась очередь из тех, кто должен быть обеспечен жильем по решению суда.

Лицу из числа детей-сирот по договору специализированного найма должно быть предоставлено жилье, отвечающее определенным требованиям:

  1. Жилое помещение должно быть отдельным. Это может быть жилой дом или квартира. Предоставлять комнаты в квартире, тем самым создавая условия коммунальной квартиры, законом запрещено.
  2. Благоустройство жилья должно отвечать тем условиям, которые имеются в конкретном населенном пункте. Как правило это касается наличия в жилом помещении водоснабжения, отопительных систем, канализации.
  3. Норма предоставления жилья устанавливается нормативными актами субъектов РФ.

В последние годы многие регионы столкнулись с проблемой локального заселения лиц из числа детей-сирот. Так, гражданами указанной категории мог быть заселен целый многоквартирный дом или большая его часть, что создавало социальную напряженность в местах их массового заселения.

В связи с этим в Закон № 159-ФЗ были внесены изменения, ограничивающие предоставление квартир в одном доме. Органам власти разрешено предоставлять в многоквартирном доме не более 25 % квартир от общего их количества. Исключение составляют населенные пункты, население которых не превышает 10000 человек.

Заключение

Отметим наиболее значимые моменты:

  1. Квартира может быть предоставлена ребенку, находящемуся под опекой, если нет жилья в его собственности или пользовании.
  2. Опекун должен принять меры по включению несовершеннолетнего в список по достижении им 14-летнего возраста.
  3. Ребенок вправе состоять в очереди до момента обеспечения его жильем.
  4. Получить жилое помещение по закону можно после совершеннолетия и выпуска из организации, где находится или обучается претендент на жилье.

Проблема обеспечения жильем детей, которые лишились попечения своих родителей, имеет общероссийский масштаб. Позаботиться о защите жилищных прав ребенка должен в первую очередь его законный представитель. Консультация опытного юриста поможет быстро и своевременно принять необходимые меры, чтобы право ребенка на жилье было реализовано.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

2. Позвоните на горячую линию:

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней

ВС РФ: пристройка крыльца к нежилому помещению возможна только с согласия всех без исключения собственников в доме

Brian Goodman / Shutterstock.com

Споры, связанные с выполнением работ по реконструкции и перепланировке квартир на первых этажах жилых домов, остаются актуальными, несмотря на рост количества новостроек с заранее предусмотренными помещениями для офисов. Так, возведение крыльца в виде пристройки на придомовой территории – один из частых вопросов повестки общего собрания собственников многоквартирных домов.

Дело в том, что земельный участок, на котором расположен дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам его помещений (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса). А собственники владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом путем обсуждения вопросов повестки и принятия решений голосованием (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). При этом, как следует из положений Жилищного кодекса РФ, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в доме.

Однако одни суды считают, что за решение о согласовании данного вопроса должны проголосовать не менее двух третей собственников помещений в многоквартирном доме (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 12 сентября 2013 г. по делу № 33-2684/2013), а другие полагают, что на реконструкцию, переустройство или перепланировку помещений в случае присоединения к ним части общего имущества должно быть получено согласие всех без исключения собственников помещений в многоквартирном доме (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 1 сентября 2015 г. по делу № 33-12499/2015).

Верховный Суд Российской Федерации высказал свою позицию по этому вопросу. Так, по мнению Суда, если возведение крыльца к нежилому помещению в виде пристройки влечет фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка, на котором расположен этот дом, то на такое решение необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 18-КГ17-86).

Читайте также:  Согласование перепланировки двухкомнатной квартиры

Рассмотрим это дело подробнее.

Гражданину Л. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 30,6 кв. м, расположенная на первом этаже многоквартирного дома. Жилое помещение приобреталась для дальнейшего размещения в нем офиса. В связи с этим до начала проведения перепланировки и переоборудования квартиры по нежилому назначению Л. обратился с соответствующим заявлением в администрацию города, но получил отказ. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое осуществляется органом местного самоуправления. Несмотря на отрицательное решение администрации, он решил произвести перепланировку самостоятельно и без разрешения, но в соответствии с предварительно изготовленными проектами. В результате выполненных работ общая площадь принадлежащих Л. помещений составила 47,5 кв. м, где 17,4 кв. м – крыльцо в виде пристройки на придомовой территории.

После проведения перепланировки по нежилому назначению с обустройством отдельного входа Л. повторно обратился в администрацию города с заявлением о согласовании перевода жилого помещения в нежилое. Несмотря на то, что перевод в нежилой фонд квартиры с одновременной перепланировкой согласован 69% голосов собственников многоквартирного дома и согласно заключениям надзорных органов соответствует установленным законом к нежилому фонду требованиям, Л. было отказано местными властями в переводе жилого помещения в нежилое и рекомендовано привести помещение в первоначальное состояние. В установленный срок предписание не было выполнено, о чем составлен акт.

Л. обратился в суд с иском к администрации города о признании права собственности на нежилое помещение общей площадью 47,5 кв. м. Напомним, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством).

Между тем администрация города подала встречный иск к Л. о продаже жилого помещения с публичных торгов на основании п. 1 ч. 5 ст. 29 Жилищного кодекса РФ. Законом предусмотрено, что если перепланированное жилое помещение в сроки, установленные предписанием уполномоченного органа, не приведено в прежнее состояние, то этот орган может подать иск в суд о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Принимая во внимание, что реконструированная, перепланированная и переоборудованная Л. квартира по нежилому назначению находится на первом этаже дома, имеет отдельную входную группу, соответствует требованиям СНиП, СанПиН (п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”) и противопожарным нормам (ст. 80 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”), не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает их права и законные интересы, а также решение о согласовании данного вопроса принято более двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме – 69% (ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса РФ), суды приняли решение признать право собственности на спорное нежилое помещение с обустроенным отдельным входом за Л.

Вместе с тем с приведенной позицией судов администрация города не согласилась, обжаловав их в ВС РФ. Суд, в свою очередь, установил, что в ходе выполнения работ по реконструкции и перепланировки квартиры Л. возведено крыльцо в виде пристройки, которая находится на придомовой территории, являющейся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Напомним, что земельный участок, на котором расположен данный дом, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). При этом, как следует из положений Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство или перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такое решение должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ). Так как осуществляемая Л. реконструкция влечет фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка, на котором расположен этот дом, то суд посчитал, что в данном случае реконструкция возможна только с согласия всех без исключения собственников помещений (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры с участием материнского капитала

Таким образом, Судебная коллегия приняла решение об отмене судебных актов нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

Жители многоквартирных домов для улучшения жилищных условий проводят перепланировку, переустройство, реконструкцию помещений, а иногда и возводят самовольные постройки на придомовой территории. Рассказываем о позиции Верховного Суда РФ в отношении легализации подобных изменений в МКД.

Законодательство РФ о перепланировке, переустройстве и реконструкции помещений в МКД

Перепланировка, согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, – это изменение конфигурации помещения, когда потребуется внести изменения в его техпаспорт. Она может включать перенос или полный демонтаж перегородок, перенос дверных проёмов, расширение жилплощади, устройство дополнительных санузлов и т.д..

При переустройстве, или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры всего МКД: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ). К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.

Согласование перепланировки, переустройства и реконструкции помещения в МКД

На проведение работ по изменению характеристик помещения или даже всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшать или увеличивать размер общего имущества можно только с согласия всех собственников (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это правило касается реконструкции, переустройства и перепланировки, использования части придомовой территории, когда происходит присоединение к помещению собственника части общего имущества дома (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Помимо согласия ОСС, для проведения перепланировки или переустройства помещения в многоквартирном доме собственнику необходимо получить разрешение органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Судебная практика допускает легализацию таких работ после их проведения. Суд должен установить, что изменения в помещении не нарушают прав других жителей МКД и не создают угрозы их жизни и здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). В ином случае собственник помещения обязан вернуть помещение в прежнее состояние согласно технической документации (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

Разберём несколько судебных дел, в которых рассматривались вопросы о приведении помещений после перепланировки, переустройства и реконструкции в соответствие с техпаспортом.

Кухня и санузел не могут располагаться над жилыми комнатами

Требование санитарных норм стало решающим в судебном процессе о перепланировке квартиры в одном из МКД Краснодара. Собственник обратилась в орган МСУ с заявлением для получения документов на уже проведённое переустройство помещения. Муниципалитет отказался выдать разрешение. Собственник обратился в суд.

Первая инстанция и апелляция признали право истца на сохранение квартиры в переустроенном виде, посчитав, что изменённое жилое помещение отвечает требованиям СП-54, не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. ВС РФ отметил, что суды не приняли во внимание существенные обстоятельства дела. Согласно п. 3.8 СП-2.1.2.2645-10, в жилых зданиях запрещено размещать над жилыми комнатами и кухнями ванные и туалеты. Отказ от выдачи разрешения на переустройство, выданный органом МСУ истцу, ссылался именно на это обстоятельство.

В ходе обследования и экспертизы жилого помещения установлено, что после переноса перегородок увеличилась площадь кухни и санузла. Поскольку квартира истца находится на четвёртом этаже, то существенным для дела являлось уточнение, над какими помещениями третьего этажа располагаются кухня и санузел после переустройства.

Суд первой инстанции и апелляционный суд не учли данное обстоятельство при вынесении решений. ВС РФнаправил дело на повторное рассмотрение.

ОСС должно согласиться на использование земли для самовольной постройки

Семья, проживающая в квартире на первом этаже по договору соцнайма, возвела две пристройки к квартире, увеличив её площадь в 2 раза. Реконструированное помещение не нарушало требований СП-2.1.2.2645-10, требований к пожарной безопасности и соответствовало техническим регламентам, действующим на территории РФ. Однако орган МСУ отказал в сохранении квартиры в переустроенном состоянии, и спор был перенесён в зал суда.

Читайте также:  Устройство ниш в стенах при перепланировке квартиры

Первая инстанция, а за ней и апелляционный суд удовлетворили требования жителей квартиры. Судьи посчитали, что возведённые пристройки не нарушают права и интересы других граждан, не угрожают их жизни и здоровью, соответствуют санитарным и строительным нормам. Поэтому, согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, суды разрешили сохранить помещение в переустроенном виде.

Верховный Суд РФ, куда муниципалитет обратился с кассационной жалобой, не согласился с выводами первых двух судов. ВС РФ отметил, что пристройка возведена на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД. Она представляет собой помещение с отдельным входом из монолитного железобетонного фундамента в кирпичными наружными стенами и кровлей. Такая постройка изменила площадь квартиры, а также увеличила общее имущество МКД за счёт новых ограждающих конструкций.

ВС РФ указал, что для проведения подобной реконструкции, когда изменяется общее имущество дома, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Истцы не выносили вопрос на ОСС.

Также существенным для суда являлся факт использования без согласия ОСС земли, входящей в состав общего имущества МКД. Пристройка к квартире на земле без получения согласия на её использование может быть признана самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.

Эти обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали, поэтому ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.

Реконструкция под видом переустройства незаконна

Собственник решил в принадлежащей ему квартире устроить офис. Орган МСУ выдал разрешение на перевод жилого помещения в нежилое и проведение переустройства в соответствии с представленным проектом. Однако владелец квартиры произвёл реконструкцию: появился второй этаж, который существенно увеличил общую площадь бывшей квартиры.

Результат работ не соответствовал согласованному проекту, поэтому орган МСУ отказал в выдаче акта на ввод помещения в эксплуатацию. Собственник с таким решением не согласился и обратился в суд.

Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в ВС РФ, который согласился с выводами суда первой инстанции. Верховный Суд РФ подтвердил, что истец нарушил требования закона, не получив согласия всех собственников помещений в МКД и органа МСУ на реконструкцию. Выполненные в нежилом помещении работы изменили параметры площади бывшей квартиры и общего имущества МКД.

Судья уточнил, что, согласно п. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, отсутствие разрешения на самовольную постройку не может стать причиной для отказа в иске о признании права собственности на такую постройку. Необходимо установить, правомерно ли отказал орган МСУ в выдаче разрешительных документов.

Поскольку истец не обращался в муниципалитет за разрешением на реконструкцию помещения с изменениями элементов МКД, то ВС РФ отменил определение апелляционной инстанциии постановил снова рассмотреть апелляционную жалобу.

Орган ГЖИ может наказать УО за незаконную перепланировку в МКД

Управляющие организации должны иметь в виду, что факт незаконных перепланировок и переустройств с изменением общего имущества МКД может быть зафиксирован при плановых и внеплановых проверках органа ГЖН. В таком случае орган жилнадзора может обязать УО привести общее имущество МКД в состояние согласно техдокументации, если собственник отказывается это делать.

В таком случае УО может:

  • вынести вопрос о легализации переустройства на общее собрание собственников помещений в МКД;
  • привести общее имущество в соответствие с техпаспортом МКД и через суд потребовать с собственника возмещения затрат.

Также Жилищный кодекс РФ предусматривает наказание владельцу переустроенной квартиры, если он не выполнит решение суда о возвращении помещению начального вида. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, помещение может быть продано с торгов. Вырученные средства будут направлена на работы по возвращению квартиры к прежней планировке.

Все тонкости процесса согласования входной группы в нежилое помещение в многоквартирном доме

Малый бизнес с каждым годом все активнее развивается, а его владельцы все чаще прибегают к аренде или покупке помещений в жилых домах. И именно данный факт приводит к появлению множества вопросов, связанных с особыми нормами и правилами для нежилого помещения в МКД (многоквартирном доме).

Читайте также:  Переустройство входной группы магазина в многоквартирном доме

Одним из требований является наличие отдельного входа в нежилое помещение, для которого существуют отдельные варианты устройства, нормы, цены и сроки исполнения. Также входная группа должна иметь отдельный подъезд. Обустройство и оформление такого входа это важный многоэтапный процесс, требующий особого внимания и подхода с учетом всех внешних факторов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Законодательной базой для оборудования отдельного входа в МКД является:

В квартирах, принадлежащих жилому фонду, нельзя размещать магазины и офисы. Они предназначены только для постоянного проживания. Поэтому чтобы использовать жилое помещение как магазин, офис и т.д. необходимо воспользоваться статьей 288 ГК РФ для перевода его в нежилое.

Главной отличительной особенностью, согласно статье 22 ЖК РФ нежилого помещения является наличие отдельного входа.

Условия создания такого входа прописаны в статье 40, пункт 2 ЖК РФ (получение разрешения собственников МКД), постановлении Правительства №692-ПП от 27.10.2015 (обязательность наличия входа с улицы и перепланировка помещения, если такового не имеется).

Условия и требования

Для создания отдельного входа, нужно чтобы само нежилое помещение удовлетворяло обязательным условиям:

  1. Помещение должно быть расположено на первом этаже и иметь техническую возможность создания отдельного входа (если его нет).
  2. Если квартира или несколько объединенных квартир занимает область более 100 м2 следует учесть, что для нее понадобится оборудование дополнительного выхода – аварийного.
  3. Если помещение находится на этаже выше, чем первый, все помещения под ним так же должны относится к нежилому фонду.
  4. Обязательным условием для перепланировки здания является получение разрешения жильцов МКД.

Так же нужно учесть, что если отдельный вход будет находиться со стороны внутреннего двора, то разгрузка и загрузка товара большегрузным транспортом будет запрещена. Ее можно производить только с торцевой стороны.

Отличия и особенности

Отдельный вход может быть трех видов:

  1. Подъезд с приямком (углубление в стене, примыкающее к стене здания). Приямок должен быть такого размера и формы, чтобы позволять осуществлять подачу огнетушащего вещества и удалять дым с помощью насоса.
  2. Подъезд с лестницей. Если лестница имеет высоту от уровня тротуара больше 0,45 м, то она требует специального ограждения. Уклон должен соответствовать не более 1:2, а уклон пандуса не должен превышать 1:8. Ширина лестницы должна быть не менее ширины самого входа.
  3. Подъезд без приямка и лестницы.

Особенности и требования к оборудованию:

  • Обязательно наличие тамбура (можно сделать тамбур снаружи здания, если есть дополнительное разрешение на это, либо сделать внутри, что сократит площадь помещения собственника).
  • Вход должен быть оборудован пандусом с учетом интересов маломобильных граждан.
  • Лестница должна быть безопасной (не должна скользить, должна иметь поручни).
  • Ступени лестницы должны быть сделаны из металлоконструкций и опираться на плиту, которая, в свою очередь, монтируется на подсыпку.
  • Двери входа должны открываться в сторону входа.
  • Если двери стеклянные, то должны быть выполнены из противоударного прочного материала.
  • Дверные проемы должны быть завершены наличниками, откосами, декором и иметь завершенный архитектурный вид.
  • Металлокнструкции не должны быть связаны с несущей конструкцией дома.

Как происходит процедура согласования?

Данное мероприятие считается достаточно дорогим и требует большого количества времени, если не доверить его «профессиональным согласователям».

Существует множество компаний, которые специализируются на оказании услуг по согласованию перепланировки и дают профессиональную консультацию.

Что необходимо иметь?

Потребуются документы подтверждающие права собственника и документальный источник откуда появилась собственность. Техническая документация понадобится на этапе создания проекта, так как содержит информацию о составе материалов конструкций и перегородок, что непосредственно повлияю на ход выполнения работ и перепланировку.

Разрешения необходимы для избежания недовольства соседей и наложения штрафных санкций (о том, какие штрафы могут грозить за проведение незаконной перепланировки, а также как ее можно узаконить, мы рассказывали тут). К ним относятся акты и свидетельства организаций, курирующих нежилые помещения.

Куда подавать документы?

Собственнику нужно будет пройтись по следующим инстанциям для сдачи и получения документов:

  1. Бюро технической инвентаризации (БТИ) города.
  2. МЧС.
  3. Санэпидемстанция города.
  4. Отдел государственного пожарного надзора.
  5. Департамент культурного наследия.
  6. Отдел подземных сооружений.
  7. Государственная жилищная инспекция.
  8. Отдел росреестра.

Сколько ждать ответ и что делать в случае отказа?

Если по истечении срока ожидания собственник получает отказ, то в первую очередь нужно ознакомиться с причиной (жилищная инспекция обязана ее огласить).

Читайте также:  Покупка квартиры с незаконной перепланировкой

Если причина не обоснована и собственник полностью уверен в соответствии нормам и правилам, он может написать исковое заявление в суд.

К исковому заявлению нужно приложить:

  1. Копии всех документов, которые подавались для согласования.
  2. Письменный отказ жилищной инспекции.

Судебное разбирательство затратит много времени и финансов, поэтому прежде чем идти в суд, необходимо удостоверится в своей правоте.

Если же собственник устранил причину отказа, то нужно опять обратиться в жилищную инспекцию, имея верный пакет документов.

Оформление акта перепланировки

Акт о завершенной перепланировке выдается инспектором жилищной инспекции после того, как комиссия установит соответствие проделанной работы проекту перепланировки.

Одна из копий такого акта отправляется впоследствии в БТИ (после чего их сотрудники должны будут сделать обмеры). Акт подтверждает факт завершения ремонта с юридической и технической стороны и его соответствие проекту.

Подготовка и регистрация документов

Для получения разрешения на входную группу понадобятся документы:

  1. документы, подтверждающие право собственности;
  2. заявление на получение разрешения для перепланировки;
  3. проект перепланировки;
  4. документация из БТИ;
  5. поэтажный план дома;
  6. техническое заключение от автора дома (в случаях, если переустройство затрагивает несущие конструкции);
  7. разрешение жильцов МКД;
  8. разрешения от СЭС, пожарного надзора, комитета по архитектуре, департамента культурного наследия, отдела подземных сооружений, градостроительства и МЧС;
  9. фотофиксация стены, где планируется сделать вход.

При подготовке следует руководствоваться СНиП 2.08-02-89 «Общественные здания и сооружения», в котором прописаны все требования к входным группам. Список документов может отличаться в зависимости от особенностей помещения, его местоположения и целей эксплуатации.

  • Как правильно оформить реконструкцию нежилого здания, расположенного в МКД?
  • Как грамотно организовать и провести перепланировку и переустройство?
  • Нюансы процесса перепланировки, а также как правильно его оформить?

Пошаговая инструкция по организации входной группы без захвата придомовой территории

  1. Разработка проекта.

Для создания проекта перепланировки необходимо подготовить техническую документацию помещения с указанием материалов конструкций и внутренних перекрытий.

Проект должна готовить фирма, имеющая специальную лицензию на данный вид деятельности. Обычно его подготовка занимает от недели до 16 дней в зависимости от сложности создания дверного проема в данном МКД.
Получение согласия от жильцов.

Можно собрать подписи лично либо подать заявку на включение этого вопроса в ближайшее собрание жильцов.

Необходимо получить разрешение на создание отдельного входа у местной администрации. Для этого нужно собрать пакет документов и предоставить его государственной жилищной инспекции.

Данная процедура не бесплатна и ее стоимость зависит от самих проектов входа (согласование документов в жилищной инспекции будет стоить от 10 000 руб.).
Строительные работы.

Для начала проведения строительных работ нужно заключить договор с организацией-подрядчиком (договор об авторском сопровождении).
Ввод объекта комиссией.

По завершении всех технических работ Департамент управления имуществом должен организовать межведомственную комиссию для принятия решения принять проведенную перепланировку или отказать во вводе объекта в эксплуатацию. Для этого выдается специальный акт либо письменный отказ.
Переоформление технической документации в БТИ.

Для переоформления следует отправить заявку на составление нового технического паспорта со всеми изменениями кадастровым специалистом.
Регистрация изменений в ЕГРН.

По завершении всех предыдущих пунктов нужно обратится в ЕГРП для внесения изменений в свидетельство о праве собственности.

Сооружение отдельного входа в нежилое помещение является долгим, затратным процессом. Для того, чтобы максимально сократить свои временные и денежные растраты следует ответственно подойти к данному вопросу и его изучению, либо быть готовым потратить дополнительные средства и переложить эту ответственность на профессионалов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Переустройство входной группы магазина в многоквартирном доме

Споры, связанные с выполнением работ по реконструкции и перепланировке квартир на первых этажах жилых домов, остаются актуальными, несмотря на рост количества новостроек с заранее предусмотренными помещениями для офисов. Так, возведение крыльца в виде пристройки на придомовой территории – один из частых вопросов повестки общего собрания собственников многоквартирных домов.

Дело в том, что земельный участок, на котором расположен дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам его помещений (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса). А собственники владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом путем обсуждения вопросов повестки и принятия решений голосованием (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). При этом, как следует из положений Жилищного кодекса РФ, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в доме.

Читайте также:  Перепланировка в четырехкомнатной квартире КОПЭ

Верховный Суд Российской Федерации высказал свою позицию по этому вопросу. Так, по мнению Суда, если возведение крыльца к нежилому помещению в виде пристройки влечет фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка, на котором расположен этот дом, то на такое решение необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 18-КГ17-86).

Рассмотрим это дело подробнее.

Гражданину Л. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 30,6 кв. м, расположенная на первом этаже многоквартирного дома. Жилое помещение приобреталась для дальнейшего размещения в нем офиса. В связи с этим до начала проведения перепланировки и переоборудования квартиры по нежилому назначению Л. обратился с соответствующим заявлением в администрацию города, но получил отказ. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое осуществляется органом местного самоуправления. Несмотря на отрицательное решение администрации, он решил произвести перепланировку самостоятельно и без разрешения, но в соответствии с предварительно изготовленными проектами. В результате выполненных работ общая площадь принадлежащих Л. помещений составила 47,5 кв. м, где 17,4 кв. м – крыльцо в виде пристройки на придомовой территории.

После проведения перепланировки по нежилому назначению с обустройством отдельного входа Л. повторно обратился в администрацию города с заявлением о согласовании перевода жилого помещения в нежилое. Несмотря на то, что перевод в нежилой фонд квартиры с одновременной перепланировкой согласован 69% голосов собственников многоквартирного дома и согласно заключениям надзорных органов соответствует установленным законом к нежилому фонду требованиям, Л. было отказано местными властями в переводе жилого помещения в нежилое и рекомендовано привести помещение в первоначальное состояние. В установленный срок предписание не было выполнено, о чем составлен акт.

Л. обратился в суд с иском к администрации города о признании права собственности на нежилое помещение общей площадью 47,5 кв. м. Напомним, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством).

Между тем администрация города подала встречный иск к Л. о продаже жилого помещения с публичных торгов на основании п. 1 ч. 5 ст. 29 Жилищного кодекса РФ. Законом предусмотрено, что если перепланированное жилое помещение в сроки, установленные предписанием уполномоченного органа, не приведено в прежнее состояние, то этот орган может подать иск в суд о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Вместе с тем с приведенной позицией судов администрация города не согласилась, обжаловав их в ВС РФ. Суд, в свою очередь, установил, что в ходе выполнения работ по реконструкции и перепланировки квартиры Л. возведено крыльцо в виде пристройки, которая находится на придомовой территории, являющейся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Напомним, что земельный участок, на котором расположен данный дом, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). При этом, как следует из положений Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство или перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такое решение должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ). Так как осуществляемая Л. реконструкция влечет фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка, на котором расположен этот дом, то суд посчитал, что в данном случае реконструкция возможна только с согласия всех без исключения собственников помещений (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, Судебная коллегия приняла решение об отмене судебных актов нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Согласование и узаконивание отдельного входа в нежилое помещение или здание в Москве

Оформление нового отдельного входа, т.е. согласование предстоящего переустройства помещения, здания или узаконивание уже выполненных общестроительных работ по обустройству нового отдельного входа требует разработки проектной документации и её согласования в ряде государственных ведомств и организаций. Одна из основных сложностей — получение согласия собственников общедомового имущества, т.к. фасад многоквартирного дома относится к общедомовому имуществу и требует согласия для его изменения как минимум 2/3 собственников недвижимого имущества.

Читайте также:  Обязательна ли повторная регистрация права собственности на дом (квартиру)?

Согласование и узаконивание отдельного входа в нежилое помещение многоквартирного дома.

Согласование и/или узаконивание нового входа в нежилое помещение — это одна из разновидностей перепланировки. Как правило, новый вход оборудуют с лицевой (фасадной) части здания. Реже со стороны дворового фасада. В случае, если нежилое помещение располагается в жилом здании, отдельный вход в такое помещение обязателен — это прописано в законодательстве. По пожарным нормам, для нежилых помещений, расположенных в жилых домах, у помещения должно быть два входа (один как эвакуационный выход). Если же нежилое помещение расположено в отдельно стоящем нежилом здании, новый вход обычно делают для удобства или при конкретной необходимости его обустройства.

Обустройство нового, отдельного входа обычно предусматривает появление:

  • нового дверного проема на фасадной (внешней) стене дома или здания;
  • ступеней, крыльца;
  • входного тамбура (входное помещение отделенное двумя дверьми, небольшой, как правило, площади);
  • навеса или козырька над входом в помещение;
  • входной группы (т.е. лестницы, тамбура, дверного проёма, козырька).

Новый отдельный вход нужен для продуктовых и различных бытовых магазинов, офисов, расположенных в жилых домах, кафе и ресторанов, салонов красоты, беби-клубов, ломбардов и прочих ритейловых бизнесов, если помещение, на момент обустройства под ведение бизнеса, не имеет необходимого количества входов и выходов.

Оформление отдельного входа в нежилое помещение или в квартиру при переводе её в нежилой фонд, как и любые работы по перепланировке, требует подготовки проекта перепланировки (в нашем случае с реконструктивными работами по фасаду здания), технического заключения о безопасности планируемых изменений планировки и предварительного согласования с контролирующими органами.

Что бы согласовать в законном порядке новый отдельный вход (не из подъезда!) с фасадной части многоквартирного жилого дома, главное — это получить согласие 2/3 собственников общедомового имущества проведя собрание в соответствии с 45 ст. Жилищного кодекса и получив заветный протокол собрания с необходимым количеством согласных, т.к. фасад жилого дома, в соответствии с 36 ст. Жилищного кодекса, относится к общедомовому имуществу, как и общедомовые коммуникации, и прочие места общего пользования. Для многоквартирных домов это сложная и часто проблемная задача. Само собой большинство владельцев нежилых помещений, расположенных на первых этажах желают оформить отдельный вход с «первой линии» улицы, т.е. в максимально проходном месте для удобства посетителей и соответственно максимальной посещаемости. Проще всего, с технической точки зрения, обустраивать новый отдельный вход на месте оконного проема, путем демонтажа подоконного блока. В большинстве таких случаев оформление отдельного входа не затрагивает несущую, конструктивную часть строения и не требует получать техническое заключение у автора проекта дома или организаций ГБУ «Экспертный центр», МНИИТЭП.

Согласование нового отдельного входа в нежилое помещение МКД. Какие нужны документы?

Если вам всё же удалось получить заветное согласие собственников и как следствие протокол общего собрания с положительной резолюцией по вопросу обустройства новой входной группы в количестве не менее 2/3 участников голосования, можно приступать к разработке проекта перепланировки, т.к. в большинстве случаев при появлении нового входа меняется немного и внутренняя планировка помещения. Вот примерный (стандартный) пакет документов, которые потребуются для согласования и регистрации нового входа:

  • проект перепланировки (изменения вида фасада) нежилого помещения с разделом КР по укреплению проёма в случае необходимости;
  • техническое заключение о допустимости и безопасности планируемого переустройства или перепланировки помещения;
  • техпаспорт помещения из БТИ;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости (свидетельство о собственности, выписка ЕГРН или зарегистрированный долгосрочный договор аренды);
  • протокол общего собрания собственников многоквартирного дома с положительным решением по вопросу обустройства новой входной группы;
  • положительное заключение Роспотребнадзора (специалисты ведомства должны дать положительное заключение на проект перепланировки в части соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам);
  • распоряжение Мосжилинспекции на выполнение работ;
  • акт Мосжилинспекции о приемке выполненной перепланировки;
  • обновленные документы БТИ соответствующие фактической планировке после переустройства;
  • новый техплан помещения для регистрации изменений в ЕГРН.

Согласование, узаконивание отдельного входа в помещение. Особые случаи.

Каждый случай индивидуален. Предположим, вы собираетесь оборудовать новый вход в помещение, расположенное на цокольном этаже или в подвале здания. В этом случае потребуется проводить земляные работы. А для таких работ необходимы специальные разрешения — ордер ОАТИ на земельные работы и положительное заключение отдела подземных сооружений Мосгоргеотреста.

Читайте также:  Как исправить кадастровую ошибку, сделанную инженером?

Ещё один нюанс, усложняющий согласование перепланировки, — ситуация, когда здание является памятником культуры или архитектуры. Чтобы получить разрешение на изменение фасада такого здания — в частности, на оборудование нового входа с фасада, — нужно будет обращаться в Департамент культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) и готовить более объемный комплект проектной документации, разрабатывать проект приспособления и собственно и проходить более сложный согласовательный процесс.

Если проект обустройства нового входа затрагивает несущие стены или другие несущие конструкции дома, это также усложняет согласование. В данном случае придётся обращаться за техническим заключением к автору-проектировщику здания или в организации МНИИТЭП или ГБУ «Экспертный центр».

Если вы планируете пристроить входной тамбур (пристройка в виде небольшой не отапливаемой комнаты), часто по результату выполнения общестроительных работ такие пристройки относятся уже к реконструкции (если пристройка выполнена, не по нормам Постановления Правительства Москвы от 25.11.2011 года №508-ПП в действующей редакции) и потребуется еще одно дополнительное согласование: разрешение на работы, выданное в Мосгосстройнадзоре. Обычно такие пристройки приводят в соответствие норм Постановления 508-ПП или живут с «красным фасадом».

Согласование, узаконивание отдельного входа в нежилое здание.

И самый особый случай — это согласование или узаконивание отдельного входа в отдельностоящем нежилом здании. Как и любые другие фасадные изменения на сегодня в установленном законом порядке к сожалению не возможно согласовать или узаконить «красные линии на фасаде», т.к. в декабре 2018 года прекратило действие 133 распоряжение Москомархитектуры в отношении рассмотрения вопросов по фасадам отдельностоящих нежилых зданий и на сегодня не определено ведомство, которое рассматривает эти вопросы. Логично думать, что в будущем эти вопросы будут рассматривать всё же в Москомархитектуре, но на данный момент это некий «пробел» в законодательстве РФ.

Тем не менее есть способы зарегистрировать изменения по фасаду отдельностоящего нежилого здания в Росреестре. Для этого вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам. Мы поможем решить проблему с приостановкой или отказом в регистрации фасадных изменений в Росреестре и доведем задачу до прогнозируемого результата — получения новой выписки из ЕГРН с отраженными изменениями в виде фактической и соответствующей реальности планировки фасада здания.

Как узаконить отдельный вход, который в красных линиях по БТИ?

Если отдельный вход в ваше нежилое помещение, расположенное в жилом, многоквартирном доме, был сделан без разрешения и согласования и зафиксирован сотрудниками БТИ «в красных линиях» — это считается перепланировкой, выполненной без разрешения.

К сожалению, по нормам того же Постановления №508-ПП в действующей редакции в Приложении №1 к данному постановлению есть 20 пункт, который гласит, что с 1 января 2001 года Мосжилинспекция не выдает Акты о завершенном переустройстве на ранее выполненные без разрешения работы по фасаду. На практике, Мосжилинспекция не принимает заявки на согласование изменений фасада, которые зафиксированы в БТИ в красных линиях.

Своим клиентам в таких случая мы рекомендуем или возвращать помещение в проектное состояние по фасаду (как было до появления красных линий), проводить инвентаризацию БТИ, чтобы техник БТИ внёс данные в базу и «зачернил» фасад и после выполнения этих действий, если это всё же необходимо — с начала разрабатывать проектную документацию, получать разрешение Мосжилинспекции на изменение фасада, а потом уже выполнять работы, что собственно вполне логично и более правильно, т.к. очень большое количество собственников нежилых помещений в Москве даже не задумываются по 5-10 лет привести хоть раз документы по своим объектам недвижимости в порядок.

Если такой порядок действий не интересен или невозможен по каким-то причинам — тогда мы советуем просто дождаться выхода новой редакции Постановления №508-ПП и как МЖИ снова начну принимать заявки на рассмотрение и выдавать акты о завершенном переустройстве на ранее выполненные работы по фасаду без получения разрешения — максимально оперативно собрать комплект необходимых технических и исходно-разрешительных документов и бежать подавать заявку.

Стоимость согласования, узаконивания отдельного входа в нежилое помещение, здание.

Как и в большинстве случаев, стоимость согласования, узаконивания отдельного входа, как и других реконструктивных работ по фасаду, точных значений по цене услуги нет, т.к. она складывается из:

  • оценки исходного состояния документов на объект недвижимости;
  • объёма фасадных и внутренних изменений;
  • определения перечня согласовательных ведомств и мероприятий;
  • количеству и качеству, необходимых для согласования, технических документов;
  • и еще ряда нюансов.

Для корректной и предметной оценки стоимости согласования, узаконивания отдельного входа мы просим предоставить:

  • поэтажный план БТИ с экспликацией комнат по последним обмерам;
  • выписку ЕГРН в идеале с графической частью (расширенную выписку);
  • эскиз внутренней планировки «после» (можно нарисовать на распечатанном поэтажном плане, что бы схематично было понятно);
  • если в бти красные линии соответствуют фактической планировке — эскиз не надо, надо БТИ до появления красных линий;
  • фото фасада с отражением планируемых изменений (схематично, чтобы просто было понятно, где будет и какой примерно будет новый отдельный вход);
  • если были попытки согласовывать и/или если есть предписания, приостановки, отказы — копии этих бумаг.
Читайте также:  Вниманию жителей городов Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи!

Жильцы дома помешали предпринимателю сделать из квартиры магазин

Может ли человек делать со своей квартирой все, что ему заблагорассудится? Например, превратить ее в магазин, если она находится на первом этаже? Как оказалось, нет. Принцип «ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа» в данном случае неукоснительно соблюдается.

Житель Санкт-Петербурга, имеющий в собственности квартиру на первом этаже, решил переоборудовать ее в нежилое помещение, провести перепланировку и открыть там магазин промышленных товаров. Однако администрация района отказала ему в возможности превратить окно в дверь. Твердо вознамерившись все же осуществить задуманное, начинающий предприниматель пошел в суд.

Ход разбирательства

Сначала все шло для нашего героя хорошо: рассмотрев материалы дела, суд признал отказ администрации незаконным, таким образом, истец получил возможность все же оборудовать магазин в собственной квартире. Но тут в дело вмешалась сама администрация — ее представители подали повторный иск в апелляционный суд, требуя отменить решение и оставить в силе их первый запрет.

Поначалу аргументы против осуществления перепланировки касались того переоборудования помещения, которое хотел совершить владелец квартиры. Он планировал увеличить оконный проем — опустить его до уровня пола, чтобы можно было организовать отдельный вход в магазин со стороны двора. Администрация настаивала, что такая перепланировка невозможна и организация отдельного входа может быть только за счет балкона, устройство дверных проемов в железобетонных панелях или организация витрин у окна.

Однако суд счел возможным оценивать перепланировку по «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», которые допускают подобного рода увеличение проема — но в специальных пунктах, которые изначально судом не рассматривались. К тому же, в материалах дела был проект, составленный и согласованный компанией, имеющей лицензию на проведение проектных работ. И в нем соблюдались требования всех документов, имеющих отношения к подобного рода переоборудованию квартир.

Казалось бы, апелляционный суд примет то же решение, что и суд первой инстанции. Но неожиданно сыграл свою роль еще один фактор. А именно — такой.

Таким образом, суд принял решение: в возможности осуществления перепланировки отказать.

  • П. 1.7.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» говорит о том, что перепланировку помещений в процессе превращения их из жилых в нежилые можно производить только в случае получения всех необходимых разрешений. При этом п. 1.7.2 уточняет, что перепланировка невозможна, если она приводит к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций зданий. Однако в данном конкретном случае такой опасности нет, поэтому все разрешения могут быть выданы владельцу квартиры.
  • В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации указывается, что собственники квартир в многоквартирном доме владеют также помещения в данном доме, не являющиеся частью квартир — на правах долевой собственности. Согласно пункту “в” части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 в этот список также включены несущие конструкции дома.
  • Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляется, что пользоваться общим имуществом один из собственников жилья может только с согласия всех других собственников, имеющих имущество в этом доме.
  • Так как владелец квартиры планирует не просто увеличить проем, но и установить у общей стены витрину, лестницу, крыльцо для магазина, это изменяет порядок пользования общим имуществом — внешней стеной дома.
  • В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации владельцы участка, на котором расположен дом 9все собственники квартир) могут требовать устранения всяких нарушений своих прав.

Итого: суд отказал владельцу квартиры в возможности совершить перепланировку для организации магазина на первом этаже. Как выяснилось, это нарушает права других собственников жилья в этом многоквартирном доме. Таким образом, жильцы смогли отстоять свое право на использование земельного участка и общей домовой собственности. Начинающему предпринимателю придется искать другие способы организовать магазин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: