Содержание и ремонт жилого помещения: что туда входит 2018, тариф

Тарифы

Народная Служба Тарифов – НСТ: новые тарифы на электроэнергию, цены на газ, тепло

Самые популярные тарифы

Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Киев, Астана, Минск – быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для промышленных предприятий 2021 года.

Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Киев, Астана, Минск – быстрые ссылки на единые сводные таблицы по тарифам для граждан (физических лиц) 2021 года.

Вы здесь

Тарифы на содержание и ремонт жилого помещения для жителей Москвы, действующие с 1 июля 2018 года

Ответ на вопрос:

Ответ на вопрос:

2018 год – тарифы на содержание и ремонт жилого помещения для жителей Москвы

На данной странице вы можете узнать о стоимости содержания и ремонт жилого помещения для жителей Москвы, действующей с 1 июня 2018 года

Цены за содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения и договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования (за исключением нанимателей по заключенному в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 588-ПП “О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров” договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, ранее предоставленного по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы); для граждан – пользователей жилыми помещениями государственного жилищного фонда, предоставленными в пользование по договору безвозмездного пользования; для граждан – собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание жилых помещений (за исключением населения, проживающего в жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности и собственности граждан, на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) (цены за содержание жилых помещений)

Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом

Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом, без мусоропровода

Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, с мусоропроводом

Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, без мусоропровода

Жилые дома без одного или более видов удобств или с износом 60 процентов и более процентов, а также жилые помещения (квартиры), признанные в установленном порядке непригодными для проживания

Малоэтажные дома жилищного фонда города Москвы:

Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, без мусоропровода

Примечания:
1. Указанные цены учитывают расходы на оказание услуг, выполнение работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
2. В цены за содержание жилых помещений для жилых домов без одного или более видов удобств или с износом 60 процентов и более процентов, а также жилых помещений (квартир), признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не включена стоимость работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
3. Плата за содержание жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения. Плата за содержание жилых помещений с пользователей жилыми помещениями, проживающих в общежитиях с покомнатным заселением, взимается с 1 кв. м жилой площади. При проживании в одной комнате общежития нескольких граждан плата за содержание жилых помещений распределяется между ними пропорционально количеству койко-мест.
4. Виды удобств: электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (центральное или местное – многоточечная газовая колонка).
5. Общая площадь жилого помещения (квартиры) для расчета платы за содержание жилых помещений – сумма площадей всех помещений квартиры, включая площади встроенных шкафов, темных комнат (кладовок). Площади летних помещений (лоджии, веранды, балконы, террасы) в оплачиваемую общую площадь жилого помещения (квартиры) не включаются.
6. В домах с лифтом, который установлен со второго этажа или между первым и вторым или вторым и третьим этажами, плата за содержание жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных на втором этаже, взимается по ценам, утвержденным для соответствующей категории многоквартирного дома для первого этажа.
7. Плата за содержание жилых помещений нанимателям и собственникам жилых помещений, расположенных на двух уровнях – первом и втором этажах, начисляется по цене за содержание жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах многоквартирного дома.
8. Информация о расположении квартиры (этаже) принимается согласно экспликации на многоквартирный дом.
9. Плата за содержание жилых помещений за площадь, занимаемую сверх установленных норм, начисляется по ценам за содержание жилых помещений, утвержденным за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для соответствующей категории дома, но не выше фактических расходов на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (фактическая стоимость).
10. В многоквартирных домах, собственники помещений в которых в установленном порядке не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилых помещений (пункт 1.2.3 настоящего постановления), плата за содержание жилых помещений гражданам – собственникам жилых помещений, если они имеют более одного жилого помещения или не зарегистрированы в нем, а также нанимателям жилых помещений по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования (за исключением нанимателей по заключенному в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 г. N 588-ПП “О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров” договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, ранее предоставленного в качестве служебного жилого помещения либо по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы) начисляется по ценам за содержание жилых помещений за площадь, занимаемую сверх установленных норм, но не выше фактической стоимости. Аналогично взимается плата за содержание жилых помещений с граждан, зарегистрированных по месту пребывания (временная регистрация).
11. Плата за содержание жилых помещений с граждан – собственников жилых помещений в случае, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке принято решение об установлении размера платы за содержание жилых помещений, а также с юридических лиц – собственников жилых помещений взимается исходя из фактических расходов на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (фактическая стоимость).
При этом размер платы за содержание жилых помещений рассчитывается организацией независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами (далее – управляющие организации).
12. В цены за содержание жилых помещений не включены расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования. Наниматели жилых помещений за счет собственных средств производят содержание, текущий ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования. Собственники жилых помещений за счет собственных средств производят содержание, текущий и капитальный ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования.
13. Цены, утвержденные по малоэтажным домам жилищного фонда города Москвы, применяются для расчетов за услуги (работы) по содержанию жилых помещений в малоэтажных домах, предоставляемых многодетным семьям в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. N 248-ПП “О первоочередных мерах по обеспечению многодетных семей, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в малоэтажном жилищном фонде города Москвы”. В малоэтажных домах плата за содержание жилого помещения взимается исходя из общей площади жилого помещения независимо от этажности дома с исключением из нее площадей подвалов, гаражей и иных технических помещений.
14. Цены за содержание жилых помещений, указанные в графах 5 и 6 настоящего приложения, применяются при формировании условий конкурсов по отбору управляющей организации, проводимых органами исполнительной власти города Москвы, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. 15. Социальные нормы площади жилого помещения для расчета и предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате за жилое помещение (плата за пользование жилым помещением, плата за содержание жилого помещения и плата за капитальный ремонт) и отопление (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами меры социальной поддержки предоставляются в пределах социальной нормы площади жилого помещения) составляют:
– для одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;
– для семьи, состоящей из двух человек, – 42 квадратных метра общей площади жилого помещения;
– для семьи, состоящей из трех и более человек, – 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
16. Установленные нормы площади жилого помещения для начисления платы за содержание жилого помещения при применении регулируемых Правительством Москвы цен за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда, пользователей жилыми помещениями государственного жилищного фонда, предоставленными в пользование по договору безвозмездного пользования, а также собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, и проживающих в многоквартирных домах, собственники помещений в которых в установленном порядке не приняли решение о размере платы за содержание жилых помещений (пункт 1.2.3 настоящего постановления), определяются как социальная норма площади жилого помещения для семьи определенного состава плюс 7 квадратных метров на каждого зарегистрированного на данной площади гражданина (без учета граждан, зарегистрированных по месту пребывания).
17. В указанном пункте 16 настоящих примечаний случае плата за содержание жилых помещений по цене за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, не взимается:
– с одиноко проживающих пенсионеров;
– с одиноко проживающих инвалидов;
– с детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, в возрасте до 18 лет за площадь, принадлежащую им на праве собственности; – с граждан – нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда, занимающих жилые помещения, расположенные на первом этаже;
– с семей, состоящих из пенсионеров и/или инвалидов;
– с семей, состоящих из пенсионеров и/или инвалидов и находящихся на их иждивении детей в возрасте до 16 лет;
– с одиноких граждан, проживающих в коммунальных квартирах;
– с собственников жилых помещений, вносящих плату за содержание жилых помещений по фактической стоимости;
– с граждан, проживающих в аварийных домах или квартирах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
– с граждан, имеющих право на дополнительную площадь, предоставленную им по состоянию здоровья, в пределах этой площади;
– с многодетных семей, проживающих в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы;
– с собственников жилых помещений, временно снятых с регистрационного учета в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
18. Пункты 16 и 17 настоящих примечаний не распространяются на собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем, и указанные собственники вносят плату за содержание жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих примечаний, а также в случаях, указанных в пункте 11 настоящих примечаний.
19. Цены за содержание жилых помещений не включают в себя комиссионное вознаграждение, взимаемое кредитными организациями и операторами платежных систем за услуги по приему данного платежа.

Читайте также:  Затопили соседей: что делать

Цены за содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных в пользование по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы, а также по заключенному в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 588-ПП “О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров” договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, ранее предоставленного по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы (цены за содержание жилых помещений в бездотационных домах)

Примечания:
1. Виды удобств: электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (центральное или местное – многоточечная газовая колонка).
2. Общая площадь жилого помещения для расчета платы за содержание и ремонт жилых помещений – сумма площадей всех помещений квартиры, включая площади встроенных шкафов, темных комнат (кладовок).
Площади летних помещений (лоджии, балконы, террасы) в оплачиваемую общую площадь квартиры не включаются.
3. В цены за содержание и ремонт жилых помещений в бездотационных домах не включены расходы по содержанию и ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования. Наниматели жилых помещений в бездотационных домах за счет собственных средств производят содержание и текущий ремонт жилого помещения, внутриквартирного инженерного оборудования.
4. Цены за содержание и ремонт жилых помещений в бездотационных домах не включают в себя комиссионное вознаграждение, взимаемое кредитными организациями и операторами платежных систем за услуги по приему данного платежа.

Ставки планово-нормативного расхода для расчета размера субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (за исключением многоквартирных домов, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, жилые помещения в которых находятся в муниципальной собственности или собственности граждан)

Категории многоквартирных домов

Ставки планово-нормативного расхода (рублей в месяц за 1 кв.м общей площади жилого помещения)

Читайте также:  Кто должен платить за капитальный ремонт многоквартирного дома?

Что входит в содержание жилья по квитанции в 2018?

Когда жильцы получают квитанцию для оплаты жилищно-коммунальных услуг, многие из них не понимают прописанную в бумаге графу — ремонт и содержание жилья. Если вы хотите узнать, что вы оплачиваете, внимательно изучите эту графу. Эти услуги оплачиваются, как правило, по установленным документам, используя такой документ, как Жилищный кодекс. Они включают в себя проведение капитального ремонта, а также поддержание общественных территорий. Под этим понимается:

  • Лестничные площадки;
  • Лифтовое оборудование;
  • Коридоры в хорошем состоянии.

Если речь идет о проведении ремонтных работ, то каких-либо особенностей здесь возникать не должно. Термин содержания требует более тщательного объяснения.

  • 1 Тариф на ремонт и содержание жилья в 2018 году
    • 1.1 Что такое содержание жилья и что в него входит?
    • 1.2 Можно ли не платить за ремонт и содержание жилья?
    • 1.3 Расчет тарифа на содержание и ремонт жилья
  • 2 Стоимость содержания жилья
    • 2.1 Похожие

Тариф на ремонт и содержание жилья в 2018 году

Как правило, тариф за жилищные услуги зависит от самого собственника помещения, который также может его сдавать в аренду. Перечислим наиболее популярные варианты:

  • Если собственники жилых помещений решают объединиться в товарищество, в таком случаи цена услуг назначается с использованием голосования. При этом все назначенные условия должны быть сверены с требованиями закона. Размер стоимости будет действовать в течение одного года.
  • За дом берется управляющая компания? Жильцы имеют полное право обсуждать тарифы, а также поднимать вопросы, которые касаются изменения подобных размеров.
  • Дом — собственность государства? Размер платы за подобные услуги устанавливает представитель субъекта Российской Федерации. Может и местный орган управления. Об этом гласит статья 157 Жилищного кодекса.

Что такое содержание жилья и что в него входит?

Под этим понятием жилья относится:

  • Техническая проверка, которая контролирует элементы всего здания в должном состоянии. Сюда относится и своевременная диагностика разных неисправностей;
  • Устранение аварий в общедомовом имуществе, а также восстановление различных условий по жизнеобеспечению.

Можно ли не платить за ремонт и содержание жилья?

Каждый житель должен платить ремонт жилья. Этот нюанс подкрепляется законом в статье 153 ЖК РФ. А в следующей статье, то есть в 154 ЖК РФ идет разъяснение, за что именно необходимо платить. Оказывается, что содержание жилья — имеется в виду общедомовое содержание, а не конкретную квартиру собственника. Поэтому платить за ремонт и содержания жилья, как гласит закон, необходимо в обязательном порядке.

Читайте также:  Кто должен ремонтировать крышу в многоквартирном доме?

Расчет тарифа на содержание и ремонт жилья

Возьмем пример для расчета. Итак, в год полностью все работы по обслуживанию одного многоквартирного дома оцениваются в 540 тысяч рублей. Делим эту сумму на 12 и получаем 45 тысяч рублей в месяц. Итоговую цену услуг можно разделить на площадь всех помещений собственности. Допустим, в одном многоквартирном доме 3000 квадратных метров. Таким образом, 45 тысяч рублей делим на 3000 и получаем 15 рублей. Получается 15 на один квадратный метр в месяц. Следует учесть, что порядок расчета невозможно оспорить после согласования.

Исходя из этой суммы можно узнать, сколько денежных средств имеет права получить управляющая организация.

Стоимость содержания жилья

Теоретически стоимость обслуживания одной квартиры является 750 рублей в месяц. Например, в одном доме 60 квартир. Это приравнивается к 45 тысячам рублям. Стоимость всех квартир 540 тысяч рублей.

Из приведенного выше примера видно, что количество средств, которые тратятся за год на один дом, по принятому способу в сегодняшнее время составляет 540 тысяч рублей. Это соответствует годовой цене услуг. А если учитывать реальность, то получается 81 тысяч рублей. Возникает вопрос, кто должен оплатить остаток — 459 тысяч рублей? По теории остаточную сумму должен платить самостоятельно и решать на что потратить — каждый собственник. При этом качество предоставляемых услуг не должно снижаться.

Похожие

Часто государственные органы власти принудительно выселяют жильцов с их собственности. Эта мера необходима для обеспечения…

В организациях часто используются практика, когда директор издает приказ о прямом наделении кадрового работника правом…

Финансово-хозяйственная деятельность компаний подлежит контролю. В этом заинтересовано государство и учредители коммерческих организаций, которые не…

С 1 января этого года была изменена плата за общедомовые нужды, включая холодную, горячую воду,…

Даже в развитых странах существуют жилищные проблемы для разных групп населения. Российская Федерация не является…

Еще во время брака супруги могут требовать друг от друга материальной поддержки в виде алиментов.…

НТВП “Кедр – Консультант”

Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги

Каким образом устанавливаются тарифы на содержание и ремонт жилого помещения?

Гражданин Д-лов проживает в многоквартирном доме, с начала года в его платежке появилась строка «за содержание и капитальный ремонт жилья». Заявитель считает, что содержание и капитальный ремонт жилья – это отдельный вид услуги, который устанавливается решением самого собственника по предложению управляющей компании. Не согласившись с тарифами, он написал обращение в свою управляющую компанию (УК), на что УК сообщила о том, что согласно п. 4.4.4 договора на управление содержание и ремонт (его многоквартирного дома) размер стоимости платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается равным ставке для муниципального жилого фонда, ежегодно утверждаемой Администрацией г. Ижевска. На основании постановления Администрации г. Ижевска № 619 от 26.06.2012 г. с 01.07.2012 г. была увеличена плата за содержание и ремонт жилого помещения. В обоснование УК ссылалась на протокол общего собрания собственников помещений, на котором было принято решение об увеличении платы на текущий ремонт в размере дополнительного сбора средств в сумме 2 руб. 22 коп. Сам Д-лов заявляет, что не помнит, чтобы такое собрание у них в доме проводили.

Читайте также:  Компенсация за капремонт пожилым людям: как получить?

Вопрос: Кто устанавливает тариф на содержание ремонт жилого помещения? Правомерно ли установили тариф без проведения общего собрания?

Ответ юриста.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики № 319 от 23.07.2012 г. региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора)… в том числе оплаты коммунальных услуг в части, касающихся правильности применения тарифов (цен) за единицу.

Согласно п. 1. ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 – 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Читайте также:  Спецсчет на капитальный ремонт многоквартирного дома: что это такое?

Часть 6 ст. 46 ЖК РФ устанавливает, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение общего собрания собственников помещений в этом доме, принятое с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия такого решения и если при этом таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Таким образом, Д-лов имеет право на обжалование решения общего собрания об увеличении платы на текущий ремонт, поскольку он на нем не присутствовал. Однако общее собрание собственников в многоквартирном доме может проходить в форме заочного голосования.

Согласно ст. 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело кворума (кворум признается, если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов), в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

В нашем случае, скорее всего, имело место именно заочное голосование.

Заявителю неизвестно, какой способ управления многоквартирным домом был выбран жителями. Учитывая, что одной из составляющих платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме является плата за содержание и ремонт жилого помещения, действия УК по увеличению платы на содержание и ремонт жилого помещения, с учетом Постановления Администрации г. Ижевска № 619 от 26.06.2012 г., являются правомерными.

Независимо от того, что решение об оплате содержания и капитального ремонта жилья устанавливаются на общем собрании собственников, сами собственники жилья в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего им помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

У Д-лова отсутствует копия действующего в настоящее время договора между ним и УК, есть только договор между ним и предыдущей УК (заключенный в 2007 г.). Кроме того, у него нет протокола общего собрания собственников жилья, на котором было принято решение об увеличении тарифов. Поэтому Д-лову, для дальнейшего контроля правомерности тарифов на содержание ремонт жилого помещения, нужно запросить в УК копию действующего договора на обслуживание и протокол общего собрания.

Скворцов Алексей Валерьевич, консультант правового отдела ФСС по УР, 8-950-175-32-59

ВС РФ: ущерб от протечек кровли многоквартирного дома должна возмещать управляющая компания

AndreyPopov / Depositphotos.com

Если квартира и ее обстановка пострадали из-за протечки кровли, – то ущерб возмещает управляющая МКД организация, причем даже если кровля требует капитального ремонта, а решение о нем собственники помещений в МКД так и не приняли. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между “затопленным” жителем и УК МКД (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 20 ноября 2018 г. № 48-КГ18-22).

Хозяин квартиры с верхнего этажа еще и до инцидента жаловался на мокрый потолок, но однажды в оттепель капель превратилась в настоящий дождь. Оказалось, что во время холодов на крыше осталась наледь – ведь убирать её с рулонной кровли нельзя (п. 11.4 Свода правил СП 255.1325800.2016 “Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения”), это опасно для самой кровли. Ну а как солнышко пригрело, – она и растаяла, заодно попортив интерьер низ лежащей квартиры на 25 с лишним тысяч рублей.

Читайте также:  Топят соседи сверху: что делать, можно ли потребовать компенсацию

Управляющая компания категорически отказалась компенсировать потерпевшему жителю стоимость ремонта: специальная комиссия (ее выводы потом подтвердила судебная экспертиза) установила, что протечка кровли обусловлена ее совершенно негодным состоянием. Настолько негодным, что текущий ремонт кровли тут был бы бессилен, а требуется – капитальный, с полной заменой кровельного материала и утеплителя. Общее собрание собственников помещений МКД (далее также ОСС) не высказывалось за проведение капитального ремонта и не давало на него денег, а значит УК никому ничего не должна – ни проводить капремонт за свой счет, ни возмещать ущерб от талых вод.

Позиции судов разделились:

  • районный – поддержал владельца мокрой квартиры (УК не доказала, что выполнила минимальный перечень работ и услуг для надлежащего содержания ОИ МКД, и что половодье вызвано именно капитальными огрехами, а также УК обязана была заняться хотя бы текущим ремонтом),
  • а областной, наоборот, поддержал УК (протечка из-за отсутствия капремонта крыши, который УК по собственному почину проводить не должна, а жители МКД – которым УК говорила о дырявой крыше – на её капремонт не отважились).

Однако Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ вновь поддержала жертву водных процедур:

  • крыша есть часть общего имущества МКД, которое должно содержаться так, чтобы МКД был надежен и безопасен, в том числе безопасен для жизни и здоровья граждан и сохранности их имущества (подп. “а” п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила);
  • причем содержание общего имущества включает в себя его осмотр для скорого выявления дефектов и угроз, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации (подп. “з” п. 11 Правил);
  • “крышный” минимум (п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290), который Правительство РФ требует от УК, – это проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций; проверка и очистка кровли от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, – незамедлительное их устранение. В остальных случаях – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), их проведение;
  • однако из материалов дела следует, что и с этим-то минимумом “управляшка” не справилась. Все жалобы о протечке крыши были проигнорированы, а последний текущий ремонт кровли был сделан аж за три года до драматического затопления;
  • что касается капремонта – то, действительно, согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса, решиться на капремонт может только общее собрание собственников помещений. Однако из этого вовсе не следует, что если ОСС по этому вопросу не проводилось (или проводилось, но отказалось от ремонта), то дом теперь можно содержать кое-как. Напротив: действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в МКД решения о проведении тех или иных ремонтных работ. Поэтому непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества МКД, которые должны быть исполнены управляющей организацией независимо от решения общего собрания;
  • а раз так, то это УК и виновата в том, что не проводила текущий ремонт и допустила возможность протечки талых вод в квартиру на последнем этаже.

В итоге решение первой инстанции было объявлено самым верным: УК возместит пострадавшему стоимость ремонта, судебные расходы, моральный вред и “потребительский” штраф.

Кто должен ремонтировать крышу в многоквартирном доме?

Настройки отображения

  • Общая информация
    • О руководителе
    • Адрес и схема проезда
    • Порядок и время приема граждан
    • Наши информационные системы
    • Структура
    • Полномочия, задачи, функции
  • Деятельность
    • Оцените качество предоставления ЖКУ!
    • Конкурсы
    • Планы работ
    • Перечень обязательных требований
    • Энергоэффективность и энергосбережение
    • Административные наказания за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде
    • ГИС ЖКХ
    • Доска почёта
    • Статистические данные и показатели
    • Капитальный ремонт МКД
    • Лицензирование
    • Результаты деятельности
    • Контрольно-надзорная деятельность
  • Приемная
    • Контакты
    • Подать электронное обращение
    • Порядок и время приема граждан
    • Прием глав муниципальных образований
    • Личный приём начальника государственной жилищной инспекции Новосибирской области
  • Уголок потребителя
  • Обращения граждан
    • Порядок обращений
    • Порядок и время приема граждан
    • Правовая база
    • Отчеты
    • Электронное обращение
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы, бланки
    • Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Карта коррупционных рисков
    • Опрос общественного мнения по оценке уровня коррупции
    • Международный молодежный конкурс «Вместе против коррупции!»
    • Социальные видеоролики
  • Документы
    • Документы по организации работы с персональными данными
    • Информация о размещении заказов
    • Положение об органе власти
    • Правовое обеспечение деятельности
    • Проекты нормативных правовых актов
    • Административные регламенты
    • Муниципальный жилищный контроль
  • Телефон “горячей линии”
  • Председателю ТСЖ
  • Владельцам специальных счетов
  • Общественный совет
    • Общественный совет 2016 – 2018
    • Общественный совет 2019 – 2022
    • Информационные материалы общественного совета
  • Контрольно-надзорная деятельность
    • Положение о виде регионального государственного контроля (надзора)
    • Административные регламенты
    • Перечень НПА (обязательных требований)
    • Критерии отнесения к категории риска/классу опасности
    • Профилактика рисков причинения вреда
    • Публичные обсуждения правоприменительной практики
    • Мероприятия по контролю без взаимодействия с юр. лицами, ИП
    • Методика оценки эффективности и результативности КНД
    • Антимонопольный комплаенс
    • Реестр подконтрольных субъектов
    • Информатизация КНД
    • Реквизиты для оплаты административных штрафов
    • Чек-листы для самопроверки
  • Обеспечение доступной среды для инвалидов
  • Информация для управляющих организаций
    • Информация о порядке взаимодействия при проведении контрольно-надзорных мероприятий с использованием ГИС ЖКХ
    • О размещении информации в ГИС ЖКХ
    • О проведении проверок протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
    • О сроке приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области
    • О порядке вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
    • Выдача лицензий на управление многоквартирными домами в электронном виде
Читайте также:  Трещина в стене кирпичного дома: что делать?

Ремонт общего имущества в многоквартирном доме (текущий и капитальный), в том числе ремонт кровли, проводится по решению общего собрания собственников помещений в таком доме, согласно утвержденного на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также условий их финансирования. В соответствии с положениями статей 44 и 45 жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещений многоквартирного дома вправе инициировать собрание собственников для принятия решения о ремонте крыши.

При этом, в случае возникновения неисправностей, приводящих к протечкам кровли, управляющая компания обязана принять меры для их незамедлительного устранения.

В каких случаях и за чей счёт УО должна ремонтировать балконы

Согласно нормативно-правовым актам РФ, к общему имуществу многоквартирного дома относится такой конструктивный элемент как балкон. Но не весь, а лишь его пол. Читайте о том, когда управляющая организация отвечает за состояние балконов в помещениях собственников и за чей счёт проводится их ремонт.

Почему УО несёт ответственность за балконы

В состав общедомового имущества включены несущая стена и балконная плита, по сути – пол балкона. Она признаётся ограждающей конструкцией многоквартирного дома и находится в ведении управляющей домом организации, отвечающей за содержание и ремонт общего имущества МКД (пп. «в» п. 2 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). За остальные части балкона – козырёк, крышу, парапет, а также остекление – ответственность несёт сам собственник.

Работы, выполняемые для надлежащего содержания балконов, входят в минимальный перечень работ и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. В перечень входят в том числе выявление нарушений и эксплуатационных качеств балконной плиты (п. 9 ПП РФ № 290).

Определять состояние и при необходимости планировать ремонт балконных плит управляющая компания должна в ходе плановых осмотров. Осмотры состояния конструктивных элементов дома должны проводиться минимум дважды в год – весной и осенью (п. 2.1.1 постановления Госстроя РФ № 170).

По результатам осмотра УО должны, согласно п. 2.1.5 постановления № 170, в течение месяца определить перечень и объём работ по ремонту балкона, если были зафиксированы деформации и повреждения имущества.

Также УО обязана:

  • проверять правильность использования балконов жителями дома;
  • не допускать размещения на балконах громоздких и тяжелых вещей, захламления и загрязнения;
  • разъяснять жителям МКД правила эксплуатации балконов (п. 4.2.4 постановления № 170).
Читайте также:  Как убрать плесень со стены в квартире

Что УО должна делать для надлежащего содержания балконов

Осмотр балкона может проводиться не только по плану управляющей организации, но и по заявлению собственника или нанимателя помещения в доме. Если при осмотре балкона УО обнаружила признаки повреждений, то, согласно п. 4.2.5 постановления № 170, организация обязана принять срочные меры и обеспечить безопасность людей, предупредив развитие деформаций.

Порядок действий УО в такой ситуации следующий:

  1. Составить акт осмотра повреждённой балконной плиты, где следует описать характер и место повреждений, причину, если она известна.
  2. Определить характер и объём требуемых восстановительных работ.
  3. Определить источник финансирования.
  4. Если балконная плита находится в аварийном состоянии и создаёт угрозу безопасности людей, то закрыть и опломбировать вход на балкон вплоть до выполнения ремонтных работ (п. 4.2.4.3 постановления № 170).

Оплачивают ремонт балконов всегда собственники помещений в многоквартирном доме, несущие бремя содержания общего имущества:

  1. Если требуется текущий ремонт, то источником его финансирования становятся средства, которые жители дома ежемесячно вносят в адрес УО за содержание и ремонт общего имущества дома.
  2. Если повреждения значительные и требуется капитальный ремонт, то вопрос выносится на общее собрание собственников помещений в МКД.

Несмотря на то, что текущий ремонт, как и капитальный, отнесён к компетенции общего собрания собственников, отсутствие решения ОСС о проведении таких работ не является основанием для УО не выполнять их (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017). Текущий ремонт балконной плиты УО должна провести, не дожидаясь решения ОСС.

Почему суд обязал УО провести текущий ремонт балкона до капитального

Рассмотрим несколько судебных дел, в которых собственники помещений в многоквартирных домах требовали от управляющих организаций выполнить ремонт балконных плит.

Истец проживал в доме, требовавшем капитального ремонта, но не включённом в региональную программу. Собственник потребовал от УО выполнить работы по восстановлению балкона. Управляющая организация отказалась, сославшись на то, что балконная плита требует капитального ремонта. Истцу посоветовали инициировать ОСС.

Тогда собственник обратился в орган ГЖН. Ведомство провело проверку и постановило, что балконная плита имеет незначительные повреждения, следовательно, её ремонт должен быть выполнен в счёт средств, вносимых жителями дома за содержание и ремонт общего имущества МКД.

УО собрала комиссию из представителей муниципалитета, регионального БТИ, органа ГЖН. Комиссия постановила, что дом требует капитального ремонта, и его необходимо включить в региональную программу. В заключении была зафиксирована необходимость капитального ремонта спорной балконной плиты.

Собственник подал иск в суд. На дату рассмотрения дела дом не был включён в региональную программу по капремонту. Суд заострил внимание на том, что балконная плита находится над тротуаром и создаёт опасность для жизни и здоровья людей. Принимать меры в такой ситуации обязана управляющая домом организация согласно п. 4.2.4.2 постановления №170.

Поскольку УО не провела охранных работ и мер по восстановлению балкона, то суд постановил, что она не исполнила обязанности по содержанию и текущему ремонту балконной плиты, физический износ которой достиг предельно допустимых характеристик надёжности и безопасности. Балкон угрожал жизни и здоровью граждан.

Судья отметил, что в домах, где в ближайшие пять лет запланирован капитальный ремонт, должен проводиться текущий ремонт, обеспечивающий нормативные условия для проживания (п. 2.3.7 постановления № 170). Таким образом, суд обязал УО провести работы по текущему ремонту балконной плиты.

Когда УО имеет право демонтировать балкон без согласия собственника

В другом деле собственник приобрёл квартиру в многоквартирном доме и обратил внимание, что в противоречие кадастровому паспорту в помещении нет балкона. Бывший собственник квартиры пояснил, что балкон демонтирован в его отсутствие.

Оказалось, что балконная плита находилась в аварийном состоянии, что подтверждает акт осмотра. Осмотр проводили представители управляющей организации и муниципалитета. Во избежание падения плиты было принято решение её демонтировать. УО исполнила решение.

Новый владелец потребовал от управляющей организации восстановить разрушенный балкон. УО отказалась, сославшись на отсутствие решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении капитального ремонта. Собственник обратился в суд.

Суд встал на сторону управляющей организации, поскольку комиссия, обследовавшая балконную плиту, составила акт о её аварийном состоянии. Износ элементов конструкции составлял более 50%, ремонту и восстановлению они не подлежали. Во избежание падения балконной плиты она была демонтирована. Работы проводились в отсутствие собственника квартиры, поскольку в ней долгое время никто не проживал.

Читайте также:  Когда будет капремонт моего дома?

Восстановление балкона, как указал суд, относится к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Такое решение должны принять собственники на общем собрании (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Суд иск отклонил и посоветовал владельцу квартиры инициировать общее собрание собственников для принятия решения о восстановлении балконной плиты за счёт средств капитального ремонта.

Запомнить

По вопросу ответственности за состояние и ремонт балконов многоквартирных домом управляющие организации должны помнить следующее:

  1. В состав общего имущества МКД включён не весь балкон, а только балконная плита (пол) и несущая стена дома.
  2. УО обязана проводить осмотры и следить за состоянием общего имущества дома, в том числе балконных плит, своевременно принимать меры по восстановлению их надлежащего состояния.
  3. УО должна проводить текущий ремонт балконных плит за счёт средств, собираемых с жителей дома за содержание и ремонт общего имущества, независимо от того, принято ли соответствующее решение на ОСС.
  4. Если балконная плита требует капитального ремонта, о чём составлен акт обследования, то решение о ремонте могут принять только собственники на общем собрании. При этом УО следует провести работы в рамках текущего ремонта, если капремонт в ближайшее время не запланирован.
  5. Если собственники не приняли решение о капремонте аварийной балконной плиты, то управляющая организация вправе закрыть и опломбировать вход на аварийный балкон.

Управляющая организация не должна игнорировать жалобы жителей дома на состояние балконов: если из-за износа балконной плиты произойдёт обрушение конструкции, то ответственность за это понесут УО и её должностные лица.

ВС напомнил, что именно управляющая компания отвечает за надлежащее содержание крыши дома

20 февраля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 309-ЭС20-20751 по делу № А47-8215/2019 об оспаривании управляющей компанией предписания жилищной инспекции устранить повреждения крыши в многоквартирном доме.

В апреле 2019 г. Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области провела внеплановую выездную проверку по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений (стен, перекрытий и кровли) оренбургского многоквартирного дома, находящегося в ведении ООО «Управляющая организация жилищным фондом “Сияние”».

В ходе проверки жилинспекция обнаружила наличие повреждений, просветов в крыше дома, а также кровельных отверстий над двумя квартирами и сочла, что УК не обеспечила проведение работ, необходимых для надлежащего содержания крыши. Общество было признано виновным в нарушении п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядка их оказания и выполнения, а также п. 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В связи с этим УК было выдано предписание от 23 апреля 2019 г. об устранении выявленных нарушений и выполнении вышеуказанных работ в срок до 1 июня.

Далее «УО ЖФ “Сияние”» оспорило предписание жилищной инспекции в арбитражном суде. Заявитель представил заключение общества «Союз экспертов», составленное по результатам строительно-технической экспертизы крыши здания. В документе отмечалось, что выявленные дефекты в кровле являются строительными дефектами, по причине которых в зоне вентиляционных каналов некоторых квартир третьего этажа здания появились следы увлажнения, повредившие отделочную поверхность.

Суд первой инстанции удовлетворил требования УК со ссылкой на то, что недостатки возникли не в результате ненадлежащего содержания общедомового имущества, а являются строительными дефектами, поэтому вопрос об их устранении должен решаться между заказчиком и застройщиком в рамках гарантийных обязательств. Как пояснил суд, оспариваемое предписание является неисполнимым ввиду отсутствия у последнего денег на проведение ремонтных работ кровли и возможности увеличить тариф. Он добавил, что для устранения выявленных нарушений нужен капремонт кровли, что недопустимо в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома.

В дальнейшем апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении требований УК. После повторного рассмотрения дела вторая инстанции установила, что согласно оспариваемому акту проверки в ходе визуального осмотра чердачного помещения спорного дома были выявлены просветы и отверстия в металлической кровле над двумя квартирами, которые отсутствуют в ранее утвержденном руководителем УК акте осмотра крыши от 20 сентября 2018 г. Апелляционный суд также отметил, что спорным предписанием на заявителя возложена обязанность по обеспечению надлежащего содержания крыши многоквартирного дома путем устранения повреждений кровли над вышеуказанными квартирами, а не по проведению капремонта крыши.

Читайте также:  Трещина в стене в квартире: что делать и как заделать

Тем самым, подчеркнула вторая инстанция, оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений соответствует положениям действующего законодательства, а также не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом сам по себе факт возникновения недостатков из-за ненадлежащего исполнения обязанностей застройщиком и наличия у него обязательств по устранению допущенных нарушений в течение гарантийного срока не устраняет установленные законодательством и договором управления обязанности УК по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии.

Тем не менее окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции, что послужило поводом для обращения жилищной инспекции в Верховный Суд с кассационной жалобой.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ напомнила, что крыши включены в состав общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, а также подп. «б» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся, кроме прочего, проверка кровли на отсутствие протечек, а при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, – незамедлительное их устранение.

Таким образом, пояснил Суд, действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность УК выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях – незамедлительно.

Верховный Суд назвал ошибочными выводы окружного суда об обратном, которые возникли из-за неправильного применения ряда норм действующего законодательства. «Из обжалуемого постановления следует, что суд округа, не опровергая выводы суда апелляционной инстанции, основанные на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а ссылаясь лишь на капитальный характер ремонтных работ, отраженных в представленном обществом экспертном заключении, и наличие гарантийных обязательств застройщика, согласился с судом первой инстанции, не в полном объеме исследовавшим доказательства по делу», – заключил ВС, который отменил судебные акты окружного суда и оставил в силе постановление апелляции.

По мнению адвоката Нижегородской областной коллегии адвокатов Александра Немова, определение ВС носит весьма положительный характер. «В принципе, я давно придерживаюсь в своей практике подобной позиции. Управляющая компания, вне зависимости от того, чья вина в возникновении ненадлежащего состояния общедомового имущества, обязана предпринимать попытки по приведению общедомового имущества в надлежащее состояние. Вопрос установления виновного лица лишь позволяет впоследствии управляющей компании обратиться с регрессными требованиями к причинителю вреда», – отметил он.

Эксперт отметил, что в своей практике он добивался решений судов первой и апелляционной инстанций, в которых суды, несмотря на вину застройщика в дефектах многоквартирного дома, обязывали управляющие компании, например, производить работы по устранению промерзания стен. «Обязанность управляющих компаний строго определена приведенными в определении ВС РФ нормами и ни в одной из указанных норм нет никаких сносок или отсылок к тому, что норма может не применяться в зависимости от “причинителя вреда”», – подчеркнул Александр Немов.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что определение соответствует сложившейся судебной практике по данной категории споров, в связи с чем оно не повлияет на нее, а только напомнит судам об основополагающих нормах и их применении. «Действительно, обязанность управляющей компании по содержанию многоквартирного дома, в том числе и кровли, в надлежащем состоянии является безусловной с момента заключения с ней договора, поэтому оснований для оспаривания предписания жилищной инспекции у управляющей компании не было. При этом в очередной раз можно наблюдать решения нижестоящих судов, прямо противоположные друг другу. Это связано, по всей видимости, с невнимательным исследованием судами материалов дела, недостаточным изучением доказательств, имеющих значение для дела, и, соответственно, неправильным применением норм материального права, даже таких очевидных, как в рассматриваемом споре», – подчеркнул эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: