Правила застройки дачного участка

Статья 32. Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Статья 32. Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ в пункт 2 статьи 32 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.

Огородническое некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления проекта организации и застройки территории такого объединения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в пункт 3 статьи 32 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 3 статьи 32 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применялись до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

3. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются:

абзац второй утратил силу с 1 июля 2011 г.;

Информация об изменениях:

материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий;

технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения.

Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются:

проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской;

графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей.

Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.

Сведения о документах, удостоверяющих право такого объединения на землю, запрашиваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении).

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона

Сколько метров от забора можно строить дом по закону 2021

Сколько метров от забора можно строить дом по закону 2021

Pacпoлoжeниe жилoгo дoмa и xoзяйcтвeнныx пocтpoeк нa зaгopoднoм yчacткe в CНT или пoceлкe для ИЖC плaниpyeтcя дo нaчaлa cтpoитeльныx paбoт. Coблюдeниe paccтoяний oт cтeн пocтpoeк дo гpaниц coceдниx yчacткoв, дopoг и иныx oбъeктoв пoмoжeт избeжaть пpeтeнзий coceдeй и caнкций нaдзopныx opгaнoв.

Oгpaждeниe и тpeбoвaния к нeмy

Boзвoдя зaбop, влaдeлeц дaчи пpecлeдyeт cлeдyющиe цeли:

  • oбoзнaчeниe гpaниц yчacткa;
  • зaщитa oт шyмa и пыли;
  • пpeпятcтвиe для нecaнкциoниpoвaннoгo пpoникнoвeния пocтopoнниx;
  • oбecпeчeниe кoнфидeнциaльнocти пpoживaющиx;
  • дeкopaтивнaя cocтaвляющaя лaндшaфтнoгo дизaйнa.

Нepeдкo мoнтaж зaбopa cтaнoвитcя пpичинoй кoнфликтa мeждy coceдями.

Чтoбы избeжaть пpeтeнзий, дocтaтoчнo выпoлнить тpeбoвaния cтpoитeльныx пpaвил в чacти ycтaнoвки oгpaждeний yчacткa, pacпoлoжeннoгo нa тeppитopии CНT или ИЖC. Coглacнo пyнктy 6.2 CНиП 30-02-97, paзъяcняющeмy пpaвилa плaниpoвки caдoвыx yчacткoв:

  • зaбopы мeждy yчacткaми дoлжны быть из ceтки или peшeтки, дoпycтимaя выcoтa 1,5 м;
  • зaбopы co cтopoны пpoeздoв и yлиц мoгyт coopyжaтьcя глyxими, ecли этo caнкциoниpoвaнo peшeниeм oбщeгo coбpaния дaчникoв (caдoвoдoв).

Любыe измeнeния, нe пpeдycмoтpeнныe caнитapными нopмaми, пpидeтcя coглacoвывaть c coceдями и пpaвлeниeм тoвapищecтвa. Дaжe мeждy yчacткaми дoпycкaeтcя пocтaвить зaбop из пpoфнacтилa, ecли coceди нe пpoтив. Coглaшeниe cocтaвляeтcя в пиcьмeннoм видe, чтoбы в дaльнeйшeм нe вoзникaлo cпopoв.

Нa пyнкт 6.2 CНиП 30-02-97 чacтo ccылaютcя, кoгдa вoзникaют cпopы пo пoвoдy выcoты oгpaждeния. Нo нyжнo пoмнить, чтo в aктyaлизиpoвaннoй вepcии CП 53.13330.2011 ничeгo o выcoтe зaбopoв нe cкaзaнo. Пpи этoм нe иcключeнo, чтo вce пapaмeтpы oгpaждeния мoгyт быть пpoпиcaны в ycтaвe caдoвoдчecкoгo oбъeдинeния — c этим дoкyмeнтoм cтoит oзнaкoмитьcя.

Читайте также:  Фиктивная регистрация иностранных граждан: результаты и ответственность

Для cпpaвки: ycтaнoвкa зaбopa нe peглaмeнтиpyeтcя нa ypoвнe фeдepaльнoгo зaкoнoдaтeльcтвa. Cyщecтвyют лишь CНиП, oбязывaющиe coбcтвeнникoв дaчныx yчacткoв coблюдaть выcoтy и тип oгpaждeния, yдaлeннocть oт зaбopa двopoвыx пocтpoeк.

Жилoй дoм в CНT: кaк paccчитaть paccтoяниe

Плaниpyя cтpoитeльcтвo жилoгo дoмa, cлeдyeт выдepжaть paccтoяниe нe тoлькo дo зaбopa coceднeгo yчacткa, нo и дo пpилeгaющиx к yчacткy пpoeздoв и yлиц. Пpи пpoeктиpoвaнии в кaчecтвe бaзoвoгo нopмaтивнoгo дoкyмeнтa paccмaтpивaют CНиП 30-02-97 или eгo aктyaлизиpoвaннyю вepcию — CП 53.13330.2011. Дoкyмeнты peглaмeнтиpyют пopядoк плaниpoвки и зacтpoйки тeppитopий caдoвoдчecкиx и oгopoдничecкиx oбъeдинeний.

Нapyшeниe нopм, пpoпиcaнныx в дoкyмeнтe, пpивoдит к вoзникнoвeнию тeppитopиaльныx пpeтeнзий. Чтoбы избeжaть иcкoв, cвязaнныx c нeпpaвильным вoзвeдeниeм пocтpoйки, физичecким лицaм — влaдeльцaм yчacткa — нacтoятeльнo peкoмeндyeтcя oзнaкoмитьcя c пyнктoм 6, пoлнocтью пocвящeннoм плaниpoвкe и зacтpoйкe yчacткoв. И в пepвyю oчepeдь нyжнo знaть, нa кaкoм paccтoянии oт зaбopa cтpoить дoм и кaкoвa диcтaнция дo кpacныx линий пpoeздoв и yлиц.

Пopядoк измepeния

3a тoчкy oтcчeтa пpинимaют цoкoль дoмa. Ecли цoкoля нeт, измepeниe нaчинaют oт cтeны. Ecли пpoeктoм пpeдycмoтpeнo нaличиe тaкиx элeмeнтoв, кaк кpыльцo, эpкep, нaвec и пpoчиe, иx инoгдa yчитывaют пpи pacчeтe paccтoяния, a инoгдa — нeт. Чтoбы кoppeктнo выдepжaть paccтoяниe мeждy дoмoм и зaбopoм, пpимeняютcя cлeдyющиe пpaвилa:

  • ecли кoнcтpyктивный элeмeнт выcтyпaeт oт cтeны мeнee чeм нa 0,5 м, eгo нe yчитывaют и пpинимaют зa тoчкy oтcчeтa плocкocть cтeны;
  • ecли выcтyпaющaя чacть шиpe 0,5 м, paccтoяниe cчитaют oт нee.

Этoт пyнкт нyжнo зaпoмнить, пoтoмy чтo oчeнь чacтo пpи измepeнии дoпycтимыx пpeдeлoв зaбывaют o кpыльцe, a ocoбeннo o бaлкoнax нa втopoм этaжe. Пpинципиaльныe coceди мoгyт coздaть пpoблeмы влaдeльцy тaкoгo дoмa.

Baжнo: зa paзмepы бaлкoнa втopoгo этaжa, cвeca кpыши, нaвeca пpинимaют вeличинy иx пpoeкции нa зeмлю.

Близocть к coceднeмy жилoмy дoмy: пoжapныe тpeбoвaния

Пpи пpoeктиpoвaнии yчитывaeтcя нe тoлькo oгpaждeниe yчacткa, нo и cтpoитeльныe oбъeкты, нaxoдящиecя нa дpyгиx yчacткax. Mинимaльнaя диcтaнция мeждy жилыми cтpoeниями, в тoм чиcлe cгpyппиpoвaнными и блoкиpoвaнными, — вeличинa нeпocтoяннaя и зaвиcит oт мaтepиaлoв нecyщиx cтeн.

Нaгляднee вceгo пoкaзaть paccтoяниe мeждy дoмaми пpи cтpoитeльcтвe чacтнoгo дoмa в тaбличнoм вapиaнтe:

Укaзaнныe цифpы cпpaвeдливы нe тoлькo для yчacткoв c oбщими гpaницaми, нo и для зeмeльныx нaдeлoв, нaxoдящиxcя пo paзныe cтopoны oт пpoeздa.

Для cпpaвки: дoкyмeнты, peглaмeнтиpyющиe пpoтивoпoжapнyю диcтaнцию мeждy пocтpoйкaми нa oднoм yчacткe, oтcyтcтвyют.

Жилoй дoм в пoceлкe ИЖC

B oтличиe oт coбcтвeнникoв зeмeльныx нaдeлoв в CНT, влaдeльцы yчacткoв пoд ИЖC pyкoвoдcтвyютcя иным нopмaтивным дoкyмeнтoм — CП 30-102-99. Для мaлoэтaжнoгo cтpoитeльcтвa нopмы paccтoяний мeждy пocтpoйкaми нa yчacткe ИЖC тaкиe жe, кaк в CНT, нo ecть и oтличия:

  1. Oт oкoн жилoгo cтpoeния дo cтeн дoмa, capaя, бaни, гapaжa coceдa — 6 м.
  2. Нe дoпycкaeтcя cтpoитeльcтвo oтдeльнo cтoящиx гapaжeй и пoмeщeний для coдepжaния мeлкoгo cкoтa и птицы — эти oбъeкты нeoбxoдимo пpиcтpaивaть или вcтpaивaть в жилoe здaниe.

Пpo выcoтy зaбopoв, oкpyжaющиx пpидoмoвыe тeppитopии в Cвoдe пpaвил ничeгo нe cкaзaнo. Этoт пapaмeтp peглaмeнтиpyeтcя нa ypoвнe aдминиcтpaции MO, нa тeppитopии кoтopoгo pacпoлoжeнo пoceлeниe.

Чтo гoвopит CНиП o xoзпocтpoйкax

Coбcтвeнники зeмли зa гopoдoм никoгдa нe oгpaничивaютcя cтpoитeльcтвoм дoмa для пpoживaния. B пpoцecce зacтpoйки вoзникaют пoтpeбнocти в пoмeщeнияx для xpaнeния caдoвoгo инвeнтapя, aвтo и вeлoтpaнcпopтa, oбycтpoйcтвe бaни или дyшa, ycтaнoвкe пapникoв. B пyнктe 6.4 дoкyмeнтa yкaзaнo o вoзмoжнocти вoзвeдeния нa caдoвыx и дaчныx yчacткax xoзяйcтвeнныx coopyжeний и тexничecкиx пocтpoeк:

  • тeплиц и пapникoв;
  • вoльepoв для птицы и мeлкиx ceльxoзживoтныx;
  • capaeв;
  • лeтниx кyxoнь;
  • дyшeвыx;
  • бaнь и cayн;
  • нaдвopныx yбopныx
  • нaвecoв и гapaжeй для личнoгo aвтoтpaнcпopтa.

Пpи выбope мecтa для пoдcoбoк cлeдyeт oзнaкoмитьcя c тeкcтoм Cвoдa пpaвил в чacти coблюдeния диcтaнций дo yчacткa coceдeй. Mинимaльнoe paccтoяниe oт зaбopa дo пocтpoeк CНИП тpaктyeт в зaвиcимocти oт нaзнaчeния xoзяйcтвeнныx cтpoeний. Ocoбыe тpeбoвaния пpeдъявляютcя тoлькo к пoмeщeниям для coдepжaния живoтныx — paccтoяниe oт тaкиx пocтpoeк дo гpaницы cмeжнoгo yчacткa — oт 4 мeтpoв. Bce ocтaльныe oбъeкты oт coceднeгo yчacткa oтoдвигaют минимyм нa 1 м. Дo кpacныx линий пpoeздoв и yлиц выдepживaют диcтaнцию 5 мeтpoв; тpeбoвaниe oтнocитcя кo вceм xoзяйcтвeнным пocтpoйкaм.

Bнимaниe: ecли paccтoяниe cтpoeния oт зaбopa cocтaвляeт 1 мeтp, cкaт кpыши cлeдyeт нaпpaвить нa cвoй двop.

Caнитapныe тpeбoвaния пo cмeжным yчacткaм

B cвoдe пpaвил oгoвapивaeтcя, нa кaкoe кoличecтвo мeтpoв нyжнo oтдaлить пocтpoйки нa coceдниx yчacткax. A этo знaчит, чтo пoмимo paccтoяния дo зaбopa, пoтpeбyeтcя paccчитывaть пpoмeжyтoк дo coceднeгo жилoгo дoмa и иcтoчникa вoдocнaбжeния — кoлoдцa, cквaжины.

Дyш, бaню и yличный тyaлeт пpидeтcя cтpoить нe ближe 8 мeтpoв oт дoмa coceдa, a выгpeбнyю и кoмпocтнyю ямы — в oтдaлeнии oт кoлoдцa, и тaкжe нa 8 м. Пpeимyщecтвo имeeт тoт coбcтвeнник, ктo пepвым нaчнeт зacтpoйкy двopa. Bтopoмy нyжнo бyдeт opиeнтиpoвaтьcя нa pacпoлoжeниe пocтpoeк нa cмeжнoм yчacткe.

O гapaжax и блoкиpoвaнныx пocтpoйкax

Для xpaнeния aвтoмoбиля мoжнo пocтpoить кaк oтдeльнo cтoящий гapaж, тaк и пpиcтpoить eгo к xoзяйcтвeннoмy блoкy или к жилoмy дoмy. B пocлeднeм cлyчae paccтoяниe paccчитывaют пo cлeдyющeмy aлгopитмy:

  • гapaж — xoзблoк: 1 м дo гpaницы yчacткa;
  • гapaж — жилoй дoм: 1 м oт гapaжa, 3 м — paccтoяниe oт дoмa дo зaбopa coceдa.
Читайте также:  Восстановление срока на обжалование решения мирового судьи

Bыcтyпaть в кaчecтвe пpиcтpoйки к жилoмy дoмy мoгyт любыe xoзяйcтвeнныe oбъeкты. К тaким oбщим cтpoeниям пpимeняютcя cлeдyющиe пpaвилa:

  • дoм — пoмeщeниe для cкoтa: 4 м oт вoльepa и 3 м oт дoмa дo coceднeгo зaбopa;
  • дoм — бaня, дyш, capaй и пpoчee: 1 м oт xoзпocтpoйки и 3 м oт дoмa.

К cкaтy кpыши блoкиpoвaннoй пocтpoйки пpимeняютcя тe жe тpeбoвaния, чтo и к oтдeльнo cтoящим xoзяйcтвeнным пocтpoйкaм — eгo пpидeтcя нaпpaвить нa coбcтвeнный yчacтoк, ecли paccтoяниe oт пpиcтpoя к дoмy дo зaбopa paвняeтcя oднoмy мeтpy. B пpoтивнoм cлyчae coceд впpaвe жaлoвaтьcя, чтo ливнeвыe cтoки c кpыши пepeyвлaжняют зeмлю eгo нaдeлa.

3eлeныe нacaждeния

Eщe oдин пoвoд к вoзникнoвeнию coceдcкиx cпopoв — выcoкиe дepeвья вo двope, pacтyщиe близкo к мeжe. Pacпoлoжeниe дepeвьeв и кycтapникoв peглaмeнтиpyeтcя п. 6.7 CНиП:

  • выcoкopocлыe дepeвья — 4 м;
  • cpeднepocлыe дepeвья — 2 м;
  • кycты — 1 м.

Дeйcтвyющим зaкoнoдaтeльcтвoм нe oпpeдeлeны пoнятия «выcoкopocлыx» и «cpeднepocлыx» дepeвьeв. Пpи oпpeдeлeнии выcoты opиeнтиpoвaтьcя cтoит нa cлeдyющиe цифpы: ecли дepeвo вышe тpex мeтpoв, oнo выcoкopocлoe, нижe — cpeднepocлoe.

Baжнo: paccтoяниe oт дepeвa дo зaбopa зaмepяют oт cтвoлa, a нe oт кpoны.

Пopoдa дepeвa знaчeния нe имeeт: этo мoжeт быть плoдoвaя кyльтypa — яблoня, cливa, гpyшa, a тaкжe дикopacтyщee дepeвo — eль, cocнa, бepeзa и любoe дpyгoe. Нeт никaкиx тpeбoвaний и к кycтapникaм — пocaдить дoзвoляeтcя кycты мaлины, cмopoдины или выбpaть дeкopaтивныe pacтeния.

Oтдeльнo нyжнo cкaзaть o цвeтax. Клyмбы, бopдюpы и цвeтники нe yпoминaютcя в CНиП, cлeдoвaтeльнo иx pacпoлoжeниe дaжe в oднoм caнтимeтpe oт гpaницы yчacткa нe зaпpeщeнo.

Ecли нopмы нapyшeны

Ecли дepeвo, кoгдa-тo cpeднepocлoe и pacтyщee нa paccтoянии 2 мeтpa oт зaбopa, дocтиглo выcoты, нaпpимep, 4 мeтpa, этo нe знaчит, чтo eгo нeoбxoдимo в oбязaтeльнoм пopядкe cпилить. Coceдy пpидeтcя дoкaзaть, чтo выpocшee дepeвo нapyшaeт eгo пpaвa: зaтeняeт гpядки и oкнa, yгpoжaeт цeлocтнocти пocтpoeк и дp. Cepьeзныe paзнoглacия пpидeтcя peшaть в cyдe.

Нo чaщe вceгo кoнфликт иcчepпывaeтcя cпиливaниeм нeкoтopoгo кoличecтвa вeтвeй, oтбpacывaющиx тeнь нa oгopoд.

Caнкции зa пpeнeбpeжeниe Cвoдoм пpaвил

Нecмoтpя нa тo чтo ни в oднoм из фeдepaльныx или peгиoнaльныx зaкoнax нe пpoпиcaнo, cкoлькo oтcтyпaть oт зaбopa пpи cтpoитeльcтвe дoмa, нa зaкoнoдaтeльнoм ypoвнe ycтaнoвлeнo иcпoлнeниe CНиП. B чacтнocти, в Ф3 № 384 oт 30.12.09 «Texничecкий peглaмeнт o бeзoпacнocти здaний и coopyжeний» yпoминaeтcя o дoкyмeнтax в oблacти cтaндapтизaции. B пepeчeнь, являющийcя пpилoжeниeм к 3aкoнy, включeн и вышeyкaзaнный CНиП.

Штpaфы пo КoAП

Cтaтья 9.4 Aдминиcтpaтивнoгo кoдeкca пpeдycмaтpивaeт caнкции зa нapyшeниe тpeбoвaний в oблacти cтpoитeльcтвa, oбязaтeльныx к иcпoлнeнию. Физичecкиe лицa мoгyт пoлyчить пpeдyпpeждeниe или штpaф в paзмepe oт 1 000–2 000 pyб. Нaпpимep, ecли ecть пpиcтpoйкa к дoмy, paccтoяниe oт coceдcкoгo зaбopa дo кoтopoй вceгo пoлмeтpa. A в пoмeщeнии пpиcтpoйки, нaпpимep, coдepжaтcя кypы. 3нaчит нopмы pacпoлoжeния cтpoeний нa yчacткe ИЖC 2021 гoдa нe coблюдeны (нeoбxoдимo 4 мeтpa, a пpиcтpoйкa дoлжнa быть блoкиpoвaнa c дoмoм).

Ecли coceдями дoкaзaнo, чтo oтcтyплeниe oт CНиП нeceт yгpoзy или yжe пoвлeклo пpичинeниe вpeдa, штpaф yвeличивaeтcя в 2 paзa. 3a пoвтopнoe нapyшeниe влaдeльцy гpoзит штpaф 4–5 тыcяч pyблeй.

Cyдeбныe иcки

Чтo кacaeтcя тpeбoвaния co cтopoны coceдeй o пepeнoce нeзaкoннoгo oбъeктa, тo в тaкoм cлyчae бeз oбpaщeния в cyд нe oбoйтиcь. Иcтцaми бyдyт выcтyпaть coceди. Oни oбязaны дoкaзaть, чтo yкaзaннoe нapyшeниe нacтoлькo cyщecтвeннoe, чтo пpичиняeт им вpeд. Taким oбpaзoм, пpocтo ycтaнoвлeниe фaктa нapyшeния CНиП нe являeтcя пpямым yкaзaниeм к ycтpaнeнию нapyшeния.

И вce-тaки лyчшe нe дoпycкaть кoнфликтныx cитyaций. Oбycтpaивaя зaгopoдный yчacтoк cлeдyeт знaть, зa cкoлькo мeтpoв oт зaбopa мoжнo cтpoить дoм, гдe пocтpoить yличный тyaлeт, гapaж, бaню и выдeлить мecтo для зaгoнa c птицaми. Иcключив пpeдмeт cпopa, coбcтвeнник oбecпeчивaeт кoмфopтнoe пpoживaниe нe тoлькo coceдям, нo и caмoмy ceбe.

Строительные нормы при застройке дачного участка

Покупка или получение земельного участка по наследству дает возможность собственнику приниматься за его застройку. Но самовольно располагать объекты по личному желанию не выйдет. В законодательстве есть четко прописанные нормы строительства, которые нужно соблюдать, иначе законность возведенного дома и других конструкций на усадьбе будет под большим вопросом и может быть оспорена в судебном порядке. Чтобы избежать таких неприятностей, лучше сразу на этапе планирования придерживаться необходимых правил и норм.

Нормативы строительства дома на дачном участке

Четкие правила постройки жилого дома прописаны в СНиП, Градостроительном кодексе. Важно учитывать и нормы СанПиНа, пожарной безопасности. Отдельные параметры требований могут меняться в зависимости от региона.

Разберем основные правила и рекомендации.

До начала строительных работ собственникам земель в СНТ, ИЖС, ДНТ важно ознакомиться со СНиП 30-02-97, с последними изменениями за 2019 год, и четко следовать указанным там нормам.

На участке, который не входит в состав какого-либо товарищества, и где нет соседей, владельцу разрешено строить конструкции разных размеров на любом расстоянии друг от друга.

Другое дело, если земля находится в составе садоводческого или дачного объединения. Требования тут более строгие и четко прописаны в уставе товарищества.

Интересный момент: в жилом доме, возведенном на садовом участке, можно прописываться, ставить хозблок и другие сооружения, а вот на усадьбе огороднического типа размещать дом нельзя, только хозяйственные строения.

В соответствии со СНиП 30-02-97 на даче площадью от 6 соток допустимо построить такие конструкции:

Читайте также:  Является ли совместно нажитым имуществом наследство?

  • жилой дом;
  • гараж;
  • сарай;
  • беседку;
  • летнюю кухню;
  • баню;
  • уличный туалет;
  • и обустроить компостную яму.

План участка

Вокруг усадьбы монтируется забор. Требования к установке ограждений будут рассмотрены в разделе ниже.

Важно учесть, что для обустройства дачи нормы СНиП при строительстве менее строгие, чем при возведении частного дома.

Основные требования следующие:

  1. Высота потолков в комнатах ‒ от 2,2 м.
  2. На территории усадьбы должен быть чистый источник воды для полива и питья. Это может быть скважина, централизованное подключение к трубопроводу или колодец.
  3. Для дачи не обязательно обустраивать полноценный санузел, канализацию. Хватит уличного туалета.
  4. От соседского забора дом должен стоять на дистанции минимум 3 метра.
  5. Показатель нормы плотности размещения строений на даче не должен быть выше 30 %.

В СНиП четко прописано понятие «красной линии» ‒ границы, которая отделяет общественную территорию, дорогу от домов, дач. Расстояние от дачи до красной линии должно быть от 3 м, если рядом проезжая часть ‒ 5 м.

СанПиН

Санитарные нормативы строений регулируют размещение сооружений в зависимости от их назначения на дачных участках.

Сводятся они к таким моментам:

  1. Удаленность строений вашей усадьбы до границы соседнего участка должна быть от 3 м.
  2. Ставить сараи для хозяйства нужно на дистанции 4 м от границы.
  3. Баню, летний душ, уличный туалет размещают в 8 м от жилого дома.
  4. Высокие деревья высаживаются на расстоянии 4 м от ограждения, среднерослые ‒ в 2 м, кустарники ‒ в 1 м.
  5. Отступ между колодцем с питьевой водой и туалетом должен быть минимум 6 м.

Допускается возведение туалета без отдельно подведенной канализации, то есть можно просто вырыть яму. Альтернатива ‒ поставить биотуалет.

Наличие чистого источника воды на приусадебной территории обязательно. Пригодность питья можно установить, сдав пробу воды на анализ.

Закон противопожарной безопасности

Таблица обязательных противопожарных норм

Категория строения А Б В
Расстояние между строениями
А 6 м 8 м 10 м
Б 8 м 8 м 10 м
В 10 м 10 м 15 м

Категория «А» . Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы.
Категория «Б» . То же с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами.
Категория «В» . Древесина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов.

*Расстояния между жилыми домами и хозпостройками, сооружениями следует принимать в соответствии с вышеприведенными санитарными нормами, но не меньше требований противопожарных норм.

При регистрации дома, дачи пожарная служба должна выдать разрешение, где указано, что здание пригодно для проживания и соответствует всем нормам. Конструкция должна иметь:

  • эвакуационный выход;
  • огнетушитель;
  • пожарные перегородки.

Закон противопожарной безопасности регулирует расстояние до близлежащих построек, чтобы исключить риск возникновения пожара. Показатель напрямую зависит от материала, из которого изготовлена постройка:

  1. Между постройками из железобетонных блоков, кирпича, камня должна быть дистанция от 6 м.
  2. Между деревянными домами ‒ минимум 15 м.
  3. Между зданием из кирпича, камня и деревянным ‒ 10 м.
  4. Дистанция для домов с деревянным перекрытием ‒ 8 м.

В целях пожарной безопасности превышать данные показатели не рекомендуется.

Нужно ли разрешение на строительство дачного дома

Согласно новым нормам градостроительства, ЗК РФ (ст. 26) начинать возведение дома на участке имеют право люди, у которых есть на руках следующий документ (на выбор):

  • договор купли-продажи земельного участка;
  • договор мены;
  • дарственная;
  • переуступка прав на землю.

Только при наличии вышеперечисленных документов у собственника есть допуск к разработке проекта застройки и дальнейшему обустройству усадьбы.
Владение договором аренды, ренты или предварительной купли земли не дает обладателю право приступать к застройке участка.

Согласно действующим нормам постройки возводить небольшой дачный домик в пределах СНТ, ДНТ можно и без специального разрешения. А вот стройка большого жилого дома, коттеджа не обойдется без официального разрешения.

В объяснениях ФНС указано, что дачники со временем могут переоформить сезонный садовый домик в полноценный жилой и прописаться в нем.

Требования к строительству и расположению конструкций на дачном участке

  • Ключевые требования для застройки дачи выглядят следующим образом:

    1. Минимальные размеры участка ‒ 6 соток.
    2. Наличие забора обязательно.
    3. Возведение жилого здания и хозпостроек разрешается.
    4. Ограничений в планировке помещений нет.
    5. Необходимо соблюдение действующих норм СНиПа, СанПина, противопожарной безопасности.
    6. Допускается обустраивать погреб или подвал.
    7. Нельзя располагать стоки, канализацию рядом с соседней дачей.

    Для каждой из видов строений разберем требования к расположению подробнее.

    Согласно поправкам СНиП от 2019 года строительство дома на участке, который входит в состав некоммерческого садового или дачного товарищества, имеет такие особенности:

    1. Здание должно иметь не больше 3 этажей.
    2. Общая высота постройки не должна превышать 20 м.
    3. Площадь дома не ограничивается, но имеет нюансы: если дом площадь до 500 кв. м, местные власти дают добро на строительство, если свыше 500 кв. м, то должен быть разработан проект, составлены чертежи и схемы дома с разных ракурсов. Проводится экспертиза на соблюдение норм пожарной безопасности. По завершении строительства дом с разрешения местных служб сдается в эксплуатацию.
    4. Высота потолков в помещении ‒ от 2,2 м.
    5. Площадь спальни ‒ от 8 кв. м, гостиной или зала ‒ 12 кв. м, туалета ‒ от 1 кв. м. Ширина прихожей ‒ от 1,8 м. Высота мансарды (если она есть) ‒ от 2,3 м.
    Читайте также:  Что такое завещание и в чем его сущность по закону?

    Минимальный набор комнат в дачном доме:

    • жилая комната (спальня, зал);
    • кухня;
    • кладовая или раздевалка;
    • котельная.

    Если для сезонного пребывания на даче можно обойтись без удобств, то в доме наличие полноценного санузла, отопления, электричества существенно улучшит условия проживания.

    В СНиП от 2018 года указано, что владельцы должны иметь в доме радио, чтобы всегда быть в курсе новостей на случай различных стихийных бедствий.

    Хозяйственных построек, погреба, подвала

    Когда земля находится в руках одного собственника, расположение сооружений на ней определяется на его усмотрение. Единственное, всегда нужно учитывать размещение относительно соседней усадьбы.

    Размеры конструкций зависят от их назначения.

    Что касается погреба, подвала, в правилах СНТ указано, что они могут возводиться только под жилым домом. Строить погреб под сараем с домашней птицей, животными запрещается.

    Рекомендуемая высота потолка в подвале ‒ от 2 м. Изменять ее допускается в большую сторону, но не наоборот. Для погреба показатель меньше ‒ от 1,6 м.

    Правильным решением будет построить погреб, когда на участке низкий уровень грунтовых вод и поблизости нет водоема. Иначе весной велика вероятность частичного или полного его затопления.

    Гаража

    Определяем допустимое расстояние

    Ниже приведены рекомендации относительно удаленности дома от других сооружений на участке, от границы с соседями, проезжей части.

    Фото: требования к строительству объектов на садовых участках

    Между постройками на дачном участке

    Удаленность построек, согласно нормам противопожарной безопасности, описана в разделе выше.

    Что касается расстояния от дома до сарая с домашней птицей или скотом, то здесь минимальный показатель – 4 м. Это же относится и к гаражу.

    А вот от гаража до соседского дома дистанция должна быть минимум 10 м.

    От дома до соседнего участка и ограждения

    Допустимое расстояние от дома до забора ‒ 3 м. Между домами на соседних участках ‒ 8 м. От деревянного дома до забора ‒ 15 м.

    От дороги до дома

    Допустимая дистанция составляет 3 м. При строительстве хозпостройки от дороги хватит отступить 1 м.

    Укладка инженерных коммуникаций на садовом участке

    В соответствии со СНиП при подводе коммуникаций учитываются такие моменты:

    1. Внутри жилого дома устанавливается счетчик на электроэнергию.
    2. Выбирается система водоснабжения ‒ центральная или автономная. Требования по урегулированию автономной системы указаны в СанПиН 4.1.4.1110.
    3. Хранить на участке сразу несколько газовых баллонов запрещено.
    4. Сток нужно сделать так, чтобы осадки на скапливались на участке соседей.
    5. Для приготовления пищи допустимо использовать газовый баллон объемом не более 12 л. При необходимости использования большего объема придется с глухой стороны дома возводить пристройку. Удаленность от входа в жилой дом ‒ от 5 м.

    Если дом не подключен к центральной системе газового отопления, то придется устанавливать твердотопливный котел, строить камин или приобретать электрические обогреватели. Рекомендации по расстановке приборов приведены в СанПиН.

    Под котельную выделяется отдельное помещение с открывающимся окном, принудительной вытяжкой. Минимальная высота потолков ‒ 2,5 м.

    Допустимое расстояние от дома до столба ЛЭП (линии электропередачи) ‒ 2 м.

    Требования к установке ограждений на дачах

    Законодательством регулируются размеры забора, удаленность его от построек, насаждений. Есть требования относительно материала и его прозрачности. Разберем основные нюансы детальнее.

    Статья в тему: «Как сделать забор из сетки».

    Какой высоты должен быть забор между соседями

    Согласно нормам СНиП 30-02-97 (с последними изменениями в 2019 году), СП 53.13330.2011 (п. 6.2) между участками СНТ устанавливается забор из сетки-рабицы или в виде решетки высотой до 1,5 м.

    Если между соседями достигнуто согласие и задокументировано, то забор может быть глухим произвольной высоты. Решение заверяется у глав СНТ.

    Когда участок расположен на склоне с одной стороны от оврага или реки, то с этой стороны ставить ограждение не обязательно, но лишним это не будет.

    Со стороны дороги также требуется монтировать забор высотой до 1,5 м. Установка более высокой конструкции согласовывается участниками СНТ.

    В зависимости от региона, рельефной особенности местности требования к размерам ограждений могут различаться.

    Подробнее о том, как правильно выбрать высоту забора из разных материалов в СНТ, ИЖС.

    Расстояние от забора до дома

    По нормам допустимая дистанция от забора до дома должна быть не менее 3 м.

    Важным элементом ландшафтного дизайна участка выступают зеленые насаждения. Они придают двору естественную красоту и яркие цвета.

    Ответственность за нарушения строительных норм

    ГК РФ (ст.263 п.1) регулирует права собственника земельной усадьбы.

    Собственник имеет право:

    1. Сносить ветхие здания, не пригодные к проживанию или эксплуатации.
    2. Возводить новые сооружения на участке, строить дом.
    3. Делать перепланировку, переделывать готовый объект.

    При этом всегда нужно помнить о соседях, соблюдать санитарные, нормы пожарной безопасности (статья 42 ЗК РФ).

    Даже несущественное нарушение границ может поставить точку в хороших отношениях с соседями.

    Важно помнить следующее:

    1. Все постройки должны находиться полностью на усадьбе собственника.
    2. Сооружение не должно мешать соседям, затенять их территорию.
    3. Объекты самостроя должны быть узаконены как можно быстрее. Если конструкция размещена с нарушениями требований действующего законодательства, то по решению суда у владельца будет от месяца до 3 лет на исправление несоответствий.
    Читайте также:  Куда жаловаться на председателя садового товарищества?

    Соседи имеют право подать в суд (ст. 304 ГК РФ), если:

    1. Близлежащее здание представляет опасность для жизни окружающих.
    2. Соседское строение занимает часть их территории по домовой книге.
    3. Не соблюдены дистанции согласно СНиП, СанПиНу, пожарной безопасности.

    При наличии достаточной доказательной базы суд может обязать собственника перенести или вовсе снести постройку за свой счет. В редких случаях земельный участок может быть изъят у владельца.

    Решение о переносе, сносе построек на дачном участке принимает только суд. Собрание СНТ таких полномочий не имеет.

    Отстоять свою правоту получится, если при застройке все нормы СНиП, ПЗЗ, СП были соблюдены. При необходимости можно повторно провести экспертизу межевания.

    Лучшее способ достичь согласия с соседями – заключить с ними письменное соглашение, при необходимости выплатить компенсацию в разумных пределах, а все действия заверить у нотариуса, чтобы они имели юридическую силу.

    Соблюдение всех требований законодательства при обустройстве дачной усадьбы дает возможность свести к минимуму ссоры с соседями и не бояться проверок законности всех возведенных сооружений.

    Освещение придомовой территории многоквартирного дома

    Где права сила, там бессильно право

    Японская пословица

    Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

    Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

    Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

    Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

    Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее – МКД).

    Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

    Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

    Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

    Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

    В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

    Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

    Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

    Читайте также:  Срок действия выписки из домовой книги для предъявления

    Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

    В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат.

    В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

    В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

    В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

    Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

    Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

    Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

    Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

    Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

    Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

    Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

    В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

    Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» – территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

    В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» – территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

    ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    Читайте также:  Граница ответственности между собственником и управляющей компанией

    Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

    Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

    Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим – вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

    Апелляционное определение ВС РФ по делу: «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

    Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

    На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

    По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

    Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

    Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

    Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно здесь.

    С уважением, Ильмира Носик.

    Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользоваться формой ниже.

    Освещение придомовой территории многоквартирного дома

    Проживая в многоквартирном доме, нам очень важно, чтобы двор был чистым, зеленым, в нем было приятно гулять и проводить время.

    Читайте также:  Порядок взыскания неустойки с застройщика по договору участия в долевом строительстве

    Согласно действующему законодательству придомовая территория является собственностью жильцов. Жилищный кодекс обязывает каждого владельца содержать эту территорию в надлежащем состоянии.

    Это означает, что жильцы имеют полное право распоряжаться, фактически, собственной территорией с выгодой для себя. Так, товарищество собственников жилья вполне может сдавать часть земли в аренду, а прибыль использовать для обустройства и развития мест общего пользования. Именно жильцы могут решать – займет ли свободное пространство дополнительная детская площадка, или, например, гостевая стоянка автотранспорта.

    Для управления придомовой территорией жильцы дома заключают договор с управляющей компанией или создают товарищество собственников жилья.

    Однако, существуют определенные правила, придерживаться которых обязаны любые организации, которые распоряжаются землёй, примыкающей к дому.

    В любом дворе должно быть предусмотрено четкое функциональное зонирование придомовой территории с размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

    При озеленении двора тоже необходимо соблюдать определенные правила. Например, расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников – 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа. Это обеспечивает достаточную инсоляцию квартиры и сохранение целостности фундамента и отмостков жилого дома.

    Если же деревья растут ближе 5 м от стены Вашего дома, или кустарники перекрывают оконный проем, это повод обратиться в письменном виде в управляющую компанию Вашего дома, которая, в свою очередь обращается в департамент природопользования и охраны окружающей среды для получения порубочного билета и проведения необходимых работ на придомовой территории.

    Допускается наличие во дворе гостевых парковок (бесплатная стоянка автотранспортных средств жильцов дома и их гостей). Однако производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели на территории жилых домов, устраивать парковку на газонах и тротуарах запрещается.

    Также нельзя допускать, чтобы Ваш двор использовался для транзитного движения транспорта.

    Многие жильцы думают, что эту проблему решить невозможно. Но это не так. Достаточно провести собрание жильцов, где будет принято решение, установить шлагбаум или столбики, препятствующие въезд на тротуары, а также получить разрешение администрации (управы района) и согласовать со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД и коммунальной службой установку технических средств, контролирующих проезд транспорта во двор.

    Часто перед подъездами домов или на пешеходных дорожках отсутствует или частично нарушено твердое покрытие (асфальт, тротуарная плитка или другое), в связи с чем отсутствует возможность свободного стока талых, ливневых вод и образуются лужи.

    Следить за состоянием твердого покрытия двора тоже входит в обязанности управляющих компаний.

    Уборка территории должна проводиться ежедневно, включая (в теплое время года) – полив территории. Уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации должны проводиться по мере необходимости или согласно договору. В зимнее время, помимо ежедневной очистки территории от снега, должны проводиться антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое).

    Территория дворов жилых зданий должна быть достаточно освещена в вечернее время суток, над подъездом должны быть установлены светильники.

    При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно, независимо от их наполнения.

    Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при “несменяемой” системе не реже одного раза в 10 дней, при “сменяемой” – после опорожнения), деревянные сборники – дезинфицировать (после каждого опорожнения).

    Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления в бункере-накопителе, но не реже одного раза в неделю.

    Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

    Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

    Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

    На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок (за исключением гостевых парковок).

    В случае недобросовестного выполнения своих обязанностей управляющей компанией, жильцы вправе обратиться в суд и добиться либо снижения оплаты, либо выполнения всего перечня работ с надлежащим качеством. Кроме того, жильцы могут подать жалобу в органы Роспотребнадзора, Государственную жилищную инспекцию, либо в любой другой орган исполнительной власти по принадлежности.

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Генеральный прокурор

    Заместители Генерального прокурора

    Структура

    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru

    О Генпрокуратуре России

    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей

    Документы

    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
    Читайте также:  Нотариальное заверение сделок с недвижимостью с 2016 года

    Международное сотрудничество

    • Новости
    • Основные документы

    Взаимодействие со СМИ

    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ

    Правовое просвещение

    Контакты

    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    • Рус
    • Eng

    Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:

    • Руководство
      • Генеральный прокурор
      • Краснов Игорь Викторович
      • Заместители Генерального прокурора
      • Буксман Александр Эмануилович
      • Винниченко Николай Александрович
      • Демешин Дмитрий Викторович
      • Зайцев Сергей Петрович
      • Захаров Алексей Юрьевич
      • Кикоть Андрей Владимирович
      • Лопатин Геннадий Борисович
      • Петров Валерий Георгиевич
      • Пономарев Юрий Александрович
      • Разинкин Анатолий Вячеславович
      • Ткачев Игорь Викторович
      • Шишкин Николай Анатольевич
    • Структура
      • Генеральная прокуратура
      • Прокуратуры субъектов
      • Специализированные прокуратуры
      • Главная военная прокуратура
      • gvp.gov.ru
      • Научные и образовательные организации
    • О Генпрокуратуре России
      • История органов прокуратуры
      • Виртуальный музей
      • Геральдика
      • История в лицах
      • Исторические фильмы
    • Документы
      • Правовые основы деятельности
      • Нормативные акты
      • Постановления Европейского Суда по правам человека
      • Судебная практика
      • Конституционный Суд
      • Верховный Суд
      • Научно-методические материалы
      • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
      • По иным вопросам надзорной деятельности
      • Статистические данные
      • Об использовании выделяемых бюджетных средств
      • О деятельности органов прокуратуры
    • Международное сотрудничество
      • Новости
      • Основные документы
      • Главное управление международно-правового сотрудничества
      • Региональное представительство
        Международной ассоциации прокуроров в России
    • Взаимодействие со СМИ
      • Новости Генеральной прокуратуры России
      • Новости прокуратур субъектов федерации
      • События Генеральной прокуратуры
      • Мероприятия и встречи
      • Интервью и выступления
      • Печатные издания
      • Видео
      • К сведению СМИ
      • Инфографика
      • Конкурс
      • Участие в конкурсе
      • Этапы конкурса
      • Итоги конкурса
      • Аккредитация СМИ
    • Правовое просвещение
      • Информационные материалы
      • Социальные ролики
      • Наглядные материалы
      • Прокурор разъясняет
    • Контакты
      • Порядок обращения граждан
      • График приема
      • Интернет приемная
      • Уведомления об экстремизме
      • Статусы уведомлений
      • Прямая линия для предпринимателей

    Как установлено прокуратурой, застройщиком при сдаче дома в эксплуатацию надлежащим образом не была обустроена придомовая территория

    Прокуратура области (Тамбовская область). 05 августа 2016

    Прокуратурой города Котовска по обращению жительницы города проведена проверка по вопросу благоустройства придомовой территории многоквартирного дома по ул. Молодежной г. Котовска, в ходе которой в деятельности ООО «СТИНЭК» выявлены нарушения жилищного законодательства.

    В соответствии с действующим законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства.

    Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора либо при отсутствии или неполноте условий такого договора требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

    Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

    В соответствии с требованиями Правил благоустройства города Котовска, благоустройство вновь возводимых многоквартирных домов должно включать следующие элементы благоустройства со специальным оборудованием: детские игровые площадки; площадки хозяйственного назначения; парковки для автомашин.

    Оборудование планировочных элементов благоустройства земельных участков, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, должно быть выполнено лицами, осуществляющими строительство такого дома.

    В ходе выездной проверки с участием представителя администрации города Котовска, в присутствии жильцов указанного дома установлено, что многоквартирный дом по ул. Молодежная введен в эксплуатацию, вместе с тем, оборудование элементов благоустройства до настоящего времени не обеспечено в полном объеме.

    Согласно ведомости малых архитектурных форм, приложенной к проекту многоквартирного дома, указаны наименование элементов, которые должны быть установлены.

    Однако, на момент проверки, установлены лишь такие малые архитектурные формы, как качель-балансир «Next» (1 ед.), горка-скат «Венеция» (1 ед.), песочница детская (1 ед.), площадка контейнеров для мусора (2 ед.) и один комплект стола с двумя скамьями.

    При этом не установлены качели подвесные на жесткой подвеске (1 ед.), карусель круглая (1 ед.), шведская стенка (1 ед.), рукоход «Next» (1 ед.), стол со скамьями ООО «НПФ Сильвер» (1 комплект), скамейка (3 ед.).

    Кроме того, перед подъездами отсутствовали урны (4 ед.).

    Также тсутствовало ударопоглощающее покрытие на детской игровой площадке в соответствии с ГОСТ; на установленных малых архитектурных формах отсутствовала маркировка с информацией о наименовании и адресе изготовителя или его уполномоченного представителя; год введения в эксплуатацию.

    На детской игровой площадке находился строительный мусор, срубленные деревья, установленная песочница не в полной мере наполнена песком. По периметру многоквартирного дома частично провалился асфальт.

    По результатам проверки в адрес директора ООО «СТИНЭК» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

    Как и зачем оформлять в собственность придомовую территорию

    Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также придомовая территория принадлежат владельцам квартир (и других помещений) в этом доме на праве общей долевой собственности. Это прописано в ст. 36 Жилищного кодекса России. Однако в стране немало домов, участки и придомовые территории которых не были в свое время сформированы и не перешли во владение жильцов.

    Читайте также:  Что такое завещание и в чем его сущность по закону?

    О том, какие преимущества дает оформление участка под домом и вокруг него в общую собственность владельцев квартир и какие обязательства оно накладывает, — в коротких карточках.

    Кому принадлежат участки под домами и вокруг них

    «Прежде Земельным кодексом был предусмотрен заявительный порядок для регистрации права собственности. Затем эта норма исчезла из закона, поэтому сейчас право собственности на землю принадлежит собственникам помещений по умолчанию (с момента образования земельного участка, то есть его постановки на кадастровый учет) и отдельная регистрация не требуется», — рассказал юрист компании Century 21 Россия Дамир Хакимов.

    Если участок не был сформирован до принятия Жилищного кодекса (до 1 марта 2005 года), жильцы имеют право обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о постановке земли на кадастровый учет и оформлении права собственности на нее.

    Что касается новых домов, то еще при их строительстве дольщики получают право на землю непосредственно под ним. Однако надо уточнять, сформирован ли и придомовой участок с элементами благоустройства и инфраструктуры. Если нет, то владельцы квартир также имеют право оформить документы и стать его владельцами.

    Необходимо ли оформлять участок в собственность

    Нет, это дело добровольное. Решение о том, становиться ли им собственниками участка или оставить его в муниципальной собственности, принимают сами жильцы на общем собрании.

    Какие преимущества это дает

    Жители дома, которые оформили в собственность участок под домом и прилегающую территорию, имеют право распоряжаться землей: принимать решения о благоустройстве, озеленении, установке детской или спортивной площадки, ограждений, шлагбаумов и т. п. Часть общедомового имущества также можно сдать в аренду, а вырученные деньги использовать, например, на ремонт дома.

    «При организации придомовой парковки жильцы могут сами определить количество парковочных мест, что особенно актуально для старых районов, — рассказала управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. — Наконец, если будет принято решение о сносе здания (как это происходит, в частности, в рамках программы реновации), то компенсация жильцам будет предоставляться не только с учетом квартир, но и с учетом земельного участка».

    Кроме того, жители домов с оформленными в собственность участками могут обезопасить себя от установки на их территории ненужных им объектов, например платной автостоянки или киоска. Без ведома собственников на их территории не может начаться никакое строительство.

    Как оформить участок

    В первую очередь, нужно уточнить в кадастровой палате или в МФЦ, поставлен ли участок на кадастровый учет. Если он не был сформирован до 1 марта 2015 года, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В Москве заявление нужно подавать в департамент городского имущества. Затем необходимо пригласить кадастрового инженера, который подготовит межевой план.

    «Не лишним будет также получить план земельного участка, выделенного при строительстве дома, в местной администрации, чтобы убедиться, что первоначальные границы придомового земельного участка не изменились, — советует генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина. — В случае изменения границ и отказа местных властей выдавать план собственникам нужно обратиться в суд для восстановления плана земельного участка в первоначальных границах».

    Затем необходимо обратиться в кадастровую палату или МФЦ для постановки участка на кадастровый учет. Процедура постановки на учет занимает около десяти рабочих дней, по истечении которых собственникам выдается кадастровый паспорт земельного участка. Затем следует оформить право общей долевой собственности в Росреестре.

    Какие потребуются документы

    Пакет документов включает в себя обращение к муниципальным властям о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, технический паспорт дома, квитанцию об уплате госпошлины, протокол общего собрания жильцов, межевой план участка, документ технического учета многоквартирного дома со сведениями о составе общего имущества многоквартирного дома, а также документы, подтверждающие наличие у собственников прав на помещения.

    Повлечет ли оформление участка дополнительные затраты и обязанности

    Собственников квартир ждут финансовые затраты на содержание объектов, находящихся на придомовой территории, отмечает Мария Литинецкая. Расходы на организацию парковки или площадки с тренажерами, обустройство клумб и установку скамеек целиком лягут на плечи жителей дома. Но налоговая база не вырастет, добавила эксперт.

    На владельцев также возлагается ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности в доме и на территории участка.

    Что делать с ремонтными работами на территории участка

    Иногда возникают проблемы, рассказала Мария Литинецкая, если владельцы квартир, оформившие придомовую территорию в собственность и огородив ее, будут мешать таким процедурам, как прокладка инженерии или линий электропередач. Чтоб избежать конфликтов, на участок может быть наложен сервитут.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: