Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы

ВС счел невозможным вывод дома из адресной программы по переселению из аварийного жилья

В Определении от 27 января № 48-КАД20-12-К7 Верховный Суд разобрался, можно ли вывести из региональной адресной программы квартиру и отказать в предоставлении жилья взамен аварийного.

Зоя Осолодкова является единственной наследницей матери, которая до момента смерти 5 мая 2007 г. являлась собственником квартиры в многоквартирном доме.

На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и акта обследования многоквартирного дома от 7 декабря 2011 г. жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Объект недвижимости указан в перечне аварийных МКД, расположенных на территории Пластовского муниципального района и включенных в областную адресную программу «Переселение в 2013–2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области». Постановлением администрации муниципального района дом включен в муниципальную программу «Переселение в 2015 году граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пластовского муниципального района».

30 декабря 2016 г. администрация района приняла решение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка под многоквартирным жилым домом. Зое Осолодковой было отказано в предоставлении жилого помещения взамен изъятого аварийного жилья, поскольку у администрации на то отсутствуют законные основания. При этом, согласно свидетельству о праве на наследство по закону, женщина является собственником данной квартиры, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Посчитав, что после смерти матери она является наследником первой очереди и со дня открытия наследства обладает имущественными правами и обязанностями наследодателя, которому должно быть предоставлено жилье взамен аварийного в соответствии со списком жителей, Зоя Осолодкова обратилась в Пластовский городской суд с иском к администрации района о признании отказа незаконным.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным, включен в соответствующие муниципальную и региональную программы переселения, фактически изъят у владельцев, ссылаясь на специальный характер норм права, содержащихся в Законе о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (по отношению к положениям ст. 32 Жилищного кодекса), пришел к выводу о наличии у заявителя по его выбору права требования выкупа жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Суд апелляционной инстанции, сославшись на положения ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса, указал на отсутствие заключенного с административным истцом соглашения, а также решения администрации об изъятии квартиры, принадлежащей Зое Осолодковой, и ее заявления о выборе способа обеспечения своих жилищных прав в период действия региональной адресной программы по переселению граждан. Суд пришел к выводу о возможности защиты прав Зои Осолодковой исключительно в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом, и, следовательно, законности оспариваемого решения органа муниципальной власти. Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции согласилась с выводами апелляции.

Рассмотрев жалобу Зои Осолодковой, Верховный Суд заметил, что вывод апелляции и кассации о том, что женщина в связи с отсутствием соглашения об изъятии спорной квартиры не имеет права на предоставление другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным, является ошибочным, поскольку земельный участок, на котором расположен указанный дом, был изъят в соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Жилищного кодекса.

Кроме того, обратил внимание ВС, учитывая, что объектом региональной адресной программы является жилищный фонд как совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащих сносу и расселению, административный ответчик был не вправе произвольно выводить за рамки действия указанной программы квартиру, принадлежащую на праве собственности заявителю.

Вместе с тем, указал Суд, Зоя Осолодкова избрала способ обеспечения своих жилищных прав, предусмотренный Законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и действующий в рамках реализации региональной адресной программы, – предоставление другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным. ВС заметил, что на момент обращения истицы с заявлением в администрацию она была лишена возможности проживать в квартире, поскольку дом частично разрушен. Это свидетельствует о том, что жилое помещение фактически изъято из собственности.

«Учитывая изложенное, отказ администрации Пластовского муниципального района Челябинской области в предоставлении заявителю жилого помещения взамен фактически изъятого аварийного жилья нельзя признать законным», – резюмировал ВС, оставив в силе решение первой инстанции.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина назвала позицию ВС верной, поскольку законодательством в случае включения дома в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья предусмотрено предоставление либо иного жилого помещения, либо его выкуп. Этот выбор является правом лица – невозможно ограничить его в указанных в законодательстве вариантах.

Адвокат указала, что суды второй и кассационной инстанций не учли, что первоначально жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья. Позднее же земельный участок, на котором был расположен жилой дом, признан подлежащим изъятию, а дом – сносу. Ориентируясь на указанное решение, суды определили, что применим общий порядок, предусмотренный ЖК РФ, а не специальный, как изначально указал суд первой инстанции.

Читайте также:  Кто такой арендатор?

«Однако указанное не представляется верным. По сути, ВС РФ в определении указал применимый порядок в ситуациях, когда имеются основания для двух способов реализации жилищных прав граждан при признании жилья аварийным. Так, ВС указал, что при наличии региональной адресной программы по переселению, где предметом является жилищный фонд как совокупность многоквартирных домов, выделить отдельное жилое помещение из данной совокупности, применив по отношению к нему общий порядок, не является верным», – заключила Анна Минушкина.

Помощник юриста в Содружестве Земельных Юристов Арина Шмойлова отметила, что включение МКД в региональную программу по переселению является ключевым моментом при определении способа обеспечения прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилья. Если МКД в такую программу не включен, то в предоставлении нового жилого помещения может быть правомерно отказано. В таком случае в качестве возмещения собственнику будут предоставлены денежные средства.

«В рассматриваемом деле истец приобрел право на квартиру в порядке наследования, при этом квартира уже была включена в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Реализуя свое право на выбор способа возмещения за изымаемое жилье, истец выбрал предоставление другого жилого помещения. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение на районную администрацию. Такой способ защиты жилищных прав законен и правомерен, в полной мере соответствует устоявшейся практике Верховного Суда. Кассационная и апелляционная инстанции, несмотря на распространенную практику, неправомерно отменили решение первой инстанции, лишив истца предусмотренного Законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства права выбора способа обеспечения прав собственников», – указала эксперт.

Арина Шмойлова отметила, что Верховный Суд отменил определения апелляции и кассации, в очередной раз указав на незаконность лишения собственников права выбора способа возмещения. Решение суда первой инстанции оставлено в силе, что подтверждает устоявшуюся практику по разрешению споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников.

Программа переселения из аварийного жилищного фонда на 2013-2019 годы

Многие вопросы, возникающие по мере осуществления программы переселения, остро волнуют граждан, чьи дома приобрели статус аварийных. Домыслы и предположения, в этом случае неуместны, по простой и понятной причине личной имущественной заинтересованности. Как грамотно действовать в таких ситуациях и чего ожидать от уполномоченных органов?

Стоит разобраться, начиная с азов, в том, когда, кем и зачем принята программа, что потребуется чтобы осуществить переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Принимая во внимание региональное выполнение сроков, установленных в период с 2013-2019 гг., исключительно радует факт постройки качественного нового жилья. Указом президента РФ, все управленческие структуры регионов, должны дать полный отчет о проделанных работах и предпринятых мерах по осуществлению данной программы. Стоит признать, что по всей стране прилагаются огромные усилия, выделяются деньги из городских и областных бюджетов, принимается помощь из федерального.

Это и способствует быстрому и комплексному решению проблем, возникающих при переселении. Выясним все ключевые моменты, на которые придется обратить пристальное внимание. Также обратимся за разъяснениями к специалистам, которые раскроют все нюансы.

Начало

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда – это действующая уже несколько лет программа на территории России. Изначально президент и правительство рассчитывали, что уже к 2015 году программу можно будет завершить, но из-за возникающих спорных ситуаций и нехватки новых квартир решено продлить сроки до 2021 года. Аварийным признается помещение или дом, к которому подходят следующие определения:

  • здание, в котором невооруженным глазом можно усмотреть разрушения, превышающие 70 процентов от общей площади;
  • дома, пострадавшие в результате взрывов;
  • помещения, находящиеся в зоне техногенных катастроф;
  • дома, которые пострадали и не подлежат восстановлению после пожаров, землетрясений или иных природных и неприродных катаклизмов;
  • помещения, проживание или нахождение в которых несет прямую угрозу жизни.

На самом деле все определения, касающиеся принадлежности дома к аварийному фонду, довольно расплывчаты и нечетко прописаны в уставных нормах ЖКХ. Поэтому в каждом регионе созданы специальные комиссии, которые составляли списки домов, попадающих под определение аварийных. Когда списки были готовы, каждый округ определил свой порядок, благодаря которому происходит переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Можно с уверенностью сказать, что в каждом округе, области, городе и районе учитываются индивидуальные параметры оценки жилищного фонда. Все происходит с оглядкой на местные особенности.

Необходимые действия

Заявление от собственников в соответствующие органы, может дать начало процессу признания дома аварийным. Создается специальная оценочная комиссия, которая должна составить акт. На основании этого документа выносится решение о включении дома в списки переселения. Может пройти несколько лет, пока условия для переселения будут благоприятными. С этого года можно надеяться на ускоренное решение, так как главы местных администраций должны успеть завершить программу до 2021 г.

Читайте также:  Выписка из государственного кадастра недвижимости

Те граждане, жилые помещения которых признаны аварийными, имеют приоритет в расселении перед теми, кто проживает в ветхом. В свою очередь, раньше расселят аварийных жильцов муниципальных домов, чем собственников. Профессионалы-юристы советуют собственникам писать коллективные запросы на признание жилья, находящимся в аварийном состоянии. Рассмотрены такие обращения должны быть в течение месяца. Порядок переселения из аварийного или ветхого жилья в принципе схож, по сути, отличаясь только в деталях и наличии свободного жилого фонда в регионах, для предоставления.

Законопроекты

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда происходит на основании трех статей Жилищного кодекса, а именно 32, 86, 88. Поэтому существует всего несколько способов решения вопроса:

  • те граждане, у которых помещение находится в личной собственности, вправе рассчитывать, что им назначат выкупную цену за помещение;
  • могут также предоставить другие жилые помещения на выбор, включив их стоимость в выкупную цену взаимозачетом;
  • если помещение снималось по договору соцнайма, то тоже будет предоставлено равноценное жилье, с возобновлением договора.

В данных статьях оговорено, что предоставляемое взамен помещение не может отличаться по площади от предыдущего более чем на 10 процентов. Стоит также добавить, что в 2015 году на портале, предоставляющем информацию о новых разработках проектов, актов и законов был вынесен на обсуждение правовой акт, который является дополнением к Федеральному закону о переселении. Этот проект доносит до сведения граждан новые механизмы и поправки в переселение из аварийных помещений и многоквартирных домов:

  • законопроект 2015 года определяет более точно, на какие принципы стоит опираться в признании многоквартирных домов в аварийном состоянии. Также там существует определение конкретного органа власти, который имеет полномочия признавать и оценивать дома и состояние аварийности;
  • предусмотрено введение реестра, в котором будут отмечены дома в аварийном состоянии, а также нормы ведения самого реестра и его наполнение. Особо отмечено, что реестр должен быть доступен для ознакомления посредством интернет-сети;
  • учтены требования о региональных программах переселения. То есть сами программы будут составляться на основании данных из реестра, ежегодно проходить необходимую корректировку со стороны правящего органа региона.

Новый закон максимально регламентирует и контролирует механизмы переселения. Также поддерживает тех собственников многоквартирных домов, которые решили сами провести снос или полную реконструкцию здания, признанного аварийным. Много вопросов приходится урегулировать с участками, на которых находятся аварийные дома, предназначенные под снос.

Если жильцам предоставляют квартиры, учитывая выкупную стоимость прежних помещений, то земля переходит в муниципальное пользование и органы местного самоуправления сами решают, как ее использовать далее. Если собственники нашли инвесторов и договорились о возведении или полной капитальной реконструкции дома, то новый законопроект регламентирует помощь и содействие со стороны государственных служб.

Способы переселения

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда может происходить тремя способами:

  • благодаря приобретению квартир в домах, которые строятся в рамках вышеуказанной жилищной программы, даже с еще неоконченными строительными работами;
  • включает возведение новых многоквартирных домов под конкретный запрос, учитывая количество переселяемых;
  • выплата выкупной цены, без предоставления новых квартир, в случае если семья имеет дополнительную жилую собственность.

Список необходимых справок и актов, требуемых при переселении из аварийного жилья:

  • документ, заверяющий право собственности на аварийное жилье;
  • заключение комиссии, обследовавшей заявленное помещение или многоквартирный дом;
  • акт или заключение, в котором ясно указано, что несущие конструкции многоквартирного дома находятся в аварийном состоянии и не могут более эксплуатироваться из-за риска для жизни, проживающих в них, граждан;
  • любые сопутствующие документы, наглядно демонстрирующие непригодность жилья.

Достаточно продолжительное время может занять решение вопроса на региональном уровне. От признания жилья в аварийном состоянии до планового переселения может пройти несколько лет. Находясь под пристальным вниманием президента, жилищная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» осуществляет новое строительство жилых площадей. Это наиболее конструктивный подход, правда, не всегда собственники аварийных помещений согласны с переездом в новострои.

Объясняют это тем, что новые новостройки находятся обычно на отшибе городов, а сами жильцы привыкли к своим районам или не хотят менять место проживания в центре на окраины, пусть и благоустроенные. Именно поэтому часто такие вопросы решают в судах. Естественно, что надежды жильцов на более приятный исход переселения, на самом деле, закреплены принятыми законопроектами.

Правительство кинуло федеральный бюджет, чтобы отнимать жилье у людей

Удивительные дела творятся в сфере расселения аварийного жилья в Республике Татарстан. Все это проходит в рамках федеральной стратегии расселения аварийного жилья с целью общего решения жилищной проблемы с аварийным жильем с помощью федерального финансирования. Для чего был создан специальный федеральный жилищный Фонд содействия реформирования ЖКХ, из которого регионы при соблюдении соответствующих условий совместного финансирования расселения аварийного жилья могли получить федеральное финансирования для успешного переселения людей в нормальные квартиры. Однако в итоге десятки тысяч людей лишили своих квартир, заставив покупать новые. Как это произошло.

Читайте также:  Продажа заложенной квартиры с помощью предварительного договора купли-продажи и договора займа

Одним из главных условий было принятие соответствующей региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающей путем совместного финансирования из бюджетов трех уровней, федерального, регионального, местного, для создания соответствующих условий для получения нормального равнозначного по площади жилья переселяемым гражданам.

Данные программы должны были соответствовать определенным условиям федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, которые должны были бы обеспечить условия нормального переселения граждан и расходования денежных средств исключительно на приобретения новых жилых помещений для предоставления по договорам социального найма и договора мены с собственником, выкупа помещения у собственников, предоставления субсидий собственникам в размере разницы между выкупной стоимостью и стоимостью нового жилья. А также субсидии юридическим лицам, осуществляющим мероприятия по переселению людей.

Региональная же адресная программа на 2013-2017 годы, принятая Кабинетом министров РТ постановлением от 26 сентября 2013 года N 681 прямо противоречила нормам федерального закона, потому как предусматривала приобретение у застройщиков жилых помещений не исключительно за счет бюджетных средств, как прямо следует из федерального закона, который предусматривал условия федерального финансирования, а с привлечением средств людей, и не включил условие о договоре мены с собственником, что является ключевым, потому как исключает возможность требовать доплату за новое жилье. А также не предусматривал выплат какой-либо субсидии на покрытии разницы между выкупной стоимостью аварийного и покупкой нового жилья, а также иных гарантий, предусмотренных федеральным законом.

Региональная программа предусматривала совместное финансирование из бюджетов двух уровней в размере Фонда — 4 334,707 млн рублей; бюджета Республики Татарстан — 5 441,966 млн рублей. Общий объем финансирования Программы — 9 776,673 млн рублей.

Между тем согласно официальному ответу прокуратуры Республики Татарстан совету по правам человека при президенте России после приезда представителя оттуда и поднявшегося шума от нарушения прав граждан, общий объем финансирования составил 5 255 902 258,50 рублей, в том числе:

— средства ГК Фонда — 4 140 147 048,74 рублей;

— средства Республики Татарстан — 1 035 461 533,04 рублей;

— средства муниципальных образований — 79 791 011,92 рублей;

— внебюджетные источники финансирования — 502 664,80 рублей

Это было объяснено сокращением объема переселяемых домов, однако почему-то сократилось только региональное финансирование, а федеральное осталось в том же объеме.

Однако, из того же ответа прокуратуры— в конечную программу переселения в нее было включено 1 102 аварийных дома, 8 070 помещений, 20 550 граждан в 39 муниципальных образованиях, что даже больше, чем в первоначальном варианте. Общий объем регионального финансирования сократился в пять раз, уменьшая объем прав граждан при переселении.

Несмотря на прямое нарушение закона, нецелевое расходование многомиллиардных средств федерального бюджета с нарушением прав граждан, прокуратура не усмотрела в этом никакого нарушения, и не предприняла никаких мер по устранению нарушений. А федеральный фонд ЖКХ сначала выделяет свыше 4х миллиардов средств из федерального бюджета на реализацию региональной программы, противоречащей федеральному закону, и содержащей условия нарушений прав граждан, а потом еще и принимает отчет о ее реализации с нарушением уже ее условий о совместном финансировании из бюджетов разных уровней.

В результате было переселено десятки тысячи людей в иные меньшие по площади квартиры и с необходимостью последующей оплаты разницы между выкупной стоимостью за аварийные помещения и новые. При этом есть официальные разъяснения Верховного суда РФ норм федерального закона о фонде ЖКХ о том, что переселяемые люди имеют право или на выкуп их жилья, или на равнозначное жилье без доплаты.

При том при всем, многие из этих людей купили отобранные у них жилые помещения за приличные деньги, и никаких сведений о том, что они аварийные нигде ни в Росреестре, ни в БТИ не было.

По данному факту было возбуждено уголовное дело в СК РТ. Но оно не расследуется.

Сейчас я от двух аварийщиц подал иск в Верховный суд РТ на Кабмин РТ о признании недействительной этой программы, и посмотрим, что они там нам ответят на такое вопиющее ограбление собственных жителей за счет средств федерального бюджета, расходованных нецелевым образом.

Читайте также:  Расторжение договора купли-продажи недвижимости после регистрации

далее видео с конкретными примерами выселения людей на улицу без предоставления жилья (нецензурной лексики нет)

Девелоперы назвали главные проблемы рынка жилья в 2021 году

Нынешний год стал рекордсменом по числу событий, оказавших влияние на рынок недвижимости. Безусловно, главной проблемой для строительной отрасли стала пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. Этот внерыночный фактор, а точнее, его опосредованное влияние — введение режима самоизоляции, приостановка работы строек и ограничения на въезд в России трудовых мигрантов серьезно отразились на бизнесе застройщиков.

Среди проблем, которые повлияли на стоимость строительства и бизнес девелоперов в 2020 году, опрошенные «РБК-Недвижимостью» застройщики также назвали:

  • запрет строительства апартаментов;
  • рост себестоимости строительно-монтажных работ (СМР);
  • изменения в законе о видах разрешенного использования земельных участков;
  • ужесточение норм градостроительного проектирования;
  • отставание развития транспортной и социальной инфраструктуры в городах и т. д.

Антон Детушев, генеральный директор IKON Development:

— В топе проблем, которые возникли перед застройщиками: весенние ограничительные меры, из-за которых были остановлены работы на стройплощадках и снижены темпы продаж, полноценный переход на проектное финансирование, экономическая ситуация в стране и колебания курсов валют, а также закрытие границ и нехватка рабочих кадров. Все это привело к существенному росту себестоимости строительства и, как следствие, к росту цен на все сегменты и классы жилья.

Дефицит рабочей силы на стройках

Большинство опрошенных застройщиков называют важной проблемой в этом году дефицит рабочих кадров на стройках. Эта проблема напрямую связана с пандемией и отразится на рынке и в следующем году. Дефицит трудовых ресурсов на строительных площадках возник из-за того, что потенциальные работники из ближнего зарубежья не могут въехать в Россию в связи с противоэпидемическими мерами, поясняют в компании «Эталон». По мнению специалистов компании, восполнение этого дефицита — одна из первоочередных задач, которые девелоперам предстоит решать.

Дефицит кадров ощущается серьезно, особенно в регионах, и уже привел к росту зарплат строителей и удорожанию как строительных работ, так и строительных материалов, которые придется возмещать покупателям квартир, говорит директор по развитию ГК «РКС Девелопмент» Станислав Сагирян.

Дефицит строителей на объектах компании «Главстрой-Регионы» составляет 20–25%, в среднем по рынку нехватку рабочих оценивают в 40–50%, уже сейчас видно, что нехватка рабочей силы влияет на сокращение предложения на рынке, а завтра начнет влиять на себестоимость строительства, говорит исполнительный директор «Главстрой-Регионы» Игорь Панкин.

Петр Барсуков, директор департамента финансов ГК «Инград»:

— До 40% специалистов по фасадным и инженерным работам на стройке были иностранцы. После закрытия границ они просто не могут вернуться, и сейчас дефицит рабочих можно оценить в пределах 20–40% от общего штата на каждом объекте в отрасли. Российских строителей не хватает, а те специалисты, которые остались в Москве, повысили цены на свои услуги. Проблема нехватки качественной рабочей силы до сих пор остается нерешенной и обострится, если границы останутся закрытыми. В целом по рынку будут наблюдаться задержки сроков сдачи объектов в пределах двух — четырех месяцев по сравнению с графиками, которые были заложены в конце 2019-го — начале 2020 года.

Рост стоимости строительства

Рост себестоимости строительно-монтажных работ (СМР) — также важная проблема для бизнеса девелоперов и причина увеличения стоимости жилья для покупателей.

Себестоимость строительства росла на протяжении всего года, рост обусловили высокие темпы инфляции, продолжающийся переход на проектное финансирование и скачки курсов валют, говорит управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский. Этот аспект касается в первую очередь застройщиков проектов бизнес-класса и выше. «В таких проектах используются высококлассные импортные материалы и инженерные решения, отказаться от которых невозможно без снижения качества. Вместе с тем с января 2020 года доллар вырос к рублю на 22%, евро — на 33%», — поясняет заместитель генерального директора компании MR Group Ирина Дзюба.

Помимо перечисленных факторов роста себестоимости, к концу года добавился еще один — резкий рост цен на арматуру, один из ключевых материалов строительства. Эксперты отмечают, что с середины ноября цены на арматуру выросли на 40% за последний месяц.

Дополнительные расходы застройщиков

Кроме того, с начала пандемии у застройщиков появились новые статьи расходов, связанные с соблюдением санитарных требований, покупкой средств защиты и тестов на COVID-19, говорит Клочинский. В ГК «Инград» на одного рабочего приходится в среднем не менее 20 тыс. руб. в месяц на эпидемиологические мероприятия.

Запрет формата апартаментов

Серьезных последствий для рынка девелоперы ждут также от инициативы о запрете на строительство апартаментов. Даже с учетом планов «амнистии» для уже построенных или получивших разрешение на строительство проектов они должны получить статус жилья.

«Пока нет конкретики по тексту закона и подробного описания методики, невозможно выяснить, по каким критериям существующие апартаменты будут приравниваться к жилью, поэтому прогнозировать, что именно ждет данный формат, сложно. Однако абсолютно точно можно сказать, что при уравнивании статуса апартаментов и квартир в смешанных домах (где в рамках одного проекта строятся квартиры и апартаменты) стоимость апартаментов вырастет на 20–30%. Также наверняка данная амнистия затронет не весь сегмент апартаментов», — говорит Мария Литинецкая.

Читайте также:  ИЖС: расшифровка

Цена апартаментов-новостроек в Москве по итогам ноября 2020 года достигла 367,3 тыс. руб.за 1 кв. м. Это на 18,3% дороже, чем в ноябре 2019-го.

Формат апартаментов востребован и вполне достоин того, чтобы оставаться на рынке после «амнистии» и уточнений ряда требований к нему, считает Ирина Дзюба из MR Group. Существующие сложности, связанные с владением апартаментами, по ее мнению, вполне можно решить несколькими точечными изменениями в законодательстве.

Переводить в жилье нужно не все апартаменты, так как у них определенно есть своя аудитория, считает генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции» Алексей Перлин. По его мнению, оптимален будет сценарий, если по проектам, где уже получена разрешительная документация на строительство, власти предложат самим девелоперам решать — переводить им проект в жилье или нет.

Рост стоимости перевода земель

Пересмотр порядка расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков при строительстве жилья внесет значительные коррективы в себестоимость, а в ряде случаев и в сам формат таких проектов, считает генеральный директор IKON Development Антон Детушев.

В ноябре 2020 года столичные власти изменили условия перевода категорий земельных участков под жилую застройку, в результате чего эта услуга подорожала вдвое в Старой Москве и в восемь раз — в Новой Москве, отмечает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

Это повлияет на расчеты рентабельности проектов у девелоперов, в особенности на рынке жилого строительства, прогнозирует директор по инвестициям ГК «Гранель» Андрей Носов. По его словам, перевод земли в категорию, подходящую под строительство жилья, — очень распространенная история, связанная с нехваткой площадок под застройку. Рост платежей приведет к росту себестоимости, а следовательно, к снижению маржинальности строительного бизнеса или компенсации этой разницы за счет роста конечной стоимости квадратного метра, считает коммерческий директор ГК ФСК Ольга Тумайкина.

В то же время новый документ подразумевает определенные льготы на изменение категорий земли для тех девелоперов, которые вместе с возведением новостроек будут создавать новые рабочие места в нецентральных районах Москвы, отмечает Андрей Носов. Для того чтобы получить эти льготы по уже приобретенным земельным участкам, застройщикам нужно будет подать заявление до 1 июля 2021 года.

Что ждать рынку недвижимости в 2021 году

Весной существовали серьезные опасения, что из-за перехода на режим самоизоляции продажи сильно упадут. Снижение стало рекордным, однако благодаря вовремя введенной программе льготной ипотеки это падение было компенсировано высоким спросом, который держится на рекордном уровне уже три месяца.

Несмотря на ряд стрессовых факторов, которые не прогнозировались еще год назад, 2020-й оказался для рынка недвижимости, скорее, позитивным годом, считает Ирина Дзюба. Многие застройщики нарастили объемы выручки, на рынок активно выводились новые проекты, стимул для развития получило онлайн-направление.

Этот год неожиданно для рынка характеризуется очень высокими показателями по продажам, при этом аналитики прогнозируют, что в 2021 году факторы, обеспечившие спрос, уже не будут работать так эффективно: реальные доходы населения падают, а цены на недвижимость будут только расти, говорит первый вице-президент компании Glorax Development Александр Андрианов.

2021 год не обещает быть простым, считает директор по развитию компании Л1 Надежда Калашникова. «Вирус пока не собирается никуда уходить, экономика большинства стран находится в сложном положении, покупательная способность людей неуклонно падает, а себестоимость квадратного метра растет. Эти разнонаправленные векторы будут определять темпы и тренды на рынке недвижимости в следующем году», — прогнозирует Калашникова.

Цены на жилье могут упасть на 20–30% в перспективе 2020–2021 годов

Последние 10 лет на рынке недвижимости растут объемы ипотечного кредитования и, как следствие, увеличивается доступность жилья. Последнее связано в первую очередь c улучшением соотношения между ценами на жилье и доходами населения (номинальные цены росли медленнее, чем номинальные доходы). Оказало влияние и удешевление ипотеки.

При этом объем реально совершаемых сделок на первичном и вторичном рынках не показывал такой же стремительной динамики. Например, в 2017 г. жилье стало доступным дополнительно для 7,3%, или 4,1 млн семей, однако число сделок по сравнению с 2016 г. не выросло. В 2018 г. жилье стало доступным дополнительно для 5,2% или 2,9 млн семей, но купивших его стало больше только на 300 000 семей.

После предыдущего экономического спада в 2014–2015 гг. спрос восстановился только к 2019 г. (3,4 млн сделок, что сопоставимо с 2014 г., когда было зафиксировано 3,5 млн сделок). В первую очередь увеличился спрос на строящееся жилье, во многом благодаря реализации в 2015–2016 гг. антикризисной программы льготного ипотечного кредитования для покупателей новостроек. Заметнее всего – в последние два года, когда при относительно стабильных номинальных ценах и доходах начали снижаться ставки по ипотеке (с 13,5% в 2015 г. до 10% в 2019 г.).

Читайте также:  Свидетельство о праве на наследство выдается

Реальный спрос на жилье зависит не только от текущих доходов населения, цен и условий ипотечного кредитования, но и от ожиданий людей. Сегодня основной ограничивающий фактор – именно доходы граждан и ожидание их изменения, а точнее, сохранения. Уровень ставок по ипотеке не играет, на мой взгляд, в текущих условиях существенного значения.

Так, в 2019 г. для покупки стандартной квартиры площадью 54 кв. м за 3,8 млн руб. средний размер ипотечного кредита составлял 2,6 млн руб., а ежемесячный платеж – 27 000 руб. в месяц (при ставке 10% годовых и сроке кредита 17 лет (данные Банка России). Минимальный доход семьи из трех человек для обслуживания такого кредита должен был составить почти 80 000 руб. в месяц. Однако очевидно, что обеспечение нормального жизненного уровня требует гораздо более высокого дохода – из 80 000 руб. в месяц после оплаты ипотеки (на уровне 35% от дохода) у семьи остается лишь 53 000 руб. на троих, или около 18 000 руб. на человека, что немногим больше прожиточного минимума (12 100 руб.).

Если ставка по кредиту составит не 10%, а 6,5%, как предложено в новой программе субсидирования ипотеки, то сумма ежемесячного платежа снижается на 5000, до 22 000 руб. Конечно, это можно рассматривать в качестве поддержки обслуживания кредита, но только при условии, что семья может позволить себе приобрести такую квартиру, то есть имеет необходимые сбережения (30% от цены жилья, то есть не менее 1,2 млн руб.), устойчивые и прогнозируемые доходы в размере не менее 100 000 руб. в месяц (остаточный доход должен составлять хотя бы 25 000 руб. на человека, вдвое больше прожиточного минимума).

Текущий экономический спад отличается от предыдущего (2014–2015 гг.), в первую очередь, гораздо более серьезными рисками роста безработицы. Если в 2014–2015 гг. безработица сохранялась на уровне около 5,5% экономически активного населения, а основным результатом кризиса стало снижение реальных доходов (номинальные зарплаты не росли, а инфляция была высокой), то в 2020–2021 гг. ожидается резкий рост безработицы вместе со снижением реальных доходов населения из-за приостановки деятельности множества компаний и их возможных дальнейших банкротств.

Вопрос о влиянии снижения объема сделок на первичном и вторичном рынках жилья на его цену остается открытым. Ни в 2009, ни в 2014–2015 гг. падения номинальных цен на рынке жилья не наблюдалось. Оба кризиса относились к финансовым и сопровождались даже ростом спекулятивного спроса в определенные периоды (традиционно финансовый рынок и рынок жилья в России взаимосвязаны). Застройщики, в свою очередь, нашли новый формат строительства очень небольших по площади квартир, дабы только не сократить цену 1 кв. м.

Текущий кризис имеет совершенно иную природу – управляемое сжатие экономики на фоне стабильно низкой инфляции и относительно стабильной национальной валюты. В этих условиях риск снижения цен на жилье (не коррекции, а радикального снижения – на 20–30%) в перспективе 2020–2021 гг. уже вполне реальный. Может показаться, что это хорошо, жилье же станет дешевым и более доступным. Однако это не для всех и не всегда благо. Резкое снижение цен на жилье означает такое же резкое снижение благосостояния граждан – собственников, у которых это основной актив. Для банковской системы – резкое снижение стоимости залогового имущества по выданным ипотечным кредитам. Подобный сценарий развития событий наблюдался в США в 2007–2008 гг. И для застройщиков рынок становится неинтересным, тем более в регионах, где уже сегодня их прибыли невысоки. То есть такое кардинальное снижение цен на жилье – это кризис жилищного строительства с кардинальным падением объемов.

Как может повлиять ценовой кризис на рынок жилья после завершения острой фазы коронавируса? Во-первых, результатом может стать возврат на предыдущую стадию развития – от объемов индустриального строительства (многоквартирных домов-кондоминиумов) 50 млн кв. в год к объемам середины 2000-х гг. – 30 млн кв. м в год. Однако в то же самое время период низких цен предоставит государству возможность восполнить дефицит государственных инвестиций в жилищный фонд – полностью утраченный институт в российской жилищной сфере. Учитывая, что, по оценке Фонда «Институт экономики города», объем накопленных государственных обязательств по предоставлению жилья очередникам и иным категориям граждан составляет 9 трлн руб. (почти 10% ВВП), вполне обоснованным было бы заместить дефицит частных инвестиций в жилищное строительство государственными.

Читайте также:  Как заказать кадастровую справку через интернет?

Во-вторых, сегодня городская среда и транспортная доступность таких новых городских районов далека от идеала. Восстановление после кризиса позволит заново запустить конкуренцию между застройщиками и проектами, а городам – предоставит время на восполнение дефицита инвестиций в городскую инфраструктуру (ведь они критически отставали в прошлые годы от темпов возведения новых жилых районов).

В-третьих, перезагрузка рынка жилья не может происходить в отрыве от перезагрузки рынка труда в городах. После массовых сокращений и увольнений бизнес начнет восстанавливать утраченные трудовые ресурсы, а люди – расширят поиски работы, в том числе и в пространственном смысле. Потребность в адекватной жилищной мобильности возрастет – возможность трудоустройства в другом городе будет зависеть от возможности снять жилье. Сейчас рынок аренды жилья переживает куда более серьезный кризис, чем рынок его купли-продажи: иногородние работники попросту расторгли свои договоры аренды и вернулись домой, имея возможность удаленной работы (проблема особенно актуальна для крупных агломераций). С другой стороны, в условиях низкого рынка появится хотя бы возможность сформировать интерес институциональных инвесторов к арендному бизнесу, которые в условиях снижения цен получат более выгодные условия для инвестиций (например, выкуп новых или существующих многоквартирных домов целиком).

Другими словами, на кризис можно смотреть с точки зрения потерь, а можно – с точки зрения новых возможностей. Жилищная сфера России по своему институциональному устройству довольно архаична (узкий выбор жилищных форматов, низкое разнообразие архитектурных и градостроительных проектов, слабое проникновение новых технологий). На мой взгляд, преодоление такой архаичности в российских условиях гораздо более вероятно именно в условиях спада, а не в условиях экономического роста.

Рынок недвижимости: итоги, ожидания 2020 года и новые вызовы

Уходящий год на рынке недвижимости России оказался крайне противоречивым. Ипотечная ставка снижалась, но объемы кредитования при этом резко упали. Доходы населения росли, а количество сделок в первом полугодии снизилось практически на 10%. Впервые за много лет почти исчезла взаимосвязь между ценой нефти и спросом на жилье. Чтобы понять, что происходит в отрасли, разбираем итоги, тренды и ожидания вместе с экспертами.

Ипотека, проектное финансирование и другие главные тренды уходящего года

Вероятнее всего, самые существенные, но и самые противоречивые изменения на рынке недвижимости коснулись ипотечного кредитования. Как и предполагали эксперты компании «Этажи», ставка в начале года продолжила расти, начав движение вверх в конце 2018 года. Достигнув в марте значений 11,9% на загородное жилье и 10,6−10,8% на новостройки, она начала снижаться, даже не дождавшись пересмотра ключевой ставки Центробанком. Решения финансового регулятора страны усилили эту тенденцию, и в результате к концу ноября 2019 года средневзвешенная ипотечная ставка по стране составила 9,4%. ЦБ снижал ключевую ставку четыре раза за последние полгода в целом на один процентный пункт. Банки же делали это по-разному — кто-то однократно сильно понизил ставку, другие же ступенчато двигались вслед за регулятором.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предположила дальнейшее снижение до 7−8% в перспективе ближайших нескольких лет. Однако, аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Александр Осин полагает, что снижение продолжится лишь в первом квартале 2020 года — ориентировочно до 9%. С середины года ставка начнет отыгрывать повышением инфляционные риски, такие как рост бюджетных расходов и увеличенный НДС, который пока не до конца проявил свое влияние на экономику.

Начавшееся в марте текущего года снижение объемов и количества выданных кредитов, стало выправляться только на фоне снижения ипотечных ставок. В целом, в 2019 году, по данным компании «Этажи», будет выдано на 6% меньше кредитов в денежном выражении. Это первое снижение от года к году за последние пять лет. Связать это можно с несколькими объективными моментами. Первый — предшествующий бум выдачи ипотеки, которая в прошлом году побила все рекорды. В результате многие, кто хотел ипотеку, получил ее, а банки уже не очень стремятся повышать риски закредитованности населения (задолженность в России составляет 7,47 трлн рублей).

Второй фактор — рост стоимости жилья (находится в пределах инфляции). Новостройки в среднем по стране подорожали за год на 3,6%, а квартиры от собственников на 2,3%. И это произошло при снижении реальной покупательской способности жителей. В некоторых регионах реальный рост превышает 10%. Здесь сказались и увеличенный НДС, и результат нового подхода к долевому строительству. Постепенное увеличение стоимости заметно и по росту средней суммы выданного кредита: для вторичного рынка в третьем квартале 2017 года она составляла 1974 тыс. рублей, в 2018 — 2360 тысяч, а в 2019 — 2415 тысяч. И это не связано с увеличением метража, так как в 2019 году средний размер покупаемой квартиры меньше, чем в 2017−2018 годах.

Читайте также:  Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости онлайн

Безусловно, ведущая роль в росте цен на новостройки принадлежит переходу от долевого строительства, когда дольщики напрямую кредитовали застройщика, к варианту замораживания этих денег на банковских эскроу-счетах. Вступивший в июле текущего года 214-ФЗ защитил дольщиков, но повлиял на рост цен на недвижимость.

«Эти изменения не могли не повлиять на ценообразование в сфере недвижимости. Раньше девелоперы старались гарантированно продать построенные квадратные метры жилья в разумные сроки. Для этого при выводе нового продукта на рынок тестировали цену, начиная с самой низкой. Сейчас в расчете стоимости новой недвижимости появилась дополнительная переменная, в виде того срока, в который необходимо обеспечить уровень продаж для сохранения минимальной ставки по привлеченным кредитным средствам», — отметил директор девелоперского консалтингового агентства De Vision Илья Пискулин, — При этом в созданных условиях застройщики уже не могут себе позволить низкие цены на старте продаж, они начинают с той цены, которую заявили банку при получении кредита».

Ожидания от введения эскроу-счетов сильно «подогревали» рынок в конце прошлого и начале этого года, но с момента этих изменений прошло слишком мало времени.

Заместитель председателя комитета по аналитике Российской гильдии риэлторов Михаил Хорьков считает, что фактически последствия перехода на проектное финансирование можно будет оценивать не ранее 2021 года. Но к тому моменту, по его мнению, сами контуры текущей реформы могут корректироваться не раз. «Девелоперы, не без оснований, «нарисовали» не самую радужную картину изменений стоимости недвижимости. В итоге цены в конце 2018 — начале 2019 года действительно выросли в большинстве городов. Но все дальнейшие движения рынка в большей степени будут определяться балансом предложения и платежеспособного спроса», — отмечает Хорьков.

В банке ВТБ полагают, что в новых законодательных рамках будущее за комплексным оказанием услуг и развитием digital-сервисов. То, что цифровизация — залог выживания в строительной отрасли, уверен и коммерческий директор Группы «Самолет» Дмитрий Волков. Он отмечает, что в будущем ставку необходимо делать на партнерскую модель отношений девелоперов с землевладельцами, а также предсказывает серьезные изменения в составе игроков: останутся лишь сильнейшие застройщики, не исключено появление новых.

Объемы падают, цены растут, а что со спросом?

В целом по рынку ситуация неясная — цены затормозили рост при снижении объема ипотеки и падающем спросе. Важно заметить, что вкупе по году удорожание оказалось на уровне 3−8%. Сейчас рынок занял выжидательную позицию — все движение находится в пределах статистической и инфляционной погрешности. О том, что спрос немного замер, а цены продавцами слегка завышены, может подсказать уровень торга — он снова начал расти с мая 2019, а это показатель того, что покупатель не считает выставленную цену справедливой.

Несомненно, существуют региональные отличия. По-прежнему резко растет цена в Санкт-Петербурге, и одновременно там значительно сокращается ввод нового жилья, бум которого наблюдался весь 2018 год. При этом город на Неве лидирует по количеству переезжающих туда на постоянное место жительства людей. Это значит, что спрос и цены продолжат рост быстрее, чем по стране в целом. В ближайшем Подмосковье на спрос повлияло открытие линий Московских центральных диаметров: количество обращений от потенциальных покупателей по некоторым направлениям выросло на 10%, и большинство из них интересуются близостью новостройки к МЦД.

Новостройки и вторичка — извечная конкуренция

Ценовой «перекресток» произошел в России в четвертом квартале 2016 года — именно тогда квадратный метр в новостройках стал дороже, чем на вторичном жилье. В третьем квартале текущего года разрыв составил 4,5 тыс. рублей за метр. Правда, нужно отметить, что в 2018 году он доходил до 7−8 тыс., что можно было объяснить замедлением ввода нового жилья в 2017 и начале 2018 года.

При этом спрос на относительно новое жилье высокий — те покупатели, кто не имеет возможности приобретать подорожавшие новостройки, выбирают на вторичном рынке квартиры «моложе» 2010 года постройки со сравнительно новыми планировками. Еще одна тенденция на первичном рынке — снижение доли популярных в разгар кризиса «студий»: за последние полтора года их количество в новых домах снизилось с 23,2% до 17,3%.

Хоть застройщики и «запаслись» разрешениями на строительство, отрасль может столкнуться с проблемой получения новых, что вскоре повлечет еще большее увеличение цены на новостройки. О такой возможности говорит заместитель генерального директора группы компаний «Сибпромстрой» Дмитрий Ребров. «Сам процесс согласования одного проекта очень длительный. Он составляет около года, а в некоторых случаях и несколько лет. Очевидно, что такими темпами к 2024 году девелоперы смогу только начать строить оформленные по новым правилам объекты, а не сдавать по 120 млн кв. м. жилья, которых власти ждут от строителей», — считает эксперт.

Читайте также:  Как получить наследство, если нет завещания?

Загородная и коммерческая недвижимость: новая тенденция или временное явление?

Заметно оживился в 2019 году столичный рынок коммерческой недвижимости. Инвестиции в офисные помещения вышли на первое место, заняв 32% инвестиционной активности и опередив коммерческие вложения в жилые помещения. Объем ввода по московским торговым площадям в этом году превысит совокупные показатели 2017-2018 годов. Также восстанавливается сдача торговых площадей в регионах, хотя это направление отрасли стагнировало с начала кризиса. Управляющий директор СК «Перспектива» Михаил Ополько считает, что московский рынок торговой недвижимости близок к насыщению и фокус смещается на регионы, где качественных торговых помещений все еще недостаточно. А вот офисный и складской сегменты выглядят перспективно: доля свободных площадей продолжает снижаться — в классе А на 3%, в классе В — на 2%. Это позволяет прогнозировать дальнейший рост спроса в 2020 году, причем особый интерес представляют большие современные офисные блоки.

Еще одна интересная особенность года — рост интереса покупателей к загородной недвижимости: выросла и доля в целом, и процент именно жилья (домов, а не дач и садовых участков). Вероятно, это связано с «омоложением» покупателя: за три года средний возраст снизился с 42,3 до 38,1 лет. А более молодые отличаются мобильностью и наметившейся тенденцией к «бегству» из городов.

Правда, следует отметить, что при оценке загородной недвижимости существует очень много нюансов при определении цены, поэтому стоимость предложения там традиционно завышена и колебания цены составляют от плюс 20 до минус 50% от первоначальной. Чтобы не «промахнуться» при выборе загородного жилья, лучше воспользоваться услугами опытного эксперта в сфере недвижимости, специализирующегося именно в этом направлении.

Ключевые прогнозы экспертов на 2020 год

Одна из главных опасностей отрасли — уход с рынка тех девелоперов, которые не смогут работать по правилам, установленным законом 214-ФЗ. Этот нормативный акт предусматривает новые правила оформления документов, увеличение финансового порога входа в бизнес, проектное финансирование, большую долю собственного капитала в стоимости объекта, взносы в компенсационный фонд и прочие ужесточения для застройщиков. Ориентировочный прогноз таков, что бизнес покинут около 20% участников. Потенциально это снизит возможности оставшихся по вводимым объемам и дополнительно может повысить цены из-за консолидации рынка.

Главный аналитик Промсвязьбанка Владимир Лящук полагает, что основной тенденцией следующего года станет продолжающееся падение спроса на новостройки на фоне роста цены, падающих доходов и недостаточно низкой ипотечной ставки. При этом застройщики будут вынуждены снижать цены, чтобы как-то поддержать ввод в эксплуатацию объектов, по которым получены разрешения на строительство. Но снижение вряд ли превысит 1% к текущему уровню.

Руководитель отдела ипотеки ГК «Инград» Вячеслав Приймак не исключает возможность еще одного снижения ключевой ставки ЦБ, а от ипотечных кредитов в 2020 году ожидает уровня 8,5–8,7%. В то же время, директор по маркетингу «Инград» Анна Соколова уверена, что застройщики будут осторожно повышать цены, следуя за ростом себестоимости строительства и темпами готовности своих объектов.

То, что цены на жилье продолжат расти, не сомневается практически никто из опрошенных экспертов. Аналитики девелоперской компании «ПСК» прогнозируют повышение по итогам 2020 года на уровне 6−10%. Генеральный директор ГК «Атлант» Роман Лябихов ожидает увеличения на 10%. Генеральный директор компании Euroinvest Development Станислав Данелян говорит о предстоящем росте примерно на 10%. Однако, по его словам, все будет зависеть от характеристик дома, планировки и прочих технических вопросов. Вероятно, будут и региональные особенности. В частности, специалисты Группы «Самолет» прогнозируют прибавку 15−20% для Московской области, но лишь 10−15% в Москве.

Главный вопрос — когда покупать?

Вероятно, оптимальным для покупки периодом станет первый-второй квартал 2020 года. Ставка ипотеки, возможно, снизится еще на 0,2−0,4 процентных пункта, а цены постепенно могут начать «откатываться» назад. Но они вряд ли будут снижаться в открытую, то есть цена предложения останется на уровне, но за счет скидок и торга объекты можно будет купить дешевле.

Директор компании «Этажи» Ильдар Хусаинов пояснил, что на фоне сниженного спроса в большинстве регионов России в 2019 году, количество предложений на рынке жилья сейчас выше среднегодовых показателей. Это с одной стороны обеспечивает возможность выбрать наиболее достойный вариант, с другой — договориться о снижении заявленной стоимости объекта недвижимости, тем самым, сэкономив не только на сниженных процентных ставках по ипотеке. «Не существует универсального ответа на вопрос — когда покупать. Ситуация на рынке недвижимости постоянно меняется под влиянием многих факторов и может по-разному отражаться на том или ином сегменте рынка. Обеспечить максимально выгодную покупку для своего клиента в любой период времени — задача специалистов по недвижимости», — резюмирует Хусаинов.

Читайте также:  СРО или лицензирование риэлторской деятельности

Если прогнозы экспертов в отношении снижения ключевой ставки оправдаются, то оно приведет к очередному нарушению баланса на рынке недвижимости между спросом и предложением, что естественным образом вновь скажется на цене. И не стоит забывать о традиционном весенне-летнем оживлении спроса. Поэтому рост цен на недвижимость в будущем году — процесс необратимый.

Аналитика

Роль набережных для горожан

Рыночные ставки предложения на рынке ипотечного кредитования

Обзор ставок топ-15 ипотечных банков России: недельная динамика, детальный анализ продуктовых линеек

Обзор рынка многоквартирного жилищного строительства Российской Федерации

Ключевые показатели рынка, детальный анализ строительства в региональном разрезе и по стране в целом

Топ 20 ипотечных банков в июле 2021 г.

Ежемесячный рейтинг крупнейших ипотечных банков страны: воронка заявок, объем выдачи кредитов, динамика ипотечного портфеля

Обзор рынка ипотечных облигаций

Основные показатели рынка ипотечных облигаций в июне 2021 г.: объем рынка, доходности, темп досрочного погашения

Государственная поддержка арендного жилья в США

Основные инструменты государственной поддержки доступной аренды в США: льготы для граждан и застройщиков

Оценка населением изменений городской среды

По данным опроса ДОМ.РФ и ВЦИОМ, каждый третий россиянин считает, что состояние городской среды в стране за последний год улучшилось.

Объем выданных ипотечных кредитов и средневзвешенная ставка

  • Сбербанк России
  • Сбербанк России
  • Сбербанк России
  • Сбербанк России
  • Сбербанк России
  • Сбербанк России
  • Сбербанк России

Выдача ипотеки

  • Первичный
  • Первичный

Строительство в России

площадь строящихся квартир

млн м 2 строится с эскроу

%от общего объема строительства

Проекты строительства жилья

Аналитический центр в СМИ

Виталий Мутко

генеральный директор
АО «ДОМ.РФ»

Михаил Гольдберг

руководитель
Аналитического центра ДОМ.РФ

Подпишитесь на обновления

Новости рынка ипотеки, недвижимости и банковского сектора
в России и во всем мире

Я даю согласие АО «ДОМ.РФ», адрес 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10 (далее – Агент), а также банкам-партнерам и другим контрагентам Агента (далее – Партнер/Партнеры):

На обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, обработку моих персональных данных с помощью автоматизированных систем, посредством включения их в электронные базы данных, а также неавтоматизированным способом, в целях продвижения Агентом и/или Партнером товаров, работ и услуг, получения мной информации, касающейся продуктов и услуг Агента и/или Партнеров.

На получение от Агента или Партнера на мой номер телефона, указанный в настоящей заявке, СМС-сообщений и/или звонков с информацией рекламного характера об услугах АО «ДОМ.РФ», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО) (их правопреемников, а также их надлежащим образом уполномоченных представителей), Партнеров, в том числе путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи. Согласен (-на) с тем, что Агент и Партнеры не несут ответственности за ущерб, убытки, расходы, а также иные негативные последствия, которые могут возникнуть у меня в случае, если информация в СМС-сообщении и/или звонке, направленная Агентом или Партнером на мой номер мобильного телефона, указанный в настоящей заявке, станет известна третьим лицам.

Указанное согласие дано на срок 15 лет или до момента отзыва мной данного согласия. Я могу отозвать указанное согласие, предоставив Агенту и Партнерам заявление в простой письменной форме, после отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Агентом и Партнерами.

при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.

Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается). Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.

Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: