Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

Читайте также:  Если есть завещание на конкретных лиц, кто еще может претендовать?

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.
Читайте также:  Добросовестный приобретатель жилой недвижимости

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет – при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Читайте также:  Какое расстояние должно быть между частными домами?

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома — закон РФ

Жители страны имеют право на освещение придомовой территории многоквартирного дома (закон №131-ФЗ) в темное время суток. Правила и требования содержатся в нормах РФ. Полномочия возлагаются на поставщиков услуг, а также государственные контролирующие органы.

Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома

Окружающая территория представляет собой пространство вокруг жилых зданий (административных комплексов, частных и общественных зданий). Прилегающая к дому территория называется придомовая.

Она включает в себя все земельные участки возле дома (как частные, так и многоквартирные), регулируемые правом собственности или пользования участком и предназначенные для обслуживания дома, а именно:

  1. Земля под зданием.
  2. Переходы и тротуары, детские площадки, газоны и цветники.
  3. Площадки для отдыха и спорта.
  4. Стоянки для автомобилей.
  5. Основания для хозяйственных нужд.

Зная, что такое территория дома и каковы его границы, жильцы могут защитить себя от незаконных построек внутри своего двора (киосков, прилавков).

У таких территорий обязательно должны быть разграничены участки. Для таких случаев применяется геодезия. Геодезия (геодезия) — это метод установления границ участка земли геодезическими методами. Он включает в себя комплекс работ по определению и закреплению границ местности и ее территории. Понимание того, что такое землеустройство, потребуется при легализации документов на земельный участок.

Подобные участки в обязательном порядке должны освещаться в темное время суток. Установкой, обслуживанием приборов освещения занимаются специальные уполномоченные коммунальные компании. По закону отсутствие освещенности возле домов создает опасность для взрослых и детей.

Требования к организации освещения двора

Такие требования содержатся в ЖК РФ, а также иных правовых источниках:

  1. Федеральный закон №131-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
  3. Письмо Минстроя России от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04.

У организации обязательно должны присутствовать документы о государственной регистрации коммерческой деятельности, а также лицензия. Компания обязательно должна делать обязательные перечисления в соответствующий бюджет во избежание наложения санкций и прекращения деятельности на определенный срок.

Читайте также:  Кому достанется квартира после смерти собственника?

Номер бизнес-лицензии требуется для многих предприятий, прежде чем они начнут работу. Другие могут обойтись только с налоговым идентификационным номером. Это зависит от города, субъекта РФ, где он сформирован и работает, а также от типа бизнеса.

При определении того, требуется ли предприятию лицензия или идентификационный номер налогоплательщика, играют роль несколько факторов. Во многих случаях может понадобиться и то и другое. Ознакомление с этим требованием является лишь одним из многих шагов, которые должен предпринять предприниматель при открытии бизнеса.

Если организация попадает в конкретную отрасль, она имеет федеральные лицензионные требования в дополнение к требованиям субъекта РФ.

Наказания варьируются от налогов и сборов до захвата и закрытия бизнеса. Многие организации пропускают ту или иную лицензию. Например, многие местные предприятия подают заявки на государственную регистрацию, но не могут зарегистрировать страну и могут получать налоговые уведомления с штрафами за неуплаченные налоги. Те, кто не соблюдает федеральные стандарты, могут закрыть бизнес с возможностью столкнуться с уголовными и гражданскими исками.

Компанию, зарегистрированную в законном порядке, не сложно проверить с помощью электронных систем или при обращении в государственный орган (налоговые службы, Роспортебнадзор).

В своей деятельности такие конторы должны руководствоваться исключительно источниками российского права. Государство накладывает следующие требования для освещения придомовой территории многоквартирного дома:

  1. Каждый подъезд здания должен быть оснащен хотя бы 1 фонарем.
  2. Близлежащие дороги, тропы и въезды на территорию также должны освещаться в пределах установленных норм (стиль и форму приборов вправе выбирать коммунальная организация).
  3. С помощью столбов с фонарями необходимо создавать освещение для детских площадок, стоянок для ТС и тротуаров.

Включение/выключение приборов освещения входит в обязанности сотрудников уполномоченных организаций (поставщиков услуги). Также в обязательные требования для компаний входит обязательное взаимодействие с местными государственными и муниципальными органами.

В обязанности входит рассмотрение письменной корреспонденции, получение различных разъяснений и выполнение просьб. Также организации заключают договоры на оказание услуг. При наличии лицензии компании имеют право участвовать в закупках и торгах.

Предоставлением подобных услуг зачастую занимаются ООО (общества с ограниченной ответственностью) и АО (акционерные общества). Их качеством всегда интересуются контролирующие службы в РФ – Роспотребнадзор, жилищные инспекции, муниципалитет, правоохранительные органы, прокуратура.

Нормы освещения

Нормы и правила уличного освещения регулируются различными регламентами и ГОСТ (государственными стандартами). К ним относятся:

  1. ГОСТ Р 55708-2013.
  2. ГОСТ Р 55707-2013.
  3. ГОСТ 4677-82.
  4. ГОСТ 28682-90.
  5. ГОСТ IEC 60598-2-3-2012.
  6. ГОСТ IEC 60598-2-5-2012.
  7. ГОСТ IEC 60598-2-13-2011.
  8. ГОСТ Р 55706-2013.
  9. СНиП 23-05-95.
  10. МГСН 2.06-99.
  11. И другие.

В таких правовых источниках регулируется угол обзора светового луча (если расстояние между ними больше, потребуется больше высоты полюсов), размеры освещенности (учитывается и рассчитывается оптимальная высота), яркость (если требуемая интенсивность света больше, то нужно установить их ниже предполагаемого уровня).

Нормы уличного освещения в населенных пунктах варьируются в зависимости от объектов. Стандартными являются следующие:

  1. Угол наклона не менее 80-90 градусов.
  2. Угол установки соответственно 30 Кд для 80 градусов и 10 Кд для 90 градусов (расчет производится на 1000 Лм).
  3. Яркость устанавливается в 10-50 Кд в зависимости от угла наклона при расчете на 1000 ЛМ.

Также учитываются сами приборы (их технические характеристики). Все они должны соответствовать дополнительным нормам и иметь сертификат соответствия.

Кто отвечает за уличное освещение

По закону за установку, обслуживание и устранение неполадок отвечают не только коммунальные компании, но и государственные или муниципальные органы. Граждане не обязаны следить за сохранностью приборов, производить их замену за собственный счет, а также устранять проблемы.

Кто принимает жалобы

При выявлении жильцами каких-либо недостатков или нарушений они могут создать индивидуальную или коллективную заявку на их устранение. Такие жалобы можно подавать поставщику услуг, государственным и муниципальным органам в установленные сроки.

В зависимости от проблемы в жалобе рекомендуется указывать уполномоченный орган, в обязанности которого входят устранения недостатков.

Жалоба должна быть написана в письменной форме и направлена лично или посредством почты России или электронной почты. Законодательно установленного бланка нет.

В жалобе нужно прописать обязательные реквизиты (в 1 документе можно выделить несколько проблем):

  1. В «шапке» документа указать наименование и адрес местонахождения коммунальной организации или государственного, муниципального органа, а также ФИО лиц, подписавших жалобу.
  2. Описательная часть с указанием всех недостатков со ссылками на нормы права и словом «Прошу».
  3. Подписи лиц с расшифровками.
  4. Дата составления.

По данному принципу составляют также заявление на установку столбов освещения и иного оборудования:

  1. В «шапке» документа указать наименование и адрес местонахождения государственного или муниципального органа, а также ФИО лиц, подписавших заявку.
  2. Описательная часть с указанием места установки.
  3. Подписи лиц с расшифровкой.
  4. Дата составления.

Это основная информация, которая понадобится жильцам для получения услуги в полном объеме.

Кто обслуживает уличное освещение на столбах

Уличное освещение также обслуживают коммунальные службы. Но, оплата за него может производиться местными властями (местным органом самоуправления).

Местная администрация населенного пункта уполномочена по закону принимать заявления от граждан по установке столбов и фонарей для освещения улицы. Такие заявки рассматриваются в процессуальные сроки – 30 дней.

При оставлении заявки без удовлетворения гражданин (или коллектив граждан) имеют полное право обратиться с иском в суд. Для этого нужно приложить всю документацию, подтверждающую отказ в выполнении законной просьбы.

Читайте также:  ФЗ "о государственной регистрации недвижимости" с 1 января 2017 года

Кто оплачивает освещение придомовой территории многоквартирного дома

Все счета за электроэнергию оплачивают жители многоквартирного дома. Общую сумму делят на количество квартир. В присылаемых компанией квитанцией эта услуга обозначается, как ОДН (общие домовые нужды).

Квитанции должны приходить ежемесячно. Их рассылка может осуществляться в письменном или электронном видах. Полномочиями по их доставке по закону имеются у уполномоченных лиц (обычно сотрудников государственных или частных организаций).

При смене адреса нахождения или неполучении расчетных документов нужно незамедлительно обращаться к поставщику услуг. В противном случае гражданину нужно будет заплатить пени и неустойки.

Как устанавливаются электросчетчики на освещение дворовых территорий

Счетчик электроэнергии — это устройство, которое измеряет потребление электроэнергии. Счетчики используются коммунальными компаниями для выставления счетов, а также могут использоваться частными лицами для контроля их потребляемой мощности.

Компании, предлагающие энергетический аудит, используют в своей работе счетчики, а также правоохранительные органы, которые могут использовать энергопотребление в качестве инструмента для выявления областей, где может иметь место преступная деятельность.

Один тип счетчика электроэнергии, с которым многие знакомы, — это счетчик электроэнергии, установленный коммунальными предприятиями. Счетчик расположен в месте осуществления сервиса, в точке, где структура подключается к электросети.

Когда требуется питание, оно проходит через счетчик, вызывая устройство, которое отслеживает потребление энергии с течением времени. Прибор не следит за тем, как используется мощность, а только за сколько потребляется, и считывается обслуживающим персоналом, который записывает данные, чтобы клиенту могли выставить счет.

Существуют юридические санкции за вмешательство в счетчик, установленный документально. Хотя владельцы недвижимости несут ответственность за покупку оборудования и найма лицензированного электрика для его установки, только коммунальное предприятие имеет право сбрасывать или иным образом изменять и регулировать счетчик.

При выполнении работ на счетчике и подключенной цепи или блоке предохранителей необходимо обращаться к коммунальным предприятиям, чтобы они могли отключить питание конструкции. Может потребоваться разрешение электрического инспектора для восстановления питания после окончания работ.

Электронный прибор электроэнергии другого типа можно использовать с конкретным устройством или с конкретной розеткой. Люди могут использовать счетчики, чтобы узнать, сколько энергии используют предметы, отслеживать потребление энергии или определять неэффективные устройства.

В этом случае счетчик включается в розетку, а устройство включается в счетчик электроэнергии. Когда устройство потребляет энергию, оно проходит через измеритель, и количество используемой энергии записывается. Эти типы устройств могут быть полезны для диагностики электрических проблем, а также исследований, определяющих потребление энергии, связанное с различными приборами.

Когда проводится энергетический аудит, счетчик электроэнергии может использоваться для выявления проблемных приборов и других устройств. Сравнивая энергопотребление, люди могут решить, какие устройства следует заменить, или внести другие изменения (отключить устройства, когда они не используются). Электрики могут также использовать измерители мощности для аналогичной деятельности при проведении проверок и ремонта.

Жители частных домов в отличие от описанных в статье имеют право самостоятельно устанавливать и контролировать процесс поставки электроэнергии для освещения придомовой территории. Уполномоченные органы могут проверять только показания счетчиков.

В этом видео рассказывается о том, кто должен содержать придомовую территорию:

Решение № 2-4186/2017 от 9 октября 2017 г. по делу № 2-4186/2017

Именем Российской Федерации

г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шахбанова А.А.

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 о прекращении права собственности и снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества,

Истица ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику ФИО3 о снятии с кадастрового учета жилого дома с кадастровым номером 50:31:0050334:238, расположенного по адресу: , д.Поповка, , указав, что решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированном праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером: 50:31:0050334:238, расположенный по адресу: за ФИО2 и ФИО3 в связи с прекращением права собственности по причине прекращения существования объекта недвижимости.

Представитель истца по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске, согласно доводам которого истец и ответчик являются собственниками дома, расположенного по адресу: , д.Поповка, , кадастровым №. В собственности истицы находится 8/9 доли дома, а в собственности ответчика 1/9 доли.

Право собственности на 1/9 долю дома ответчик приобрел на основании решения Чеховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Домовладением он никогда не пользовался, в доме не проживал, поскольку имеет в собственности расположенный по соседству с этим домом отдельный земельный участок и дом, расположенные по адресу: , д.Поповка, А.

Истица приобрела право собственности на дом в соответствии с решением Чеховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и в результате дарения ей доли дома ФИО1, братом ответчика, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара дом был полностью уничтожен.

Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что здание в результате пожара ликвидировано полностью.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в кадастровую палату с заявлением о прекращении права собственности и снятии здания с кадастрового учета.

ДД.ММ.ГГГГ решением кадастровой палаты в удовлетворении заявления было отказано по той причине, что второй собственник здания, ответчик, не обращался с таким заявлением и полномочий действовать от его имени в данном случае истцу не предоставил.

Читайте также:  Документы, удостоверяющие личность

В настоящее время несуществующий дом числится в собственности у истицы и ответчика, начисляется налог на недвижимое имущество, невозможно начать строительство нового дома.

Ответчика этот факт не беспокоит, поскольку он не имеет интереса в использовании данного здания. На контакт не идет, на телефонные звонки не отвечает, в процедуре снятия здания с кадастрового учета участвовать отказывается.

Справкой о пожаре подтверждается, что в результате пожара сгорел жилой дом, уничтожено находящееся в нем имущество граждан.

Факт прекращения существования жилого дома подтверждается актом обследования, составленным кадастровым инженером и соответствии с требованиями ст. 42 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы акта обследования и требований к его подготовке».

В результате пожара жилой , расположенный по адресу: , д.Поповка кадастровый № был полностью уничтожен. На настоящий момент указанный дом прекратил существование, в соответствии с п.1 ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права > Глава 15. Прекращение права собственности > Статья 235. Основания прекращения права собственности” target=”_blank”>235 ГК РФ право собственности истца и ответчика на данный дом прекратилось.

Представитель ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что само по себе разрушение дома полностью не является юридическим фактом, который согласно закону влечет за собой прекращение права собственности и снятие объекта с кадастрового учета.

По смыслу ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права > Глава 15. Прекращение права собственности > Статья 236. Отказ от права собственности” target=”_blank”>236 ГК РФ право отказа от собственности принадлежит самому собственнику. Для регистрации прекращения права собственности на строение необходимо заявление собственника строения, документ технического учета и подтверждающие документы об уничтожении объекта.

ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном жилом доме (лит А-а-а1-а2-а3-а4) произошел пожар. Остальные хозяйственные постройки, находящиеся на спорных земельных участках, были снесены истцом без согласования с ФИО3 Данные события усложняют право ФИО3 на законном основании оформить земельный участок под домовладением. ФИО2 воспользовавшись отсутствием ответчика, путем деления и оформления участков под домовладением частями, исключила возможность оформления ФИО3 земельного участка под домовладением пропорционально идеальной доле 1/9, необходимого для обслуживания жилого дома в части, используемой ответчиком.

Более того, в Чеховском городском суде рассматривается гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО2 об исключении сведений из ЕГРН о праве собственности, признании права долевой собственности на земельные участки.

При отсутствии доказательств, подтверждающих отказ ФИО3 от прав собственности на спорный жилой дом, выводы суда о прекращении права собственности на дом будет являться неправомерными.

Представитель 3-го лица –Межмуниципального отдела по Подольскому и м Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица – Межмуниципального отдела по Подольскому и м Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по .

Представитель 3-го лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, уважительности причин своей не явки суду не представил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 35″ target=”_blank”>35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником 8/9 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: , д.Поповка, кадастровым номером 50:31:0050334:238. Ответчик ФИО3 является собственником 1/9 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом. Право собственности истца и ответчика на указанное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 11-15).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара жилой дом, расположенный по адресу: был полностью уничтожен, данные обстоятельства подтверждаются справкой Отдела надзорной деятельности по от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, Актом обследования, составленным кадастровым инженером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

В соответствии со ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права > Глава 13. Общие положения > Статья 211. Риск случайной гибели имущества” target=”_blank”>211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника.

Таким образом, возможность осуществления прав собственника и беспрепятственная реализация его правомочий обусловлены в числе прочего и выполнением установленных законом обязанностей по содержанию и сохранению в надлежащем виде принадлежащего имущества. Устранение лица от выполнения таких обязанностей влечет для него неблагоприятные последствия.

Читайте также:  Переуступка прав требования по договору долевого участия

В силу п. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 3. Объекты гражданских прав > Глава 6. Общие положения > Статья 130. Недвижимые и движимые вещи” target=”_blank”>130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также иные, указанные в статье объекты прав.

Пунктом 1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 3. Объекты гражданских прав > Глава 6. Общие положения > Статья 131. Государственная регистрация недвижимости” target=”_blank”>131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Исходя из системного толкования п. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 3. Объекты гражданских прав > Глава 6. Общие положения > Статья 130. Недвижимые и движимые вещи” target=”_blank”>130, п. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 3. Объекты гражданских прав > Глава 6. Общие положения > Статья 131. Государственная регистрация недвижимости” target=”_blank”>131, п. 1 ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права > Глава 15. Прекращение права собственности > Статья 235. Основания прекращения права собственности” target=”_blank”>235 ГК РФ, абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, в отношении спорного здания, утратившего свойства объекта недвижимости, которое не может использоваться по первоначальному назначению и быть объектом гражданских прав, не подлежит сохранению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности на это здание как на объект недвижимого имущества.

Суд считает, что в связи с конструктивной гибелью спорного жилого дома, необходимо прекратить право общей долевой собственности на объект недвижимости.

При этом суд, руководствуясь пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, которым разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Таким образом, в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причинам ее недостоверности.

В соответствии со ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 1. Основные положения > Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав > Статья 8.1. Государственная регистрация прав на имущество” target=”_blank”>8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном жилом доме (лит А-а-а1-а2-а3-а4) произошел пожар и истец снесла остальные хозяйственные постройки, находящиеся на спорных земельных участках, данные обстоятельства усложняют право ФИО3 на законном основании оформить земельный участок под домовладением.

Ответчик в нарушение ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 56. Обязанность доказывания” target=”_blank”>56 ГПК РФ не представил доказательств, подтверждающих намерения воспользоваться правом на восстановление объекта недвижимого имущества.

Кроме того, суд считает необходимым указать на то, что согласно ст. Раздел I. Общие положения > Глава 3. Административное наказание > Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства” target=”_blank”>3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

При этом условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения прав истца именно ответчиком.

В соответствии со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 56. Обязанность доказывания” target=”_blank”>56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в кадастровую палату с заявлением о прекращении права собственности и снятии здания с кадастрового учета. Однако ДД.ММ.ГГГГ решением кадастровой палаты в удовлетворении заявления было отказано в связи с чем, что второй собственник здания – ФИО3, не обращался с таким заявлением и полномочий действовать от его имени истцу не предоставил (л.д. 10).

Читайте также:  Близкие родственники по Гражданскому кодексу РФ

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы истца, как собственника земельных участков, на котором значится расположение сгоревшего дома, нарушены и подлежат восстановлению путем прекращения права собственности истца и ответчика на недвижимость, а спорный жилой дом подлежит снятию с кадастрового учета в связи с прекращением существования.

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить.

Снять с кадастрового учета в связи с прекращением существования жилой дом с кадастровым номером 50:31:0050334:238, расположенный по адресу: .

Прекратить право общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 на жилой дом с кадастровым номером 50:31:0050334:238, расположенный по адресу: .

Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов

Мотивированное решение изготовлено 16.10.2017г.

Оригинал решения находится в Чеховском городском суде в гражданском деле №

Государственная услуга по снятию с кадастрового учета объекта капитального предоставляется бесплатно

Каждый, кто однажды оформлял документы на недвижимость, знает, что регистрации права собственности предшествует постановка объекта на кадастровый учет, и эта процедура многим знакома не понаслышке. Но иногда возникает необходимость прекратить право на объект капитального строительства, например, в связи с гибелью или уничтожением здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в результате сноса, пожара, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации. Эта необходимость в первую очередь обусловлена тем, что до момента регистрации прекращения права на такой объект капитального строительства будут начисляться налоги.

Прекращение права на недвижимость невозможно без соблюдения процедуры снятия с кадастрового учета.

Процедура снятия с кадастрового учета проводится только в случае фактического необратимого прекращения существования объекта недвижимости.

Государственная услуга по снятию с кадастрового учета здания, сооружения или объекта незавершенного строительства предоставляется бесплатно. Для этого нужно подать заявление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости и предъявить необходимые документы. Это может сделать собственник такого объекта, собственник земельного участка, на котором был расположен объект, либо их представитель. Заявления принимаются в офисах приема-выдачи документов филиала или многофункционального центра (МФЦ).

Необходимым для кадастрового учета документом в данном случае является акт обследования. Если с заявлением обращается представитель заявителя, он также должен представить документ, подтверждающий его полномочия. А в случае отсутствия в ГКН сведений о зарегистрированном праве заявителя на объект недвижимости потребуется еще и копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа.

Акт обследования готовит кадастровый инженер на основании документов, подтверждающих прекращение существования объекта капитального строительства. К таким документам могут быть отнесены: решения уполномоченных органов о признании объекта недвижимости ветхим или аварийным, решения собственника недвижимости в случае добровольного сноса, документы уполномоченных органов, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования объекта капитального строительства по причинам, не зависящим от воли собственника.

Неиспользование кадастровым инженером указанных документов при подготовке акта обследования может стать причиной, препятствующей осуществлению кадастровой процедуры.

В случае положительного рассмотрения документов в течение 10 рабочих дней объект недвижимости будет снят с кадастрового учета, а заявитель получит кадастровую выписку.

Снятие с кадастрового учета помещений, расположенных в прекратившем существование здании (сооружении), осуществляется одновременно со снятием с учета такого здания (сооружения). Предоставление дополнительных заявлений в данном случае не требуется. Без заявления осуществляется также снятие с учета объектов капитального строительства по решению суда, а также преобразуемых объектов недвижимости. Например, если в результате реконструкции здания образованы новые, преобразуемое здание будет снято с учета в течение трех рабочих дней с даты регистрации прав на новые объекты недвижимости.

В заключение хотелось бы отметить, что выполнение действий, описанных в статье, не требуется, если сведения об объекте недвижимости, прекратившем существование, в ГКН отсутствуют. Чтобы узнать, стоит ли здание, сооружение или объект незавершенного строительства на кадастровом учете, можно воспользоваться сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на официальном сайте Росреестра в сети Интернет: https://rosreestr.ru/ . Кроме того, на указанном сайте также можно ознакомиться с другой не менее важной информацией, например, с перечнем офисов МФЦ и филиала, в которых осуществляется прием заявителей, а также с реестром кадастровых инженеров, имеющих право осуществлять кадастровую деятельность на территории Российской Федерации.

Надеемся, что данная статья поможет правообладателям недвижимости сориентироваться, какие действия предпринять и куда обратиться в случае гибели или уничтожения объектов капитального строительства.

Как снять строение с кадастрового учета в 2021 году

Как снять строение с кадастрового учета? Снятие с учета снесенного дома, нежилого здания, помещения можно при утраты фактического существования объекта. Такие обстоятельства могут возникать по результатам разрушения, снос или демонтаж строения, раздел или объединение помещений. Подтверждение, что строение не существует в натуре, делает кадастровый инженер. Для указанных целей составляется акт обследования, который передается в Росреестр.

Читайте в статье, как снять с учета недвижимое имущество, какие документы придется собирать собственнику, в какие сроки проходит процедура в Росреестре.

  1. Что такое снятие с учета недвижимого имущества
  2. Нормативные акты
  3. Куда подавать заявление о снятии с учета объекта недвижимости
  4. Порядок снятия с кадастрового учета
  5. Как снять с учета снесенное здание
  6. Снятие с учета части здания
  7. Как снять квартиру с кадастрового учета
  8. Снятие с кадастрового учета объекта незавершенного строительства
  9. Документы для снятия дома с кадастрового учета в 2021 году
  10. Порядок оформления акта
  11. Срок снятия с кадастрового учета объекта недвижимости
  12. Нужно ли платить пошлину в 2021 году
  13. Список полезных документов
  14. Наши услуги и цены
  15. Выводы
  16. Список использованной литературы
Читайте также:  Порядок уведомления сособственников о продаже доли недвижимости

Что такое снятие с учета недвижимого имущества

Учет объектов происходит путем внесения сведений в госреестр ЕГРН. Для этого правообладатель обращается в Росреестр с межевым или техническим планом, где будут указаны индивидуальные признаки, границы и координаты объекта. Постановка на учет сопровождается присвоением уникального кадастрового номера. Он сохранится за строением, помещением или участком на весь период их существования.

Пока объект существует в натуре, информация о нем доступна в ЕГРН. При необходимости изменении в характеристиках нужно вновь проходит учет, вносить изменения в ЕГРН. При этом изменение кадастрового номера не происходит, а строение продолжает числиться в госреестре. Снятие с кадастрового учета помещения или здания возможно в следующих случаях:

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров – звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • принятие правообладателем решения о демонтаже, сносе строения (например, чтобы построить на его месте новый объект);
  • предписание государственных и муниципальных органов о сносе (например, по причине аварийного состояния, при изъятии земли);
  • разрушение объекта при чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях;
  • при разделе объекта на несколько новых;
  • при объединении помещений, когда образуется новый объект.

Снятие с кадастрового учета самовольной постройки возможно по предписаниям от надзорного органа, по решению суд. Если самострой можно узаконить, собственнику дают время на проведение дополнительных работ, оформление документов. При неустранении нарушений выносится решение о принудительном сносе.

Не происходит снятие с кадастра, если параметры или компоновка объекта меняются в ходе работ, ремонтов. Например, при реконструкции можно полностью изменить компоновку и архитектуру здания, пристроить этаж, изменить другие параметры. Сам объект при этом продолжает существовать в натуре, поэтому о сделанных изменениях будет указано в госреестре.

Мнение эксперта. На временный учет можно ставить части зданий и помещений. Обычно это нужно при сдаче в аренду площадей без возведения конструкций и ограждений. После прекращения арендных отношений снятие с учета части происходит автоматически. Если договор расторгнут досрочно, нужно обращаться в Росреестр.

Нормативные акты

Все процедуры, связанные с постановкой и снятием с учета недвижимости, регламентированы Законом № 218-ФЗ (скачать). Этот нормативный акт распространяется на все видов объектов. Основанием для обращения в Росреестр при постановке объекта на учет является технический план. Он изготавливается в соответствие с Приказом МЭР № 953 (скачать). Если же объект перестал существовать, снять его с учета в ЕГРН можно на основании акта обследования. Он оформляется по Приказу МЭР № 861 (скачать).

В зависимости от причин сноса или уничтожения строения, могут применяться другие нормативные или ведомственные акты. Например, снять с учета дом после пожара допускается по постановлениям из уголовного дела, справки МЧС. Такие документы оформляются на основании УПК РФ, Закона № 384-ФЗ (скачать), регламентов МЧС.

Как снять с кадастрового учета объект недвижимости в связи со сносом

Время чтения: 5 мин.

Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Шрифт: A+ A-

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости подразумевает под собой подготовку специальной документации, подтверждающей и разрешающей снос. Состав документации может меняться, в зависимости от назначения здания и земельного участка. Рассмотрим, какие документы нужно подготовить, чтобы убрать сведения о недвижимости из ЕГРН и прекратить налогообложение несуществующего объекта.

  • 1. Основания для снятия с учета объекта недвижимости
  • 2. Добровольный снос ОКС
  • 2.1. Шаг 1 – Подготовка проекта
  • 2.2. Шаг 2 – Направление первого уведомления
  • 2.3. Шаг 3 – Фактический снос объекта
  • 2.4. Шаг 4 – Направление второго уведомления
  • 2.5. Шаг 5 – Нужно заказать акт обследования
  • 2.6. Шаг 6 – Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета
  • 3. ОКС разрушен под действием форс-мажора
  • 4. Строение снесено до августа 2018 года

Основания для снятия с учета объекта недвижимости

Снять с учета объект капитального строительства (ОКС) можно только в случае полного уничтожения здания или сооружения на местности.

Информация о помещениях и квартирах удаляется из реестра недвижимости и налоговой базы, если здания, в котором они расположены, больше не существует.

Причины снятия с учета ОКС:

  1. Решение правообладателя.
  2. Решение суда или органа местного самоуправления.
  3. Объект разрушен под действием форс-мажорных обстоятельств, например, пожар.

Добровольный снос ОКС

Правообладатель строения по своему желанию может снести постройку в любой момент. Так было до 4 августа 2018 года. Теперь, прежде чем осуществлять снос объектов капитального строительства, нужно уведомить администрацию о начале работ на местности, а потом – об их завершении.

Новый порядок процедуры снятия ОКС с кадастрового учета определен Федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.2018 г.

Читайте также:  Какое расстояние должно быть между частными домами?

Читайте ниже, какие изменения внесены в градостроительный кодекс, и какими документами должен сопровождаться снос.

Шаг 1 – Подготовка проекта

Прежде чем снести строение, требуется заказать Проект организации работ по сносу в проектных организациях (далее – Проект).

Любые нежилые здания, производственные цеха, сооружения и склады уничтожаются только в соответствии с Проектом.

Существует закрытый перечень объектов недвижимости, для сноса которых Проект не обязателен, но может быть подготовлен исключительно по желанию собственника.

В соответствии с ч. 3 ст. 55.30 ГрК РФ без Проекта можно сносить :

  1. Гаражи физических лиц, построенные на участках, не предназначенных для ведения предпринимательства.
  2. Жилые и нежилые дома на садовых участках.
  3. Дома на земельных участках с назначением ИЖС.
  4. Вспомогательные постройки (предназначенные для функционирования основного строения – жилого дома).
  5. Некапитальные сооружения.

Итак, для сноса построек, относящихся к вышеуказанному списку, не требуется подготовка Проекта, но обязательно нужно уведомление о начале работ по сносу и о завершении сноса.

Шаг 2 – Направление первого уведомления

Извещение о предстоящем сносе необходимо направить в орган, занимающийся выдачей разрешений на строительство, за 7 дней до физического уничтожения объекта.

Перед сносом любой зарегистрированной постройки нужно подавать уведомление о сносе. Такое правило действует с 4 августа 2018 года и касается как юридических, так и физических лиц.

Для того, чтобы соблюсти определенную законом процедуру сноса, достаточно обратиться в МФЦ. Вам выдадут для заполнения бланк установленной формы. К этому документу нужно приложить Проект (если его подготовка является обязательной).

Через 7 рабочих дней можно приступать к фактическому сносу строения.

Шаг 3 – Фактический снос объекта

Работы на местности проводятся в соответствии с Проектом.

Объект отключается от сетей инженерного обеспечения по предварительной заявке в эксплуатирующую организацию.

Шаг 4 – Направление второго уведомления

Не позднее чем через 7 дней после проведения работ по ликвидации объекта в натуре необходимо вновь подать уведомление в уполномоченную госструктуру, но уже о завершении работ. Это можно сделать также через МФЦ, заполнив специальный бланк.

На бланках двух уведомлений орган, ответственный за выдачу разрешений на строительство, проставит отметки, свидетельствующие о том, что документы ими были получены. Представители госоргана вправе выехать по адресу объекта и проверить, действительно ли здание полностью уничтожено.

В обязанности уполномоченного органа входит размещение информации из уведомлений в ИСОГД.

Шаг 5 – Нужно заказать акт обследования

Два ваших уведомления с отметками уполномоченного органа служат основанием для подготовки акта обследования. Актами обследования занимается кадастровый инженер.

Этим документом инженер подтверждает фактическое отсутствие объекта недвижимости.

Без уведомлений в составе акта обследования объект не будет снят с кадастрового учета. Как и наличие двух уведомлений без акта также недостаточно для завершения процедуры юридического сноса капитального строения.

Шаг 6 – Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета

Собственник строения должен подать заявление в Росреестр (через МФЦ) о снятии объекта с учета.

Вместе с заявлением требуются :

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Акт обследования.
  3. Первое уведомление о начале работ.
  4. Второе извещение об окончании работ.
  5. Заявление (заполняет сотрудник МФЦ).

Срок обработки документов составляет 7-10 рабочих дней.

С момента снятия ОКС с учета, он больше не будет являться объектом налогообложения.

ОКС разрушен под действием форс-мажора

Если ОКС поврежден в результате пожара, то направление уведомлений не требуется. Уведомительная система применяется только при добровольном уничтожении строения правообладателем.

От строения не должно остаться ничего – в том числе фундамента.

Поэтому, если строение разрушено частично, и вы не планируете его восстанавливать, нужно ликвидировать остатки, и только потом заказывать акт обследования.

Акт подготавливается несмотря на наличие справки от пожарной инспекции, подтверждающей снос.

Строение снесено до августа 2018 года

Если здание уничтожено собственником до введения уведомительной системы, то есть до августа 2018 года, но в свое время объект не был снят с учета, сейчас оформлять документы придется в соответствии с действующими законами. Нужно направлять уведомления в администрацию. Без уведомлений получится исключить сведения из ЕГРН только в том случае, если можно подтвердить какими-либо документами, что строение действительно было уничтожено до августа 2018 года. Администрации некоторых регионов принимают формальные уведомления о предполагаемом сносе на те объекты, фактический снос которых уже выполнен.

Наличие на местности только фундамента от строения, а не всего объекта целиком, никак не влияет на порядок сноса. Нужно подготовить Проект, направить уведомление в администрацию, ликвидировать фундамент, вновь направить уведомление в администрацию, подготовить акт обследования и подать документы в Росреестр.

Собственник земельного участка по закону не может подавать заявление на снятие объекта с учета. Поэтому, если право на строение не зарегистрировано в ЕГРН, снимать объект с кадастрового учета придется через суд.

Подведем итоги

Жилой дом, садовый дом, летняя кухня, сарай, баня, гараж снимаются с кадастрового учета по заявлению собственника таких построек и при наличии уведомлений в администрацию о начале строительных работ и об их окончании, а также акта обследования.

В остальных случаях, помимо вышеуказанных документов, потребуется специальный Проект, описывающий порядок работ по сносу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: