Нормы потребления воды на человека в месяц без счетчиков 2018

ЖКХ без счетчика подорожали на 50%

Что стряслось?

1 января вступило в силу постановление правительства, которое повысило коэффициент на тарифы ЖКХ при отсутствии счетчиков. Теперь за свет, воду, газ и отопление без прибора учета нужно платить в 1,5 раза больше, чем если бы счетчик стоял.

Повышенные тарифы не используются, когда счетчик нельзя установить по техническим причинам — например, в аварийном доме.

Как было раньше?

В 2009 году в России приняли федеральный закон «Об энергосбережении». По этому закону до 1 июля 2012 года во всех квартирах и жилых домах должны быть установлены приборы учета воды, тепловой и электрической энергии. До 1 января 2015 года нужно было установить счетчики на газ, если дом газифицирован.

Для тех, кто не успел или не захотел установить счетчики, в 2014 году правительство установило повышающие коэффициенты к тарифам ЖКХ. Например, с 1 января 2015 года нужно было платить на 10% больше. С 1 января 2016 года — на 40%.

Несмотря на то, что по закону все обязаны это делать, никаких других санкций не предусмотрено. Если в доме нет счетчика на воду или газ, в квитанции просто будет указан повышенный тариф. Для заключения договора на новое подключение счетчик придется установить в любом случае. Например, если построен новый дом и нужно подвести электричество, воду и газ, при заключении договора нужно установить счетчики и предоставить их паспорта. Без этого договор не заключают.

А если дом построен давно, в нем есть газ, вода и свет, но нет счетчиков, ресурсами все равно можно пользоваться. Но платить придется на 50% больше. Или если управляющая компания в старом многоквартирном доме предлагает установить счетчики на воду, но некоторые собственники не хотят или не могут это сделать, им тоже просто придет квитанция с повышенным тарифом.

Если счетчик в доме нельзя установить по техническим причинам, коэффициенты не применяются. Для этого нужно иметь акт обследования, который подтвердит этот факт. Например, счетчики нельзя установить в аварийных домах или маневренном фонде.

Если счетчик нельзя установить, потому что он некрасиво смотрится на кухне или придется разбирать шкафчик в ванной, повышенные коэффициенты все равно применяются.

Что изменилось?

Принцип расчета тарифов не изменился. Но повышающий коэффициент правительство увеличило с 1,4 до 1,5. То есть по сравнению с 2016 годом плата за коммунальные услуги без счетчика вырастет на 7%.

Например, если за свет, отопление и воду в 2016 году без счетчиков семья платила 6000 рублей в месяц, то в 2017 году будет платить 6420.

А если семья установит счетчик в квартире, то в 2017 году будет платить 4300 рублей в месяц. Экономия за год составит 26400 рублей.

Зачем повышать тарифы? Без счетчиков и так оплачиваешь больше, чем фактически потребляешь.

Минстрой посчитал, что счетчики есть в 70% квартир и домов. В остальных домах счетчики не установлены по разным причинам.

Например, у хозяев нет денег, чтобы купить приборы учета и оплатить работу мастера. Или устанавливать счетчик невыгодно, потому что в квартире прописаны двое, а фактически проживает семеро. И если сейчас в квитанции учитывается объем воды на двоих, то после установки счетчика будет учитываться тот объем ресурсов, который тратят семеро.

Или кроме дома газом отапливается еще теплица и гараж. В квитанции учитывается только жилая площадь. После установки счетчика станет понятно, сколько кубометров газа на самом деле потребляет это домовладение. Оплачивать придется фактический объем.

Повышенные тарифы — одна из мер реализации федерального закона. Правительство так делает для того, чтобы не было воровства ресурсов и их не тратили больше, чем нужно.

А если счетчик есть, тарифы не вырастут?

Правительство решило не увеличивать тарифы на ЖКХ с 1 января 2017 года. То есть стоимость 1 куб. м горячей воды или 1 кВт электроэнергии останется такой же, как в 2016 году.

Но с 1 июля тарифы увеличатся. Насколько повысится плата за ЖКХ, решают субъекты. Правительство установило средние индексы повышения тарифов с 1 июля. Например, в Астраханской области коммунальные услуги подорожают в среднем на 4,4%. В Иркутской области — на 5%, в Москве — на 7%, а в Петербурге — на 6%.

Что мне делать сейчас?

Если вы не хотите переплачивать за коммунальные услуги, внимательно посчитайте, выгодно ли вам устанавливать счетчики. Посчитать нужно каждый вид ресурсов. На газ устанавливать счетчик может быть выгодно, а на воду — невыгодно. И наоборот.

Стандартного расчета нет, для каждой семьи нужно учитывать свои обстоятельства:

  • Сколько человек прописано и фактически проживает;
  • Какая техника установлена;
  • Какой класс энергопотребления она имеет;
  • Какая площадь указана в документах, а какая фактически отапливается.
Читайте также:  Получение разрешения на строительство частного дома

Пример, когда считать воду невыгодно. В частном доме с участком прописана одна бабушка. С ней летом живет сын с женой и ребенком. У бабушки есть огород и две теплицы, которые она поливает с мая по сентябрь. По квитанции без счетчика бабушке начисляют норматив потребления воды на 1 человека и полив 2 соток. Фактически воду тратят 4 человека, а поливает бабушка не 2 сотки, а 4. А еще за грядками есть газон, и туда каждую ночь выставляют разбрызгиватель, чтобы трава была зеленой. Бабушке невыгодно ставить счетчик. Выгоднее платить за воду по повышенному тарифу.

Пример, когда считать свет выгодно. В квартире родителей прописаны их дети и внуки. На самом деле там живут одни родители, потому что дети с семьями снимают жилье. А на все лето супруги уезжают на дачу и в квартире бывают только по выходным. Каждый месяц весь год по квитанции начисляется плата за свет по нормативам на 7 человек. На самом деле электроэнергией пользуются только двое и не весь год. В этой квартире выгодно установить счетчики на электроэнергию, чтобы платить меньше.

При расчете выгоды учитывайте, сколько счетчиков нужно установить, их цену и стоимость работы мастера. В разных регионах цены отличаются. Если вы устанавливаете счетчик на газ, узнайте, какой именно разрешат установить в вашем доме. Уличные газовые счетчики стоят дороже, чем внутренние.

После того как закончится срок поверки счетчика, его нужно менять или платить за повторную поверку.

Некоторые управляющие компании устанавливают счетчики бесплатно.

Если вы решили установить счетчики в квартире, обратитесь в управляющую компанию. Если у вас нет управляющей компании, позвоните по телефону, указанному в квитанции на ЖКХ. Вас проконсультируют по цене и срокам установки.

Если вы против приборов учета, можете их не устанавливать. За несоблюдение требований федерального закона пока нет других санкций, кроме повышенных тарифов.

Норма потребления воды на человека в месяц без счетчика с 2021 года, средний расход горячего и холодного водоснабжения

Для учета объемов потребляемой жильцами квартир и домов воды необходимо иметь счетчики. Тем, кто до сих пор не установил такие приборы, придется рассчитываться за ЖКУ по утвержденным нормативам. О порядке расчета платы за жидишно-коммунальные услуги без счетчиков, расскажем далее.

Норматив потребления горячей и холодной воды на 1 человека без счетчика

С 2015 года установка приборов для учета потребляемых ресурсов стала обязательной. Потребители, установившие счетчики, вносят платежи за коммунальные услуги по их показаниям. Остальным придется по-прежнему платить исходя из установленных нормативов.

Порядок определения нормы расхода воды на жильца устанавливается Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306. Согласно данному постановлению нормативы коммунальных услуг окончательно формируются региональными властями.

При их утверждении учитываются характеристики жилого или частного дома. Норматив рассчитывается на месяц. Для холодной и горячей воды он исчисляется в кубометрах. В среднем за один месяц на одного жильца приходится 6,935 куб. х.в. и 4,75 куб. г.в..

Если счетчики в квартире не установлены, то расчет платы за ГВС и ХВС производится исходя из этих показателей. При наличии приборов учета платить нужно за фактически потраченный объем ресурса.

Норма потребления воды на 2021-й год для Санкт-Петербурга (согласно приложению к распоряжению
Комитета по тарифам) составляет:

  • холодное водоснабжение 4,90 куб.м.,
  • горячее — 3,48 кубометра.
  • холодная вода — 6,94;
  • горячая — 4,75 кубических метров.

Средний расход воды на человека в месяц по счетчику

Следует отменить, что для большинства потребителей наличие счетчиков все-таки приносит пользу.
Если средняя норма расхода составляет 6,935 куб. холодной. и 4,75 куб. горячей воды на одного человека, то на семью из четырех человек за месяц она составит примерно 18 и 15 кубов.

Фактически же при наличии счетчиков такая семья может потратить раза в полтора-два меньше кубометров. В разных семьях и регионах эти показатели водопотребления могут различаться. Однако при экономном использовании водных ресурсов, расход при наличии приборов учета будет существенно меньше.

Повышающий коэффициент на воду без счетчика

Для лиц, не установивших счетчики, предусматривается не только плата по нормативам, но и дополнительные надбавки. В жилых помещениях без приборов учета вводится обязательство платить с учетом повышающего коэффициента.

Его размер в 2017 году составил 1,5. Таким образом, при внесении платы за ЖКУ без счетчиков норматив требуется умножить на количество жильцов, тариф, а также указанный коэффициент.

Тариф на воду без счетчика и по счетчику: как рассчитать, примеры

При оплате коммунальных услуг, как со счетчиком, так и без него важно знать установленный тариф. Он утверждается местными властями и может различаться в разных регионах. Кроме того, разные цифры могут предусматриваться для горячей и холодной воды.

Читайте также:  Стоит ли покупать долю в квартире для проживания?

Узнать действующий тариф можно в компаниях, обеспечивающих водоснабжение в вашем городе. К примеру, в Москве такую информацию предоставляет Мосводоканал. В среднем по стране кубометр холодной воды стоит в районе 35 руб., а горячей от 61 до 137 руб.

В Москве положено платить за питьевую воду 40,48 руб за кубометр. В Спб за ХВС 31,58 руб, а за ГВС — 105,92 руб.

В Новосибирске плата начисляется по следующим тарифам:

  • горячая вода (за 1 куб.) — 100, 10 руб.;
  • холодная вода (за 1 куб.) — 17, 16 руб.;
  • водоотведение (за 1 куб.) — 13, 17 руб.

При отсутствии счетчиков следует брать в расчет еще и указанный выше коэффициент. Получается, что без приборов учета потребленной населением воды начисление производится по действующим тарифам, утвержденным нормативам и с применение повышающей ставки.

Как платить без счетчика

Для того, чтобы внести плату за воду без показаний счетчиков, требуется ее рассчитать. Произвести расчеты можно по формуле — P = П*Н*Т*К. Сумма оплаты является произведением следующих показателей:

  • П – количество зарегистрированных в квартире (доме) потребителей;
  • Н – норматив на воду;
  • Т – установленный в регионе тариф;
  • К – повышающий коэффициент.

Окончательная стоимость ежемесячного водопотребления для потребителей без счетчиков будет выводиться именно таким образом. Начисляется она автоматически, исходя из имеющихся в организации ЖКХ сведениях о потребителях.

Достоинства и недостатки приборов учета

На сегодняшний день счетчики должны иметься в каждом доме. При этом далеко не всех это радует. Многим не хочется платить деньги за установку приборов, их ремонт. Кроме того, через определенное количество времени счетчики полагается менять на новые. А это снова затраты на покупку и установку устройства.

Но приобретение счетчиков на воду имеет и свои преимущества, какие рассмотрим далее. Если приборов учета нет, то плату за коммунальные услуги придется вносить по нормативу. При этом редко кому удается действительно использовать весь предусмотренный объем воды за сутки, месяц.

Получается, что без счетчика потребителям приходится платить за фактически неиспользованный ресурс.

Использование прибора учета помогает экономить средства потребителей. Кроме того, при наличии счетчика не придется платить на общедомовой перерасход воды.

Как сэкономить воду в квартире

Вопросы экономии потребляемой воды интересуют многих. Давайте разберемся, что же предпринять, чтобы тратить меньше воды и, соответственно, средств на ее оплату. Первым делом следует приучить себя и всех жильцов квартиры (дома) не оставлять кран с водой надолго открытым.

Помочь уменьшить размер потребления горячей и холодной воды помогут и следующие советы:

  1. Важно содержать всю сантехнику, прилегающие к ней трубы в исправном состоянии. Если где-то имеется даже небольшая протечка, это может существенно увеличить расход ресурса.
  2. Сэкономить помогут и специальные насадки для душа, кранов. Специалисты рекомендуют использовать краны с аэратором, термостатом, сенсорные смесители. Лейку для душа стоит подбирать с мелкими отверстиями, вешать его лучше пониже. Кроме того, для душа также имеются специальные насадки для экономии поступающей воды.
  3. Выбирайте стиральную и посудомоечную машину с экономным потреблением воды. Вся современная техника обычно имеет более низкий уровень потребления электроэнергии и водных ресурсов.

Установка счетчиков не снижает сам расход воды, но помогает уменьшить затраты на ее оплату услуг ЖКХ. Потребителям в этом случае не приходится платить за неизрасходованную ими фактически воду. Особенно удобно это в период длительных отъездов (отпуск, командировка).

Правила расчета оплаты водопотребления без счетчиков

С недавних пор граждан заставляют устанавливать в своих квартирах и домах счетчики. Если владелец жилья не пользуется ими, то он должен платить, исходя из нормативов, к которым применяются специальные, повышающие стоимость водных ресурсов, коэффициенты. Таким образом, оплата за холодную или горячую воду без счетчика становится финансово обременительна.

Расчет количества водопотребления в частных квартирах без наличия счетчиков по учету воды

Положения, связанные с оплатой воды по нормативам, то есть без счетчика, приобрели в последнее время правовое и экономическое обоснование. В частности, правила, регламентирующие подачу коммунальных услуг, которые были введены Постановлением Правительства РФ № 354, четко регламентируют порядок вычисления сумм оплаты за коммунальные услуги, однако этот акт не устанавливает саму норму использования водных ресурсов населением.

Норма потребления водного ресурса при отсутствии счетчика

Единого законодательного акта, который бы регулировал норму расхода воды на конкретного человека, не существует. Ее устанавливает каждый субъект Федерации самостоятельно. Однако при этом учитывается СНиП 2.04.01-85, который устанавливает нормы расхода водных ресурсов. При этом данный стандарт может служить лишь методическим базисом при разработке собственного норматива, но не является обязательным.

При расчете потребления горячей и холодной воды используются следующие усредненные показатели расхода одним человеком в течение определенного периода:

  • наполнение ванны – 200 литров воды в неделю;
  • использование душа – 30 литров в день;
  • вода, используемая в бачке унитаза, – около 200 литров в неделю;
  • мойка посуды, умывание – 200 литров в неделю.
Читайте также:  Какие риски существуют при покупке апартаментов?

Также Минстроем РФ в 2015 году был произведен подсчет, как часто и в каких случаях россияне используют воду, при условии проживания в современном городском доме со всеми удобствами:

  • прием ванны – четырежды в месяц;
  • пользование унитазом – 118 раз в месяц;
  • прием душа – 25 раз в месяц;
  • пользование кухонной мойкой – 95 раз в месяц;
  • использование умывальника для бытовых нужд – 107 раз в месяц.

Региональные органы власти устанавливают собственные нормы. Усредненный норматив водопотребления на 1 человека без счетчика по стране определен в размере 6,935 кубометров ХВС и 4,745 для ГВС.

На заметку! Приведенные цифры используются при высчитывании количественного потребления воды всеми гражданами, которые имеют регистрацию в доме или квартире, независимо от того, какое количество по факту они потребили.

В соответствии с существующим законом, коммунальные службы могут производить начисления собственникам, у которых не установлены счетчики учета, и сверх этих нормативов. Однако закон четко определяет, что верхняя граница начислений не может превышать размера двух утвержденных норм.

Правила расчета, исходя из стоимости кубометра воды

Стоимость кубического метра поставляемой в жилье воды различается в зависимости от местности предоставления услуг по водоснабжению. Она складывается из нескольких составляющих:

  • поддержание работоспособности водопровода;
  • расход электроэнергии;
  • очистка воды;
  • административные траты;

В стоимость горячей воды, помимо этого, закладывается стоимость ресурсов для ее подогревания.

Правила начислений по услугам водоснабжения

Ниже приведена формула, согласно которой происходит расчет стоимости водных ресурсов в помещениях, пригодных для проживания, при условии отсутствия в них счетчика. Выглядит она так:

P – начисленная сумма;

n – число лиц, зарегистрированных в помещении;

N – норма расхода воды, принятая в конкретном регионе;

T – принятые в регионе тарифы водоснабжения.

Кроме этого, в целях стимулирования приобретения счетчиков Правительством Российской Федерации устанавливаются увеличивающие стоимость ресурсов коэффициенты, которые приумножают конечную стоимость услуг водоснабжения. Таким образом, с учетом этого значения, для домовладений и квартир формула расчета выглядит таким образом:

K – увеличивающий стоимость коэффициент.

Кто устанавливает тарифы

Оказание коммунальных услуг подлежит обязательному контролю и регулированию со стороны уполномоченных на это государственных органов. Это в полной мере относится и к тарифам. Их стоимость рассчитывается специализированными органами субъектов РФ, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка коммунальных услуг, инфляции и иных оснований.

Стоимость воды без счетчика в 2018 году

В России не приняты единые тарифы за используемые ресурсы водоснабжения. Они устанавливаются каждым из регионов самостоятельно.

Норма по расходу холодной воды на человека в месяц без наличия счетчика не является конечным значением при осуществлении расчетов.

В квартирах, домах и иных помещениях, используемых для жилья, при отсутствии счетчиков применяется увеличивающий коэффициент. В 2018 году он составляет 1,5.

В представленной ниже таблице отмечена цена холодной воды в некоторых отдельных городах России в 2018 году:

Город ХВС, руб. за куб. метр
Москва 33,03
Санкт-Петербург 25, 44
Новосибирск 16,50
Нижний Новгород 16,93
Казань 18,08
Уфа 22.21

Исходя из представленных данных, можно рассчитать, сколько заплатит за холодную воду житель столичного региона, проживающий один в квартире, которая не имеет прибора учета:

1*6,935*33,03*1,5 = 343 руб. 59 копеек.

Естественно, если зарегистрированных жильцов в квартире больше, то и конечная сумма также меняется. В связи с этим сумма платежа за воду без счетчика получается довольно высокой.

Достоинства и недостатки приборов учета

Несомненно, приобретение счетчиков, к чему пытается привести россиян Правительство, вводя дополнительные коэффициенты, имеет смысл и экономическую целесообразность в рамках одного домовладения. К основным достоинствам относятся:

  1. Снижение стоимости воды. Платить за потребленный ресурс намного выгоднее, чем оплачивать воду по нормам, которые на практике оказываются завышенными. С учетом действующего повышающего коэффициент, при наличии счетчика экономия получается довольно весомой, так как, согласно его показаниям, цифры получаются значительно меньше.
  2. Контроль расхода воды. Наличие счетчиков помогает определить расход воды в течение определенного периода по показаниям приборов, что позволяет принять меры по его уменьшению и, как следствие, приводит к дополнительной экономии.
  3. Количество прописанных на данной жилплощади лиц не влияет на суммы в платежных документах. Оплата по прибору происходит по количеству потребленной воды, вне зависимости от числа живущих в квартире граждан.

Недостатки приборов учета:

  1. Стоимость. Качественные счетчики стоят довольно дорого, к тому же их установка производится за счет жильцов.
  2. Частые поломки. Если счетчик вышел из строя даже не по вине собственника, то ему придется оплачивать воду, согласно нормативу, на протяжении всего периода неисправности прибора.
Читайте также:  Какие нужны документы для вступления в наследство без завещания?

Разница в оплате по счетчику и без него

Несмотря на несущественные недостатки, установка счетчика выгодна. Прибор окупит свою стоимость очень быстро. Для наглядности следует привести пример начисления суммы за услугу предоставления холодного водоснабжения семье из трех человек, проживающей в благоустроенной квартире в Казани:

  1. Без счетчика. 3*6,73*18,08*1,5 = 547 рублей 55 копеек.
  2. Со счетчиком, но при условии потребления воды согласно нормативу каждым членом семьи. 20,19*18,08 = 365 рублей 03 копейки.

Разница ощутима, а учитывая, что такое количество воды потребляется редко, выгода от установки счетчика становится еще более ощутимой. Если рассчитывать потребление горячей воды на человека, то эта разница еще выше.

На заметку! При наличии водонагревателей коэффициент не изменяется.

Как платить, если в квартире никто не прописан, и нет счетчиков на воду

Если в квартире нет постоянных жильцов, а также отсутствуют приборы учета, то начисления все равно будут производиться по нормативу, то есть рассчитываться, исходя из числа собственников жилья, вне зависимости от фактического расходования ресурса.

Разумным выходом в данной ситуации является приобретение приборов учета. Если ресурс не используется, платить ничего будет не нужно.

Однако существует и другой выход из ситуации, не предполагающий установки счетчика. Для этого следует направить в свою управляющую компанию требование, чтобы ее сотрудники установили пломбу на один из вентилей водопровода. Опломбировка происходит на следующий день после подачи документа. В этом случае, при отсутствии жильцов, без счетчиков также никаких начислений происходить не будет.

Также снизить затраты собственники помещений могут путем предоставления в обслуживающую организацию документов, подтверждающих их отсутствие в квартире за указанный период. Это могут быть больничные листы, подтверждающие нахождение собственника на стационарном лечении, военный билет и иные документы, указывающие на прохождение военной службы, и так далее.

Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения

Francescoscatena / Depositphotos.com

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” были внесены изменения в законодательство в сфере государственной кадастровой оценки. Большая часть поправок уже вступила в силу (11 августа 2020 года), однако для некоторых положений предусмотрены иные сроки.

Отметим основные нововведения.

Применение сведений о кадастровой стоимости.

Поправками в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” закреплено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения). Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

А в Законе об оценочной деятельности теперь предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Периодичность проведения государственной кадастровой оценки.

Поправками предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения – в случае принятия мэром соответствующего решения – через 2 года.

  • в отношении проведения оценки земельных участков – с 1 января 2022 года;
  • в отношении проведения оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест – с 1 января 2023 года.

При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена:

  • в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков;
  • в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

До 2022 году в отношении земельных участков и до 2023 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест сохранится прежняя периодичность проведения оценки. Важный нюанс: оценка не должна проводиться, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Сейчас это можно сделать в период, пока кадастровая стоимость актуальна.

Уточняется, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

Эти положения начнут применяться с 2021 года.

Ответственность руководителей бюджетных учреждений, определяющих кадастровую стоимость.

Читайте также:  Можно ли оспорить дарственную после смерти дарителя?

С 11 августа 2020 года введено новое основание для увольнения руководителей бюджетных учреждений. Трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии со ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых в соответствии со статьей 21 Закона.

Также предусмотрено, что лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по приведенному основанию в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения.

Установление кадастровой стоимости вместо рыночной.

Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.

Вместе с тем с 11 августа 2020 года в Законе о кадастровой оценке появилась ст. 22.1 “Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости”, введенная, по сути, взамен ст. 22 Закона. Согласно новой статье, устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение. При этом предусмотрено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценке утратит силу лишь 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.1 закона № 237-ФЗ, можно и раньше – соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения ст. 22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.

На время переходного периода применения упомянутых ст. 22 и 22.1 Закона о кадастровой оценке (до 1 января 2023 года) установлен ряд особенностей.

Предусмотрен целый ряд иных нововведений. Так, например, орган регистрации прав будет проверять проект отчета об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Это положение вступит в силу 1 января 2021 года.

Кадастровую оценку недвижимости сделают более справедливой

31 июля 2020 года Президентом подписан Федеральный закон № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С какой целью приняли новый закон?

Новый закон разработан в соответствии с поручениями Президента РФ. Он призван усовершенствовать порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта, превышающей величину его рыночной стоимости.

Для этого предусмотрен целый комплекс мер. Так, государственную кадастровую оценку будут проводить с другой периодичностью. По-новому начнут исчисляться сроки применения кадастровой стоимости. Скорректируют правила исправления ошибок, допущенных при её определении.

Как изменится периодичность государственной кадастровой оценки?

Очередную государственную кадастровую оценку будут проводить через 4 года с года последней оценки. Города федерального значения смогут сократить этот срок вдвое.

Сейчас очередную оценку по общему правилу проводят не чаще одного раза в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет. В городах федерального значения нельзя переоценивать недвижимость чаще одного раза в 2 года.

Новые правила начнут применяться:

— с 1 января 2022 года — в отношении земельных участков;

— с 1 января 2023 года — в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства, машино-мест.

Какой будет периодичность оценки в переходный период?

До начала применения новых правил очередную оценку будут проводить не ранее чем через 3 года (в городах федерального значения — не ранее чем через 2 года) и не позднее чем через 5 лет. Срок исчисляется с года последней государственной кадастровой оценки.

Оценки не будет, если решение о её проведении приняли менее чем за 6 месяцев до 1 января года, когда она должна состояться.

Стоит отметить, что в 2022 году во всех субъектах РФ оценку земельных участков проведут без учёта ограничений её периодичности. В 2023 году то же самое коснётся зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Как будут применять сведения о кадастровой стоимости?

Сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН, будут применяться, в частности, с 1 января года:

Читайте также:  Отчуждение имущества - что это такое по закону РФ?

— следующего за годом, когда вступил в силу акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

— следующего за годом, когда вступил в силу акт о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Речь идёт о случае, если кадастровая стоимость увеличилась;

— в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, но не ранее даты постановки объекта на государственный кадастровый учёт. Это положение будет применяться, если заявление удовлетворено.

Сейчас сведения о кадастровой стоимости по общему правилу применяются со дня, когда вступил в силу акт об утверждении результатов ГКО.

Как можно будет исправлять «кадастровые» ошибки?

Для исправления «кадастровых» ошибок нужно будет подать соответствующее заявление в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. По действующим правилам обратиться за исправлением ошибок можно, пока кадастровая стоимость актуальна. Заявление рассмотрят, как и сейчас, в течение 30 календарных дней со дня его поступления. Продлить срок рассмотрения заявления не получится.

Эти и некоторые другие изменения в правилах исправления ошибок начнут действовать с 1 января 2021 года.

Повышена ли ответственность руководителей бюджетных учреждений за «работу над ошибками»?

Да, повышена. Дополнительно к общеустановленным основаниям для расторжения трудового договора предусмотрено, что трудовой договор с лицом, который руководит бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году ста и более решений, которыми были удовлетворены заявления об оспаривании решений этого учреждения об отказе в пересчёте кадастровой стоимости.

При этом должно соблюдаться условие, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает двадцать процентов от общего количества решений, принятых в указанном календарном году.

Каким будет порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной?

Устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение. Сейчас это делает специальная комиссия или суд. Причём соблюдение досудебного порядка не обязательно.

Заявление можно будет подать в бюджетное учреждение или МФЦ в период с даты постановки объекта на государственный кадастровый учёт до даты снятия с учёта. При этом потребуется уложиться в 6-месячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта. Решение бюджетного учреждения можно будет оспорить в суде по КАС РФ. Одновременно с этим заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной можно будет подать в суд.

Когда заработают новые правила оспаривания кадастровой оценки?

Действующие правила рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости утратят силу с 1 января 2023 года. Соответственно, с этой даты начнёт действовать новый порядок. В то же время субъект РФ имеет право перейти на работу по новым правилам и раньше.

Путин утвердил поправки о кадастровой оценке. Что это значит

Президент России Владимир Путин 31 июля подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки. Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования на официальном портале правовой информации.

Вместе с экспертами Росреестра рассказываем об основных пунктах данного закона.

Ошибки трактуются в пользу собственника

Основное нововведение, которое устанавливает закон — все ошибки в определении кадастровой стоимости рассматриваются в пользу правообладателя объекта недвижимости. Например, если исправление ошибки в определение кадастровой стоимости привело к ее уменьшению, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной. Если стоимость увеличилась — она будет применяться только со следующего года.

«Концепция закона исходит из принципа — любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости», — так обозначила суть закона вице-премьер Виктория Абрамченко.

Кадастровая оценка будет проводиться раз в четыре года

Закон устанавливает единую периодичность проведения кадастровой оценки — раз в четыре года. В городах федерального значения в случае принятия мэром соответствующего решения — раз в два года.

В Росреестре отметили, что до этого кадастровая оценка в регионах проводилась неравномерно по видам объектов недвижимости, что ставило владельцев недвижимости в неравные экономические условия. Теперь установлен единый цикл кадастровой оценки и единой даты оценки. В соответствии с этим будет рассчитываться и размер налога на недвижимость.

Ответственность чиновников за ошибки

Принятый документ вводит персональную ответственность должностных лиц за ошибки в определение кадастровой стоимости. Чиновников будут наказывать увольнением за необоснованное завышение кадастровой стоимости.

Ответственность будет зависеть от доли подтвержденных судом отказов в исправлении кадастровой стоимости — более 20% подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости. Сейчас за кадастровые ошибки фактически никто из независимых оценщиков ответственности не несет.

Читайте также:  Правила землепользования и застройки - что это?

Оспорить кадастровую стоимость станет проще

После вступления в силу закона станет проще оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке. Для этого достаточно будет направить соответствующий запрос через МФЦ. Более того, при выявлении одной ошибки придется автоматически исправить и аналогичные по другим однотипным объектам.

Дополнительный контроль

Закон устанавливает режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки — не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.

Также расширяется перечень информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого региональные власти смогут самостоятельно определить момент начала установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Разъяснения эксперта к поправкам

Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский:

— В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.

В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.

Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».

Практический обзор основных изменений в сфере кадастровой оценки

Предлагаю вашему вниманию практический обзор основных изменений в сфере государственной кадастровой оценки (ГКО), недавно принятых Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в части изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (ФЗ о ГКО).

1. Периодичность ГКО.

Было – не чаще 1 раза в 3 года, не реже 1 раза в 5 лет.

Стало – четко через 4 года с года проведения последней (ч. 4 ст. 11 ФЗ о ГКО).

Т.е. теперь гарантированный срок жизни КС – 5 лет. Например: провели ГКО в 2022, результаты применяются с 2023, новая ГКО проводится в 2027, новые результаты применяются с 2028 г.

1.1. При этом, независимо от действующей в регионе текущей периодичности, первая ближайшая ГКО должна быть проведена: по всем ЗУ – в 2022 г., по всем зданиям, помещениям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, машино-местам (для краткости именую их далее “ОКСы”) – в 2023 г. (ч. 5, 6 ст. 6 269-ФЗ). Соответственно, вторая ближайшая ГКО будет проведена: по ЗУ – в 2027 г. (начнет применятся в 2028 г.), по ОКСам – в 2028 г. (начнет применятся в 2029 г.) (ч. 5 ст. 7 269-ФЗ). (Для простоты буду называть далее эти императивно объявленные по всей РФ ГКО “общефедеральными”.)

1.2. Тут нужно учитывать уже проводимые или объявленные в регионе ГКО. Например, в Краснодарском крае проводится ГКО ЗУ в 2020 г. и объявлена ГКО ОКСов на 2021 г. Соответственно, срок жизни новой КС по результатам уже проводимой ГКО ЗУ составит всего 2 года (2021-2022), т.к. в 2022 будет проведена уже общефедеральная ГКО, вступающая в силу с 2023 г.

1.3. С ГКО ОКСов, объявленной в Краснодарском крае на 2021 г., интереснее. Тут проявляет себя эффект изменения формулировки по периодичности проведения ГКО. Например, последняя ГКО по ОКСам в Краснодарском крае была в 2018 г. По старой формулировке (“не чаще 1 раза в 3 года, не реже 1 раза в 5 лет”) 2021 г. – вполне подходит, т.к. это четвертый год после 2018 г. включительно, а значит, соблюдается условие “не чаще 1 раза в 3 года”. А вот по новой, уточненной формулировке («не ранее чем через 3 года после года проведения последней ГКО»), уже вступившей в силу и применимой и к старым ГКО, проводимым до общефедеральных (п. 1 ч. 7 ст. 6 269-ФЗ), новая ГКО ОКСов может быть проведена не ранее чем в 2022 г. Стало быть, ранее объявленная на 2021 г. ГКО ОКСов должна быть перенесена на 2022 г. Но тогда срок ее жизни до начала применения результатов проводимой в 2023 г. общефедеральной ГКО составит всего 1 год (2023 г.), а значит, вполне вероятно, что ее и вовсе совместят с общефедеральной, иначе затраты на ее проведение не будут оправданы сроком ее применения.

Читайте также:  Как через суд вступить в наследство?

2. Решение о проведении ГКО.

Более четко указали, что можно проводить только два вида кампаний по ГКО: одновременно по всем ОКСам либо одновременно по всем ЗУ (ч. 1 ст. 11 ФЗ о ГКО).

В части ЕНК ГКО не проводится, т.к. их КС определяется Федеральной кадастровой палатой (ФКП) путем простого суммирования КС входящих в их состав объектов (п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 17 ФЗ о ГКО).

3. Определение КС в ходе ГКО.

С 2021 г. (ч. 2 ст. 7 269-ФЗ) ст. 14 изложили в новой редакции, но важных изменений, на мой взгляд, не много. Разве что, срок представления замечаний к проекту отчета сократится с 60 до 30 календарных дней + по 15 календ. дней для каждой обновленной версии проекта (ч. 13, 26 ст. 14).

4. Процедура исправления КС путем подачи в бютжетное учреждение (БУ) заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении КС (ст. 21 ФЗ о ГКО).

Эти изменения вступают в силу с 2021 г. (ч. 2 ст. 7 269-ФЗ).

4.1. Заявление на исправление теперь можно будет подать лишь после внесения КС в ЕГРН (ч. 6 ст. 21 ФЗ о ГКО), а не после утверждения в регионе результатов ГКО, как сейчас (ч. 4 ст. 21 ФЗ о ГКО в ред. до 269-ФЗ).

4.2. Попытались уточнить компетенцию судов по оспариванию решений БУ по таким заявлениям – что они рассматриваются «в порядке административного судопроизводства» (ч. 23 ст. 21 ФЗ о ГКО), вроде намекая на КАС.

Тут надо заметить, что вопрос о компетенции судов по данной категории споров (кто должен их рассматривать – АСы или СОЮ) не вполне одназначен. Это новая категория споров в сфере КС, появившаяся после принятия ФЗ о ГКО (ч. 22 ст. 21 ФЗ о ГКО в ред. до 269-ФЗ), т.к. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» допускает лишь процедуру пересмотра КС в комиссии и (или) суде (ст. 24.18) и не предусматривает процедуры исправления ошибок оценщиком, равно как и возможности оспаривания его решений (действий, бездействия). Соответственно, эта новая процедура не поименована в перечне возможных споров в сфере КС, следующем из п. 15 ч. 1 ст. 20, гл. 25 КАС и приведенном в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости” (о пересмотре КС, об оспаривании решения (действия, бездействия) комиссии).

В итоге, с одной стороны, их должны рассматривать АСы на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК как дела “об оспаривании решений и действий организаций, наделенных федеральным законом отдельными публичными полномочиями” – здесь это те самые БУ субъекта РФ, наделенные полномочиями по определению КС на основании ч. 2 ст 6 ФЗ о ГКО. Правда, формальный момент состоит в том, что полномочиями их буквально наделяет не федеральный закон, а уполномоченный орган субъекта на основании федерального закона.

С другой стороны, их должны рассматривать СОЮ как дела “об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями” (п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС). Грамматически это толкование вроде точнее, хотя его значимость в такого рода вопросах и сомнительна. Сомнительность эта проявляется и в том, что, даже рассматриваемые СОЮ, эти дела не попадают в прямо поименованные в КАСе споры о КС, а стало быть, должны рассматриваться не СОЮ субъекта РФ по первой инстанции (п. 15 ч. 1 ст. 20), а – по остаточному принципу – районными СОЮ (ст. 19 КАС).

До ВС РФ даже недавно дошло (точнее, пыталось дойти) дело, связанное с этой проблемой (А32-31966/2019).

Как бы то ни было, добавкой об оспаривании решений БУ “в порядке административного судопроизводства” на самом деле ничего не уточнили, т.к. АСы тоже рассматривают эти дела в порядке именно административного судопроизводства.

4.3. Если суд признал незаконными 100 и более отказов БУ в исправлении ошибок, и такие отказы составят более 20% от всех его решений по исправлению ошибок, руководитель БУ практически автоматически увольняется (ч. 3.1 ст. 10 ФЗ о ГКО).

С одной стороны, это повышает привлекательность процедуры исправления ошибок, так как БУ, вероятно, будет более сговорчиво во внесудебных исправлениях ввиду рисков последствий

Читайте также:  Как продать дачу?

С другой стороны, это, видимо, сильно снизит шансы выиграть у БУ в суде, особенно с учетом компетенции СОЮ (см. п. 4.2 выше), т.к. наверняка им будет задействован административный ресурс создавшего его органа власти субъекта РФ.

Кроме того, бросается в глаза, что данная мера распространяется только на оспаривание решений БУ по заявлениям об ошибках (ст. 21 ФЗ о ГКО). Т.е. незаконные отказы БУ в установлении рыночной стоимости по новой процедуре (ст. 22.1 ФЗ о ГКО, см. п. 5 ниже) страшить его руководителя не будут.

5. Процедура установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (КС=РС).

5.1. С 2023 г. (или раньше, если региональной властью будет принято решение о досрочном переходе к новой процедуре) процедуру пересмотра КС=РС в региональной комиссии или суде (ст. 22 ФЗ о ГКО) меняют на процедуру установления КС=РС самим БУ по заявлению (ст. 22.1 ФЗ о ГКО, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 7 269-ФЗ).

Т.е. теперь по новой процедуре прямое обращение в суд (как по ч. 1 ст. 22 ФЗ о ГКО) исключено, сначала надо идти в БУ.

5.2. Upd. Довольно революционно поменяли основной методологический подход к вопросу даты определения РС. Ранее краеугольным камнем этой процедуры было незыблемое правило сопоставимости дат: РС определялась на ту же дату, на которую определялась КС (ч. 7 ст. 22 ФЗ о ГКО). Например, по ГКО 2018 г. КС определялась на 01.01.2018, стало быть, и отчет о РС нужно было составлять на 01.01.2018, даже если за пересмотром РС=КС идем в 2020 г.

Теперь же такого требования нет, наоборот, указано, что заявление в БУ можно подать не позднее 6 месяцев с даты определения РС и приложить соответствующей свежести отчет (ч. 7, п. 2 ч. 8 ст. 22.1 ФЗ о ГКО). С учетом правила о том, что заявление об установлении КС=РС можно подавать в течение всего времени существования объекта в кадастре (ч. 2 ст. 22.1 ФЗ о ГКО), получаем, что можно обновлять РС=КС неограниченное число раз на любую новую дату!

По этой же логике, видимо, если имел место отказ БУ в установлении КС=РС и мы не только обжалуем сам отказ, но и просим суд установить КС=РС (ч. 15 ст. 22.1 ФЗ о ГКО), то суд установит КС=РС на некую дату экспертизы, которая не факт, что будет выгодна заявителю. Отсюда вытекает то, что, иногда, похоже, имеет смысл не просить суд установить КС=РС, а обжаловать только сам отказ БУ в установлении КС=РС на дату отчета, представленного в БУ.

Из этого также должны следовать серьезные изменения в датах начала применения КС=РС, поскольку определение КС=РС на произвольную дату должен влечь и отказ от ретроспективности применения КС=РС с даты начала применения изначальной КС (см. посл. абз. п. 6.1 ниже).

5.3. Оценщик не должен быть работником БУ на дату составления отчета или на дату заявления (ч. 2 ст. 7, п. 3 ч. 8 ст. 22.1 ФЗ о ГКО). Соответственно я бы рекомендовал предусматривать в договоре с оценщиком ответственность на случай, если он станет сотрудником БУ на дату заявления в БУ, чем причинит убытки заказчику.

6. Даты начала применения КС.

Систематизировали их все в одном месте (ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО).

6.1. Для новой процедуры установления КС=РС по ст. 22.1 ФЗ о ГКО (см. п. 5 выше) сохранен порядок, аналогичный действовавшему в старой процедуре пересмотра КС=РС: КС=РС применяется с 1 января года обращения в БУ с заявлением о пересмотре (п. 6 ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО).

Однако, напомню, с 2019 г. в отношении налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц в Налоговом кодексе действует более льготный режим – с даты начала применения первоначальной (оспоренной) КС (абз. 4 п. 15 ст. 378.2, абз. 4 п. 1.1 ст. 391, абз. 4 п. 2 ст. 403 НК).

Казалось бы, все нормально. Однако, нет.

Дело в том, что в указанных нормах НК говорится об установлении КС=РС по решению региональной комиссии или суда, но не БУ (что естественно, ведь установление через решение БУ появилось только сейчас)!

Конечно, этот шанс ФНС не могла упустить, и вот уже в Письме ФНС России от 07.08.2020 N БС-4-21/12820@ “О применении сведений о кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимости после вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ” говорится, что

Налоговым кодексом не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления уполномоченным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации (далее – бюджетное учреждение) кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ.

Исходя из части 2 статьи 6 Закона N 269-ФЗ полагаем, что в переходный период со дня, указанного в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ, применение для целей налогообложения объектов недвижимости кадастровой стоимости, установленной в соответствии со статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ, осуществляется в соответствии с пунктом 6 частью 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ (в редакции Закона N 269-ФЗ), т.е. с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Читайте также:  Стоит ли покупать долю в квартире для проживания?

Весьма неожиданный сюрприз для тех, чьи регионы перейдут на новую процедуру установления КС=РС до 2023 г. Предположим, регион перейдет на эту процедуру уже в 2021 г. Получится, те, кто не подавал заявления о пересматре КС=РС ранее, в году начала применения КС (то ли потому, что все еще пытался заставить БУ исправить ошибки, допущенные при определении КС в порядке ст. 21 ФЗ о ГКО, то ли по другой причине), уже не сможет применять КС=РС ранее чем с 2021 г. Более того, даже если уже была начата процедура пересмотра КС=РС по ст. 22 ФЗ о ГКО, по довольно жесткому смыслу п. 3 ч. 2 ст. 6 269-ФЗ, не предусматривающего переходных положений для уже начатых процедур, с даты перехода к новой процедуре старая прекращается, а с ней – и шанс приятной ретроспективы КС=РС из НК, столь недолго радовавшей налогоплательщиков.

Да и после 2023 г. радости мало – если законодатель, конечно, не проявит последовательности и сознательности и не поправит НК в ответ оседлавшим свой формалисткий конек крепким государственникам из ФНС.

Самое смешное, что по логике ФНС, добиться желаемой ретроспективы довольно просто – всего лишь пойти в суд с оспариванием решения БУ об установлении КС=РС, даже если это решение налогоплательщика полностью устраивает, суд принимает решение об установлении КС=РС даже точно в том размере, в каком установило БУ, и мы получаем желанное совпадение замка и ключика – КС=РС установлена решением суда, стало быть, применяется с начала применения оспоренной КС.

Так вот, одним небрежным письмом ФНС грозит обессмыслить всю новую процедуру внесудебного установления КС=РС и повысить нагрузку на суды!

Upd. Впрочем, логика ФНС могла заключаться как раз в том, что дата определения РС может быть любой в пределах 6 мес. до обращения в БУ (см. п. 5.2 выше). По этому подходу действительно нет никаких оснований применять КС=РС с даты изначальной КС, поскольку РС не определялась на эту дату. Более того, в этой ситуации применение КС=РС с 1 января года заявления об установлении КС=РС может даже выглядеть как льгота, если дата определения РС была позднее 1 января этого года – получится, что эту КС=РС распространят на период до ее определения.

6.2. При исправлении ошибок применение уменьшенной КС происходит задним числом (с начала применения первоначальной КС), а увеличенной – передним, со следующего года (п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО). Здесь положение налогоплательщиков ухудшается, т.к. раньше увеличение КС в рез. исправления тех. ошибок вообще не могло произойти до следующей ГКО (ч. 8 ст. 20, ч. 16 ст. 21 ФЗ о ГКО в прежней ред.). Отсюда – при обращении за исправлением ошибки нужно учитывать риск увеличения КС со след. года. А с учетом права региональных властей самостоятельно пересчитывать КС в связи с обнаруженными ошибками (ч. 25 ст.21), риск увеличения КС со следующего года имеется даже без такого обращения.

7. Мониторинг рынка недвижимости.

Вместо внеочередной государственной кадастровой оценки (ст. 19 ФЗ о ГКО), ввели процедуру ежегодного мониторинга рынка недвижимости и автоматического уменьшения КС (задним числом с начала года), если индекс рынка недвижимости падает более чем на 30 % по сравнению с первым годом действия результатов ГКО (п. 8 ч. 2 ст. 18, ст. 19.1 ФЗ о ГКО).

Индексы рассчитываются ФКП отдельно по видам объектов, категориям земель и видам назначения зданий и помещений.

И хотя вероятность подобного глобального падения сравнима с вероятностью падения на Землю метеорита уровня Тунгусского, все же не мешает каждый год проверять динамику индексов по своим объектам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: