Как приватизировать землю под домом?

Приватизация земли под частным домом – законы и инструкции

Государство начало процесс передачи в частную собственность участков под домом, когда стала очевидность абсурдность отсутствия прав на землю, на которой располагается жилье гражданина. Фактически собственник дома использует участок по собственному усмотрению, но юридически эта возможность не оформлена. Приватизация земельного участка под частным домом не такая простая процедура, как может показаться. Разберем ее тонкости и особенности в статье.

Приватизировать участок можно несколькими способами:

  1. Получить свидетельство о праве собственности по системе с упрощением процедуры.
  2. Оформление земли в собственность на основании распоряжения муниципалитета.
  3. Выкуп земли с последующей регистрацией прав.
  4. Приватизация по решению суда.

Процесс приватизации может занять до полугода. Перед началом процедуры рекомендуется проконсультироваться с юристом.

Возможна ли бесплатная приватизация участка под частным домом?

Бесплатная приватизация участка под частным домом возможна в трех случаях:

  1. По упрощенной форме. Если раньше вы обладали правом владения участка (в бессрочном пользовании или по праву пожизненного наследуемого владения), а на данный момент на нем стоит дом. При этом необходимо, чтобы дом был оформлен в собственность.
  2. По распоряжению муниципалитета. Если жилой дом построен или приобретен до вступления в юридическую силу Земельного кодекса РФ, а документы на него до конца не оформлены или утрачены. Право собственности на землю оформляется в административном порядке.
  3. На льготных условиях. Так могут приватизировать земельный участок под домом лица, которые имеют право на социальные гарантии от государства. К таким категориям граждан относятся дети на обеспечении в детских домах или проживающие с опекунами, герои СССР и РФ, ветераны.

Воспользоваться возможностью бесплатно приватизировать земельный участок под частным домом гражданин вправе только однократно. Для этого потребуется предоставить полный пакет документов, подтверждающих право на приватизацию.

Запрещается бесплатно приватизировать земельные участки, которые:

  • предназначены для государственных или муниципальных нужд;
  • прилагаются к транспортным узлам или дорогам;
  • были заражены в результате экологических или техногенных катастроф;
  • относятся к территориям общего пользования (парки, природные заповедники, улицы);
  • относятся к землям лесного или водного фонда.

Таким образом, бесплатная приватизация возможна только в отношении земель, которые находятся в общем обороте.

Бесплатная приватизация подразумевает, что собственнику не придется платить за земельные сотки. Тем не менее, придется потратиться на межевание, оценку, оформление документов и регистрацию права собственности.

Приватизация земельного участка под жилым домом посредством выкупа или суда

Если гражданин не имеет права на бесплатную приватизацию участка и не относится к категории лиц, получающих социальные льготы, он может выкупить землю под домом. Стоимость участка в таком случае определяется не по рыночной, а по кадастровой оценке.

Выкупить землю под домом можно только при согласии на это муниципалитета. Кроме того, для оформления сделки в обязательном порядке потребуется кадастровый паспорт. Если участок не стоит на кадастровом учете, получение кадастрового паспорта, как и все расходы, связанные с этой процедурой, берет на себя собственник жилого дома, расположенного на этой земле.

Может произойти так, что муниципалитет отказывает собственнику дома в приватизации участка. Зачастую, подобные ситуации возникают, если после вступления в силу Земельного кодекса земельный участок находится в бессрочном владении. В таком случае следует обратиться в судебные органы для разбирательства.

Приватизация какого участка под домом разрешена?

Приватизация земельного участка под частным домом разрешена только в том случае, если:

  • земля находится в аренде и используется с целью ведения на ней личного подсобного хозяйства;
  • на этом участке располагается жилое строение;
  • оформлено право бессрочного пользования на дачное владение;
  • надел выделен государством под постоянное пользование и на нем располагается жилой дом.

Запрещается оформлять в собственность земельные участки, которые имеют ограничения по использованию, были изъяты у заповедников, входят в состав резерва государства, а также на которые было установлено вето на приватизацию на государственном уровне.

Порядок приватизации земельного участка под частным домом

Чтобы приватизировать земельный участок под частным домом, в первую очередь, следует обратиться в муниципалитет с заявлением и кадастровым планом на землю. Заявление на приватизацию будет рассмотрено в течение двух недель. По итогу рассмотрения муниципальные органы власти разрешат бесплатное выделение земли в частную собственность или предложат выкупить земельный участок.

Затем следует обратиться в Росреестр. Документы для приватизации земельного участка под домом могут различаться в зависимости от конкретной ситуации. Как правило, от заявителя требуют:

  • общегражданский паспорт РФ и его копию;
  • документ, подтверждающий право пользования земельным участком (договор аренды, бессрочного пользования и т.п.);
  • кадастровый паспорт земельного участка и план территории;
  • справку с указанием нормативной цены земли (из Земельного комитета);
  • справку из ФНС, в которой содержится информация о земельном участке и налоге, которым он облагается;
  • документ, подтверждающий право собственности на дом;
  • справку из БТИ об оценочной стоимости дома;
  • технические паспорта на постройки, расположенные на земельном участке;
  • выписку из Росреестра с указанием всех лиц, имеющих право пользоваться земельным участком.
Читайте также:  Кто такой девелопер?

Если земельный участок не был ранее поставлен на кадастровый учет, могут возникнуть трудности с оформлением кадастрового паспорта. Чтобы поставить землю на кадастровый учет необходимо обратиться в администрацию, описать свою проблему и написать заявление.

Оформлению кадастрового паспорта сопутствует проведение межевания. К сожалению, все расходы на обозначение границ и подготовку документов придется понести вам.

Для приватизации межевание не обязательно. Однако, согласно поправкам в Земельный кодекс, после 2018 года вы не сможете совершить с участком какие-либо юридические действия, если его границы не будут должным образом установлены и зафиксированы.

После решения всех вопросов с постановкой на кадастровый учет следует обратиться в Росреестр с полным пакетом документов. Там пишется заявление о признании права собственности. Дело о приватизации может рассматриваться до месяца.

Если все в порядке, земля оформляется в собственность безвозмездно или на основании договора купли-продажи.

Приватизация земли под домом на две квартиры

Старые дома часто строились на две квартиры. Чтобы приватизировать расположенный под таким домом участок, необходимо единовременно обратиться в уполномоченные органы двум собственникам жилья. Оба владельца квартир пишут заявления и предоставляют пакет необходимых для приватизации документов. Такие участки юридически характеризуются как неделимые.

Приватизировать землю под домом на две квартиры можно только в долевую собственность. Размеры долей определяются пропорционально долям проживающих в квартирах лиц.

При приватизации земли под домом на две квартиры обязательно получить согласие всех собственников. Это главное условие, без которого оформление в собственность невозможно. Если сосед отказывается от приватизации, нужно обращаться в суд с просьбой передачи доли участка в собственность без согласия других лиц.

Стоит учесть, что после того, как произойдет приватизация земельного участка под частным домом, собственник будет обязан ежегодно перечислять в бюджет земельный налог.

Приватизация земельного участка

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Далее подробнее.

Стать владельцем участка земли можно либо путем его покупки, либо путем приватизации. Приватизировать можно землю муниципалитета или государственную, как указано в Земельном кодексе РФ, ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.

Закон позволяет приватизировать участок земли на безвозмездной основе:

  • Тем, кто оформил в свое время договор о бесплатном пользовании на 6 лет или больше, через 5 лет могут приватизировать эту землю (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Тем, кто получил землю бесплатно для строительства дома или подсобного хозяйства на 6 лет, спустя 5 лет могут приватизировать этот участок (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Многодетным семьям (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ);
  • Собственникам объектов, находящихся на данном участке и полученных путем покупки, наследования, дарения или иной сделки до 25.10.2001 г.;
  • Арендаторам земли по договору, заключенному ранее 25.10.2001 г.;
  • Тем, кто получил землю бессрочно (либо зарегистрировал пожизненное наследуемое владение), и на нем построил жилье, уже оформленное в собственность.

Бесплатно приватизировать землю вправе все граждане РФ, но только 1 раз в жизни. Во всех остальных случаях земля может быть только выкуплена у муниципалитета по ее кадастровой стоимости, вычисляемой по ставке земельного налога для данной категории землепользования.

Отказ в приватизации можно получить только тогда, когда:

  • Участок зарезервирован для госнужд или изъят из обращения (парк, заповедник, заказник и т.д.) – ст. 27 ФЗ №178 от 21.12.2001 г.;
  • Участок запрещен к приватизации по ст. 28 ФЗ №178;
  • Земля расположена на берегу водоема, пруда или береговой полосы общего использования;
  • Земля относится к территории общего пользования (автотрасса, улица, площадь и т.д.).

Отказ выдается заявителю в письменной форме, причем мотивировать его муниципалитет вправе только соответствующими положениями федерального законодательства, но не нормативными актами местного значения.

Приватизация земли: пошаговая инструкция

В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов:

Этап 1: укомплектовать пакет документов

Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:

  1. Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) – ст. 39.15 ЗК РФ;
  2. Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.
  3. Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
  4. Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
  5. Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
  6. Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
  7. Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
  8. Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
  9. Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).
Читайте также:  Что такое субаренда?

Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.

Этап 2: подача документов

Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:

  1. Администрацию муниципалитета.
  2. Территориальное управление Росимущества.

В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.

Этап 3. Постановка на кадастровый учет

Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

Этап 4. Решение уполномоченного органа

Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст. 39.15 ФЗ №178).

Этап 5. Регистрация права собственности

В Росреестр по адресу приватизируемого участка подаются документы:

  1. Заявление.
  2. Паспорт заявителя.
  3. Решение муниципалитета о предоставлении земли для приватизации.
  4. Квитанция об оплате госпошлины (350 руб.).

Если у регистрирующего органа нет претензий к предоставленной документации, то через 10 дней заявителю будет предоставлена выписка из ЕГРП, подтверждающая завершение регистрации. С этого момента владелец будет регулярно получать уведомления о необходимости оплатить земельный налог (0,3% от цены земли, определенной кадастром).

Приватизация земли под частным домом

Несмотря на то, что право на приватизацию земли существует уже почти три десятилетия, до сих пор остается еще множество участков под частными домами, которые фактически не принадлежат их пользователям. Из-за этого нередко возникают многочисленные проблемы. Чтобы их решить, нужно оформить право собственности. Можно ли это сделать сейчас и как пройти процедуру – читайте в этой статье.

Обязательно и нужно ли это делать?

Приватизация – это право, а не обязательство. Никто не сможет заставить человека оформить право собственности на землю, если он этого не хочет. Однако приватизация, несмотря на некоторые недостатки, имеет намного больше преимуществ.

Для чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы государство не забрало землю. А с ней и дом, на ней возведенный. Являясь не владельцем, а пользователем участка, человек не может передавать его по наследству, продавать или сдавать в аренду. Это может сделать только собственник.

Из недостатков приватизации стоит выделить:

  • Необходимость потратить время, деньги и силы на прохождение процедуры.
  • Требование платить налог на недвижимость.
  • Вероятность потерять участок и дом при наличии серьезных долгов.

В то же время, землю с частным домом можно передавать в залог, что позволит получить ипотечный кредит. А зачастую именно это и является единственной возможностью обзавестись новым или дополнительным жильем.

Читайте также:  Неустойка по договору участия в долевом строительстве

Основания

Оформить право собственности на земельный участок можно только на определенных основаниях:

  • Заниматься данным вопросом может только тот человек, который официально имеет право пользования землей. Если таковых несколько, то обычно проходит процедуру один из них, а остальные оформляют на него доверенности. В противном случае им вместе придется выполнять все действия, что может несколько затянуть приватизацию.
  • Ранее пользователь участка не должен был проходить приватизацию. Это право можно реализовать только один раз в жизни. Исключением являются несовершеннолетние пользователи. Они могут поучаствовать в процедуре сначала до совершеннолетия, а потом – после него.
  • Также у пользователя не должно быть долгов, связанных с землей. Это не обязательное требование, однако при наличии задолженности последует отказ от приватизации.

Какие участки нельзя приватизировать

Не вся земля подлежит приватизации, даже если на ней уже расположен частный дом. Так, нельзя оформить в собственность:

  • Участок, который находится на территории заповедника или любой другой аналогичной местности.
  • Участки, которые имеют целевое назначение, расходящееся со смыслом приватизации, особенно когда государство уже распланировало их использование.
  • Участки, расположенные в ведении военного ведомства или других аналогичных государственных структур. Подобная земля предполагается для использования государством для укрепления обороноспособности или поддержания порядка не определенной территории (или в масштабах всей страны).
  • Также не подлежат приватизации участки общего пользования.
  • Не подлежат приватизации и зараженные зоны, возникшие в результате экологических и техногенных катастроф. В принципе, желающих получить такую землю и так вряд ли будет много.

Как приватизировать землю под частным домом?

Сама процедура приватизации не слишком сложная. Больше проблем возникает при сборе всех необходимых документов.

С чего начать: порядок действий и процедура

  1. Если пользователей участка несколько, потребуются согласия каждого из них. Если кто-то не согласен, то соответственно нужен нотариально заверенный отказ. Следует отметить, что, несмотря на всю простоту процедуры, нередко именно на нее уходит огромное количество времени. Других пользователей нужно найти, а потом еще и уговорить.
  2. Собрать остальные документы. Самая сложная и длительная часть процедуры.
  3. Составить заявление и вместе с документами направить его либо в Росреестр, либо в территориальные органы власти. Это зависит от того, к чему именно относится оформляемые в собственность участок. Конкретное место обращения можно посмотреть в выписке из ЕГРП.
  4. Ожидать решения.
  5. Получить разрешение на приватизацию.
  6. На основании разрешения оформить право собственности на землю.

Документы для приватизации земельного участка под домом

Для проведения приватизации нужно собрать определенный перечень документов. Часть из них и так есть на руках у любого пользователя участка. Другие же нужно собирать отдельно.

  • Паспорта заявителей. Нужны не только оригиналы, но и копии. Если с паспортами все нормально – это не проблема. В противном случае придется сначала заняться приведем документов, удостоверяющих личность, в порядок. Если среди пользователей земли есть несовершеннолетние лица, которые еще не получили паспорт, требуются их свидетельства о рождении.
  • Согласия всех пользователей участка или нотариально заверенный отказ. Последний можно оформить у любого ближайшего нотариуса.
  • Доверенность на представителя, при условии, что приватизация проводится через него. Если представителем является третье лицо (например, опытный юрист), потребуется еще и его паспорт. Доверенность можно оформить там же, где и отказ от приватизации.
  • Заявление на приватизацию. Составляется и оформляется на месте, при подаче.
  • Документ, подтверждающий право пользования участком. Обычно есть на руках. Если нет, можно попробовать поискать его в управлении дачным кооперативом или другом подобном заведении. Также его можно восстановить в Росреестре или отделении территориальной администрации.
  • Кадастровый паспорт на участок. Именно этот документ получить сложнее и дольше всего. С него рекомендуется начинать и приступать к оформлению других документов только тогда, когда паспорт будет на руках.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Справка/выписка об отсутствии задолженности.

Сроки

Сама процедура рассмотрения заявления граждан занимает около 1-2 месяцев. Чаще меньше, чем больше. Также около 1 месяца производится оформление права собственности. Каждый документ также придется ждать, но есть в большей своей массе ожидание не затянется больше чем на 2 недели, то кадастровый паспорт в отдельных случаях могут делать и полтора месяца. В среднем, на приватизацию уходит от 3 до 4 месяцев, если активно заниматься данным вопросом. Сроки можно и сократить, если воспользоваться услугами опытных юристов, точно знающим, когда, как и где какой документ можно получить максимально быстро.

Стоимость расходов

Сама земля предоставляется бесплатно. Ее не нужно выкупать. Однако в процессе сбора документов, за услуги государственных структур придется заплатить около 1-2 тысяч рублей. Конкретные цифры зависят от многих факторов и заранее их указать точно невозможно.

Читайте также:  До скольки можно шуметь в квартире?

Бесплатная приватизация

Приватизация земли проводится бесплатно в той части, которая касается стоимости участка. За него не нужно платить. Это правило распространяется на всю землю, но только до 2020 года (см. закон «О дачной амнистии»). Однако это не значит, что ничего платить не придется в принципе. Во время оформления и сбора документом возникнет необходимость регулярно оплачивать услуги структур (об этом см.выше, в разделе «Стоимость расходов»).

Что делать, если документов на землю нет

Если каких-то документов на землю нет – их нужно восстанавливать или оформлять с нуля. Обычно именно этот процесс и растягивает всю приватизацию во времени. Одно дело получить тот же кадастровый паспорт за 1-2 недели, и совсем другое ждать несколько недель специалиста, который будет проводить геодезическую съемку и только потом начнет оформлять соответствующие документы. Как доказывает практика, остальные бумаги обычно собрать значительно проще и дешевле.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Что ждет должников в 2021 году?

Последний год был напряженным, особенно в сфере финансов. Люди теряли доходы, лишались работы и возможности платить по обязательствам, а поэтому в первые месяцы нового года вопрос, что ждет должников, стоит остро и особенно нервирует тех, кто столкнулся с финансовыми трудностями в 2020-м. Не переживайте: лучше давайте разбираться.

Содержание статьи

  • Как изменилась ситуация за 2020 год
  • Чего ожидать людям, имеющим проблемную задолженность
  • Как вести себя в новых обстоятельствах

Как изменилась ситуация за 2020 год

В прошлом году из-за эпидемии государство предусмотрело ряд послаблений для тех, кто не смог справиться со сложностями по объективным обстоятельствам. Людям одобряли кредитные каникулы, которые давали возможность получить временную передышку и не платить по кредиту несколько месяцев на законных основаниях. К сожалению, некоторые заемщики поняли идею превратно и ошибочно решили, что платить не надо совсем: в результате общая задолженность только выросла. Похожая ситуация наблюдается с задолженностями по коммунальным услугам: из-за неверного информирования некоторые решили, что по ним можно не платить. Одновременно были приостановлены процедуры исполнительного производства для отдельных категорий граждан, что дало людям отсрочку и возможность обдумать выход из ситуации. Но в 2021 году запрет отменяется. В общественном пространстве идут разговоры о «кредитной амнистии», но говорить о грядущем списании долгов всем не приходится. Этот вопрос серьезно не обсуждается и продвигается только откровенными популистами. Пока что в 2020 году только упростилась процедура банкротства: ее теперь можно провести во внесудебном порядке.

Чего ожидать людям, имеющим проблемную задолженность

Что предпримет государство, как поведут себя банки, можно предполагать, но утверждать с уверенностью нельзя. Финансисты думают, что нас ждет совершенствование кредитного законодательства, но не полная амнистия и прощение долгов. Как и всегда, самое надежное решение — по возможности справляться своими силами, а не ожидать необоснованных улучшений. Конечно, стоит наблюдать за изменениями в законах и пользоваться возможными послаблениями, но проверять условия надо внимательно — если понять их неправильно, можно столкнуться с негативными последствиями. В любом случае стоит знать, чего ожидать заемщикам от кредиторов — и от каких именно.

От банков

Банковские организации тоже несут убытки на фоне кризиса, что особенно заметно в сегменте потребительского кредитования. В 2021 году возможен рост процентных ставок или ужесточение условий для выдачи кредита. Но одновременно с этим кредиторы пытаются сделать условия привлекательнее для действующих заемщиков. Банку и самому невыгодно, если человек прекращает платить. Поэтому, если кредитор видит, что клиент испытывает трудности, он все чаще идет навстречу:

  • предлагает отсрочки и кредитные каникулы;
  • снижает размер выплат за счет увеличения срока — это называется реструктуризацией;
  • рефинансирует кредит по новой процентной ставке.

Кредитная история после таких мер не портится, но такие программы работают, к сожалению, только для людей, которые до этого не имели просрочек. Если вы попали в сложную ситуацию раньше, возможно, стоит договариваться с кредитором индивидуально — программы разрабатывают и для людей с просроченными задолженностями.

От коллекторов

Работать с коллекторскими агентствами заемщику может быть даже выгоднее, чем с банком. Коллекторы, купившие кредит по договору цессии, не назначают дополнительные штрафы и пени, а также могут списывать и прощать часть задолженности. Как и банкам, им выгоднее, если клиент платит, пусть даже небольшую сумму, — поэтому агентства часто предлагают заемщикам индивидуальные гибкие условия погашения. Например, ЭОС всегда принимает сторону клиента и помогает разработать схему платежей, которая не обременит его.

Читайте также:  Кадастр недвижимости: получение сведений

От судебных приставов

Если же дело дошло до исполнительного производства и задолженностью занимаются приставы, то в 2021 году ФССП, скорее всего, возобновит активную деятельность. В прошлом году сотрудники службы были ограничены в своих действиях из-за событий, вызванных эпидемией, однако в 2021 году их работа входит в обычное русло. Предполагается, что активнее всего приставы будут действовать по отношению к заемщикам крупных банков: те регулярно напоминают ФССП об исполнительных производствах на своих должников. Но даже из такой ситуации можно найти выход, если постараться договориться с приставами о графике погашения, который удобен всем. Есть и еще одно изменение, позитивное: поправки в статью 446 ГПК запретят приставам общаться с третьими лицами без письменного согласия и арестовывать в счет задолженности домашних животных. Раньше арест кота или собаки был стандартной практикой, теперь хозяева смогут не бояться за питомцев.

Как вести себя в новых обстоятельствах

Так же, как и всегда: стараться не паниковать, не совершать необдуманных поступков, и не игнорировать проблемы. Даже из сложной ситуации можно найти выход: об этом говорят тысячи клиентов ЭОС, которые избавились от задолженности с нашей помощью. Относитесь к своим кредитам со всей ответственностью, старайтесь не допускать новых просрочек и погашать те, что уже есть, так быстро, как сможете. Скорее всего, кредиторы будут готовы помочь и предложить особые условия: главное — не бойтесь идти на контакт и помните, что любые проблемы можно решить.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Закон об МФО

Микрофинансовые организации появились в России относительно недавно, и некоторое время практически не регулировались законодательно. Так было до вступления в силу закона № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Он начал действовать с января 2011 года.

Закон установил правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определил порядок регулирования и надзора за деятельностью МФО. Все законодательные лазейки и «белые пятна», выявленные в процессе правоприменительной практики, впоследствии были закрыты поправками, вступившими в силу в марте 2016 года.

Так, МФО были разделены на микрофинансовые (МФК) и микрокредитные (МКК) компании, которые обязали входить в саморегулируемые организации (СРО).

Закон об МФО 2018 года

В декабре 2018 года законодатель начал упорядочивать работу агентств по оформлению быстрых кредитов. Федеральный закон от 27.12.2018 № 554-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» установил новые серьёзные ограничения максимальных ставок и лимитов по просрочке.

Кроме этого, он ужесточил требования непосредственно к организации деятельности микрофинансистов и коллекторов.

Хотя новые правила для сферы микрокредитования были приняты в январе 2019, поправки вступали в силу тремя этапами, чтобы микрофинансовый рынок успел постепенно перестроиться под новые правила.

Поправки, вступившие в силу с 28 января 2019 года:

  • Выделен особняком тип микрозайма без обеспечения. Его параметры: до 10 000 рублей, выдается на 15 суток без права пролонгации. Совокупный размер переплаты не должен превышать 30% от тела займа , соответственно, максимальная сумма процентов в день не может быть более 200 руб., а объем процентов — не более 3000 руб. Неустойка за просрочку составляет 0,1% в день от суммы непогашенного долга.
  • Максимальная ставка за день пользования микрозаймом ограничена до 1,5% в сутки .
  • Для займов на период до 1 года установлен максимальный лимит: общая задолженность может увеличиться до 2,5 раза от суммы, полученной взаймы; причем в этот лимит входят проценты, комиссии, дополнительные платежи и пени.
  • Ужесточены правила деятельности МФО: заключать договоры по микрокредитованию имеют право лица, официально оформившие деятельность как предоставление займов потребителям. То есть кредитор должен зарегистрироваться в профильном госреестре, который ведет Центробанк.

Если эти условия не были выполнены на момент заключения договора с заемщиком, то кредитор не сможет обратиться в суд и требовать возврата займа в судебном и любом ином порядке.

Ужесточены правила деятельности коллекторских агентств: покупателем задолженности теперь может выступить только коллекторское агентство, имеющее лицензию и включенное в госреестр, который ведет ФССП.

Однако есть исключение: физическое лицо тоже может выкупить просроченный долг. Но на это требуется письменное согласие заемщика. Эта поправка направлена на пресечение деятельности «черных коллекторов».

Может ли МФО выдать займ в 2021 году,
а требовать возврата по нормам 2019 года?
Закажите звонок юриста

Поправки, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, новелл не содержали, а лишь снижали принятые предыдущим пакетом лимиты:

  • предельную суточную ставку по займу до 1% (было 1,5%) ;
  • максимальную сумму долговых обязательств — до 2-х кратного объема к первоначальному займу (было 2,5%).

Поправки, вступившие в силу с 1 января 2020 года, также уменьшили коэффициент общей переплаты по итогу займа.

Теперь микрофинансовая организация может требовать с заемщика сумму, не более чем в 1,5 раза превышающую первоначальную сумму заемных средств. Причем в сумму максимальной выплаты включены дополнительные платежи, проценты, штрафы и пени.

Таким образом эти законодательные изменения были приняты с целью защитить заемщиков.

Считаете, что переплачиваете по займу?
Закажите звонок юриста

Изменения в законе, начавшие работать с 2021 года:

  • определен отдельный тип микрозайма — до 10 000 рублей, обладающий собственными ограничениями по переплате.
  • ограничены проценты по займу для микрокредитов — 1% в день или максимальный процент по займу 365% в год. Эта норма введена для того, чтобы препятствовать начислению «процентов на проценты» — долг не будет расти в геометрической прогрессии;
  • ограничен процент предельных штрафов — размер начислений привязан к размеру займа и составляет не более 100% от него;

Однако при этом заемщикам следует учитывать, что эти ограничения не имеют обратной силы. Это значит, что договора, заключенные с МФО в предыдущие сроки, не подчиняются новым правилам. Они регламентируются теми нормами, которые действовали в момент их подписания.

Это же касается и ограничений: 2-кратный предел переплаты применяется только для договоров, заключенных после 01.07.2019 года, соответственно и 1,5 кратный предел переплаты — только для договоров, заключенных после 01.01.2020 г.

ВАЖНО. Кредит и микрозайм регулируются разными федеральными законами, минимальная процентная ставка у них тоже существенно отличается.

Помимо закона 554-ФЗ, деятельность МФО так же регулируется такими нормативными актами (НПА), как

  • законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который требует от МФО предоставлять заемщикам полную и достоверную информацию об условиях предоставления займов;
  • законом № 218-ФЗ от 30.12.2004 «О кредитных историях», обязывающем МФО передавать информацию о заемщиках в бюро кредитных историй — БКИ;
  • права и обязанности МФО и заемщиков перечислены в законе № 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)».

Права и обязанности МФО: новое в законодательстве

Микрофинансовая организация вправе:

  • Выдавать займы физическим лицам от 18 лет на сумму до 1 млн. рублей, юридическим лицам — до 3 млн. рублей.
  • Запрашивать данные клиента для оценки его кредитоспособности.
  • При несоответствии требованиям кредитора отклонять заявки на заем.
  • Создавать фонды для покрытия убытков.

Микрофинансовая организация имеет обязанности перед заемщиками:

  • Правила выдачи микрокредитов, а также сведения о лицах, влияющих на решение органов управления МФО, должны быть расположены в доступном для ознакомления месте, а также на официальном сайте компании.
  • Клиент должен быть проинформирован о вхождении компании в государственный реестр, и получить по требованию копию соответствующего документа.
  • МФО обязана раскрыть гражданину полную и достоверную информацию об условиях выдачи микрозайма, права и обязанности сторон при получения денежных средств.
  • При получении заявки на выдачу денег до момента заключения договора проинформировать заемщика о возможных изменениях по соглашению сторон и порядке платежей, связанных с обслуживанием, возвратом займа и нарушением обязательств.
  • Обеспечить конфиденциальность информации об операциях, которые проводят клиенты.
  • Придерживаться правовых норм, ограничений предельной задолженности, исполнять прочие обязанности, указанные в законодательстве.
  • До момента заключения сделки сотрудники МФО обязаны проконсультировать клиента по всем интересующим его вопросам.

Считаете, что при получении займа
МФО вас обмануло? Закажите звонок юриста

Предельная долговая нагрузка на заемщика для МФО

Банки неохотно выдают «рисковые» кредиты и отказывают в них гражданам с высокой долговой нагрузкой. Если раньше такие граждане могли обратиться в МФО, то сейчас это уже выходит с трудом. Теперь долговую нагрузку, согласно новому закону о микрозаймах, у потенциальных заемщиков перед выдачей займа обязаны проверять и МФО.

А в новом законе для них разработана специальная методика, по которой рассчитывается коэффициент предельной долговой нагрузки. Делается это для того, чтобы граждане не брали в долг деньги, которые они заведомо не могут вернуть.

Превысившие этот показатель микрофинансовые организации будут оштрафованы, а если «рисковых» кредитов будет слишком много, Центробанк вправе исключить из реестра такого кредитора. Также для МФО в новом законе введено правило «не более 3 микрокредитов в одни руки». Впрочем, оно не касается рефинансирования долгов клиентов.

ВАЖНО. Банк России разрешил до 1 октября 2021 года МФО продолжать проводить оценку платежеспособности заемщика в упрощенном порядке при выдаче займов на сумму менее 50 тыс. рублей или на покупку автомобиля под его залог.

Компании будет достаточно заявления заемщика о его доходах, в дополнение к которому МФО могут использовать свои скоринговые модели без обращения к иным информационным ресурсам. С 1 октября 2021-го года получить микрозайм будет сложнее, поскольку микрофинансовые организации будут требовать у клиентов документы, подтверждающие доход.

Какие МФО закрываются

Причиной ужесточения правил деятельности компаний микрофинансового рынка стали существенный спад в экономике и невыгодное, а порой бедственное положение потребителей микрозаймов.

Нужно отметить, по последней причине законодателями неоднократно предпринимались попытки запретить деятельность МФО. Последняя такая попытка была предпринята уже в январе 2021 года: депутаты, внесшие законопроект на рассмотрение, указывают на то, что к микрофинансированию чаще всего обращаются наименее социально защищенные слои населения .

Что делать, если я взял займ в МФО,
которую закрыл Центробанк?
Спросите юриста

И это, по мнению депутатов, «приводит к быстрому росту долгов населения и резкому снижению уровня жизни», поскольку до последнего времени проценты в МФО достигали трехзначных чисел.

Однако новое в законодательстве в 2019-2020 гг. в целом как раз и призвано решить эту проблему, а предложение о запрете уже успешно сложившейся отрасли является ничем иным, как популистским предвыборным заявлением.

По мнению экспертов, банковский сектор и сектор МФО в плане клиентов пересекаются не более, чем на треть. В этом состоянии отрасли пребывают достаточно долгое время, чтобы позволить говорит о том, что эти рынки не являются конкурентами: скорее, они гармонично дополняют друг друга.

Кроме того, последние ограничения, принятые для МФО, полностью очистят рынок от серых кредиторов и черных коллекторов.

На начало осени 2021 года на рынке микрофинансирования работает 37 микрофинансовых компаний (МФК) и 1256 микрокредитных компаний — МКК. Общее количество участников рынка на начало сентября 2021 года — 1 тыс. 293 компаний.

В 2020 году отрасль покинули порядка 500 компаний. Но исключения, несомненно, будут в течение этого года и дальше.

Уход микрофинансовой компании и ее исключение из реестра может произойти по двум причинам:

  • по решению ЦБ РФ;
  • по собственному решению акционеров и учредителей: из-за нерентабельности или, например, владелец просто решил сменить сферу деятельности.

Поэтому прежде, чем оформить микрокредит, следует проверить компанию на предмет легальности ее нахождения на рынке. Информацию об интересующей вас компании можно найти на официальном сайте Центрального Банка России в списках реестров субъектов рынка микрофинансирования.

Следует отметить, что небольшие компании начали уходить с рынка сразу после вступления в силу новых законов и предыдущих ограничений. Последние пять лет микрофинансовая отрасль довольно активно «чистилась»: в 2016-2019 гг. количество компаний сократилось вдвое — с 4 до 2 тысяч, и продолжило снижаться в 2020 году — в основном уже по причине пандемии.

Активно уходили с рынка те компании, которые изначально делали ставку на работу по выдаче займов через офисы, а не через Интернет.

ВАЖНО. Если МФО исключена из реестра, это не является основанием для заемщика не возвращать долг. В таких случаях ликвидатор МФО представляет заемщику реквизиты, по которым клиент должен осуществлять платежи. Если долг остался незакрытым, микрофинансовая организация по-прежнему имеет право обратиться как в суд, так и к коллекторам.

Они в долгу не останутся

По новому закону достаточно заявления должника в любой МФЦ “Мои документы”. Специалисты МФЦ проверят, в каком состоянии исполнительное производство, и сами разместят уведомление в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (Федресурс). После этого прекращается начисление процентов, пени и штрафов, то есть долг больше не растет. Банк или МФО, чьи кредиты/займы указаны в заявлении, могут еще раз проверить, нет ли у должника недвижимости, кроме единственного жилья, или автомобиля, которые можно взыскать, и вправе инициировать общую процедуру банкротства через суд. Если кредитор, как и приставы, ничего не нашел, через шесть месяцев после регистрации дела в Федресурсе гражданин освобождается от долгов и может начинать жизнь с чистого листа.

При всей простоте процедуры закон содержит существенный барьер для ее использования. Он заключается в том, что заявлению о банкротстве предшествует завершенное исполнительное производство, то есть заемщик должен пройти через судебное разбирательство по иску банка или МФО и судебные приставы должны вынести постановление о невозможности взыскания, а это может занимать годы, отмечает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Кроме того, судебный пристав может не прекращать исполнительное производство, если у должника периодически возникают какие-то доходы. Наконец, кредитор может передать долг коллекторам, а не взыскивать его через суд.

Учитывая критерии допуска, в первые месяцы действия закона случаи обращения к этой процедуре не будут массовыми, полагает управляющий директор – начальник управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка Евгений Акимов. Это подтверждает и опыт вступления в силу общих норм о банкротстве граждан в октябре 2015 года – лишь немногие должники сразу инициировали собственное банкротство.

Важно помнить, что списана будет именно та сумма долга, которую гражданин указал в заявлении. При этом есть опасность, что он может не знать точно, сколько именно должен с учетом процентов и штрафных санкций. Поэтому перед подачей заявления необходимо обратиться за этими сведениями в банк или МФО, советует юрист, эксперт проекта минфина по финансовой грамотности Лолла Кириллова. Кредиты, не указанные в заявлении о банкротстве, останутся действующими.

Мировая практика (например, в Новой Зеландии действует очень похожий институт No Asset Procedure) показывает, что кредиторы довольно часто переходят из упрощенного банкротства к обычной процедуре. “Но в нашем варианте новая процедура доступна только тем гражданам, по которым кредиторы уже предпринимали безнадежные попытки взыскания в исполнительном производстве, и им не удалось найти имущество, на которое можно было бы обратить взыскание. Поэтому считаем, что переход к обычной процедуре не будет системным явлением”, – говорит Евгений Акимов.

Взамен списания долгов гражданин частично ограничивается в правах. В течение шестимесячной процедуры банкротства он не может брать новые кредиты/займы и выступать поручителем. Если гражданин менее чем за год до банкротства был индивидуальным предпринимателем, он не может в течение пяти лет заниматься предпринимательством и занимать руководящие должности (такие же последствия наступают после банкротства по суду). Повторно пройти внесудебное банкротство можно только через 10 лет.

“Мы рассчитываем, что новая процедура банкротства поможет наименее обеспеченным гражданам, попавшим в трудное жизненное положение, освободиться от долгов и вернуться к нормальной жизни”, – отмечал замминистра экономического развития Илья Торосов. Действующая с 2015 года процедура банкротства через суд распространяется только на долги от 500 тыс. руб. и стоит около 100 тыс. руб.

Влияние закона на кредиторов также должно быть в целом позитивным. “Появится возможность в более простом порядке списать безнадежную задолженность, сократятся сроки тех процедур банкротства, которые заведомо не приводят к получению возмещения, но заставляют нести организационные и материальные издержки”, – говорит Евгений Акимов.

Что касается возможностей для злоупотреблений, то опасения кредиторов традиционны – не воспользуются ли упрощенной процедурой должники, изначально не имевшие намерения исполнять обязательства. “Но эти возможности видятся не очень существенными, поскольку, как было сказано выше, критерии допуска должника к процедуре сравнительно жесткие”, – указывает Акимов.

Новое в законодательстве по возврату просроченной задолженности

Изменения в Федеральный закон №230-ФЗ от 03.07.2016 г. Приказ Минюста №109 от 30.06.2021 г.

С целью защитить права и законные интересы должников при взыскании просроченной задолженности, в 2016 году законодатель принял Федеральный закон №230-ФЗ от 03.07.2016 года «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон №203_ФЗ от 03.07.2016 г.). Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.

Нормы закона ограничивают меры, допустимые для применения в отношении должников: по количеству звонков, личных встреч, направляемых сообщений должнику; по времени взаимодействия, по возможности взаимодействия с членами семьи должника (пункт 5 статьи 7 Федеральный закон №230-ФЗ от 03.07.2016 г. ).

Пункт 1 статьи 7 рассматриваемого закона запрещает взаимодействие с должником с целью взыскания просроченной задолженности в случаях: признания должника банкротом и введения реструктуризации его долгов, признания должника недееспособным и ограничении его в дееспособности, нахождения должника на излечении в стационаре, должника – инвалида 1-ой группы, должника – несовершеннолетнего (кроме эмансипированного).

С целью контроля за соблюдением организациями, осуществляющими возврат просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, ограничений, прописанных в Федеральном законе №230-ФЗ от 03.07.2016 г., законодатель прописал в статьях 13 и 17 требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенному в государственный реестр, его учредителям (участникам), органам и работникам, а также обязанности юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности.

Статья 17 рассматриваемого Федерального закона предусматривает обязанность для организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности,

— вести перечень работников, имеющих доступ к информации о должниках. При получении работником юридического лица, включенного в государственный реестр, доступа к указанной информации он обязан дать расписку об ознакомлении с положениями настоящего Федерального закона и об обязанности соблюдать конфиденциальность указанной информации в соответствии с частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;

— вести аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленного на возврат просроченной задолженности, предупреждать должника и иных лиц о такой записи в начале взаимодействия, а также обеспечивать хранение на электронных носителях аудиозаписей до истечения не менее трех лет с момента осуществления записи;

— обеспечивать запись всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, и их хранение до истечения не менее трех лет со дня их осуществления;

— обеспечивать хранение всех бумажных документов, составленных и полученных им в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, в бумажном и электронном виде до истечения не менее трех лет со дня их отправления или получения;

— информировать уполномоченный орган об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение тридцати календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений;

Пункт 6 статьи 13 Федерального закона содержит требование, в соответствии с которым юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности обязано обладать оборудованием и программным обеспечением, соответствующим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Эта свежие нормы, которые были введены «11» июня 2021 г. ФЗ-170.

Следом за этими изменениями Минюст выпустил Приказ №109 от 30.06.2021 г. «Об утверждении требований к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».

Приказ №109 от 30.06.2021 г. вступил в силу «01» июля 2021 года и действует до «30» июня 2027 года.

Требования, которые содержатся в Приказе, подразделяются на требования к программному обеспечению и требования к оборудованию:

Используемое юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее – юридическое лицо), программное обеспечение должно обеспечивать возможность:

Регистрации входящей и исходящей корреспонденции, направляемой или получаемой в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, с прикреплением электронной копии документа, присвоением регистрационного номера входящего/исходящего отправления и даты регистрации с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) адресата, почтового адреса адресата, для исходящей корреспонденции – фамилии, имени и отчества (при наличии) и должностного лица, подписавшего сообщения.

Учета следующих сведений о должниках: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства или места пребывания, номер контактного телефона, адрес электронной почты, размер просроченной задолженности, наличие письменных соглашений, заявлений уведомлений, согласий (отзыв согласий), предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Федеральным законом от 03.07.2016 г. №230-ФЗ), судебных актов, фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя, номер контактного телефона представителя, почтового адреса и адреса электронной почты представителя.

Учета следующей информации о взаимодействии с должником или его представителем, предусмотренной пунктами 1,2 части первой и части второй статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. №230-ФЗ: фамилия, имя, отчество (при наличии) должника или его представителя, дата, время и способ взаимодействия, номер телефона, фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, осуществляющего взаимодействие.

Разграничение доступа к информации, ведения журнала операций, позволяющих вести учет всех действий лиц, связанных с загрузкой, изменением и удалением информации.

Прослушивание аудиозаписи телефонного разговора, разговора при личной встрече.

Используемое юридическим лицом оборудование и (или) программное обеспечение должны обеспечивать:

Ведение аудиозаписи разговоров при личных встречах, автоматической аудиозаписи телефонных разговоров с сохранением аудиоинформации в лицензируемых форматах;

Хранение аудиозаписей всех случаев ведения разговоров с должником или его представителем, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. №230-ФЗ, не менее трех лет с момента осуществления записи;

Хранение записей текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых, при общении по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиоэлектронной связи, не менее трех лет со дня их осуществления;

Хранение электронных копий бумажных документов, составленных или полученных в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, не менее трех лет со дня их отправления или получения;

Резервирование баз данных на отдельном материальном носителе.

На основании пункта 3 вышеназванного Приказа, соответствие оборудования и программного обеспечения настоящим требованиям подтверждается следующими документами:

справкой юридического лица о соответствии оборудования и программного обеспечения требованиям, раскрывающей способ реализации настоящих требований;

копией выписки из технической документации на программное обеспечение, заверенной его производителем;

копией лицензионного договора о предоставлении права использования программного обеспечения (исключительная или неисключительная лицензия), действительного на момент подачи юридическим лицом заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, либо копией свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ (для собственных разработок);

копиями паспортов либо сертификатов соответствия на оборудование с указанием спецификации.

Программный комплекс «УПРАВДОЛГ» задуман и реализован как инструмент взыскания задолженности. В первую очередь он ориентирован на Управляющие и Ресурсоснабжающие организации, а также организации, являющиеся операторами по обращению с ТКО. Однако функционал программы универсален и подходит ряду компаний, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Несмотря на то, что законодателем запрещена уступка прав требования задолженности физических лиц за жилищно-коммунальные услуги третьим лицам, однако, закон не запрещает УК и РСО привлекать к взысканию задолженности от имени РСО других юридических лиц в рамках оказания юридических услуг.

Рассматривая функционал Программного комплекса «УПРАВДОЛГ» в разрезе требований Федерального закона от 03.07.2016 г. №230-ФЗ и Приказа Минюста №109 от 30.06.2021 г., по можно отметить следующее.

ПО «УПРАВДОЛГ» обеспечивает возможность регистрации входящей и исходящей корреспонденции с прикреплением электронной копии документа, присвоением регистрационного номера входящего/исходящего отправления и даты регистрации в модуле «Управление», который ориентирован на автоматизацию организационных вопросов по возврату просроченной задолженности, в частности направления корреспонденции, фиксации даты ее направления, а также, в случае необходимости регистрации корреспонденции.

ПО «УПРАВДОЛГ» обеспечивает возможность учета вышеназванных требований законодателя посредством использования специалистом по возврату просроченной задолженности модулей «Управление» и «Юрист». Данные модули содержат соответствующие поля для заведения и хранения требуемых сведений, а также прикрепления и хранения всех необходимых документов, названных в п.2 Приложения к Приказу Минюста России №109.

ПО «УПРАВДОЛГ» обеспечивает возможность учета вышеназванных требований законодателя посредством использования специалистом по возврату просроченной задолженности модуля «Диалоги с должниками». Модульная структура ПО «УПРАВДОЛГ» и возможность разбивки работы по возврату просроченной задолженности на участки соответствует требованию законодателя о разграничении доступа и ведения журнала операций.

ПО «УПРАВДОЛГ» позволяет осуществлять телефонное информирование при возврате просроченной задолженности посредством модуля «Автообзвон». По запросу специалиста, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности, может быть предоставлена аудиозапись телефонного разговора с должником.

Что касается вопросов оборудования, нам представляется, что организации, включенные в государственный реестр юридических лиц и осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, должны иметь отдельно от программного обеспечения оборудование, подпадающее под требования рассматриваемых в статье нормативных актов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: