Чем отличается лизинг от аренды?

Отличия лизинга от аренды: разница между договорами сделок + таблица с основными отличиями

Что такое аренда

Аренда — это процесс, который подразумевает получение вами имущества во временное владение/пользование за определенную сумму. Соответственно, стороны договора — это арендодатель и арендатор. Взять в аренду можно то имущество, которое в процессе использования не утратит своих свойств. К примеру, земельный участок арендовать вы можете, а вот ягодный куст — нет.

Что касается арендной платы, то она может быть не только фиксированной, но и выражаться в виде:

  1. Определенного процента от дохода арендатора.
  2. Оказания услуг арендатором арендодателю.
  3. Улучшения состояния имущества, находящегося в аренде.
  4. Передачи арендодателю в собственность какого-либо имущества.

А также плата может быть комбинированной и сочетать в себе несколько форм. Но менять ее условия чаще, чем 1 раз в 12 месяцев, не допускается.

Важно! Арендатор может передать имущество в субаренду, если арендодатель даст свое согласие.

Что такое лизинг

Лизинг — своего рода разновидность арендного договора. Один участник сделки покупает имущество у продавца. Далее этот участник передает его получателю за определенную плату. Получатель может пользоваться этим имуществом определенное время, а также может затем его выкупить. Такая схема, именуемая лизингом, часто используется при покупке автомобилей. При этом название сторон становится другим: лизингодатель и лизингополучатель.

Взять имущество в лизинг можно только в специализированной лизинговой компании.

Сходства между понятиями

Между двумя понятиями существуют общие черты. Например:

  1. Имущество остается собственностью лизингодателя/арендодателя, лизингополучатель/арендатор распоряжается им только в зафиксированный соглашением срок.
  2. За пользование имуществом взимается оплата.
  3. Основной документ, подтверждающий наличие соглашения — письменный договор.

Далее подробнее проанализируем, чем же отличается лизинг от аренды.

Отличия лизинга от аренды

Между процедурами аренды и лизинга есть существенная разница. Обратив внимание на таблицу, вы узнаете, в чем отличие одной сделки от другой.

Критерий Аренда Лизинг
Объект сделки Природные объекты, земельные участки, имущество, которое не теряет свойств при эксплуатации Природные объекты и участки земли в лизинг оформить невозможно. Допустимые объекты:

С помощью схемы выше мы постарались разъяснить вам простыми словами, чем отличается лизинг от аренды.

Подведем небольшой итог. После истечения срока лизинга лизингополучатель должен выкупить имущество либо вернуть его лизингодателю. Это и есть главное различие между лизингом и арендой. Так как при последней владелец имущества с окончанием договора не меняется.

Кроме того, существенно отличаются сами процедуры оформления этих сделок. Чтобы заключить соглашение о лизинге, нужно потратить существенно больше времени.

Преимущества лизинга

Кратко рассмотрим преимущества лизинга на примере покупки автомобиля. Итак, если вы представитель бизнеса, то главное преимущество лизинга для вас заключается в возможности оптимизировать налогообложение. Например, вам не нужно платить налог на имущество, так как приобретенное транспортное средство находится в собственности у лизинговой компании.

Следующий плюс: если возникнет необходимость, вы сможете расторгнуть договор в любой момент и вернуть имущество лизинговой компании.

Если авто оформляется в кредит, нужно оформлять дорогую страховку КАСКО, что является существенным недостатком. Если же заключается лизинговый договор, страховка войдет в лизинговый платеж, что позволит распределить расходы равномерно.

Также прочитайте: Лизинг или кредит: что лучше, плюсы и минусы, условия оформления

Лизинг подходит категориям руководителей, которые по разным причинам не хотят, чтобы в их собственности было дорогостоящее имущество. Используя лизинг, можно обновлять автопарк компании и менять машины, если они вас не устраивают. Это возможно благодаря простой процедуре оформления сделки.

Воспользоваться лизинговой схемой могут предприниматели, которым финансовые учреждения по разным причинам отказывают в кредитах. Лизинг доступен для клиентов с плохой кредитной историей.

Также прочитайте: Где взять кредит для ИП с плохой кредитной историей — ТОП-8 банков и инструкция по получению

Недостатки лизинга для лизингополучателя

Кроме всех проанализированных нами плюсов, у лизинга есть и минусы:

  1. Право на имущество перейдет к вам только после того, как вы выкупите его по остаточной стоимости.
  2. Если вы прекратите вносить платежи, то потеряете и имущество, и уже выплаченные деньги.
  3. Если договор имеет привязку к курсу валюты, то все риски в случае резкого скачка курса несете вы.
  4. Нужно следить за техническим состоянием имущества и производить ремонтные работы, если это прописано в договоре.
  5. Сдать имущество в субаренду без согласия лизингодателя нельзя.
  6. Если имущество выйдет из строя раньше срока, платежи все равно придется вносить.

Что выгодней: лизинг или аренда

Аренда автомобиля была довольно популярной услугой в советское время. Затем, по ряду обстоятельств, ее не оказывали. Возродился такой сервис уже в 21 веке и обрел серьезную популярность.

Выгода такой услуги состоит в следующем:

  1. В любой момент машину можно поменять на новую.
  2. Не нужно следить за тех. состоянием автомобиля.
  3. Взять авто в аренду можно на несколько часов либо месяцев.

Лизинг же объединил в себе достоинства автокредита и аренды. Во-первых, вы фактически владелец имущества: какого именно, выбирайте сами. Кроме того, у вас есть выбор: выкупить объект лизинга или пользоваться им определенное время. Для тех, кто ценит свои средства и не бросает их на ветер — лизинг идеальный вариант.

Что такое лизинг

Лизинг — это долгосрочная аренда оборудования с возможностью его выкупа в дальнейшем.

Если вкратце, именно возможность выкупа отличает его от обычной аренды: например, можно арендовать автомобиль в течение двух лет, а потом выкупить его по остаточной стоимости. Того, кто сдает собственность, называют лизингодателем, а арендатора — лизингополучателем.

Кому подходит

Предпринимателю имущество в лизинге удобно как альтернатива покупке в кредит. Сделку легко расторгнуть: например, если предприятие взяло во временное пользование станки, а потом выяснилось, что такая производственная мощность ему не нужна, то арендованное имущество можно вернуть лизингодателю. Если бы компания купила оборудование в кредит, то понесла бы убытки. Поэтому лизингом выгодно пользоваться предпринимателям, которые выходят на новые для себя рынки.

Что можно взять в лизинг

Предметом договора обязательно должны быть непотребляемые вещи — то есть имущество, которое может изнашиваться, но им все равно можно пользоваться по назначению. Поэтому во временное пользование нельзя взять, например, стройматериалы, продукты питания, сырье. Кроме того, гражданский кодекс запрещает держать в лизинге земельные участки, водоемы, леса и другие природные объекты. Еще в такую долгосрочную аренду нельзя взять военную технику и оборудование без заводских номеров. Вот что берут в лизинг чаще всего:

  1. Автомобили и спецтехнику.
  2. Оборудование — начиная от дорогих станков и заканчивая офисной техникой.
  3. Недвижимость, включая жилую.

Лизингом часто пользуются предприниматели, которым необходимо дорогостоящее оборудование, транспорт, спецтехника или производственная недвижимость.

Отличия от кредита

Когда компания берет оборудование в кредит, оно сразу становится ее собственностью. При лизинге же можно не платить налог на имущество или транспортный налог, если речь идет о технике, — владельцем остается лизингодатель. Еще к имуществу в лизинге применяют ускоренный коэффициент амортизации. Поэтому к моменту, когда компания решит выкупить предмет аренды, он может быть полностью амортизирован. То есть налог на имущество можно не платить и после выкупа.

Еще одна особенность лизинга, которая отличает его от кредита, — лизингодатель может прописать в договоре, что обслуживать оборудование или обучать сотрудников, которые работают на арендованной технике, лизингополучатель обязан только у него.

Вместо понятия процентной ставки в лизинге используют термин «ставка удорожания». В нее включены затраты лизингодателя на покупку имущества и его прибыль.

Отличия от аренды

Главное отличие — имущество в лизинге переходит в собственность лизингополучателя спустя некоторое время. Если речь идет о земельных участках, по закону их можно только арендовать.

В случае с лизингом оборудование или технику обычно покупают специально для конкретного лизингополучателя. Имуществом, предлагаемым для аренды, может воспользоваться любой желающий, если оно его устраивает.

Виды лизинга

В зависимости от срока службы арендуемого имущества различают два вида:

Финансовый лизинг — срок договора совпадает со сроком службы оборудования. Когда остаточная стоимость оборудования становится нулевой, его выкупают за небольшие деньги. По сути, предприниматель таким образом получает рассрочку под небольшой процент.

Операционный лизинг — срок договора меньше срока службы оборудования. В таком случае после окончания действия договора лизингополучатель продлевает аренду, либо возвращает имущество, либо выкупает его по остаточной стоимости.

Есть еще один вид — возвратный: когда предприниматель продает свое имущество другой фирме, а потом берет его же в лизинг. Фактически он получает кредит под залог собственного оборудования, экономя при этом на налогах.

Преимущества

Основной плюс в сравнении с кредитом — возможность не платить налог на имущество. Предмет договора фактически принадлежит лизингодателю. А благодаря ускоренной амортизации к окончанию срока аренды имущество может быть полностью изношено. Кроме того, лизинговые платежи относятся к затратам на себестоимость и поэтому снижают налогооблагаемую базу.

Еще одно преимущество перед кредитами: если бизнес имеет сезонный характер, то при лизинге можно распределить платежи так, чтобы они приходились на период максимальной прибыли. А еще благодаря лизингу можно оперативно обновлять оборудование, арендуя каждый раз более современное.

Сублизинг

Имущество, полученное по договору лизинга, можно сдать в сублизинг. Тогда лизингополучатель станет одновременно сублизингодателем, а тот, кто получит такое имущество — сублизингополучателем. Получится цепочка: «Лизингодатель → лизингополучатель (он же сублизингодатель) → сублизингополучатель». Просто так передать третьей компании чужое имущество нельзя — надо, чтобы фактический владелец — лизингодатель — дал разрешение в письменной форме.

Сублизингополучатель, как и лизингополучатель, не платит налог на имущество. Но сам он уже в третий раз сдать кому-то в субсублизинг ничего уже не может. Обычно сублизинг используют компании, которые сдают в аренду технику. Кроме того, по такому договору оформляют пересдачу помещений в аренду, если арендатор получил недвижимость в лизинг.

Как оформить договор

Договор лизинга заключают только в письменной форме. В законе о финансовой аренде, который регулирует такие сделки, указаны обязательные требования. Вот что там должно быть:

  1. Описание имущества, которое передается в лизинг.
  2. Обязательство лизингодателя купить это имущество, чтобы потом сдать его в аренду.
  3. Обязательство лизингополучателя принять имущество и вовремя вносить все необходимые платежи.

Еще в договоре можно указать, продлевается ли сделка с лизингом после окончания срока действия договора. При этом условия аренды могут измениться.

Лизингодатель должен обязательно заключить с поставщиком договор купли-продажи. Обычно его оформляют одновременно с договором лизинга.

На что обратить внимание, подписывая договор

Прежде всего надо обратить внимание на график платежей. Наиболее популярны три вида:

  1. Регрессивный — ежемесячный платеж постепенно уменьшается.
  2. Аннуитетный — оплата равными частями в течение всего срока.
  3. Сезонный — когда график привязан к сезонности бизнеса лизингополучателя. Например, у аграриев большая часть платежей приходится на осень, после продажи урожая.

Есть и другие тонкости, которые могут усложнить или облегчить жизнь лизингополучателя. Вот что важно учесть, заключая договор:

  1. Чему равен размер первоначального платежа.
  2. Чему равна ставка удорожания.
  3. Можно ли досрочно выкупить имущество и надо ли платить в таком случае штрафы.
  4. Надо ли страховать предмет договора и ответственность лизингополучателя.
  5. Контролирует ли лизингодатель использование имущества, и если да, то в каком виде.
  6. Есть ли условия по обучению сотрудников лизингополучателя и сервису арендуемого оборудования.

Что будет, если нарушить условия договора

Обычно в договоре прописываются пени и штрафы за нарушения, но лизингодатель может и расторгнуть договор. Самые частые причины расторжения лизингового договора — нарушение графика платежей, несоблюдение условий эксплуатации и нарушение правил страхования, предусмотренных договором. В предыдущей редакции закона о лизинге лизингодатель имел право автоматически забрать арендуемое имущество в случае проблем. Сейчас действует более мягкая норма: собственник должен сначала расторгнуть договор. Если лизингополучатель откажется это сделать, то придется идти в суд.

Бывают ли льготы для малого бизнеса

В России работает льготная лизинговая программа для малых и средних предприятий. Такие компании могут получить во временное пользование оборудование: отечественное — по ставке 6%, импортное — 8%. Рассчитывать на льготы могут не все — сниженная ставка положена высокотехнологичным компаниям, сельхозкооперативам, предприятиям, расположенным в моногородах или индустриальных парках, и так называемым приоритетным производствам. Чтобы стать участником программы, надо заполнить анкету на сайте «Корпорации малого и среднего бизнеса».

Лизинг

Лизинг (to lease — сдать в аренду, англ.) — это вид финансовых услуг, суть которого заключается в финансировании приобретения основных фондов посредством приобретения компанией-лизингодателем имущества у поставщика и передачи его в долгосрочную аренду клиенту-лизингополучателю (юридическому лицу) с последующим выкупом.

Лизинг подходит для приобретения легкового и коммерческого автотранспорта, грузовых автомобилей, дорожной (строительной и специальной) техники. Наши специалисты всегда предложат предпринимателям и владельцам малого бизнеса выгодные условия для покупки транспорта и техники в лизинг.

Да, это будет оптимальный способ. Так вы сможете не только приобрести нужное транспортное средство, но и сэкономить средства благодаря возврату НДС, снижению налога на прибыль, субсидированию лизинга государством, скидкам от автопроизводителей.

Лизинговая компания приобретает в собственность конкретное имущество и передаёт его в пользование третьему лицу (клиенту-лизингополучателю) на определённый срок. При этом продавца выбирает именно третье лицо — лизингополучатель, потребитель данной финансовой услуги. В течение срока действия лизингового договора клиент выплачивает стоимость приобретённого имущества плюс вознаграждение за лизинг. По истечении обозначенного сделкой времени и выплаты оговоренной суммы имущество переходит в собственность лизингополучателя. При этом оптимальный срок лизинга ощутимо снижает размеры ежемесячных выплат и позволяет оптимально распоряжаться активами, получая прибыль при комфортной долговой нагрузке на бизнес.

Уникальность данного финансового инструмента состоит в том, что лизинг органично сочетает в себе характеристики долгосрочной аренды и финансового кредита.

1. Лизинг позволяет снизить налогооблагаемую базу предприятия, поскольку все выплаты по лизинговому договору включаются в себестоимость, в результате чего снижается налог на прибыль.

2. Вся сумма НДС по договору ставится к зачёту.

3. В результате ускоренной амортизации предмета лизинга объём налога на имущество уменьшается в три раза.

4. Не нужно извлекать оборотные капиталы из производственного процесса организации.

5. Лизинг помогает минимизировать уровень закредитованности предприятия и улучшает структуру отчётности.

Для оформления лизинга важна благоприятная кредитная история, рентабельность бизнеса, а также срок ведения бизнеса — он должен быть более 1 года с даты регистрации.

Юридическим лицам для заключения договора финансовой аренды требуется предоставить пакет документов, который проходит экспертизу.

Документы включают две категории: юридические (учредительный договор, устав организации, документы о назначении директора и т.д.), а также финансовые, необходимые только в некоторых случаях (бухгалтерский отчёт о прибылях и убытке, расчётные счета, долговые обязательства и т.д.). Лизинг по продуктам линейки Экстра не требует финансовой отчетности.

Вы можете направить запрос на лизинг в СББОЛ.

После отправки запроса вам будет открыт Личный кабинет E-leasing. Удаленно пройдёт весь процесс сделки: от сбора пакета документов до подписания договора лизинга и договора купли-продажи.

Условия программ и процедура получения лизинга могут варьироваться в зависимости от продукта. Стандартная схема оформления предполагает чёткий алгоритм последовательных действий, который включает:

1. Выбор конкретного предмета лизинга, поставщика и лизингодателя.

2. Подачу заявки и необходимых документов в лизинговую компанию.

3. Оценку лизингодателем возможности оформления сделки. В этом случае лизинговая компания анализирует финансовую отчётность предприятия (если это юридическое лицо) и общую платёжеспособность, учитывая основные характеристики предмета лизинга.

4. При положительном решении по заявке лизингодатель заключает договор с клиентом о финансовой аренде. Одновременно с этим лизингодатель оформляет договор с официальным поставщиком предмета лизинга (автомобилей, спецтехники и т.д.).

5. Внесение авансового платежа от лизингополучателя. Лизингодатель при этом выплачивает полную стоимость предмета лизинга поставщику по сделке.

6. Поставщик передаёт предмет лизинга лизингодателю вместе со всеми техническими и правоустанавливающими документами.

7. Затем объект передается во владение непосредственно лизингополучателю.

8. Далее происходит регистрация объекта. Если объектом лизинга являются транспортные средства, то регистрация также осуществляется в ГИБДД.

9. При регистрации лизингодатель указывается как собственник, а лизингополучатель — как фактический владелец.

10. По истечении срока договора лизинга лизингодатель передаёт все права на объект лизингополучателю.

Лесная амнистия. Особенности. Проблемы. Основные понятия.

14 марта 2020 года, 18:23 просмотров: 5792

Данная тема очень обширная и затрагивает много аспектов.

О том, что такое лесная амнистия, и о порядке ее применения говорится в Федеральном законе от 29.07.2017 № 280-ФЗ.

  1. Что такое «Лесная амнистия» и для кого она?

Начнем с того, что касается она тех, чьи земельные участки находятся на границах с лесами.

По Закону сведения об участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, и содержатся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Смысл “лесной амнистии” – вывести некоторые земельные участки из состава земель лесного фонда и присвоить категорию, которая будет более пригодной для хозяйственного использования (это могут быть «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозназначения»).

Ранее недвижимость подобная не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда или находилась под угрозой – ее могли отнять. Многие потеряли права на землю и строения, которыми пользовались много лет.

На сегодняшний день, собственник участка может воспользоваться лесной амнистией, если: в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, этот участок относится к категории земель лесного фонда, и при этом в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами он отнесен к иной категории земель.

Важно сказать, чтона землях лесного фонда почти ничего строить нельзя. То есть дом, возведенный на таком участке, может получить статус самовольной постройки. Однако, это не всегда умышленное нарушение.

Часто возникают ситуации, когда люди, начиная строительство, даже не знали, что их земля по данным ГЛР находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

  1. Участки, попадающие под «Лесную амнистию».

Итак, расскажем какие именно участки могут попасть под применение «лесной амнистии».

  1. Земельные участки, которые были предоставлены гражданам до 08.08.2008 для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства.

Такой участок, по данным ГЛР или лесного плана субъекта, может находиться в границах земель лесного фонда и даже может иметь категорию «земли лесного фонда». Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

  1. Участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, и право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка таких участков теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (при наличии пересечения действует статья 60.2 Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ)).

Исключение составляют земельные участки, которые попадают в границы населенных пунктов, подлежащих созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.

  1. Земли, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, но, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов, имеют нелесную категорию.

В этом случае сведения ЕГРН получают приоритет перед данными ГЛР и лесного плана (согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), пункту 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ).

Это актуально для земельных участков, которые были поставлены на государственный учет декларативно и требуют уточнения границ. Ранее было невозможно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию.

ВАЖНО! В каждом правиле есть исключения. В данном случае это земельные участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особо охраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, которые используются не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

В письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями ГЛР.

Общее правило «лесной амнистии» о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности участка к определенной категории земель не распространяется на земли:

  • относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, который подтверждает факты неиспользования таких земель по целевому назначению или их использования с нарушением законов РФ (ч.6 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
  • относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

  1. Основные проблемы.

Думаем, что стоит сказать о том, что на сегодняшний момент, основными проблемами, с которыми предстоит «лесной амнистии» столкнуться это:

  • низкое качество землеустроительных документов, «задвоенность» государственного кадастрового учета, соответственно сведений ЕГРН;
  • границы и площади земель лесного фонда определены декларативно (отсутствуют финансовые средства для проведения работ по постановке на учет объектов лесоустройства);
  • органы, уполномоченные на управление лесным фондом, не согласовывают генеральные планы, так как считает, что муниципалитеты включают лесной фонд в границы населенных пунктов;
  • утрата государством права собственности на земли лесного фонда, которые ранее были незаконно предоставлены гражданам и юридическим лицам.

Порядок устранения пересечения земель и земельных участков с лесами.

Необходимо сказать, что за последнее время произошли большие изменения. Если раньше с заявлением о применении «лесной амнистии» можно было обратиться только в территориальные органы лесного хозяйства Российской Федерации, при этом процедура занимала 4-6 месяцев (процесс рассмотрения заявления, сбор информации, специальные комиссии) занимал в среднем от 4 до 6 месяцев, то в 2019 году за применением «лесной амнистии» обращаются как за госуслугой.

Итак, расскажем на примере.

Вы получаете выписку из ЕГРН о Вашем участке (при условии, что он поставлен на государственный кадастровый учет и сведения о его границах имеются в ЕГРН) вы обнаружили сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, то устранение такого пересечения может быть произведено в порядке, который предусмотрен статьей 60.2 Закона № 218-ФЗ, и компетентным органом в данной ситуации будет являться Росреестр (орган регистрации прав).

Если же возникла ситуация, когда сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков в ЕГРН отсутствуют, то с целью устранения противоречия между сведениями ЕГРН и ГЛР, то обращаться необходимо в орган субъекта Российской Федерации, который уполномочен на ведение ГЛР.

Следовательно, в зависимости от ситуации в орган регистрации прав возможно обратиться с заявлением:

  • о государственной регистрации права;
  • о постановке на государственный кадастровый учет земельного;
  • об уточнении местоположения границ земельного участка;
  • об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона № 218-ФЗ.

До 1 января 2023 года орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений должен привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

При этом положения статьи 14 Закона № 172-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в ГЛР не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (к примеру, включение в градостроительный план участка сведений о пересечении земельного участка с землями лесного фонда или отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка), могут быть оспорены в судебном порядке.

Из этого следует, что правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2023 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, которые внесены в ГЛР, исключаются из такого реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (и на основании заявления заинтересованного лица, в том числе) если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения о таких лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы таких лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Исходя из вышеуказанного, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Закона № 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению необходимо приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (в которой должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Обращаем внимание, что Закон № 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (Напомним, что это 01.01.2023).

В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, определяют порядок ведения соответствующей работы самостоятельно, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суде. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.

4. Особенности «лесной амнистии»

  1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот участок отнесен к другой категории земель, то отдается предпочтение сведениям, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.

Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.

  1. Отметим также, что в силу части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ (11.08.2017), вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Закона № 172-ФЗ. Правилами статьи 14 Закона установлена приоритетность сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах, перед сведениями ГЛР. Указанный иск может быть подан гражданином в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ.

Таким образом, Законом № 280-ФЗ положениям статьи 14 Закона о переводе земель придана обратная сила с целью обеспечения принципа справедливости и восстановления прав тех граждан, земельные участки которых не были бы были истребованы, если бы суды рассматривали соответствующее дело после вступления Закона № 280-ФЗ в силу. При этом законность и обоснованность ранее вынесенного судебного акта не затрагивается.

Следует также иметь в виду, что требование, основанное на части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, может быть предъявлено только в том случае, если «права на земельный участок прекращены в соответствии со вступившим в силу судебным актом». Если данное условие (гипотеза нормы) не выполняется рассматриваемое положение Закона № 280-ФЗ неприменимо.

«Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли

Целью «лесной амнистии» является приведение в порядок земельного статуса тех территорий, по которым данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) противоречат данным из государственного лесного реестра. При этом сведения из ЕГРН становятся приоритетными, если соблюдаются определенные условия. Для Московской области «лесная амнистия» не менее актуальна, чем для других регионов России. О том, какие документы нужно собрать для утверждения нового статуса земли, и на какие территории «лесная амнистия» не распространяется, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто может подать заявление о пересмотре статуса земли

Механизм «лесной амнистии» был запущен в 2017 году в связи с вступлением в силу Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Владельцы земельных участков, права которых (или права предыдущих правообладателей) возникли до 1 января 2016 года, могут подать заявление на амнистию. Принадлежность такого участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН (при их отсутствии в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки). При этом важно, чтобы данные участки не относились к следующим категориям земель:

  • землям, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия;
  • землям обороны, безопасности, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, или землям иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом у уполномоченного органа должны быть сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающие факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

В результате орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания площади лесного участка и местоположения его границ, чтобы исключить их пересечение.

Что касается земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 года, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и эксплуатации жилого дома, то орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения для отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов.

Порядок получения услуги

Услугу можно получить на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Для получения госуслуги необходимо:

– в разделе «Земля и стройка» подразделе «Оформление земельных участков» найдите услугу «Приведение в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН».

– заполнить формы и приложите документы правообладателя.

Через 10 дней в личном кабинете можно проверить статус оказания услуги.

Сроки «лесной амнистии» в Подмосковье

Рассмотрение документов на заседании

В соответствии с Федеральным законом сведения государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости до 1 января 2023.

Как узаконить участок земли в лесу?

Участок в собственности и отмежеван в 2008 году. С одной стороны участок граничит с лесом, в который собственник отодвинул забор менее сотки. Каким способом можно узаконить данную землю?

Содержание

Что такое лесная амнистия

Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).

Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.

Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.

Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.

Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.

Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.

Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду

Принадлежность соседнего земельного участка к определенной категории земель может быть определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Один из самых популярных способов получения информации о земельном участке – это электронный сервис «Публичная кадастровая карта», размещенный на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).

Заведя в поисковой строке кадастровый номер своего участка, автор вопроса может убедиться в том, что его участок отмежеван, а границы уточнены и зафиксированы на публичной кадастровой карте (далее – ПКК).

Как утверждает автор, межевание его участка проводилось в 2008 году, но это совсем не значит, что данные межевого плана его участка зафиксированы на ПКК. Если границы участка уточнены, то на ПКК вы увидите, с кем и где граничит ваш участок.

Для получения дополнительной информации автор вопроса также может сделать запрос в Московский областной комитет лесного хозяйства через сервис Госуслуги (https://uslugi.mosreg.ru/services/21142), заказав сведения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.

Данная справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда изготавливается бесплатно и несет информационный характер для определения необходимости применения норм Закона о лесной амнистии в конкретной ситуации.

Подача заявления о прирезке участка

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»

В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).

В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).

Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства

При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).

Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.

Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).

Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.

В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.

В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).

В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.

«Лесная амнистия»: что от нее ждать населению?

Адвокат Олег Сухов специально для IRN.RU

Закон о «лесной амнистии»[1] не регулирует какие-то особые, отдельные правоотношения, касающиеся лесной сферы. Он просто-напросто вносит изменения в кодексы и федеральные законы.[2] Но это не умаляет его важности и значимости для россиян. О сути, целях и задачах «лесной амнистии» рассказывает данная статья.

Цели «лесной амнистии»

Реформа «лесного законодательства» преследует две главные задачи. Во-первых, установить верховенство ЕГРН перед лесным реестром. Так, если в ГЛР[3] записано, что участок принадлежит лесфонду, а в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах) указывается, что он является частной собственностью и относится к иному типу земель, то правильной должна считаться информация из ЕГРН. Раньше было наоборот. Суды брали за основу сведения из лесного реестра и лишали граждан и юрлица их собственности. Под действие этих новелл подпадают участки, сформированные до 1 января 2016 года.

Вторая задача, которую решает закон, – вывести из ГЛР площади, которые уже давно фактически не относятся к лесам и не являются таковыми. Здесь речь идет об участках, сформированных до 8 августа 2008 года.

Какие земли подпадают под «лесную амнистию»?

Прежде всего, это земельные владения, сформированные до 08.08.2008 года и официально выделенные дачникам, огородникам и СНТ, а также для личного подсобного хозяйства и строительства частного жилья.[4] При этом не имеет значения, что по данным лесного реестра и по сведениям, находящимся в ЕГРН, они относятся к лесному фонду. С момента вступления закона в силу их можно оформить в качестве земель населенных пунктов либо сельскохозяйственных угодий. Причем данную процедуру смогут провести не только первообладатели надела, но и лица, которые купили землю или получили ее по наследству. Это тоже очень важный момент.

Подпадают под «амнистию» и участки с возведенными на них объектами недвижимости, если, конечно, права субъектов на постройку были зарегистрированы до 1 января 2016 года. Теперь владелец здания сможет поставить землю под ним на учет и внести информацию в единый госреестр в общем порядке, опираясь на чертеж и описание участка на кадастровом плане территории.[5] И даже если его границы пересекаются с лесопарковым или лесным наделом, то это не может воспрепятствовать межеванию и внесению сведений в кадастр.

Далее, исключаются из лесных площадей участки, сформированные до 1 января 2016 года, если по данным лесного реестра они являются лесными территориями, а по сведениям, находящимся в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах), относятся к иной категории земель.[6] Это могут быть земли ИЖС, личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов и так далее. Главное теперь – то, что записано в ЕГРН.

Ну и наконец, закон разрешил проблему так называемых «подвисших» участков. Нередки ситуации, когда в результате межевания и уточнения границ надел целиком или частично «попадает» (либо «съезжает») в лесопарковую зону. Владельцы подобной земли просто не знали, что делать в таком случае. Теперь же вопрос прояснился. Государство исключает такой надел из лесного фонда, если его разрешенное использование противоречит лесопарковому режиму.

Возврат права собственности на утраченные участки и здания

Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.

Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок – в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.

Другие новеллы закона

Появление возможности межевания

Все владельцы территорий, подпавших под «амнистию», получили реальную возможность провести межевание, уточнить периметры своих наделов и внести сведения в ЕГРН. До введения данных норм этого сделать было нельзя.

Облегчение перевода земель в иную категорию

Данный процесс осуществляется теперь с учетом информации из ЕГРН и правоустанавливающих бумаг. Если лесной реестр относит надел к лесной территории, а в ЕГРН содержится иной вид землепользования, то верными считаются сведения из ЕГРН. А если в ЕГРН нет указания на тип земли, то на первый план выходят разрешения и правоустанавливающие бумаги.

Предоставив официально полученные правоустанавливающие документы, владелец сможет вывести участок из лесного фонда. Исключения составляют земли особо охраняемых природных и культурных территорий, специального назначения (промышленных, энергетических и других предприятий, сельхознаделы). Речь в данном случае идёт опять же о владениях, права на которые оформлены до 1 января 2016 года.

Включение «окруженных» участков в земли городов и поселений

Ускоренная застройка городов привела к тому, что в их черте, окруженные землями иных категорий, оказались многочисленные лесные площади. Например, в Новой Москве, в Самаре, Новосибирске и других крупных городах России появились целые территории лесных земель, которые со всех сторон граничат с наделами иного вида землепользования. Понятно, что сначала надо было решать вопросы перевода земель, а только потом возводить дома. Но, что сделано, то сделано. Поэтому власть разрешила включить данные территории в городскую черту, уточнив, что их эксплуатация должна осуществляться с ограничениями, предусмотренными для городских лесов.

Значение «лесной амнистии» для российского законодательства

Принятие данного закона вызвало неоднозначные суждения. Экологи разом заговорили об уничтожении лесов. Борцы с коррупцией объявили, что данные нормы позволят чиновникам и олигархам оформить незаконно захваченные участки. Ну, а некоторые коллеги-юристы стали пенять на неудачные формулировки и противоречия в законе.

Все это, конечно, есть: леса уничтожаются, земли захватываются, а в законе есть много белых пятен и туманных определений. Однако при этом как-то забывается, что данная «амнистия» направлена на постепенное урегулирование того хаоса, который возник у нас после 1991 года в области лесного законодательства.

Начну с того, что многие участки, попавшие под «амнистию», давным-давно не имеют вообще никаких зеленых насаждений. Однако они по-прежнему числятся в лесном фонде. Приведу пример. У меня был клиент – гаражный кооператив, состоящий из множества обычных частных гаражей, которые пользовались популярностью в советское время. Исполком выделил ему землю в конце 70-х (!) годов прошлого века. Минуло более 40 лет. Уже нет исполкомов и СССР, а данный участок до недавнего времени находился в лесном реестре. Хотя вокруг нет зеленых насаждений, а до опушки ближайшего леса – 1,5-2 километра.

Далее, в конце 1980-х — начале 1990-х годов местная власть массово раздавала горожанам земли для дач, огородов и ведения личного хозяйства, а в «нулевые» годы еще и для ИЖС. В последние пять-шесть лет государство занялось аудитом лесных ресурсов. Выяснилось, что на месте многих лесов давно располагаются СНТ, огороды, кооперативы и частные застройки. Причем многие участки получены на законных основаниях и сведения о них внесены в ЕГРН. Это вынудило государство де-юре признать сложившуюся ситуацию. Медлить дальше было просто нельзя.

Подводя итоги, скажу, что в основном данные нормы просто приводят сведения из лесного реестра в соответствии с ЕГРН и сложившейся ситуацией. Не более того. Что же касается статьи, позволяющей обжаловать уже принятые судебные решения, то здесь ответы дадут только практика и разъяснения Верховного суда.

[1] Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

[2] Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса

Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и другие.

[3] Главный лесной реестр. Сокращенно ГЛР. http://www.goslesreestr.ru

[4] Ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ

[5] Ст.4.7. Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса РФ».

[6] Ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ

[7] Ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ

Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова, президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости». Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции

Новости рынка недвижимости, дайджест прессы, аналитические обзоры, прогнозы, комментарии экспертов, индексы цен и другая полезная информация о недвижимости каждое утро в Вашем почтовом ящике

Читайте также:  Как признать завещание недействительным через суд?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: