Жилищная субсидия в 2018 году

Как получить субсидию на оплату коммуналки

В условиях продолжающегося снижения реального дохода граждан и очередного повышения оплаты коммунальных услуг, актуальным становится вопрос о выделении помощи со стороны государства. Кто вправе получить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Возможность получения субсидии существенно облегчит малообеспеченным людям и другим категориям граждан расчеты за коммуналку. И если в 2019 году в Москве 641 067 семей (990 924 человека) получили субсидию, то за полгода 2020 года — 634 155 семей (988 854 человек).

По состоянию на 01.07.2020 г. средний размер субсидии на семью в г. Москве составил 2 404,82 рубля при среднем совокупном доходе семьи 31 784,08 рублей.

В основном, субсидии выплачиваются пенсионерам (81,2% от общего числа получателей субсидии).

В Челябинской области в 2019 году субсидию получили 152 519 семей, а средний размер субсидии на одну семью составил 2 822 рублей в месяц.

Что такое субсидия?

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту — ЖКУ) — это дополнительная мера социальной поддержки граждан с невысоким доходом. При выплате субсидии сопоставляется общий размер трат граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с размером его дохода. И если доля расходов на оплату ЖКХ превышает определенную величину, то гражданин вправе претендовать на субсидию.

В каждом регионе предельный размер расходов по отношению к доходам свой и установлен он местным законодательством.

В г. Москве допустимый размер расходов не должен превышать 10% (п.1 ст.4 Закона г. Москвы от 01.11.2006 г. № 54, далее по тексту — Закон № 54), а в Санкт-Петербурге — 14% (ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 г. № 403-48). В Челябинской области — 22% (Постановление Правительства Челябинской области от 20.06.2012 г. № 336-П).

Кроме того, в г. Москве для пенсионеров, имеющих звание «Ветеран труда» либо «Ветеран военной службы» предоставляется 50% скидка на оплату жилья и коммунальных услуг (пп.3 п.1 ст.6 Закона г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70). Такие же льготы предоставляются пенсионерам, являющимся участниками обороны г. Москвы, а также пенсионерам из числа реабилитированных лиц.

Кто полностью освобождается от оплаты ЖКУ?

Если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина составляет 800 и менее рублей в месяц, то граждане полностью освобождаются от оплаты ЖКУ в пределах нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг (п.2 ст.4 Закона № 54).

Так, в г. Москве установлен следующий стандарт нормативной площади жилья:

Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг установлен постановлением Правительства Москвы от 18.12.2019 г. № 1762-ПП «Об утверждении размеров стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг». Например, для одиноко проживающих собственников жилья, уплачивающих взносы на капитальный ремонт общего имущества, стандарт составляет 4 900,38 рублей. Именно от этой суммы производится расчет субсидии.

За какие услуги можно получить субсидию?

Субсидия выделяется на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, которые, в свою очередь, состоят из (ст.154 ЖК РФ):

-платы за пользование жилым помещением (платы за наем) либо за содержание жилого помещения (для собственников жилого помещения);

-платы за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, теплоэнергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами;

-взноса на капитальный ремонт — для собственников помещений в многоквартирном доме.

Кто может получить субсидию?

На получение субсидии вправе претендовать граждане России, Белоруссии или Киргизии, которые не имеют долгов за оплату коммунальных услуг и являются:

-собственниками жилья (квартиры, жилого дома или их части);

-членами жилищного или жилищно-строительного кооператива;

-пользователями жилого помещения в государственном (муниципальном) жилищном фонде;

-пользователями жилья по договору найма в частном жилищном фонде.

Для права на получение субсидии должно быть превышение расходов семьи на оплату ЖКУ (которые рассчитываются из соответствующего регионального стандарта) над максимально допустимой долей расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи.

Общий (совокупный доход семьи) берется за полгода (6 календарных месяцев). Отсчет 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (п.32 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», далее по тексту — Правила).

С 30.04.2020 г. в Правила внесены изменения в части периода, за который учитываются доходы претендента на субсидию и членов его семьи. Расчетный период начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления на субсидию.

Например, при обращении в июле 2020 г. период, за который учитывается доход составит — июль-декабрь 2019 г., а при обращении в августе 2020 г. — август 2019 г. — январь 2020 г.

Покажем на примере расчет совокупного дохода семьи.

Пример

Семья, проживающая в г. Москве, состоит из 4 человек: муж, жена и двое несовершеннолетних детей (учащиеся школы). Жилье находится в собственности и в соответствии с жилищным законодательством, собственники жилья уплачивают взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Читайте также:  Как выписать из квартиры прописанного человека, если я собственник?

Доход мужа за 6 месяцев составил — 240 000 рублей, доход жены за аналогичный период — 120 000 рублей.

При исчислении совокупного дохода семьи (независимо от раздельного или совместного проживания) учитываются доходы граждан, которые являются по отношению к претенденту на субсидию:

— родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

— несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Если претендент на субсидию (член его семьи) признан безработным на день подачи заявления на субсидию, то при расчете среднедушевого дохода семьи исключаются его доходы от трудовой деятельности заявителя (члена его семьи). Такое правило будет действовать до 31 декабря 2020 года.

По условиям нашего примера, среднемесячный доход семьи составит: (240 000 рублей 120 000 рублей) / 6 месяцев = 60 000 рублей.

Среднедушевой доход семьи составит: 60 000 рублей / 4 чел. = 15 000 рублей.

Согласно московскому стандарту (утвержден Законом № 54) максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи при среднедушевом доходе свыше 2 500 рублей составляет 10%.

На сайте Городского центра жилищных субсидий (http://www.subsident.ru/info/6/107) приведен максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии с 1 июля 2020 года. Размер дохода разный для собственников и пользователей жилого помещения. Например, для семьи из 4 человек максимальный совокупный (ежемесячный) доход составит 141 586,40 рублей.

По условиям примера, семья (при соблюдении иных условий) вправе претендовать на получение субсидии.

Зачастую причиной отказа в субсидии является неоплата взносов на капитальный ремонт. Так, пенсионерке в возрасте 80 лет было отказано в субсидии Городским центром жилищных субсидий г. Москвы в связи с неуплатой взносов на капитальный ремонт. Женщина судилась, указывала, что она является одиноко проживающим пенсионером, получаемая ею пенсия расходуется на оплату жилищно-коммунальных услуг, лечение, мелкий ремонт квартиры и выплату долга в сумме 86 200 рублей за медицинскую операцию. По этой причине она не могла оплачивать взносы на капитальный ремонт

Однако все судебные инстанции сочли действия властей правомерными, поскольку взносы на капитальный ремонт входят в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. А наличие долгов не позволяет получать субсидию («Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 17.06.2020 г.).

Порядок получения субсидии

Как уже было отмечено, субсидия предоставляется на 6 месяцев при представлении определенного пакета документов:

-паспорт претендента и всех членов его семьи, свидетельство о рождении (для членов семьи до 14 лет);

-справки о доходах (например, справки с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах, справки о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней) либо об отсутствии доходов (например, справка об обучении);

-последнюю оплаченную квитанцию за ЖКУ;

-реквизиты банковского счета (социальной карты) для перечисления субсидии.

Отметим, что в случае неоплаты получателем субсидии текущих платежей за ЖКУ в течение 2-х месяцев предоставление субсидии может быть приостановлено.

Заявление на получение субсидии можно подать:

-в центре госуслуг «Мои документы»;

-на официальном сайте Мэра г. Москвы (https://www.mos.ru/pgu/ru/services вкладка «Субсидия на оплату ЖКУ»).

В связи с пандемией продление на следующие 6 месяцев субсидий на оплату ЖКУ, срок предоставления которых истекает в период 1 апреля 2020 года по 1 октября 2020 года, производится в беззаявительном порядке, т.е. гражданам не нужно никуда обращаться.

Кому в 2018 году положена субсидия на оплату ЖКХ и как ее получить

Оплата коммунальных платежей – существенная статья семейного бюджета, особенно для людей с невысоким достатком. Поэтому для них существует программа государственной поддержки. В статье рассказывается, как получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) и кто может на нее рассчитывать.

Правовые основы субсидий по ЖКУ

Рассмотрим, что говорит закон о субсидиях на оплату квартиры. Базовые принципы их предоставления изложены в ст. 159 ЖК РФ.

Подробно порядок предоставления субсидии на оплату ЖКУ отражен в постановлении Правительства от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий…».

Кроме того, один из важнейших показателей, влияющих на расчет выплаты, утвержден отдельным документом – постановлением Правительства от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах…» Речь идет о предельной доле расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи, которая не должна превышать 22%.

Здесь следует отметить, что регионам предоставлено право снижать этот процент, и некоторые из них этим правом пользуются. В частности, в Москве доля расходов на «коммуналку» в доходе не должна превышать 10%, а для малообеспеченных семей этот процент может быть еще ниже, вплоть до нуля (закон г. Москвы от 01.11.2006 № 54).

Читайте также:  Долевая собственность на квартиру: права и обязанности собственников

А вот в Московской области корректировать процент не стали, поэтому там применяется федеральный норматив – 22%.

Кому положена субсидия на оплату ЖКУ

Кроме того, имеет значение утвержденный в регионе норматив жилплощади. Компенсации подлежит не вся квартплата, а только ее часть, относящаяся к площади в пределах норматива.

В общем случае субсидии на оплату жилого помещения получают граждане РФ. Иностранные граждане могут рассчитывать на нее только, если между РФ и соответствующей страной заключен международный договор. На сегодня такие договора есть только с Киргизией и Беларусью.

Субсидия на оплату ЖКХ предоставляется независимо от правовых оснований для пользования жилплощадью. Этим видом помощи могут пользоваться:

  1. Собственники жилья
  2. Члены жилищных (жилищно-строительных) кооперативов.
  3. Пользователи (наниматели) жилых помещений, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности.
  4. Члены семьи собственника (нанимателя) жилого помещения, если он выбыл по следующим основаниям:

– проходит военную службу по призыву;

– находится в местах заключения;

– направлен на принудительное лечение;

– признан безвестно отсутствующим;

– умер или объявлен умершим

Для того, чтобы пользоваться льготой в данном случае, члены семьи должны продолжать проживать в этом жилом помещении.

Предоставление субсидии на оплату коммунальных услуг возможно только при отсутствии задолженности по квартплате. Также выдача субсидии допускается при заключении соглашения о погашении задолженности (если его условия выполняются гражданином).

Кроме того, существуют отдельные категории лиц, которым расходы на ЖКУ компенсируются в особом порядке. К ним относятся:

  • военные пенсионеры;
  • участники Великой Отечественной войны, блокадники и члены семей погибших участников ВОВ;
  • пострадавшие от радиации;
  • инвалиды всех групп;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • ветераны труда;
  • граждане, подвергавшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные.

Для всех перечисленных категорий компенсации предоставляются независимо от дохода и рассчитываются, как процент от стоимости услуг ЖКХ. Конкретная величина этого процента определяется соответствующим законом, направленным на поддержку той или иной льготной категории. В большинстве случаев размер льготы составляет от 30% до 50%, но может доходить и до 100% (например, для детей-сирот).

А вот специальная субсидия для пенсионеров на оплату ЖКХ законом не предусмотрена. Т.е. самого факта выхода на пенсию еще недостаточно для того, чтобы воспользоваться этой льготой. Пенсионер для этого должен или относиться к одной из перечисленных выше льготных категорий, или иметь превышающую региональный норматив долю расходов на ЖКУ в доходе.

Порядок расчета дохода семьи

В первую очередь необходимо определить состав семьи. Он зависит от того, на каком основании получатель субсидии пользуется жильем.

Для собственников жилого помещения или его нанимателей по договору социального найма членами семьи признаются постоянно проживающие с ним супруг, дети, родители. В отдельных случаях членами семьи могут быть признаны другие родственники и даже иные лица (ст. 31, 69 Жилищного Кодекса РФ).

Для участников жилищных кооперативов и граждан, нанимающих жилье на коммерческой основе, состав семьи определяется в соответствии со ст. 2 Семейного Кодекса РФ. Т.е. в данном случае к членам семьи относятся только супруг, родители и дети.

Сумма дохода определяется за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления. Доходы супруга (супруги), родителей и детей учитываются независимо от того, проживают они совместно с заявителем, или нет.

Необходимые документы и порядок предоставления субсидии

Заявитель должен предоставить следующие документы на субсидию на оплату ЖКХ (п. 8 постановления № 761):

  1. Копии документов, подтверждающих право собственности или пользования жилым помещением.
  2. Справку об отсутствии текущей задолженности по коммунальным платежам и документы, подтверждающие их оплату за последний месяц.
  3. Документы, подтверждающие право на льготы и социальную помощь.
  4. Для иностранного гражданина – копии документов, подтверждающих гражданство (заверенные нотариально, либо предъявляемые совместно с оригиналами).
  5. Справки о доходах, налоговые декларации и иные документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи.
  6. В случае необходимости – копии решений суда о признании тех или иных лиц членами семьи заявителя.
  7. Члены семьи лиц, проходящих военную службу, находящихся в местах лишения свободы, на принудительном лечении, признанных безвестно отсутствующими или умерших дополнительно предоставляют следующие документы:

– подтверждающие, что пользователь льготы выбыл по основаниям, указанным выше;

– подтверждающие факт совместного проживания до выбытия.

Решение о предоставлении субсидии принимает орган власти субъекта РФ или (по его решению) – органы местной власти либо одно из государственных учреждений. В отношении военнослужащих вопрос решают структуры Министерства обороны либо другого федерального ведомства, в полномочия которого входит организация военной службы.

Решение должно быть принято в течение 10 дней после того, как в уполномоченный орган были поданы все документы на субсидию на оплату коммунальных услуг. Если они были поданы до 15-го числа, то субсидия предоставляется с начала этого месяца, если после 15-го, то – с начала следующего.

Субсидия на оплату коммунальных услуг в 2018 году предоставляется на срок 6 месяцев.

Определение суммы выплаты

Для расчета необходимо сравнить средний доход семьи на одного человека с прожиточным минимумом. Прожиточные минимумы для разных социальных групп (трудоспособные граждане, пенсионеры, дети) имеют разную величину. Поэтому для семьи используется средневзвешенная величина, которая считается по формуле (п. 26 постановления № 761):

Читайте также:  Процедура перепланировки в квартире по закону

ПМ = (ПМт х Кт + ПМп х Кп + ПМд х Кд) / К, где

ПМт, ПМп, ПМд – прожиточные минимумы, установленные в регионе для трудоспособного населения, пенсионеров и детей;

Кт, Кп, Кд – количество членов семьи, относящихся к указанным группам;

К – общее количество членов семьи.

Также при расчете используется региональный стандарт стоимости ЖКУ на одного члена семьи (РСТ). Этот стандарт устанавливается органами власти субъекта РФ.

Если фактический доход на одного члена семьи выше прожиточного минимума, то расчет субсидии на оплату коммунальных услуг производится по формуле (п. 23 постановления № 761):

С = РСТ х К – (Д/100) х ДОХ, где

К – количество членов семьи;

Д – максимально допустимая в регионе доля коммунальных платежей в семейном доходе;

ДОХ – доход семьи за месяц.

Если средний доход по семье оказывается ниже прожиточного минимума, то формула примет вид (п. 24 постановления № 761):

С = РСТ х К – (Д/100) х ДОХ х К1, где

К1 – поправочный коэффициент, равный отношению между фактическим средним доходом по семье и прожиточным минимумом, рассчитанным по формуле, указанной выше.

Если заявитель или члены его семьи пользуются льготами в виде скидок на оплату ЖКУ, то величину РСТ нужно дополнительно умножить на коэффициент К2:

К2 = ЖКУс / ЖКУп, где

ЖКУс и ЖКУп – стоимость коммунальных услуг с учетом и без учета скидки.

Пример расчета

Рассмотрим, как рассчитать субсидию на примере семьи Ивановых, проживающей в г. Москва. Семья состоит из четырех человек (родители и двое несовершеннолетних детей). Ивановы имеют в собственности 3-комнатную квартиру площадью 70 кв. м, что соответствует социальной норме (18 кв. м на человека). Общий доход семьи – 60 тыс. руб. в месяц, коммунальные платежи составляют в среднем 10 тыс. руб. в месяц, льготы в форме скидок отсутствуют. Ивановы также уплачивают взносы на капитальный ремонт.

В настоящий момент (май 2018г.) для расчета социальных выплат в Москве используется прожиточный минимум на 2 квартал 2017 года, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП:

  • для трудоспособного населения — 18 742 руб.;
  • для детей — 14 252 руб.

Таким образом, для семьи Ивановых он составит:

ПМ = (14 252 х 2 + 18 742 х 2) / 4 = 16 497,00 руб.

Фактический доход на 1 члена семьи у Ивановых составит 60 000 /4 = 15 000 руб. Таким образом, доход Ивановых ниже прожиточного минимума и при расчете необходимо будет применить поправочный коэффициент:

К1 = 15 000 /16 497 = 0,909

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.2016 № 849-ПП (приложение 3) стандарт стоимости коммунальных услуг для Ивановых составит 3118,73 руб. на человека в месяц.

В соответствии с законом г. Москвы от 01.11.2006 № 54 при среднедушевом доходе свыше 2500 руб. в месяц расходы на ЖКУ должны быть не выше 10% дохода семьи.

Итак, размер субсидии на ЖКУ в 2018 году для Ивановых составит:

С = 3 118,73 х 4 – 10% х 60 000 х 0,909 = 12 474,92 – 5 454,00 = 7 020,92 руб.

В соответствии с п. 27 постановления № 761 компенсация не должна превышать фактические расходы семьи на оплату ЖКХ. В данном случае это условие выполняется, поэтому Ивановы получат начисленную сумму в полном объеме.

Вывод

Субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются либо льготным категориям граждан, либо лицам с невысокими доходами. В первом случае выплата рассчитывается, как процент от фактической суммы, уплаченной за ЖКУ. Для малообеспеченных граждан и семей расчет основан на соотношении между их доходами и региональными нормативами стоимости услуг.

Перепланировка в доме памятнике

Для собственников квартир в домах, которые представляют особую историческую ценность, перепланировка может вызвать больше трудностей, чем в обычных типовых домах, в первую очередь по причине того, что согласовать изменения в квартире необходимо дополнительно в Департаменте культурного наследия города Москвы. Кроме того, выполнять проектную документацию может только организация имеющая лицензию от Министерства культуры Российской Федерации.

Основные сложности при перепланировке в доме памятнике

Сложность и основное отличие согласования перепланировки в доме памятнике в том, что помимо основного пакета документов, который необходим для любой перепланировки, необходимо подготовить дополнительные документы, к примеру, фотомонтаж того, что мероприятия запланированные вами никак на затронут фасад дома-памятника, а также сам проект по своему составу значительно отличается от стандартного проекта перепланировки, да и называется он по другому – проект приспособления.

Очевидно, что дома-памятники были построены очень давно, иначе бы вряд ли они носили такое гордое звание, соответственно степень износа несущих конструкций или инженерных систем может быть различной, из чего вытекают трудности на стадии разработки проектной документации. Даже к сносу ненесущих стен в домах-памятниках необходимо относится с особой осторожностью, так как в большинстве случаев данные стены являются разгружающими перегородками.

Читайте также:  Сколько без прописки можно жить

Также, стоит отметить, что большая часть данных исторических построек имеют деревянные перекрытия, что на практике вызывает массу споров при анализе тех мероприятия, которые предусмотрены проектом перепланировки, который как мы уже упомянали даже называется иначе в случае с домом-памятником — проект приспособления памятника для современного использования.

Процедура согласования перепланировки в доме памятнике

Ключевая задача собственника, согласно действующему закону про объекты культурного наследия, заключается в том, чтобы перепланировка никак не повлияла на характеристики и внешний облик дома, который представляет культурно-историческую ценность.

Если Вы сомневаетесь в статусе вашего дома, то принадлежность его к выше упомянутым объектам можно узнать на официальном сайте Москомнаследия.

Давайте по пунктам разберем последовательность согласования перепланировки в доме-памятнике:

1) На первом этапе собственнику следует уточнить статус своего дома и предмет охраны. Дом может быть либо выявленным объектом культурного наследия, либо собственно самим памятником. В случае если дом выявленный объект культурного наследия, то предмет охраны еще не определен. То есть статус дома в некотором “подвешанном” состоянии. То есть дом как бы имеет признаки памятника, но пока еще не памятник и “когда то” должна пройти комиссия которая определит его точный статус. Если же дом памятник, необходимо понять что в нем охраняется. В подавляющем большинстве домов это фасад. Но в нашей практике бывали случаи, что охранялись и внутренние интерьеры (допустим в квартире есть какая то “исторически важная” лепнина. Узнать данную информацию вомзожно либо из “охранного обязательства” (Если оно есть. П риложением данного документа является « акт технического состояния », где представлена полная информация о состоянии конструкций, фасада и инженерных систем ), либо написав запрос в службу одного окна Москомнаследия.

Охранное обязательство:

2) Разработка проектной документации. Проект приспособления должна разрабатывать проектная организация, имеющая допуск лицензию от Министерства культурного наследия и допуск СРО. (Наша организация имеет оба данных документа).

3) Подача данной документации на рассмотрение в жилищную инспекцию. Жилищная инспекция направляет перед вынесением своего решения документацию в Москомнаследие на анализ.

4) В большинстве случаем Москомнаследие выдает положительное заключение, после чего жилищная инспекция выдает распоряжение на перепланировку. Однако Москомнаследие может потребовать дополнительно получение положительного заключения трих экспертов в области охраны памятников, что повлечет за собой еще дополнительные затраты.

5) Подача заявления на получение разрешения на проведение работ по перепланировки. Подается собственником в службу одного окна вместе со следующим пакетом документов (3 экз.):

  • документ удостоверяющий личность собственника (копия).
  • проект приспособления – 2 экз.
  • копия правоустанавливающих документов
  • нотариальная доверенность при необходимости
  • справка Мосгаз при престановке газовой плиты
  • справка банка при ипотеке

Если Вы хотите согласовать перепланировку в доме-памятнике, наша компания готова Вам в этом содействовать, мы можем как разработать проектную документацию для самостоятельного согласования, так и предоставить услугу по оформлению перепланировки в полном объеме.

Перепланировка на объектах культурного наследия (в доме-памятнике)

Перепланировка на объектах культурного наследия (в доме-памятнике)

В Петербурге около 9 тысяч зданий имеют статус «выявленных объектов культурного наследия». Перепланировка в доме-памятнике КГИОП (объекте культурного наследия) должна быть согласована с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП).

Читать также Штрафы КГИОП за самовольные работы

Основным нормативным правовым актом, регулирующим содержание, сохранение, использование, государственную охрану объектов культурного наследия, является Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Что такое дом-памятник?

Объекты культурного наследия, согласно Федеральному закону №73-ФЗ: объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

Все объекты культурного наследия делятся на 3 категории:

  • федерального значения
  • регионального значения
  • местного значения (в Санкт-Петербурге последней категории не выявлено)
  • здания с особым статусом «выявленные объекты культурного наследия», которые до принятия окончательного решения о признании (непризнании) их памятниками, т.е. включения или невключения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), подлежат государственной охране наряду с объектами культурного наследия.

Обязательному сохранению при перепланировке на объекте культурного наследия подлежат особенности объекта, послужившие основаниями для признания его памятником (предметы охраны).

В Санкт-Петербурге в большинстве случаев к предметам охраны памятников, являющихся зданиями, относятся их объемно-пространственное решение, габариты, планировка в пределах капитальных стен, отделка лицевых фасадов и многие другие элементы, перечень которых устанавливается КГИОП.

Читайте также:  Договор пожизненной ренты на квартиру: плюсы и минусы 2021 году
Перепланировка в доме-памятнике.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Любые работы, связанные с ремонтом памятника, переносом перегородок, инженерных коммуникаций и т.п., также относятся к работам по сохранению и требуют получения разрешительной документации.

Если в квартире имеются ценные предметы интерьера (камины, печи, лестницы, деревянные двери или оконные рамы с декоративными элементами – ручками, фурнитурой, лепнина на потолке или стенах, полы), включенные в предметы охраны, то проект приспособления и реставрации должен предусматривать мероприятия по сохранению, а при необходимости по восстановлению или консервации данных архитектурных элементов.

Требования к согласованию п ерепланировки в доме-памятнике ( на объекте культурного наследия).

Общий порядок работ по согласованию и вводу в эксплуатацию:

  1. Получить задание КГИОП (30 рабочих дней);
  2. Разработать проектную документацию;
  3. Провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации (при необходимости);
  4. Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (при необходимости);
  5. Получить в КГИОП согласование КГИОП проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (30 рабочих дней или если акт экспертизы сдается отдельно, срок его рассмотрения составляет 45 рабочих дней) (при необходимости);
  6. Получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней);
  7. Получить в КГИОП разрешение на строительство (10 рабочих дней) (при необходимости);
  8. Сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);
  9. Получить согласование научного отчета (30 рабочих дней);
  10. Получить акт приемки работ по сохранению (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета);
  11. Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 рабочих дней) (при необходимости).

Обязательным основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы – ГИКЭ (статья 32 Федерального закона № 73-ФЗ).

Экспертиза производится до начала работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ).

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица (собственника помещения).

Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

Кто может выполнять работы по п ерепланировке в доме-памятнике ( на объекте культурного наследия)?

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия научные руководители сдают в КГИОП отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах (в течение 90 рабочих дней со дня завершения работ).

Обязательным условием приемки работ является утверждение КГИОП указанной отчетной документации.

Перепланировка в доме памятнике

Итак вы узнали что ваша квартира находиться в доме памятнике культурного наследия.
Для согласования любой перепланировки потребуется одинаковый пакет документов, а именно техническое заключении о состоянии несущих и ограждающих конструкций, здесь есть два варианта автора технического заключения:

  • в домах со смешанными или деревянными перекрытиями это организация отобранная Мосжилинспекцией. Также этот пункт относиться к домам с железобетонным перекрытиям, но с высоким износом здания.
  • а в домах с железобетонными перекрытиями и низким и средним износом, автором технического заключения может быть любая проектная организация со допуском СРО.

Что такое дом-памятник, объект культурного наследия, исторически ценный градоформирующий объект?

Развернуть эти термины короткими цитатами сложно, если несколько сжать объемные описания, то охраняемые объекты культурного наследия могут быть признаны таковыми, по нескольким причинам. Это может быть отдельное здание с исторически связанной с ним территорией, с красивым декоративным убранством фасада, украшенное скульптурами, мозаикой, живописью.
Отдельные здания могут быть объединены в ансамбли по общим историческим и архитектурным признакам.
А в некоторых зданиях локально охраняются мемориальные квартиры, парадные, мозаика, элементы внешнего декора здания.
Главное, что все объекты культурного наследия охраняются государством, от причинения им вреда, разрушения, повреждения предмета охраны. Любые несогласованные мероприятия по перепланировке и переустройству в домах – памятниках, могут быть расценены как умышленная порча, повреждение или уничтожение предмета охраны. Что может привести очень серьезным последствиям для собственника, вплоть до лишения права собственности и достаточно серьезным компенсациям и штрафам.

Как узнать является ли дом объектом культурного наследия?

В этом вам поможет портал открытых данных Правительства г. Москвы – data.mos.ru, введите в поисковую строку «объекты культурного наследия» и попадете на общий список всех охраняемых объектов.
Конкретное здание можно найти на карте, либо в адресном поиске. Полный список можно скачать в удобных форматах на странице портала.

Читайте также:  Как проверить квартиру перед покупкой через Росреестр

Приказ Минкульта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия

Как согласовать перепланировку в доме памятнике?

Общий путь и бюджет согласования зависит от нескольких факторов:

  1. Предмет охраны объекта
    Он может быть разный, от только фасада здания, соответственно любая внутренняя перепланировка не затрагивает предмет охраны и может быть согласована как обычная перепланировка в любом доме, не являющимся памятником.
    До полной охраны всех внутренних перегородок, паркета и напольной плитки, сохранившейся лепнины, дверей и оконных заполнений и пр.
  2. Мероприятия по перепланировке и затрагивание предмета охраны
    Если мероприятиями по перепланировке затрагивается предмет охраны, проектная документация, дополнительно к согласованию в Департаменте культурного наследия, проходит Государственную историко-культурную экспертизу. Три независимых аккредитованных эксперта оценивают допустимость мероприятий.
    Например, в предмет охраны включены перегородки, а заказчик планирует устроить проем в перегородке, данное мероприятие могут разрешить, если устройство проема не нанесет значительного ущерба предмету охраны, но подтвердить это должна комиссия экспертов.
  3. Тип перекрытий в доме и их состояние
    В подавляющем большинстве исторических зданий перекрытия смешанные (деревянные по металлическим балкам), либо деревянные. За долгие годы эксплуатации здания, многочисленных протечек, поражения деревянных элементов домовым жучком-точильщиком, металлических элементов коррозией, несущая способность перекрытий частично утратилась.

В таких зданиях в обязательном порядке необходимо провести обследование конструкций перекрытий с выпуском технического заключения о состоянии несущих и ограждающих конструкций. Правительством Москвы отобрана специальная организация, уполномоченная проводить данные обследования – ГБУ «Экспертный центр».

Если по результатам обследования выяснятся, что некоторые участки перекрытий требуют ремонта (замены, усиления), данные работы включаются в проект приспособления памятника архитектуры под современные нужды.
Все эти факторы учитываются при рассмотрении объекта и конкретных мероприятий по перепланировке. И на основании совокупности формируется бюджет согласования и сроки.

Пример охранного обязательства Минкульт № 1

Сроки согласования перепланировки в доме-памятнике

Разберем достаточно типовой объект для примера: дом является объектом культурного наследия, одним из мероприятий по перепланировке является устройство нового проема в несущей кирпичной стене. Ориентировочные сроки согласования перепланировки будут складываться из нескольких мероприятий.

  1. Получение задания на сохранение объекта в Департаменте культурного наследия – 15 рабочих дней.
  2. Обследование объекта с выпуском технического заключения о состоянии несущих и ограждающих конструкций от ГБУ «Экспертный центр» — порядка 20-30 календарных дней.
  3. Разработка проекта приспособления памятника архитектуры под современные нужды – порядка 20 календарных дней.
  4. Государственная историко-культурная экспертиза проектной документации – порядка 20 календарных дней.
  5. Согласование проектной документации в Департаменте культурного наследия – 44 рабочих дня.
  6. Согласование проектной документации в Государственной жилищной инспекции – 30 рабочих дней.

Итого, если несколько усреднить общий срок только получения разрешения на проведение работ от Государственной жилищной инспекции г. Москвы, ориентировочно займет шесть с половиной месяцев, без учета возможных праздников.
Процесс согласования в объекте культурного наследия достаточно долгий и может быть несколько больше прогнозируемого, так как возможны приостановки на доработку документации.
Исходя из вышеописанного, крайне желательно планировать ремонт как минимум за полгода, до желаемой даты начала ремонтных работ.

Сколько стоит согласование перепланировки в доме – памятнике архитектуры

Очень сложно спрогнозировать стоимость некого среднего объекта, так как каждый объект является уникальным и обладает своими охраняемыми деталями. Помимо этого, на бюджет влияет планировочное решение, состояние несущих конструкций и прочее.

Если вам необходимо получить исчерпывающую консультацию по согласованию перепланировки в доме объекте культурного наследия, вы можете прислать нам на электронную почту поэтажный план МосгорБТИ с экспликацией и ваши пожелания, в виде простого эскиза. Либо задать нам вопросы по телефону.
Мы профессионально и оперативно разъясним регламент согласования вашей перепланировки и сформируем четкий и понятный бюджет.

Последствия несогласованной перепланировки в доме — объекте культурного наследия

Возможны несколько вариантов развития событий, в различных ситуациях. Так как прийти к согласованию ранее сделанной перепланировки можно по ряду факторов:

1. На вас пожаловались соседи в управляющую компанию.

Управляющая компания может потребовать от вас доступ в квартиру для осмотра. Если по результатам осмотра нарушений в планировочных решениях выявлено не будет и вопросов к общедомовым инженерным коммуникациями (водопровод, канализация, вентиляция и отопление) у УК не возникнет, скорее всего, представитель управляющей компании попросит (или обяжет) собственника согласовать перепланировку. То есть, в данной ситуации, вроде есть конфликт соседей, есть вмешательство в процесс управляющей компании, но нет жесткого предписания и сроков исполнения. Собственник может относительно спокойно подойти к процессу согласования. Конечно есть нюансы затрагивания (или не затрагивания) предмета охраны, состояния несущих конструкций, но подробнее о них в случае номер 2.

Читайте также:  Как выписаться из квартиры через Госуслуги?

2. На вас пожаловались соседи или управляющая компания в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы. При этом предметом охраны является только фасад здания, а перекрытия в здании смешанные или деревянные.

В таком случае ситуация уже более критичная и ограниченная сроками выполнения конкретного предписания инспектора Мосжилинспекции. События будут развиваться по следующему сценарию: вы получите уведомление о дате визита инспектора с предложением добровольно обеспечить допуск в квартиру и разъяснениями, что в случае вашего отказа, допуск обеспечат судебные приставы. Далее будет составлен акт осмотра и выявленной перепланировки. После этого собственник получает предписание узаконить перепланировку в срок порядка 6-и месяцев. Срок может быть меньше или чуть больше, в законе дана формулировка «в разумный срок», разумность которого напрямую зависит от решения конкретного инспектора.

Собственнику нужно будет заказать техническое заключение о допустимости и безопасности ранее выполненных работ. И вот в этом моменте собственника ждет неприятный сюрприз, а именно: для проведения обследования придется физически вскрывать верхнее и нижнее перекрытие в квартире в нескольких местах. То есть ремонт будет очень серьезно поврежден. И хорошо если по результатам обследования не выявится, что некоторые балки пострадали от коррозии и требуется усиление. Если такие факторы проявятся, у собственника не останется другого выбора как полностью демонтировать части перегородок, разбирать конструкции пола и потолка и усиливать их. И делать это придется в очень сжатые сроки, так как за невыполнение требований МЖИ собственника могут лишить квартиры через суд.

3. На вас пожаловались соседи или управляющая компания в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы. При этом предметом охраны является и внутренняя планировка квартиры.

Если вы думали, что второй вариант был самым печальным для собственника, то приготовьтесь к самому интересному. В соответствии с регламентом согласования г. Москвы 508-ПП от 25.11.2011 г., п.19. Приложения №1 Оформление акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое решение требуется в соответствии с настоящими Требованиями, не допускается на ранее выполненные работы по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или многоквартирный дом, в котором оно находится, является объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, в случае если выполнение таких работ невозможно без проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

О чем говорит данный пункт: если в процессе проведения перепланировки был затронут предмет охраны (не важно насколько объемно) — собственнику придется восстановить историческую планировку квартиры, причем не просто восстановить, а с разработкой всей необходимой документации и согласованием ее в установленном порядке. И собственнику очень повезет если один пакет необходимых документов обойдется ему примерно в 600-800 тысяч, плюсом к этому пойдут траты на уже сделанный ремонт, его полный демонтаж и новый ремонт. И если квартира стоит 30-50 миллионов, и у собственника есть средства на все эти работы — это одна ситуация. А если человек купил небольшую однокомнатную квартиру в уютном и красивом доме в ЦАО, взяв на это ипотечный кредит, потратив все свободные средства на ремонт, и пришел в ситуацию когда это все нужно переделывать и тратить на это достаточно большую сумму, даже по меркам обеспеченного человека — к сожалению, это может привести к срочной продаже квартиры по заниженной цене такому покупателю, который сможет взять на себя все обязательства по приведению квартиры к проектному положению.

Резюмируя вышесказанное. Каждый сам решает какие риски брать на себя, согласовывать или не согласовывать перепланировку в доме — объекте культурного наследия. Но, я бы не рекомендовал надеяться на «авось». Это может привести к очень печальному результату — от продажи квартиры по заниженной цене, так как все риэлторы понимают, что объект менее ликвиден на рынке недвижимости имея все вышеописанные сложности, до лишения права собственности через суд.

Акт технического состояния объекта культурного наследия, пример № 1

Акт технического состояния объекта культурного наследия, пример № 2

Оформление перепланировки квартиры в доме, относящемся к объектам культурного наследия

К объектам культурного наследия относятся такие объекты недвижимости, которые имеют ценность с точки зрения исторических событий. Для таких объектов имеется отличительная черта владения, пользования и распоряжения.

В современном мире очень часто стоит вопрос о перепланировке квартиры в доме-памятнике, так как имеется ряд ограничений и свои особенности.

Итак, рассмотрим, как же возможно выполнить перепланировку в таких квартирах, и что немаловажно, как ее законно оформить.

Относится ли ваш дом к объектам культурного наследия?

Если у владельца квартиры возникает желание осуществить перепланировку, то изначально он должен удостовериться относится ли сам дом, в котором расположена квартира, к объектам культурного наследия, так как к перепланировкам в таких объектах предъявляются совсем иные требования в сопоставлении с обычными домами.

Читайте также:  Как получить квартиру от государства бесплатно?

Объекты культурного наследия включаются в реестр (государственную информационную систему), в нем хранятся сведения, являющиеся основными источниками информации. Таким образом, с помощью различных порталов (например, в Москве – Портал открытых данных) появляется возможность узнать охранный статус данного объекта (дома). Также имеется возможность лично написать заявление в уполномоченный орган (в Москве – службу «одного окна» Департамента культурного наследия) для уточнения информации.

Последовательность действий для оформления перепланировки

Под перепланировкой подразумевают преобразование конфигурации помещения, например передвижение стен, появление новых проемов и т.д. Она может повлиять не только на саму квартиру, но и в целом на здание. Именно поэтому перепланировка требует оформления, которое проводится в определенной последовательности.

Первый шаг:

Подается заявление об оформлении заключения о допустимости проведения перепланировки квартиры в уполномоченный орган (в Москве – служба «одного окна» Департамента культурного наследия). В заключении отмечается состояние объекта до перепланировки и после, проводятся расчеты, также составляется описание работ для осуществления перепланировки.

Второй шаг:

Оформляется охранное обязательство , оно формируется в уполномоченном органе (в Москве – служба «одного окна» Департамента культурного наследия). В нем прописывается ряд ограничений и обременений для собственника.

Третий шаг:

Формирование акта технического состояния . Выступает дополнением к охранному обязательству. В нем прописывается состояние элементов объекта недвижимости, а именно конструкций, инженерных коммуникаций и т.д.

Четвертый шаг:

Когда собственник получит вышеперечисленные документы, ему необходимо предоставить в государственный орган (в Москве – Государственная жилищная инспекция города Москвы) проектную документацию , которой является проект приспособления (для объектов культурного наследия оформляется вместо проекта перепланировки). Он разрабатывается организациями, имеющими допуск СРО.

Пятый шаг:

Готовый проект отправляют на государственную историко-культурную экспертизу . Такую экспертизу проводят организации, аттестованные департаментом культуры.

Шестой шаг:

Собранные документы необходимо отнести в государственную жилищную инспекцию, а именно (ЖК РФ, Ст. 26):

  1. Заявление о перепланировке;
  2. Правоустанавливающие документы на помещение;
  3. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект приспособления;
  4. Технический паспорт помещения;
  5. Заключение о допустимости проведения перепланировки помещения.

Если с собранным пакетом документов все в порядке, то собственнику выдается разрешение на перепланировку.

Проект приспособления и для чего он необходим?

Проведение перепланировки квартиры в доме культурного наследия труднее, чем в обычном доме. В таком случае потребуется широкий список документов для согласования. Также появляется необходимость оформления проекта приспособления.

Приспособление объекта культурного наследия представляет собой различные проектные работы, которые проводятся на основе научно-исследовательской и производственной деятельности, для разработки таких условий, которые бы позволили использовать объект культурного наследия в современных целях (№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Ст. 44).

Таким образом, для квартир, размещенных в объекте культурного наследия, подготавливается проект приспособления для современной эксплуатации, который заменяет проект перепланировки.

Согласование проекта приспособления требуется когда:

  1. Помещение взаимосвязано с важнейшими историческими личностями;
  2. Планировочная структура помещения относится к характерностям объектов культурного наследия и подлежит сбережению;
  3. Работы, которые необходимо осуществить для перепланировки, затронут общее имущество в доме;
  4. Производимые работы по перепланировке помещения вносят изменения в соотношение размеров дома и его внешний облик.

Последствия несогласованной перепланировки

На сегодняшний день несогласованная перепланировка квартиры это частое явление. То есть, при которой изменения не соответствуют принятым нормам, а также проводится самовольное и масштабное переоборудование помещения. Многие владельцы считают, что незачем тратить деньги и время, но чем же это чревато?

Несогласованная перепланировка может стать источником значительных затрат и юридических проблем для собственника квартиры.
Ниже перечислены несколько последствий несогласованной перепланировки:

  1. Выписывается штраф (минимальная сумма штрафа – 2 500 руб. для физических лиц), обяжут прекратить работы или потребуют вернуть помещение в исходное состояние;
  2. Для приведения помещения в исходное состояние тоже необходимо будет разработать и согласовать проект, а это новые затраты. При этом на данный процесс выделяются определенные сроки, если их не соблюсти, то помещение могут изъять и продать с торгов (ЖК РФ, ч. 5, Ст. 29);
  3. В результате несогласованной перепланировки может быть уничтожен либо поврежден архитектурный элемент, который придется восстанавливать;
  4. Не получится и полноценно распоряжаться таким помещением, так как, например, если вы захотите продать или сдать в аренду его, то это будет весьма трудно, потому что мало кто захочет получить с таким помещением набор проблем из-за несогласованной перепланировкой.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что согласование перепланировки квартир в домах, которые относятся к объектам культурного наследия является обязательным. Стоит учитывать, что это весьма затратный и длительный процесс, но его игнорирование приведет к более значительным проблемам.

Как выполнить перепланировку в доме памятнике?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте также:  Субсидия на приобретение жилья военнослужащим

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 января 2017 г. № 2146-АГ/08 О квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей стен между лоджиями и комнатами, частей несущих конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах, в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело в рамках своей компетенции письмо Минэкономразвития России от 15 декабря 2016 г. № Д23и-6099 о квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей стен между лоджиями и комнатами, частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах, в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства, сообщает следующее.

Понятия «перепланировка» и “переустройство)” и связанные с ними работы отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. При этом определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и «переустройство» и включают в себя специальные работы, указанные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее – Кодекс).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Кодекса реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, ею частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Правила указывают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

При этом следует отметить, что Правила применяются в часта, не противоречащей Кодексу и ЖК РФ.

Таким образом, если строительные работы, выполняемые на объекте капитального строительства, влекут за собой изменения, перечисленные в пункте 14 части 1 статьи 1 Кодекса, то такие работы относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства.

В соответствии с Приказом Горкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее – Приказ) при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка, повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных), улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Таким образом, если в результате перепланировки нежилого помещения проектно-сметной документацией предусмотрено изменение параметров объекта капитального строительства, то такие виды работ относятся к реконструкции объекта капитального строительства.

На основании изложенного, по мнению Минстроя России, работы, проводимые в многоквартирных жилых домах, по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

Читайте также:  Как выглядит кадастровый паспорт на квартиру

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

В соответствии с частью 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования ЖК РФ «переводом помещения из жилого фонда в нежилой» является изменение функциональной принадлежности помещения, его основной характеристики – предназначения.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

– заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

– правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

– подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

– заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 52 Кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень указанных видов работ утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624.

Реконструкция объекта капитального строительства, в том числе нежилого помещения, осуществляется на основании норм Кодекса. Так, часть 1 статьи 51 Кодекса обязывает застройщика получить разрешения на строительство, и в соответствии с частью 2 статьи 55 Кодекса ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на строительство.

Дополнительно сообщается, что разъяснения о порядке подготовки технических планов помещений, документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет изменений помещений в результате перепланировки, реконструкции даны в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. № Д23и-1578.

Директор
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.В. Гришин

Обзор документа

Минстрой России считает, что работы, проводимые в многоквартирных жилых домах, по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых помещений.

Отмечено, что переводом помещения из жилого фонда в нежилой является изменение функциональной принадлежности объекта, его предназначения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Разъяснена процедура такого согласования.

Также указано, что виды работ по возведению, реконструкции, капремонту объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность, должны выполняться только ИП или юрлицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.

Реконструкция объекта, в т. ч. нежилого помещения, возможна на основании норм ГрК РФ. Так, застройщик обязан получить разрешение на строительство и ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения уполномоченного органа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: