Перепланировка в двухкомнатной квартире в доме серии И-209А

Перепланировка в двухкомнатной квартире в доме серии И-209

Несущие стены дома серии И-209.

Количество этажей: 14 этажей, технический этаж в уровне чердака и подвал под всем зданием.

Количество секций, размеры в плане: Дом односекционный, одно подъездный. Площадь здания 4519 м2.

  • Описание несущих элементов здания:
  • фундамент: Ленточный, сборный железобетонный
  • наружные стены: Наружные стены выполнены из керамзитобетонных блоков толщиной 400мм М-75.
  • внутренние стены: Внутренние стены выполнены из крупных бетонных блоков толщиной 390мм.
  • междуэтажные перекрытия: Железобетонные многопустотные плиты толщиной 220мм.
  • Состояние перегородок: Гипсовые и бетонные, толщиной 80 мм.
  • Наличие нежилых помещений, переустройств, отдельных входов: Нежилых помещений, переустройств, отдельных входов в здании не имеется.
  • Наружный или внутренний водосток: Водосток внутренний со сбросом дождевых вод на рельеф на уровне цоколя.
  • Лоджии: Выполнены из железобетонных плит толщиной 200 мм.
  • Фасады: Блоки наружных стен со стороны фасадов офактурены гранитной крошкой, цоколь окрашен масляной краской.
  • Лестницы: Сборные ж/б из маршей и площадок.

И-209А

Типовые дома серии И-209А – это блочные 14-этажные одно подъездные башни, которые конструктивно и по планировочным решениям похожи на серию II-18, так как являются ее усовершенствованной версией с увеличенной этажностью.

В данной серии все квартиры получили внешние помещения (лоджии и балконы), изменились планировки части двухкомнатных и трехкомнатных квартир. Кроме того, в серии И209А появился второй лифт.

Годы строительства серии с 1970 по 1984 г. Всего в Москве построено более 800 домов данной серии. Из модификаций можно отметить малоэтажные варианты, которые строились в Подмосковье и не оснащались лифтом. Снос данной серии в обозримом будущем не планируется.

Фото домов серии И-209А до и после капитального ремонта

Квартиры в серии дома И-209а имеют от одной до трех комнат. Планировки квартир разнообразны – есть и с раздельными и с проходными комнатами. Высота жилых помещений – 250-265 см

  • Двухкомнатные представлены в трех планировочных решениях – линейная с раздельными комнатами, линейная с проходными, угловая с проходными комнатами.
  • Все трехкомнатные квартиры выходят окнами на три стороны дома и имеют раздельную планировку комнат.
  • Площадь 1 комнатных квартир в серии составляет около 35 м² с 19 м² жилой площади.
  • Площади 2 комнатных – от 38 до 46 м², где жилая 24-30 м².
  • Площадь 3 комнатных квартир – 65 м², где около 43 м² жилая.
  • Кухни во всех квартирах 9 — 10 метровые.

Пример планировки этажа

  • Наружные стены в И-209А – керамзитобетонные блоки толщиной 40 см, внутренние – керамзитобетонные (50 и 39 см).

Толщина гипсобетонных ненесущих перегородок – 8 см. Перекрытия – бетонные панели толщиной 22 см.

Примеры планов БТИ квартир в серии И-209А

Проект перепланировки трехкомнатной квартиры серии И-209А

Трехкомнатные квартиры имеют всего лишь один тип планировки, когда из прихожей можно попасть на кухню, в санузел и в две жилые комнаты. Из одной комнаты, в свою очередь, вы попадете в спальню.

Общая площадь трехкомнатной квартиры – 63,9 кв. м. Ее очевидный недостаток — это маленькие площади жилых помещений. Но с этим «минусом» можно работать.

Пример перепланировки

Предлагаем рассмотреть вариант перепланировки квартиры с созданием трех изолированных комнат.


План трехкомнатной квартиры в доме серии И-209А до перепланировки

Для того чтобы сделать в трехкомнатной квартире все комнаты изолированными, можно перенести часть перегородок внутри квартиры и снести встроенный шкаф, предусмотренный стандартной планировкой.

В ходе перепланировки понадобится демонтировать часть ненесущей стены с проемом и установить новые легкие перегородки. Благодаря этому, во-первых, увеличится площадь некогда проходной центральной комнаты, а во-вторых, получится изолировать все комнаты в квартире — в каждую будет вести отдельная дверь из коридора. Чтобы организовать вход в дальнюю комнату, придется демонтировать встроенный шкаф, предусмотренный стандартной планировкой.

Перенос проемов в несущих стенах возможен не всегда

Перенести проем в доме серии И-209А получится только в квартирах начиная с 4 этажа. Если квартира расположена ниже, автор проекта дома не даст согласие на перепланировку.

Кухню можно сделать более правильной формы за счет демонтажа дверного блока. Заодно это немного увеличит площадь кухни.

Лоджию можно разделить на два балкона с помощью перегородки. Выход на балкон будет не только из комнаты, но и их кухни за счет демонтажа ненесущего подоконного блока с установкой стеклопакетов.


План трехкомнатной квартиры после перепланировки. Посмотреть проект целиком

Проект перепланировки может делать только компания с допуском СРО

Чтобы все вносимые изменения были согласованы, доверить проект перепланировки стоит только той компании, которая имеет допуск СРО

в WhatsApp

По моему эскизу согласуют перепланировку? Какие документы нужно собрать для перепланировке квартиры? Можно узаконить перепланировку если она уже сделана? Как узаконить перепланировку?
Здравствуйте!

Перепланировка квартиры в домах серии И-209А — варианты и возможности?

За последнее время дома капитально реконструируются. Внутри жилого помещения делается современная перепланировка. В типовых квартирах небольшой квадратуры не сразу можно найти решение, чтобы увеличить площадь и сделать комнаты более уютными.

Читайте также:  Обмен квартиры на квартиру с доплатой

При желании в любом помещении есть шанс выкроить для каждого члена семьи личное пространство и создать удобные системы для хранения вещей. Всегда можно найти лучший вариант, если включить фантазию и знать основные приемы возможных изменений конфигурации жилой площади.

Возможности перепланировки

Во избежание возникновения аварийных ситуаций, еще до начала ремонта надо знать, что можно менять в своем жилище, а чего делать не стоит. Определить тип перегородки помогает обычный перфоратор. Если бур входит легко, значит, стена не капитальная, не является несущей, и сносить ее можно, не опасаясь за последствия.

С несущими конструкциями все выглядит сложнее. Если стена поддается с трудом во время сверления, то она сделана из бетона. Убирать и передвигать несущие стены не безопасно. На сайтах региональных жилых инспекций размещаются два каталога типовых решений, не затрагивая капитальные стены.

Обратившись лично или просмотрев информацию в сети, каждый желающий может выбрать самостоятельно и решить, какая перепланировка И-209А наиболее приемлемая для конкретной квартиры.

Несущие стены внутри квартир серии И-209(А) отсутствуют. Вместе с тем, вентиляция в стенах не позволяет делать любые перепланировки. Необходимо все уточнять заранее.

Характеристики домов

Многоэтажные дома серии И 209а строились из блоков в 1970 -1980 годах прошлого века. Конструктив здания выполнен из блочного монолита. Башенный тип жилого массива имеет четырнадцать этажей. По угловым частям от промерзания встроены радиаторы отопления.

Наружные стены изначально не соответствовали теплоизоляционным нормам. В результате чего, большинство домов подвергаются капитальному ремонту с целью утепления наружных стен и установки более мощной вентиляции.

Бетонные блоки имеют толщину 40 см. По сравнению со своими предшественниками, увеличено количество квартир до семи на каждом этаже. Дома отличаются большими лоджиями на всю квартиру.

В проекте предусмотрены однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные квартиры. Окна в квартирах с тремя комнатами выходят на три фасада. Имеется технический подвал и чердак под инженерные коммуникации. Работают два пассажирских лифта.

К особенностям (недостаткам) жилых зданий данного типа можно отнести отсутствие грузоподъемника. Также, по сравнению с современными жилыми комплексами, квартиры имеют небольшую площадь.

Перспективные варианты перепланировки серии дома И 209А

Серия дома И 209а: варианты перепланировок ограничиваются изменениями перегородок за счет уменьшения площади одной комнаты и увеличения другой. Несущих стен в помещении нет, но есть стена с внутренней вентиляцией, которую нельзя трогать ни при каких обстоятельствах.

  • Одну из комнат можно перепрофилировать под большую столовую и совместить с кухней. Убирается перегородка, если в стене нет вентиляции. Большая лоджия разделяется на две, используется со стороны кухни, гостиной и со стороны комнаты. Через оконно-дверной блок делается выход;
  • Если не делать большую столовую, остается комната с двумя выходами. Предлагается сделать большую просторную комнату. Перегородки внутри, как правило, не являются конструктивным элементом. В комнатах менять конфигурации не запрещено. Делаются проемы, декоративные перегородки в виде окна;
  • В типовых квартирах площадь ванной комнаты составляет 5,6 м 2 . Чтобы поставить джакузи, зашивается не совсем удачный выход в холл, где находится мокрая зона при входе. Перегородка убирается и совмещается ванная с туалетом.

Запрещено переносить стояки, где находятся ванная комната, санузел и кухня. Все остальное можно изменить, но предварительно должно быть узаконено. В дальнейшем, при любых операциях с недвижимостью, необходимо получить другие документы на новую планировку. Любая без исключения перепланировка подлежит законному оформлению.

Для чего нужен проект?

Отдельные незначительные работы допускается делать по эскизу. Но, преимущественно, в соответствии со ст. 26 ЖК для перепланировки требуется проект и дальнейшее согласование:

  • Любое изменение мокрой зоны;
  • Расширение и перенос узла;
  • Изменение конструкции полов;
  • Демонтаж подоконного блока и др.

Около 80% всех перепланировок необходимо делать по проекту. Документация делается профильными специализированными организациями. Предварительно не помешает узнать квалификацию специалистов, которые будут делать проект. Они должны обладать современными строительными и архитектурными знаниями. Дизайн-проекты не подходят для выполнения задачи перепланировки.

Прежде, чем приступить к перепланировке, рассматриваются конструктивные элементы дома. Ограждающими конструкциями являются наружные и блочные стены, которые идут по фасаду здания. На плане эти стены четко выражены, отличаются по размеру и выглядят толще перегородок. Все, что остается и может подвергаться реконструкции — это перегородки. В проектах черным цветом обозначаются несущие стены, светлым — перегородки.

В каталогах типовых проектных решений в серии и 209а перепланировка представлена в нескольких самых распространенных вариантах. Можно выбрать готовый и добавить дополнительные элементы.

Содержание проекта

  • Титульный лист с адресом объекта, подписью инженера и печатью организации;
  • В оглавление включаются общие данные с указанием номеров чертежей и ведомостью прилагаемых документов;
  • В пояснительную записку включается подробное описание работ, которые предстоит проводить в квартире, даются рекомендации по выполнению перепланировки;
  • Характеристика существующей планировки с чертежами полностью берется из документов на квартиру с планом и расшифровкой условных обозначений;
  • План демонтажа и последующего монтажа конструкций в квартире. В примечании указывается вид и толщина материала, который будет использоваться в перепланировке;
  • Чертеж квартиры с новой планировкой согласовывается и ставится штамп инспекции;
  • В информации по установке инженерного оборудования показывается, как проходят вентиляция, стояки, трассы холодного, горячего водоснабжения и канализации;
  • Прилагается план полов и их конструкция. Должна быть звукоизоляция, по кухне и санузлу прикладывается схема гидроизоляции;
  • Последний лист включает чертеж устройства стандартных перегородок.
Читайте также:  Как продвигается очередь на улучшение жилищных условий?

В зависимости от вида перепланировки проект может включать приложения с дополнительными расчетами.

Изменение конфигурации в двухкомнатной квартире

В обычном типовом доме И 209а перепланировка двухкомнатной квартиры имеет некоторые сложности из-за вентиляции в стене между кухней и одной из комнат. Проем сделать нельзя.

Остаются мелкие работы, чтобы преобразить квартиру, используя ненесущие стены. Такая перепланировка имеет простой вариант. Все конфигурации, в основном, производятся за счет уменьшения площади коридора.

  • Увеличение площади гостиной за счет коридора. Достраивается стена, гостиная получается правильной прямоугольной формы. Встроенный шкаф можно перенести. Если не изменяется конструкция полов, согласование происходит в упрощенном порядке. Для переустройства полов требуется проект;
  • Перестановка в санузле. Из-за отсутствия несущей стены возможно совмещение туалета с ванной. За санузлом встраивается кладовка. Если делать большой санузел, то кладовку рядом лучше не устанавливать. Для переноса сантехники делается стандартный проект;
  • Увеличение гостиной за счет уменьшения размеров прихожей и одновременно со стороны спальни делается встроенный шкаф. Коридор становится еще меньше на размеры шкафа, который выдвигается в коридор;
  • Увеличение кухни за счет коридора. Дверной проем в кухне отодвигается вплотную к стене, которая находится рядом с маленькой комнатой. Площадь становится более просторной. Если планируется перенос газовой плиты в пределах кухни, потребуется разрешение Горгаза;
  • Демонтаж подоконных блоков. Установка двойных распашных стеклянных дверей в пол при выходе на лоджию из обеих комнат. На лоджии можно установить декоративную перегородку, которая делит лоджию на две части;
  • Небольшое увеличение размеров второй комнаты (спальни) за счет площади гостиной. Комната становится более правильной, почти квадратной, формы. При смещении стены, кроме расширения комнаты, становится больше коридор;
  • Гостиная после увеличения спальной комнаты и коридора становится несколько вытянутой. Можно придать эстетичный вид, если во всю стену установить встроенный шкаф или, подходящую по размерам, мебельную стенку.

Стена, которая граничит с подъездом, не является несущей, но увеличивать площадь квартиры за счет подъезда запрещено.

В квартирах используются разные варианты перепланировок в расположении комнат. Самое главное, следует предварительно все согласовать и узаконить. Неприглядному интерьеру семидесятых годов, при желании, можно придать стильный и современный вид. В доме ценится уникальная атмосфера. Используя перепланировку, всегда найдется возможность найти удачное решение, и недостатки превратить в достоинства.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Статья 18. Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

Статья 18 . Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

1. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 30 апреля 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

1) в форме документов на бумажном носителе – посредством личного обращения в федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, в том числе при выездном приеме (далее – личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее – почтовое отправление);

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2023 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

Пункт 2 изменен с 25 ноября 2017 г. – Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, – с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также – отправление в электронной форме).

Читайте также:  Приватизация квартиры: с чего начать?
Информация об изменениях:

Статья 18 дополнена частью 1.1 с 28 октября 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

Статья 18 дополнена частями 1.2 и 1.3 с 1 января 2023 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

Информация об изменениях:

Статья 18 дополнена частью 1.4 с 30 апреля 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

1.4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 18 дополнена частью 1.5 с 28 октября 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

2. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.

3. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.

4. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

5. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

6. Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 30 апреля 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

7. Представление документа об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе. Если на момент представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав и документ о ее уплате не представлен вместе с указанным заявлением, исчисление предусмотренного частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона срока начинается с даты получения органом регистрации прав сведений о такой уплате.

8. При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

9. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица. Заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов по собственной инициативе.

Информация об изменениях:

Часть 10 изменена с 30 апреля 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

10. В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется.

Читайте также:  Что можно делать с долей в праве собственности на квартиру?
Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 1 января 2023 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

11. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования.

12. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

1) подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 30 апреля 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

2) сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев передачи в орган регистрации прав документов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, установленном статьей 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписей заявителей;

3) доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

4) к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица – представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Информация об изменениях:

Часть 13 изменена с 30 апреля 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

13. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе, в том числе посредством почтового отправления, такие заявление и документы переводятся органом регистрации прав в форму электронных образов документов (за исключением случаев, установленных федеральным законом). При этом предусмотренные настоящей частью документы в форме документов на бумажном носителе с отметкой об их переводе в форму электронных образов документов передаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами. Электронные образы документов, созданные в соответствии с настоящей частью, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе. В случае подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе в многофункциональный центр такие документы после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами передаются органом регистрации прав в многофункциональный центр для возврата заявителю в случаях, предусмотренных настоящей частью. В случае, если указанные документы не были получены заявителем в течение сорока пяти дней со дня их передачи органом регистрации прав в многофункциональный центр, указанные документы на бумажном носителе подлежат возврату в орган регистрации прав.

14. Отказ в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов не допускается, за исключением случая, указанного в части 15 настоящей статьи.

15. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.

16. При получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов должностное лицо органа регистрации прав вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

17. Заявитель уведомляется о приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, в том числе с указанием их перечня, даты и времени их представления с точностью до минуты:

Читайте также:  Варианты перепланировки двухкомнатной квартиры в доме серии II-18

1) при личном обращении в орган регистрации прав и к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме – в виде расписки непосредственно при приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 28 октября 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

2) при личном обращении в многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления или посредством отправления в электронной форме – в течение рабочего дня, следующего за днем приема органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

18. Порядок и сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав определяются соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав не должны превышать один рабочий день.

Информация об изменениях:

Часть 19 изменена с 29 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

19. Прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых посредством личного обращения в орган регистрации прав или многофункциональный центр нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, осуществляется в день такого обращения.

Информация об изменениях:

Часть 20 изменена с 30 апреля 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

20. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, уведомляет правообладателя об указанном заявлении в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Представление документов на государственную регистрацию прав

Нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган регистрации прав. Если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, нотариус, совершивший нотариальное действие, получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, документы, выдаваемые органом регистрации прав, и передает их указанным лицам.

Подробнее об этом нотариальном действии можно прочитать в статье “Ускоренная государственная регистрация прав на недвижимость”

Расширенная информация и консультация в разделе “Советы нотариуса”

Смотреть все актуальные новости

Купить электронную версию журнала могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.

Федеральная нотариальная палата (ФНП) – это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.

ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП, а также Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти.

На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

Представление документов на государственную регистрацию прав

Предварительная запись в центр госуслуг городского значения – Дворец госуслуг для подачи документов на регистрационные действия в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в любом субъекте Российской Федерации:

  • Дарение;
  • Купля-продажа;
  • Наследование;
  • Подтверждение ранее возникшего права.
  • Кадастровый учет недвижимого имущества – Земельные участки;
  • Кадастровый учет недвижимого имущества – Объекты капитального строительства.
Читайте также:  Приватизация квартиры: с чего начать?

Экстерриториальный принцип предоставления государственной услуги Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) позволяет подать заявление в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в любом субъекте Российской Федерации.
В центре госуслуг гражданину потребуется указывать сведения, соответствующие представленным документам

  • Ф.И.О.;
  • контактный телефон;
  • адрес электронной почты;
  • адрес объекта недвижимого имущества (указан в документе-основании для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
  • СНИЛС заявителя.

По одному талону предварительной записи можно подать заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в отношении только одного объекта недвижимости, указанного в правоустанавливающем документе.

Если в правоустанавливающем документе предусмотрено осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении более одного объекта недвижимости, необходимо бронировать количество талонов предзаписи соответствующее количеству объектов недвижимости.

При возникновении вопросов о порядке предоставления государственной услуги можно обратиться по телефону: +7 (495) 777-77-77.

Где можно получить услугу
Кто может обратиться за услугой
  • граждане Российской Федерации, зарегистрированные на Портале (в том числе несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет);
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • представители физических лиц, действующие на основании нотариальной доверенности, если иное не установлено федеральным законом;
  • законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, в соответствии с п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ;
  • опекуны недееспособных граждан, в соответствии с п. 2 ст. 29 Гражданского кодекса РФ;
  • представители правообладателей, действующие на основании нотариальной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, в том числе представители участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих участников превышает пять), уполномоченные на подачу заявления принятым решением общего собрания этих собственников;
  • кадастровый инженер;
  • нотариус.
Стоимость услуги и порядок оплаты

Госпошлина за осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации составляет:

  • Для юридических лиц – 22 000 руб.
  • Для физических лиц – 1 000 руб.
Перечень необходимых документов

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218 (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

    • документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
    • документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
    • иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

    • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
    • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
    • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
    • свидетельства о праве на наследство;
    • вступившие в законную силу судебные акты;
    • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
    • межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
    • схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    • иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
    • наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

    Согласно ч. 4 и 7 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в соответствии с частями 1 – 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.

      В соответствии с ч. 5 – 10 ст. 18 Закона № 218-ФЗ:
    • не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами;
    • заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
    • представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе;
    • при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
    • лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;
    • орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица;
    • заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов по собственной инициативе;
    • в случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью, и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.

    ФНП от 08.02.2019 N 488/03-16-3

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

    от 8 февраля 2019 г. N 488/03-16-3

    С 01.02.2019 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 338-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в статьи 55, 72, 73, 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы), касающиеся обязанности нотариуса представлять в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав). В связи с этим Федеральная нотариальная палата полагает необходимым высказать мнение по отдельным вопросам, возникающим в правоприменительной практике.

    Согласно статье 55 Основ после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.

    Вместе с тем законодательством не определены требования к способам фиксирования возражений сторон сделки на представление нотариусом документов в орган регистрации прав. Представляется, что при наличии возражений сторон нотариус может зафиксировать это в тексте удостоверяемой сделки или в протоколе фиксирования.

    Таким образом, исходя из буквального толкования норм статьи 55 Основ, если стороны договора не возражают против представления нотариусом документов на государственную регистрацию прав, нотариус обязан направить их в орган регистрации прав в сроки, установленные в законе, или определенные сторонами в договоре.

    При этом следует отметить, что в рамках статьи 55 Основ к таким договорам, на основании которых возникает право на недвижимое имущество, относятся, в частности, договоры купли-продажи, дарения, залога недвижимого имущества (ипотеки).

    Между тем, установленная Основами обязанность представления нотариусом на государственную регистрацию документов при удостоверении договоров отчуждения или залога недвижимого имущества не означает, что нотариус лишается возможности представления документов в орган регистрации прав при удостоверении иных видов договоров, например, брачного договора, соглашения о разделе совместно нажитого имущества супругов, соглашения об определении долей в праве собственности родителей и детей на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала и совместно нажитого имущества супругов. Правовые основания для подачи нотариусом документов на государственную регистрацию по просьбе обратившихся к нему лиц предусмотрены статьей 15 Основ и пунктом 5 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Федеральный закон N 218-ФЗ). Следует иметь в виду, что в указанных случаях направление документов на государственную регистрацию прав не является обязанностью нотариуса, однако такое право предоставлено в силу закона и не является самостоятельным нотариальным действием.

    Порядок представления нотариусом документов на государственную регистрацию прав после выдачи им свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов установлен статьями 72, 73, 75 Основ. Так, после выдачи указанных свидетельств нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.

    Таким образом, после выдачи указанных свидетельств у лиц, обратившихся за совершением таких нотариальных действий, нет возможности самостоятельно подать документы на государственную регистрацию прав, поскольку это исключительная обязанность нотариуса.

    При наличии невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме, за которую нотариус не отвечает, нотариус представляет их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока и не позднее двух рабочих дней со дня выдачи соответствующего свидетельства (статьи 55, 72, 73, 75 Основ).

    Перечень не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным, утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2018 N 303 (далее – Перечень).

    По мнению Федеральной нотариальной палаты, закон устанавливает приоритетность направления указанных документов в электронной форме и лишь при невозможности направления документов в такой форме устанавливает дополнительное полномочие нотариуса по представлению их в форме документов на бумажном носителе по общему правилу в срок не позднее двух рабочих дней.

    Если причины невозможности представления документов в электронной форме в орган регистрации прав отпали (появился доступ к сервисам единой информационной системы нотариата; устранены технические причины обработки заявления о государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов в электронной форме), нотариус может представить их в электронной форме в орган регистрации прав. Полагаем, что в указанном случае факт подачи документов в электронной форме по истечении установленного законом или договором срока представления документов в орган регистрации прав не может рассматриваться в качестве нарушения законодательства исходя из положений Федерального закона N 218-ФЗ (часть 11 статьи 21) и Основ.

    Исходя из положений Перечня, по мнению Федеральной нотариальной палаты, нотариус считается исполнившим свою обязанность, если он, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью сформированный в электронной форме комплект документов, направил его в орган регистрации прав посредством единой информационной системы нотариата.

    Необходимо отметить, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Федерального закона N 218-ФЗ).

    Порядок оплаты государственной пошлины нотариус согласовывает с заявителем до выдачи свидетельства и удостоверения договора.

    Например, получив уникальный идентификатор платежа (УИП), предоставленный для оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, нотариус направляет его обратившемуся лицу. При этом следует учитывать, что при отказе лица оплатить государственную пошлину, документы будут возвращены органом регистрации прав. Так, согласно статье 25 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

    Также нотариус может самостоятельно произвести оплату государственной пошлины с компенсацией расходов по ее оплате заявителем в соответствии со статьей 22 Основ. Так, согласно части восьмой статьи 22 Основ при осуществлении нотариусом, занимающимся частной практикой, обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством в связи с совершением нотариального действия, нотариусу оплачиваются необходимые для осуществления этих обязанностей и полномочий расходы, в том числе расходы по оплате государственных пошлин, в связи с получением информации и документов, предоставляемых за плату.

    При этом нотариусу следует иметь в виду возможность истребования произведенных им расходов с обратившегося за совершением нотариального действия лица, в том числе, в судебном порядке.

    Кроме того, следует обратить внимание на результаты проведения государственной регистрации прав. В соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена по основаниям, предусмотренным статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ, о чем заявителю направляется соответствующее уведомление. При этом согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, по решению государственного регистратора в осуществлении государственной регистрации прав отказывается.

    Представляется, что при получении заявителем – нотариусом уведомления о приостановлении в государственной регистрации прав, ему следует известить об этом стороны сделки (наследника) в разумный срок, исходя из презумпции добросовестности действий нотариуса. При устранении причин, послуживших основанием для указанного решения регистратора, нотариус вправе вновь представить документы на государственную регистрацию прав в рамках полномочий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 218-ФЗ.

    Результатом осуществления государственной регистрации возникновения или перехода прав на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), форма которой, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьями 28 и 62 Федерального закона N 218-ФЗ.

    После получения нотариусом выписки из ЕГРН в электронной форме о зарегистрированных на основании нотариально удостоверенной сделки или выданного нотариусом свидетельства о праве на наследство или о праве собственности на долю в общем имуществе супругов правах, порядок действий нотариуса законом не регламентирован. По мнению Федеральной нотариальной палаты, нотариус, прежде всего, должен разъяснить лицам возможные варианты получения выписки из ЕГРН, в том числе путем личного обращения в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Кроме того, нотариус может по просьбе лица удостоверить равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу – выписке из ЕГРН или направить выписку из ЕГРН в электронной форме на адрес электронной почты лица, или выдать распечатку документа на бумажном носителе.

    Следует отметить, что в дела нотариуса (к соответствующему договору или в наследственное дело) помещается образ электронного документа на бумажном носителе (распечатка). Хранить выписку из ЕГРН в электронном виде на рабочем месте или на серверах единой информационной системы нотариата нотариус не обязан.

    Полагаем возможным также обратить внимание на проблему, возникающую в связи с тем, что объект недвижимого имущества не поставлен на кадастровый учет.

    С 01.02.2019 могут возникать вопросы, связанные с тем, что действующее правовое регулирование не позволяет нотариусу подать пакет документов в орган регистрации прав в электронной форме без указания кадастрового номера объекта недвижимости.

    В целях выработки механизма подачи документов на государственную регистрацию прав были проведены рабочие совещания с представителями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в результате которых достигнуты договоренности относительно порядка действий нотариуса и наследников. В частности, в рамках оформления наследственного правопреемства лицо, принявшее наследство, вправе обратиться как заинтересованное лицо в орган регистрации прав с заявлением на внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества при подтверждении своего статуса документом, выданным нотариусом. После внесения в ЕГРН указанных сведений и выдачи свидетельства о праве на наследство на объект недвижимого имущества нотариус представляет заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в электронном виде в орган регистрации прав.

    В отношении сделок с недвижимым имуществом, которое не поставлено на кадастровый учет, проблема может быть решена несколькими способами:

    – разъяснением нотариусом необходимости постановки объекта недвижимости на кадастровый учет до нотариального удостоверения сделки;

    – отказом участников сделки от представления заявления о государственной регистрации права на объект недвижимости нотариусом и самостоятельной подачей участниками сделки для одновременной постановки объекта на кадастровый учет и государственную регистрацию права;

    – отказом нотариуса от нотариального удостоверения сделки в отношении объекта недвижимости, не состоящего на кадастровом учете, поскольку государственная регистрация права на объект недвижимости, основанного на такой сделке, без одновременной постановки на кадастровый учет невозможна.

    Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда

    Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с 01.01.2017 регламентируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

    Согласно части 5 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

    В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав. В качестве одного из оснований для регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).

    Таким образом, представленный на государственную регистрацию судебный акт должен иметь отметку о вступлении его в законную силу.

    Копии актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

    Особое внимание заслуживает момент возникновения права собственности на основании судебного решения у заинтересованного лица. Право, установленное решением суда, возникаете с момента, определенного решением. Если момент возникновения права не указан в решении, то права на недвижимость возникают по общему правилу, с момента государственной регистрации.

    Принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от дальнейшей необходимости обратиться в регистрирующий орган и предоставить для регистрации необходимые документы.

    В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

    Очевидно, что к таким сведениям относятся сведения об объекте, о субъекте-правообладателе и о праве на объект. Так, описание недвижимого имущества (площадь, кадастровый номер, местоположение) должно соответствовать описанию в технических документах, чтобы государственный регистратор мог однозначно идентифицировать объект недвижимости.

    Судебный акт может являться основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения имеющихся записей в ЕГРН.

    Так, согласно абз. 2 п. 52 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» основанием для внесения записи в государственный реестр прав являются судебные акты, в резолютивной части которых решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки.

    В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица, и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, то государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право, которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (ч. 3 ст. 58 Закона о регистрации).

    Исключение составляют судебные акты, которыми непосредственно на орган регистрации прав возложена обязанность произвести те или иные регистрационные действия, например, о признании решения, о приостановлении или об отказе в проведении учетно-регистрационных действий незаконными и об обязании регистрирующего органа осуществить указанные действия. Такие акты имеют для регистрирующего органа исполнительный характер и подлежат немедленному исполнению (статья 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

    По результатам разрешения спора о праве на недвижимость, судами выносятся акты в рамках искового производства по гражданскому делу, без возложения на орган по регистрации прав каких-либо обязанностей.

    Подводя итог сказанному, обращаем внимание, что решение суда в отношении прав на недвижимость, например о признании права собственности на объект недвижимости или о признании сделки недействительной, применении последствий ее недействительности не означает «автоматического» исполнения решения суда органом регистрации прав.

    В этом случае заинтересованное лицо должно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации прав (форма заявления утверждена Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920), представив вступивший в законную силу судебный акт, а также иные документы, в случае необходимости, в соответствии с требованиями
    ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации (в форме документов на бумажном носителе, либо в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо почтовым отправлением).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: