Межевой план земельного участка: Росреестр 2021

Межевой план земельного участка: Росреестр 2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 августа 2021 г. “Рубрика “Вопрос-ответ”: Как и для чего проводится межевание земельного участка?”

Собственникам земельных участков, у которых не определены границы, Росреестр рекомендует провести межевание и внести уточненные сведения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Почему это важно? В настоящее время закон не предусматривает никаких ограничений за отсутствие межевания. Всё осуществляется исключительно в добровольном порядке. Если у собственника нет межевого плана, это не послужит основанием для ограничения прав.

В то же время нужно иметь в виду, что межевание гарантированно избавит собственников от многих юридических проблем. Практика показывает, что именно отсутствие точно определенных границ является причиной большинства конфликтов между владельцами смежных земельных участков. Но если вы проводите межевание, в ЕГРН вносятся точные границы вашего участка. Таким образом вы защитите свои права и сведёте к минимуму возникновение земельных споров.

Наличие границ позволяет без лишних проблем совершать с участком любые операции и сделки. Например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четко определенных границ.

Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. Кроме того, ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.

При этом если собственники решат разделить земельный участок, то это также возможно только при наличии установленных границ.

Как узнать, внесены ли в ЕГРН границы земельного участка?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: “Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства”.

Получить выписку можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, а также на сайте подведомственного ФГБУ “ФКП Росреестра”.

Также можно воспользоваться сервисом “Публичная кадастровая карта” (ПКК). Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка “Без координат границ” или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены.

Как уточнить границы участка?

Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. Следующий этап – ознакомление с результатами замеров. Далее – процесс согласования границ с владельцами смежных участков.

В результате проведения работ кадастровый инженер подготавливает межевой план, содержащий сведения о характерных точках границы земельного участка.

Какие нужны документы?

Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка так, как хочется собственнику. Для проведения работ потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.

Читайте также:  Кадастровый паспорт на квартиру и земельный участок отменили в 2017 году

Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании. Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

Дополнительные разъяснения даны по ссылке. Документами, определяющими местоположение границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:

– ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

– планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

– документы по территориальному планированию муниципальных образований;

– проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Как согласовать границы участка с соседями?

Мало уточнить местоположение границ участка – необходимо согласовать его с правообладателями смежных, то есть соседских участков. Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.

Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.

Далее документы необходимо передать в Росреестр. Государственные регистраторы проведут правовую экспертизу, и если всё будет в порядке, то сведения о границах участка будут внесены в ЕГРН. При наличии обоснованных возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде. Кадастровый инженер, проводивший межевание, также может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.

Обзор документа

Собственникам участков, у которых не определены границы, Росреестр рекомендует провести межевание и внести уточненные сведения в ЕГРН. Разъяснено, как это сделать.

Росреестра от 20.07.2021 N 18-02191/21

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 20 июля 2021 г. N 18-02191/21

Управление кадастровых работ и землеустройства Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направляет информацию, касающуюся изменений порядка осуществления кадастровой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 120-ФЗ), в целях доведения до сведения кадастровых инженеров.

I. Изменения, внесенные Законом N 120-ФЗ в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон N 221-ФЗ).

1. В пункте 9 части 2 статьи 29.1 и части 5 статьи 33 Закона N 221-ФЗ исключена обязанность кадастрового инженера по предоставлению в орган регистрации прав актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных кадастровым инженером в ходе выполнения кадастровых работ.

2. Уточнены случаи, являющиеся основанием для исключения кадастровых инженеров из саморегулируемой организации кадастровых инженеров, предусмотренные частью 15 статьи 29 Закона N 221-ФЗ, в том числе:

из трехлетнего срока неосуществления кадастровым инженером кадастровой деятельности, предусмотренного пунктом 7 части 15 статьи 29 Закона N 221-ФЗ, исключен период нахождения кадастрового инженера в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

Читайте также:  Как узнать кадастровый номер по адресу объекта недвижимости?

исключен предусмотренный пунктом 8 части 15 статьи 29 Закона N 221-ФЗ случай “за непредставление кадастровым инженером в орган регистрации прав актов согласования местоположения границ земельных участков”.

3. Пунктом 2 части 1 статьи 31, частью 1 статьи 33 Закона N 221-ФЗ установлена возможность для кадастрового инженера осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора в качестве работника федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав.

4. С 28.10.2021 пунктом 8 статьи 13 Закона N 120-ФЗ устанавливается возможность проведения согласования местоположения границ в индивидуальном порядке в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц – участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется (часть 7 статьи 39 Закона N 221-ФЗ).

5. Подпунктом “б” пункта 7 статьи 13 Закона N 120-ФЗ статья 36 Закона N 221-ФЗ дополнена частью 2.1, которой установлена возможность обращения кадастровых инженеров в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета без доверенности и установлены случаи, при которых договор подряда на выполнение кадастровых работ может содержать условие об обязанности кадастрового инженера представлять в орган регистрации прав без доверенности документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ).

II. Изменения, внесенные Законом N 120-ФЗ в Закон N 218-ФЗ.

1. С 01.01.2023 вступает в силу пункт 19 статьи 1 Закона 120-ФЗ, который вносит в статью 20 Закона 218-ФЗ соответствующие изменения и устанавливает использование кадастровым инженером электронного сервиса “Личный кабинет кадастрового инженера” без взимания платы, за исключением случаев использования указанного сервиса в целях помещения на временное хранение в электронное хранилище межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, карты (плана) объекта землеустройства, подготовленных кадастровым инженером:

межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории, карта (план) объекта землеустройства из электронного хранилища могут быть получены в электронной форме бесплатно изготовившим такие документы кадастровым инженером посредством использования электронного сервиса “Личный кабинет кадастрового инженера” в установленном органом нормативно-правового регулирования порядке;

кадастровый инженер посредством использования электронного сервиса “Личный кабинет кадастрового инженера” будет вправе направлять запросы о предоставлении сведений и информации, необходимых для выполнения им кадастровых работ, в государственные информационные системы, содержащие сведения, которые могут быть получены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

2. Предусмотрено утверждение органом нормативно-правового регулирования перечня критериев, по которым с 01.01.2023 будет осуществляться предварительная автоматизированная проверка кадастровым инженером межевых планов, технических планов, актов обследования, карт-планов территорий, карт (планов) объектов землеустройства, подготовленных кадастровым инженером.

3. В целях повышения информированности кадастровых инженеров о решениях, принятых органом регистрации прав на основании подготовленных ими документов, изменениями, внесенными Законом N 120-ФЗ в часть 5 статьи 20 Закона N 218-ФЗ, предусматривается, что орган регистрации прав с 01.01.2023 должен будет уведомлять кадастровых инженеров посредством электронного сервиса “Личный кабинет кадастрового инженера” в случае:

1) приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо государственного кадастрового учета, если решение о таком приостановлении принято органом регистрации прав по результатам рассмотрения документов, подготовленных кадастровым инженером, в том числе в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости, на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона N 218-ФЗ;

Читайте также:  Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2021 году

2) выявления ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, содержащейся в подготовленных кадастровым инженером межевом плане, техническом плане, акте обследования или карте-плане территории, воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости.

Росреестра от 15.02.2021 N 14-02039/21@

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 15 февраля 2021 г. N 14-02039/21@

В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрено письмо, в связи с чем сообщаем.

1. Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях:

отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка;

по решению суда.

Если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ, осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается (пункт 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).

Таким образом, в случае, если в ЕГРН содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, определенные в системе координат, отличной от системы координат, в соответствии с которой осуществляется ведение ЕГРН (вне зависимости от периода времени, в котором установлено местоположение границ объекта недвижимости), такие границы считаются не соответствующими требованиям, установленным на основании Закона N 218-ФЗ, и в отношении таких земельных участков возможно выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ.

Частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ установлено, что воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки; исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно пункту 13 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных действующим в настоящее время приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее – Требования), в случае, если в ходе кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки в состав межевого плана включается раздел “Заключение кадастрового инженера”, в котором приводится обоснование наличия ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и обоснование уточненного в связи с исправлением такой ошибки местоположения границ земельного участка.

В качестве обоснования наличия ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” должна быть приведена информация, подтверждающая несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка, документам, являющимся согласно части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ и пункту 70 Требований основанием для определения их местоположения при уточнении, а в случае отсутствия таких документов должно быть приведено обоснование несоответствия местоположения таких границ границам земельного участка, существующим на местности 15 и более лет, в том числе должна быть приведена информация об объектах искусственного происхождения, которыми закреплены на местности фактические границы земельного участка, из каких источников получена информация о том, что они существуют на местности 15 и более лет, при этом указание, например, на то, что подобная информация получена “со слов заказчика” не является достаточным обоснованием.

Читайте также:  Кадастровый план земельного участка: Росреестр 2021

При этом отмечаем, что часть 1 статьи 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон N 221-ФЗ) предусматривает при наличии вины ответственность кадастрового инженера за несоблюдение требований Закона N 221-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

Дополнительно сообщаем, что проектом федерального закона N 962484-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” и иные законодательные акты Российской Федерации” (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21.07.2020) планируется статью 61 Закона N 218-ФЗ дополнить частью 7.5 следующего содержания:

“7.5. В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее – иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков – также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости.”.

2. Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” (вступил в силу с 16.09.2019) внесены изменения в том числе в часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, согласно которым проект межевания территории исключен из перечня оснований для определения местоположения границ земельных участков при их уточнении. В связи с этим положения Требований должны применяться только в части, не противоречащей Закону N 218-ФЗ.

В настоящее время Росреестром ведется работа по переизданию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 N 131 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” Требований.

3. Исходя из положений части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, внесение в ЕГРН сведений о категории земель осуществляется на основании принятого органом государственной власти или органом местного самоуправления решения (акта) об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Читайте также:  Кадастровая стоимость земельного участка по кадастровому номеру - Росреестр

Согласно пункту 50 Требований сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите “4” раздела “Сведения об образуемых земельных участках” межевого плана должны соответствовать сведениям ЕГРН о категории земель исходного земельного участка; сведения о категории земель земельного участка, образуемого из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, указываются при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (копия такого документа включается в состав приложения к межевому плану).

Принимая во внимание положения статей 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – Схема), являющиеся основанием для государственного кадастрового учета в том числе земельного участка, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена, содержат информацию о категории земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок, полагаем, что в комментируемом случае сведения о категории земель образуемых земельных участков указываются в межевом плане на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решения об утверждении Схемы.

В соответствии с частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) проект межевания территории включает в себя сведения в том числе о виде разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК.

Согласно пункту 51 Требований:

вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

в таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе “3” строки “4” реквизита “4” раздела “Сведения об образуемых земельных участках” межевого плана на основании в том числе решения об утверждении проекта межевания территории.

Таким образом, сведения о виде разрешенного использования образуемых земельных участков указываются в межевом плане на основании проекта межевания территории, если такой вид разрешенного использования определяется, устанавливается или изменяется проектом межевания территории.

Росреестр разъяснил порядок определения границ земельного участка

“Практика показывает, что именно отсутствие точно определенных границ является причиной большинства конфликтов между владельцами смежных земельных участков. Но если вы проводите межевание, в ЕГРН вносятся точные границы вашего участка. Таким образом вы защитите свои права и сведете к минимуму возникновение земельных споров”, – пояснили в Росреестре.

Наличие четко установленных границ позволяет без лишних проблем совершать с участком любые операции и сделки. Кроме того, межевание поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади.

“Ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога”, – добавили в ведомстве.

Как узнать, внесены ли в ЕГРН границы земельного участка?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: “Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства”.

Получить выписку можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, а также на сайте подведомственного ФГБУ “ФКП Росреестра”.

Также можно воспользоваться сервисом “Публичная кадастровая карта” (ПКК). Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка “Без координат границ” или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены.

Как уточнить границы участка?

Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

Читайте также:  Как узнать кадастровый номер квартиры по адресу онлайн

Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.

После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.

Какие нужны документы?

Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

– ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

– планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

– документы по территориальному планированию муниципальных образований;

– проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Как согласовать границы участка с соседями?

В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.

Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.

Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

Что такое межевание участка и как его провести

Проблемы с поиском?

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Найдено объектов

Кадастровый номер Адрес объекта
Выбрать

Что такое межевание знает специалист, имеющий лицензию на проведение работ. Межевание – это установка границ земли (участка) для определения площади и координат.

Понятие появилось во времена во времена Киевской Руси, феодалы устанавливали границы владений. Геодезический способ определения границ помогал отметить земли, отведенные для сенокоса, под лес, пашни.

Вы узнаете как провести межевание земельного участка, которое выступает частью земельно-кадастровых отношений, благодаря чему можно рационально использовать земельные ресурсы.

Как провести межевание участка

Геодезический способ определения границ проводится в несколько этапов, специалист во время работ руководствуется Инструкцией по межеванию ЗУ. В документе прописывается порядок работ, на что инженеру нужно обратить внимание, как правильно оформить измерения.

Читайте также:  Узнать кадастровую стоимость квартиры по адресу - сервис Росреестра

Как провести межевание участка:

  1. Заказать выписку из ЕГРН
  2. Вызвать кадастрового инженера на тот участок, который нужно размежевать.
  3. Согласовать процедуру с соседями.
  4. Составить межевой план.
  5. Подать план в Росреестр.

После проведения межевания садового участка границы будут внесены в кадастр недвижимости.

Что такое межевание земельного участка

Что такое межевание ЗУ – это официальное установление границ надела. Инженер определяет размер участка, оформляет показатели документально. Зачем проводят межевание садового участка – это позволяет защитить землю от посягательств, восстановить границы в случае их нарушения.

Для чего нужно межевание границ участка

Зачем проводить межевание границ земельного участка – процедура нужна для получения межевой карты, в которой отображаются такие данные, как площадь, координаты конечных точек, схема территории.

Также процедура нужна для достижения таких целей:

  1. Выделение границ ЗУ, их обозначение.
  2. Формирование сведений в единой базе кадастрового учета.
  3. Проведение сделок, связанных с наделом (купля-продажа, передача по договору дарения, приватизация).

Проведенные работы помогут приложить материалы к делу суда (при необходимости) либо избежать судебных споров и разбирательств, узнать кадастровую стоимость земли.

Порядок и проведение межевания земли

Как правильно провести межевание земельного участка знает инженер, самостоятельно сделать это невозможно. Работа состоит из пяти этапов.

Этап первый – заключение соглашения

Работа выполняется в соответствии с Инструкцией, утвержденной в 1996 году. Проводить замеры имеют право компании, имеющие лицензию, в процессе используется специальное оборудование. Сроки, условия, порядок проведения, обязанности сторон, ответственность прописывается в договоре. Для проведения правильных замеров рекомендуется пригласить двух инженеров.

Этап второй – межевание

Провести межевание участка дома поможет инженер, владелец предоставляет нужный пакет документов. Примите во внимание: все манипуляции начинаются после согласования работ с соседями.

Этап состоит из таких видов работ:

  1. Получить выписку из Росреестра
  2. Подготовка земли.
  3. Беседа с соседями.
  4. Установка границ (с соседями составляется акт соглашения).
  5. Определение координат межевых знаков.
  6. Съемка.
  7. Подготовка плана (в нем прописываются точные границы).

Завершающий момент этапа – формирование плана.

Этап третий – получение плана

План межевания земельного участка содержит графическую и текстовую часть. здесь прописываются результаты проделанной инженерами работы.

Этап четвертый – обращение в Росреестр

Задача будущего собственника – поставить ЗУ на кадастровый учет. Для этого пакет документов подается в регистрационный орган. Что нужно предоставить:

  1. Обращение (заявление подается в письменном виде).
  2. Документ, удостоверяющий личность (только паспорт гражданина РФ).
  3. План межевания.
  4. Выписка из ЕГРН на земельный участок

Если от лица хозяина действует доверено лицо, обязательно наличие заверенной доверенности. План межевания может быть как на бумажном носителе, так и в электронном виде. На внесение данных в государственный кадастр недвижимости потребуется 10 рабочих дней.

Этап пятый – формирование прав собственности

Обязательно ли проводить межевание земельного участка – да, обязательно, ведь без этой процедуры узаконить права на надел не получится. Документы, подтверждающие право собственности можно получить в Росреестре или в МФЦ

Какие документы нужны для оформления земли

Пакет документов зависит от того, кто подает обращение – физическое или юридическое лицо. Если в роли собственника выступает физическое лицо, нужно подготовить такие документы:

  1. Паспорт (оригинал и копия).
  2. Справки, подтверждающие право собственности.

Если это юридическое лицо, помимо вышеуказанных бумаг нужно приложить учетную карточку предприятия, документ на здание.

Важно! Самый первый шаг – это заказ выписки из ЕГРН, ее вы можете поулчить на официальном сайте Росреестра – rosreestor.com

Сроки оформления проекта межевания земельного участка

Нужно ли проводить межевание земельного участка – нужно, а проект будет оформлен в такие сроки:

  1. От 10 дней до двух недель – в рамках города.
  2. От 21 дня до одного месяца – территории городских, сельских поселений, прилегающих зон.
Читайте также:  Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории

Сроки указаны в рабочих днях.

Сколько стоит план межевания

Цена зависит от того, какое количество участков будет использоваться, какой объем работы будет выполнен. Сколько стоит план межевания:

  1. Один участок – сумма от 6 тысяч рублей.
  2. Площадь надела до 4 тысяч м² – сумма от 6 тысяч рублей.
  3. Регистрация прав – сумма от 9 тысяч рублей.
  4. Подготовка документации – сумма от 14 тысяч рублей (сюда входит регистрация).
  5. Съемка надела – сумма от 14 тысяч рублей.

Сумма съемки зависит от масштаба типографического изображения, какую площадь земли он охватывает.

“Письмо” Росреестра от 09.10.2020 N 13-00290/20 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 9 октября 2020 г. N 13-00290/20

ОБ ИЗМЕНЕНИИ
ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрело обращение по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, и сообщает.

В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее – Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе “Заключение кадастрового инженера” приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее – Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.

Читайте также:  Постановка земельного участка на кадастровый учет в 2021 год

Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане.

Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в текстовой части проекта межевания территории указывается в том числе вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; вид (виды) разрешенного использования лесного участка (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 254-ФЗ) виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, указанных в статье 2 Закона N 254-ФЗ, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.

Пунктом 35 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564, в разделе 2 “Проект межевания территории. Текстовая часть” должна содержаться информация о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства, проектируемых в составе линейного объекта, а также существующих земельных участков, занятых линейными объектами и объектами капитального строительства, входящими в состав линейных объектов, в соответствии с проектом планировки территории.

Дополнительно полагаем необходимым отметить, что проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 496293-7 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)” (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года) предлагается установить случаи, при которых вид разрешенного использования образуемых земельных участков может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка.

Начальник Управления
законодательства в сфере
регистрации недвижимости
и кадастровой деятельности
Э.У.ГАЛИШИН

Письмо Росреестра от 17.11.2020 №13-00408/20 “О согласовании местоположения границ земельных участков”

24 ноября 2020 года, 11:50 просмотров: 3640 » Приказы и письма Росреестра

Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее – Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Читайте также:  Узнать кадастровый номер земельного участка по адресу онлайн

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Исходя из положений статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), смежными являются земельные участки, имеющие общую (смежную) часть границ, то есть когда часть границ одного земельного участка одновременно является частью границ другого земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

Согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 3 и 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ “земли” не являются объектами недвижимости, объектами государственного кадастрового учета и объектами государственной регистрации права.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено необходимости согласования местоположения границ земельных участков в случае, если смежными с земельным участком являются “земли”.

При этом в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ смежного земельного участка или в связи с выполнением кадастровых работ уточняется местоположение отдельных частей границ смежного земельного участка, описание местоположения границ которого (в том числе при наличии координат характерных точек границ такого участка) не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), или необходимо внесение изменения в такую общую границу (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), согласование местоположения таких частей границ земельных участков является обязательным.

Кадастровый инженер за внесение заведомо ложных сведений в межевой план несет административную ответственность в соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, а ненадлежащее исполнение кадастровых работ, предусмотренных договором подряда, влечет гражданско-правовую ответственность кадастрового инженера, предусмотренную статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Дополнительно отмечаем, что письма Управления не являются нормативно-правовыми актами, а лишь выражают позицию Управления по тем или иным вопросам, в связи с чем не могут устанавливать обязательных для исполнения требований, в том числе в отношении территориальных органов Росреестра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: